Рабочая программа учебной дисциплины «Физиология с основами анатомии» Направление подготовки



страница1/2
Дата02.10.2017
Размер319 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2


министерство здравоохранения и социального развития

российской федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И.Пирогова»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации






УТВЕРЖДАЮ




Декан Медико-биологического факультета, профессор Ю.В. Балякин






«_29_»_августа___2011г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Физиология с основами анатомии»

Направление подготовки (специальность) 060301 «фармация»

Форма обучения очная
Срок освоения ООП 5 лет
Кафедра физиологии

2011


При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:


  1. ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности)

060301 Фармация

утвержденный Министерством образования и науки РФ «17» января 2011г.




  1. Учебный план по специальности 060301 «фармация», утвержденный Ученым советом ГОУ ВПО РГМУ Росздрава «16» мая 2011г., Протокол № 10

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры

от «01» июля 2011г. Протокол № 15
Заведующий кафедрой __________________ (А.Г. Камкин)

подпись ФИО
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена Ученым Советом педиатрического факультета

от «29» августа 2011г. Протокол № 1

Председатель

Ученого совета факультета (Буслаева Г.Н.)



подпись ФИО
Разработчики:

доцент Макаренко Е.Ю.

(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)



доцент Лысенко Н.Н.

(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)



профессор Дьяконова И.Н.

(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)



профессор Камкин А.Г.

(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)


Рецензенты: доктор биол. наук, профессор П. В. Сутягин,

кандидат мед. наук, доцент Кузнецова Т.Е.

. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Цель и задачи освоения дисциплины

Целью освоения учебной дисциплины Физиология с основами анатомии является целостное теоретическое представление, обеспечивающее понимание деятельности организма на клеточном и органном уровнях.

Задачи:

  • ознакомление студентов:

- с основными закономерностями жизнедеятельности целого организма;

- с основными принципами функционирования отдельных органов и систем;

- с формами и механизмами регуляций физиологических функций;

- с факторами, обеспечивающими взаимодействие организма с окружающей средой;

- с методами исследования физиологических функций.


    • формирование на основе полученных знаний:

- пониманий сущности физиологических процессов в отдельных системах, органах, тканях и клетках;

- представлений о здоровом образе жизни;

- умений применять полученные теоретические знания в научно-исследовательской деятельности и практической медицине;

- воспитание навыков логического физиологического мышления.


2.2. Место учебной дисциплины в структуре ооп университета
2.2.1. Учебная дисциплина Физиология с основами анатомии относится к Математическому, естественнонаучному и медико-биологическому циклу.
2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами школьной программы: Математика, Физика, Химия, Биология.

Знать: современные компьютерные и информационно-коммуникационные технологии и их применение для обработки медико-биологических данных; основные законы физики; физические явления и процессы; законы механики, оптики, электродинамики; химическую природу веществ; основные законы и понятия; химические явления и процессы в организме; общие закономерности происхождения и развития жизни.

Уметь: выб­рать соответствующий мате­ма­тический аппарат для решения и контроля правильности решения; пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для реферативной работы по медико-биологическим дисциплинам.

Владеть: навыками использования основных естественнонаучных закономерностей в объяснении природы физиологических явлений.

2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины

2.3.1.Перечислить виды профессиональной деятельности, которые лежат в основе преподавания данной дисциплины:

  1. научно-исследовательская и информационно-просветительская


2.3.2.Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:



п/п

Номер/

индекс

компе-тенции

Содержание компетенции
(или ее части)


В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

Знать

Уметь

Владеть

Оценочные средства



ОК-1

Способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности




измерять важнейшие показатели жизнедеятельности человека в покое и при нагрузке; анализировать результаты экспериментального исследования физиологических функций в норме;




реферат



ОК-5

способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности




измерять важнейшие показатели жизнедеятельности человека в покое и при нагрузке; анализировать результаты экспериментального исследования физиологических функций в норме;




реферат



ПК-47

способностью и готовностью к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности








навыками измерения основных функциональных характеристик организма (пульс, артериальное дав-ление);

индивидуальные домашние задания, реферат



ПК-48

способностью и готовностью работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения)




измерять важнейшие показатели жизнедеятельности человека в покое и при нагрузке; анализировать результаты экспериментального исследования физиологических функций в норме;




контрольная работа, ситуационные задачи, тестирование письменное, индивидуальные домашние задания, реферат



ПК-49

способностью и готовностью к участию в постановке научных задач и их экспериментальной реализации

основные анатомические и физиологические…;

морфо-функциональную организацию человека…;

основные механизмы

регуляции функции фи

зиологических систем

…; основные механиз

мы адаптации;

принципы ..;



физиологические основы психической деятельности; принципы моделирования физиологических функций;








контрольная работа, ситуационные задачи, тестирование письменное, индивидуальные домашние задания, реферат

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3.1.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/ зачетных единиц

Семестры

1

2

часов

часов

Аудиторные занятия (всего)

140

72

68

В том числе:










Лекции (Л)

38

20

18

Практические занятия (ПЗ)

102

52

50













Самостоятельная работа студента (СРС) (всего)

67

36

31

В том числе:










Самоподготовка

49

22

24

Составление таблиц

10

7

3

Реферат

8

4

4













Вид промежуточной аттестации

зачет (З)










экзамен (Э)

9




9







ИТОГО:

Общая трудоемкость

часов

216

108

108

зач. ед.

6







3.2.1 Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении

п/№

компетенции

Наименование раздела учебной дисциплины

Содержание раздела в дидактических единицах (темы разделов)



ОК-1, ОК-5,

ПК-47, ПК-48, ПК-49



Основы клеточной физиологии. Общая физиология возбудимых тканей

Клетка. Понятия о химическом составе организма. Молекулярная организация и функции биологических мембран. Электрические характеристики мембран. Виды мембранного транспорта. Ионные насосы и каналы. Понятие о раздражимости и возбудимости. Параметры возбудимости ткани: пороговая сила (реобаза), полезное время, хронаксия. Функциональная лабильность ткани, мера лабильности. Потенциалы клетки, фазовые изменения возбудимости. Ионные токи и проводимость мембраны во время ПД. Проведение возбуждения по нервному волокну. Законы проведения возбуждения.



ОК-1, ОК-5,

ПК-47, ПК-48, ПК-49



Межклеточные контакты. Синаптическая передача

Пути внеклеточной передачи сигнала. Межклеточные контакты. Основные функции синапсов. Классификация синапсов. Механизмы синаптической передачи. Структура и функции электрического синапса. Ультраструктура и и функционирование химического синапса. Понятие о медиаторах и модуляторах. Медиаторная теория. Основные медиаторы.



ОК-1, ОК-5,

ПК-47, ПК-48, ПК-49



Пути передачи информации в клетке: рецепторы, вторичные мессенджеры

Типы мембранных рецепторов. Функционирование ионотропных и метаботропных рецепторов. Пути передачи сигнала внутри клетки: рецепторы, ассоциированные с G-белками; рецепторы, ассоциированные с ферментами; рецепторы с собственной ферментативной активностью. G-белки: типы, структура, функции. Понятие о системе вторичных посредников.



ОК-1, ОК-5,

ПК-47, ПК-48, ПК-49



Физиология мышц

Структурно-функциональная характеристика поперечно-полосатых мышц. Энергетика мышечного сокращения. Основные типы мышц. Моторная (двигательная) единица. Структурно-функциональная характеристика гладкой мышцы. Молекулярные механизмы сокращения различный типов мышц.



ОК-1, ОК-5,

ПК-47, ПК-48, ПК-49



Принципы нервной регуляции. Физиология центральной нервной системы

Принципы работы нервной системы. Понятие о рефлексе и рефлекторной дуге. Классификация рефлексов. Понятие о нервном центре, принципы функционирования. Простые нервные цепи. Торможение в ЦНС, виды торможения. Вегетативная нервная система, отличия от соматической. Основные отделы ЦНС и их функции: спинной и продолговатый мозг, средний мозг, ретикулярная фармация, мозжечок,таламус, гипоталамус, лимбическая система, базальные ганглии, кора больших полушарий.



ОК-1, ОК-5,

ПК-47, ПК-48, ПК-49



Основы физиологии высшей нервной деятельности. Сенсорная физиология

Кора больших полушарий и высшие функции нервной системы, межполушарная ассиметрия. Условные и безусловные рефлексы. Интегративная деятельность мозга человека. Внимание, память, речь, мышление. Сон.

Общее представление о сенсорных системах, их классификация. Основные функции сенсорных систем. Понятие о кодировании информации. Зрительная система. Слуховая система. Вестибулярная система. Соматосенсорная система. Обонятельная система. Вкусовая система. Ноцицепция.





ОК-1, ОК-5,

ПК-47, ПК-48, ПК-49



Принципы гуморальной регуляции. Физиология эндокринной системы

Гуморальная регуляция. Общее представление об эндокринной системе. Гормоны, определение, их классификации, особенности действия. Функции гормонов. Этапы реализации гормонального эффекта. Механизмы взаимодействия гормонов с рецепторами клеток-мишеней. Принципы регуляции желез внутренней секреции.Понятие о гипоталамо-гипофизарной системе. Основные эндокринные оси. Железы внутренней секреции и гормоны.



ОК-1, ОК-5,

ПК-47, ПК-48, ПК-49



Физиология пищеварения

Обзор пищеварительной системы, общая характеристика, типыпищеварения. Пищеварительные и непищеварительные функции ЖКТ. Клеточные механизмы всасывания и секреции. Моторная активность желудочно-кишечного тракта. Пищеварение в различных отделах ЖКТ. Основные секреторные железы ЖКТ.



ОК-1, ОК-5,

ПК-47, ПК-48, ПК-49



Метаболические основы физиологических функций. Обмен веществ

Обмен веществ. Предметы обмена: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, вода. Понятие о метаболизме (анаболизм и катаболизм). Способы регуляции метаболизма.Печень - орган метаболизма. Обмен белков. Регуляция белкового обмена. Обмен углеводов. Сахар крови интегральный показатель углеводного обмена. Регуляция углеводного обмена. Обмен жиров. Интегральный показатель жирового обмена – холестерин и липопротеиды разной плотности Регуляция жирового обмена.



ОК-1, ОК-5,

ПК-21, ПК-47, ПК-48, ПК-49



Обмен энергии. Терморегуляция

Этапы и метаболические пути освобождения энергии и накопления ее в виде АТФ. Энергетический баланс.Калорический эквивалент кислорода. Дыхательный коэффициент и факторы его определяющие.Температура тела, тепловой баланс. Механизмы теплопродукции итеплоотдачи. Терморегуляция.



ОК-1, ОК-5,

ПК-47, ПК-48, ПК-49



Физиология сердечно-сосудистой системы

Физиология сердца. Структура и функции сердечно-сосудистой системы. Цикл работы сердца. Физиологические свойства сердечной мышцы. Типы и принципы деления потенциалов, регистрируемых при микроэлектродных исследованиях.Ионный механизм ПД Электрофизиологическая, электрохимическая и функциональная характеристика процесса возбуждения рабочего кардиомиоцита. Автоматизм.Проводящая система сердца. Электрокардиограмма. Сопряжение возбуждения с сокращением Ионно-молекулярные механизмы сократимости кардиомиоцитов. и оценка сократительной способности миокарда. Общая характеристика регуляции деятельности сердца. Внутрисердечные механизмы регуляции. Экстракардиальные способы регуляции. Законы гемодинамики, описывающие взаимосвязь между основными ее показателями. Гидродинамическое сопротивление и факторы на него влияющие. Давление крови в различных участках сосудистой системы и факторы, его определяющие Венозный возврат крови. Сосудодвигательный центр, его структура и локализация Сосудистый тонус, виды. Задачи регуляции системной и региональной гемодинамики. Кратковременная, среднесрочная и долговременная регуляция артериального давления.



ОК-1, ОК-5,

ПК-47, ПК-48, ПК-49



Физиология системы крови

Характеристика жидких сред организма, отличия внутриклеточной, внеклеточной и внутрисосудистой жидкостей. Понятие о системе крови.

Белки плазмы крови. Буферные системы крови и их значение. Осмотическое давление плазмы крови. Гемолиз и его виды.Клеточные элементы крови. Эритроциты крови, их образование. Лейкоциты, общая характеристика. Тромбоциты. Специфические и неспецифические защитные функции крови. Группы крови. Понятие о системе регуляции агрегатного состояния крови. Механизмы гемостаза. Сосудисто-тромбоцитарный гемостаз. Свертывающая система крови. Противосвертывающая система. Фибринолитическая и антифибринолитическая системы.





ОК-1, ОК-5,

ПК-47, ПК-48, ПК-49



Физиология дыхания

Недыхательные функции легких. Основные этапы дыхания. Эластичность и растяжимость аппарата дыхания Физиологическая роль сурфактанта.Механизм вдоха и выдоха. Вентиляция легких. Газообмен в легких. Содержание О2 крови, его транспорт. Кислородная емкость крови. Коэффициент утилизации.Транспортная функция гемоглобина. Транспорт СО2и его содержание в артериальной и венозной крови. Регуляции системы дыхания. Локализация дыхательного центра, основные компоненты и их физиологическая роль. Периферические и центральные хеморецепторы. Рефлексы, управляющие дыханием.



ОК-1, ОК-5,

ПК-47, ПК-48, ПК-49



Физиология выделения

Общая функциональная характеристика системы выделения.Выделительные и невыделительные функции почек.Почечное кровообращение.Представления о процессе мочеобразования: клубочковая фильтрация, канальцеваяреабсорбция и секреция.Концентрирование мочи. Принцип работы поворотно-противоточной множительной системы. Роль почек в поддержании кислотно-щелочного равновесия. Регуляция работы почек.



ОК-1, ОК-5,

ПК-47, ПК-48, ПК-49



Физиология репродуктивной системы

Этапы формирования пола. Половое созревание. Физиология мужской половой системы. Физиология женской половой системы. Менструальный цикл. Физиология беременности, родов и послеродового периода. Лактация. Гормональная регуляция репродуктивной функции.

3.2.2. Разделы учебной дисциплины, виды учебной деятельности и формы контроля

п/№

семестра

Наименование раздела учебной дисциплины

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Л

ЛР

ПЗ

СРС

всего



1

Основы клеточной физиологии. Общая физиология возбудимых тканей

6

-

14

6

22

контрольная работа, тестирование письменное/1-3



1

Межклеточные контакты. Синаптическая передача

2

-

8

3

11

контрольная работа, тестирование письменное\4-6



1

Пути передачи информации в клетке: рецепторы, вторичные мессенджеры

2

-

8

3

11

коллоквиум, тестирование письменное\7-10



1

Физиология мышц

4

-

6

6

14

коллоквиум, контрольная работа, тестирование письменное\11-13



1

Принципы нервной регуляции. Физиология центральной нервной системы

2

-

6

6

14

контрольная работа, собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное, индивидуальные домашние задания, реферат\14-15



1

Основы физиологии высшей нервной деятельности. Сенсорная физиология

2

-

4

6

17

коллоквиум, индивидуальные домашние задания, реферат\16-17



1

Принципы гуморальной регуляции. Физиология эндокринной системы

2

-

4

4

11

коллоквиум, индивидуальные домашние задания, реферат\18



2

Физиология пищеварения

2

-

6

6

12

коллоквиум, контрольная работа, собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное, индивидуальные домашние задания, реферат



2

Метаболические основы физиологических функций. Обмен веществ

2

-

6

6

10

коллоквиум, индивидуальные домашние задания, реферат



2

Обмен энергии. Терморегуляция

2

-

6

3

13

коллоквиум, индивидуальные домашние задания, реферат



2

Физиология сердечно-сосудистой системы

4

-

8

6

13

коллоквиум, контрольная работа, собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное,



2

Физиология системы крови

2

-

6

3

10

коллоквиум, контрольная работа, собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное



2

Физиология дыхания

2

-

6

3

10

коллоквиум, контрольная работа, собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное



2

Физиология выделения

2

-

6

3

6

коллоквиум, контрольная работа, тестирование письменное



2

Физиология репродуктивной системы

2

-

6

3

12

коллоквиум, тестирование письменное







ИТОГО:

38

-

102

67

207




3.2.3.Название тем лекций и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины

п/№

Название тем лекций учебной дисциплины

Семестры

I

II

1

Основы клеточной физиологии. Общая физиология возбудимых тканей

6




2

Межклеточные контакты. Синаптическая передача

2






Пути передачи информации в клетке: рецепторы, вторичные мессенджеры

2






Физиология мышц

4






Принципы нервной регуляции. Физиология центральной нервной системы

2






Основы физиологии высшей нервной деятельности. Сенсорная физиология

2






Принципы гуморальной регуляции. Физиология эндокринной системы

2






Физиология пищеварения




2



Метаболические основы физиологических функций. Обмен веществ




2



Обмен энергии. Терморегуляция




2



Физиология сердечно-сосудистой системы




4



Физиология системы крови




2



Физиология дыхания




2



Физиология выделения




2



Физиология репродуктивной системы




2




Итого

20

18

3.2.4. Название тем практических занятий и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины

п/№

Название тем практических занятий базовой части дисциплины по ФГОС и формы контроля

Объем по семестрам

1

2



Основы клеточной физиологии. Общая физиология возбудимых тканей. Входной контроль. Опрос, промежуточное тестирование, решение ситуационных задач

14






Межклеточные контакты. Синаптическая передача Опрос, промежуточное тестирование, решение ситуационных задач

8






Пути передачи информации в клетке: рецепторы, вторичные мессенджеры Опрос, промежуточное тестирование, решение ситуационных задач

8






Физиология мышц Опрос, решение ситуационных задач.Таблица по типам мышц

6






Принципы нервной регуляции. Физиология центральной нервной системы Опрос, решение ситуационных задач.Таблица по частной физиологии ЦНС

6






Основы физиологии высшей нервной деятельности. Сенсорная физиология Опрос, решение ситуационных задач. Реферат.

4






Принципы гуморальной регуляции. Физиология эндокринной системы Опрос, решение ситуационных задач. Таблица по ЖВС

6






Физиология пищеварения Опрос, решение ситуационных задач. Таблица по отделам ЖКТ




6



Метаболические основы физиологических функций. Обмен веществ Опрос, решение ситуационных задач. Реферат.




6



Обмен энергии. Терморегуляция Опрос, промежуточное тестирование, решение ситуационных задач




6



Физиология сердечно-сосудистой системы Опрос, промежуточное тестирование, решение ситуационных задач




8



Физиология системы крови Опрос, промежуточное тестирование, решение ситуационных задач




6



Физиология дыхания Опрос, промежуточное тестирование, решение ситуационных задач




6



Физиология выделения Опрос, промежуточное тестирование, решение ситуационных задач




6



Физиология репродуктивной системы Опрос, промежуточное тестирование, решение ситуационных задач




4




Итого

52

50

3.3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

3.3.1. Виды СРС

п/п

семестра

Наименование раздела учебной дисциплины

Виды СРС

Всего часов



1

Основы клеточной физиологии. Общая физиология возбудимых тканей

написание рефератов, подготовка к занятиям, подготовка к тестированию, подготовка к текущему контролю

6



Межклеточные контакты. Синаптическая передача

написание рефератов, подготовка к занятиям, подготовка к тестированию, подготовка к текущему контролю,

4



Пути передачи информации в клетке: рецепторы, вторичные мессенджеры

написание рефератов, подготовка к занятиям, подготовка к тестированию, подготовка к текущему контролю,

4



Физиология мышц

написание рефератов, подготовка к занятиям, подготовка к тестированию, подготовка к текущему контролю, составление таблиц

6



Принципы нервной регуляции. Физиология центральной нервной системы

написание рефератов, подготовка к занятиям, подготовка к тестированию, подготовка к текущему контролю, составление таблиц

6



Основы физиологии высшей нервной деятельности. Сенсорная физиология

написание рефератов, подготовка к занятиям, подготовка к тестированию, подготовка к текущему контролю,

6



Принципы гуморальной регуляции. Физиология эндокринной системы

написание рефератов, подготовка к занятиям, подготовка к тестированию, подготовка к текущему контролю, составление таблиц

4

ИТОГО часов в семестре:

36



2

Физиология пищеварения

написание рефератов, подготовка к занятиям, подготовка к тестированию, подготовка к текущему контролю, составление таблиц

4



Метаболические основы физиологических функций. Обмен веществ

написание рефератов, подготовка к занятиям, подготовка к тестированию, подготовка к текущему контролю, составление таблиц

5



Обмен энергии. Терморегуляция

написание рефератов, подготовка к занятиям, подготовка к тестированию, подготовка к текущему контролю,

3



Физиология сердечно-сосудистой системы

написание рефератов, подготовка к занятиям, подготовка к тестированию, подготовка к текущему контролю,

6



Физиология системы крови

написание рефератов, подготовка к занятиям, подготовка к тестированию, подготовка к текущему контролю,

3



Физиология дыхания

написание рефератов, подготовка к занятиям, подготовка к тестированию, подготовка к текущему контролю,

4



Физиология выделения

написание рефератов, подготовка к занятиям, подготовка к тестированию, подготовка к текущему контролю,

3



Физиология репродуктивной системы

написание рефератов, подготовка к занятиям, подготовка к тестированию, подготовка к текущему контролю,

3

ИТОГО часов в семестре:

31


3.3.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ, контрольных вопросов

Семестр № 1



        1. Интегративная деятельность мозга человека

        2. Приобретенные формы поведения

        3. Физиология зрения

        4. Физиология слуха

        5. Физиология равновесия

        6. Физиология обоняния

        7. Физиология восприятия боли

        8. Сравнительная характеристика разных типов мышц

Семестр № 2



              1. Таблица гормонов и биологически активных веществ

              2. Нормы питания. Пищевая ценность продуктов

              3. Водно-солевой обмен и его регуляция

              4. Кислотно-щелочное равновесие и его регуляция

              5. Функции воды в организме

              6. Витамины: основные группы и функции

3.4. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.4.1. Виды контроля и аттестации, формы оценочных средств

п/п

семестра

Виды контроля

Наименование раздела учебной дисциплины

Оценочные средства

Форма

Кол-во вопросов в задании

К-во независимых вариантов



1

ВК, ТК, ПК

Основы клеточной физиологии. Общая физиология возбудимых тканей

Тест письменный и

коллоквиум



10 и 3

10 и 30



1

ТК, ПК

Межклеточные контакты. Синаптическая передача

Тест письменный и

коллоквиум



10 и 3

10 и 30



1

ТК, ПК

Пути передачи информации в клетке: рецепторы, вторичные мессенджеры

Тест письменный и

коллоквиум



10 и 3

10 и 30



1

ТК, ПК

Физиология мышц

Тест письменный и

коллоквиум



10 и 3

10 и 30



1

ТК, ПК

Принципы нервной регуляции. Физиология центральной нервной системы

Тест письменный и

коллоквиум



10 и 3

10 и 30



1

ТК, ПК

Основы физиологии высшей нервной деятельности. Сенсорная физиология

Тест письменный и

коллоквиум



10 и 3

10 и 30



1

ТК, ПК

Принципы гуморальной регуляции. Физиология эндокринной системы

Тест письменный и

коллоквиум



10 и 3

10 и 30



2

ТК, ПК

Физиология пищеварения

Тест письменный и

коллоквиум



10 и 3

10 и 30



2

ТК, ПК

Метаболические основы физиологических функций. Обмен веществ

Тест письменный и

коллоквиум



10 и 3

10 и 30



2

ТК, ПК

Обмен энергии. Терморегуляция

Тест письменный и

коллоквиум



10 и 3

10 и 30



2

ТК, ПК

Физиология сердечно-сосудистой системы

Тест письменный и

коллоквиум



10 и 3

10 и 30



2

ТК, ПК

Физиология системы крови

Тест письменный и

коллоквиум



10 и 3

10 и 30



2

ТК, ПК

Физиология дыхания

Тест письменный и

коллоквиум



10 и 3

10 и 30



2

ТК, ПК

Физиология выделения

Тест письменный и

коллоквиум



10 и 3

10 и 30



2

ТК, ПК

Физиология репродуктивной системы

Тест письменный и

коллоквиум



10 и 3

10 и 30

3.4.2. Примеры оценочных средств:

для входного контроля (ВК)

Какова структура мембраны клетки?

1) двойной слой липидов

2) тройной слой липидов

3) двойной слой белков

4) двойной слой липидов, в который встроены белки


К мембранным структурам клетки относятся:

1) комплекс Гольджи, рибосомы, лизосомы

2) митохондрии, рибосомы, микротрубочки

3) клеточные включения, рибосомы, микротрубочки

4) вакуоли, пластиды, лизосомы

Где начинается малый круг кровообращения?

1) в правом предсердии

2) в правом желудочке

3) в левом предсердии

4) в левом желудочке


для текущего контроля (ТК)

Какие классы G-белков Вы знаете?

1) мономерные и димерные

2) мономерные и гетеротримерные

3) тетрамерные и монотримерные

4) гетеродимерные и гетеротетрамерные


Концентрация каких ионов больше внутри клетки?

1) калия

2) натрия

3) кальция

4) хлора


Перемещение веществ без специфического переносчика включает:

1) простую диффузию и первично-активный транспорт

2) простую диффузию и облегченную диффузию

3) простую диффузию и транспорт через ионные каналы

4) простую диффузию и вторично-активный транспорт


Где расположены мотонейроны спинного мозга?

1) В передних рогах спинного мозга

2) В задних рогах спинного мозга

3) В боковых рогах спинного мозга

4) Могут быть везде


В каком виде транспортируется кислород в крови?

1) В виде физического растворение в плазме крови

2)В виде химического соединения с гемоглобином крови

3)В виде физического растворения и химического соединения с гемоглобином

4)В виде химического соединения с белами плазмы крови


Чему равен объем первичной мочи в сутки?

1) 1.0- 1,5 литра

2) 15-18 литров

3) 150 -180 литров

4) 1500-1800 литров



для промежуточного контроля (ПК)

Неспецифическим ингибитором каких ионных каналов является тетродотоксинхлорид?

1)калиевых

2)натриевых

3)кальциевых

4)хлорных


Что является структурно-функциональной единицей ЦНС?

1) дендрит

2) аксон

3) нейрон

4) синапс


Какая структура мембраны обеспечивает транспорт ионов против градиента концентрации?

1) селективный ионный канал

2) неселективный ионный канал

3) ионный насос

4) канал утечки.


Что поддерживает постоянство рН крови?

1)Буферные свойства крови

2)Газообмен в легких

3)Выделительная функция почек

4)Все перечисленные факторы


В каком отделе головного мозга находится центр терморегуляции?

1) В продолговатом мозге

2) В среднем мозге

3) В мозжечке

4) В гипоталамусе


Из каких процессов складывается процесс мочеобразования?

1)клубочковой фильтрации

2)канальцевой реабсорбции

3)канальцевой секреции



4) Из всех перечисленных процессов

3.5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.5.1. Основная литература

п/№

Наименование

Автор(ы)

Год, место издания

Кол-во экземпляров

в библиотеке

на кафедре



Физиология человека. В трех томах

под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса.

М.: Мир, 2005

10

3



Фундаментальная и клиническая физиология

под ред. А.Г. Камкин, А.А. Каменский.

М.: Академия, 2004.

195

4



Физиология и молекулярная биология мембран клеток

Камкин А.Г., Киселева И.С.

Издательский центр «Академия», 2008.

150

6

3.5.2. Дополнительная литература

п/№

Наименование

Автор(ы)

Год, место издания

Кол-во экземпляров

в библиотеке

на кафедре



Физиология животных. Механизмы и адаптация.- В двух томах. –

Эккерт Р., Рэнделл Д., Огастин Дж.

М.: Мир, 1991.

3

1



Атлас "Общая физиология возбудимых тканей"

А.Г. Камкин, И.С. Киселева, И.Н. Дьяконова

МАКС-Пресс, 2002.

100

15

3.6. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины (модуля)

    • специально оборудованные учебные комнаты для работы студентов, доски

    • мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор),

    • наборы слайдов, таблиц/мультимедийных наглядных материалов по различным разделам дисциплины,

    • ситуационные задачи, тестовые задания по изучаемым темам.

3.7. Образовательные технологии

Используемые образовательные технологии при изучении данной дисциплины.

10% интерактивных занятий от объема аудиторных занятий.

Проблемная лекция: обеспечивает усвоение студентами теоретических знаний, развитие теоретического мышления, формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста.

Лекция-визуализация: позволяет представить учебную информацию с помощью технических средств обучения через различные виды визуализации – натуральные, изобразительные, символические (выбираются в зависимости от содержания учебного материала), создает психологическую установку на усвоение материала.

Лекция-беседа («диалог с аудиторией»): позволяет привлекать внимание к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения материала с учетом особенностей учащихся, является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс.

Лекция-дискуссия: оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений отдельных студентов.

Учебный семинар:


Каталог: fileadmin -> rsmu -> img -> mbf
mbf -> Программа по общей патологии для студентов медико-биологических факультетов
mbf -> Рабочая программа учебной дисциплины общая патология направление подготовки (специальность) 060601 Медицинская биохимия
mbf -> Реферат: острая и хроническая почечная недостаточность. Механизмы повреждения почек. Подходы к лечению
mbf -> Основные синдромы заболеваний желудочно-кишечного тракта
mbf -> Рабочей программы дисциплины «клиническая лабораторная диагностика»
mbf -> Тесты по физиологии для студентов 2-го курса, обучающихся по специальностям: лечебное дело и педиатрия
mbf -> Рабочая программа учебной дисциплины лучевая диагностика направление (я) подготовки
mbf -> Ю. В. Балякин, В. И. Пыцкий, Е. Э. Арутюнова, С. В. Чаусова, Е. А. Усанова общая патология
mbf -> Методические указания к разработке рабочей программы При разработке рабочей программы учебной дисциплины патология в основу положены: фгос впо по направлению подготовки
mbf -> Рабочая программа по дисциплине Биотехнология Для специальности Фармация


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




©zodomed.ru 2024


    Главная страница