Лекции по Истории и методологии биологии
Основная литература:
-
История биология (с древнейших времен до наших дней). Под ред.С.Р.Микулинского, Изд-во "Наука", Москва, 1972.
-
История биологии (с начала ХХ века до наших дней). Под ред. Л.Я. Бляхера, Изд-во "Наука", Москва, 1975.
-
Вопросы философии, 1964, 9, стр.35
-
Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология.- М., 1998.
Дополнительная литература:
1. Биология и современное научное познание. ч.1,2.М.,1975.
2. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М.,1981.
3. Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.,1986.
4. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.,1994.
5. Кун Т. Структура научных революций. М.,1975.
6. Медников Б.М. Аксиомы биологии. М.,1986.
7. Найдыш В.М. Научная революция и биологическое познание. М..1987
8. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. М.,1999.
9. Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М.,1982.
10. Развитие концепции структурных уровней в биологии. М., 1972.
11. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М.,1975
12. Тимофеев-Ресовский Н.В., Воронцов Н.Н., Яблоков А.В. Краткий очерк теории эволюции. М., 1977
13. Энгельгардт В.А. Познание явлений жизни. М.,1984
Содержание:
Введение
Часть I. Первоначальные представления о живой
природе и первые попытки научных обобщений
1. Биологические представления в древности
1.1. Накопление сведений о растениях и животных в первобытном обществе
1.2. Знания о живой природе в раннерабовладельческих государствах Азии и Восточного Средиземноморья
1.3. Биологические представления в древней Индии и Китае
2. Биология в древней Греции, в эпоху эллинизма
и в древнем Риме
2.1. Биологические знания в древней Греции до начала V века до н.э.
2.2. Биологические воззрения греческих философов-натуралистов (Анаксагор, Эмпедокл, Демокрит) V век до н.э.
2.3. Гиппократ и его школа
2.4. Платон и Аристотель. Биологические воззрения Теофраста. IV-III века до н.э.
2.5. Развитие биологических знаний в период эллинизма и в древнем Риме (Лукреций, Плиний, Гален и другие). II век до н.э. - II век н.э.
3. Биология в средние века
3.1. Особенности средневековых воззрений на природу
3.2. Биологические знания в средние века
II. Расширение и систематизация биологических знаний в XV -XVIII веках
4. Социально-экономические и культурно-исторические условия, общее состояние естествознания и философские воззрения в XV -XVIII веках
4.1. Введение
4.2. Эпоха Возрождения и революция в идеологии и естествознании
4.3. Развитие принципов естественнонаучного познания природы в трудах Бэкона, Галилея и Декарта 4.4. Лейбниц и идея "лестницы существ"
4.5. И.Ньютон
4.6. Французский материализм XVIIIвека
5. Развитие ботанических исследований
5.1. Попытки классификации растений в XVI веке
5.2. Систематика и морфология растений в XVII веке
5.3. Развитие микроскопической анатомии растений в XVII веке
5.4. Система К.Линнея
5.5. Попытки создания "естественных" систем в XVIII веке
5.6. Зарождение физиологии растений
5.7. Развитие учения о поле и физиологии размножения растений
6. Развитие зоологических исследований
6.1. Описания и попытки классификации животных в XVI - XVII веках
6.2. Зоологические исследования в XVIII веке
6.3. Изучение ископаемых организмов
7. Развитие исследований по анатомии, физиологии, сравнительной анатомии и эмбриологии животных
7.1. Анатомия животных и человека в XVI - XVII веках
7.2. В. Гарвей и становление физиологии
7.3. Микроскопическая анатомия и изучение простейших
7.4. Физиология в XVIII веке
7.5. Становление сравнительной анатомии
7.6. Эмбриология животных. Преформизм и эпигенез
8. Господство метафизического мировоззрения в естествознании XVII - XVIII веков
8.1. Достижения биологии XVII - XVIII веков
8.2. Господство метафизического мышления
8.3. Концепция постоянства видов и преформизм
8.4. Идеалистическая трактовка органической целесообразности
9. Возникновение и развитие представлений об изменяемости живой природы
9.1. Допущение ограниченной изменчивости видов
9.2. Представление о "естественном сродстве" и "общих родоначальниках"
9.3. Фактор времени в изменении организмов
9.4. Последовательность природных тел. "Лестница существ"
9.5. Идея "прототипа" и единства плана строения организмов
9.6. Идея трансформации органических форм
9.7. Идея самозарождения и ее отношение трансформизму
9.8. Естественное возникновение органической целесообразности
Приложение: Летопись биологических открытий
Лекция 1. Введение
1. Термин биология 2. Отличия религиозного познания от научного 3. Период протанауки
ВВЕДЕНИЕ
Биология – наука о жизни. Термин биология, как наука о жизни, впервые предложили независимо друг от друга в 1802 г. два естествоиспытателя Тревиранус и Ламарк. Однако, так исторически сложилось, авторство термина стали приписывать лишь Жан-Батисту Ламарку, необоснованно забывая Готфрида Рейнхольда Тревирануса. Но это не означает, что биология, как наук, образовалась лишь в 18 веке. Многие ученые считают, что человек начал накапливать биологические знания уже в начальный период своего развития. Он добывал знания об окружающем мире в суровой борьбе за существование. От случайных и неосознанных применений палок и камней для защиты и добывания пищи он перешел к изготовления орудий сначала в виде грубо и примитивно обработанных кусков камня, затем ко всем более совершенными каменным орудиям, к луку и стрелам, рыболовным снастям, охотничьим ловушкам. Люди пытались лечить себя и ослаблять боль с помощью трав, различных органов животных. В этих условиях формировалось сознание человека, развивалась речь, накапливались знания и представления о мире, возникли первые антропоморфные объяснения окружающих явлений. Другого способа понять природу, как уподоблять ее себе, живому существу, наделить ее чувствами и сознанием, у первобытного человека не было. Из этого источника развивались научные и религиозные представления. Чем отличается научное познание от религиозного? Надо признать что, процесс познания окружающего мира является одним из самых спорных вопросов в философии науки. Под термином познание подразумевают приобретение или результат приобретения знаний. Знание — это высший уровень сведений о мире, получаемых человеком с помощью сознания. Как я уже сказал различают религиозное и научное познание, которое основанное в свою очередь на религиозном или научном знании. К религиозному познанию относят особую форму осознания мира, которая обусловлена верой в существование сверхестественное. К науке относят сферу человеческой деятельности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; это одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. В чем отличия религиозного познания от научного, мы более детально разберем на нашем следующем семинарском занятии. На сегодняшний день, можно константировать тот факт, что религия и наука находятся в противоположных лагерях в своих попытках объяснить основы мироздания. Конечно, прямого противоборства и прямых столкновений в наше время не происходит, однако, ученые не признают объяснения религиозных деятелей и наоборот. Наука вступает в противоборство не только с религией, но и лженаукой. Классическая наука описывает окружающую действительность на основе последовательных приближений и гипотез. И только тогда научное знание считается верным, когда количество гипотез (приближений) уменьшается до минимума. Часть гипотез признаются ошибками, часть заменяются на теории. Без ошибок наука развиваться не может, однако зачастую с целью получения выгоды ученые преднамеренно умалчивают об ошибках, формируют новое знание и выдают такое знание за объективную действительность, не признавая критику со стороны. Лженаука это сфера деятельности, куда относятся научные публикаций с преднамеренной фальсификацией экспериментов, прямой или косвенной цензуры, а также методов уголовного мошенничества, использующих научную терминологию, научные степени и звания, в частности, при рецензировании научных работ. В отличие от лженаучного знания, наука старается при формировании научной картины мира опирается на логические доказательства, опирающиеся на достоверные факты. Конечно, существуют ряд в вопросов, решение которых пока невозможно подкрепить фактами, и они объясняются на основе теоритических выкладок. Так, известный астроном А. Эддингтон когда-то сказал о своем предмете: “Пока астрономические наблюдения не подтверждаются теорией, верить им нельзя”. Действительно, вопросы космогонии, формирования жизни на Земле и возможности их формирования на других планетах, объяснения резких смен одних типов животных и растений на другие, все эти вопросы настолько глубоко теоретизированны, что их с легкостью можно поставить на один уровень с религиозным знанием, где ведущую роль играет вера. Почему в современной науке имеется место фальсификации данных, формирования нелепых направлений для изучения биологических основ и законов экологии, непонятных (искусственно запутанных) для обывателей отчетов по предмету изучения и т.д., вот на эти вопросы мы и попытаемся ответить, проанализировав всю историю развития биологии и смежных с ней наук.
Период протанауки
Первоначальные знания о живых организмах стали формироваться, когда человек наконец осознал свое отличие от окружающего мира. Когда люди стали пытаться избавится от недугов, облегчить боль, восстанавливать здоровье, спасаться от смерти. Делали они это посредством религиозных или магических обрядов в надежде умилостивить богов и духов, в обрядах использовали различные растения и животных, в качестве приношений или как часть ритуала. Появление первых мистических/религиозных верований приходится на мустьерскую культуры (культура неандертальцев). Они уже хоронили своих мертвецов и украшали могилы и тела цветами. С появлением первых поселений у человека разумного, начало развиваться земледелие и скотоводство. Человек обогащался реальными знаниями о небесных светилах, растениях и животных, о движении и силах, метеорологических явлениях и т.д. Накопленные знания и практические навыки, передаваясь от поколения к поколению, образовывали первоначальный фонд будущей науки. По мере развития общества и общественного труда накапливались предпосылки для создания устойчивой цивилизации. Решающую роль здесь сыграло возникновение земледелия. Там, где сложились условия для получения устойчивых урожаев на одном и том же месте и из года в год, создавались поселения, города, а затем и государства. Такие условия возникли в Северной Африке в долине Нила, ежегодные разливы которого оставляли на полях плодородный ил, в Двуречье между реками Тигр и Евфрат, где уже в IV тысячелетии до н. э. стали складываться древнейшие рабовладельческие государства, ставшие колыбелью современной европейской науки. Конечно, не стоит забывать, про государства, которые были сформированы в Америке и в Азии. Ацтеки, инки, мая, индусы и китайцы не только не уступали по знаниям египтян и вавилонцев, но в в некоторых вопросах превосходили их. Более подробны об особенностях древнекитайской науки и об уровне знаний других древних цивилизациях мы поговорим на четвертой лекции. Итак, система орошаемого земледелия, добыча металла (меди) и его обработка, развитие техники и изготовление орудий создали предпосылки для возникновения сложного общественного организма с развитой экономикой. Общественные потребности привели к появлению письменности: иероглифов в Египтe, клинописи в Вавилонии, к возникновению астрономических и математических знаний. Однако, большую часть явлений природы человечество не могло объяснить на основе имеющихся (накопленных эмпирическим путем) знаний, поэтому главенствующую роль в познании природы играла религия. Вскрывая туши животных для религиозных обрядов и мумифицируя тела фараонов и их приближенных, именно жрецы стали первыми анатомами. Сохранившиеся до наших дней великие пирамиды Египта свидетельствуют о том, что уже в III тысячелетии до н. э. государство могло организовывать большие массы людей, вести учет материалов, рабочей силы, затраченного труда. Следовательно в обществе были сформированы различные классы, в которых люди разделялись на инженеров, строителей, астрономов, писцов и т. д., т. е. Формировался слой работников умственного труда. Астрономия была первой из естественных наук, с которой началось развитие естествознания. Сначала возникла астрономия из наблюдения времен года и потому абсолютно необходимая для пастушеских и земледельческих народов. Определение времени начала разлива Нила требовало тщательных астрономических наблюдений. Египтяне разработали календарь, состоявший из двенадцати месяцев по 30 дней и пяти дополнительных дней в году. Месяц был разделен на три десятидневки, сутки — на двадцать четыре часа, двенадцать дневных, двенадцать ночных. Поскольку продолжительность дня и ночи менялась со временем года, величина часа была не постоянной, а менялась со временем года. Высокого уровня достигли вавилонская математика и астрономия. Вавилоняне знали теорему Пифагора, вычисляли квадраты и квадратные корни, кубы и кубичные корни, умели решать системы уравнений и квадратные уравнения. Практические потребности общества способствовали развитию научных знаний по арифметики, геометрии, алгебры, астрономии, механики и других естественных наук. Следует подчеркнуть, что все науки носили практический характер. Так современные ученые считают, что все сооружения древних государств были построены на основе лишь эмпирических знаний математики, геометрии и строительной механики. При строительных работах находили применение простые машины: рычаги, катки, наклонные плоскости. Несмотря на огромные заслуги науки Древнего Востока, подлинной родиной современной науки стала Древняя Греция. Именно здесь возникла теоретическая наука, разрабатывающая научные представления о мире, не сводящиеся к сумме практических рецептов, именно здесь развивался научный метод. Если египетский или вавилонский писец, формулируя правило вычисления, писал: «поступай так», не поясняя, почему надо «поступать так», то греческий ученый требовал доказательства.
Таким образом, вавилонская и египетская наука, как уже было сказано, возникли из потребностей практики. Что касается теоретического мышления египтян и вавилонян, то оно не выходило за рамки мифологии; вопросы мироздания и окружающего мира объяснялись только жрецами на основе их фантазии, которые легли в основу религиозного знания.
Лекция 2. Античный период
-
Характеристика социально-политической жизни Древней Греции
-
Архаический период развития науки.
-
Философы-натуралисты
Общая характеристика периода
Считается, что подлинной колыбелью европейской науки была Античная Греция, культура которой в период своего расцвета и породила науку. Рассмотрения этого периода, мы с вами начнем с характеристики социально-политической жизни Древней Греции на становление науки.
Характеристика социально-политической жизни Древней Греции
Стремительное преимущественное расслоение общины с сосредоточением частной собственности в руках представителей знатных родов привело к массовому разорению землеобработкчиков и развитию кабальных отношений. В результате на протяжении VII-V вв д.н.э отмечаются выступления народа за отмену долгов, передел земель, созданию сводов закона, рождению демократии. В итоге общественном сознании укореняются принципы исегории — свобода слова, исотомии — гражданская свобода участия (равенство в занятии должностей), исономии — гражданское равенство (равенство перед законом). Демократическая форма греческого общественного устройства способствовало максимальному раскрытию талантов и возможностей. Отсутствие «привилегий рождения» содействовало развитию политики, науки, искусству, спорта. Особая роль в карьерном росте отводилась ораторскому искусству. Зачастую искустный оратор мог повлиять на решение большинства. Именно в такой атмосфере рождалось рациональное доказательство, формировался аппарата логического обоснования. На этом фоне складывалась наука как доказательное познание. Для уточнения предпосылок появления науки заставляет обратить внимание на такую черту греческой жизни, как использование труда рабов. Повсеместное применение рабского труда, высвобождение свободных граждан из сферы материального производства на уровне общественного сознания обусловило радикальное неприятие греками всего, связанного с орудийно-практической деятельностью. Греки различали деятельность ума и производственно-трудовую деятельность. Первая считалось достойным занятием гражданина и именовалось наукой, вторая приличествовала рабу и звалась ремеслом. Интересно, что и в самой науке греки обосабливали подлинную науку от приложений, занятие которыми порицалось. Например физика и механика. Механика была средством перехитрить природу, но не познать ее. В рамках нашего исследования может возникнуть закономерный вопрос, отрицание эмпирических начал, отсутствие проверки теоретических знаний приводит к рождению религиозного знания и отступления от научных суждений, так почему мы говорим о зарождении науки, где присутствует острая неприязнь к прикладным исследованиям? Здесь стоит иметь ввиду, что протонаучное знание в Древнем Мире было полностью собрано на основе наблюдении, в этот период не хватало рациональных объяснений полученных знаний, и наоборот у древних греков уже существовал накопленный пласт знаний (который достался от Древнего Востока), и который необходимо было реструктуризовать, чтобы определить их в системе мироздания. Поэтому только в Античный период возникли такие формы познания как систематическое доказательство, рациональное обоснование, логическая дедукция, идеализация, из которых в дальнейшем могла развиться наука.
Архаический период развития науки.
Переход от вербальной трансляции знаний к абстрактным (умопостигаемым) доказательствам было впервые осуществлено в «физике». Физика греков — нечто совсем иное, нежели современная дисциплина. Древние греки физику рассматривали как науку о природе в целом, которая включала познание не путем опыта, а путем умозрительного уяснения происхождения и сущности природного мира как целого. Античные физики искали первоосновы сущего — архе, и его элементов — стихий.
Ионийская школа
Первыми учеными (философы) искавшие причины и формы создания мироздания были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и Гераклит. Для Фалеса (VII - VI вв. до н. э.) этим первоначалом была вода. Анаксимандр (610 - 546 до н. э.) также считал, что мир возник из единого и вечного материального первоначала. Это первоначало он назвал «апейрон», что значит «беспредельное»; он считал его материей неопределенной, находящейся в вечном движении. Живые существа, согласно учению Анаксимандра, образуются из алейрона по тем же законам, что и предметы неживой природы. Животные, по мысли Анаксимандра, родились первоначально из влаги и земли, нагретых солнцем. Первые животные были покрыты чешуей, но, достигнув зрелости, они вышли на сушу; чешуя их лопнула, и, освободившись от нее, животные начали вести свойственный каждому из них образ жизни. Все виды животных возникли независимо друг от друга, так что в учении Анаксимандра нет и намека на генетическую связь между видами, на мысль об историческом развитии животного мира. Только в отношении человека Анаксимандр допускал возможность его происхождения от организмов другого вида. Он считал, что зародыши первых людей образовались в чреве существ, похожих на рыб. Лишь достигнув возмужалости, они скинули рыбью оболочку и вышли на землю в виде мужчин и женщин. Третий ионийский философ Анаксимен (ок. 588 - 525 до н. э.) считал материальным первоначалом мира воздух, из которого все возникает и в который все возвращается обратно. Величайшим из ионийских натурфилософов был Гераклит Эфесский (544 - 483 до н. э.). Его учение не содержит каких-либо специальных положений о живой природе, тем не менее оно имело огромное значение как в истории биологии, так и в истории естествознания и философии в целом, ибо в нем был выражен стихийно-диалектический подход к пониманию природы. Гераклит впервые ввел в философию и в науку о природе четкое представление о постоянном изменении. Он считал, что материальным первоначалом мира является огонь, который в силу необходимости закономерно воспламеняется и снова закономерно угасает. Он учил, что всякое изменение есть результат борьбы.
Пифагорская школа.
Во второй половине VI в. до н. э. в Южной Италии возникла философская школа, основанная легендарным Пифагором и имевшая по сравнению с ионийцами совсем иную направленность. Пифагорейцы стремились прежде всего установить господствующие в мире числовые закономерности; в связи с этим они много занимались арифметикой, геометрией, астрономией; им принадлежат также первые важные открытия в области музыкальной акустики. Большим уважением у пифагорейцев пользовалась медицина.
В математике они разработали теорию логического доказательства. Так, первоначально ненаучные эмпирические математические знания, древних греков и египтян, подверглись теоретической переработке, логической систематизации, дедуктивизации. Можно говорить, что именно ими была оформлена теория доказательства. Близко к пифагорейцам стоял врач, астроном и философ Алкмеон Кротонский, живший предположительно в конце VI — начале V в. до н. э. Его по справедливости считают основоположником анатомии и физиологии в древней Греции. Сообщают, что он первый начал анатомировать трупы животных для научных целей, что позволило ему сделать ряд важных заключений о роли отдельных органов. Алкмеон признал мозг средоточием ощущений и мышления и уяснил роль нервов, идущих от органов чувств (глаз и ушей) к мозгу. На основе своих физиологических наблюдений он развил обстоятельную теорию ощущений. Различие между животными и человеком он усматривал в том, что животные обладают только ощущениями, человек же не только ощущает, но и мыслит. Как и все пифагорейцы, Алкмеон признавал бессмертие души.
Философы-натуралисты
Основы материализма, заложенные в VI в. до н. э. ионийскими натурфилософами, в дальнейшем успешно развивали древнегреческие философы-натуралисты, которые пытались разрешить проблему строения и развития материи с позиций античной атомистической теории. В тесной связи с атомистическими представлениями находилось учение Анаксагора (500 - 428 до н. э.). Он считал, что материя состоит из мельчайших частиц, которые он сам называл «семенами». Согласно Анаксагору, семена различных встречающихся в природе веществ — земли, воды, воздуха, огня, золота, железа, мяса, костей, крови и т.д. — подобны по своим свойствам телам, в состав которых они входят. В соответствии со своим общефилософским учением Анаксагор объяснял и процессы питания и роста живых организмов. По его мнению, пища (например, хлеб или вода) только по виду кажется однородной, на самом же деле представляет собою смесь всевозможных семян, в том числе и таких, из которых состоят ткани нашего тела. В процессе пищеварения эти семена разделяются, причем частички мышц соединяются с мышцами тела, частички крови попадают в кровь и т. д. Анаксагор полагал, что первоначально организмы образовались из соединения семян, увлеченных каплями дождя с неба на землю, с семенами, находившимися в земле. При этом во влаге возникли зародыши, из которых развились живые существа; в дальнейшем последние приобрели способность рождаться друг от друга. Различие полов заключено уже в семени, причем семя исходит от самца; самка же лишь предоставляет для него место. Зародыши мужского пола попадают в правую сторону матки, женского же - в левую. В ходе развития у зародыша прежде всего формируется мозг, с которым связаны чувства зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Анаксагор не проводил принципиального различия между животными и растениями; в частности, он утверждал, что растения способны ощущать, радоваться и печалиться и что у них, как и у животных, есть ум и знание. Человек — самое разумное из всех животных вследствие того, что у него имеются руки.
Эмпедокл (ок. 490 - 430 до н. э.) положил в основу своего учения представление о четырех элементах (стихиях), или «корнях». Эти четыре элемента мировой материи (огонь, воздух, вода и земля) состоят из вечных частиц, которые, вступая в соединение друг с другом в разных количественных соотношениях, образуют тела природы (живую и неживую материю).
Возникновение живых существ Эмпедокл представлял себе так. Сначала частицы четырех элементов, соединяясь, образовали органы и части тела животных, которые существовали самостоятельно. Затем из отдельных членов и частей тела возникли разного рода уродливые неполноценные существа, нежизнеспособные по той причине, что у них не было всех органов, необходимых для жизни и размножения; лишь в дальнейшем, также в результате случайных сочетаний, возникли гармоничные организмы, которые стали размножаться половым путем. В отличие от Анаксагора, Эмпедокл считал, что зародыш образуется из смешения мужского семени с женским, причем пол зародыша зависит от температуры, в которой он развивается. При развитии зародыша прежде всего образуется сердце как главный орган жизни. Ребенок больше похож на того из родителей, чье семя при зачатии было более горячим и обильным.
Демокрит (460—370 до н. э.) утверждал, что мир состоит из мельчайших неделимых частиц — атомов, движущихся в пустоте. Атомы вечны и неизменны; они никогда и никем не были созданы и не могут быть уничтожены. Все состоит из атомов, рождение любой вещи есть соединение атомов, а смерть - их разъединение. Живые существа произошли, по мнению Демокрита, в тот период развития нашего мира, когда земля, будучи насыщена влагой, вся состояла из мягкого ила. Под действием солнечного жара в отдельных местах, где скапливалась влага, возникло гниение, давшее начало образованию оболочек, или пузырей, внутри которых зародились первые животные.
Гиппократ. Современником Демокрита был величайший врач античного мира Гиппократ (ок. 460—377 до н. э.). Гиппократа и его последователи окончательно порвали с религией и мистикой в медицине, отказавшись от объяснения происхождения и сущности болезней вмешательством сверхъестественных сил. Они учили, что медицина должна основываться не на умозрительных натурфилософских спекуляциях, а на тщательном наблюдении и изучении больных, на накоплении и обобщении практического опыта. В гиппократовской медицине были заложены первые основы метода эмпирической индукции. Гиппократ и его последователи разработали представление о естественных причинах болезней, причем они различали факторы, исходящие от внешней среды, и наряду с ними учитывали возраст, наследственность, образ жизни больного и т. п. Важнейший принцип гиппократиков состоял в том, что надо лечить не болезнь, а данного больного; поэтому все назначения врача должны быть строго индивидуализированы. Гиппократ был создателем учения о четырех жидкостях тела — крови, слизи, желтой желчи и черной желчи, количественное и качественное соотношения которых лежат якобы в основе всех нормальных и патологических процессов в организме человека. К сожалению, большинство трудов этого времени по медицине подписывались или признавались за Гиппкратом, однако сейчас считается, что это были труды его учеников и последователей. Поэтому, чтобы быть более точным, мы будем говорить, что в трудах того периода было хорошо известно о строение скелета человека, всех костей конечности и их сочеления, некоторых внутренних органов, желудка, тонкой и толстой кишки, печень с ее долями, желчный пузырь, селезенка, почки, мочеточники и мочевой пузырь. Были описано строение сердца, различали желудочки и предсердия и полулунные клапана. Важнейшим результатом демократизации общественно-политической сферы античной сферы Древней Греции явилось формирование аппарата логического обоснования. Истина, у греков, воспринималась не как продукт догматической веры, поддерживаемый авторитетом, а как продукт рационального доказательства, основанный на обосновании. На этом фоне уже могла складываться наука как доказательное познание. Первые философы изучали вопросы бытия, зарождение жизни, объясняли происхождение видов животных и растений, исследовали вопросы познания, что подтолкнуло к изучению вопросов функционирования мозга (а следовательно и его анатомии) и органов чувств.
Поделитесь с Вашими друзьями: |