Нужен ли мозгу сахар?
Пища для ума
Глюкоза, попадающая в кровь при расщеплении углеводов, - один из основных источников энергии для организма в целом и мозга в частности.
Если вы пытаетесь резко ограничить содержание углеводов в пище, сидите на белковой или другой низкоуглеводной диете, ваша нервная система не получает питания. Наверняка вы уже замечали первые признаки нарушений в работе мозга. Это могут быть частые перепады настроения, усталость и сонливость, рассеянность внимания, ухудшение запоминания и воспроизведения информации. При длительном углеводном голоде появляются и более тяжелые последствия вплоть до нервно-психических расстройств. Так что углеводы для поддержания работоспособности мозга нужны. Но не в избытке и далеко не все углеводы.
Лучше воздерживаться от вредных сладостей. Рафинированный сахар и сахарозаменители, сладкая газировка и кондитерские изделия, а также фастфуд (чипсы и гамбургеры), белый хлеб и макароны - далеко не лучшая пища для мозга.
Ему нужны не столько «конфетно-мучные» углеводы, сколько фруктово-зерновые.
Съешьте горсть винограда или сладких ягод, несколько слив или абрикосов и проследите за реакцией мозга. У вас улучшится настроение, повысится продуктивность памяти. Но учтите, что всплеск активности мозга после подобной подпитки очень непродолжителен.
Для продуктивной умственной работы в течение длительного времени ешьте зерновую кашу с кусочками сухофруктов. Можно тушить овощи (кабачки, тыкву или др.) с зерновыми (рисом, пшеном и пр.).
Эти углеводы перевариваются медленно, но и расходоваться на мозговую активность они будут постепенно. Поэтому такой пищи хватит на более длительный срок.
Белки, жиры и углеводы для мозга
Возможно, вы уже знакомы со статистикой: у человека вес мозга по отношению к весу тела составляет всего 2%. При этом 25% кислорода и питательных веществ, потребляемых организмом, необходимы для работы мозга. Только подумайте: четверть энергетической ценности съедаемой пищи идет на работу одного мозга!
Это можно объяснить тем, что именно мозг контролирует работу всех остальных органов человека. Неудивительно, что для нормального функционирования ему нужны определенные питательные вещества.
Для полноценного обмена данными между клетками нервной системы необходимы аминокислоты - составные части белков. Причем некоторые из этих аминокислот незаменимы, то есть не могут быть синтезированы в организме, мы можем получить их только с пищей. По данным исследований, при длительном дефиците белка в пище у человека замедляется скорость реакций, снижается коэффициент интеллекта, появляются проблемы в психо-эмоциональной сфере.
Как получить достаточно белков? Не отказывайтесь от мяса и рыбы, яиц, творога и других молочных продуктов. Из продуктов растительного происхождения обратите внимание на бобовые и цельное зерно, орехи и семена, а также листовые овощи. Чем разнообразнее будет белковая пища и чем больше в ней разных аминокислот, тем лучше для мозга.
Особенно полезны для мозга жиры. На 60% мозг состоит именно из них. Жиры входят в состав оболочек мозговых клеток и обеспечивают быструю передачу информации. Естественно, что для правильного функционирования мозгу необходимо поступление жиров с пищей. Но не забывайте, что помимо сливочного масла, мяса и других продуктов животного происхождения существуют еще и растительные источники жиров. С первой группой продуктов вы дополнительно получите запас минеральных веществ. А вторая группа - оливковое и кунжутное масло, тыквенные и льняные семечки - обогатит ваше питание омега-3 жирными кислотами. Кстати, их содержат и морепродукты: бурые водоросли и холодноводная рыба, отличающиеся еще и повышенным содержанием йода - вещества, играющего не последнюю роль в работе нервной системы.
Учтите, что существуют еще и вредные жиры в виде маргарина и кондитерских изделий фабричного производства. Мало того что они лишены полезных свойств, для их изготовления используются соединения алюминия. А это вещество разрушительно действует на клетки мозга.
Для достижения сбалансированности питания включите в рацион и углеводы.
Они стимулируют выработку инсулина, который крайне важен для функционирования мозга. Ешьте хлеб грубого помола, зерновые каши, овощи и фрукты, ягоды и зелень - продукты, содержащие полезные углеводы.
Источник: "Аптечка-библиотечка", №1 (13)
Что помогает мозгу работать
Психология для всех - Долголетие, здоровьеКакие продукты считаются самыми важными для здоровья мозга, для улучшения памяти и внимания?
• Рыба
Часто говорят: чтобы стать умным, нужно есть больше рыбы. Да, в рыбе содержится фосфор, который необходим мозгу. Однако дело не только в фосфоре, но и в содержащихся в рыбе полиненасыщенных жирных кислотах группы омега-3, которые улучшают кровоснабжение мозга. Кстати, исследования медиков показали, что включение в рацион беременных женщин рыбы помогает им родить здорового и умного ребенка. Фосфор, белок и жирные кислоты группы омега-3 определяют умственные способности детей, мелкую моторику и моторно-зрительную координацию.
Самое большее количество важных веществ содержится в морской рыбе: лососе, тунце, сардинах и жирной селедке. Наиболее полезной с точки зрения содержания омега-3 кислот является семга, выловленная в местах естественного обитания. Чуть менее полезен лосось, выращенный на рыбных фермах: благодаря регулярному питанию он не наращивает такого количества жира, как морская семга.
• Какао-бобы
Натуральный какао-порошок без посторонних добавок гораздо эффективнее действует на мозг, чем чересчур крепкий кофе и перенасыщенный сахаром шоколад. В какао содержатся как антиокси-данты, нейтрализующие вредные вещества, так и теобромин, повышающий настроение и умственную работоспособность. В бобах какао содержится антиоксидант флава-нол. Он улучшает кровообращение мозга и защищает его от окислительных процессов, которые приводят к старческому слабоумию.
• Капуста
Все виды капусты, от обычной белокочанной до брокколи, нормализуют работу мозга и помогают справиться с возрастными нарушениями нервной системы. В их составе имеются витамин К и бор, нехватка которых значительно снижает мозговую активность.
• Свекла
В этом корнеплоде содержатся вещества, разрушающие вредные ферменты, избыток которых может привести к развитию болезни Альцгеймера. Свекла также очень богата бетаином, который улучшает настроение и самочувствие. Полезно есть не только отварную свеклу в салатах и борщах, но и небольшое ее количество в сыром виде, сбрызнув соком лимона.
• Ягоды
Лучшими стимуляторами мозговой деятельности являются лесные ягоды. Клюква же, содержащая огромное количество антиоксидантов, защищающих сосуды, признается первой среди них. А раз сосуды в порядке, мозгу обеспечено качественное питание. Полезны и черника, и голубика, и земляника, но антиоксидантов в них все же меньше. Лесные ягоды используются при лечении многих психических заболеваний, а также при кратковременной потере памяти.
• Яйца
Если у вас нет противопоказаний, не отказывайтесь от куриных и перепелиных яиц. Они буквально наполнены веществами, чрезвычайно полезными для работы мозга. Это и белки, и витамины, и минералы. Яйца также содержат холин - вещество, крайне важное для умственной деятельности. Холин улучшает проведение нервных импульсов, за счет чего мы можем лучше концентрировать внимание и эффективнее использовать возможности своей памяти.
• Помидоры
Помидоры содержат ликопен -антиоксидант, который помогает избавиться от свободных радикалов, повреждающих клетки мозга и приводящих к слабоумию. Еще-помидоры богаты мелатонином, который сдерживает старение клеток мозга.
• Яблоки
Вещества, содержащиеся в яблочном соке, защищают клетки мозга от оксидантного стресса -он ведет к потере памяти и снижению интеллекта. Поэтому яблоки и яблочный сок помогают сохранять ясность ума в старости. Также яблоки помогают сосредоточиться.
• Авокадо
Этот продукт, который не так давно казался нам экзотикой, теперь можно найти и в крупных универмагах и даже во фруктово-овощных ларьках. Он содержит большое количество мононасыщенных жиров, улучшающих кровоснабжение организма в целом и тканей мозга в частности. Авокадо славится и высоким содержанием калия и других минералов, поддерживающих психическое здоровье.
• Грецкие орехи
Грецкие орехи не зря похожи на извилины мозга. В орехах содержится лецитин, который улучшает работу мозга и активизирует память. 5 грецких орехов - это суточная норма, необходимая, чтобы быстро думать. Также орехи предотвращают преждевременное старение мозга.
• Чеснок
Он содержит вещества, активизирующие клетки мозга, и при длительном его применении улучшается память и создается серьезное препятствие возрастным изменениям головного мозга.
Источник: "Аптечка-библиотечка", №1 (13)
Азбука психологии
Просвещение школьников - Интересное от психолога школьникам
Наука давно изучает человека: антропология – его происхождение и эволюцию, физиология – функции организма, органы и ткани, экология – влияние на человека среды, лингвистика – язык, психология – поведение и сознание. И хотя психология одна из наук о человеке, в ряду наук ей принадлежит совершенно особое место. Еще древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта изучения, чем другой человек. И, действительно, ничто не интересует нас так, как мысли, намерения, желания, чувства наших близких, знакомых и незнакомых людей. Человек – это самое великое чудо из всех чудес, которые есть на Земле.
Трудность выделения психологии как науки состояла в том, что психические явления издавна осознавались как нечто необычное. Даже в наше время существует представление о двух "половинках" человека: тела и души. Душа наделяется способностью жить своей жизнью. Поэтому и сегодня можно услышать, как кто-то говорит о себе "душа радуется", "душа болит". В некоторых случаях душа могла, как бы выходить на волю и существовать самостоятельно. Считалось, что когда человек спит, его душа переносится в другое место и поэтому он видит сны. Во сне охотник убивал зверя, воин побеждал врага, разлучённые влюблённые соединялись. После смерти душа человека не погибает, а покидает его тело и переселяется в другое существо. Тело без души оставалось неподвижным, человек не мог ни видеть, ни слышать, ни говорить. Следовал вывод: душа даёт человеку возможность двигаться, видеть, слышать и чувствовать. Именно эта вторая часть человека – душа – и стала изучаться сначала богословами, затем философами, а в конце прошлого века – психологами.
Чтобы объяснить происхождение слова "психология", необходимо обратиться к греческой мифологии.
Эрот, сын богини Афродиты, влюбился в очень красивую молодую девушку Психею и сделал её своей супругой. Но она была простой смертной, и Афродита разгневалась, злобно преследовала Психею, заставляла прийти множество испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а её желание вновь встретиться с Эротом так велико, что силы природы приходят ей на помощь. Психея выполняет все требования Афродиты. Эрот умоляет Зевса – верховное божество греков – помочь, и Зевс дарует Психее бессмертие, соединяет влюблённых. Психея в греческой мифологии стала олицетворением души, ищущей свой идеал. Слово "психология", образованное из греческих слов "psyche" (душа) и "logos" (слово, учение, понятие), появилось впервые только в XVIII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа. Людей занимающихся психологией стали называть психологами.
В настоящее время психология занимается совсем другими проблемами и, прежде всего её интересует явления психической жизни человека. Выделяют житейскую и научную психологию. В житейской мы приобретаем знания в течение всей жизни. Человек, таким образом, имеет определённый запас психологических знаний. С младенческого возраста каждый из нас может определить по выражению лица, жесту, голосу, дыханию эмоциональное состояние человека. Нередко можно услышать: "Вот какой он хороший психолог, он сразу понял, что это за человек", или "Он настоящий психолог – по глазам может узнать, о чём думает другой человек". В данном случае понятие "психология" употребляется в обыденном, житейском смысле. "Житейские" психологические знания содержаться в различных поговорках и пословицах:
• "Повторение – мать учения".
• "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".
• "Привычка – вторая натура".
• "В тихом омуте черти водятся".
• "Чужая душа – потёмки" и др.
Научная психология в отличие от житейской изучает психологические процессы.
В зависимости от вида деятельности, где используются психологические знания, обычно выделяют следующие отрасли психологии:
• Психология спорта направлена на обеспечение успешного выступления спортсменов в период соревнований, предотвращение психической усталости спортсменов, проведение занятий по саморегуляции.
• Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий, причины возникновения паники, психологические стороны взаимоотношений командира и подчинённых, разрабатывает методы психологического воздействия на противника. Она занимается изучением методов, применяемых диверсантами и террористами, разрабатывает способы внедрения разведчиков в войска противника.
• Медицинская психология изучает психическое состояние больных людей, находящихся на лечении, готовящихся к операции, ставших калеками в результате несчастного случая, аварии, выздоравливающих и т.д. Кроме того, она занимается вопросами врачебной этики, исследует воздействие лекарственных веществ на психику больных, отклонение поведения от нормы у людей в результате длительного занятия одной и той же деятельностью.
• Юридическая психология рассматривает психологические проблемы, связанные с реализацией системы правовых отношений, изучает психологию поведения преступника, психические особенности жертв преступлений, психологические закономерности ведения допроса, вопросы эффективности исправительной системы, улучшения взаимоотношения между исправительными учреждениями и заключёнными между заключёнными и их семьями. Психологические знания необходимы следователям и судьям в их практической работе.
• Возрастная психология изучает психическое развитие человека с первых часов его жизни и до смерти. Благодаря этому можно точно сказать, чем, например, отличается психика младшего школьника от подростка и т.д.
• Социальная психология выявляет закономерности взаимоотношений людей: как возникают симпатия и любовь, в чём причина конфликтов, каковы особенности поведения людей в толпе, какие качества позволяют человеку стать лидером в группе.
Из всего написанного видно, что психология – наука многосторонняя, широк спектр её практического применения. Психологические знания необходимы и при решении важнейших проблем современного мира – борьбы с терроризмом, охраны окружающей среды, освоения космического пространства.
Поделитесь с Вашими друзьями: |