государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения
Тема: Анальгетические средства центрального действия.
1.Цели занятия:
Изучить фармакокинетику и фармакодинамику анальгетических средств; усвоить показания к применению препаратов указанных групп; знать симптомы острого и хронического отравлений и меры помощи при указанных состояниях; изучить латинские названия и формы выпуска препаратов.
Закрепить практический навык врачебной рецептуры при выполнении заданий по фармакотерапии.
2. Базисные знания: Латинский язык: умение читать и писать латинские названия лекарственных средств, умение читать и писать рецептурные термины; Биологическая и биоорганическая химия: биомолекулы с регуляторными и метаболическими функциями: медиаторы; Физиология с основами анатомии: строение и функция центральной нервной системы
3.Содержание занятия: Студент должен знать:
классификации анальгетических средств центрального действия, латинские названия препаратов, формы выпуска
фармакокинетические особенности, механизмы действия и фармакологические эффекты изучаемых лекарственных средств
показания и противопоказания для клинического применения препаратов, нежелательные побочные эффекты
симптоматику острого отравления препаратами, меры помощи; признаки хронического злоупотребления, принципы фармакотерапии зависимости
Студент должен уметь:
выписывать рецепты на лекарственные препараты в соответствии с заданиями по фармакотерапии.
разрабатывать алгоритмы механизмов действия препаратов
решать ситуационные задачи и выполнять тестовые задания обучающего и контролирующего типов различной степени сложности
анализировать результаты эксперимента и формулировать выводы по работе.
4.Задания для обучения студентов:
1Список препаратов:
Названия препаратов
Наиболее распространенные формы выпуска
Наркотические (опиоидные) анальгетики
Morphini hydrochloridum
(долтард, морфилонг)
Пор., табл. 0,01; р-р 1% в амп. и шприц-тюбиках по1 мл, таблетки-депо по 0,01; 0,03; 0,06; 0,1 и 0,2
Omnoponum
Р-ры 1% и 2% в амп. по 1мл
Promedolum (тримеперидин)
Пор., табл. 0,025; р-ры 1% и 2% в амп. и шприц-тюбиках по 1мл
Phentanylum
Р-р 0,005% в амп. по 2 и 5 мл
Butorphanol (морадол, стадол)
Р-р в амп. по 1 мл (с содержанием 0,002 вещества)
Buprenorphine
Табл. по 0,0002; р-р 0,03% в амп. по 1 и 2 мл
Pentazocni hydrochloridum (фортрал)
Таблетки и драже по 0,05
Pentazocini lactas (фортвин)
Р-р в ампулах по 1 мл и 2 мл, супп. рект. по 0,05
Антагонисты опиоидных анальгетиков
Naloxoni hydrochloridum
(наркан)
Р-р в амп. по 1 мл (0,4 мг/мл)
Анальгетики смешанного механизма действия
Tramadol (трамал)
Табл., капе, по 0,05; р-р в амп. по 1 и 2 мл (1мх р-р-капли для приема внутрь во флак. по 10, 2 100 мл (1 мл-0,1); рект. супп. по 0,1
Ненаркотические (неопиоидные) анальгетики
Paracetamol (панадол, тайленол)
Пор., табл. по 0,2, 0,325 и 0,5; супп. рект. по 0 и 0,25 (для детей), супп. рект. по 0,5
2.Задание по фармакотерапии:
Выписать в рецептах:
Наркотический анальгетик - алкалоид опия фенантренового ряда
1 .Механизмы формирования и передачи болевых импульсов. Опиоидные рецепторы: типы, локализация, эндогенные лиганды.
2.Принципы фармакотерапии боли. Группы современных анальгетических средств.
3.Наркотические (опиоидные) анальгетики: классификация препаратов по химической структуре и по принципу взаимодействия с опиоидными рецепторами.
4.Механизм болеутоляющего действия опиоидных анальгетиков на примере морфина. Эффекты препарата, обусловленные влиянием на ЦНС, деятельность внутренних органов, обменные процессы.
5.Сравнительная характеристика препаратов - агонистов опиоидных рецепторов. Особенности фармакологии омнопона, промедола, фентанила. Применение препаратов, нежелательное побочное действие, основные противопоказания.
б. Препараты - частичные агонисты и агонисты - антагонисты опиоидных рецепторов (бупренорфин, пентазоцин, буторфанол). Особенности действия и применения.
8.Неопиоидные анальгетики преимущественно центрального действия. Механизмы болеутоляющего действия и особенности применения блокаторов натриевых каналов, ингибиторов нейронального захвата моноаминов, альфа-2-адреномиметиков, антагонистов NMDA - рецепторов.
9. Фармакодинамика трамала как анальгетика смешанного (опиоидного и неопиоидного) действия. Применение, нежелательные побочные эффекты.
4.Задание по УИРС:
Темы для обзоров:
1.Новые направления в фармакотерапии опиатных и опиоидных наркоманий.
2.Федеральный закон РФ «Об обороте наркотических и психотропных веществ и их прекурсоров».
3.Острое отравление героином и его терапия.
4.Клинические аспекты опиатных и опиоидных наркоманий.
Патогенез формирования наркоманий при злоупотреблении опиатами. Острое отравление морфиноподобными средствами: диагностические признаки, меры помощи
Клиническая картина опиатных и опиоидных наркоманий, пути фармакокоррекции
Законодательные документы по работе провизоров с наркотическими и психотропными средствами.
6.Вопросы по теме, выносимые на экзамен
1. Правила выписывания и хранения наркотических и психотропных лекарственных средств.
Наркотические анальгетики. Классификация, механизм реализации анальгетического действия, сравнительная характеристика препаратов. Показания к применению, побочное действие. Картина острого и хронического отравления наркотическими анальгетиками, меры помощи.
7.Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия
- составление рецептурных прописей
- оформление рецепта на трех формах рецептурных бланков
- выписывание рецептов на различные лекарственные формы
- расчет среднетерапевтической дозы лекарственного средства с учетом возраста, массы тела пациента
Литература основная:
Волчегорский И.А. Избранные классификации лекарственных средств и основные формы их выпуска: учебно – методическое пособие / И.А.Волчегорский, З.П.Важенина, Л.М.Рассохина: Челяб. гос. мед. акад.; каф.фармакологии. – Челябинск: ЧелГМА, 2009. – 72 с.
Фармакология. Учеб. для вузов./ под ред. Р.Н. Аляутдина. - 3-е изд., испр. - М.: ГЭОТАР Медиа, 2005. - 591 с.
Фармакология. Учеб. для вузов./под ред. Р.Н. Аляутдина. – 4-е изд., перераб.и доп. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. - 832с.
Харкевич Д.А. Фармакология: Учеб. для вузов/ - 10-е изд. испр., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008. – 852 с.
Харкевич Д.А. Фармакология с общей рецептурой: Учеб. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: МИА, 2005. – 440 с.
Майский В.В. Фармакология: Уч. пос. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003. - 408 с.
Наркология: [Пер. с англ.] / Под ред. Л.С. Фридмана, Н.Д. Флеминга, Д.Х. Робертса,
СЕ. Хаймана - 2-е изд., испр. - М.; СПб: БИНОМ; Невский диалект, 2000 - 319 с.
Правовое регулирование организация деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Учебное пособие./Н.В.Новикова, В.Н.Тарасевич. – Пермь 2007. – 116с.
МИНЗДРАВ РОССИИ
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения
Методическая разработка практических занятий для студентов.
Практическое занятие №8
Тема: Анальгетические средства периферического действия.
1.Цели занятия:
- Изучить фармакокинетику и фармакодинамику анальгетических средств периферического типа действия; усвоить показания к применению препаратов указанных групп; знать симптомы острого и хронического отравлений; изучить латинские названия и формы выпуска препаратов.
- Закрепить практический навык рецептуры при выполнении заданий по фармакотерапии.
2. Базисные знания: При рассмотрении вопросов противовоспалительного действия следует опираться на знания по биохимии и физиологии с основами анатомии.
3. Содержание занятия:
Студент должен знать:
классификации анальгетических средств периферического действия, латинские названия препаратов, формы выпуска
фармакокинетические особенности, механизмы действия и фармакологические эффекты изучаемых лекарственных средств
показания и противопоказания для клинического применения препаратов, нежелательные побочные эффекты
Студент должен уметь:
выписывать рецепты на лекарственные препараты в соответствии с заданиями по фармакотерапии
разрабатывать алгоритмы механизмов действия препаратов
решать ситуационные задачи и выполнять тестовые задания обучающего и контролирующего типов различной степени сложности
3.Задания для обучения студентов:
1.Список препаратов:
Названия препаратов
Наиболее распространенные формы выпуска
1
2
Ненаркотические (неопиоидные) анальгетики
Paracetamol (панадол, тайленол)
Пор., табл. по 0,2, 0,325 и 0,5; супп. рект. по 0,05, 0,1 и 0,25 (для детей), супп. рект. по 0,5
Acidum acetylsalicilicum
(Аспирин)
Пор., табл. по 0,1, 0,25 и 0,5; кишечнорасворимые таблетки по 0,325
Analginum
Табл. по 0,5; р-р 50% в амп. по 1 мл
Ketorol (кеторолак)
Табл. в обол. 0,01; р-р в амп. по 1 мл (с содержанием 0,03 вещества)
Ненаркотические анальгетики. Классификация препаратов, механизмы обезболивающего, жаропонижающего эффектов. Сравнительная характеристика препаратов, показания к применению. Проявления побочного действия лекарственных средств, основные противопоказания для их использования. 7.Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия
- составление рецептурных прописей
- оформление рецепта на трех формах рецептурных бланков
- выписывание рецептов на различные лекарственные формы
- расчет среднетерапевтической дозы лекарственного средства с учетом возраста, массы тела пациента
МИНЗДРАВ РОССИИ
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения
Методическая разработка практических занятий для студентов.
Практическое занятие №9
Тема: Психотропные средства угнетающего действия.
Цели занятия: 1. Изучить механизмы и клинические проявления психозов.
2.Усвоить фармакологию нейролептиков, транквилизаторов и седативных средств
3.Закрепить навык выписывания рецептов на психотропные средства угнетающего типа действия
Базисные знания: Внеаудиторная подготовка студентов к занятию требует повторения анатомического строения головного мозга, в частности расположение жизненно-важных центров, гистологическое строения нейронов, особенности передачи нервного импульса, нейромедиаторные системы, участвующие в указанном процессе.
Содержание занятия:Студент должен знать:
1. Классификации, механизмы действия, показания и противопоказания к применению изучаемых препаратов
2. Сравнительный анализ различных групп антипсихотических, анксиолитических и седативных средств
3. Характер и особенности токсического действия веществ и меры помощи при отравлении ими.
4. Латинские названия и формы выпуска препаратов
Студент должен уметь:
1. Выписывать рецепты на изучаемые препараты в соответствии с фармакотерапевтическими заданиями
2. Формулировать ответы на контрольные вопросы
3. Решать тестовые задания
4. Использовать теоретические знания при решении ситуационных фармакотерапевтических задач
Задания для студентов:
1. Список препаратов:
Наименование препаратов
Наиболее распространенные формы выпуска и применение
Антипсихотические
Aminazinum
Драже по 0,025, 0,05 и 0,1 р-р 2,5% в амп. по 1, 2, 5, 10 мл
Droperidolum
Р-ры 0,25% в амп. по 5 и 10 мл
Транквилизаторы
Diazepamum
Табл. по 0,005 и 0,01, р-р 0,5% в амп. по 2мл
Phenazepamum
Табл. по0,0005, 0,001и 0,0025
Седативные средства
Natrii bromidum
Пор. и табл. по 0,5, р-р3%-100мл (внутрь по 1 ст ложке)
Extractum Valerianae spissum
Табл. в оболочке по 0,02
Tinctura Valerianae
Фл. по 25 мл (внутрь)
2.Задание по фармакотерапии:
Выписать в рецептах:
Антипсихотическое средство - производное фенотиазина.
Средство для премедикации.
Средство для нейролептаналгезии.
Средство для купирования судорожного синдрома.
Средство для уменьшения страха и тревоги.
Седативный препарат растительного происхождения.
Средство для энтерального применения при невротических состояниях.
3.Контрольные вопросы по теме:
Общая характеристика психотропных средств, угнетающих ЦНС.
Характеристика транквилизирующих средств - классификация, механизмы реализации психоседативного, миорелаксирующего и противосудорожного эффектов. Отличия от нейролептиков. Осложнения и противопоказания.
Седативные препараты - бромиды и средства растительного происхождения - классификация, фармакодинамика, показания побочные эффекты.
4. Задание по УИРС:
Темы рефератов:
Новые «атипичные» нейролептики в лечении шизофрении.
5.Вопросы для самостоятельного изучения
Основные тенденции медикаментозного лечения психозов. Преимущества современных «атипичных» нейролептиков.
Рисполент в лечении шизофрении.
Современные пролонгированные формы нейролептиков.
Особенности применения оланзапина и кветиапина, преимущества перед типичными нейролептиками.
Картина острого опьянения транквилизаторами и снотворными препаратами, меры помощи
Характеристика зависимости при злоупотреблении анксиолитическими средствами
Седативные средства растительного происхождения, показания побочные эффекты, предупреждения
Афобазол, особенности дозирования и применения
6.Вопросы по теме, выносимые на экзамен
Антипсихотические средства. Классификация, механизмы реализации антипсихотического, седативного эффектов. Сравнительная характеристика препаратов, показания для использования, побочное действие.
Анксиолитические и седативные средства. Классификация. Механизмы действия. Показания к применению, отрицательные эффекты и противопоказания.
Психостимулирующие средства. Классификация. Фармакодинамика препаратов и их сравнительная характеристика, применение, отрицательные эффекты, основные противопоказания.
Средства для лечения маний. Фармакодинамика препаратов лития, применение, отрицательное действие. Ноотропные средства, адаптогены: основные фармакологические эффекты, особенности применения.
7.Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия
- составление рецептурных прописей
- оформление рецепта на трех формах рецептурных бланков
- выписывание рецептов на различные лекарственные формы
- расчет среднетерапевтической дозы лекарственного средства с учетом возраста, массы тела пациента.
ЛИТЕРАТУРА:
ОСНОВНАЯ.
Волчегорский И.А. Избранные классификации лекарственных средств и основные формы их выпуска: учебно – методическое пособие / И.А.Волчегорский, З.П.Важенина, Л.М.Рассохина: Челяб. гос. мед. акад.; каф.фармакологии. – Челябинск: ЧелГМА, 2009. – 72 с.
Фармакология. Учеб. для вузов./ под ред. Р.Н. Аляутдина. - 3-е изд., испр. - М.: ГЭОТАР Медиа, 2005. - 591 с.
Фармакология. Учеб. для вузов./под ред. Р.Н. Аляутдина. – 4-е изд., перераб.и доп. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. - 832с.
Харкевич Д.А. Фармакология: Учеб. для вузов/ - 10-е изд. испр., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008. – 852 с.
Харкевич Д.А. Фармакология с общей рецептурой: Учеб. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: МИА, 2005. – 440 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ.
Гольдфарб Ю.С. Современные принципы антидотной терапии острых отравлений: практ. пособие для врачей / Ю.С. Гольдфарб, Г.П. Простакишин, Ю.Н.Остапенко. – СПб: Издательский дом «Образование», 2006. – 44 с.
Гудков В.А. Основы наркологии: Учеб. пособие / В.А. Гудков, З.П. Важенина. - Челябинск, 2002 -214 с.
Клиническая фармакология: нац. рук. под ред. Ю.Б. Белоусова, В.Г.Кукеса, В.К. Лепахина, В.И.Петрова - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 – 976с.
Клиническая фармакология и фармакотерапия: учеб. для вузов / под ред. В.Г.Кукеса, А.К.Стародубцева. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 – 640 с.
Клиническая фармакология: Учебник для вузов / Под ред. В.Г. Кукеса. - 3-е изд.- М.: ГЭОТАР - Медиа, 2006.- 944с.
Клиническая фармакология: Учеб.для студ.высш.мед.вузов/ Под общ.ред.В.Г.Кукеса.-2-е изд.- М.: ГЭОТАР Медицина, 2006.- 944 с.
Наркология: нац. рук./ под ред. Н.Н.Иванца, И.П.Анохиной, М.А.Винниковой. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008 – 720 с
Психиатрия и наркология: учеб./ Иванец Н.Н., Тюльпин Ю.Г. Чирко В.В. и др. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 – 832 с.
Пятницкая И.Н. Общая и частная наркология: рук. для врачей / И.Н. Пятницкая. – М.: Медицина, 2008, - 640с.
Справочник Видаль 2009: Лекарственные препараты в России. – 15-е изд., перераб., испр. и доп. - М.: АстраФармСервис, 2009. – 706 с.
Фармакология в вопросах и ответах /ред. Ананд Рамачандран; пер. с англ. Под ред. Р.Н.Аляутдина, В.Ю.Балабаньяна. – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2009. - 560 с.
МИНЗДРАВ РОССИИ
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения
Методическая разработка практических занятий для студентов.
Практическое занятие №10
Тема: Психотропные средства стимулирующего действия.
Цели занятия: 1. Изучить лекарственные средства психостимулирующего, антидепрессивного, ноотропного и аналептического действия: классификации, номенклатуру, механизмы и принципы действия, особенности фармакокинетики и фармакотерапии.
2.Закрепить навык выписывания рецептов на средства, влияющие на функцию органов дыхания
Базисные знания: Внеаудиторная подготовка студентов к занятию требует повторения анатомического строения головного мозга, в частности, расположения жизненно-важных центров, гистологического строения нейронов, особенности передачи нервного импульса, нейромедиаторные системы, участвующие в указанном процессе.
Содержание занятия:Студент должен знать:
1. Классификации, механизмы действия, показания и противопоказания к применению изучаемых препаратов
2. Сравнительный анализ различных групп психостимуляторов, антидепрессантов.
3. Характер и особенности токсического действия веществ и меры помощи при отравлении ими.
4. Латинские названия и формы выпуска препаратов
Студент должен уметь:
1. Выписывать рецепты на изучаемые препараты в соответствии с фармакотерапевтическими заданиями
2. Формулировать ответы на контрольные вопросы
3. Решать тестовые задания
4. Использовать теоретические знания при решении ситуационных фармакотерапевтических задач
Задания для студентов:
1. Список препаратов:
Наименование препаратов
Наиболее распространенные формы выпуска и применение
Психостимулирующие препараты
Sidnocarbum
Табл. по 0,005, 0,01, 0,025 и 0,1
Coffeinum-natrii benzoas
Пор., табл по 0,1и 0,2
Р-ры 10% и 20% в амп. по 1 и 2 мл
Антидепрессанты
Amitriptylinum
Табл. по 0,025 р-р 1% в амп. по 2мл
Nialamidum
Табл. (драже) по 0,025,
Аналептики
Aethimizolum
Пор. и табл. по 0,1, р-р 3%- и 1,5% в амп. по 3 и 5мл
Cordiaminum
В амп. по 1 и 2мл, во фл. по 15 мл (внутрь)
Sol. Camphorae oleosae
Р-р в амп. 20% по 1 и 2мл
Ноотропные препараты
Pyracetamum (Nootropil)
Капс. по 0,4, табл. в обол. по 0,2, 0,8 и 1,2; р-р 20% в амп. по 5 мл; р-р 20% и 33% во фл. по 125мл (для приёма внутрь)
2.Задание по фармакотерапии:
Выписать в рецептах:
Психостимулятор, не вызывающий повышения артериального давления
Антидепрессант трициклического ряда, обладающий психостимулирующим и слабым седативным эффектами
Психостимулятор, обладающий аналептическим действием
Лекарственное средство из группы адаптогенов
3.Контрольные вопросы по теме:
Антидепрессанты: классификация, механизмы действия, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания к назначению трициклических антидепрессантов (имизин, амитриптилин), препаратов, избирательно блокирующих обратный захват серотонина (флуоксетин) и норадреналина (мапротилин), ингибиторов МАО (ниаламид, пиразидол, моклобемид). Особенности назначения ингибиторов МАО после терапии трициклическими антидепрессантами
Психостимуляторы: классификация, механизмы действия, показания к применению, побочные эффекты и противопоказания. Анорексигенная активность. Действие на сердечно-сосудистую систему. Особенности применения психостимуляторов; риск развития лекарственной зависимости.
Фармакодинамика кофеина; механизмы развития психостимулирующего, аналептического действия, влияние на функции сердечно-сосудистой системы, секрецию желез желудка. Применение препарата, побочные эффекты, основные противопоказания.
Механизмы реализации метаболических и медиаторных эффектов ноотропных средств
Сфера клинического использования ноотропов, проявления отрицательных эффектов препаратов.
Адаптогены, происхождение, названия препаратов, эффекты, клиническое значение, показания, особенности дозирования.
Актопротекторы, особенности применения.
Характеристика наркогенного потенциала фенамина.
Понятие об аналептических средствах. Классификация.
Применение аналептиков при угнетении дыхания, обусловленном различными факторами.
6.Вопросы по теме, выносимые на экзамен
Психостимулирующие средства. Классификация. Фармакодинамика препаратов и их сравнительная характеристика, применение, отрицательные эффекты, основные противопоказания.
Ноотропные средства, адаптогены: основные фармакологические эффекты, особенности применения.
Антидепрессанты. Классификация. Механизмы действия. Показания к применению. Проявления побочного действия препаратов.
7.Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия
- составление рецептурных прописей
- оформление рецепта на трех формах рецептурных бланков
- выписывание рецептов на различные лекарственные формы
- расчет среднетерапевтической дозы лекарственного средства с учетом возраста, массы тела пациента.
ЛИТЕРАТУРА:
ОСНОВНАЯ.
Волчегорский И.А. Избранные классификации лекарственных средств и основные формы их выпуска: учебно – методическое пособие / И.А.Волчегорский, З.П.Важенина, Л.М.Рассохина: Челяб. гос. мед. акад.; каф.фармакологии. – Челябинск: ЧелГМА, 2009. – 72 с.
Фармакология. Учеб. для вузов./ под ред. Р.Н. Аляутдина. - 3-е изд., испр. - М.: ГЭОТАР Медиа, 2005. - 591 с.
Фармакология. Учеб. для вузов./под ред. Р.Н. Аляутдина. – 4-е изд., перераб.и доп. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. - 832с.
Харкевич Д.А. Фармакология: Учеб. для вузов/ - 10-е изд. испр., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008. – 852 с.
Харкевич Д.А. Фармакология с общей рецептурой: Учеб. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: МИА, 2005. – 440 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ.
Гольдфарб Ю.С. Современные принципы антидотной терапии острых отравлений: практ. пособие для врачей / Ю.С. Гольдфарб, Г.П. Простакишин, Ю.Н.Остапенко. – СПб: Издательский дом «Образование», 2006. – 44 с.
Гудков В.А. Основы наркологии: Учеб. пособие / В.А. Гудков, З.П. Важенина. - Челябинск, 2002 -214 с.
Клиническая фармакология: нац. рук. под ред. Ю.Б. Белоусова, В.Г.Кукеса, В.К. Лепахина, В.И.Петрова - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 – 976с.
Клиническая фармакология и фармакотерапия: учеб. для вузов / под ред. В.Г.Кукеса, А.К.Стародубцева. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 – 640 с.
Клиническая фармакология: Учебник для вузов / Под ред. В.Г. Кукеса. - 3-е изд.- М.: ГЭОТАР - Медиа, 2006.- 944с.
Клиническая фармакология: Учеб.для студ.высш.мед.вузов/ Под общ.ред.В.Г.Кукеса.-2-е изд.- М.: ГЭОТАР Медицина, 2006.- 944 с.
Наркология: нац. рук./ под ред. Н.Н.Иванца, И.П.Анохиной, М.А.Винниковой. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008 – 720 с
Психиатрия и наркология: учеб./ Иванец Н.Н., Тюльпин Ю.Г. Чирко В.В. и др. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 – 832 с.
Пятницкая И.Н. Общая и частная наркология: рук. для врачей / И.Н. Пятницкая. – М.: Медицина, 2008, - 640с.
Справочник Видаль 2009: Лекарственные препараты в России. – 15-е изд., перераб., испр. и доп. - М.: АстраФармСервис, 2009. – 706 с.
Фармакология в вопросах и ответах /ред. Ананд Рамачандран; пер. с англ. Под ред. Р.Н.Аляутдина, В.Ю.Балабаньяна. – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2009. - 560 с.
МИНЗДРАВ РОССИИ
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения
Цели занятия: 1. Усвоить фармакологию стимуляторов дыхания, противокашлевых и отхаркивающих средств, бронхолитиков с умением указывать латинские названия препаратов, дозы, формы выпуска.
2.Закрепить навык выписывания рецептов на средства, влияющие на функцию органов дыхания
Базисные знания: Внеаудиторная подготовка студентов к занятию требует повторения анатомического строения и физиологии органов дыхания; фармакология М- холиноблокаторов, ганглиоблокаторов, β-адреномиметиков, миотропных спазмолитиков и их влияние на бронхи, Н-холиномиметики – и стимуляция дыхания
Содержание занятия:Студент должен знать:
1. Классификации, механизмы действия, показания и противопоказания к применению изучаемых препаратов
2. Сравнительный анализ различных групп противокашлевых средств, отхаркивающих препаратов, ЛС, применяемых при бронхоспазмах.
3. Характер и особенности токсического действия веществ и меры помощи при отравлении ими.
4. Латинские названия и формы выпуска препаратов
Студент должен уметь:
1. Выписывать рецепты на изучаемые препараты в соответствии с фармакотерапевтическими заданиями
2. Формулировать ответы на контрольные вопросы
3. Решать тестовые задания
4. Использовать теоретические знания при решении ситуационных фармакотерапевтических задач
2. Лекарственные средства растительного происхождения с отхаркивающей активностью
3. Лекарственные средства растительного характера с муколитическими свойствами
4. Препараты сурфактантов, особенности применения
5. Комбинированные препараты для лечения бронхиальной астмы, состав, преимущества перед препаратами для монотерапии. 6.Вопросы по теме, выносимые на экзамен
Противокашлевые и отхаркивающие средства. Классификация препаратов. Механизмы действия. Сравнительная характеристика препаратов, показания для использования, побочные эффекты, основные противопоказания.
Средства, применяющиеся при бронхоспазмах. Классификация. Фармакодинамика бронхолитиков, применение, побочные эффекты, основные противопоказания.
7.Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия
- составление рецептурных прописей
- оформление рецепта на трех формах рецептурных бланков
- выписывание рецептов на различные лекарственные формы
- расчет среднетерапевтической дозы лекарственного средства с учетом возраста, массы тела пациента.
ЛИТЕРАТУРА:
ОСНОВНАЯ.
Волчегорский И.А. Избранные классификации лекарственных средств и основные формы их выпуска: учебно – методическое пособие / И.А.Волчегорский, З.П.Важенина, Л.М.Рассохина: Челяб. гос. мед. акад.; каф.фармакологии. – Челябинск: ЧелГМА, 2009. – 72 с.
Фармакология. Учеб. для вузов./ под ред. Р.Н. Аляутдина. - 3-е изд., испр. - М.: ГЭОТАР Медиа, 2005. - 591 с.
Фармакология. Учеб. для вузов./под ред. Р.Н. Аляутдина. – 4-е изд., перераб.и доп. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. - 832с.
Харкевич Д.А. Фармакология: Учеб. для вузов/ - 10-е изд. испр., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008. – 852 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ.
Клиническая фармакология: нац. рук. под ред. Ю.Б. Белоусова, В.Г.Кукеса, В.К. Лепахина, В.И.Петрова - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 – 976с.
Клиническая фармакология и фармакотерапия: учеб. для вузов / под ред. В.Г.Кукеса, А.К.Стародубцева. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 – 640 с.
Клиническая фармакология: Учебник для вузов / Под ред. В.Г. Кукеса. - 3-е изд.- М.: ГЭОТАР - Медиа, 2006.- 944с.
Клиническая фармакология: Учеб.для студ.высш.мед.вузов/ Под общ.ред.В.Г.Кукеса.-2-е изд.- М.: ГЭОТАР Медицина, 2006.- 944 с.
Справочник Видаль 2009: Лекарственные препараты в России. – 15-е изд., перераб., испр. и доп. - М.: АстраФармСервис, 2009. – 706 с.
Фармакология в вопросах и ответах /ред. Ананд Рамачандран; пер. с англ. Под ред. Р.Н.Аляутдина, В.Ю.Балабаньяна. – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2009. - 560 с.
МИНЗДРАВ РОССИИ
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения
Методическая разработка практических занятий для студентов.
Практическое занятие №12
Тема: Средства, влияющие на функции органов пищеварения
Цели занятия: 1. Усвоить фармакологию средств, влияющих на ЖКТ с умением указывать латинские названия препаратов, дозы, формы выпуска.
2.Закрепить навык выписывания рецептов на средства, влияющие на функции органов ЖКТ
Базисные знания: Внеаудиторная подготовка студентов к занятию требует повторения анатомического строения и физиологии ЖКТ, фармакологии М-холиномиметиков, М-холинолитиков, антихолинэстеразных препаратов, местных анестетиков, вяжущих, обволакивающих, адсорбирующих средств
Содержание занятия:Студент должен знать:
1. Классификации, механизмы действия, показания и противопоказания к применению изучаемых препаратов
2. Сравнительный анализ различных групп ЛС, применяемых при заболеваниях ЖКТ.
3. Характер и особенности токсического действия веществ и меры помощи при отравлении ими.
4. Латинские названия и формы выпуска препаратов
Студент должен уметь:
1. Выписывать рецепты на изучаемые препараты в соответствии с фармакотерапевтическими заданиями
2. Формулировать ответы на контрольные вопросы
3. Решать тестовые задания
4. Использовать теоретические знания при решении ситуационных фармакотерапевтических задач
Задания для студентов:
Список препаратов по теме занятия.
Названия препаратов
Наиболее распространенные формы выпуска
Средства, влияющие на аппетит:
Средства, повышающие аппетит
Tinctura Absinthii
Флак. По 25 мл
Средства, понижающие аппетит
Phepranonum
Драже по 0.025
Sibutramine (Meridia)
Капс. По 0,01 и 0,015
Средства, применяемые при нарушении функции желёз желудка:
Средства заместительной терапии
Succus gastricus naturalis
Флак. По 100 мл.
Pepsinum
Пор. 0,2-0,5
Средства, понижающие секрецию желёз желудка
Pirenzepinum
Табл. По 0,025, 0,05.,фл. По 0,01 стерильного порошка
Ranitidinum
Табл. По 0,15
Omeprazolum
Капс. По 0,02
Антацидные средства:
Natrii hydrocarbonas
Табл. По 0,3 и 0,5
Magnesii oxydum
Пор., табл. По 0,5
Aluminii hydroxydum
4% суспензия
Almagel
Флак. По 170 мл
Гастропротекторы:
Sucralfat (Antepsinum)
Табл. По 0,5 и 1,0; гранулы в пакетиках по 1,0; гель в пакетиках по 1,0 (внутрь)
Bismuthi subcitras (De-nol)
Табл. По 0,12
Misoprostolum
Табл. По 0,0002
Рвотные и противорвотные средства:
Apomorphini hydrochloridum
Р-р в амп. 1% по 1мл
Aethaperazinum
Табл. По 0,004, 0,006 и 0,01
Metoclopramidum
Табл. По 0,01; р-р в амп. 0,5% по2 мл (5мг в 1 мл)
Ondasetronum
Табл. По 0,004 и 0,008; р-р в амп.по 2 и 4мл (0,002 в 1 мл)
Средства, влияющие на функцию печени:
Желчегонные средства
Tab. “Allocholum”
Офиц.табл в оболочке
Oxaphenamidum
Табл. По 0,25 и 0,5
Cholosasum
Сироп во флак. по 300мл
Гепатопротекторы
Legalon
Драже по 0,07
Essentiale forte
Капс. По 0,3
Средства при нарушении экскреторной функции поджелудочной железы
Pancreatinum
Пор., табл. по 0,5
Средства, влияющие на моторику желудочно-кишечного тракта
Средства, усиливающие моторику
Metoclopramidum
Табл. По 0,01; р-р в амп. 0,5% по2 мл (5мг в 1 мл)
Aceclidinum
Р-р в амп.0,2% по 1 и 2мл
Proserinum
Табл. по 0,015; р-р в амп. 0,05% по 1мл
Слабительные средства
Magnesii sulfas
Пор. 10,0-30,0 внутрь
Oleum Ricini
Внутрь по 15,0-30,0; капс. По 1,0
Phenophthaleinum
Табл. по 0,1 и 0,05 для детей
Isapheninum
Пор.,табл. по 0,01
Pulvis radicis Rhei
Пор. По 0,5-2,0 на приём
2.Задание по фармакотерапии:
Выписать в рецептах:
1. Средство заместительной терапии при недостаточности желез желудка.
2. Средство для нейтрализации избытка соляной кислоты желудочного сока.
9. Средство при уменьшении экскреторной функции поджелудочной железы.
Привести:
- сравнительную характеристику антацидного действия двууглекислой соды, окиси магния и гидроокиси алюминия;
- классификацию слабительных по преимущественному действию на различные отделы кишечника;
- перечислить по латыни желчегонные средства с указанием доз и форм выпуска;
- перечислить группы препаратов, с использованием материала предыдущих занятий, использующихся в комплексной терапии язвенной болезни желудка.
3.Контрольные вопросы по теме:
1. Классификация средств, влияющих на желудочно-кишечный тракт.
2. Средства, влияющие на аппетит: а) усиливающие аппетит (горечи, инсулин), механизм действия, показаний к применению; б) угнетающие аппетит (мазиндол, дезопимон), механизм действия при алиментарном ожирении, побочные эффекты.
3. Средства, используемые при нарушении секреторной функции желез желудка: а) препараты, применяемые при снижении функции – диагностические (гистамин, заместительные (сок желудочный натуральный), пепсин, разведенная соляная кислота), показания к применению; антацидные средства – местного (окись магния, гидроокись алюминия) и системного (двууглекислая сода), действия; сравнительная характеристика окиси магния и соды, особенности клинического применения. Использование М - холинолитиков (атропин, пирензепин), антигистаминных (ранитидин), блокаторов Н – К – АТФ-азы (омепразол) для снижения секреции. Гастропротекторы: сукралфат, мизопростол.
4. Средства, влияющие на моторику желудка (холинергические, спазмолитики).
5. Рвотные (апоморфин) и противорвотные (этаперазин, скополамин) средства. Показания к применению.
6. Средства при нарушении функций поджелудочной железы.
7. Желчегонные средства: а) усиливающие секрецию желчи (кислота дегидрохолевая, холензим), механизм действия. б) усиливающие выведение желчи (атропин, магния сульфат), принцип действия.
8. Средства влияющие на тонус кишечника: а) М-холиномиметики при атонии кишечника; б) особенности механизмов действия М-холинолитиков и миотропных препаратов; в) слабительные средства. Особенности фармакотерапии.
4. Задание по УИРС:
Темы рефератов:
1. Желчегонные средства растительной природы: применение, побочные эффекты
2. Гепатопротекторы
5.Вопросы для самостоятельного изучения
Особенности лекарственных взаимодействий препаратов, понижающих активность пищеварительных желез
Современные комбинированные антацидные препараты
Желчегонные средства, классификация.
Гепатопротекторные средства, показания к назначению.
Слабительные средства. Классификация, механизмы действия препаратов, показания, побочные действия
6.Вопросы по теме, выносимые на экзамен
Средства, влияющие на функции органов пищеварения. Классификация препаратов, влияющих на аппетит и средств, применяющихся при нарушениях функции желез желудка. Механизмы действия препаратов, применение, побочное действие, основные противопоказания.
Средства, влияющие на моторику желудка. Классификация и механизмы действия рвотных и противорвотных средств, применение, побочные эффекты, основные противопоказания.
Желчегонные, холелитолитические средства: гепатопротекторы: классификация, фармакодинамика, применение. Препараты, применяемые при нарушениях экскреторной функции поджелудочной железы: фармакологические эффекты, особенности назначения.
Средства, влияющие на моторику кишечника. Классификация. Механизмы действия слабительных средств, сравнительная характеристика препаратов, применение, побочное действие, основные противопоказания.
7.Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия
- составление рецептурных прописей
- оформление рецепта на трех формах рецептурных бланков
- выписывание рецептов на различные лекарственные формы
- расчет среднетерапевтической дозы лекарственного средства с учетом возраста, массы тела пациента.
ЛИТЕРАТУРА:
ОСНОВНАЯ.
Волчегорский И.А. Избранные классификации лекарственных средств и основные формы их выпуска: учебно – методическое пособие / И.А.Волчегорский, З.П.Важенина, Л.М.Рассохина: Челяб. гос. мед. акад.; каф.фармакологии. – Челябинск: ЧелГМА, 2009. – 72 с.
Фармакология. Учеб. для вузов./ под ред. Р.Н. Аляутдина. - 3-е изд., испр. - М.: ГЭОТАР Медиа, 2005. - 591 с.
Фармакология. Учеб. для вузов./под ред. Р.Н. Аляутдина. – 4-е изд., перераб.и доп. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2008. - 832с.
Харкевич Д.А. Фармакология: Учеб. для вузов/ - 10-е изд. испр., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008. – 852 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ.
Клиническая фармакология: нац. рук. под ред. Ю.Б. Белоусова, В.Г.Кукеса, В.К. Лепахина, В.И.Петрова - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 – 976с.
Клиническая фармакология и фармакотерапия: учеб. для вузов / под ред. В.Г.Кукеса, А.К.Стародубцева. - М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009 – 640 с.
Клиническая фармакология: Учебник для вузов / Под ред. В.Г. Кукеса. - 3-е изд.- М.: ГЭОТАР - Медиа, 2006.- 944с.
Клиническая фармакология: Учеб.для студ.высш.мед.вузов/ Под общ.ред.В.Г.Кукеса.-2-е изд.- М.: ГЭОТАР Медицина, 2006.- 944 с.
Справочник Видаль 2009: Лекарственные препараты в России. – 15-е изд., перераб., испр. и доп. - М.: АстраФармСервис, 2009. – 706 с.
Фармакология в вопросах и ответах /ред. Ананд Рамачандран; пер. с англ. Под ред. Р.Н.Аляутдина, В.Ю.Балабаньяна. – М.: ГЭОТАР- Медиа, 2009. - 560 с.
МИНЗДРАВ РОССИИ
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения