Методические указания Курс: Физиология человека и животных Раздел: Функциональные системы Нижний Новгород 2007



страница1/8
Дата28.04.2016
Размер0.6 Mb.
ТипМетодические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ



Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н. И. ЛОБАЧЕВСКОГО»




Биологический факультет

Факультет физической культуры и спорта

Кафедра физиологии и биохимии человека и животных

Кафедра организации физкультурной спортивной деятельности


Ошевенский Л.В., Крылова Е.В., Уланова Е.А.

Изучение состояния здоровья человека

по функциональным показателям организма

Методические указания

Курс:

Физиология человека и животных
Раздел:

Функциональные системы

Нижний Новгород

2007

В пособии представлены методы регистрации и расчета функциональных показателей организма человека в норме и при действии дозированных физических нагрузок.



Пособие предназначено для студентов старших курсов и аспирантов биологических, спортивных и медицинских специальностей для изучения гомеостаза организма человека.

Авторский коллектив с благодарностью примет все критические замечания и конструктивные предложения, которые будут использованы с целью улучшения учебно-методической работы.

Печатные, оригинальные работы, используемые при оформлении пособия, печатаются с разрешения авторов.

Адреса для связи: E – mail kfg@bio.unn.ru



olv@bio.unn.ru

тел. (8312) 656123

Рецензент: доктор биологических наук, профессор Д.Б. Гелашвили

ВВЕДЕНИЕ

Проблема оценки текущего состояния индивидуального здоровья и его контроль имеют важное значение для человека. Высокий темп жизни, информационные перегрузки и дефицит времени оказывают все возрастающее влияние и могут являться причинами разнообразных отклонений в нормальной деятельности систем организма.

В структуре современной заболеваемости и смертности преобладают хронические неинфекционные заболевания, в первую очередь - сердечно-сосудистые и онкологические. Однако медицина в подавляющем большинстве случаев пока не в состоянии радикально излечить больного при указанной патологии.

По данным российских авторов, значительная часть студентов ВУЗов (47,6%) имеет хронические заболевания, к 5-6 курсу их количество достигает 63%.

Поэтому становится все более очевидным, что центром приложения усилий медицины должен быть, прежде всего, здоровый человек и охрана и укрепление его здоровья. Эта проблема в последние годы занимает центральное место в деятельности ВОЗ.

Одной из главных задач, обеспечивающих укрепление здоровья населения, является своевременная диагностика здоровья, его количества и качества.



Наиболее активно в последнее время развивается направление, основанное на оценке уровня здоровья с точки зрения теории адаптации. В основе этих исследований методические подходы, предложенные еще в 70-е годы. Согласно их концепции, здоровье рассматривается как способность организма адаптироваться к условиям внешней среды, а болезнь - как результат срыва адаптации. Поэтому актуальным является исследование адаптивных реакций организма, путем оценки показателей наиболее лабильных систем - системы кровообращения и вегетативной нервной системы.

Функциональная диагностика - область исследований организма, содержанием которой являются: объективная оценка, обнаружение отклонений и установление степени нарушений функции различных органов и физиологических систем организма на основе измерения физических, химических или иных объективных показателей их деятельности с помощью инструментальных или лабораторных методов исследования. В узком смысле понятие "функциональная диагностика" обозначает специализированное направление современной диагностики на основе только инструментальных функционально-диагностических исследований, которое в поликлиниках и стационарах представлено самостоятельной организационной структурой в виде оснащенных соответствующими аппаратами и приборами кабинетов или отделений функциональной диагностики со штатом специально подготовленных врачей и среднего медперсонала. Наиболее распространенными методами функциональной диагностики, являются:

  • электрокардиография

  • фонокардиография

  • реография

  • спирография

  • пневмотахометрия

Целью настоящей работы является: обучение студентов и приобретение ими навыков оценки состояния здоровья человека с применением функциональных показателей систем организма в норме и при дозированной физической нагрузке.

Задача лабораторных работ - экспериментальное исследование явлений, которое сводится к исследованию и практическому применению законов природы. Это позволяет студентам глубже изучить физиологические явления и закономерности.

Требования к выполнению лабораторных работ


Выполнение каждой лабораторной работы, входящей в практикум, предусматривает следующее:

  1. Теоретическую подготовку.

  2. Допуск к выполнению работы.

  3. Проведение эксперимента, наблюдение и измерение.

  4. Математическую обработку результатов измерений.

  5. Отчет о выполнении лабораторной работы.

  6. Защиту выполненной работы

Теоретическая подготовка сводится к изучению соответствующих физиологических явлений и законов по учебникам и конспектам лекций для ответа на вопросы допуска и контрольные вопросы, изучению методики и порядка выполнения данной лабораторной работы. Подготовка проводится заранее, до выполнения лабораторной работы, так как аудиторные занятия предназначены только для допуска, проведения измерений, их обработку и защиту работы.

Допуск к работе состоит в проверке теоретической подготовленности студента к каждой работе, знания метода измерений и порядка выполнения работы.

Наблюдения и измерения - главная часть эксперимента. Они требуют от студента знания методов измерений, должного внимания и аккуратности при снятии отсчетов и записи результатов измерений

Обработка результатов измерений заключается в подстановке измеренных параметров в рабочие формулы и вычислении необходимых величин, проведении математической обработки результатов. Оценка погрешности и математическая обработка результатов производится с использованием соответствующих компьютерных программ.

Отчет о выполнении лабораторной работы. Отчет о работе оформляется индивидуально каждым студентом. В отчете должно присутствовать следующее:

  1. Цель работы.

  2. Приборы и принадлежности.

  3. Принципиальная схема или рисунок установки.

  4. Рабочие (расчетные) формулы.

  5. Таблица результатов измерений и вычисленных величин с учетом математической обработки погрешностей.

  6. Графики.

  7. Выводы по результатам работы.

Защита выполненной работы сводится к устному или письменному ответу на контрольные вопросы и самостоятельному выводу рабочих формул, которые используются в работе.

Материалы и оборудование

Каталог: books -> met files
met files -> Учебно-методическое пособие предназначено для студентов института биологии и биомедицины, специализирующихся на кафедре молекулярной биологии и биомедицины, обучающихся по направление подготовки: 06. 03
met files -> Л. В. Ошевенский, врач высшей категории
met files -> Н. И. Лобачевского О. Ю. Ангелова Е. М. Дмитриева маркетинг. Рабочая тетрадь учебно-методическое пособие
met files -> А. А. Пономаренко в настоящем пособии изложены методы оказания первой доврачебной помощи на месте происшествия. Приведены основы и принципы базовых реанимационных мероприятий. Приведены алгоритмы действий на месте прои
met files -> Председатель методической комиссии биологического факультета ннгу, д п. н
met files -> Физиология эмоций
met files -> Новые многофункциональные материалы и нанотехнологии
met files -> Интерактивные формы и методы обучения в высшей школе
met files -> Учебная дисциплина: Методы анализа документов в социологии Специальности, направления: Социология 040201, Социальная работа 040101 Нижний Новгород 2010


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8




©zodomed.ru 2024


    Главная страница