Дисциплина «Семейная психология»
Преподаватель – к. психол. н., ст. преподаватель А.Н. Коновальчук
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ
-
Предмет, цели, задачи семейной психологии
-
Связь семейной психологии с другими отраслями научного психологического знания (фундаментальной, прикладной, практической психологией).
-
Семья и брак: основные понятия, сходство и различие.
-
История развития семейных отношений в России.
-
Любовь как предпосылка и условие существования современной семьи.
-
Теории и виды любви.
-
Типология брачной мотивации.
-
Добрачное ухаживание, его влияние на развитие семейных отношений. Добрачное психологическое консультирование.
-
Основные проблемы молодой семьи и пути их решения.
-
Понятие жизненного цикла семьи.
-
Периодизация развития семьи, основные психологические проблемы каждого этапа.
-
Уровни, виды и психологические закономерности супружеской совместимости.
-
Брачно-семейная адаптация.
-
Факторы устойчивости семьи.
-
Основные особенности современной семьи и наиболее распространенная её структура в нашем обществе.
-
Систематизирующие признаки классификации семьи.
-
Психолого-педагогические особенности различных категорий семей и их социально-психологические цели.
-
Методы и методики диагностики супружеских отношений.
-
Факторы семейного благополучия, супружеская совместимость.
-
Обобщенные модели благополучного и неблагополучного брака.
-
Кризисные явления в современной семье.
-
Критерии зрелой и незрелой семьи.
-
Типичные нормы и психологическая культура супружеского отношения.
-
Супружеские роли и семейные мифы.
-
Характеристика психологических трудностей жизнедеятельности семьи.
-
Психологический показатель супружеского общения в благополучных и конфликтных семьях.
-
Специфика и разновидности супружеских конфликтов, их значение для развития семьи.
-
Консультирование супругов в ситуации развода.
-
Наиболее типичные модели поведения супругов в межличностных внутрисемейных конфликтов, тактика и техника профилактики и преодоления супружеских конфликтов.
-
Дифференциальная диагностика семейных проблем, требующая оказания профессиональной помощи семьи.
-
Конфликтные, кризисные и проблемные семьи. Причины конфликтов.
-
Развод как социально-психологический феномен.
-
Родительство.
-
Типология детских характеров (по П.Ф. Лесгафту).
-
Основные психолого-педагогические модели детско-родительских отношений.
-
Основные внутрисемейные факторы, определяющие формирование личности ребенка.
-
Влияние родительской семьи на формирование брачных установок и выбор будущего супруга.
-
Материнство и отцовство как психологические феномены.
-
Нарушение основных сфер жизнедеятельности семьи как источник психологической травматизации личности.
-
Патогенные родительские установки и мотивы воспитания.
-
Социально-педагогическая классификация различных категорий семей.
-
Методы и методики диагностики детско-родительских отношений.
-
Направления и методы семейной диагностики.
-
Основные методики и технологии в работе с семьей.
-
Консультирование по поводу детско-родительских взаимоотношений.
-
Специфика консультирования супружеской пары и одного супруга.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
-
Семья как система социального функционирования человека.
-
Проблема профилактики подростковой беременности.
-
Социально-психологические проблемы молодой семьи.
-
Психодиагностика брачно-семейных отношений.
-
Социально-педагогические проблемы семей с проблемными детьми.
-
Социально-демографические проблемы российской семьи.
-
Супружеские конфликты.
-
Ревность и измена как феномены супружеской жизни.
-
Развод как социально-психологический феномен.
-
Материнство как житейская, психологическая, педагогическая, «метафизическая» категория.
-
Отцовство как житейская, психологическая, педагогическая, «метафизическая» категория.
-
Структурно-функциональные особенности семей с психически больным.
Рекомендуемая литература
А) Основная литература:
1. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. Пособие. – СПб., 2005.
2. Андреева Т.В. Психология современной семьи. Монография. – СПб., 2005.
3. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 1996.
4. Калинина Р.Р. Введение в психологию семейных отношений. – СПб.: Речь, 2008.
4. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., 1988.
5. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М., 2004.
6. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие / Под общей ред. В.С. Торохтий. – М., 2005.
7. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992.
8. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М., 1989.
9. Шнейдер Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб. пособие. – М., 2005.
10. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб., 2006.
11. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999.
12. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. – СПб., 2000.
Б) Дополнительная литература:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – Екатеринбург, 2002.
2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд. — СПб., 2003.
3. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.;1988.
4. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. М., 1988.
5. Бойко В.В. Энергия эмоций. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб., 2004.
6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. — СПб., 1999.
7. Василюк, Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) .- М., 1984.
8. Вильсон, Дж. Современная психотерапия / пер А. Я Логвинской. – М., 2000.
9. Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера. М., 1995.
10. Глэддинг С. Психологическое консультирование. 4-е изд. — СПб., 2002.
11. Горянина В.А. Психология общения. - М., 2002.
12. Джил Э. Игра в семейной терапии / Пер. с англ. – М., 2003.
13. Елизаров, А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. – М., 2003.
14. Еникеев М.И. Психологическая диагностика. Стандартизированные тесты. — М., 2002.
15. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2000.
16. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001.
17. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты. М., 1992.
18. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.
19. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М., 1991.
20. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб., 2002.
21. Лоуэн А. Секс, любовь и сердце: психотерапия инфаркта. – М., 2004.
22. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. – Л., 1985.
23. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2001.
24. Николс М. Как преодолеть непонимание и улучшить взаимоотношения. - М., 2003.
25. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Мн., 2003.
26. Психология индивидуальных различий. / Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. и Романова В.Я.. – 2-е изд. – М., 2002.
27. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М., 2004.
28. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: Лекции, консультирование, тренинги. М., 1997.
29. Стратиевская В.И. Как сделать, чтобы мы не расставались. – М., 1997.
30. Фромм Э. Искусство любить. - 2-е изд. - СПб., 2001.
31. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 2000.
Поделитесь с Вашими друзьями: |