СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Название модулей
|
Количество часов, из них
|
Курс
|
Итоговый контроль
|
Всего часов
|
Аудиторных
|
СРС
|
Лекций
|
Практических занятий
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Модуль 1
|
40
|
-
|
30
|
10
|
Клиническая
ординатура
|
зачет
|
Содержательных модулей – 1
|
НОРМАТИВНЫЕ ДАННЫЕ ПО ВИДАМ ЗАНЯТИЙ
№
п/п
|
Тема занятий
|
Всего
часов
|
В том числе по видам занятий
|
Лекции
|
Практич. занятия
|
Самостоят. работа
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Менеджмент и маркетинг в системе охраны здоровья.
|
1.
|
Менеджмент. Основные понятия, история развития. Школы менеджмента.особенности современной школы менеджмента.Методы управления. Социально-психологические методы управления
|
8
|
-
|
6
|
2
|
2.
|
Системный поход к управлению, теория систем. Системообразующие факторы. Процесс управления. Информационное обеспечение в управлении.
|
8
|
-
|
6
|
2
|
3.
|
Основные понятия о рыночной экономике в здравооохранении. Маркетинг, субъекты маркетинга в здравоохранении. Структура, функции маркетинга, окружающая середа. Сегментация рынка..
|
8
|
-
|
6
|
2
|
4.
|
Медицинская услуга как товар особого рода. Ценообразование медицинских услуг. Основные виды продвижения медицинских услуг. Методы оплаты в амбулаторно-поликлинических учреждниях и в стационаре. Методы оплаты труда медицинских работников..
|
8
|
|
6
|
2
|
5.
|
Типы финансирования систем здравоохранения. Страховая медицина, основные понятия. Аккредитция и лицензирование в здравоохранении.Итоговый контроль .
|
8
|
-
|
6
|
2
|
|
Итого по дисциплине
|
40
|
-
|
30
|
10
|
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
-
Цель и задачи преподавания дисциплины.
-
Цель освоения дисциплины: получение знаний о мест, роли менеджмента и маркетинга в здравоохранении на современном этапе развития общества, о формах и методах общего и стратегического менеджмента, маркетинговых исследований, изучения рынка медицинских услуг и использовании их для определения необходимых сил и средств здравоохранения в региональном или федеральном масштабе на
ближнюю, средне- и долгосрочную перспективу. Подготовить специалиста, обладающего знаниями и умениями организационно-медицинских технологий и управленческих процессов, включая экономические, административные и организационные, путем формирования соответствующих компетенций (ОК-1, ОК-4, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПК-27, ПК-28, ПК-30, ПК-31).
2.1 Задачи дисциплины:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
-
основные понятия менеджмента;
-
методологию менеджмента;
-
предмет изучения менеджмента как науки;
-
сущность основных терминов и понятий;
-
ключевые концепции менеджмента;
-
историю развития менеджмента;
-
характеристики различных школ управления;
-
формы и методы стратегического менеджмента;
-
системный анализ деятельности организации;
-
методологию стратегического планирования
-
формы и методы управления качеством медицинской помощи;
-
основные положения маркетинговой деятельности в здравоохранении
-
определение рынка медицинских услуг, рыночные механизмы (спрос, предложение), особенности рыночных отношений в здравоохранении.
-
медицинская услуга, виды, условия продвижения на рынок
-
ценообразование. Особенности в системе здравоохрнения
-
методы экспертизы и оценки качества медицинской помощи;
-
методы и модели управления качеством медицинской помощи;
-
основные понятия страховой медицины, виды медицинского страхования
-
основные направления использования стандартов в здравоохранении;
-
принципы и методы разработки стандартов оказания медицинской помощи;
-
цели и задачи лицензирования медицинской деятельности и аккредитации медицинских учреждений в правлении качеством медицинской помощи;
-
основные принципы проведения лицензирования медицинской деятельности;
-
основные принципы проведения аккредитации медицинских учреждений;
-
основные положения концепции непрерывного повышения качества медицинской помощи
Уметь:
-
применять основные положения теории менеджмента в работе врача и руководителя здравоохранения;
-
понимать тенденцию развития менеджмента в РФ
-
анализировать конкретные ситуации, требующие управленческих решений;
-
применять полученные знания в научно-практической деятельности.
