Сочинение надо писать, используя примеры из изучаемых по школьной программе произведений, иначе это сочинение будет оценено очень низко



Скачать 43.87 Kb.
Дата03.05.2016
Размер43.87 Kb.
ТипСочинение
Как написать сочинение

Вопросы, заданные человечеству войной

Сочинение надо писать , используя примеры из изучаемых по школьной программе произведений, иначе это сочинение будет оценено очень низко.

Используя приведенные примеры. можно составить план, в подпунктах главные мысли плюс указание произведения, на которое будете ссылаться.

Или же читая сочинения здесь, может что-то натолкнет на собственные мысли.

Война самое страшное, что может быть. Это массовое убийство на глазах всего мира и это можно назвать узаконенным явлением , то есть разрешенным убийством. Понять, как в наше время можно бомбить с самолетов, пытать людей, записывать казни на видеопленку, я не понимаю. Мне всегда казалось, что война это что-то очень далекое, это то, что больше никогда не будет, ведь уроки Второй мировой войны, атомная бомабрдировка японцев, Вьетнам это заставляет замирать от ужаса миролюбивых людей. Но нет, тот у кого оружие, делает законы, это настоящие маньяки, потому что я и тот и еще этот в здравом уме не будет причинять физическую боль и душевные страдания другим себе подобным.

Как понять, что мир становится безумным за небольшое время, безумцы правят балом, а кто же остальные? Это равнодушные, это толпа, которую интересуют хлеб и цирк, которая состоит из нас самих, это мы сами. Мы умеем многое, мы пытаемся понять, мы разбираемся, мы судим и мы наказываем. Но мы не делаем выводов. Проходит немного времени и человек забывает, он живет по принципу "хата с края", меня не касается чужая боль, я этого не вижу. Совсем недавно российские СМИ рассказывали о двух школьницах глумившихся над холокостом. После поездки в Освенцим девочки плакали. И есть самый это главный вопрос, задаваемый войнами на земле "Люди, где ваша память?". Человек впадает в беспамятство, когда ему очень удобно. Не удивительно, жить с трагедией в сердце долгое время невозможно, но ведь человеческий век короток, а жизнь бесконечна. Как-будто человек пытается уравнять своей век и время бесконечности. И снова погоня за невозможным, эта погоня не оставляет человеку времени помнить. Но есть руки, которые могли бы вместо "розовых" очков взять один кирпич, потом другой и построить книгу памяти о войне. Но как не оставлять книгу надолго без прочтения? Как?

Вопросы, заданные войной остаются без ответа. Никто не дает ответ, почему вновь и вновь человек идет убивать, а остальные взирают на военные конфликты с тайной надеждой, что это пройдет мимо их. Почему мы так быстро забываем? Я не знаю ответа.

Вопросы, заданные человечеству войной

Школьное сочинение на тему "Вопросы, заданные человечеству войной" может охватывать огромный пласт проблем, с которыми сталкивается человечество во время этих страшных событий. Вся история человечества связана с войнами. С одной стороны, говорят, что войны ведут человечество к прогрессу, развиваются технологии, ведь ни что так не стимулирует человека к действию и анализу, как чувство самосохранения. Но в то же время войны - это и разрушение культурных ценностей, удар по морали и нравственности, повышение жестокости и агрессии, трагедии внутри семей, которые долго будут давать о себе знать, это уход из общества лучших людей, это экономический спад, это нарушение экологического равновесия. Война это победа одной стороны и поражение другой. Это диктат одного народа над другим. Война показывает свою бессмысленность, потому что она сама по себе противоречит всем тем принципам, которые закладываются в мирное время. Война не решает проблемы, а больше создает их. Война от бездумия и бессилия кучки людей, имеющих власть. Можно привести пример из истории, как Павел I, поняв суть войны, решил написать европейских монархам и правителям письмо, вызывая их на дуэль друг с другом, чтобы их споры не затрагивали жизни их подданных и благополучие их государств.



Вопросы, заданные человечеству войной

Как написать зависит от того много ли вы книг знаете про войну. Если парочку знаете можно писать по ним.

Сначала пишите вступление просто про то, что на Земле постоянно идут войны далее немного про книгу. Про эпизод конкретно который поразил вас. Хорошо если про ваших сверстников удобно сделать аналогию с нашим временем.

