Методические рекомендации к руководству физическим воспитанием в детском оздоровительном лагере. Донецк дон нту 2002



страница1/15
Дата13.10.2018
Размер0.93 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К РУКОВОДСТВУ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ.

ДОНЕЦК ДОН НТУ – 2002

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К РУКОВОДСТВУ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ.

Утверждено

на заседании кафедры физвоспитания

протокол № 3 от 25.10. 2001.

Утверждено

На учебно-издательском совете Дон НТУ

Протокол № 2 от 26.12.2001 г.

ДОНЕЦК ДОН НТУ – 2002

УДК – 796. 011. 3

Методические рекомендации к руководству физическим воспитанием в детском оздоровительном лагере / Л.Г. Сергиенко, А.В.Иванов – Донецк, Дон НТУ, 2002 – 50 с.

Методические рекомендации к руководству физическим воспитанием в детском оздоровительном лагере (для специалистов с физкультурным образованием - инструктора по спорту, инструктора по плаванию, а также для не имеющих специального образования – старшего вожатого, отрядных вожатых, воспитателей отрядов). В методических рекомендациях раскрываются права и обязанности физкультурных руководителей в оздоровительном лагере, нормативные документы. Приведены различные сценарии и эстафеты к спортивным праздникам.

Составители:

Л.Г. Сергиенко

А.В. Иванов, кандидат экономических наук


Рецензенты:

В.Д. Атаманов, почетный профессор кафедры физвоспитания Дон НТУ, Заслуженный тренер Украины.

Н.Н. Любенко, главный специалист Дон ОУФВ и С

Министерства образования и науки Украины.

Летние каникулы – необходимость для детей не только социальная, но и биологическая. Организму ребенка нужны как восстановление затраченных сил и укрепления здоровья, так и очередная смена образа жизни. Ребенок живет в городе постоянной жизнью в одном, часто узком круге – квартира, транспорт, школа, занятия спортом (в лучшем случае).

Таким образом, летние каникулы нужны для своеобразной «встряски» организма. Наряду с гиподинамией, пагубное воздействие на детский организм оказывает дефицит общения с природой. И как нельзя лучшим общением с природой является туризм. Дети должны отдыхать не только регулярно, но и полноценно, то есть активно, разнообразить место и способы проведения каникул, сочетая приятное с полезным. Необходимо максимально использовать во время отдыха целебные силы природы – воздух, солнце и воду, как можно больше бывать в лесу, у реки. Именно там природой созданы оптимальные условия для здоровья. Побольше нужно путешествовать, это не только расширяет кругозор, но и укрепляет здоровье. Путешествуя, ребенок изучает родной край. Это очень важно для юных туристов, ибо любовь к родине начинается с познания родного края. А вот как раз педагогический коллектив детского оздоровительного лагеря организует совместный отдых детей и подростков в условиях постоянного общения с природой.

Главным критерием оздоровительной эффективности летнего отдыха детей является уровень двигательной активности. И поэтому одной из важнейших задач в оздоровительном лагере является работа по физическому воспитанию детей. Она возлагается на инструктора по физической культуре и инструктора по плаванию.

Работа по физической культуре в детском оздоровительном лагере строится в соответствии с организационно-методическими указаниями по физическому воспитанию в оздоровительном лагере. Физическое воспитание в детской здравнице представляет собой одно из важнейших направлений работы с детьми и направленно на решение следующих основных задач:


  • укрепление здоровья, содействие всестороннему физическому развитию и закаливанию детей;

  • подготовка школьников к сдаче государственных тестов и нормативов, проведение массовых спортивных соревнований “ Старты надежд”;

  • формирование у детей морально-волевых качеств, смелости, решительности, активности в процессе занятий физкультурой и спортом;

  • совершенствование у школьников двигательных умений и навыков в естественных видах движений (особенно плавание);

  • массовое обучение плаванию;

  • привитие интереса и привычки к занятиям физкультурой и спортом;

  • воспитание и развитие детей в условиях природы с использованием туризма, учить понимать, читать и сохранять природу;

- просвещение детского актива и вожатых о нормативных тестах для школьников.

- содействие формированию санитарно-гигиенических и организаторских навыков по физической культуре, а также навыков спортивных организаторов, инструкторов, судей.


Работа по физическому воспитанию в детской здравнице должна помогать формированию у детей моральных и волевых качеств.