-
провести системный анализ деятельности организации;
-
сформулировать стратегическую программу деятельности организации;
-
оценивать рынок медицинских услуг;
-
применять методы планирования медицинских слуг
-
на основании проведенных маркетинговых исследований разработать новые медицинские услуги;
-
ориентироваться в трактовке стандартов медицинской помощи.
-
применять основные теоретические положения, методические подходы к анализу и оценке качества медицинской помощи для выбора адекватных управленческих решений;
-
применять знания по нормативному, финансовому, ресурсному, методическому обеспечению качества медицинской помощи при решении ситуационных задач;
-
анализировать и оценивать качество медицинской помощи на примере ситуационных задач;
-
применять стандарты для оценки и совершенствования качества медицинской помощи..
Владеть:
-
проектированием концептуальных моделей, моделей развития организационных систем и формирования их организационных структур;
-
организации деловых процессов, процессов управления и процессов функционирования предприятий (организаций);
-
технологией системного анализа результатов деятельности организации;
-
технологией планирования деятельности организации.;
-
методологией стандартизации в здравоохранении РФ;
-
основными методиками клинико-экономического анализа.
2.2. Место дисциплины в структуре ооп по направлению подготовки по специальности 30.06.01 – фундаментальная медицина, 31.06.01- клиническая медицина
-
Дисциплина относится к профессиональному учебному циклу (вариационная часть).
2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины
2.3.1. Перечислить виды профессиональной деятельности, которые лежат в основе преподавания данной дисциплины:
-
Профилактическая
-
Организационно-управленческая
-
Научно-исследовательская
2.3.2. Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
п /№
|
Номер/ индекс компетенции
|
Содержание компетенции (или ее части)
|
В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:
|
Знать
|
Уметь
|
Владеть
|
Оценочные средства
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
| -
|
ОК-4
|
Способностью и готовностью анализировать экономические проблемы и общественные процессы, использовать методику расчета показателей экономической эффективности
|
Основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья населения,
основные нормативно-
технические документы
|
Анализировать экономические проблемы и
общественные процессы
|
Консолидирующими
показателями,
характеризующими степень
развития экономики
здравоохранения
|
Собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное,
| -
|
ПК-2
|
Способность и готовность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности
|
Основные теории, концепции и современные подходы к изучению здоровья человека, факторов риска, качества жизни
|
Использовать в профессиональной деятельности методы первичной и вторичной медицинской профилактики
|
Методами оценки здоровья и качества жизни человека с применением специальных международных опросников
|
Практическое занятие, собеседование по ситуационным
задачам
| -
|
ПК-3
|
Способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины
|
Методологические основы современной биомедицинской статистики
|
Интерпретировать и анализировать результаты проведенных клинических исследований
|
Методами организации, проведения и оформления результатов клинических исследований
|
Индивидуальные задания,
| -
|
ПК-4
|
Способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок
|
Критерии оценки деятельности и качества работы врача-ординатора, медицинского подразделения
|
Провести оценку и анализ результатов работы
врача-ординатора медицинского подразделения
|
Навыками расчета объемных и качественных показателей профессиональной деятельности и разработки мер по ее улучшению
|
Собеседование
по
ситуационным
задачам, тестирование
| -
|
ПК-9
|
Способность и готовность применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач
|
Направления, этапы и перспективы модернизации здравоохранения РФ: информатизация, электронный документооборот, телемедицина, безопасность медицинских данных.
|
Применять медицинские информационные ресурсы, в т.ч. персонифицированные данные пациентов, в повседневной практике
|
Навыками электронного документооборота, применения телемедицинских технологий в целях дистанционного обучения, участия в теле-конференциях и других мероприятиях
|
Индивидуальные задания
| -
|
ПК-10
|
Способность и готовность применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков на уровне различных подразделений медицинских организаций (акушерско-гинекологический, педиатрический сельский врачебный участок)
|
Современные тенденции состояния здоровья населения и основные методы его оценки
|
Оценивать состояние здоровья населения и отдельных групп при помощи специальных показателей
|
Навыками расчета показателей и анализа медико-статистической информации, разработки мер по улучшению и сохранению здоровья населения
|
Собеседование по ситуационным задачам, тестирование
| -
|
ПК-12
|
Способность и готовность проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья.
|
Уровни профилактики и факторы риска заболеваний; основы организации гигиенического обучения и воспитания населения, диспансеризации населения и оценки ее эффективности
|
Организовать и оценить результаты диспансеризации отдельных групп населения; применять современные методы и средства гигиенического обучения и воспитания населения
|
Навыками оценки эффективности профилактических мероприятий и диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными
|
Практическое занятие, собеседование по ситуационным задачам, индиви-дуальные задания
| -
|
ПК-27
|
Способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы РФ, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций.
|
Организационно-правовые аспекты функционирования системы здравоохранения РФ; нормативные показатели, критерии оценки качества и эффективности деятельности МО
|
Использовать нормативно-правовую документацию, принятую в здравоохранении РФ, в своей профессиональной деятельности; проводить оценку деятельности МО
|
Навыками расчета и анализа результатов работы медицинских учреждений, разработки мер повышения ее эффективности в соответствии с действующей нормативно-правовой базой
|
Практическое занятие, собесе-дование по ситуационным задачам индивидуальные задания
| -
|
ПК-28
|
Способность и готовность использовать знания организационной структуры, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи взрослому населению и подросткам, анализировать показатели работы их структурных подразделений, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам
|
Систему финансирования учреждений здравоохранения, организации медицинского страхования; аспекты управленческой и экономической деятельности медицинских организаций; основы конкуренции и ценообразования на рынке медицинских услуг
|
Оценивать объемы, качество и затраты на медицинскую помощь медицинских учреждений, использовать экономические методы для оценки ее эффективности, планирования деятельности МО
|
Методами расчета объемных, качественных и стоимостных показателей медицинской помощи, показателей ее экономической эффективности, разработки мер по ее улучшению;
навыками принятия управленческих решений
|
Практическое занятие, собеседование по ситуационным
задачам,
| -
|
ПК-30
|
Способность и готовность решать вопросы экспертизы трудоспособности (стойкой и временной) пациентов, оформлять соответствующую медицинскую документацию, определить необходимость направления больного на медико-социальную экспертизу, проводить профилактику инвалидизации среди взрослого населения и подростков
|
Основы организации и правовые аспекты экспертизы временной и стойкой утраты трудоспособности,
правила оформления соответствующей документации, регламент направления пациентов на МСЭ
|
Проводить экспертизу временной утраты трудоспособности, определять необходимость направления пациентов на МСЭ, оформлять соответствующую документацию
|
Навыками проведения экспертизы трудоспособности, оформления соответствующей документации
|
Тестирование письменное или компьютерное, индивидуальные задания, тестирование
| -
|
ПК-31
|
Способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования
|
Основы организации медико-статистического исследования; методы сбора, статистической обработки и анализа научно-медицинской информации
|
Работать с научно-медицинскими источниками информации, проводить планирование, сбор, обработку и анализ результатов исследования
|
Навыками организации и проведения медико-статистического исследования, анализа и оформления его результатов; разработки мер по совершенствованию организации медицинской помощи населению
|
Индивидуальные задания, собеседование по ситуационным
задачам
|
3. Структура и содержание дисциплины.
3.1. Тематический план практических занятий.
3.2. Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы
3.3. Индивидуальная работа
4. Методическое обеспечение дисциплины.
-
Методические разработки по учебным занятиям для преподавателей.
-
Методические разработки по учебным занятиям для обучающихся
-
Методические разработки по самостоятельной внеаудиторной работе
-
Тесты для текущего контроля уровня знаний. Сборник ситуационных задач (или их наборы к занятиям).
-
Критерии оценки знаний обучающихся
-
Итоговый контроль знаний обучающихся
-
Перечень практических навыков, которыми обучающийся должен овладеть (конкретизировать: знать, уметь).
-
Источники информации:
-
Основная литература:
п/№
|
Наименование
|
Автор (ы)
|
Год, место издания
|
1
|
2
|
3
|
4
| -
1
|
Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения: учебник
|
под ред. В.З.Кучеренко
|
В 2-х томах. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.- 688 с
| -
|
Общественное здоровье и здравоохранение: учебник
|
Медик В.А.
Юрьев В.К.
|
2-е изд., испр. и доп.
М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 608 с. : ил.
|
4.9.2 Дополнительная литература:
п/№
|
Наименование
|
Автор (ы)
|
Год, место издания
|
1
|
2
|
3
|
4
| -
|
Общественное здоровье и здравоохранение: учебник.
|
Лисицын Ю.П., Улумбекова Г.Э.
|
3-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа. 2013. - 544 с.: ил.
| -
|
Общественное здоровье и здравоохранение: национальное руководство
|
Под ред.
Стародубов В.И.
Щепина О.П. и др.
|
М.: ГЭОТАР-Медиа. 2014.- 624 с.
| -
|
Общественное здоровье и здравоохранение: учебник
|
Щепин О.П.
Медик В.А.
|
М.: ГЭОТАР-Медиа. 2012.- 592 с.
| -
|
Общественное здоровье и
здравоохранение: рук. к практ. занятиям.
Учеб. пособие.
|
Медик В.А.
Лисицын Ю.П.
Токмачев М. С.
|
М.: ГЭОТАР-Медиа. 2013. - 400 с.: ил.
| -
|
Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения: учебное пособие
|
Под ред.
В.З. Кучеренко
|
4 изд., перераб. и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа. 2011. - 256 с.
| -
|
Основы формирования здоровья детей
|
Кильдиярова Р.Р.
Макарова В.Н.
Лобанов Ю.Ф.
|
М.: ГЭОТАР-Медиа. 2013. - 328 с.
| -
|
Статистические методы анализа в здравоохранении
|
Леонов С.А.
Вайсман Д.Ш.
Моравская С.В
Мирсков Ю.А.
|
М.: ИД "Менеджер здравоохранения". 2011. - 172 с.
| -
|
Медицинская экспертиза
|
Старовойтова И.М.
Саркисов К.А.
Потехин Н.П.
|
2-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа. 2010. 688 с.
| -
|
Медицинское право
|
Стеценко С.Г.
Гончаров Н.Г.
Стеценко В.Ю.
Пищита А.Н.
|
2-е изд., перераб. и доп. - М.: РМАПО, ЦКБ РАН.-2011.-568 с.
| -
|
Медицинская документация: учетные и отчетные формы. Метод. пособие
|
Хальфин Р.А.
Огрызко Е.В.
Какорина Е.П.
Мадьянова В.В.
|
М.: ГЭОТАР-Медиа. 2014.-64 с.
| -
|
Приоритетные направления развития системы охраны репродуктивного здоровья девушек-подростков в сельской местности.
Уч.-метод. пособие.
|
Под ред.
Камаева И.А.
|
Изд-во: НижГМА. 2008.- 76 с.
| -
|
Ребенок-инвалид: организация медико-социального обеспечения. Уч.-метод. пособие.
|
Камаев И.А.
Позднякова М.А.
|
Изд-во: НижГМА. 2004.- 304 с.
| -
|
Организация лечебно-профилактической помощи работникам промышленности.
Уч.-метод. пособие.
|
Под ред.
Камаева И.А.
Поздеевой Т.В.
|
Изд-во: НижГМА. 2012.- 126 с.
| -
|
От телемедицины к электронному здравоохранению. Монография.
|
Леванов В.М.
Орлов О.И.
Камаев А.И.
Переведенцев О.В.
Под общей ред. акад. Григорьева А.И.
|
М.: Фирма «Слово». 2012.-400 с.
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |