Название модулей



Дата03.05.2016
Размер0.55 Mb.
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Название модулей

Количество часов, из них

Курс

Итоговый контроль

Всего часов

Аудиторных

СРС

Лекций

Практических занятий

1

2

3

4

5

6

7

Модуль 1


40


-


30


10


Клиническая

ординатура



зачет

Содержательных модулей – 1



НОРМАТИВНЫЕ ДАННЫЕ ПО ВИДАМ ЗАНЯТИЙ



п/п

Тема занятий

Всего

часов

В том числе по видам занятий

Лекции

Практич. занятия

Самостоят. работа

1

2

3

4

5

6

Менеджмент и маркетинг в системе охраны здоровья.

1.

Менеджмент. Основные понятия, история развития. Школы менеджмента.особенности современной школы менеджмента.Методы управления. Социально-психологические методы управления

8

-

6

2

2.

Системный поход к управлению, теория систем. Системообразующие факторы. Процесс управления. Информационное обеспечение в управлении.

8

-

6

2

3.

Основные понятия о рыночной экономике в здравооохранении. Маркетинг, субъекты маркетинга в здравоохранении. Структура, функции маркетинга, окружающая середа. Сегментация рынка..

8

-

6

2

4.

Медицинская услуга как товар особого рода. Ценообразование медицинских услуг. Основные виды продвижения медицинских услуг. Методы оплаты в амбулаторно-поликлинических учреждниях и в стационаре. Методы оплаты труда медицинских работников..

8




6

2

5.

Типы финансирования систем здравоохранения. Страховая медицина, основные понятия. Аккредитция и лицензирование в здравоохранении.Итоговый контроль .

8

-

6

2




Итого по дисциплине



40


-


30


10

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


  1. Цель и задачи преподавания дисциплины.




    1. Цель освоения дисциплины: получение знаний о мест, роли менеджмента и маркетинга в здравоохранении на современном этапе развития общества, о формах и методах общего и стратегического менеджмента, маркетинговых исследований, изучения рынка медицинских услуг и использовании их для определения необходимых сил и средств здравоохранения в региональном или федеральном масштабе на

ближнюю, средне- и долгосрочную перспективу. Подготовить специалиста, обладающего знаниями и умениями организационно-медицинских технологий и управленческих процессов, включая экономические, административные и организационные, путем формирования соответствующих компетенций (ОК-1, ОК-4, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-9, ПК-10, ПК-12, ПК-27, ПК-28, ПК-30, ПК-31).
2.1 Задачи дисциплины:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • основные понятия менеджмента;

  • методологию менеджмента;

  • предмет изучения менеджмента как науки;

  • сущность основных терминов и понятий;

  • ключевые концепции менеджмента;

  • историю развития менеджмента;

  • характеристики различных школ управления;

  • формы и методы стратегического менеджмента;

  • системный анализ деятельности организации;

  • методологию стратегического планирования

  • формы и методы управления качеством медицинской помощи;

  • основные положения маркетинговой деятельности в здравоохранении

  • определение рынка медицинских услуг, рыночные механизмы (спрос, предложение), особенности рыночных отношений в здравоохранении.

  • медицинская услуга, виды, условия продвижения на рынок

  • ценообразование. Особенности в системе здравоохрнения

  • методы экспертизы и оценки качества медицинской помощи;

  • методы и модели управления качеством медицинской помощи;

  • основные понятия страховой медицины, виды медицинского страхования

  • основные направления использования стандартов в здравоохранении;

  • принципы и методы разработки стандартов оказания медицинской помощи;

  • цели и задачи лицензирования медицинской деятельности и аккредитации медицинских учреждений в правлении качеством медицинской помощи;

  • основные принципы проведения лицензирования медицинской деятельности;

  • основные принципы проведения аккредитации медицинских учреждений;

  • основные положения концепции непрерывного повышения качества медицинской помощи


Уметь:

  • применять основные положения теории менеджмента в рабо­те врача и руководителя здравоохранения;

  • понимать тенденцию развития менеджмента в РФ

  • анализировать конкретные ситуации, требующие управлен­ческих решений;

  • применять полученные знания в научно-практической деятельности.

  • провести системный анализ деятельности организации;

  • сформулировать стратегическую программу деятельности организации;

  • оценивать рынок медицинских услуг;

  • применять методы планирования медицинских слуг

  • на основании проведенных маркетинговых исследований разработать новые медицинские услуги;

  • ориентироваться в трактовке стандартов медицинской помощи.

  • применять основные теоретические положения, методические подходы к анализу и оценке качества медицинской помощи для выбора адекватных управленческих решений;

  • применять знания по нормативному, финансовому, ресурсному, методическому обеспечению качества медицинской помощи при решении ситуационных задач;

  • анализировать и оценивать качество медицинской помощи на примере ситуационных задач;

  • применять стандарты для оценки и совершенствования качества медицинской помощи..



Владеть:

  • проектированием концептуальных моделей, моделей развития организационных систем и формирования их организационных структур;

  • организации деловых процессов, процессов управления и процессов функционирования предприятий (организаций);

  • технологией системного анализа результатов деятельности организации;

  • технологией планирования деятельности организации.;

  • методологией стандартизации в здравоохранении РФ;

  • основными методиками клинико-экономического анализа.


2.2. Место дисциплины в структуре ооп по направлению подготовки по специальности 30.06.01 – фундаментальная медицина, 31.06.01- клиническая медицина

      1. Дисциплина относится к профессиональному учебному циклу (вариационная часть).


2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины

2.3.1. Перечислить виды профессиональной деятельности, которые лежат в основе преподавания данной дисциплины:

  1. Профилактическая

  2. Организационно-управленческая

  3. Научно-исследовательская


2.3.2. Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:


п /№

Номер/ индекс компетенции

Содержание компетенции (или ее части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

Знать

Уметь

Владеть

Оценочные средства

1

2

3

4

5

6

7



ОК-4

Способностью и готовностью анализировать экономические проблемы и общественные процессы, использовать методику расчета показателей экономической эффективности

Основы законодательства Российской Федерации по охране здоровья населения,

основные нормативно-

технические документы


Анализировать экономические проблемы и

общественные процессы



Консолидирующими

показателями,

характеризующими степень

развития экономики

здравоохранения


Собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное,



ПК-2


Способность и готовность выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности

Основные теории, концепции и современные подходы к изучению здоровья человека, факторов риска, качества жизни

Использовать в профессиональной деятельности методы первичной и вторичной медицинской профилактики

Методами оценки здоровья и качества жизни человека с применением специальных международных опросников

Практическое занятие, собеседование по ситуационным

задачам




ПК-3


Способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины

Методологические основы современной биомедицинской статистики


Интерпретировать и анализировать результаты проведенных клинических исследований

Методами организации, проведения и оформления результатов клинических исследований

Индивидуальные задания,



ПК-4

Способность и готовность анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок

Критерии оценки деятельности и качества работы врача-ординатора, медицинского подразделения

Провести оценку и анализ результатов работы

врача-ординатора медицинского подразделения



Навыками расчета объемных и качественных показателей профессиональной деятельности и разработки мер по ее улучшению

Собеседование

по


ситуационным

задачам, тестирование





ПК-9

Способность и готовность применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач


Направления, этапы и перспективы модернизации здравоохранения РФ: информатизация, электронный документооборот, телемедицина, безопасность медицинских данных.

Применять медицинские информационные ресурсы, в т.ч. персонифицированные данные пациентов, в повседневной практике

Навыками электронного документооборота, применения телемедицинских технологий в целях дистанционного обучения, участия в теле-конференциях и других мероприятиях

Индивидуальные задания




ПК-10

Способность и готовность применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков на уровне различных подразделений медицинских организаций (акушерско-гинекологический, педиатрический сельский врачебный участок)

Современные тенденции состояния здоровья населения и основные методы его оценки

Оценивать состояние здоровья населения и отдельных групп при помощи специальных показателей


Навыками расчета показателей и анализа медико-статистической информации, разработки мер по улучшению и сохранению здоровья населения

Собеседование по ситуационным задачам, тестирование



ПК-12

Способность и готовность проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья.

Уровни профилактики и факторы риска заболеваний; основы организации гигиенического обучения и воспитания населения, диспансеризации населения и оценки ее эффективности

Организовать и оценить результаты диспансеризации отдельных групп населения; применять современные методы и средства гигиенического обучения и воспитания населения

Навыками оценки эффективности профилактических мероприятий и диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными

Практическое занятие, собеседование по ситуационным задачам, индиви-дуальные задания




ПК-27

Способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы РФ, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций.

Организационно-правовые аспекты функционирования системы здравоохранения РФ; нормативные показатели, критерии оценки качества и эффективности деятельности МО

Использовать нормативно-правовую документацию, принятую в здравоохранении РФ, в своей профессиональной деятельности; проводить оценку деятельности МО

Навыками расчета и анализа результатов работы медицинских учреждений, разработки мер повышения ее эффективности в соответствии с действующей нормативно-правовой базой

Практическое занятие, собесе-дование по ситуационным задачам индивидуальные задания




ПК-28

Способность и готовность использовать знания организационной структуры, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи взрослому населению и подросткам, анализировать показатели работы их структурных подразделений, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам

Систему финансирования учреждений здравоохранения, организации медицинского страхования; аспекты управленческой и экономической деятельности медицинских организаций; основы конкуренции и ценообразования на рынке медицинских услуг

Оценивать объемы, качество и затраты на медицинскую помощь медицинских учреждений, использовать экономические методы для оценки ее эффективности, планирования деятельности МО

Методами расчета объемных, качественных и стоимостных показателей медицинской помощи, показателей ее экономической эффективности, разработки мер по ее улучшению;

навыками принятия управленческих решений



Практическое занятие, собеседование по ситуационным

задачам,





ПК-30

Способность и готовность решать вопросы экспертизы трудоспособности (стойкой и временной) пациентов, оформлять соответствующую медицинскую документацию, определить необходимость направления больного на медико-социальную экспертизу, проводить профилактику инвалидизации среди взрослого населения и подростков

Основы организации и правовые аспекты экспертизы временной и стойкой утраты трудоспособности,

правила оформления соответствующей документации, регламент направления пациентов на МСЭ



Проводить экспертизу временной утраты трудоспособности, определять необходимость направления пациентов на МСЭ, оформлять соответствующую документацию

Навыками проведения экспертизы трудоспособности, оформления соответствующей документации

Тестирование письменное или компьютерное, индивидуальные задания, тестирование



ПК-31

Способность и готовность изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования


Основы организации медико-статистического исследования; методы сбора, статистической обработки и анализа научно-медицинской информации

Работать с научно-медицинскими источниками информации, проводить планирование, сбор, обработку и анализ результатов исследования

Навыками организации и проведения медико-статистического исследования, анализа и оформления его результатов; разработки мер по совершенствованию организации медицинской помощи населению

Индивидуальные задания, собеседование по ситуационным

задачам




3. Структура и содержание дисциплины.
3.1. Тематический план практических занятий.

3.2. Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы

3.3. Индивидуальная работа
4. Методическое обеспечение дисциплины.


    1. Методические разработки по учебным занятиям для преподавателей.

    2. Методические разработки по учебным занятиям для обучающихся

    3. Методические разработки по самостоятельной внеаудиторной работе

    4. Тесты для текущего контроля уровня знаний. Сборник ситуационных задач (или их наборы к занятиям).

    5. Критерии оценки знаний обучающихся

    6. Итоговый контроль знаний обучающихся

    7. Перечень практических навыков, которыми обучающийся должен овладеть (конкретизировать: знать, уметь).

    8. Источники информации:

      1. Основная литература:

п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

1

2

3

4

  1. 1

Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения: учебник

под ред. В.З.Кучеренко

В 2-х томах. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013.- 688 с



Общественное здоровье и здравоохранение: учебник

Медик В.А.

Юрьев В.К.



2-е изд., испр. и доп.

М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 608 с. : ил.




4.9.2 Дополнительная литература:


п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

1

2

3

4



Общественное здоровье и здравоохранение: учебник.

Лисицын Ю.П., Улумбекова Г.Э.

3-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа. 2013. - 544 с.: ил.



Общественное здоровье и здравоохранение: национальное руководство

Под ред.

Стародубов В.И.

Щепина О.П. и др.


М.: ГЭОТАР-Медиа. 2014.- 624 с.



Общественное здоровье и здравоохранение: учебник

Щепин О.П.

Медик В.А.



М.: ГЭОТАР-Медиа. 2012.- 592 с.



Общественное здоровье и 

здравоохранение: рук. к практ. занятиям.

Учеб. пособие.


Медик В.А.

Лисицын Ю.П.

Токмачев М. С.


М.: ГЭОТАР-Медиа. 2013. - 400 с.: ил.



Применение методов статистического анализа для изучения общественного здоровья и здравоохранения: учебное пособие

Под ред.

В.З. Кучеренко



4 изд., перераб. и доп. М.: ГЭОТАР-Медиа. 2011. - 256 с.



Основы формирования здоровья детей

Кильдиярова Р.Р.

Макарова В.Н.

Лобанов Ю.Ф.


М.: ГЭОТАР-Медиа. 2013. - 328 с.



Статистические методы анализа в здравоохранении

Леонов С.А.

Вайсман Д.Ш.

Моравская С.В

Мирсков Ю.А.



М.: ИД "Менеджер здравоохранения". 2011. - 172 с.



Медицинская экспертиза

Старовойтова И.М.

Саркисов К.А.

Потехин Н.П.


2-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа. 2010. 688 с.



Медицинское право

Стеценко С.Г.

Гончаров Н.Г.

Стеценко В.Ю.

Пищита А.Н.



2-е изд., перераб. и доп. - М.: РМАПО, ЦКБ РАН.-2011.-568 с.



Медицинская документация: учетные и отчетные формы. Метод. пособие


Хальфин Р.А.

Огрызко Е.В.

Какорина Е.П.

Мадьянова В.В.



М.: ГЭОТАР-Медиа. 2014.-64 с.



Приоритетные направления развития системы охраны репродуктивного здоровья девушек-подростков в сельской местности.

Уч.-метод. пособие.



Под ред.

Камаева И.А.



Изд-во: НижГМА. 2008.- 76 с.



Ребенок-инвалид: организация медико-социального обеспечения. Уч.-метод. пособие.

Камаев И.А.

Позднякова М.А.



Изд-во: НижГМА. 2004.- 304 с.



Организация лечебно-профилактической помощи работникам промышленности.

Уч.-метод. пособие.



Под ред.

Камаева И.А.

Поздеевой Т.В.


Изд-во: НижГМА. 2012.- 126 с.



От телемедицины к электронному здравоохранению. Монография.


Леванов В.М.

Орлов О.И.

Камаев А.И.

Переведенцев О.В.



Под общей ред. акад. Григорьева А.И.

М.: Фирма «Слово». 2012.-400 с.



Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница