ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему:
«Особенности применения методов арт-терапии на этапе установления терапевтического альянса»
Введение
Тема данной выпускной квалификационной работы сформулирована так: «Особенности применения методов арт-терапии на этапе установления терапевтического контакта».
Актуальность темы связана с оформившейся в последние десятилетия тенденцией изучения психологических феноменов через искусство и посредством искусства. Современное искусство, как и современная психологическая практика – чрезвычайно динамично изменяющаяся сфера. На стыке искусства и психологической практики эффекты, расширяющие наши представления о природе сознания и возможностях психики к самоисцелению, становятся пространством для изучения новых возможностей психотерапии, а также культурных кодов, которые всегда и неизбежно присутствуют в поле взаимодействия психотерапевта и клиента.
В последние годы все большее место в отечественной и зарубежной психотерапии занимают синтетические техники работы, объединяющие элементы разных подходов, школ и направлений. Использование методов арт-терапии в русле существующих психотерапевтических направлений является одной из таких техник. Но возможности использования арт-терапевтических методов в психологической практике мало исследованы и практически не освещены в русскоязычной литературе, хотя отдельные упражнения активно используются не только в индивидуальном консультировании, но и в различных тренингах, в сфере образования и педагогики. Выбор темы выпускной квалификационной работы во многом продиктован потребностью в заполнении этого неосвоенного пространства.
Известно, что успех терапевтической работы определяется качеством взаимоотношений терапевта и клиента, а также во многом зависит от глубины контакта клиента и терапевта.
Большое внимание в данной работе уделено фактору создания безопасной среды, без которой невозможно прохождение психотерапии. В психоаналитическом подходе под безопасностью, как правило, подразумевается удерживание рамок сеттинга в аналитическом процессе. Это, однако, возможно уже на том этапе, когда аналитическая диада клиент-терапевт сформирована, доверие установлено и обе стороны эмоционально вовлечены в процесс. Но путь от первой встречи с клиентом до той точки, в которой можно говорить о безопасности в аналитическом смысле, связан с большим количеством сложностей и тревог (и для клиента, и для начинающего терапевта). То, каким образом использование арт-терапевтических методик позволяет облегчить этот процесс, является одной из важных содержательных составляющих данной работы.
Мотивация к получению помощи может заставить клиента преодолеть первоначальную тревогу, но на первых сессиях высокий уровень тревоги часто блокирует когнитивные способности клиента и его способности к вербализации. Для самого клиента это может быть неприятным и пугающим открытием («не могу внятно объяснить, что я чувствую и чего я хочу»), особенно если до сих пор проблем с вербализацией у него не было.
Арт-терапия дает клиенту возможность получить больший контроль над тем, в какой мере доверять психотерапевту свои мысли и переживания, и в силу этого обеспечивает его большую, чем во многих других видах индивидуальной терапии, психологическую защищенность [16].
Арт-терапевтические методы позволяют клиенту сконцентрироваться на внутреннем эмоциональном состоянии вместо обсуждений и интерпретаций (то есть получить эмоциональный опыт прежде его вербального и когнитивного осмысления). Терапевт при этом занимает позицию наблюдателя, получая доступ к непосредственному, часто неосознаваемому эмоциональному опыту клиента, который может быть одновременно очень ресурсным. Характерно, что после сессий с использованием арт-методов клиенты во многих случаях отмечают прилив сил, состояние общей гармонии с миром, душевный подъем и легкость.
Таким образом, можно сформулировать проблему исследования: каковы возможности использования арт-терапевтических техник на этапе установления терапевтического контакта с клиентом в индивидуальной и групповой работе?
Поделитесь с Вашими друзьями: |