Министерство здравоохранения Российской Федерации
Учебно-методическое объединение медицинских
и фармацевтических вузов
Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова
«СОГЛАСОВАНО»
Руководитель департамента образовательных
медицинских учреждений
и кадровой политики
МЗ РФ
Н.Н. Володин
|
| «УТВЕРЖДАЮ»
Зам. председателя
учебно-методического
объединения медицинских
и фармацевтических вузов
И.Н. Денисов
|
8 июня 2001 г.
|
|
5 июня 2001 г.
|
Образовательный стандарт послевузовской
профессиональной подготовки специалистов
Специальность:
№ 040129 «Урология»
Москва - 2001
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки врача по специальности «урология», образовательные программы и тестовые задания разработаны сотрудниками курса урологии при кафедре нефрологии и гемодиализа факультета последипломного профессионального образования Московской медицинской академии
им. И.М.Сеченова
Авторы:
-
Зав. курсом, профессор, д.м.н. В.В. Борисов
-
Профессор, д.м.н. А.В. Амосов
-
Ассистент, к.м.н. М.А. Газимиев
-
Ассистент, к.м.н. Н.И. Аль Агбар
-
Ст. лаборант Г.Е. Крупинов
Рецензенты:
-
Кафедра урологии Московского государственного медико-стоматологического университета. Главный уролог РФ, заведующий кафедрой, д.м.н. профессор О.Б. Лоран.
-
Урологическая клиника МОНИКИ. Руководитель – академик РАМН, д.м.н., профессор М.Ф.Трапезникова
Образовательный стандарт утвержден на методическом заседании кафедры (протокол заседания №___ от 19.02.2001 г), методическом совете ФППО ММА им. И.М.Сеченова (протокол №___ от 19.02.2001 г.).
Введение
Стандарт специалиста уролога позволяет определить наиболее рациональные формы обучения, он позволяет организовать учебный процесс по тем вопросам, которые заложены в каждом курсе данной программы.
В стандарте дана объяснительная записка, учебные планы, учебно-тематические планы, программа, это позволяет осуществлять единый подход к системе последипломного обучения в институтах и на факультетах усовершенствования врачей и контролировать ход выполнения учебного процесса на кафедрах, курсах.
Пояснительная записка
Основным требованием к врачу специалисту является умение квалифицированно, на основе теоретических знаний, практических навыков осуществлять организаторскую и практическую деятельность в диагностике и лечении урологических больных в условиях поликлиники и стационара. Последипломное образование врачей по урологии включает в себя циклы тематического усовершенствования, сертификационного, общего усовершенствования, а также клиническую ординатуру.
Учебная программа предназначена для последипломного образования врачей урологов, является нормативным документом, определяющим содержание и организационно-методические формы обучения врача-уролога в последипломный период, соответствует Приказу №122 МЗ, общего и высшего образования РФ от 18 июня 1997 г.
Целью последипломного повышения квалификации врачей по урологии является приобретение ими новых теоретических знаний, совершенствование профессиональных умений и навыков необходимых врачу-урологу для оказания высококвалифицированной помощи в соответствии с занимаемой им должностью и профилем учреждения.
Для всех видов обучения (клиническая ординатура, специализация, сертификационный цикл, тематическое усовершенствование) кроме лекций, семинаров, практических занятий, является обязательным выяснение базисных знаний и навыков до начала обучения. В процессе обучения также проводится контроль знаний в виде зачетов, а по окончании циклов - круглого стола и заключительного экзамена. При всех видах контроля знаний широко используется тестовая система.
Общее усовершенствование, клиническая ординатура – первый этап подготовки врача-уролога. Целью её является приобретение в полном объеме систематизированных теоретических знаний и необходимых профессиональных практических навыков для выполнения самостоятельной работы в должности врача-уролога.
На общее усовершенствование по урологии зачисляются врачи окончившие интернатуру по хирургии, а так же зачисляются врачи хирургического профиля для переподготовки на специальность уролога.
Сертификационный цикл предназначен для подготовки специалиста к сдаче сертификационного экзамена с получением или подтверждением сертификата специалиста-уролога.
По окончании сертификационных циклов и сдачи экзаменов врач получает сертификат специалиста-уролога на 5 лет, дающий ему право работать урологом. По истечении каждых пяти лет проводится сдача квалификационного экзамена для подтверждения сертификата специалиста.
Тематическое усовершенствование – в соответствии с перечнем циклов предназначено для повышения квалификации урологов, работающих в общих стационарах, поликлиниках и в специализированных урологических отделениях. Целью тематического усовершенствования является освоение специалистами всей полноты и глубины теоретических знаний и практических навыков по конкретному виду специализированной помощи в урологии.
Квалификационная характеристика
В соответствии с требованиями специальности врач-уролог должен знать и уметь:
-
Общие знания:
-
Основы законодательства о здравоохранении, директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения, основы страховой медицины, взаимоотношения страховых органов и учреждений здравоохранения, обязательное и добровольное медицинское страхование.
-
Общие вопросы организации хирургической и урологической помощи в стране, организацию работы скорой и неотложной медицинской помощи взрослому и детскому населению.
-
Организацию, оборудование и оснащение урологического кабинета поликлиники, инструменты и оборудование для урологических манипуляций, эндоскопических и открытых оперативных вмешательств, оборудование отделений гемодиализа, гемосорбции, плазмафереза.
-
Топографическую анатомию брюшной стенки, брюшной полости, забрюшинного пространства, таза, внутренних и наружных половых органов, возрастную анатомию в основных возрастных группах.
-
Основы физиологии органов мочеполовой системы, взаимосвязь функциональных систем и уровней регуляции в организме, особенности возрастной физиологии.
-
Причины возникновения, закономерности и механизмы их развития, их клинические проявления.
-
Основы водно-электролитного обмена, кислотно-щелочной баланс, их нарушения и принципы лечения.
-
Патофизиологические особенности травм и кровотечений, профилактику шока и кровопотери, течение раневого и гнойного процессов в организме.
-
Процессы мочеобразования и мочевыведения, состав нормальной мочи и его возможные изменения.
-
Механизмы свертывания крови и их нарушения, показания, противопоказания и осложнения переливания крови, ее компонентов и кровезаменителей. Организационные основы переливания крови.
-
Вопросы асептики и антисептики, принципы, приемы и методы обезболивания, вопросы реанимации и интенсивной терапии.
-
Общие принципы оказания экстренной хирургической помощи.
-
Общие и функциональные методы исследования почек, мочевых путей и половых органов.
-
Клиническую симптоматику основных урологических заболеваний в различных возрастных группах, их диагностику, лечение и профилактику.
-
Основы клинической андрологии и сексологии.
-
Клиническую симптоматику пограничных состояний и заболеваний, оказывающих вторичное влияние на органы мочеполовой системы.
-
Возможности, показания, противопоказания и осложнения специальных диагностических методов исследования в урологии (ультразвуковые, рентгеновские, включая контрастные, радионуклидные, эндоскопические, уродинамические).
-
Принципы подготовки больных к операции и ведения послеоперационного периода, профилактики послеоперационных осложнений.
-
Принципы лекарственной терапии урологических заболеваний, современные лекарственные средства, механизмы их действия, дозировку, побочные эффекты, осложнения, их терапию и профилактику.
-
Применение диетотерапии, физиолечения и лечебной физкультуры в урологической практике, показания, противопоказания и места санаторно-курортного лечения урологических больных.
-
Оборудование операционной, эндоскопического кабинета, палаты интенсивной терапии, особенности работы и технику безопасности при эксплуатации аппаратуры.
-
Формы и методы санитарного просвещения.
-
Вопросы организации и деятельности медицины катастроф.
2. Общие умения:
-
Применять объективные методы исследования больного для установления предварительного диагноза основного и сопутствующих заболеваний и их осложнений. Оценивать тяжесть состояния больного, принимать необходимые меры для выведения больного из опасного состояния, определять объем и последовательность реанимационных мероприятий, оказывать экстренную помощь.
-
Определять показания к амбулаторному и стационарному лечению, оценивать показания к госпитализации и организовать ее.
-
Определять необходимость и последовательность специальных методов обследования (клинические, лабораторные, лучевые, эндоскопические, функциональные, морфологические), дать им правильную интерпретацию для установления окончательного клинического диагноза.
-
Провести дифференциальную диагностику основных урологических заболеваний в различных возрастных группах, обосновать клинический диагноз.
-
Разрабатывать план подготовки больного к экстренной и плановой операции, оценивать степень нарушений гомеостаза, осуществлять подготовку к операции всех функциональных систем больного.
-
Обосновать наиболее рациональную технику оперативного вмешательства при данном заболевании и выполнить его в необходимом объеме.
-
Определять группу и совместимость крови, выполнять гемотрансфузии, проводить профилактику, диагностику и лечение трансфузионных осложнений.
-
Обосновывать методику обезболивания и, при необходимости, осуществлять его, если это не требует участия врача-анестезиолога.
-
Разрабатывать и проводить послеоперационное лечение с учетом профилактики и терапии осложнений.
-
Оформлять необходимую медицинскую документацию.
-
Оценивать эффективность лечения, проводить диспансеризацию больных.
-
Проводить санитарно-просветительную работу.
-
Знать, диагностировать, оказывать необходимую помощь и осуществлять профилактику неотложных состояний и осложнений:
-
травматический шок
-
бактериотоксический шок
-
острая кровопотеря
-
раневая инфекция
-
острая дыхательная и сердечная недостаточность
-
острая почечная недостаточность, включая crash-синдром.
3. Специальные знания и умения
Специалист-уролог должен уметь диагностировать следующие аномалии и наиболее распространенные заболевания почек, мочевых путей и мужских половых органов:
Поделитесь с Вашими друзьями: |