Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине по выбору «использование лекарственного растительного сырья в соответствии с принципами фитотерапии»



страница1/5
Дата28.04.2016
Размер0.54 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра фармакогнозии и ботаники

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПО ВЫБОРУ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕКАРСТВЕННОГО РАСТИТЕЛЬНОГО СЫРЬЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПРИНЦИПАМИ ФИТОТЕРАПИИ»
для студентов III курса фармацевтического факультета

(заочное отделение)
Учебно-методическое пособие для вузов

Волгоград 2014 г.


Методические рекомендации по выполнению контрольной работы по дисциплине по выбору «Использование лекарственного растительного сырья в соответствии с принципами фитотерапии» для студентов III курса фармацевтического факультета (заочное отделение): Методические рекомендации для преподавателей / А.В. Яницкая, И.Ю. Митрофанова, О.В. Недилько – Волгоград: ВолгГМУ, 2013. – 85 с.


Методические рекомендации по выполнению контрольной работы №1 по дисциплине по выбору «Использование лекарственного растительного сырья в соответствии с принципами фитотерапии» составлены в соответствии с программой по дисциплине по выбору «Использование лекарственного растительного сырья в соответствии с принципами фитотерапии»для студентов III курса фармацевтического факультета заочного отделения по специальности 060301 «Фармация».

Учебным планом предусмотрено выполнение реферата и 1 контрольной работы по дисциплине по выбору «Использование лекарственного растительного сырья в соответствии с принципами фитотерапии».

Данные методические рекомендации включают следующие разделы: основные принципы фитотерапии; место и роль фитотерапии в современной медицине; лекарственное растительное сырье, оказывающее воздействие на секрецию пищеварительных желез; лекарственное растительное сырье противокашлевого и отхаркивающего действия; лекарственное растительное сырье противомикробного и противопаразитарного действия; лекарственное растительное сырье кардиотонического действия; лекарственное растительное сырье гипотензивного действия и улучшающие мозговое кровообращение; лекарственное растительное сырье антиаритмического и гипохолестеринемического действия, лекарственное растительное сырье седативного действия; лекарственное растительное сырье общетонизирующего действия; лекарственное растительное сырье диуретического действия; лекарственное растительное сырье кровоостанавливающего действия; лекарственное растительное сырье, оказывающее воздействие на печень и желчевыводящие пути; лекарственное растительное сырье слабительного действия; лекарственное растительное сырье вяжущего действия; лекарственное растительное сырье потогонного (противопростудного) действия; лекарственное растительное сырье противобастомного действия; лекарственное растительное сырье, применяющееся при бронхиальной астме.

Волгоградский государственный медицинский университет, 2014



СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4

Содержание программы дисциплины по выбору «Использование лекарственного растительного сырья в соответствии с принципами фитотерапии» .6

Список рекомендуемой литературы 12

Общие требования к выполнению контрольных работ 14

Методические рекомендации к выполнению контрольных работ 17

Контрольная работа № 1 19



ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в медицинской практике Российской Федерации ис­пользуется свыше 18 тыс. лекарственных средств, среди которых около 40 % произво­дится из лекарственного растительного сы­рья. Кроме того, в настоящее время наметилась тенденция все более широкого использования фитопрепаратов как для ле­чения, так и для профилактики различных заболеваний. По прогнозам ВОЗ, через 15–20 лет доля растительных препаратов может вырасти до 60%.

Сегодня весьма ак­туальным является поиск рациональных путей использования лекарственных рас­тений и ЛРС в соответствии с принципами современной фитотерапии. В литературе даются самые разные определения фитоте­рапии как метода лечения, наиболее распространенное среди них понимание, что фитотерапия – это научно обоснованное ле­чение с помощью лекарственных средств растительного происхождения.

Однако сегодня недостаточно ограничиваться подобным опре­делением. Более полно отражает содержание данного понятия определение проф. В.А. Куркина.



Фитотерапия (от греч. phyton -растение и греч. therapeia – забота, успех, лечение) – наука о действующих веществах лекарственных растений, их фармакологиче­ских и токсикологических свойствах, о спосо­бах получения лекарственных форм из рас­тительного сырья, а также о рациональных основах использования растений для профи­лактики и лечения различных заболеваний.

Дисциплина по выбору (электив) «Использование лекарственного растительного сырья в соответствии с принципами фитотерапии» относится к вариативной части цикла С.3 – Профессиональный цикл



Цель – подготовка компетентных специалистов, способных применять знания и умения по теоретическим вопросам рационального использования лекарственных растений и их сборов для фитотерапии распространенных заболеваний, составлению лекарственных сборов, а также технологии изготовления лекарственных форм на фармацевтическом производстве и в домашних условиях. Закрепление знаний и практических навыков, полученных при изучении курса фармакогнозии.

Задачи дисциплинцы:

  • изучение принципов и правил фитотерапии;

  • изучение современной научной трактовки традиционных подходов к лечению лекарственными растениями с учетом экологических, патогенетических принципов и определением их места в комплексном лечении больных;

  • овладение информацией по фармакологической активности лекарственных растений в зависимости от содержания в них биологически активных веществ и рекомендациям по их применению;

  • научить применять лекарственные растения для профилактики и лечения патологических состояний, для повышения терапевтической активности специфического лечения;

  • изучение методологии выбора лекарственных растений для фитотерапии на основе клинико-фармакологического подхода: зависимость выбора лекарственного растения от особенностей организма конкретного пациента, возраста, характера сопутствующей патологии, аллергологического анамнеза, получаемой им лекарственной терапии, наличия беременности и лактации и других факторов;

  • составление лечебных сборов из лекарственных растений, официально разрешенных к применению в медицинской практике при различных патологических состояниях, учитывая особенности взаимодействия компонентов сбора между собой и фармпрепаратами;

  • теоретически обоснование выбор технологии изготовления лекарственных форм на основе лекарственного растительного сырья.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • Номенклатуру и характеристику лекарственных растений (химическая структура, фармакологическая активность, биологически активные вещества), официально разрешенных к применению в медицинской практике.

  • Общие принципы фитотерапии и фитопрофилактики и их роль в общем лечебно-профилактическом процессе.

  • Особенности применения и противопоказания лекарственных растений, лекарственного растительного сырья, фитопрепаратов на его основе при наиболее распространенных заболеваниях.

  • Основные принципы рационального использования лекарственных растений (индивидуализированный клинико-фармакологический подход к выбору фитопрепаратов, особенности показаний к стационарному и поликлиническому применению фитотерапии).

  • Правила составления сборов и выбора лекарственных растений для сбора.

  • Номенклатуру сборов для фитотерапии распространенных заболеваний.

  • Технологию изготовления лекарственных форм и препаратов на основе лекарственного растительного сырья.

Уметь:

  • Проводить аналитико-синтетическую обработку информации по вопросам применения лекарственного растительного сырья и фитопрепаратов и использовать результаты для решения практических задач;

  • Выбрать фитопрепарат и аргументировать лекарственное растительное сырье и фитопрепарат для лечения пациента в зависимости от особенностей его организма, возраста, характера сопутствующей патологии, аллергологического анамнеза, проводимой медикаментозной терапии.

  • Соблюдать правила медицинской этики и деонтологии; решать комплекс задач, связанных с взаимоотношениями провизора и больного, провизора и врача.

  • Составлять сборы из лекарственных растений, учитывая особенности взаимодействия компонентов сбора между собой и лекарственными препаратами, получаемыми пациентом;

  • Проводить фармацевтическое консультирование больных по вопросам фитотерапии при распространенных заболеваниях.

  • Обосновать выбор и технологию изготовления рациональной лекарственной формы из лекарственного растительного сырья в зависимости от его морфологической группы и химического состава.

Владеть: принципами, правилами и особенностями применения лекарственного растительного сырья и фитопрепаратов в монотерапии и в составе комплексной терапии различных нозологических формах, алгоритмом разработки индивидуальных рецептур сборов, основами технологии изготовления рациональной лекарственной формы из лекарственного растительного сырья в зависимости от его морфологической группы и химического состава.

Перечень практических навыков (умений), которые необходимо освоить студенту:

  • проводить анализ и синтез информации по вопросам применения лекарственного растительного сырья и фитопрепаратов;

  • заготавливать, проводить первичную обработку, сушку и приводить в стандартное состояние лекарственное растительное сырье различных морфологических групп учетом их рационального использования и воспроизводства лекарственных растений;

  • использовать принципы, правила и особенности применения лекарственного растительного сырья и фитопрепаратов с учетом нозологической формы заболевания и индивидуальных особенностей больного;

  • обосновать выбор и технологии изготовления рациональной лекарственной формы из лекарственного растительного сырья в зависимости от его морфологической группы и химического состава;

  • составлять рецептуры сборов для лечения заболеваний почек и мочевыводящих путей, органов дыхания, органов пищеварения, сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы.



СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

  1. Фармакогнозия. Лекарственное сырьё растительного и животного происхождения [Электронный ресурс]: учебное пособие / под ред. Г. П. Яковлева. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб. : СпецЛит, 2010. - 863 с.: ил. – Режим доступа: https://www.studmedlib.ru.

  2. Самылина И.А., Аносова О.Г. Фармакогнозия. Атлас: учебное пособие: в 2-х томах. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – Т.1. Общая часть. Термины и техника микроскопического анализа в фармакогнозии – 192 с.

  3. Самылина И.А., Аносова О.Г. Фармакогнозия. Атлас: учебное пособие: в 2-х томах. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – Т.2. Лекарственное растительное сырье. Анатомо-диагностические признаки фармакопейного и нефармакопейного лекарственного растительного сырья– 384 с.

  4. Самылина И.А., Ермакова В.А., Бобкова И.В., Аносова О.Г. Фармакогнозия. Атлас: учебное пособие: в 3-х томах. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – Т.3. Лекарственное растительное сырье, сборы. Растительные порошки. Лекарственные средства на основе измельченного растительного сырья – 488 с.

  5. Самылина И.А. Фармакогнозия [Электронный ресурс]: атлас: в 3 т. / Самылина И.А., Ермакова В.А., Бобкова Н.В. и др. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – Режим доступа: https://www.studmedlib.ru.

  6. Фармакогнозия. Тестовые задания и ситуационные задачи: учебное пособие для студентов медицинских вузов / Н.В. Бобкова, И.А. Самылина, Е.В. Сергунова, А.А. Сорокина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 280 с.


Дополнительная литература:

  1. Атлас ареалов и ресурсов лекарственных растений СССР. – М.: ГУГК, 1983. – 340 с.

  2. Государственная фармакопея СССР. 10-е изд. – М.: Медицина, 1968. – 1080 с.

  3. Государственная фармакопея СССР. – Вып. 1. Общие методы анализа /МЗ СССР. – 11-е изд., доп. – М.: Медицина, 1987. – 336 с.

  4. Государственная фармакопея СССР. – Вып. 2. Общие методы анализа. Лекарственное растительное сырье/МЗ СССР. – М.; Медицина, 1990. – 400 с.

  5. Государственная фармакопея Российской Федерации / МЗ и СР РФФА по здрав. и СР, Фед. служба по надзору в сфере здрав. и СР, ФГУ «НЦ эксперт. средств мед. применения «Росздравнадзора»». – XII-е изд.. – М.: НЦ эксперт. средств мед. применения, 2008. – 696 с.: ил.. – Ч.1. – 2007. – 696 с.: ил.

  6. Гравель И.В. Фармакогнозия. Экотоксиканты в лекарственном растительном сырье: учеб.пособие по спец. 060108.65 «Фармация» дисциплины «Фармакогнозия» / Гравель И.В., Шойхет Я.Н., Яковлев Г.П. и др.. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 301 с.: ил.. – Библиогр.: с. 283-301.

  7. Колла В.Э. Растения семейства астровых (Asteraceae). Биологически активные вещества, применение в научной и народной медицине: [монография]: в 2 ч. / Колла В.Э., Сыропятов Б.Я., Петриченко В.М.; под ред. Б.Я. Сыропятова, В.М. Петриченко. – Пермь: ГОУ ВПО ПГФА, 2011. – 294 с.

  8. Куркин В.А. Фармакогнозия: учебник / Куркин В.А.; ВУНМУ, ГОУ ВПО СамГМУ. – Самара: Офорт: СамГМУ, 2004. – 1180 с.: ил.

  9. Лекарственное сырье растительного и животного происхождения. Фармакогнозия: Учеб. пособие / Под ред. Г.П. Яковлева и К.Ф. Блиновой. - СПб.: СпецЛит, 2006.

  10. Муравьева Д.А. Фармакогнозия: с основами биохимии лекарственных веществ.: Учебник для фармац. ин-тов и фармац. фак. мед. ин-тов. / Муравьева Д.А.. – 2-е изд., стереотип. – М.: Медицина, 1981. – 657 с.: ил.

  11. Пронченко Г.Е. Путешествие в мир фармакогнозии / Г.Е. Пронченко [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.studmedlib.ru.

  12. Российская энциклопедия биологически активных добавок: учеб. пособие для системы послевуз. проф. образования врачей / [авт.: В.И. Петров, А.А. Спасов, С.В. Недогода, Н.А. Гурова, И.Н. Иежица, А.В. Степанов, И.В. Ивахненко, А.П. Ефремов]. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 1052 с.: ил., табл.

  13. Сорокина А.А. Фармакогнозия: понятия и термины: учеб.пособие / Сорокина А.А., Самылина И.А.; ФА по здравосоцразвитию РФ, ГОУ ВПО ММА им. И.М. Сеченова. – М.: МИА, 2007. – 84 с.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  • Официальный сайт ВолгГМУ - www.volgmed.ru

  • Обеспечен доступ к медицинским поисковым системам, таким как - MedExplorer, MedHunt, PubMed, ScienceIndex, Scopus.

  • https://pharmacognoz.ru/.

Выполнение учебного плана по дисциплине по выбору «Использование лекарственного растительного сырья в соответствии с принципами фитотерапии» студентами

заочного обучения

План работы студента-заочника делится на 2 периода: заочный и очный.

Заочный период обучения включает в себя 4 этапа.

1. Самостоятельное изучение теоретического курса.

При самостоятельной работе студенты изучают номенклатуру лекар­ственных растений и лекарственного растительного сырья, лекарственные рас­тения, применяемые в гомеопатии и сырье животного происхождения. При са­мостоятельном изучении дисциплины по выбору «Использование лекарственного растительного сырья в соответствии с принципами фитотерапии» необходимо прочитать соответствую­щие разделы программы, прочитать материал в учебнике по данной теме, уяс­нив объем, общий характер содержания, взаимосвязь и последовательность вопросов, входящих в изучаемый раздел. Целесообразно использовать допол­нительную литературу, приведенную в списке литературы, помещенном в конце методических рекомендаций.


  1. Выполнение реферата и контрольной работы.

Студенту необходимо выполнить реферата в осенне-зимнем семестре и контрольную работу – в весенне-летнем семестре. Сроки предоставления реферата и контрольной работы по дисциплине по выбору «Использование лекарственного растительного сырья в соответствии с принципами фитотерапии» согласованы с графиком других кафедр и деканатом.
Очная часть обучения студентов-заочников включает несколько видов ра­боты.

  1. Прослушивание обзорных лекций по наиболее важным теоретиче­ским разделам программы.

  2. Выполнение лабораторных работ в период учебно-экзаменационной сессии.

  3. Собеседование в процессе лабораторных занятий по соответствую­щей теме с целью контроля усвоения материала или самостоятельной рабо­ты в заочный период обучения.

  4. Сдача зачета.

К выполнению лабораторных работ допускаются студенты, выпол­нившие все контрольные работы. К сдаче зачета студенты допус­каются после прослушивания лекций и полного выполнения плана лаборатор­ных занятий.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Выполнение контрольных работ требует от студента умения обобщать приобретенные знания, излагать их в лаконической форме и применять для решения профессиональных задач провизора. Последующее рецензирование работ преподавателем дает возможность оценить результаты самостоятельного обучения.

При написании контрольной работы необходимо учитывать:


  • работа выполняется в отдельной тетради с полями шириной 2 см от края тетради (для замечаний преподавателя);

  • работа должна быть написана четко, аккуратно;

  • обязательно приводятся номер и текст вопроса или задания;

  • не допускается вольное сокращение слов;

  • каждый ответ, раздел, новая мысль выделяются абзацем;

  • в конце работы приводится список используемой литературы, где указываются фамилия и инициалы автора, полное без сокращений название, место издания, издательство, том, год выпуска, страницы, использованные при составлении ответа.

При повторном выполнении или исправлении контрольной работы, на титульном листе должна быть пометка «Работа выполняется повторно» или «Исправления и дополнения к контрольной работе». Выполненная контрольная работа направляется в адрес деканата фармацевтического факультета. В случае возникающих неясностей и затруднений при изучении фармакогно­зии студенту следует обратиться на кафедру к преподавателю, ответствен­ному за работу заочного отделения.

При правильном выполнении всех заданий контрольной работы студент получает зачет. Зачтенная работа студенту не возвращается, а хранится на ка­федре. Студент уведомляется о результатах проверки преподавателем выпол­ненной контрольной работы рецензией с указанием результата (зачет) и заме­чаний, при необходимости.

В случае неудовлетворительного выполнения контрольная работа воз­вращается студенту вместе с указанием результатов (незачета) для полной или частичной переработки. Повторно выполненная работа рецензируется только в том случае, если к ней приложена ранее не зачтенная работа.

Студент, выполнивший контрольную работу не по своему варианту (полностью или частично) зачет не получает.

Контрольные работы необходимо выполнять и присылать в соответст­вии со сроками выполнения.

Образец оформления титульного листа
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»



ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ФАРМАКОГНОЗИИ И БОТАНИКИ
Контрольная работа

по дисциплине по выбору



«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕКАРСТВЕННОГО РАСТИТЕЛЬНОГО СЫРЬЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПРИНЦИПАМИ ФИТОТЕРАПИИ»

Вариант №




Выполнил:

студент _________________группы

_________________________________

«____» _____________ 20_


Волгоград

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Учебным планом по дисциплине по выбору «Использование лекарственного растительного сырья в соответствии с принципами фитотерапии» предусмотрено выполнение 1 контрольной работы весенне-летнем 3 курса, которая включают все разделы программы по дисциплине по выбору «Использование лекарственного растительного сырья в соответствии с принципами фитотерапии» для студентов фармацевтических вузов (факультетов). В осенне-зимнем 3 курса студенты готовят рефераты.

Подготовку к контрольной работе следует начать с уяснения темы, ее временных рамок, знакомства с соответствующим разделом (главой) учебника. Второй этап – подбор и изучение имеющейся дополнительной литературы по вопросам задания и написание работы.

Ответы должны быть изложены четко и ясно, и включать в себя все ключевые моменты по рассматриваемой теме. Следует избегать излишнего употребления мелких частных подробностей, фактического материала, дополнительных объяснений, переписанных из учебников, так как это может привести к потере основной мысли изложения. Ответы на теоретические вопросы можно сопровождать рисунками, схемами и таблицами. Это добавляет ответу наглядности и улучшает восприятие.

Каждая контрольная работа включает теоретические вопросы, ситуационную задачу и тестовые задания.

Фармакогностическая характеристика лекарственного растительного сырья включает освещение следующих вопросов:


  1. Русские и латинские названия производящих растений, семейства, сырья.

  2. Ботаническое описание лекарственного растения.

  3. Распространение и местообитание производящих растений.

  4. Особенностями заготовки, сушки, хранения лекарственного расти­тельного сырья (ЛРС). Назовите основные районы заготовки ЛРС.

  5. Укажите возможные примеси к данному лекарственному расти­тельному сырью.

  6. Описание внешних признаков сырья (зарисуйте сырье).

  7. Описание микроскопических признаков сырья (зарисуйте микро­скопические признаки).

  8. Химический состав лекарственного сырья.

  9. Возможные качественные реакции на лекарственное растительное сырье.

  10. Метод количественного определения биологически активных ве­ществ.

  11. Числовые показатели лекарственного растительного сырья.

  12. Укажите фармакологическое действие, медицинское применение и препараты на основе ЛРС. Опишите противопоказания к применению ЛРС.

  13. Хранение сырья.

Характеристика основных биологически активных веществ лекарственных растений должна осуществляться по плану:



  1. Строение, классификация

  2. Распространение в природе

  3. Сырьевая база.

  4. Особенности сбора, сушки и хранения сырья, содержащего данную группу БАВ

  5. Медицинское применение сырья и препаратов, содержащих данную группу БАВ

При решении ситуационных задач обязательно приводите текст задач, полное решение, сделайте вывод по тесту задачи.


Пример решения задачи:

В ассортимент аптеки входит лекарственный препарат «Винканор». На основе какого лекарственного растения он изготовлен? Приведите русские и латинские наименования лекарственного растительного сырья, производящего растения и семейства. Укажите, к какое фармакологическое действие оказывает данный препарат, показания к его применению, особенности его хранения и отпуска. Приведи аналоги данного препарата.



Ответ: Лекарственный препарат «Винканор» – это очищенная сумма алкалоидов, изготовленная на основе лекарственного растительного сырья «Трава барвинка малого» («Herba Vincae minoris»). Производящим растением является Барвинок малый – Vinca minor L. семейства Кутровые – Apocynaceae.

Винканор оказывает сосудорасширяющее, гипотензивное и умеренное седативное действие. Его применяют при начальных формах артериальных гипертензий, нарушениях мозгового кровообращения (спастического и атеросклеротического характера), после ишемического инсульта.

Препарат содержит группу алкалоидов, поэтому его хранят по списку Б и отпускают строго по рецепту.

Аналогами препарата являются «Винкапан», «Винкамин» и полусинтетический препарат «Винпоцетин» (Кавинтон).
Каждый тест состоит из вопроса и ряда ответов на выбор. При выполнении тестовых заданий в работе пишется номер вопроса и выбранные Вами один или несколько ответов: 5 – Г; 8 – А, В. В случае если в тестовом задании предполагается установить взаимосвязь или соответствие положений после номера вопроса ответы записываются через тире: 6 – А – Г; Б – В. При ответах на тестовые задания необходимо выбирать наиболее полные правильные ответы.
Перед выполнением контрольных работ внимательно прочитайте раз­делы учебника, посвященные вопросам вашей контрольной работы.

При выполнении контрольных работ обращайте внимание на план изучения лекарственного растительного сырья.


Оформление контрольной работы.

На титульном листе указывается предмет, учебный семестр, номер контрольной работы, фамилия, имя, отчество студента, номер группы, номер зачетной книжки, вариант контрольной работы.

На первой странице приводится план работы. Страницы нумеруются в правом нижнем углу. В конце работы приводится полный список использованной литературы в алфавитном порядке.

Список литературы составляется в алфавитном порядке [ориентируясь на первые буквы фамилий авторов или название]. Сначала приводится перечень библиографии, написанной на кириллице (русский, украинский и др. языки), затем работы – на латинице.

При составлении библиографического описания на книги, журнальные статьи, патенты и другие издания, согласно ГОСТу 7.1-2003, указываются сведения об одном, двух или трех авторах. При наличии информации о 4-х и более авторов ограничиваются указанием первого автора с добавлением в квадратных скобках сокращения [и др.] (и другие).



Книги одного, двух и трех авторов

Беликов, В.Г. Синтетические природные лекарственные средства: крат. справ. / В.Г. Беликов.- М: Высш. шк., 1993.- 630с.

Краснюк, И.И. Фармацевтическая гомеопатия: учеб. пособие / И.И. Краснюк, И.Г. Михайлова; под. ред. Н.А. Замеренова.- М: Академия, 2005.- 272с.

Муравьева, Д.А.Фармакогнозия: учеб. для студ. фармац. вузов / Д.А. Муравьева, И.А. Самылина, Г.П. Яковлев.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Медицина, 2002.- 654с.



Книги четырех и более авторов

Лекарственные растительные сборы / Л.Г. Марченко [и др.].- СПб.: Питер, 1989.-88с.



Многотомное издание

в целом:


Машковский, М.Д. Лекарственные средства: в 2 т. / М.Д. Машковский.- 14-е изд., перераб. и доп.- М.: Новая волна, 2000.- 2 т.

отдельный том:

Машковский, М.Д. Лекарственные средства: в 2-х т. / М.Д. Машковский.- 14-е изд., перераб. и доп.- М.: Новая волна, 2000.-Т.1.- 540с.

Переводные издания

Гроссе, Э. Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты: пер. с нем. / Э. Гроссе, X. Вайсмантель.- 2-е рус. изд.- Л.: Химия, 1985.- 335с.



Книги, материалы, выходящие под общей редакцией

Частная хирургия болезней сердца и сосудов / под. ред. В.И. Бурлаковского, С.А. Колесникова.- М.: Медицина, 1967.- 656с.



Сборники научных трудов

Учение о локализации и организации церебральных функций: сб. науч. тр. / Рос. акад. мед. наук.- М.: Медицина, 1980.- 450с.



Патентные документы

Заявка 4445003 ФРГ, МКИ А61 КЗЗ L15/44 Desighfizierendes Mittel / Kiene G. (ФРГ).-№4445003; заявл. 16.12.94; опубл. 20.09.96.- 2с. // РЖ 19. Химия: свод. т. / ВИНИТИ. -1996.-№12.-С.38.

Пат. 2085217 Российская Федерация, МКИ А61 L15/00 К31/74. Ранозаживляющее покрытие / Н.Д. Сидорова, Е.А. Селиванов (РФ).- №94006811/14; заявл. 22.06.94; опубл. 27.07.97, Бюл. №10.-Зс.

или:


Ранозаживляющее покрытие: пат. 2085217 Рос. Федерация: МКИ А61 L15/00 КЗ 1/74 / Н.Д. Сидорова, Е.А. Селиванов (РФ).- №94006811/14; заявл. 22.06.94; опубл. 27.07.97, Бюл. №10.-Зс.

Статьи из энциклопедии

Гладкова, Н.В. Платан / В.Н. Гладкова // БСЭ- 3-е изд.- М., 1975.- Т. 20.- С.5.



Статьи из журнала

Щукина, М.Н. Синтетические противотуберкулезные препараты / М.Н. Щукина // Хим.- фармац. журн.- 1970.- Т 4, №4.- С.23-28.

Спектрофотометрический анализ теброфена / В.Г. Беликов [и др.] // Хим.- фармац. журн.- 1988.-Т.22,№8.-С.1009-1011.

Статьи из книги

Ирисметов, М.П. 18-дегидроглицирретовая кислота- новое противовоспалительное средство / М.П. Ирисметов // Изучение и использование солодки в народной медицине в народном хозяйстве СССР.- Алма-Ата, 1991.- С.169-170.



Статьи из трудов, материалов конференций, съездов, совещаний, газет

Абдулаев, А.Х. Показатели липидного обмена при атеросклерозе у кроликов / А.Х. Абдулаев // Фитохимическое и фармакологическое изучение лекарственных растений: сб. науч. тр.- Ташкент, 1989.- С.3-5.

Нормирование качества таблеток бромкамфоры рацемической / В.Г. Беликов [и др.] // Человек и лекарство: тез. докл. 6 Рос. нац. конгр. 19-23 апр. 1999 г.- М, 1999.- С.387.

Разработка и изучение гипогликемического фитокомплекса / М.А. Огай [и др.] // Регион, конф. по фармации, фармакологии и подготовке кадров (55; 2000; Пятигорск): материалы...- Пятигорск, 2000.- С.213-214.

Гаврилин, М.В. Оптимизация методики определения α-токоферола в масле калины / М.В. Гаврилин, Е.А. Измайлова // Разработка, исследование и маркетинг новой фармацевтической продукции: сб. науч. тр.- Пятигорск, 2004.- Вып. 59.- С. 156-157.

Беликов, В.Г. Перспективы феномена «Гость - хозяин» / В.Г. Беликов, Е.В. Компанцева / Мед. газ.- 1994.- 30 марта.- С.7.




Депонированные научные работы

Антонова, Е.Н. Изучение номенклатуры лекарственных средств муниципальной аптеки / Е.Н. Антонова.- Пятигорск, 1996.- 7с- Деп. ВНИИТИРАН 25.12.96, №3766 - в -96.



Неопубликованные работы

Состояние и перспективы развития статистики печати Российской Федерации: отчет о НИР (заключ.): 06-02 / Рос. кн. палата; Рук. Попов В.А.; исполн.: В.П. Смирнова [ и др.].-М., 2000.- 250с- Инв. №756660.



Диссертации

Писарев, Д.И. Фармакогностическое изучение можжевельника длиннохвойного и можжевельника казацкого: дис. ... канд. фармац. наук: 15.00.02 / Писарев Дмитрий Иванович.- Пятигорск, 2005.- 147с.



Авторефераты диссертаций

Габитова, Н. А. Разработка состава и технологии плазмозамещающего раствора комплексного действия: автореф. дис ... канд. фармац. наук: 15.00.01 / Габитова Наталья Александровна.- СПб., 2005.-21с.



Нормативные документы. Стандарты

Суспензии: [фармакоп. ст.] // Государственная фармакопея СССР: в 2 вып: вып. 2. Общие методы анализа. Лекарственное растительное сырье.- 11-е изд.- М., 1990.- С. 154.

ГОСТ 7.12-93 Библиографическая запись. Сокращения слов на русском языке. Общие требования и правила.- Введ. 1995.- 07.01.- М.: Изд-во стандартов, 1995.- 15с.

Законы

запись под заголовком:

Российская Федерация. Законы. О воинской обязанности и военной службе: федер. закон: принят Гос. Думой 6 марта 1998 г.- М: Ось, 1998.- 46с.

запись под заглавием:

О воинской обязанности и военной службе: закон Рос. Федерации: принят Гос. Думой 6 марта 1998г.- М: Ось. 1998.- 46с.

Электронные ресурсы

Ресурсы локального доступа

под автором:

Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля [Электронный ресурс]: подгот. по 2-му печ. изд. 1880-1882 гг.- Электрон, дан.- М.: АКТ, 1998.-1 электрон, опт. диск (CD - ROM) - (Электронная книга).- Загл. с экрана.

под заглавием:

Бобовые Северной Евразии [Электронный ресурс]: информ. система на компакт, диске / Ю.Р. Росков [и др.] .-Электрон, дан.- СПб.: СПХВА, 1998.- 1 электрон, опт. диск (CD -ROM).- Загл. с экрана.

Ресурсы удаленного доступа.

Российский сводный каталог по НТЛ [Электронный ресурс].- Электрон, дан. (3 файла).- М., 1999.- Режим доступа: http: // www. gpntb. ru / win / search / help / rsk. html. -Загл. с экрана.


При оформлении карточек на иностранный источник литературы ее лицевая сторона заполняется на том языке, на котором опубликована статья. При заполнении карточки из РЖ обязательно следует указать и выходные данные этого журнала.

Hung, C.T. Formulation and characterization of magnetic poiyglutaraldehyde nanoparticles as carriers for polu-l-lysine-methotrexate / C.T Hung [at all]// Drug Dev. and Ind. Pharm. - 1994.- VOl. 16, N 3,- P. 509-521 // РЖ 19.Химия. Свод.т. /ВИНИТИ. - 1994.- N 9.- C. 123.

Kata, M. Spriiheinbettung von Vinpocetin mit b-Cyclodextrin / Kata M., Georgy B. // Pharmazie - 1982.- Bd 37, H.5-3.- S.389-390.
Объем работы: 12-15 листов, т. е. 25-30 страниц ученической тетради. Текст может быть рукописным, выполненным четким разборчивым почерком.
Правила определения варианта контрольных заданий

Номер выполняемого варианта соответст­вует двум последним цифрам № зачетной книжки.

Римскими цифрами обозначены разделы курса (I-VІ), каждый из ко­торых включает десять вопросов.

Напротив номера варианта в горизонтальной строке указаны цифры, соответствующие номерам заданий из каждого раздела. Таким образом, ва­риант включает четыре задания. Например, две последние цифры № зачетной книжки 23, таким образом, контрольная работа № 1 определяется задани­ем 23 из раздела I, заданием 120 из раздела II, заданием 201 из раздела III, зада­нием 272 из раздела IV, заданием 370 из раздела V и заданием 380 из раздела VI.






Контрольная работа

№ раздела

№ зачетной книжки



І

ІІ

ІІІ

ІV

V





1

98

179

250

348

378



2

99

180

251

349

379



3

100

181

252

350

380



4

101

182

253

351

381



5

102

183

254

352

382



6

103

184

255

353

383



7

104

185

256

354

384



8

105

186

257

355

385



9

106

187

258

356

386



10

107

188

259

357

387



11

108

189

260

358

388



12

109

190

261

359

389



13

110

191

262

360

390



14

111

192

263

361

391



15

112

193

264

362

392



16

113

194

265

363

393



17

114

195

266

364

394



18

115

196

267

365

395



19

116

197

268

366

396



20

117

198

269

367

397



21

118

199

270

368

378



22

119

200

271

369

379



23

120

201

272

370

380



24

121

202

273

371

381



25

122

203

274

372

382



26

123

204

275

373

383



27

124

205

276

374

384



28

125

206

277

375

385



29

126

207

278

376

386



30

127

208

279

377

387



31

128

209

280

348

388



32

129

210

281

349

389



33

130

211

282

350

390



34

131

212

283

351

391



35

132

213

284

352

392



36

133

214

285

353

393



37

134

215

286

354

394



38

135

216

287

355

395



39

136

217

288

356

396



40

137

218

289

357

397



41

138

219

290

358

378



42

139

220

291

359

379



43

140

221

292

360

380



44

141

222

293

361

381



45

142

223

294

362

382



46

143

224

295

363

383



47

144

225

296

364

384



48

145

226

297

365

385



49

146

227

298

366

386



50

147

228

299

367

387



51

148

229

300

368

388



52

149

230

301

369

389



53

150

231

302

370

390



54

151

232

303

371

391



55

152

233

304

372

392



56

153

234

305

373

393



57

154

235

306

374

394



58

155

236

307

375

395



59

156

237

308

376

396



60

157

238

309

377

397



61

158

240

310

348

378



62

159

241

311

349

379



63

160

242

312

350

380



64

161

243

313

351

381



65

162

244

314

352

382



66

163

245

315

353

383



67

164

246

316

354

384



68

165

247

317

355

385



69

166

248

318

356

386



70

167

249

319

357

387



71

168

179

320

358

388



72

169

180

321

359

389



73

170

181

322

360

390



74

171

182

323

361

391



75

172

183

324

362

392



76

173

184

325

363

393



77

174

185

326

364

394



78

175

186

327

365

395



79

176

187

328

366

396



80

177

188

329

367

397



81

178

189

330

368

378



82

98

190

331

369

379



83

99

191

332

370

380



84

100

192

333

371

381



85

101

193

334

372

382



86

102

194

335

373

383



87

103

195

336

374

384



88

104

196

337

375

385



89

105

197

338

376

386



90

106

198

339

377

387



91

107

199

340

348

388



92

108

200

341

349

389



93

109

201

342

350

390



94

110

202

343

351

391



95

111

203

344

352

392



96

112

204

345

353

393



97

113

205

346

354

394



1

114

206

347

355

395



2

115

207

250

356

396



3

116

208

251

357

397


Каталог: uploads -> files -> 2014-3
files -> Клинические рекомендации
2014-3 -> Цель: Знакомство с видами компенсаторно-приспособительных процессов. Освоение этиопатогенеза и цитологических характеристик предопухолевых и опухолевых заболеваний. Перечень знаний и практических навыков
2014-3 -> Вопросы для вступительного экзамена в клиническую ординатуру по специальности «Общая врачебная практика»
2014-3 -> Методические рекомендации по выполнению контрольной работы №2 по фармакогнозии для студентов III курса фармацевтического факультета
2014-3 -> Вопросы для выпускного экзамена в клиническую ординатуру по специальности «Общая врачебная практика»
2014-3 -> Тесты для диагностики ибс. Виды, показания, противопоказания. Диагностическая ценность
2014-3 -> Вопросы для вступительного экзамена в клиническую ординатуру по специальности «Эндокринология»
2014-3 -> Вопросы для вступительного экзамена в клиническую ординатуру по специальности «Эндоскопия»
2014-3 -> 5: Методы гематологических исследований
2014-3 -> Тема занятия 4: Получение и подготовка биологического материала для исследований


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5




©zodomed.ru 2024


    Главная страница