УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПОД КОНТРОЛЕМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Модуль № 2. «Физиология сенсорных функций»
Тема занятия: Физиология соматовисцеральной чувствительности. Физиология боли.
Цель занятия:
Изучить морфофункциональную организацию соматовисцеральной сенсорной чувствительности;
Изучить морфофункциональную организацию ноцицептивной и антиноцицептивной систем.
Рекомендуемая литература:
1. Конспект лекции по нормальной физиологии.
2. Учебник «Физиология человека» (Под ред. Покровского В.М. и Коротько Г.Ф.). М.: Медицина, 2003; 2011.
3. Учебник «Нормальная физиология» (Под ред. Орлова Р.С. и Ноздрачева А.Д.). М., 2006.
4. Чеснокова С.А. Шастун С.А. Атлас по нормальной физиологии. Учебное пособие (под ред. Н.А. Агаджаняна). М.: МИА, 2007.
5. Электронные образовательные ресурсы https://normfiziologia.ru/jelektronnye-obrazovatelnye-resursy/
Задания для самоподготовки и контроля знаний:
Вопросы
Соматосенсорная система:
Кожная рецепция (виды рецепторов кожи, виды кожной чувствительности).
Кожная механорецепция (механизм возбуждения механорецепторов кожи).
Кожная терморецепция (механизм возбуждения терморецепторов кожи).
Мышечно-сухожильная и суставная проприорецепция:
Мышечные веретена, их характеристика и механизм возбуждения.
Сухожильные рецепторы Гольджи, их характеристика и механизм возбуждения.
Проводниковый и корковый отделы соматосенсорной системы:
Лемнисковый путь проведения, его характеристика;
Спиноталамический путь проведения, его характеристика.
Корковое представительство соматической чувствительности (сенсорный гомункулюс).
Висцеросенсорная система:
2.1. Интерорецепторы, их характеристика.
2.2. Проводящие пути висцеральной сигнализации.
2.3.Центры висцеральной сенсорной системы.
Болевая сенсорная система (ноцицептивная система).
Физиологическая роль боли.
Классификация физиологической боли.
Отраженная и проецированная боль, механизм развития.
Теории происхождения боли.
Система подавления боли (антиноцицептивная система):
8.1. Локальный контроль боли.
8.2. Нисходящий контроль боли.
Ситуационные задачи
Для изучения соматосенсорного анализатора на ладонную поверхность кисти испытуемого, сидящего с закрытыми глазами, накладывали груз массой 200 г, а затем добавляли груз массой 3 г, при этом прирост массы испытуемый не ощущал. Если же добавляли груз массой 20 г, то испытуемый ощущал прирост массы груза. Объясните различие в ощущениях испытуемого. С какой функцией анализатора это связано?
При резком ударе в область локтя у человека появились неприятные ощущения и боль, распространяющиеся на кисть. Как называется такой вид боли и чем она обусловлена?
Пациент обратился к участковому врачу с жалобами на боли в области левой лопатки, левого плечевого и локтевого суставов. В связи с этими жалобами пациент был направлен на обследование к врачу-кардиологу. Почему пациента направили к кардиологу? Почему при заболевании сердца человек может ощущать боль в указанных областях? Как называется и чем обусловлен такой вид боли?
Учебно-исследовательские работа
Определение различия пространственного порога кожных рецепторов в разных отделах кожи.
Цель исследования: изучить различия пространственного порога кожных рецепторов в разных отделах кожи.
Оснащение: циркуль, маркер.
Ход работы: у испытуемого маркируют участки кожи на спине, тыльной стороне кисти руки и ладонной поверхности пальца. Затем с помощью эстезиометра определяют пространственный порог чувствительности в отмеченных участках кожного анализатора.
Рекомендации к оформлению работы: полученные результаты исследования вносят в таблицу для их последующего сравнительного анализа. Делают вывод о различиях пространственного порога кожных рецепторов в исследуемых участках тела.
Участок кожи
|
Пространственный порог тактильной чувствительности кожи
|
Спина
|
|
Тыльная сторона кисти руки
|
|
Ладонная поверхность пальца
|
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |