Перестаньте бояться публичных выступлений!



Скачать 291.07 Kb.
Дата01.05.2016
Размер291.07 Kb.


Перестаньте бояться публичных выступлений!

(автор Андрей Масленников www.andreimaslennikov.ru)

Страх сцены, страх публичной работы – один из многих страхов, с которыми нам приходится сталкиваться по жизни. Но от страхов, как и от страданий, лекарств нет. Потому что ни то, ни другое – это не болезнь. Это - задачи, которые можно решать. Которые нужно решить. Раз и навсегда.

Вместо предисловия.

Много лет назад я тоже очень боялся выступать на публике. Ужас от ожидания за кулисами, нарастающий мандраж в момент, когда объявили, и тебе нужно выходить; потеющие ладошки, приливающая к щекам кровь… В общем, весь стандартный пакет. Знакомо? Затем я начал использовать Три Приема, описанные в этой книжке. Страх ушел, появился кураж и даже, буду честен, некая потребность в публичном общении. Потом я начал вести тренинги по ораторскому мастерству. И что удивительно: в каждой из тренинговых групп (в каждой!) все участники задавали мне один и тот же вопрос – мы боимся публичных выступлений, что делать?

Мне повезло на замечательных учителей. Именно они смогли мне вовремя объяснить, чем отличается актерская профессия от работы ведущего на сцене, что делать со страхом сцены и как с ним жить, как создать взаимное уважение и взаимопонимание между собой и зрителями в зале. Вот уже и определились три первые темы, о которых я совсем скоро вам расскажу.

Мы боимся не сцены, а неизвестности. Боимся, что нас не так воспримут, забросают гнилыми помидорами, отправят на мыло и сделают еще много чего с нами, любимыми. Конечно, ничего этого не произойдет, даже если вы этого очень захотите и прямо попросите. Открою вам большую кибальчишескую тайну: зрители в зале гораздо больше боятся вас и друг друга, чем вы - их.

Запомните это. Перечитайте еще раз и запомните.

А пока о том, чего в этой книжке нет.

Здесь нет описания упражнений. Мы их делаем на тренинге, когда есть роскошь что-то вовремя подсказать, поправить. Я счел нужным не давать их вам по простой причине. Прочитать и сделать неправильно – это не вариант. А проконтролировать и подсказать – этого книжка дать не может. Не найдете вы в этом книжке и советов в стиле заокеанских проповедников-сетевиков-психологов в стиле «нужно просто почувствовать себя увереннее», «скажите своему страху «нет», и он уйдет», «представьте, что все зрители голые и их не стоит бояться» и тому подобная чепуха. Нет в этой книжке (если только случайно где выскочит) таких слов как НАДО и ДОЛЖЕН. Вместо них я предлагаю другие слова: хочу, попробую, сделаю. Я не верю в аффирмации и прочие самовнушения. Жизненный опыт подсказывает мне, что любого толка внушение – есть обман. И себя, и другого человека. Пусть и не очень тебе близкого. Я люблю играть по-честному. И вот этого в этой книжке вы найдете с избытком. Здесь я собрал все свои наработки, приемы и техники, типовые ошибки, примеры лучшего и худшего опыта. А также нюансы использования этих приемов. Как известно, мастера от хорошего работника отличает не наличие диплома, а именно знание нюансов, тонких штучек, важных секретиков. Для того, чтобы вы, наконец-то, перестали бояться. Бояться публичных выступлений. Мы боимся, что нас не так оценят (оценивать себя и других – это настоящий разрушитель любых отношений. К сожалению, делать это мы начинаем со школьной скамьи). Я не отбираю хлеб у психологов и не призываю вас искать причины своего страха. В этой книжке также нет четкой пошаговой методики. Это не методичка по публичным выступлениям, а практическое пособие по работе со страхом. Здесь я собрал лишь те многократно проверенные методы и приемы, а также важные профессиональные нюансы, которые нужны ораторам любого уровня и подготовки в любой аудитории, будь то презентация, доклад, сдача экзамена, корпоратив, тренинг, проповедь и т.д.

Теперь о том, что в этой книжке есть.

Вы много раз столкнетесь с местоимением «я». Потому что все приемы я взял и беру из моей ежедневной практики публичной работы. Все, что называется, я пропустил через себя. Чему-то научили в свое время меня (спасибо этим замечательным людям), до чего-то я доходил и дохожу сам. Так что, в этой книжке есть самое главное – объяснение и демонстрация техник, помогающих вам: перестать бояться публики, начинать любить публику и получать взаимное удовольствие от совместно прожитого бесценного времени. А теперь к делу.



  1. Глава о подготовке к выступлению.

Итак, сейчас я расскажу вам самую страшную правду. Это будет Правда №1. Если вы ужасно, нестерпимо и ни за какие деньги не хотите выступать публично, то просто не выступайте, и все. Вас ведь никто не заставляет этого делать. Есть виды страхов такой силы, что бороться с ними – здоровье портить. Расскажу пример из жизни. Много лет назад я добросовестно отучился в автошколе, сдал экзамены гаишникам и получил права. Но за рулем после этого сидел ровно 2 раза. Почему? Я очень неловко, некомфортно, неуютно… одним словом просто боюсь водить. И все. Переживал по этому поводу страшно. Вроде, все за рулем, а я какой-то не такой. Год назад я возвращался домой на такси, разговорились с водителем. Дядька в возрасте пенсионном, очень приятный. Спрашивает меня, вожу ли, есть ли машина? Отвечаю просто и без затей – боюсь. А он и говорит - и правильно. Если боишься – лучше не рискуй. Ни собой, ни теми, кто еще на дороге находится. И оказалось, что этот водитель за рулем уже 40 лет, но есть у него свой огромный, как московские пробки, страх. Он боится подниматься выше второго этажа. Страх высоты. Вот такая история.

Продолжим о нашем страхе сцены. Подведем итог. Если страх у вас патологический, не поддающийся сознательной или чувственной корректировке, если вы не знаете, для чего вам вообще переться на эту чертову сцену – не притесь и не обзывайте сцену нехороши словами. Пусть за вас отдувается кто-либо другой. Это я серьезно. Если же это не страх, а так – боязнь, мандраж, непонятка какая – то, тогда с этим делом можно и вполне под силу поработать.



А теперь пришло время раскрыть вам вторую самую страшную Правду. Под порядковым номером Два. Чтобы не бояться выступать – не выступайте, а разговаривайте. Начинайте разговаривать! Давайте об этом поговорим подробнее. Этот момент я считаю ключевым в ораторской профессии. Неважно, делаете вы это на сцене в первый или в тысячу первый раз. Выступают актеры и артисты. Ораторы разговаривают. Эти профессии роднит общее место – сцена. Но задачи у них – разные. Актерам важно понравиться зрителю, пробить на эмоции, собрать аплодисменты. Схема взаимоотношений между актером и зрителем примерно такова: - ты меня любишь? - да, я тебя…!!! - отвечает утопающий в собственных овациях зрительный зал. Оратору также очень важно нравиться зрителю. Хотя он и не стодолларовая бумажка, чтобы быть обожаемым всеми. У оратора другая задача. Он создает некое поле коммуникации. Такое псевдо научное понятие получилось, сейчас постараюсь объяснить попроще. Диалог! Да, оратор создает диалог. Вернее, это два типа диалога. Один между оратором и публикой. Другой – между публикой. Оговорюсь, что второй диалог может и не быть в известном смысле диалогом. То есть в зале могут между собой и не беседовать, но оратор как раз и является таким промежуточным звеном, модератором между всеми и каждым зрителем в зале. Приведу пример из своей практики, как я это делаю. Представьте себе обычный зал человек на 800. Зал театра или филармонии. Я рассказываю о каких-то медицинских препаратах нового поколения. Разумеется, рассказываю в микрофон, так что, в принципе, всем все слышно. И даже кое-что видно. Но физически я ближе нахожусь к тем, кто сидит в первых рядах. А потому именно у этих людей есть роскошь задавать мне оперативные вопросы и что-то переспрашивать. Прямо с места. И один из зрителей мне как раз такой уточняющий вопрос и задает. Верне, уже задал. А теперь - внимание - правильный прием! Если зритель задает вам вопрос не в специально предназначенный для этого микрофон, то его вопрос слышат лишь несколько человек, находящихся совсем рядом. Обязательно еще раз повторите этот вопрос, спросите, как зовут этого человека, попросите зал поаплодировать этому человеку, спросите, для кого еще этот вопрос является весьма актуальным. Пусть люди поднимут руки. И после этого отвечайте. Что здесь важного? Во-первых, вопрос задающего услышат все; во-вторых, вы продолжите свой диалог с залом, спрашивая, для кого еще этот вопрос важен, и получая ответ – поднимающимися руками, возгласами «мне». Давайте, раз уж речь зашла о вопросах-ответах, поговорим о них, родимых. Я расскажу о случаях, когда оратор задает вопросы залу, а также, когда аудитория жаждет получить вопросы от человека, стоящего на сцене. Поговорим об этом в главе следующей. Но, прежде, еще пару слов о подготовке к вашему выступлению. Вернее, о подготовке к вашему разговору с публикой. Я всегда задаю себе вопрос о цели. Советую ответить на этот вопрос и вам. В отношении публичных выступлений есть два вида целей: цель процесса и цель результата. Цель процесса – это о том, для чего и во имя чего я буду разговаривать с моей дорогой и уважаемой публикой. Скорее всего, в данном случае речь идет о взаимном с публикой создании «теплой и дружественной атмосферы». Вы вместе со зрителями проживаете это время общения. Помогаете настроить людей на нужный лад. Цель результата – это о том, что публика будет делать, когда ваше выступление закончится. О чем они будут помнить? Что сделают? Что и где купят? И так далее. Допустим, что во время своего выступления вы представляете какой-то товар или услугу. Если вы будете просто вещать в режиме монолога, то шанс, что ваш товар купят (сегодня же, завтра, через неделю) практически равна нулю. Спросите публику: все ли понятно? Кто готов купить прямо сейчас? Что останавливает? Есть ли необходимость что-то рассказать дополнительно о товаре или услуге? Если вы честны перед собой и искренне представляете тот товар/услугу, за который вам не стыдно, то люди вам обязательно поверят.

  1. Глава о телесном.

В этой главе речь пойдет об осанке, зажимах в теле и ораторской позе. Об осанке нам твердят еще со школы. Причем, наши учителя говорили в первую очередь о спине (грудном отделе позвоночника) и плечах. Что, мол, для ровной и красивой спины нужно эти самые ссутуленные плечи расправить, шею вытянуть, а грудь молодецкую надуть чуть ли не колесом. Это все правильно. Единственное, о чем нам никогда не говорили, так это о пятой точке – о нашей попе. Или, более грамотным языком изъясняясь, пояснично-крестцовом отделе. Дело в том, что и шея, и грудь, и плечи напрягаются только лишь потому, что наша попа – чудовищно зажата. На своих тренингах я постоянно вижу эти сгорбленные фигуры, втянутые в плечи головы и другие проявления зажимов. Возможно, вы их найдете и у себя. Поисследуйте свое тело. Чаще всего мы начинаем задирать плечи, словно готовясь к опасности. Рецепт по снятию зажимов таков. Начинайте работать не с плечами-грудью-шеей. А с попой, с ее гибкостью и общей подвижностью. Мне очень помогают отдельные упражнения из йоги. Особенно Плуг. Очень хорошо растягивает мышцы и помогает расслабляться. Зажатые плечи – такое же распространенное явление, как и зажатая челюсть. Нижняя. Кстати, если вы подолгу не можете уснуть, обратите внимание: не зажаты ли ваша челюсть и плечи? Расслабьте сначала ноги, затем таз, затем плечи и челю… В этом месте вы уже точно будете спать сладким сном, мерно похрапывая и видя во сне себя любимого, стоящего на сцене во время гениального публичного выступления.

По поводу ораторской позы. Вот вы вышли на сцену. Смотрите в зал. Вы еще не успели произнести ни единого слова, а публика уже все поняла: о вашем к ней отношении, о вашей энергетике, о вашей способности быть лидером и вести за собой. И все это только по вашей позе. Как правильно стоять? Единого мнения на этот счет нет. Главное, чтобы было удобно. И вам, и зрителям. Хотя и в отношении позы есть нюанс. Он относится к общеобраописания пятой точки, скажу лишь, что все попы делятся на маленькие и большие. И тип последний у многих так и норовит отклячиться назад и вниз. Это тоже вид телесного зажима, когда привычной становится лишь одно положение для нашей пятой точки. Что поделать – физика. Масса тянет за собой все тело. В результате получается эдакая вогнуто-извиняющаяся поза. Если вы ораторствуете на паперти – не вопрос. Просите и получайте, что дадут. А уж если речь идет о сцене и ваша задача вести за собой в светлое будущее, то ваш центр тяжести – это ваше главное орудие убеждения. Вы бросаете вызов, вы самец, готовый к новым свершениям (вне зависимости от своего биологического пола). Лично мне поймать ощущение того, что центр тяжести я перенес вперед, в сторону зрителей, помог образ бюста, установленного на постаменте. Тазовые косточки (справа и слева на бедрах) и все что ниже – это постамент. А собственно бюст (от косточек и до макушки) – это то, что свободно и устойчиво на этом постаменте располагается. Еще одно сравнение - со стойкой боксера. В этом виде спорта опора на свой «постамент» крайне важна, потому боксеры слегка расставляют ноги и подают таз вперед на прямых ногах. Возможно, понятно будет не всем. Сейчас расскажу по-другому. Чаще всего центр тяжести бывает или в районе груди – тогда попа отклячивается назад, а грудь начинает в качестве противовеса наклоняться вперед. Это поза «просителя». Нам она не нужна. Либо центр тяжести – это тазовая область. Мы его слегка выгибаем вперед и словно немного выворачиваем тазовые косточки наружу. Словно какая-то сила давит на ваш копчик вперед. При этом живот втягиваем. Еще раз. Центр тяжести именно таз, а не живот. Если вы все проделали правильно, то плечи развернутся сами. Во время своего выступления следите только за положением таза и опорой на стопы. В таком не согнутом, а именно выгнутом виде (все в меру, конечно) мы и общаемся с аудиторией. Еще одно сравнение. Оно поможет вам найти именно максимально удобную для вас позу. Представьте, что ваши глаза и рот находятся не на лице, а на тазовых косточках. И этими органами коммуникации вы тянетесь к публике, смотрите на нее, разговариваете. Таз подвижен и эмоционален. Звучит весьма смешно. Но это работает! В качестве аргумента из области медицины в защиту своей идеи о расслаблении области таза добавлю, что в гирудотерапии (это лечение пиявками) при симптомах гипертонии этих маленьких чудо-докторов ставят не на область шеи (что было бы логично, дабы лишняя кровь из головы ушла), а как раз на крестец. Застоявшуюся кровь пиявки выпивают, давая возможность организму самостоятельно регулировать обмен крови и давление. Еще о позе вот что. Ноги немного расставьте в стороны. Это и устойчивости придаст, и уверенности. Жесты у ораторов свободные и широкие. Не прижимайте локти к телу! А то так и не взлетите.

И еще. Может показаться, что ораторство – удел исключительно мужчин. Это не так. Просто по своей сути ОРАТОР (человек, организующий публику) – это человек, воплощающий в своих действиях и поступках на сцене максимально мужские качества. Потому и ощущение себя как самца, и чуть расставленные ноги.



  1. Глава о презентациях.

Речь идет о случаях, когда вы представляете что-либо, используя Power Point (ПП). Во-первых, не читайте с экрана. Зрители тоже грамотные, и в состоянии прочитать самостоятельно. Готовя презентацию, уменьшайте количество текста, больше диаграмм и картинок. Постройте свое выступление так, чтобы чередовать ваш текст, обращенный к зрителям, с комментариями того, что они сейчас видят на экране. Чисто технически, я делаю так: сначала слайд с диаграммой, затем слайд с названием моей презентации, затем другой слайд и вновь слайд с названием презентации. Показав на диаграмму, я даю свои комментарии и разъяснения. А затем, на фоне слайда с названием, продолжаю свой рассказ. Это важно, чтобы аудитория просто так не сидела и не глазела на экран, а слушала вас. И еще раз. Если на экране картинка или диаграмма с текстом – то в этот момент главный - это экран и то, что там написано-нарисовано. Вы же просто комментируете. Если пришло время вашего содержательного рассказа, то сделайте так, чтобы экран не отвлекал на себя внимание. Либо один центр внимания (экран), либо другой (оратор). Когда оба работают вместе – они друг другу мешают.

  1. Глава о зрительном контакте.

Зрительный контакт, или контакт глазами – это, наряду с форматом разговора с аудиторией, является важнейшим приемом оратора. Любого оратора. Каждого оратора. Что это такое? По аналогии с ситуацией, когда вы разговариваете с одним человеком. Обычно мы смотрим собеседнику в глаза. Не постоянно (да еще и не моргая), но бОльшую часть времени. То же самое мы делаем, разговаривая с аудиторией. Начинающие ораторы, а также те, кто не знает этого волшебного приема, обычно смотрят лишь прямо перед собой. Игнорируя тех, кто находится справа - слева. И что в этом случае начинают делать эти самые «правые - левые»? Правильно, они зевают, спят, болтают о своих делах, пишут смс о том, какой ужасный оратор в данный момент стоит на сцене – никакого внимания на них не обращает. Если вы работаете в стандартном зале на 800 человек, то не обязательно выискивать глазами каждого. Это и не получится. Разделите условно зал на несколько сегментов – как кнопочки на мобильном телефоне – и обращайтесь поочередно к тем людям, которые находятся в каждом из сегментов. Именно к каждому сектору по очереди, вразброс. Учитывая, что между вами и публикой весьма значительное расстояние, ваш взгляд в сторону отдельного сегмента (кнопочки) будет зрителями восприниматься как персональное обращение. Как ваше внимание к этим людям. А вы, поддерживая таким образом зрительный контакт, всегда будете в курсе того, кто и чем занимается. Кто вас слушает, кто зевает, кто… (см. выше). Хотя в моей практике не разу не было такого случая, чтобы люди, к которым я обращаюсь, или просто на которых смотрю, начинали демонстративно лузгать семечки или делать что-то еще подобное. Думаю, что здесь срабатывает школьный принцип. И на образ оратора аудитория накладывает образ школьной училки из детства. А училку надо слушать. Иначе - вызов родителей к директору школы, чего очень не хочется. Себе дороже. Как поддерживать зрительный контакт, если в одной руке у вас микрофон, а в другой - сценарий-бумажка с текстом-шпаргалка? Механизм таков. Схватываете взором кусок текста - и словно отдаете его одному из секторов зала. Смотрите дальше – и отдаете другому сектору. Не приклеивайтесь к своему тексту. Так вы не будете знать, что происходит с публикой и слушает ли она вас.

Повторю еще раз. Зрительный контакт – это то, чем вы занимаетесь на протяжении всего вашего выступления. Вы каждую секунду даете аудитории понять, что главный здесь – вы, и все находится в зоне вашего внимания. Надеюсь, с этим все понятно. Случается, что несмотря на то, что со зрительным контактом все ОК, некоторые зрители отвлекаются, лезут в свои сумочки, кому-то звонят, отвечают на звонки, перешептываются. Что делать в таких случаях? Сделать вид, что не замечаете? Снисходительно не обращать внимания? Увеличить громкость своего голоса, чтобы вас было слышно лучше, чем того дядьку, который объясняет кому-то по телефону, что он сейчас говорить не может? Нет, нет, и еще раз нет. И об этом поговорим в следующей главе.



  1. Глава о грамотности.

О культуре речи пишут книжки, этот предмет изучают, преподают. А воз и ныне… Я в этой книге хочу коснуться только нескольких типичных ошибок, с ушами выдающих безграмотность оратора. Да и не только оратора. Ведь и по телевидению, и в газетах вы ежедневно будете находить такие вот метаморфозы великого и могучего. Надеюсь как на первое, так и на второе.

«С сегодняшнего дня».

В слове «сегодняшний» уже есть корень «день». И это словосочетание – тавтология. Возможный вариант - с этого дня. А именительный падеж этой фразы легко заменит просто слово «сегодня».

«Дом строится».

Возвратная частица -ся – штука коварная. И использовать ее приходится аккуратно. Вообще значение этой частицы – рассказать, что я делаю сам с собой. Или сам себе. Например, я умываюсь. То есть я умываю себя. И так далее. Когда же речь идет о неодушевленных предметах (лед тронулся, деревья распустились…), то мы как раз такой формой глагола делаем эти предметы как бы живыми, человечными, способными на действия. Такие безличные фразы (как и, например, выставка открылась, зерно намолочено, ракета запущена и т.п.) в своем глубинном, содержательном смысле несут слушателям посыл – все делается само собой, присутствие человека здесь – минимально. Человек – никто, так, винтик какой-то. Такую фразу лучше заменить на «дом строят», либо, указав персонально, кто этим строительством занимается, «строители возводят дом».

«Добрый день! Я приветствую всех на торжественном мероприятии…»

Кого всех? Всех, собравшихся в данном зале? Так об этом лучше сказать людям лично – во втором лице. Сказав «я приветствую вас…» вы и позицию свою определите, и отношение к каждому, находящемуся в аудитории. Кстати, такую форму обращения мне приходится слышать очень часто.

А вот цитата из реального сценария. …«У каждого предприятия есть люди, которые эту историю делали своими руками»... Одним из ключевых отличий текста для слушания от текста для чтения являются короткие предложения. Услышав связующее слово «который», мы не всегда способны вспомнить, к чему, к какому слову это относится. Да и историю скорее не делают, а пишут (а еще случается, что и переписывают).

И еще несколько цитат. Я их взял из конкретного сценария, подготовленного специально обученным сценаристом.

«Это ударники коммунистического труда, которые неоднократно награждались за добросовестный труд…». Они что, сами себя награждали? Кто их награждал? Кто персонально?

«Они заносились на городскую доску Почета». И снова – сами себя занесли они на эту доску? А может, занесли фотографии? Или фотографии заслуженных людей украшали эту доску?

«Произошло слияние 2-х коллективов». Здесь еще важно заметить, что речь звучащая тем богаче и образнее, чем больше в ней глаголов. Любое существительное не создает ни движения, ни темпа. Можно было сказать, что два коллектива объединились.

«Введен в эксплуатацию завод». Вариант - ввели в эксплуатацию… Запустили… Открыли… Начали выпускать первую продукцию…

«Все оборудование комбината переведено на электропривод». Перевели.

«Ввели в эксплуатацию корпус емкостью 30,9 тысяч тонн». Количественные и процентные величины – это отдельная песня. Бывает, что необходимо произносить точные числа, до десятых и сотых долей. Но, в таком случае, я настоятельно советую дублировать эти цифры либо на доске, либо на экране. В данном случае, было достаточно сказать «более 30 тысяч тонн». То же и с процентами. Если можно округлить – делайте это смело. Не «33 процента», а треть. Не «10 процентов», а десятая доля. Слушателям легче представить долю чего-то, чем бездушные проценты.

Говоря об истории и настоящем нашего предприятия, мы говорим о постоянном развитии и стремлении к лучшему. Но это было бы невозможно без дружной команды сотрудников. Поначалу рождалось смысловое движение – от прошлого, через настоящее - и к будущему. Но слова «было» и «невозможно» это движение свели на нет. Лучше сказать: это стало возможным благодаря вам, уважаемые сотрудники. Ведь вы – дружная команда… И понятно, и сказано по-человечески.

«Для церемонии награждения на сцену приглашается». Я приглашаю… Мы приглашаем… И не для церемонии, а просто – для награждения.

«Наша программа подходит к концу, но хочется сказать несколько слов о перспективах развития нашего предприятия». Хочется говорить – говори.



  1. Глава о вопросах и ответах.

Задавать вопросы залу – это один из известных и любимейших мною приемов работы с аудиторией. Этот тип вопросов из задач по «удержанию внимания» зала. Все ли понятно? Можем ли двигаться дальше? Нужно ли что-то уточнить? И другие подобные. Эти вопросы оратор задает, чтобы, во-первых, понять, не спит ли зал, а также выяснить для себя степень внимания к тому, о чем вот уже на протяжении 4-х часов… Шутка! Практический совет. Хотя, сначала плохой опыт использования данного приема. Мне вдвойне стыдно, что я увидел и услышал, как «не так» использовала этот прием участница моего тренинга. А история была такая. Она что-то рассказывала своим коллегам на предновогоднем корпоративе, докладывала о проделанной работы, не обращая внимания на то, что водка стала теплой не только в рюмках, но и бутылках. И вот, в какой-то момент ее осеняет – спросить народ о том, все ли понятно? Может (не приведи Господь!), у кого вопросы образовались? И что делает эта барышня? Она спрашивает куда-то в пустоту напротив себя «есть ли вопросы?», и в ту же секунду опускает глаза в свою бумажку, чтобы сменить тему и рассказывать чего-то там дальше. А вы как думаете, аудитория поверила, что этой барышне интересно знать, какие вопросы у нее, аудитории, возникли?. Конечно, не поверила. Зрители, понимая, что их мнение вам не важно, что вы сконцентрированы полностью на себе, своих страхах и переживаниях, что они для вас – всего лишь статисты, продолжают делать вид, что вы им интересны. Продолжают делать вид, что вас слушают. Как делаю я. Когда я задаю какой-нибудь вопрос,.. Ну, давайте на примере. Из жизни, из практики. Я рассказываю о регламенте работы на конференции. Сначала будет то, потом се, а после – вот это вот. И мой сакраментальный вопрос. Все ли понятно? Очень важно, чтобы люди кивнули. Не только те, кто сидит-стоит перед вами. Окиньте взглядом всю аудиторию. Спросите тех, кто на галерке. Переспросите: точно понятно? Честное пионерское? Во сколько начнется банкет? И обязательно собирайте всю обратную связь: все «да», все «а как всю эту трепотню закончим», просто кивки головой. Дайте искренне понять людям, что вы их слушаете и слышите.

Теперь история о том, когда вопросы задаете не вы, а вам. В моей практике встречается два типа таких ситуаций: либо вопросы задают непосредственно мне как оратору, либо я являюсь модератором между презентатором на сцене и аудиторией, и могу лишь уточнять вопросы для их лучшего всеобщего понимания. Самым «ужасным ужасом» я считаю, когда оратор благодарит человека, задавшего вопрос, дешевым комплиментом типа «спасибо за интересный-грамотный-необычный-искренний… вопрос». Эти фразки избиты и занюханы. Умоляю! Забудьте их, как страшный сон, и больше никогда этого не делайте. Будьте проще, скажите просто «спасибо», если других слов в данный момент не находится. В данном случае простота благодарения лучше, чем некое собрание льстивых и неискренних эпитетов. Переспросите, уточните, задайте спрашивающему встречный вопрос – а как бы он сам ответил? Опять же, не выступайте, а разговаривайте. Максимально уходите от монолога.

Не вещайте – общайтесь.

Теперь о случаях, когда вам выпадает честь быть модератором. Например, научной конференции, когда после выступления докладчика настает время вопросов-ответов, и вы помогаете грамотно провести этот важный для аудитории блок. Если позволяет формат мероприятия и есть радиомикрофон, то смело идите в зал, к зрителям. Всегда лучше, чтобы вы сами подходили с микрофоном к спрашивающим, чем они будут выходить к микрофону на стойке, обычно установленному между рядов. Людям может быть неудобно подниматься, вставать, идти, ждать своей очереди. А когда вы сами с микрофоном подходите-подбегаете, да еще и сразу после задавания вопроса, при необходимости что-то уточняете у спрашивающего, поверьте, доверия к теме такого события будет больше. Это проверено на практике! Вот, с вопросами вроде как разобрались. Да, еще один совет. Если вам задали вопрос, а вы не готовы, или просто не знаете на него ответа, так честно и скажите об этом. Как говорили понимающие в этом деле толк, «публика – не дурра». И сидящие в зале люди мигом поймут, что вы начинаете юлить. Нет всезнаек, нет образцово-показательных людей, нет ходячих энциклопедий. Кстати, один из очень хороших приемов – попросить помощи у зала. Почти как звонок другу. Только, пожалуйста, не злоупотребляйте этим приемом. Суть его такова. Расскажу на примере прямой речи из моей практики. Я рассказываю о свободе личности, свободе слова. И зачем-то приплетаю отмену крепостного права. Но вот каком году эта отмена произошла – напрочь забыл (как будто бы). И, сделав немножко растерянное лицо, спросил у аудитории: «Вы случаем не помните, когда его отменили?». И тут же со всех концов зала послышалось «в 1861-ом!!!». Да, в данных моментах я обманываю публику, я притворяюсь забывчивым. Потому что задача данного приема – поднять авторитет аудитории в собственных глазах, как-то собраться, слушать внимательно. А вдруг оратор еще чего забудет? Мы тут же, как один, всегда энциклопедией поработаем. Вот такой хороший прием. Пользуйтесь на здоровье!



  1. Глава об отвлекающих факторах.

Начнем с пресловутых мобильных телефонов. Звонящие мобильники мешают и тем, кто находится в зале, и оратору. Есть, как минимум, два пути, чтобы избежать такой неприятности во время вашего выступления. Путь первый. Так как во время выступления вы – главный, вы – капитан (даже сцена, находящаяся чуть выше зрительного зала, напоминает капитанский мостик), то вам и карты (в том числе и навигационные) в руки. Перед тем, как начинать свой рассказ, договоритесь с аудиторией. Попросите всех либо отключить телефоны, либо перевести их в беззвучный режим. Но будьте бдительны! Далеко не каждый тут же броситься выключать свое любимое средство связи. Есть даже такая категория вреднюшек, которые ни за какие коврижки не станут этого делать. Не будем об этих людях долго говорить. Они – вампиры вашей персоны. Их задача – как можно с более благовидной улыбкой перевести внимание зала на себя. Обычно телефон у них установлен на максимальную громкость, сигнал - самый наиотвратительнейший, а сам мобильник запрятан в одном из глубочайших углов огромной сумки-лабиринта. Неопытные ораторы в такой ситуации начинают говорить громче, ускоряют темп речи, краснеть и потеть. Будьте благоразумны! Конкурировать с вампиром – себе дороже. Это игра в одни ворота – не ваши, к сожалению. А значит, давайте будем не конкурировать, а дадим вампиру то, что он хочет, сполна. Дадим ему внимание. И ваше, и остальной публики. Варианты вашей реакции могут быть такими:

- если вы рассказывали о новом товаре, то можно сказать. «Вот, уже начинают звонить телефоны! Все хотят побыстрее приобрести наш товар!». Это такая безобидная шутка. И вампир свое внимание получит, и все обойдется без оскорблений и обид.

- можно сказать: «Какой у вас необычный звонок! Во время перерыва можно будет его качнуть по блютусу?»

- один раз, выждав, пока человек договорит (я просто взял паузу уважения, дав вампиру чего-то там на весь зал прошептать в свою трубу), спросил «Кто звонил? Чего рассказывают хорошего? А чего с собой не взяли подружку? Она же теперь всю жизнь будет вам завидовать! Ну, вы ей обо всем расскажите, же? Обещаете? Честное слово?». Или что-то в этом роде. Важно всю эту историю с вампиром завершить просьбой к нему выключить телефон. И не поленитесь. Дождитесь, пока человек это сделает. Опыт моей работы говорит о том, что остальные, увидев, какое пристальное внимание оратор уделяет за «телефонную провинность», будут сидеть тише воды и ниже травы. Это и есть второй путь избегания неприятности с мобильниками. Не забывайте о принципе кнута и пряника. Вернее, сначала пряник – вы привлекаете свое и публики внимание к разговаривающему по телефону, а затем кнут – мягко просите отключить телефон. Ведь вы же договорились об этом в самом начале!

Отвлекающие факторы могут быть самые разные. Кто-то просто начинает перешептываться, зевать (в зале может быть душно), вертеться и делать что-то еще. Подход ко всем этим ситуациям один – спрашивайте людей, все ли в порядке, все ли хорошо? У меня частенько начинают болтать какие-нибудь две барышни. И я их тогда спрашиваю: «Кого обсуждаете? Расскажите нам всем! Мы тоже страшно любопытны!». И уже обращаясь ко всей аудитории (к разным сегментам зала. Помните главу о зрительном контакте?): «А вам хочется узнать, кому девчонки косточки моют?». Важно знать и понимать меру. Если девочки молодые и вы чувствуете, что такая вольность в их адрес сойдет вам с рук – мягко журите их именно так. Если барышни «не простые» (по статусу, по возрасту), то придумайте вариант более безобидный. Например, пару раз девушкам предпенсионного возраста я сказал: «Девочки! (именно девочки, тетки это обращение очень любят). Девоньки! Ну, возьмите меня к себе третьим! Я вам такое расскажу!!!». Как-то так. Думаю, принцип понятен. И каждый раз на каждый отвлекающий фактор реагируйте. Не оставляйте ту или иную ситуацию без внимания. Объяснение тут простое. Во-первых, вы вновь утверждаете, что вы здесь главный и все у вас под контролем. Во-вторых, если не отреагировать на мелкую отвлекашку, обязательно очень скоро прилетит покрупнее. Проверено! К счастью, не на моем опыте.

Такие истории весьма часты, когда выступает директор или президент какой-нибудь компании. Он, бедняжка, думает, что сейчас все, разинув рты, будут следить за каждым его словом, достанут блокноты и начнут конспектировать шедевр риторики. А публика, катанув пробный шар (например, невольно чихнув, и не услышав «будьте здоровы», уронив бокал, хлопнув дверью…) и понимая, что реакция оратора нулевая, начинает вести себя соответственно. Как? Аудитория живет своей жизнью, краснеющий директор, уткнутый в бумажку, своей. За мою трудовую практику таких директоров я видел много. И очень было неудобно и стыдно, что человек, добившийся права занимать высокую и престижную должность, своими же руками разрушает свой авторитет. А все лишь потому, что не знает Золотого Правила:



на каждую реакцию следует отвечать встречной реакцией.

Если человек чихнул – пожелайте ему здоровья. Если опоздал и стоит в дверях и вы его видите, поприветствуйте и пригласите пройти на свое место. Если звучит какая-нибудь реплика из зала – обязательно переспросите и отреагируйте. Возможно, что и нет необходимости обсуждать все вопросы здесь, во время вашего выступления. Спросите, возможно ли обсудить эту тему во время перерыва, или завтра в рабочем порядке. Один раз я вел корпоратив крупного завода. В зале было более тысячи человек. Еще на стадии подготовки к событию я знал, что директор – человек на предприятии новый. И далеко не всем он пришелся по вкусу. И вот, фанфары, выход ведущего, приветствие, приглашение на сцену директора, он начинает говорить… читать по бумажке, речь заходит о том, что «нам было нелегко, но в году наступающем все будет лучше…». И в этот момент из зала кто-то из сотрудников парирует: «Не будет!». И что делает наш горе-директор? Ничего! Никакой реакции, даже глаза от бумажки не оторвал. Он продолжал читать заготовленный кем-то текст. Зачем? Для чего и кого? Ведь даже минимальная реакция на реплику могла бы не только снять напряжение между рядовыми сотрудниками и руководством, но и поднять авторитет этого директора. Конечно, среди находящихся были и такие, кто в этот момент с негодованием отнесся к коллеге, бросившем реплику и пожалел нашего директора. Обычно это весьма взрослые женщины. И для них директор – как сын родной. Но таких людей на предприятии не много. Подавляющее большинство людей, с разной долей злорадства, думают: «Да, как Михалыч-то этого мажора цепанул! Ай, да молодец!». Это - правда жизни. И чтобы правда вашей публичной жизни была другой, помните: реагируйте на все, что происходит здесь и сейчас. Рулите ситуацией. Теперь вы знаете и этот секрет.



  1. Глава о тостах.

Говорить тосты – весьма не просто. Сам я в этом жанре короткого рассказа не большой спец. Но, работая в качестве ведущего корпоративных событий, мне приходится выслушивать огромное количество людей, произносящих тосты. Большинство из них, к моему сожалению, делают это (произносят, а не выпивают) весьма посредственно. А зря! Ведь настоящий руководитель-лидер – это и человек дела, и человек слова, и Человек-Слово. Чаще всего тостующие допускают одни и те же ошибки. Вследствие чего они становятся типовыми и могут быть изжиты при небольшой тренировке.

Ошибка №1. Руководитель стремится в свой предновогодний тост вместить историю компании, цели и задачи, миссию команды и много чего еще. И тост становится безумно длинным и непонятно про что. А ведь есть золотое правило: один тост – одна мысль. Вследствие такой речевой эпичности возникает …

Ошибка №2. Это когда конца и краю тоста не слыхать, народ, желающий накатить как можно скорее, томится с пересохшими горлами в ожидании. И все начинают шуметь. А руководитель, не обращая внимания на шум в зале, продолжает свой спич. Выступая публично, мы вступаем с публикой в контакт и ведем ее за собой. И если публика отвлекается, наша задача выяснить – почему, и снова завлечь темой своего, в данном случае, тоста. Вполне можно сказать: да, я понимаю, что вам не терпится начать наш праздник, тем более, что мы приготовили для вас большую развлекательную программу (бла-бла-бла)… Но я прошу еще 3 минуты вашего внимания, потому что то, о чем сейчас пойдет речь, касается не только всех, но и каждого из вас. Гарантирую, что тут же в зале восстановится тишина – что и требовалось доказать.

Ошибка №3. Тостующий не поддерживает с публикой зрительного контакта. То есть смотрит куда-то перед собой – куда ему удобнее. При этом коллеги, рассаженные волею судеб и расположением столиков в ресторане по бокам, напрочь выпадают из поля зрения. Им становится неинтересно, они первыми начинают шуметь и всячески отвлекаться. Вывод: выступая перед аудиторией, всегда поддерживайте зрительный контакт с каждым, сидящим в зале. И не забывайте: обращаясь к тем, кто сидит, допустим, справа, мы еще и корпусом поворачиваемся – так сказать, общаемся на уровне душ и сердец.

Ошибка №4. Если мы находимся в зале, и нам неожиданно дали слово и приглашают произнести тост – ситуация не из приятных. НИКОГДА в таких случаях не говорите, что вы не готовились. Если вы Лидер – то вы, как пионер, всегда и ко всему готовы.

Ошибка №5. Вас пригласили провозгласить тост неожиданно, и вы говорите о том, что очень волнуетесь. Давить на жалость – маневр совсем не к месту. Публика таких вещей не прощает, так как чаще всего воспринимает такой ораторский посыл как манипуляцию. Как ваше желание привлечь внимание к себе. А ведь тост – это призыв выпить не за вас, а за кого-то или за что-то.

Ошибка №6. Если вы первый и единственный тостующий – прекрасно. Вам и карты в руки. Но что делать, если вы один из многих, и предыдущие ораторы уже обо всем по нескольку раз сказали. Очень часто выступающие в таких случаях произносят сакраментальную фразу: «я полностью присоединяюсь ко всем предыдущим…» И дальше что-то в таком роде. Подтекстом аудитория понимает, что вам, в общем-то, сказать от себя и нечего. И сама себя спрашивает: а чего он вышел-то на сцену? Вывод: говорите хоть слово в слово о том, о чем уже было сказано до вас. Этого никто не заметит – проверено. Или вы надеетесь, что ваши коллеги, удерживая в одной руке бокал с шампанским, другой успевает конспектировать?

Ошибка №7. Всегда обращайтесь к сидящем в зале людям во втором лице – на «вы». Фразы типа «мне приятно, что сегодня здесь собралось много прекрасных дам…» неминуемо родят в головах слушателей вопрос: а я – та самая дама, или есть кто-то более прекрасный?



  1. Глава про совместные действия.

Одной из ваших задач, как профессионального оратора во время коммуникации с аудиторией, является создание из множества людей, находящихся в зале, единого целого. Это как единый организм. Чтобы каждый зритель почувствовал себя частью целого. О команде здесь речь не идет, хотя добиться понятия «коллектива» вам будет по силам. Почему для вас так важно, чтобы зал стал единым целым? Почему это так важно? Да простят меня коллеги из верующего цеха, но мы из зала создаем образ Многоликого Бога. Бог один, а ликов у него много. Зал один, а состоит он из разных людей. Но это единый организм, единое существо, единая мыслящая сущность. Работать с одним всегда проще, чем со многими. Поэтому мы и используем техники, помогающие это единство создать, и максимально его поддерживаем. Приемов так называемого «совместного действия» существует много. Самым простым и действенным являются аплодисменты. Когда люди аплодируют (делают нечто совместно), у них появляется чувство сопричастности общему делу. Аплодисменты нас интересуют не как акт выражения благодарности и поддержки кому-либо, а именно как совместное действие. Я использую в своей работе следующие приемы. В самом начале своего общения с залом я благодарю всех, что нашли время придти сегодня в этот зал, благодарю за улыбки на лицах (обычно после этих моих слов начинают улыбаться и просветляться даже самые угрюмые) и прошу поаплодировать самим себе. Так и говорю: «Давайте поаплодируем сами себе!». Так уже на второй-третьей минуте своей работы с аудиторией я из зала создаю единство действий, а позже, как следствие, и единство мнений. Это очень важно! Единство действий есть первый шаг к единству мнений. Давайте поаплодируем себе. А теперь нашим организаторам. И всем награжденным. И этим, и тем. Вызывайте зал на аплодисменты как можно чаще. Повод найдется всегда, в каком бы формате ни проходило ваше публичное выступление. Еще я использую такой прием. Допустим, у нас предстоит большая церемония награждения. Или некий конкурс, когда по зрительским аплодисментам предстоит выбрать победителя. Тогда я говорю: «Друзья мои! Очень скоро мы начнем награждать самых достойных ваших коллег. И им будет приятно получить не только грамоты и ценные подарки, но и ваши аплодисменты. Давайте порепетируем, как вы будете им аплодировать? (три-четыре хлопка). Ну, нет, это потирание одной ладошки об другую. А по-настоящему? По сибирски-уральски-московски? А с душой? А овации слабо?». В этом месте все уже хлопают как надо, и вы можете двигаться по сценарию дальше. В данном случае вы также продолжаете свой диалог с аудиторией: вы просите зал – люди вам отвечает своими действиями. Такой вот алгоритм.

Из других приемов совместных действий я очень люблю: достать блокноты и записать, посчитать, сколько лет прошло с такой-то даты до дня нынешнего, выкрикнуть, кто из какого города приехал; если подошло время для начала какой-то важной процедуры (начала награждения, банкета, концерта…), то я прошу всем вместе дать обратный отсчет. Начинаю сам: «…шесть, пять, четыре…». И уже весь зал мне помогает – три, два, один. Поехали!

И на десерт дарю вам мой самый любимый прием с аплодисментами. Он очень, как я называю, многоходовый. Помогает решить сразу несколько задач. Последний раз я его использовал на большом событии, когда банк пригласил своих VIP-клиентов, и было важно максимально их облизать со всех сторон. В смысле, подчеркнуть их важность для банка и сопричастность общему делу. Я сказал буквально так: «Сегодня в этом зале собрались вы – самые преданные клиенты и друзья Банка. Посмотрите на своего соседа, сидящего справа от вас. Да-да, посмотрите! Улыбнитесь ему. Справа от вас сидит друг Банка. А теперь посмотрите на соседа слева. Вы удивитесь, но это тоже друг Банка. И ему улыбнитесь. А теперь поаплодируйте своим соседям. И - ваши аплодисменты самим себе!». Зал ликует, все получили свою порцию комплиментов. Это всегда чувствуется по атмосфере в зале. Это головой не понять, только нутром. Как будто все напряженно выдохнули, и всем сразу стало легко, просто и комфортно. Пользуйтесь этим приемом на здоровье!

Обратите внимание! Я хочу вам дать практический совет. Вернее, два совета. Первый: добивайтесь от публики именно той реакции, которая нужна вам. Например, когда вы задаете некоторый вопрос, обязательно получите ответ. Пусть отреагируют несколько человек. Не бойтесь потратить на получение обратной связи некоторое время. Этим «дожиманием результата» вы и уважение к публике лишний раз проявите, и дадите ей (публике) понять, что их мнение для вас важно (и это правда), и напомните залу, кто в доме хозяин. А хозяин, разумеется, вы.

Есть в моем арсенале приемов еще один. Это категория вопросов в зал, когда расширенный ответ и не требуется. Задача таких вопросов – понять, слышат ли вас, понимают ли, соглашаются ли с тем, о чем вы тут битый час вещаете. Это вопросы типа: Правильно? Согласны? Так ведь? Пример из жизни. Корпоратив, посвященный 8 марта. В зале примерно пополам мужчин и женщин. Сначала я обращаюсь к мужчинам: «Друзья мои, мне кажется, вашей кадровой службе пора объявить благодарность с занесением в личную карточку. По-моему, они принимают на работу только самых обаятельный и жизнерадостных женщин. Так ведь? Ну, разве не красавицы?». В этом месте мужчины начинают кивать, улыбаться, что-то выкрикивать в поддержку моих слов. Некоторые аплодируют. Вяловато (с недоверием), но все же. А затем приходит пора обласкать вниманием другую половину зала: «Девушки, девочки! Дорогие и любимые вы наши! Как же вам повезло! Ведь каждый день у вас есть роскошь принимать комплименты от галантных мужчин. (И несколько растерянно) Или я не прав?». Здесь уже барышни хлопают, хватаются за бокалы, кто-то лезет целоваться. Заметьте, на все про все - одна минута. А результат налицо. Все довольны и счастливы. Повторюсь, на вопросы такого типа ответ в виде каких-то слов и не нужен. Достаточно простого кивка головой или типа «ага». Их так и называют «ага-ответами». Добивайтесь нужной вам реакции и когда просите зал сделать что-то совместно (записать, поаплодировать, проголосовать и т.д.). Если аплодисменты – то овации. Если записать – то чтобы каждый (проследите, чтобы у всех нашлись пишущие инструменты и бумажки-блокнотики). Если проголосовать – то пусть поднимают руки высоко, демонстрируя свой выбор. Если просите хором прокричать «с новым годом» или «с днем рожденья», то пусть это будет дружный громкий хор. Часто на такие мои призывы начинают слабо-вялыми голосами полушептать 2-3 человека. И тогда я говорю (с долей шутки, конечно): «Нет, отставить. Так не пойдет, товарищи поздравляющие. Давайте еще раз все дружно и разом, а то отжиматься заставлю. Итак, с днем-ро-жде-нья!!!...». Добивайтесь результата по максимуму. Вы задаете тон и условия вашей публичной коммуникации. Это ваши правила игры.

И второй совет. Тоже практический. Вы уже знаете несколько приемов. Это самые важные и много раз отработанные приемы. Это настоящие палочки-выручалочки. Как их начать применять? Все сразу? По очереди? В какой очередности? Я всегда настоятельно рекомендую отрабатывать (в хорошем смысле этого слова) приемы по одному. И начинать со зрительного контакта. Это вообще Король Ораторских Приемов. Без него – никуда. Ищите ближайшую возможность попрактиковаться (планерка, тост на свадьбе, что-то еще) и за время своего выступления держите в поле зрения каждого зрителя. Обещаю! С первого же раза вы заметите, что как только вы очерчиваете зрительным контактом зону вашего влияния, публика заметно начинает притихать и слушает вас со вниманием. Это ощущение придает вам силы и забивает первый гол в ворота вашего страха сцены. Еще один нюанс. Если зал большой, или люди расположены полукругом, бывают еще балконы и какие-то вторые уровни, обращайтесь к публике не просто глазами, а немного поворачиваясь корпусом своего тела – областью груди. Вам же важно до души достучаться. Так вот и обращайтесь той частью своего тела, где эта душа и находится. Сердцем. Итак, первый прием, который вы отрабатываете так, чтобы от зубов отскакивало, это зрительный контакт. Затем идут вопросы и ага-ответы на них. Имейте ввиду, что ага-ответы должны быть однозначными. Например, не стоит спрашивать, вы же со мной согласитесь, что 30-градусные морозы сохраняют нашу молодость наподобие холодильника?. Кому-то эта идея может понравиться, кому-то нет. Спрашивайте о том, что однозначно в своем ответе: вы же все учились в школе? Вы же понимаете, что такое зарплата? Помните, что раньше молоко продавали в стеклянных бутылочках с крышечками из фольги? Ну, и так далее. После того, как вы почувствуете себя настоящим мастером получения от публики ага-ответов, приступайте к освоению приема «совместное действие». Самое простое – это аплодисменты. А также всеобщее выключение мобильников, демонстрация полученных раздаточных материалов (как вариант – приглашений на банкет) и многое другое. Придумайте сами. Итак, зрительный контакт, затем вопросы, затем совместное действие и… И все. Этих трех приемов на первых порах вам будет достаточно. Мне, например, их хватило на первый год своей работы. Представляете, целый год я, работая с публикой (а это в среднем 1-2 события еженедельно), самым бессовестным образом эксплуатировал всего лишь эти три приема? И что, спросите вы? Ответ: отточил эти приемы до филигранности, до автоматизма. Принцип здесь такой – лучше меньше, да качественней.



По своему опыту знаю, страх сцены быстро не уходит. Нет такой таблетки, которая вас от него избавит. Средство тут одно – разговаривайте с вашей публикой. Создавайте благожелательную атмосферу совместного общения. Когда встречаются интересные люди, им, во-первых, всегда есть о чем поговорить, а во-вторых, получить от этого общения максимум удовольствия. Доставляйте удовольствие другим, получайте его сами и… в конце концов, перестаньте бояться публичных выступлений!!!
Каталог: files
files -> Вопросы сертификационного экзамена для врачей по специальности «лфк и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа составлена в соответствии с Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ
files -> Рабочая программа дисциплины Лечебная физическая культура и массаж Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
files -> Лечебная физкультура
files -> К рабочей программе дисциплины «Лечебная физкультура и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла Медицинская реабилитация для специальности 310501 «Лечебное дело» по специализации 310501 «Лечебное дело»
files -> Лекции (час) Семинары (час) Самост работа Всего баллов Модуль 1
files -> Влияние мобильного телефона на здоровье человека

Скачать 291.07 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница