МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К РУКОВОДСТВУ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ.
ДОНЕЦК ДОН НТУ – 2002
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К РУКОВОДСТВУ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ.
Утверждено
на заседании кафедры физвоспитания
протокол № 3 от 25.10. 2001.
Утверждено
На учебно-издательском совете Дон НТУ
Протокол № 2 от 26.12.2001 г.
ДОНЕЦК ДОН НТУ – 2002
УДК – 796. 011. 3
Методические рекомендации к руководству физическим воспитанием в детском оздоровительном лагере / Л.Г. Сергиенко, А.В.Иванов – Донецк, Дон НТУ, 2002 – 50 с.
Методические рекомендации к руководству физическим воспитанием в детском оздоровительном лагере (для специалистов с физкультурным образованием - инструктора по спорту, инструктора по плаванию, а также для не имеющих специального образования – старшего вожатого, отрядных вожатых, воспитателей отрядов). В методических рекомендациях раскрываются права и обязанности физкультурных руководителей в оздоровительном лагере, нормативные документы. Приведены различные сценарии и эстафеты к спортивным праздникам.
Составители:
Л.Г. Сергиенко
А.В. Иванов, кандидат экономических наук
Рецензенты:
В.Д. Атаманов, почетный профессор кафедры физвоспитания Дон НТУ, Заслуженный тренер Украины.
Н.Н. Любенко, главный специалист Дон ОУФВ и С
Министерства образования и науки Украины.
Летние каникулы – необходимость для детей не только социальная, но и биологическая. Организму ребенка нужны как восстановление затраченных сил и укрепления здоровья, так и очередная смена образа жизни. Ребенок живет в городе постоянной жизнью в одном, часто узком круге – квартира, транспорт, школа, занятия спортом (в лучшем случае).
Таким образом, летние каникулы нужны для своеобразной «встряски» организма. Наряду с гиподинамией, пагубное воздействие на детский организм оказывает дефицит общения с природой. И как нельзя лучшим общением с природой является туризм. Дети должны отдыхать не только регулярно, но и полноценно, то есть активно, разнообразить место и способы проведения каникул, сочетая приятное с полезным. Необходимо максимально использовать во время отдыха целебные силы природы – воздух, солнце и воду, как можно больше бывать в лесу, у реки. Именно там природой созданы оптимальные условия для здоровья. Побольше нужно путешествовать, это не только расширяет кругозор, но и укрепляет здоровье. Путешествуя, ребенок изучает родной край. Это очень важно для юных туристов, ибо любовь к родине начинается с познания родного края. А вот как раз педагогический коллектив детского оздоровительного лагеря организует совместный отдых детей и подростков в условиях постоянного общения с природой.
Главным критерием оздоровительной эффективности летнего отдыха детей является уровень двигательной активности. И поэтому одной из важнейших задач в оздоровительном лагере является работа по физическому воспитанию детей. Она возлагается на инструктора по физической культуре и инструктора по плаванию.
Работа по физической культуре в детском оздоровительном лагере строится в соответствии с организационно-методическими указаниями по физическому воспитанию в оздоровительном лагере. Физическое воспитание в детской здравнице представляет собой одно из важнейших направлений работы с детьми и направленно на решение следующих основных задач:
-
укрепление здоровья, содействие всестороннему физическому развитию и закаливанию детей;
-
подготовка школьников к сдаче государственных тестов и нормативов, проведение массовых спортивных соревнований “ Старты надежд”;
-
формирование у детей морально-волевых качеств, смелости, решительности, активности в процессе занятий физкультурой и спортом;
-
совершенствование у школьников двигательных умений и навыков в естественных видах движений (особенно плавание);
-
массовое обучение плаванию;
-
привитие интереса и привычки к занятиям физкультурой и спортом;
-
воспитание и развитие детей в условиях природы с использованием туризма, учить понимать, читать и сохранять природу;
- просвещение детского актива и вожатых о нормативных тестах для школьников.
- содействие формированию санитарно-гигиенических и организаторских навыков по физической культуре, а также навыков спортивных организаторов, инструкторов, судей.
Работа по физическому воспитанию в детской здравнице должна помогать формированию у детей моральных и волевых качеств.
При составлении режима дня наряду с другими пунктами необходимо обязательно учитывать максимальное пребывание детей на свежем воздухе; использование естественных факторов природы; занятие физкультурой и спортом, так как правильная организация режима дня в детской здравнице способствует укреплению здоровья, повышению сопротивляемости к заболеваниям, восстановлению работоспособности школьников к новому учебному году.
СЛУЖЕБНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
Правильное руководство физическим воспитанием детей требует четкого распределения соответствующих обязанностей между работниками оздоровительного лагеря и согласованного осуществления этой работы всем педагогическим коллективом.
Распределение обязанностей, содержание работы.
Инструктор физкультуры подчиняется начальнику оздоровительного лагеря. Несет полную ответственность за жизнь и здоровье детей во время купания, спортивных мероприятий, туристических походов.
Инструктор физкультуры обязан:
-
Составить заявку на спортинвентарь и туристическое снаряжение.
-
Составить план работы.
-
Составить положение о внутри лагерной спартакиаде.
-
Оборудовать спортивные и игровые площадки (разметка, сетка и т.д.).
-
Проводить учебу с воспитателями и вожатыми по гражданской обороне.
-
Организовать работу с физкультурным активом.
-
Организовать и проводить совместно с физкультурным активом, инструктором по плаванию, вожатыми и воспитателями физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня в том числе утреннюю гигиеническую гимнастику, занятия спортивных кружков, групп, команд.
-
Подготовить бассейн для купания и игр на воде, принять меры предосторожности.
-
Помогать старшему вожатому во всех лагерных мероприятиях.
-
Организовать и проводить совместно с физкультурным активом и педагогическим коллективом общелагерные физкультурно-оздоровительные, спортивные и туристские мероприятия: спартакиада, игры «Старты надежд», соревнования по подготовке к сдаче государственных тестов, туристические походы, праздники и спортивные встречи с соседними лагерями.
-
При турпоходах готовить снаряжение, документацию, обследовать маршрут, инструктировать вожатых, проверять наличие населенных пунктов, подъездных путей, воды.
-
Организовать обучение детей плаванию, подготовить к сдаче государственных тестов по плаванию.
-
. Ознакомить ребят со знаниями инструкторов-общественников.
-
Готовить материалы для наглядной агитации, фото стендов, правил поведения на спортивных площадках.
-
Знакомить детей со спортивными новостями в стране и за рубежом.
-
Проводить методическую и инструкторскую работу с педагогами- воспитателями и вожатыми отрядов, а также с физкультурным активом.
-
Совместно с активом готовить места занятий по физической культуре и спорту, организовать обеспечение спортивных занятий инвентарем и оборудованием.
-
Вести учет спортивной документации и протоколов.
-
. Осуществлять руководство физкультурно-оздоровительными мероприятиями в отрядах, самостоятельными занятиями детей физическими упражнениями и играми.
-
Составлять отчет за каждую смену о проведенной работе.
Инструктор по плаванию подчиняются начальнику лагеря, выполняет указания старшего вожатого, врача и работает под руководством физрука оздоровительного лагеря.
Инструктор по плаванию обязан:
-
Составить заявку на приобретение средств для плавания.
-
Пройти инструктаж-обучение.
-
Иметь перспективный план.
-
Организовать учебу с воспитателями и вожатыми по организации и проведению игр на воде, по оказанию первой помощи утопающим.
-
Выявить детей, не умеющих плавать и на этой основе осуществить комплектование групп, представляя списки вожатому.
-
Организовать работу секции «Дельфин», «Нептун».
-
Проводить обучение детей плаванию и отвечать за результаты обучения. Привлекать для проведения занятий в качестве помощников воспитателей, вожатых.
-
Подготовить бассейн для купания и принять меры предосторожности.
-
Совместно с физруком и врачом проводить купание по графику в отведенном месте.
-
Оказывать помощь вожатым в организации игр на воде и в отрядах.
-
Совместно с физруком проводить спортивные мероприятия в лагере, зарядку, готовить к сдаче государственных тестов.
-
Организовать и проводить соревнования по подвижным играм на воде.
-
Организовать тренировочные занятия сборной команды по плаванию, товарищеские встречи с другими оздоровительными лагерями.
-
Пропагандировать физкультуру и спорт (выпуск спортивной газеты, фото-стендов, правил поведения на воде, радиогазет).
-
Подготовить и принять участие в проведении водноспортивного праздника «Нептун».
-
Нести полную ответственность за жизнь и здоровье детей во время купания, проведение спортивных игр и соревнований.
-
Выполнять внутренний распорядок дня.
-
Пресекать нарушения правил купания на воде невзирая на личность
-
Составить отчет о проведенной работе за каждую смену и за оздоровительный период.
Начальник оздоровительного лагеря и старший вожатый:
-
осуществляют общее руководство работой по физическому воспитанию и обучению плаванию в оздоровительном лагере;
-
создают условия в оздоровительном лагере для активных занятий физкультурой и спортом школьников;
-
осуществляют общий контроль за работой по физвоспитанию в детской здравнице.
Вожатый отряда:
-
проводит совместно с инструктором по физкультуре и инструктором по плаванию занятия по физической культуре и спорту, плаванию, туризму, внутри отрядные соревнования по программе детских спортивных игр «Старты надежд» по различным видам спорта, комплектует команды для участия в общелагерных соревнованиях;
-
обучает актив отряда играм и физическим упражнениям, организует со своим отрядом утреннюю гимнастику, занятия по физической подготовке, экскурсии и походы с играми на местности;
-
оказывает помощь инструктору по плаванию в обучении детей плаванию и в приеме нормативов.
Педагог-воспитатель:
-
принимает активное участие в проведении всех массовых мероприятий по физической культуре и спорту в отряде и лагере в целом;
-
организует и проводит совместно с врачом мероприятия по закаливанию;
-
способствует выполнению режима дня ребятами отряда;
-
оказывает помощь при проведении занятий по обучению плаванию;
-
обеспечивает педагогическую направленность в самостоятельных занятиях детей играми и физическими упражнениями.
Врач лагеря:
-
отвечает за систематическое проведение мероприятий по закаливанию;
-
осуществляет постоянный контроль за подготовкой воды в искусственных бассейнах и состоянием воды в открытых водоемах;
-
обеспечивает медицинское обслуживание на занятиях по плаванию, купаниях и соревнованиях.
Все мероприятия физкультурно-оздоровительного и спортивного характера проводятся в лагере под контролем и при активном участии медицинских работников, особенно при обучении детей плаванию и организации купания.
Спортивная база оздоровительного лагеря и спортинвентарь.
В каждом оздоровительном лагере занятия физическими упражнениями должны проходить на спортсооружениях с использованием оборудования, наглядных пособий. В лагере создается база для физического воспитания детей: спортивное «ядро» с беговой дорожкой и легкоатлетическими площадками (беговая дорожка, прыжковая яма, сектор для метания), футбольное поле, туристская полоса препятствий, открытый искусственный бассейн, место для приема солнечно-воздушных ванн, благоустроенная линейка с мачтой для флага и трибуны, а также место для подготовки к туристическим походам.
Перечень спортивных сооружений.
1. Беговая дорожка (прямая) – 60 на 75 метров.
2. Яма для прыжков в длину –2,75 на 6 метров.
3. Место для метания мяча – 20 на 40 метров.
4. Площадка для волейбола, пионербола.
5. Поле для футбола, ручного мяча (уменьшенное).
6. Площадка для гимнастики:
а) гимнастическая ( шведская) стенка;
б) разновысокие перекладины, перекладина для подтягивания.
7. Площадка для настольного тенниса.
8. Площадка для игры в бадминтон – 14 на 26 метров.
9. Наливной бассейн, открытый искусственный бассейн.
10. Площадка для подготовки к туристским походам.
При использовании игровых и спортивных площадок необходимо соблюдать следующие правила:
-
Движущиеся игровые и спортивные приспособления, углубления на площадках и т.п. должны быть ограждены;
-
В сухую погоду поверхности площадок и травяной покров полей необходимо поливать за 20 мин. до начало занятий;
-
Пользоваться спортинвентарем, снарядами и приборами на сырой площадке запрещается;
-
Дети должны быть обучены правильному использованию оборудования и бережному обращению с ним;
-
На спортивные площадки дети допускаются только в спортивной форме и обуви.
Оборудование спортивных площадок
Бадминтон. Площадка оборудуется сеткой размером 6,1 на 0,75м с прямоугольными ячейками 2 на 2 см. Сетка должна быть натянута поперек площадки между двумя стойками. Верхняя кромка сетки устанавливается на высоте 1,55 м.
Волейбол. Площадка оборудуется сеткой, натянутой на стойках. Они устанавливаются на расстоянии 0,5 м от боковой линии.
Мини футбол, ручной мяч. Площадка оборудуется двумя воротами и четырьмя угловыми флагами. Высота ворот 2 м, ширина – 3 м. Стойки и перекладины ворот деревянные с квадратным сечением 8 на 8 см.
Настольный теннис. Для настольного тенниса необходимо иметь стол и сетку, закрепленную посередине стола. Крышка стола делается из одного щита (274 на 152,5 см) или двух щитов (137 на 152,5 см). Поверхность щита должна быть гладкой, окрашенной масляной чаще темно-зеленой краской, не имеющей блеска.
Рациональная эксплуатация спортивных площадок и тщательный уход за ними обеспечивают их отличное состояние на долгое время. При этом необходимо следить за тем, чтобы площадки были подметены, разметочные линии четки, а спортивное оборудование находилось в исправном состоянии. Кроме того, периодически нужно осматривать покрытие спортивных площадок, с тем, чтобы своевременно устранять выбоины и другие дефекты. Для быстрого и своевременного выполнения всех ремонтных работ в подсобных помещениях должны быть наборы инструментов, инвентаря.
Примерный перечень спортинвентаря, необходимого для работы
в пионерском лагере.
-
Мячи волейбольные
-
Мячи баскетбольные (при наличии баскетбольной площадки).
-
Мячи набивные 1 кг.
-
Мячи малые резиновые.
-
Мячи футбольные.
-
Палки гимнастические.
-
Скакалки.
-
Рулетка.
-
Свистки.
-
Насос для подкачки мячей.
-
Деревянные бруски.
-
Эстафетные палочки.
-
Флажки разноцветные.
-
Обручи большие и малые.
-
Мячи теннисные для метания.
-
Бадминтонные ракетки.
-
Мячи для игры в ручной мяч.
-
Секундомеры.
-
Электромегафон.
-
Ракетки для игры в настольный теннис.
-
Столы для игры в настольный теннис.
-
Стойки и сетки настольного тенниса.
-
Сетки волейбольные.
-
Сетки бадминтонные.
-
Эспандеры.
-
Тренажеры разные.
-
Теннисные шарики.
-
Воланы.
-
Кегли.
-
Комплекты шашек.
-
Шахматы.
-
Скейты.
-
Палатки, компасы, котелки и прочее туристическое снаряжение.
-
Комплекты трусы – футболки разных размеров.
-
Солнцезащитные шапочки.
-
Вымпела, кубки, грамоты, медали.
-
Фляги для питья.
-
Фонарики.
-
Пенопластовые дощечки.
-
Спасательные круги.
-
Резиновые шапочки.
-
Надувные мячи.
-
Надувные круги.
-
Очки для плавания.
-
Маски для плавания.
-
Ласты.
МЕДЕЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ.
В соответствии с состоянием здоровья, физического развития, физической подготовленностью детей школьного возраста разделяют на 3 медицинские группы: основная, подготовительная и специальная.
За распределение детей по физкультурным группам отвечает врач оздоровительного лагеря. Занятия в секциях без разрешения врача запрещаются. На всех спортивно – массовых мероприятиях присутствие медработников обязательно.
Врач оздоровительного лагеря является помощником начальника лагеря.
Все спортивные мероприятия инструктор физкультуры и плаврук могут проводить только после медосмотра и сдачи врачом списков детей об определении их на медицинские группы с указанием диагноза, медицинской группы, ограничениями и рекомендациями.
Поделитесь с Вашими друзьями: |