Далее постепенно переходите на современное общество и описывайте военные конфликты последних десятилетий. В особенности про Украину.

Далее все просто - пишите заключение, в котором расскажите, что война - это все равно, что смерть с косой,она косит все доброе и человечное, что достигалось годами, все вмиг рушится и обращается в прах. Люди любившие друг друга или просто мирно жившие рядом, ненавидят и убивают друг друга. И кому-то от этого всегда есть выгода. Потому что на смерть посылают солдат, часто - молодых ребят, матери теряют детей, жены мужей, а те кто послал их на смерть, сидят дома и смотрят на это по телевизору и им нет дела сколько человек гибнет из-за идеи фикс или их алчных замыслов.

Война изменяет мирный ход истории,препятствует развитию всех людсих благ , разрушает и приводит к праху все то что создавали годами.

Еще ввернула бы, что развитие всех цивилизаций идет по спирали и не одна уничтожена. Так может человечество в конце концов ответит на вечный вопрос войны - НЕТ!

Вопросы, заданные человечеству войной

Главной целью образованной сразу после Второй мировой войны Организации Объединенных Наций была ликвидация всех войн в перспективе. Сейчас такая цель кажется наивной и утопической. Но, возможно, в 1945-м году мир был ближе к ней, нежели сейчас. Так что слишком издеваться не стоит - мы не жили тогда.

А вообще однажды серьезные историки решили задаться следующим вопросом: сколько времени человечеству удавалось обходиться вообще без единой войны и вооруженного конфликта? Как говорится, подсчитали - и прослезились. В сущности, воевать и завоевывать, убивать и быть убитыми заложено в людской природе.

Отсюда, собственно говоря, и вытекает первый вопрос ко всему человечеству - возможно ли переломить эту негативную тенденцию, исправить несовершенную человеческую природу? И ответ на него, увы, напрашивается, скорее, отрицательный, чем положительный.

Люди так устроены, что им все мало, хочется еще. Это касается и зрелищ, и жизненного пространства, и острых впечатлений. К тому же, недаром некоторые писатели открыто называли человека самым опасным из всех животных - ведь он наделен разумом и весьма изобретателен в делании зла. Потому что в делании добра невозможно быть изобретательным - ты творишь добро потому, что не можешь иначе, ты таков по натуре. А волосы встают дыбом, когда узнаешь, сколько видов пыток и казней существует в мире. Вот где разгулялась изощренная фантазия самого опасного из всех животных! Так что воевать, видимо, человечество не прекратит никогда. Вот и мальчишки в свое время играли в «войнушку», как бы примеряя на себя роль будущего воина.

Другой вопрос - цена человеческой жизни. Есть ли она? Существует красивая легенда о том, что когда падает звезда с ночного неба - это своего рода напоминание - оборвалась, закончилась чья-то жизнь. И это трагедия, потому что пока человек жив - всё или очень многое еще можно исправить. Войны же, объективно говоря, послужили привыканию к смерти, боли, ужасу. Мы потеряли порог приличия и меры.

Имеются даже подсчеты, сколько времени жил рядовой, необстрелянный солдат на передовой в первые месяцы Великой Отечественной войны. Счет шел даже не на минуты - на секунды. На войне у солдат детская психология: день пережит - и, слава Богу. Не убили сегодня - авось, не убьют и завтра. Солдат живет одним днем. Наше сознание не может вместить информацию о сотнях и тысячах убитых, отторгает ее, ибо это слишком страшно и запредельно. И даже в так называемой «мирной» жизни мы, к сожалению, тоже привыкаем к ДТП, ЧП и всяким форс-мажорным ситуациям.

Наконец, третий вопрос - можно ли если уж не отказаться от войн совсем, то хотя бы свести жертвы, приносимые на алтарь победы, к минимуму, не посылать солдат на убой? Опыт некоторых отечественных полководцев и военачальников показывает, что да, это возможно. Особенно когда будущий маршал сам прошел путь к этому высокому званию от рядового солдата и знает не понаслышке, насколько тяжела эта ноша. Но есть и те, кто предпочитает воевать не умением, а числом.

Недаром иные историки до сих пор упорно предпочитают утверждать, что мы победили в той войне только потому, что завалили Европу трупами, что располагали огромными человеческими ресурсами, каких не было у побежденной в конечном итоге Германии. Своя правда в этом утверждении есть, отрицать трудно. Но решения принимает командир - причем, на месте, в экстремальной ситуации. И иногда он вынужден поступать по принципу наименьшего зла, чтобы не допустить наибольшего, например, послать на верную смерть одну группу бойцов, которые, ценой своих жизней, спасут целую армию.

Да, война ставит немало вопросов. Жаль только, что не всегда на них есть готовые ответы, если они есть вообще.



Сочинение «Недаром помнит вся Россия»

Есть в истории России событие, которое показывает всему миру силу русского народа. Эта сила заключается в его единстве. Яркий пример  этому заключен  в героической и справедливой войне 1812 года против нашествия армии Наполеона.  Война длилась полгода. Но события, развернувшиеся под Москвой, Смоленском, Бородинское сражение  навсегда  вошли в историю русского народа.  

Что мы знаем о  войне, которая проходила 200 лет тому назад? Кто защищал рубежи родной земли? Какими они были, защитники Родины, наши потомки?

Вся война 1812 года была народной, потому что она решала судьбу русского народа. И армия, и народ сражались с небывалым подъемом.   По стране стали создаваться      народные  объединения из разных слоев населения. Поднимала народ на борьбу с   врагом любовь к Родине, к земле своих предков, к святыням, к домашнему очагу.  В   обстановке патриотического подъема, который охватил всю страну,  Александр I  издал манифест о создании ополчения для подкрепления войск и защиты Отечества, которые должны были стать  серьезным резервом для армии. Туда входили крепостные крестьяне и другие слои населения. Первые ополчения были сформированы в Смоленской губернии (вступило больше 13 тысяч ратников), в Московской губернии – около 34 тысяч, в Тверской губернии – почти 16 тысяч.



Сочинение «Недаром помнит вся Россия»
Большую роль в формировании   ополчения сыграл М.И.Кутузов. Большой опыт, высокий авторитет, неутомимая энергия позволили Кутузову в короткий срок создать Петербургское ополчение.  По его предложению было образовано два комитета: устроительный и экономический.  Они занимались приемом ополченцев, формированием дружин, снабжением оружием, обмундированием, сбором пожертвований от населения. Все свои силы, знания и боевой опыт  отдавал Кутузов обучению ополченцам.    Ополченцы должны были знать свое место в ряду и шеренге, уметь правильно заряжать, стрелять и действовать штыком, знать повороты, построение фронта, колонн и отделений.   Одеты они были  в крестьянскую одежду: рубаха с косым воротом, длинный серый кафтан, шаровары из сукна, сапоги и фуражка с крестом.

 Кутузов выделил отряд для действий в тылу врага под руководством Д. Давыдова, отряд которого нарушал пути сообщения врага, освобождал пленных, воодушевлял местное население на борьбу с захватчиками. По примеру отряда Денисова к октябрю 1812 года действовало З6 казачьих, 7 кавалерийских, 5 полков пехоты, 3 батальона егерей и другие части.

 В августе 1812 года М.И.Кутузов был назначен главнокомандующим армии. У него был свой план активных действий против Наполеона – генеральное сражение. Но это сражение  он намечал дать при значительном пополнении армии резервами. Такими реальными резервами были Московское и Смоленское ополчения. А пока он продолжал оставлять Москву. Повсеместно вооружался весь народ. «Ну, слава Богу, вся Россия в поход пошла», - сказал за Москвой И.Д.Якушкину старый солдат, точно определив смысл перелома в ходе войны.

 Первое боевое крещение приняли ополченцы в боях под Смоленском, а затем и в Бородинском сражении.  Французский офицер Винтурин  вспоминал: «И вдруг высокий лес ожил и завыл бурею. Семь тысяч русских бород высыпало из засады. Со страшным криком, с самодельными пиками, с домашними топорами они кидаются на неприятеля, как в чащу леса, и рубят людей, как дрова».

Бородинское сражение — это картина невероятного подвига русской армии.   Этой теме были посвящены многие произведения русских писателей и поэтов. События Бородинского сражения отражены в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»: «…Ведь были ж схватки боевые,

Да,говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!»

 В романе «Война и мир» Л.Н.Толстой описывает это сражение, показывая, как солдаты отдавались   вдохновенному патриотическому порыву  жестокой необходимости отстаивать родину:    «На всех лицах светилась... скрытая теплота чувства». «Как из надвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей молнии скрытого, разгорающегося огня».

 Настоящими героями этой войны были простые люди: Тушин, Тимохин, Платов, Давыдов и  многие другие. Личность пламенного патриота и героя своего времени Дениса Давыдова раскрылась в тяжелую и тревожную для России пору, когда на чашу весов легла судьба России – Отечественную войну 1812 года. Он прославился как первый партизан войны, бравый, не ведавший страха гусар и опытный стратег.

 Писатель А.Барков  в своих  рассказах и романе  описывает  ратные подвиги Дениса Давыдова.  В романе «Денис Давыдов» полно и ярко раскрывается образ героя Отечественной войны 1812 года.   Отец Дениса   часто переезжал по долгу службы с места на место. Мальчик видел вокруг много удивительного и необычного: огни солдатских биваков, зов полковых труб, быстрые марши.  Дениса увлекали военные игры: огненные засады в тылу врага, внезапная яростная перестрелка, ночлеги в палатках у прибрежных костров. Он по-пластунски подползал к неприятелю, кричал оглушительно, наводя на врага страх. «С семилетнего возраста, - вспоминал Давыдов, - я жил под солдатской палаткой. Забавы детства моего состояли в метании ружьем и в маршировке, а верх блаженства – в езде на казачьей лошади…».

 Вот как описывает деятельность  Дениса Давыдова в  Г.Серебряков в романе «Денис Давыдов»: « Обосновав лагерь в густом березняке близ села Скугарева, Давыдов начал набеги на врага. Стремительным ударом было захвачено девяносто неприятельских солдат и офицеров, прикрывавших обоз с награбленными у жителей припасами. Едва завершили это дело и раздали поселянам изъятое у них силою добро, как скрытые заранее пикеты донесли, что к Токареву движется еще один вражеский отряд, причем по обыкновению своему следует совершенно беспечно, не выставив даже конных охранений.


— Ну, коли неприятель снова в гости пожалует, встретим! — сказал Давыдов».

О крестьянине села Павлова Рохтинской волости Герасиме Курине описывается в исторической хронике Н.Задонского «Денис Давыдов»: «…собрал мирской сход  защищаться против «нехристей». Мир единодушно поддержал Герасима, и тут же из двухсот человек составилась боевая партизанская дружина. Командиром избрали Курина; он славился как человек смелый, грамотный, умный… Скоро Герасим Курин располагал уже целым войском: у него было пять тысяч восемьсот партизан…Курин решил встретить неприятеля, дать ему «генеральное сражение».

 В эпилоге романа А.Барков  подводит итоги ратной судьбы Дениса Давыдова: «Глядя прямо в глаза смерти на полях кровопролитных сражений и в дерзких партизанских налетах на врага, стойко перенося невзгоды судьбы, Давыдов не унижался … свято и нерушимо веря до последних дней в Россию и русский народ». До сих пор звучат пламенные слова партизана-героя об Отечественной войне: «…Еще Россия не поднималась во весь исполинский рост свой, и горе ее неприятелям, если она когда-нибудь поднимется».

В романе   «Война и мир» Л.Н.Толстой  рассказывает и о подростках, которые хотели помочь партизанам, совершить подвиг, стать героями. Таким героем   показан Петя Ростов. Он попадает на войну совсем юным, и главная цель для него – совершить подвиг: «... Петя находился в постоянно счастливо-возбужденном состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого-нибудь случая настоящего геройства».


Война для  Пети – лишь приключение, возможность испытать себя. Ему не страшно:     Петя должен обязательно быть в центре событий, на передовой, чтобы осуществить свою заветную мечту – совершить подвиг, героический поступок.    В партизанском отряде бойцы любят Петю, относятся к нему по-отечески. Но Ростов стремится выглядеть старше своих лет, доказать окружающим, что он уже взрослый и самостоятельный.                           В его поступках, разговорах мы видим, насколько велико желание Пети совершить подвиг во что бы то ни стало, насколько огромна его любовь к людям.

 Прошло 200 лет со дня Бородинского сражения, а память об этих событиях жива. Эпоха 1812 года, подвиги русских солдат, офицеров, подвиги русского народа будут переходить из поколения к поколению, из века в век.



Сочинение «Цель в жизни человека»  

Все мы к чему-то стремимся в своей жизни. Хотим кем-то стать, что-то иметь, где-то побывать. Цель в жизни – это маяк, без которого легко потеряться на жизненном пути. Поэтому очень важно правильно определить, в каком направлении стоит двигаться. На мой взгляд, целью в жизни может быть то, что ты хочешь, что позволяет тебе развиваться, а также приносит пользу другим людям.

Цель обычно означает конечный результат. Например, мы учимся, чтобы получить необходимые знания и аттестат. Однако, в процессе обучения мы проводим множество незабываемых минут и часов, испытываем положительные эмоции, проходим испытания. Сам процесс учебы – важный и интересный, мы развиваем свои способности, учимся общаться. А те, кто просто «отбывает номер», ходят в школу, только потому что нельзя не ходить, избегают принимать участие в школьной жизни, очень многое теряют. Получается, что путь к цели так же важен, как и сама цель!

Еще часто говорят, что цель отличается от мечты тем, что она требует от нас активных действий. Но мне кажется, мечты очень помогают нам в определении того, чего бы мы хотели добиться в жизни. Цели рождаются из мечтаний. В мечтах можно быть свободным, не думать об ограничениях и невозможности получить желаемое. И когда чувствуешь, что это оно – то, что важно для тебя в жизни, пора превращать мечту в цель – придумать, как ее добиться, и действовать!

Цели бывают большими и маленькими, благородными и эгоистичными, но они ведут нас по жизни. Говорят, человек останавливается в развитии, когда ему не к чему стремиться. Каждая новая цель – это способ изучить что-то неизвестное, освоить новые навыки, развить свои способности и таланты. Однако, важно, чтоб наши цели не вредили нам – не отнимали всего времени и не портили наши отношения с близкими, а также не причиняли никому вреда.

Что касается меня, моей следующей большой целью в жизни будет получение хорошей профессии. Я считаю, это очень важный и ответственный шаг, ведь любимая работа делает жизнь человека по-настоящему интересной, а неподходящая превращается в тяжкое бремя. Я хочу, чтоб моя будущая профессия была связана с общением с людьми. Скорее всего, я пойду учиться на психолога, я думаю, у меня есть способности понимать и помогать людям. Конечно, у меня есть еще много менее глобальных целей – купить вещи, которые мне нравятся, съездить заграницу, водить машину… Некоторые из них еще находятся на стадии мечтаний, но я верю, что мечта дает нам вдохновение для достижения наших жизненных целей!



Сочинение «Здоровый образ жизни»

Сегодня в обществе все больше людей борются за здоровый образ жизни. Они не курят, занимаются физкультурой, не едят вредных продуктов. Их главная цель – сберечь здоровье, чтобы вести активную жизнь и дольше прожить.

Здоровый образ жизни включает в себя несколько составляющих. Если человек хочет следовать такому образу жизни, он отказывается от вредных привычек. То есть не курит, не принимает наркотики, не пьет алкоголя или употребляет его понемногу.

Еще такой человек специально гуляет на свежем воздухе, регулярно проветривает квартиру, делает зарядку или пробежку по утрам, занимается каким-нибудь видом спорта. Так он поддерживает свое тело в хорошей спортивной форме.

Еще один фактор здорового образ жизни – это здоровое питание. Люди, которые его практикуют, соблюдают режим приема пищи, стараются есть только натуральные продукты. Они как можно меньше едят фаст-фуда, продуктов с красителями и консервантами. У них на столе много свежих овощей и фруктов. Чтобы не вредить организму, такие люди ограничивают себя в жирной, жареной, копченой пище. Ведь вкусная еда не означает, что она полезна.

Люди, которые борются за здоровый образ жизни, стараются жить так, чтобы было поменьше стрессов. Они учатся не волноваться по пустякам, не портить себе нервы. Ведь, как говорится, нервные клетки не восстанавливаются.

Я считаю, что здоровый образ жизни – это хорошо, и поддерживаю его. Я и мои родители соблюдаем часть правил здорового образа жизни. Почему не все? Должна быть строгая дисциплина всем, а к этому трудно приучиться сразу. Но, может быть, когда-нибудь мы будем соблюдать и все правила. Ведь я тоже хочу быть крепким, сильным и здоровым, чтобы не тратить свою жизнь на болезни и лекарства.

Чем люди живы?

Вопрос, который вынесен в заголовок этого сочинения, взят из рассказа Л.Н.Толстого. Вопрос этот, пожалуй, актуален во все времена. Особенно в переломные, кризисные эпохи. Когда некоторые пытаются говорить о каком-то «золотом веке» русской истории, они просто не знают эту историю как следует.

Всегда в России всё было относительно – относительно людей, политики, внешних и внутренних отношений. И вообще всё зависит от внутренней установки каждого человека: если ты стоишь за добро, хочешь нести людям спокойствие и свет – значит, вокруг тебя в основном будут собираться добрые люди. Если наоборот – то станет больше зла.

Чем живы люди сегодня? Общество расслоено на богатых и бедных. Полноценный средний класс отсутствует. Это накладывает отпечаток на всю нацию, на весь народ. Но даже в этой, не вполне нормальной ситуации, всегда находятся те, кто доволен свои нехитрым уделом, кто стремится жить, а не выживать.

Например, те, кто обретается в провинции. Это очень специфическая среда: отношения между людьми пока еще добрее и сердечнее, тяга земли сильнее, а дыхание прогресса ощущается гораздо слабее, чем в столицах и центрах. Здесь люди заняты личным хозяйством, много времени проводят на свежем воздухе – собирают грибы и ягоды в лесу, потом заготавливают их на зиму.

Общение может показаться примитивным: все друг друга знают, встречаются часто, по несколько раз на дню. Еще бывают застолья по случаю каких-нибудь праздников или даже без них, когда собравшиеся за столом поют хором старые советские или русские народные песни. Вот этим и живы люди – памятью души и сердца, заботой о ближних, неискоренимым оптимизмом.

Что касается богатых, их жизнь, вроде бы, разнообразнее, но на поверку гораздо скучнее. Денег, как говорится, куры не клюют, на всё хватает, дом – полная чаша. А счастья – простого, человеческого – как не было, так и нет. И все развлечения и поездки – лишь способ разогнать тоску одиночества. А когда не удается – начинается обычное бытовое пьянство, а за ним деградация личности.

Представителям среднего класса есть, что терять. Они всего в жизни добились почти исключительно сами, не прогибаясь и не кланяясь. Поэтому дорожат тем, что имеют и расставаться не собираются. Живут, в основном, от зарплаты до зарплаты, но если зададутся целью, то могут скопить капитал в течение года на заграничную поездку. А так – преимущественно работа и дом. Катастрофически не хватает времени на самообразование, на то, чтобы прочесть давно отложенные книги.

Подростки и молодежь чаще всего предоставлены сами себе. Родители слабо представляют, чем живет и дышит их чадо. Хорошо, если рядом оказывается старший наставник, способный зажечь и увлечь – велопоходами, например или спортом вообще. Тогда ребята не будут прожигать время зря. Но в большинстве своем подрастающее поколение учится через пень-колоду – потому, что это надо родителям, приобщается к вредным привычкам, четких моральных принципов не имеет.

Интереснее всего живут люди творческих профессий. Для того, кто занят собственным творчеством, не важно, что происходит вокруг. Сначала он «варится в собственном соку», потом выходит к людям. И если есть отклик, возникает диалог – значит, человек талантлив, ему есть, что сказать окружающим, оставить частицу себя в этом мире.

Человек так устроен, что никогда не будет доволен тем, что уже имеет. Потому что иначе – духовная смерть гораздо раньше физической, как в известном рассказе Чехова «Ионыч». Пока мы живы – мы беспокоимся, радуемся, огорчаемся. Всегда находится то, что заставляет нас проявлять активность.

СПОР ПОКОЛЕНИЙ ВМЕСТЕ И ВРОЗЬ

В авторском предисловии к своему самому знаменитому произведению – философской сказке «Маленький принц» - французский писатель и летчик Антуан Сент-Экзюпери посетовал на то, что многие разногласия между взрослыми и детьми происходят по одной причине: «все взрослые когда-то были детьми, только мало кто из них об этом помнит». И с этим трудно не согласиться! А скольких слез и недоразумений можно было бы избежать, остановись вовремя родители в критике своего чада и вспомни себя в его годы. Только нет – «мы взрослые, мы всегда правы, мы хотим только добра».

Проблема «отцов и детей» стара, как мир. Когда-то она касается музыкальных вкусов и пристрастий, когда-то – политических взглядов, когда-то – литературных симпатий и антипатий. Чтобы сгладить остроту этой проблемы, от каждой из сторон требуется два умения – слушать и слышать. Слушают преимущественно все. А вот слышат – единицы. Только обнаруживается это поздно и некстати, когда конфликт уже вышел наружу и разгорелся, как бушующий костер.

Особенно наглядно проблема спора поколений обнаруживается, когда обращаешься к истории молодежных неформальных движений. Ученые придумали для них общий термин – контркультура. Сначала в послевоенную жизнь ворвались стиляги, про которых несколько лет назад у нас в стране сняли замечательный, лиричный и музыкальный фильм. Потом появились битники, которые передали эстафету хиппи. Затем настала очередь панков и металлистов.

Сегодня на слуху объединения готов и эмо. Так что обе культуры – традиционная культура «отцов» и контркультура «детей» - вынуждены как-то уживаться между собой. Не всегда им это удается. В советские годы рок-музыкой страшали маленьких детей, концерты приходилось устраивать в подвалах и на квартирах (отсюда из название – «квартирники»), на рок обрушивались всевозможные гонения. Эту музыку назвали безыдейной, не хотели замечать ее мощного социального звучания и гражданственности.

Бывают ли семьи, где обходится без «напряженки», без выяснения отношений на повышенных тонах, без рукоприкладства? Конечно! Но при нескольких условиях: если родители никогда не ругаются в присутствии детей, если не поднимают на них руку, если их мораль – ненавязчивая, добрая, сердечная, если все настроены помогать друг другу.

Спорить мы не перестанем никогда. Только любой спор бессмысленен, потому что редко кого можно переубедить, не сходя с места. Требуется время подумать и расставить все точки над «i». И добрая воля. И желание идти навстречу. Иногда человек, чужой по крови, вдруг становится роднее родного, и с ним ты начинаешь строить собственную семью. Так что ни от чего зарекаться тоже не надо…

Спор поколений: вместе и врозь


Во все времена на всех континентах среди прочих материальных и духовных ценностей, предающихся по наследству из поколения в поколение, есть та, от которой очень хочется избавиться, как от незаживающей раны, потому что ценностью её не назовешь. Это конфликт поколений. И он становится бедой, если разум уступает гордыне. Как навести мосты между зрелостью и юностью и разрубить дамоклов меч холодных, натянутых (порой до ненависти) отношений отцов и детей? Как идти по жизни: вместе или врозь? 

Ответ на этот вопрос мучительно ищут в семье родители, дети которых все дальше отдаляются, страдая при этом не меньше их. И, конечно же, писатели пытаются проникнуть в самые отдаленные уголки человеческого страдания от непонимания самых близких людей. Среди мастеров слова это И.С. Тургенев, рассказавший нам о горе родителей единственного своего ненаглядного сына Енюшки. Это и судьба самого автора, мать которого была деспотической женщиной, не считавшейся ни с писательскими способностями сына, ни с его собственной точкой зрения на что-либо, в том числе и на личную жизнь. Конечно же, Л.Н. Толстой, И.А. Бунин, рассказавшие нам о проблемах подросткового возраста. Среди современников полюбившийся мне английский писатель Николас Спаркс, о книге которого пойдет речь в моих рассуждениях по данной проблеме. 

Роман «Последняя песня» - гимн любви, проявляющейся во всем: во взгляде, в жесте, в слове, в музыке, - и распространяющейся на семью, на друзей, на братьев наших меньших. Но до такой любви надо дорасти, пробираясь, а иногда и продираясь сквозь неожиданные препятствия, которые жизнь тебе подбрасывает на каждом шагу. Дойти, отбрасывая спесь и гордыню, учась слушать и понимать язык близких тебе людей. Как это делала героиня романа Ронни. Еще восемь месяцев назад восемнадцатилетняя девушка, мечтавшая об отдыхе с друзьями на Манхэттенне, вынуждена была ехать по требованию матери на все летние каникулы к отцу в Северную Каролину, все равно, что к черту на кулички. По дороге туда она задавала себе вопросы: «почему… мать и отец так её ненавидят», «почему ей пришлось ехать к отцу, в эту безнадежную южную глушь, к черту на рога?» Она даже не хотела слушать доводы матери, что так надо, что дочь не виделась с отцом уже три года, что она не подходила к телефону, когда ей звонил отец и т.д.

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Было время, когда наши далекие предки не просто уважительно относились к природе, но олицетворяли и даже обожествляли ее. Вся природа представлялась им, если воспользоваться выражением поэта Николая Рубцова, «святой обителью», где в каждом камне, пылинке или соринке незримо живет Бог.

Гораздо позже такую философию назовут пантеизмом. Образно выражаясь, пуповина, связывающая человека с природой, тогда еще не была окончательно перерезана: человек многого не понимал, боялся, оттого и воспринимал природу и ее силы с благоговейным трепетом.

Многое в корне изменилось уже в эпоху Возрождения. От поклонения природе человек перешел к ее завоеванию, покорению и изменению. И вот к XXI веку мы пожинаем плоды этого бездумного господства, когда экология оставляет желать много лучше. Могла ли остаться в стороне литература? Конечно же, нет.

В западной литературе тема взаимоотношений между человеком и природой ключевой не является. Все-таки чувствуется, что человек европейского склада занят преимущественно собой, своей карьерой и самоутверждением любыми средствами. Писателей интересует преимущественно другой вопрос - как проявляет себя человек в столкновении с дикой природой? Что позволяет ему не потерять себя и остаться человеком. Об этом повествуется в знаменитом романе Д.Дефо «Робинзон Крузо», в книге Г.Мелвилла «Моби Дик».

Дикая природа Севера оживает под пером американского беллетриста Д.Лондона. Сквозной образ дождя - на страницах произведений Э.Хемингуэя («Кошка под дождем», «Прощай, оружие! и др.). Нередко героями произведений становятся представители животного мира («Белый Клык» того же Д.Лондона или рассказы Э.Сетон-Томпсона). И даже само повествование ведется как бы от их лица, мир увиден их глазами, изнутри.

Но мы почти не найдем в западноевропейской литературе таких пленительных пейзажей и колоритных описаний, как в прозе М.Пришвина («В краю непуганых птиц», «Кащеева цепь») или К.Паустовского («Мещерская сторона»). Так, как любили и знали природу эти два классика, мало кто знал и любил ее. Более того, они сами были пытливыми и любознательными натуралистами, много путешествовали, беседовали с людьми. Разнообразные впечатления потом, естественно, оседали на страницах книг.

Впрочем, не остались в стороне и русские поэты, начиная с Ф.И.Тютчева. Именно он первым озвучил мысль о том, что природа имеет и язык, и душу, и любовь. Эту мысль подхватили А.Фет, Н.Некрасов, А.Блок, а в ХХ веке - Н.Заболоцкий и Н.Рубцов. Для поэта любая мелочь, любая деталь воспринимается остро, свежо и неожиданно. У Тютчева подмечен даже тонкий волос осенней паутины, который каким-то чудом остался на уже пустом поле. Однако природа почти никогда не интересует поэтов сама по себе, но всегда в связи с человеком, с его мыслями, чувствами и переживаниями.

Недаром в стихах можно часто обнаружить прием синтаксического параллелизма, когда, например, струи дождя уподобляются людским слезам, либо наоборот. Природа словно оттеняет душевное состояние человека, врачует и исцеляет его душу, помогает вновь обрести веру после полосы тяжелых утрат. Так происходит с героем повести В.Белова «Привычное дело» Иваном Африкановичем Дрыновым, понимающим, что самоубийство - не выход, дома осиротевшие после смерти жены дети и бросить их - еще худший грех.



Таким образом, отношения человека и природы на страницах книг многообразны. Читая о других, мы невольно примериваем характеры и ситуации на себя. И, возможно, тоже задумываемся: а сами-то мы как относимся к природе? Не стоит ли что-то поменять в этом отношении?

Скачать 43.87 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница