Борис Залесский
Белорусский государственный университет
МНОГОВЕКТОРНОСТЬ КАК БАЗОВЫЙ ПРИНЦИП ВНЕШНЕЙ
ПОЛИТИКИ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА
Система проведения государственной внешней политики, получившая название “многовекторность”, стала складываться на постсоветском пространстве в первой половине 90-х годов ХХ века. Выбор этой системы для большинства бывших советских республик был продиктован необходимостью выживания в непростых условиях, вызванных развалом Советского Союза. Фактически многовекторность стала тем инструментом, который позволил скорректировать естественные недостатки и использовать имеющиеся преимущества новых независимых государств, начавших проводить свой внешнеполитический курс. Фактом является то, что научного описания термина “многовекторность”, уже широко вошедшего в дипломатический и политологический лексикон, не существует до сих пор. Но есть ряд определений, которые, на наш взгляд, весьма исчерпывающе могут передать смысл этого понятия.
Во-первых, «многовекторная внешняя политика – это независимая самостоятельная внешняя политика, отличительной чертой которой является сбалансированное и равномерное отношение одновременно с разными важными центрами сил и основными мировыми и региональными игроками» [1]. Во-вторых, для новых независимых государств постсоветского пространства многовекторность означала «определенный дипломатический стиль, выгодный метод ведения внешней политики, следуя которому наиболее полно реализуются национальные интересы, сформулированные правящей элитой» [2]. В-третьих, обращает на себя внимание трактовка принципа многовекторности внешней политики, озвученная президентом Казахстана Н. Назарбаевым: «На самом деле все государства можно назвать многовекторными. Это означает, что в условиях независимости, самостоятельности каждое государство может общаться, торговать, заключать политические договора со всеми, с кем ему выгодно это делать» [3]. В-четвертых, даже во внешней политике Российской Федерации многовекторность является одной из ключевых характеристик, на чем заостряет внимание глава российского дипломатического ведомства С. Лавров: «Следование этому принципу означает только одно: каждый вектор для нас самоценен, а какие бы то ни было их взаимоисключающие или “компенсационные” схемы неприемлемы»[4]. Иными словами, принцип многовекторности российской внешнеполитической деятельности заключается в «устремленности к развитию равноправных взаимовыгодных отношений со всеми без исключения странами, которые к этому готовы» [5].
И, действительно, на первом этапе формирования Содружества Независимых Государств необходимость проведения многовекторной внешней политики участниками этого объединения возникла как необходимосмть расширения круга союзников, получения эффективного механизма их поиска. Так, Туркменистан тогда почти сразу пошел по пути провозглашения нейтралитета и неприсоединения к каким-либо союзам и объединениям. Узбекистан объявил о выборе пути самостоятельности. Таджикистан провозгласил политику “открытых дверей”, которая предполагала формирование ровных отношений со всеми странами. В Казахстане сфокусировались на развитии дружественных и предсказуемых взаимоотношений со всеми государствами, играющими существенную роль в мировых делах и представляющих практический интерес.
Не стало исключением в этом плане и белорусское государство. Декларации о необходимости проведения многовекторной внешней политики Республики Беларусь стали звучать в документах и выступлениях официальных лиц практически с первых месяцев независимости нашей страны. В 1997 году многовекторность была декларирована как базовый принцип белорусской внешней политики, реализация которого потребовала «от белорусской дипломатии предельной точности, продуманных заявлений и действий, не оставляя права на ошибку» [6, c. 43].
Серьезным импульсом к проведению многовекторной внешней политики постсоветских государств стало и нарастание процессов глобализации. Ведь «проблема расстояний в эпоху глобализации становится все меньшим препятствием для налаживания связей» [7, c. 48]. Поэтому в процессе развития международного сотрудничества между государствами, расположенными в разных регионах планеты, появилась возможность гораздо глубже понимать многообразие мира, специфику разных стран и народов. Именно глобализация привела к появлению у стран бывшего Советского Союза реальных возможностей и выработке умения с выгодой сочетать разные геополитические векторы и активно их использовать, чтобы интегрировать различные направления внешней политики в один курс. Собственно, с интенсификацией глобализации и появилась возможность проведения разноуровневой многовекторности, когда один вектор может нести качественные оценки политического режима, второй – серьезно влиять и поддерживать местную элиту без идеологического контекста, третий – отличаться конкретными прагматичными выгодными проектами.
Но нельзя забывать и о том, что «для небольших государств, с ограниченным числом политических и экономических ресурсов, многовекторность таит определенные опасности» [2]. Не секрет, что крупные державы или центры притяжения постоянно посылают сигналы малым государствам, давая понять, что надо определяться с главным партнером или вектором. «В этой ситуации политика многовекторности рискует остаться только в теории, на практике же государства, руководствуясь интересом сохранить суверенитет, скатятся к акценту на более тесные отношения с одним из больших партнеров» [8]. К числу негативных атрибутов многовекторной внешней политики относят также такие, как маскировка своей реальной внешней политики, непоследовательность в межгосударственных отношениях, сиюминутные стремления выправить баланс в ту или иную пользу, непостоянство и метание между геополитическими центрами, изоляционизм, шараханье от одного ориентира к другому, зависимость от политической кконъюнктуры, «неразборчивость, всеядность» [9].
Тем не менее следование многовекторности является одним из эффективных способов перераспеределенимя внешнеполитических рисков в разные “корзины”. Важно, чтобы при развитии широкого спектра внешнеполитических связей в самых разных направлениях, будь то Восток, Запад, Север или Юг, государство, проводящее политику многовекторности, сохраняло за собой инициативу принятия самостоятельных решений, а не превращалось в объект внешней игры. Понятно, что взаимопонимание между названными геополитическими феноменами должно базироваться на глубоком знании особенностей каждого из них, ибо содержит в себе огромные возможности, которые необходимо обратить на благо взаимодействующих стран и народов. Иными словами, «развитие дружеских связей с государствами, соотносящимися с такими геополитическими феноменами, как Восток, Запад, Север и Юг, определяет содержание многовекторной внешней политики» [10].
Конечно, добиться успеха при осуществлении сбалансированного, прагматичного внешнеполитического курса со взаимной выгодой и твердым отстаиванием национальных интересов, с дифференцированным и разноуровневым подходом к взаимодействию с различными зарубежными странами и международными организациями в условиях неоднозначяности процессов и тенденций в современной системе международных отношений, выражающихся во всевозможных противоречиях и конфликтах между их участниками, можно только в том случае, если государство будет использовать весь комплекс внешнеполимтических методов, в том числе и средства массовой информации, формирующие общественное мнение в различных социальных слоях страны. Более того, «необходимость создания общественного мнения, поддерживающего сотрудничество с данным государством, одна из сложных задач многовекторной политики» [2], решением которой должен заниматься по определению международный сегмент национальной журналистики каждой страны, придерживающейся принципа многовекторности в своей внешней политике. Реальная практика показывает, что далеко не во всех странах постсоветского пространства данная задача решается журналистами-международниками успешно. Связано это с рядом обстоятельств. Остановимся на некоторых из них.
Известно, что качество освещения международной проблематики в средствах массовой информации конкретного государства зависит, прежде всего, от активности международной позиции самой страны, а также от такого фактора, как интерес читателей, зрителей, слушателей к международной тематике. Опыт становления международной журналистики на постсоветском пространстве за минувшие два с лишним десятка лет продемонстрировал такую взаимосвязь: с резким ухудшением социально-экономического положения в странах интерес аудитории к внешнему миру также серьезно снижался. Об этом свидетельствовало вытеснение из медийной сферы международной политической и экономической проблематики и замещение ее обсуждением сугубо внутренних проблем. Данная тенденция повлекла за собой уход квалифицированных журналистов-международников и деградацию освещения самой международной тематики в прессе, на радио, телевидении, в интернете, а также натолкнула на грустный вывод о том, что, если «общество не интересуется международными событиями, в то время как внешняя политика государства не имеет ни глобальных интересов, ни региональных, то не следует ожидать от журналистов <…> возможностей и способностей освещать те или иные события международной жизни» [11].
Думается, что для Республики Беларусь такая жесткая постановка вопроса в данной тематической плоскости все-таки не характерна, что объясняется соответствующей внешней политикой белорусского государства на всех этапах его суверенного развития. Так, со второй половины 90-х годов ХХ века эта политика «активно и нармально развивается в двух направлениях: восточном и южном, в то время как на западном и северном (последнее примыкает к западному) она испытывает серьезный дисбаланс, особенно в политической сфере, ограничиваясь преимущественно внешнеэкономической сфеорой» [12]. И уже в конце 90-х годов на государственном уровне в Беларуси провозглашается курс на многовекторную внешнюю политику.
На законодательном уровне основные принципы, цели и задачи внешней политики белорусского государства были закреплены в 2005 году в Законе ”Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь”. В этом документе в числе основных принципов белорусской внешней политики названы развитие на основе общепризнанных принципов и норм международного права всестороннего сотрудничества с иностранными государствам, международными организациями, взаимный учет и соблюдение интересов всех членов международного сообщества. Основным же направлением в сфере внешнеполитической деятельности является «совершенствование государственной внешнеэкономической политики на основе многовекторности, сложившегося международного разделения труда и рынков товаров и услуг» [13].
Формировать свой международный многовекторный курс Республике Беларусь пришлось в ситуации, когда мир вступил в стадию кардинальных геополитических, экономических и общественнных трансформаций, характеризующихся высокой интенсивностью и динамичностью, когда «становление новых центров силы сопровождается обострением соперничества государств и конкуренцией моделей будущего развития» [14]. Рост международной напряженности в последние несколько лет заметно снизил доверие к партнерам на межгосударственном уровне. Возникновение так называемых гибридных угроз и усиление санкционного противостояния еще более осложнили подходы международного сообщества с согласованному решению мировых проблем. К тому же «огромное значение принимают информационные войны, активизация так называемых пятых колонн и формирование негативного общественного мнения с помощью средств массовой информации и интернета» [15].
Еще большую тревогу в наше неспокойное время вызывает потеря взаимного доверия между глобальными игроками, отсутствие готовности у них идти на компромисс, возврат к элементам блокового противостояния, ставящие мир на грань новой войны. В этих условиях выход видится только в поиске оптимальных путей устойчивого развития для всего мирового сообщества, а не отдельных стран. Вот почему новую формулу всеобщего взаимовыгодного сотрудничества белорусская сторона видит в том, чтобы, как это было заявлено ею в общей дискуссии на 70-й Генеральной ассамблее Организации Объединенных Наций, «его основной темой стала идея интеграции интеграций как наиболее актуальная тенденция современного мира» [16].
Тем более, что сегодня актуальным уже становится обсуждение на разных уровнях перспектив взаимодействия Европейского и Евразийского экономического союзов, реализации масштабного проекта Великого шелкового пути, создания Транстихоокеанского партнерства и Трансатлантической зоны свободной торговли, ряда других интеграционных проектов. Вот почему многовекторность внешней политики в современных условиях становится тем созидательным инструментом, который позволяет не только избежать опасного и ненужного противостояния интеграционных моделей, но и добиться их совместимости и взаимодопорлняемости.
Многовекторность внешней политики белорусского государства – это фундаментальный принцип, предполагающий развитие сбалансированных конструктивных отношений с теми партнерами в различных регионах мира, с которыми белорусская сторона «руководствуется принципами прагматизма и последовательности, взаимного уважения, равноправия, невмешательства во внутренние дела, отказа от давления и принуждения» [17] при выстраивании диалога и взаимовыгодного сотрудничества. Обусловлен же этот многовекторный курс Беларуси целом рядом обстоятельств, в числе которых можно назвать, как географическое положение страны, территорию которой пересекают важнейшие транспортные пути из Европы и Азии, так и историю белорусского государства, испытавшего на себе разрушительные последствия немалого количества европейских войн и конфликтов. Сегодня Республика Беларусь уже признана всем мировым сообществом как суверенное европейское государство, которое проводит свою самостоятельную, миролюбивую, многовекторную внешнюю политику, активно развивая сотрудничество с зарубежными партнерами в разных частях земного шара и внося существенный вклад в укрепление международной безопасности и стабильности.
О многовекторности белорусской внешней политики свидетельствуют также такие цифры. На начало 2016 года Беларусь поддерживала дипломатические отношения со 174 странами. Сегодня белорусские дипломатические представительстива работают в 56 государствах, расположенных на пяти континентах. Только в 2014 году посольства Беларуси были открыты в Австралии, Катаре, Монголии, Пакистане, Эквадоре, а в Италии открылось Генеральное консульство Республики Беларусь в Милане. В свою очередь, в Минске иностранные государства представлены сейчас 45 посольствами, 4 отделениями посольств, 2 торговыми представительствами, 35 консульскими учреждениями, включая почетных консулов. Немаловажен и тот факт, что по совместительству на белорусской земле аккредитованы уже 88 иностранных представительств.
Статус геополитического перекрестка предоставляет Республике Беларусь заманчивые шансы максимально использовать свое выгодное географическое положение, имеющийся транзитный и промышленный потенциал, но одновременно приближает вплотную к ее границам конфликты, которые никогда прежде в ее суверенной истории не вспыхивали и не развивались так стремительно и непредсказуемо. Поэтому, придерживаясь единых подходов к развитию отношений со всеми зарубежными странами, Беларусь все-таки концентрирует свои многовекторные внешнеполитические усилия на ряде наиболее важных и перспективных направлений, среди которых можно выделить следующие приоритеты.
I. Российская Федерация, стратегическое партнерство с которой обусловлено географическими, геополитическими, историческими факторами, взаимной дополняемостью экономик двух стран, тесными кооперационными связями между предприятиями. Основные внешнеэкономические задачи на данном направлении: 1) наращивание объемов белорусского экспорта; 2) эффективное использование потенциала прямых связей между регионами двух стран; 3) углубление кооперации; 4) расширение белорусских товаропроводящих сетей; 5) привлечение инвестиций.
Приоритетным направлением взаимодействия Беларуси и России является сотрудничество регионов, нацеленное на: 1) наращивание объемов взаимных поставок товаров; 2) расширение товаропроводящей сети; 3) укрепление производственной кооперации; 4) создание сборочных производств. Лидерами во взаимной торговле с Беларусью являются Центральный, Уральский, Приволжский, Северо-Западный федеральные округа, а среди субъектов федерации России – Москва, Санкт-Петербург, Тюменская, Московская, Смоленская, Оренбургская, Брянская, Нижегородская, Калужская области и Республика Татарстан, на долю которых приходится более «70 процентов белорусско-российского товарооборота» [18].
II. Страны Содружества Независимых Государств и Евразийского экономического союза, во взаимодействии с которыми все более конкретные очертания приобретает процесс постсоветской интеграции. В СНГ потенциал интеграционного взаимодействия кроется в торгово-экономическом сотрудничестве, а также в: 1) реализации положений Договора о зоне свободной торговли; 2) создании зоны свободной торговли услугами; 3) дальнейшем формировании образовательного и инвестиционного пространства; 4) развитии гуманитарного, приграничного и трансграничного сотрудничества; 5) усилении экологической безопасности. Ключевыми торговыми партнерами Беларуси в СНГ являются Украина, Казахстан, Молдова, Туркменистан и Азербайджан, «на долю которых приходится более 95 процентов белорусского экспорта в регионе СНГ (без учета России)» [19].
В рамках ЕАЭС сейчас создаются дополнительные условия для устойчивого развития белорусской экономики за счет: 1) обеспечения свободы движения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов; 2) реализации согласованной политики в ключевых секторах экономики; 3) развития кооперационных связей; 4) реализации совместных инвестиционных и инновационных проектов; 5) соблюдения единых правил конкуренции, стандартов и требований к товарам и услугам; 6) доступа к услугам естественных монополий и рынку государственных закупок.
III. Страны Европейского союза, интенсификация отношений с которыми происходит в таких сферах взаимного интереса, как торговля и инвестиции, транспорт и транзит, трансграничное и региональное сотрудничество, упрощение визового режима и охрана окружающей среды. Основные торгово-экономические партнеры Беларуси среди европейских стран – Германия, Нидерланды, Польша, Италия, Литва, Великобритания, Латвия, а в числе ведущих инвесторов белорусской экономики – Великобритания, Кипр, Нидерланды, Австрия, Польша, Литва, Латвия, Германия.
Белорусская нацелена на активизацию взаимодействия с европейскими партнерами и разработку конкретных проектов, направленных на: 1) развитие сети энергетических и транспортных коммуникаций; 2) укрепление региональной энергетической безопасности; 3) противодействие экологическим угрозам; 4) повышение эффективности охраны границ и таможенного обеспечения торговли. Именно на европейском векторе Беларусь последовательно продвигает идею интеграции интеграций, которая «в перспективе может послужить основой для гармонизации интеграционных процессов в рамках Европейского союза и Евразийского экономического союза, а также создания общего экономического и гуманитарного пространства от Владивостока до Лиссабона» [20].
IV. Китайская Народная Республика, отношения с которой за последние несколько лет вышли на уровень всестороннего стратегического партнерства и строятся «на принципах взаимоуважения, поддержки и многопланового сотрудничества» [21], в структуре которого можно выделить следующие основные направления: 1) глубокая и взаимная интеграция отраслей и предприятий; 2) информационные технологии; 3) формирование совместных исследовательских и научно-практических центров; 4) совместное развитие отраслевой науки; 5) прямое и системное межрегиональное сотрудничество.
Для их успешной реализации уже формируются механизмы стимулирования привлечения прямых китайских инвестиций в энергетику, производство строительных материалов, транспортную инфраструктуру, производство и переработку сельскохозяйственной продукции. А регионы-побратимы двух стран разработали дорожную карту углубления торгово-экономического сотрудничества, зафиксировавшую приоритетные совместные проекты, а также перспективные направления взаимодействия всех белорусских областей и Минска с китайскими провинциями Хэйлунцзян, Цзянсу, Чжэцзян, Сычуань, Ганьсу, Гуандун, Хубэй и столицей – Пекином.
V. Страны мирового Юга, где в азиатском, латиноамериканском, ближневосточном и африканском регионах белорусская сторона нацелена на постепенную диверсификацию торговли, углубление экономической кооперации, чтобы создать дополнительные предпосылки роста для своей экспортоориентированной экономики. Здесь основные направления развития отношений структурируются следующим образом: 1) активизация политического и экономического взаимодействия с традиционными партнерами – Аргентиной, Бразилией, Венесуэлой, Вьетнамом, Египтом, Индией, Ираном, Кубой, Объединенными Арабскими Эмиратами, Сирией, Японией, Южно-Африканской Республикой; 2) налаживание диалога и активный выход с закреплением на рынках государств, имеющих значительный потенциал для взаимовыгодного сотрудничества, – Анголы, Австралии, Боливии, Индонезии, Камбоджи, Катара, Колумбии, Лаоса, Малайзии, Мозамбика, Монголии, Нигерии, Никарагуа, Пакистана, Перу, Саудовской Аравии. Эквадора, Эфиопии.
При этом со странами Африки ключевым направлением торгово-экономического сотрудничества является расширение белорусского экспорта продукции и услуг, освоение новых рынков сбыта. Наиболее перспективное направление взаимодействия с государствами Ближнего Востока – инвестиционное сотрудничество, в рамках которого реализуются совместные проекты в области создания новых производств, строительства, сельского хозяйства, гостиничного бизнеса, торговли. Страны Азии, имеющие наиболее высокие темпы роста внутреннего валового продукта на планете, – это и перспективный, быстро расширяющийся рынок для белорусских товаров и услуг, и перспективный инвестор в экономику Беларуси. Государства Латинской Америки – вектор белорусской внешней политики, нацеленный на закрепление долгосрочных отношений, расширение политического диалога, укрепление договорно-правовой базы, продвижение интересов белорусских предприятий, в том числе путем создания совместных производств, открытия торговых домов и представительств.
VI. Наконец, Соединенные Штаты Америки, в отношениях с которыми белорусская сторона видит цель – развивать конструктивный и равноправный диалог, основанный на взаимном учете интересов, а также расширять полноформатное двустороннее сотрудничество по таким актуальным вопросам глобального уровня, как борьба с торговлей людьми, противодействие распространению наркотических и психотропных веществ, киберпреступлений и детской порнографии в интернете, защита ядерных объектов, нераспространение оружия массового уничтожения.
Все эти представленные выше направления белорусской внешней политики весьма красноречиво подчеркивают мысль о том, что в нынешних условиях преодоления глобального кризиса необходимо наращивать международное сотрудничество во всех сферах. И это будет абсолютно созвучно логике принципа многовекторности внешней политики. При этом международное сотрудничество должно базироваться не только на знаниях, инновациях, передовых технологиях, внедряемых в серийное производство, но и на активном формировании общего информационно-медийного пространства взаимодействия и партнерства, на внедрении в массовое сознание миллионов людей принципов равноправия и взаимного уважения. Ведь средства массовой информации играют сегодня чрезвычайно важную роль в процессах дальнейшего сближения стран и народов: «Активное продвижение идеи <…> интеграции предполагает не менее активную созидательную позицию масс-медиа, их историческую ответственность перед обществом» [22, c. 13].
Надо полагать, что возрастающая ответственнность перед своими читателями, слушателями и зрителями указываеет современным медиа путь следования не только определенным ценностным критериям, но и проявления высочайших профессиональных навыков, базирующихся на компетентном знании социальных, этнических, лингвистических, религиозных, культурологических, цивилизациолнных особенностей своей аудитории. Только такой путь может противостоять наблюдаемым сегодня в медийной сфере информационным войнам – войнам без правил, свидетелями и жертвами которых становится все большее количество людей на нашей планете.
Литература
1. Деловарова, Л.Ф. Некоторые теоретические аспекты многовекторности / Л.Ф. Деловарова // Article.kz [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: https://articlekz.com/article/7012. – Дата доступа: 25.12.2015.
2. Караваев, А. “Состязательная” и “дискретная” многовекторность государств Южного Кавказа / А. Караваев // Информационно-аналитический центр [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: https://ia-centr.ru/expert/10473/. – Дата доступа: 21.12.2015.
3. Встреча с представителями ведущих отечественных телеканалов // Сайт Президента Республики Казахстан [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: https://www.akorda.kz/ru/events/akorda_news/press_conferences/page_218761_vstrecha-s-predstavitelyami-vedushchikh-otechestvennykh-telekanalov. – Дата доступа: 21.12.2015.
4. Лавров, С. Подъем Азии и восточный вектор внешней политики России / С. Лавров // Россия в глобальной политике [Электронный ресурс]. – 2006. – Режим доступа: https://www.globalaffairs.ru/number/n_6566. – Дата доступа: 25.12.2015.
5. Интервью Министра иностранных дел С.В. Лаврова телекомпании ВГТРК в связи с юбилеем Е.М. Примакова // Bal.ru [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: https://p.120-bal.ru/doc/9801/index.html?page=4. – Дата доступа: 25.12.2015.
6. Шадурский, В.Г. Принцип многовекторности во внешней политике Беларуси / В.Г. Шадурский // Проблемы внешней политики и безопасности : Беларусь – Польша : история и перспективы сотрудничества / редкол. : А.В. Русакович (отв. ред.) [и др.]. – Минск : Тесей, 2009. – С. 37–45.
7. Шадурский, В.Г. Реализация принципа многовекторности в белорусской внешней политике / В.Г. Шадурский // Труды факультета международных отношений 2010 : научный сборник. Вып. 1. – БГУ, 2010. – С. 47–51.
8. Многовекторность внешней политики: феномен Центральной Азии // Политическое обозрение [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: https://politobzor.net/show-67519-mnogovektornost-vneshney-politiki-fenomen-centralnoy-azii.html. – Дата доступа: 21.12.2015.
9. Некоторые теоретические аспекты многовекторности во внешней политике государств Центральной Азии // Время Востока [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: https://www.easttime.ru/reganalitic/1/206p.html. – Дата доступа: 25.12.2015.
10. Медеубаева, Ж.М. Многовекторность – концептуальный фундамент внешнеполитической доктрины РК / Ж.М. Медеубаева // E-history.kz [Электронный ресурс] – 2014. – Режим доступа: https://e-history.kz/media/upload/1466/2014/06/26/7457d86661d4c9e1cd89610d267637eb.pdf. – Дата доступа: 25.12.2015.
11. Усубалиев, Э. Внешняя политика КР и СМИ: Проблемы освещения международной жизни / Э. Усубалиев // Media.kg [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: https://www.media.kg/blogs/usubaeliev-e-vneshnyaya-politika-kyrgyzstana-i-smi-problemy-osveshheniya-mezhdunarodnoj-zhizni/. – Дата доступа: 25.12.2015.
12. Снапковский, В.Е. Внешняя политика Республики Беларусь: концептуальные основы и приоритетные направления / В.Е. Снапковский // Мир перемен [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: https://www.mirperemen.net/content/vneshnyaya-politika-respubliki-belarus-konceptualnye-osnovy-i-prioritetnye-napravleniya. – Дата доступа: 21.12.2015.
13. Об утверждении Основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь // Economy.by [Электронный ресурс]. – 2005. – Режим доступа: https://www.economy.gov.by/dadvfiles/001296_334566_2.pdf. – Дата доступа: 20.12.2015.
14. Внешняя полтитика Республики Беларусь // Министерство иностранных дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: https://mfa.gov.by/foreign_policy/. – Дата доступа: 20.12.2015.
15. Заседание Совета Безопасности Беларуси // Сайт Президента Республики Беларусь [Электрпонный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: https://president.gov.by/ru/news_ru/view/zasedanie-soveta-bezopasnosti-belarusi-10444//. – Дата доступа: 20.12.2015.
16. Выступление в общей дискуссии 70-й сессии Генеральной ассамблеи ООН // Сайт Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: https://president.gov.by/ru/news_ru/view/vystuplenie-v-obschej-diskussii-70-j-sessii-generalnoj-assamblei-oon-12219/. – Дата доступа: 20.12.2015.
17. Принципы, цели и задачи Республики Беларусь на международной арене // Министерство иностранных дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: https://mfa.gov.by/foreign_policy/aims/. – Дата доступа: 20.12.2015.
18. Сотрудничество Беларуси с российскими регионами // Министерство иностранных дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: https://mfa.gov.by/bilateral/russia_regions/. – Дата доступа: 27.12.2015.
19. Беларусь и страны СНГ и Грузия // Министерство иностранных дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: https://mfa.gov.by/bilateral/cis/. – Дата доступа: 27.12.2015.
20. Европейский союз // Министерство иностранных дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: https://mfa.gov.by/mulateral/organization/list/c723f8823e56d467.html. – Дата доступа: 27.12.2015.
21. Государственный визит Председателя КНР Си Цзиньпина в Беларусь // Сайт Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: https://president.gov.by/ru/news_ru/view/gosudarstvennyj-vizit-predsedatelja-knr-si-tszinpina-v-belarus-11366/. – Дата доступа: 27.12.2015.
22. Приветственное слово Министра информации Республики Беларусь Л.С. Ананич // Межнациональное согласие и толерантность – ценностная основа евразийской интеграции : мат. межд. научно-практической конференции, Респ. Беларусь, г.Минск, 9 декабря 2014г. / Ин-т философии НАН Беларуси. – Минск : Право и экономика, 2015. – С. 13–14.
Поделитесь с Вашими друзьями: |