При составлении режима дня наряду с другими пунктами необходимо обязательно учитывать максимальное пребывание детей на свежем воздухе; использование естественных факторов природы; занятие физкультурой и спортом, так как правильная организация режима дня в детской здравнице способствует укреплению здоровья, повышению сопротивляемости к заболеваниям, восстановлению работоспособности школьников к новому учебному году.



СЛУЖЕБНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

Правильное руководство физическим воспитанием детей требует четкого распределения соответствующих обязанностей между работниками оздоровительного лагеря и согласованного осуществления этой работы всем педагогическим коллективом.


Распределение обязанностей, содержание работы.
Инструктор физкультуры подчиняется начальнику оздоровительного лагеря. Несет полную ответственность за жизнь и здоровье детей во время купания, спортивных мероприятий, туристических походов.
Инструктор физкультуры обязан:


  1. Составить заявку на спортинвентарь и туристическое снаряжение.

  2. Составить план работы.

  3. Составить положение о внутри лагерной спартакиаде.

  4. Оборудовать спортивные и игровые площадки (разметка, сетка и т.д.).

  5. Проводить учебу с воспитателями и вожатыми по гражданской обороне.

  6. Организовать работу с физкультурным активом.

  7. Организовать и проводить совместно с физкультурным активом, инструктором по плаванию, вожатыми и воспитателями физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня в том числе утреннюю гигиеническую гимнастику, занятия спортивных кружков, групп, команд.

  8. Подготовить бассейн для купания и игр на воде, принять меры предосторожности.

  9. Помогать старшему вожатому во всех лагерных мероприятиях.

  10. Организовать и проводить совместно с физкультурным активом и педагогическим коллективом общелагерные физкультурно-оздоровительные, спортивные и туристские мероприятия: спартакиада, игры «Старты надежд», соревнования по подготовке к сдаче государственных тестов, туристические походы, праздники и спортивные встречи с соседними лагерями.

  11. При турпоходах готовить снаряжение, документацию, обследовать маршрут, инструктировать вожатых, проверять наличие населенных пунктов, подъездных путей, воды.

  12. Организовать обучение детей плаванию, подготовить к сдаче государственных тестов по плаванию.

  13. . Ознакомить ребят со знаниями инструкторов-общественников.

  14. Готовить материалы для наглядной агитации, фото стендов, правил поведения на спортивных площадках.

  15. Знакомить детей со спортивными новостями в стране и за рубежом.

  16. Проводить методическую и инструкторскую работу с педагогами- воспитателями и вожатыми отрядов, а также с физкультурным активом.

  17. Совместно с активом готовить места занятий по физической культуре и спорту, организовать обеспечение спортивных занятий инвентарем и оборудованием.

  18. Вести учет спортивной документации и протоколов.

  19. . Осуществлять руководство физкультурно-оздоровительными мероприятиями в отрядах, самостоятельными занятиями детей физическими упражнениями и играми.

  20. Составлять отчет за каждую смену о проведенной работе.

Инструктор по плаванию подчиняются начальнику лагеря, выполняет указания старшего вожатого, врача и работает под руководством физрука оздоровительного лагеря.


Инструктор по плаванию обязан:


  1. Составить заявку на приобретение средств для плавания.

  2. Пройти инструктаж-обучение.

  3. Иметь перспективный план.

  4. Организовать учебу с воспитателями и вожатыми по организации и проведению игр на воде, по оказанию первой помощи утопающим.

  5. Выявить детей, не умеющих плавать и на этой основе осуществить комплектование групп, представляя списки вожатому.

  6. Организовать работу секции «Дельфин», «Нептун».

  7. Проводить обучение детей плаванию и отвечать за результаты обучения. Привлекать для проведения занятий в качестве помощников воспитателей, вожатых.

  8. Подготовить бассейн для купания и принять меры предосторожности.

  9. Совместно с физруком и врачом проводить купание по графику в отведенном месте.

  10. Оказывать помощь вожатым в организации игр на воде и в отрядах.

  11. Совместно с физруком проводить спортивные мероприятия в лагере, зарядку, готовить к сдаче государственных тестов.

  12. Организовать и проводить соревнования по подвижным играм на воде.

  13. Организовать тренировочные занятия сборной команды по плаванию, товарищеские встречи с другими оздоровительными лагерями.

  14. Пропагандировать физкультуру и спорт (выпуск спортивной газеты, фото-стендов, правил поведения на воде, радиогазет).

  15. Подготовить и принять участие в проведении водноспортивного праздника «Нептун».

  16. Нести полную ответственность за жизнь и здоровье детей во время купания, проведение спортивных игр и соревнований.

  17. Выполнять внутренний распорядок дня.

  18. Пресекать нарушения правил купания на воде невзирая на личность

  19. Составить отчет о проведенной работе за каждую смену и за оздоровительный период.



Начальник оздоровительного лагеря и старший вожатый:


  • осуществляют общее руководство работой по физическому воспитанию и обучению плаванию в оздоровительном лагере;

  • создают условия в оздоровительном лагере для активных занятий физкультурой и спортом школьников;

  • осуществляют общий контроль за работой по физвоспитанию в детской здравнице.



Вожатый отряда:


  • проводит совместно с инструктором по физкультуре и инструктором по плаванию занятия по физической культуре и спорту, плаванию, туризму, внутри отрядные соревнования по программе детских спортивных игр «Старты надежд» по различным видам спорта, комплектует команды для участия в общелагерных соревнованиях;

  • обучает актив отряда играм и физическим упражнениям, организует со своим отрядом утреннюю гимнастику, занятия по физической подготовке, экскурсии и походы с играми на местности;

  • оказывает помощь инструктору по плаванию в обучении детей плаванию и в приеме нормативов.


Педагог-воспитатель:


  • принимает активное участие в проведении всех массовых мероприятий по физической культуре и спорту в отряде и лагере в целом;

  • организует и проводит совместно с врачом мероприятия по закаливанию;

  • способствует выполнению режима дня ребятами отряда;

  • оказывает помощь при проведении занятий по обучению плаванию;

  • обеспечивает педагогическую направленность в самостоятельных занятиях детей играми и физическими упражнениями.


Врач лагеря:


  • отвечает за систематическое проведение мероприятий по закаливанию;

  • осуществляет постоянный контроль за подготовкой воды в искусственных бассейнах и состоянием воды в открытых водоемах;

  • обеспечивает медицинское обслуживание на занятиях по плаванию, купаниях и соревнованиях.

Все мероприятия физкультурно-оздоровительного и спортивного характера проводятся в лагере под контролем и при активном участии медицинских работников, особенно при обучении детей плаванию и организации купания.
Спортивная база оздоровительного лагеря и спортинвентарь.
В каждом оздоровительном лагере занятия физическими упражнениями должны проходить на спортсооружениях с использованием оборудования, наглядных пособий. В лагере создается база для физического воспитания детей: спортивное «ядро» с беговой дорожкой и легкоатлетическими площадками (беговая дорожка, прыжковая яма, сектор для метания), футбольное поле, туристская полоса препятствий, открытый искусственный бассейн, место для приема солнечно-воздушных ванн, благоустроенная линейка с мачтой для флага и трибуны, а также место для подготовки к туристическим походам.
Перечень спортивных сооружений.
1. Беговая дорожка (прямая) – 60 на 75 метров.

2. Яма для прыжков в длину –2,75 на 6 метров.

3. Место для метания мяча – 20 на 40 метров.

4. Площадка для волейбола, пионербола.

5. Поле для футбола, ручного мяча (уменьшенное).

6. Площадка для гимнастики:

а) гимнастическая ( шведская) стенка;

б) разновысокие перекладины, перекладина для подтягивания.

7. Площадка для настольного тенниса.

8. Площадка для игры в бадминтон – 14 на 26 метров.

9. Наливной бассейн, открытый искусственный бассейн.

10. Площадка для подготовки к туристским походам.


При использовании игровых и спортивных площадок необходимо соблюдать следующие правила:

  • Движущиеся игровые и спортивные приспособления, углубления на площадках и т.п. должны быть ограждены;

  • В сухую погоду поверхности площадок и травяной покров полей необходимо поливать за 20 мин. до начало занятий;

  • Пользоваться спортинвентарем, снарядами и приборами на сырой площадке запрещается;

  • Дети должны быть обучены правильному использованию оборудования и бережному обращению с ним;

  • На спортивные площадки дети допускаются только в спортивной форме и обуви.

Оборудование спортивных площадок

Бадминтон. Площадка оборудуется сеткой размером 6,1 на 0,75м с прямоугольными ячейками 2 на 2 см. Сетка должна быть натянута поперек площадки между двумя стойками. Верхняя кромка сетки устанавливается на высоте 1,55 м.

Волейбол. Площадка оборудуется сеткой, натянутой на стойках. Они устанавливаются на расстоянии 0,5 м от боковой линии.

Мини футбол, ручной мяч. Площадка оборудуется двумя воротами и четырьмя угловыми флагами. Высота ворот 2 м, ширина – 3 м. Стойки и перекладины ворот деревянные с квадратным сечением 8 на 8 см.

Настольный теннис. Для настольного тенниса необходимо иметь стол и сетку, закрепленную посередине стола. Крышка стола делается из одного щита (274 на 152,5 см) или двух щитов (137 на 152,5 см). Поверхность щита должна быть гладкой, окрашенной масляной чаще темно-зеленой краской, не имеющей блеска.

Рациональная эксплуатация спортивных площадок и тщательный уход за ними обеспечивают их отличное состояние на долгое время. При этом необходимо следить за тем, чтобы площадки были подметены, разметочные линии четки, а спортивное оборудование находилось в исправном состоянии. Кроме того, периодически нужно осматривать покрытие спортивных площадок, с тем, чтобы своевременно устранять выбоины и другие дефекты. Для быстрого и своевременного выполнения всех ремонтных работ в подсобных помещениях должны быть наборы инструментов, инвентаря.


Примерный перечень спортинвентаря, необходимого для работы

в пионерском лагере.


  1. Мячи волейбольные

  2. Мячи баскетбольные (при наличии баскетбольной площадки).

  3. Мячи набивные 1 кг.

  4. Мячи малые резиновые.

  5. Мячи футбольные.

  6. Палки гимнастические.

  7. Скакалки.

  8. Рулетка.

  9. Свистки.

  10. Насос для подкачки мячей.

  11. Деревянные бруски.

  12. Эстафетные палочки.

  13. Флажки разноцветные.

  14. Обручи большие и малые.

  15. Мячи теннисные для метания.

  16. Бадминтонные ракетки.

  17. Мячи для игры в ручной мяч.

  18. Секундомеры.

  19. Электромегафон.

  20. Ракетки для игры в настольный теннис.

  21. Столы для игры в настольный теннис.

  22. Стойки и сетки настольного тенниса.

  23. Сетки волейбольные.

  24. Сетки бадминтонные.

  25. Эспандеры.

  26. Тренажеры разные.

  27. Теннисные шарики.

  28. Воланы.

  29. Кегли.

  30. Комплекты шашек.

  31. Шахматы.

  32. Скейты.

  33. Палатки, компасы, котелки и прочее туристическое снаряжение.

  34. Комплекты трусы – футболки разных размеров.

  35. Солнцезащитные шапочки.

  36. Вымпела, кубки, грамоты, медали.

  37. Фляги для питья.

  38. Фонарики.

  39. Пенопластовые дощечки.

  40. Спасательные круги.

  41. Резиновые шапочки.

  42. Надувные мячи.

  43. Надувные круги.

  44. Очки для плавания.

  45. Маски для плавания.

  46. Ласты.

МЕДЕЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ.
В соответствии с состоянием здоровья, физического развития, физической подготовленностью детей школьного возраста разделяют на 3 медицинские группы: основная, подготовительная и специальная.

За распределение детей по физкультурным группам отвечает врач оздоровительного лагеря. Занятия в секциях без разрешения врача запрещаются. На всех спортивно – массовых мероприятиях присутствие медработников обязательно.

Врач оздоровительного лагеря является помощником начальника лагеря.

Все спортивные мероприятия инструктор физкультуры и плаврук могут проводить только после медосмотра и сдачи врачом списков детей об определении их на медицинские группы с указанием диагноза, медицинской группы, ограничениями и рекомендациями.




Каталог: jspui -> bitstream -> 123456789
123456789 -> Реферат 4 глава основные сведения о русской и вьетнамской колыбельной песне 9
123456789 -> Физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у спортсменов под влиянием физической нагрузки различной интенсивности
123456789 -> Методические рекомендации Как родить здорового ребенка, оставаясь при этом стройной и красивой донецк дон нту 2002
123456789 -> Лекция Предмет и основные концепции современной философии науки 2
123456789 -> Диссертация на тему: Совершенствование маркетинговой стратегии организации и внедрение современных инструментов и методик Студент
123456789 -> Практикум для студентов, обручающихся по специальности


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15




©zodomed.ru 2024


    Главная страница