Методические рекомендации для преподавателя для специальности дерматовенерология аспирантура к практическому занятию №9



страница1/5
Дата30.04.2016
Размер263 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5


Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет

имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России

Кафедра дерматовенерологии с курсом косметологии и ПО
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
для специальности дерматовенерология

аспирантура

К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №9
ТЕМА: «МИКОЗЫ»

Индекс темы/элемента/подэлемента______
Утверждены на кафедральном заседании

протокол № 9 от «23» мая 2013 г.


Заведующий кафедрой

д.м.н., профессор В.И.Прохоренков


Составители:

к.м.н., доцент Т.Н. Гузей

Красноярск

2013


  1. Занятие № 9.

Тема: Микозы.

  1. Форма организации учебного процесса: практическое занятие.

Разновидность занятия: клиническое

Методы обучения: активные и интерактивные



3. Значение темы: Знание вопросов клинической микологии, этиологии, эпидемиологии, патогенеза, современной классификации, клиники и диагностики микозов необходимы дерматологам, учитывая большую распространенность, многообразие клинических форм, трудности дифференциальной диагностики, трудности в лечении данной патологии.

Цели обучения:

- общая:

Обучающийся должен обладать общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):

- способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального дерматовенерологического содержания, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-2);

- способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-4);

- способностью и готовностью к постановке диагноза на основании диагностического исследования в области дерматовенерологии (ПК-1);

- способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы кожных заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования органов и систем при кожных заболеваниях, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний в дерматовенерологической группе заболеваний (ПК-3);



- способностью и готовностью назначать больным с заболеваниями кожи адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии.

учебная



Обучающиеся должны знать:

  • - этиологию микозов, классификацию дерматофитов;

  • - классификацию микозов;

  • - характеристику групп поверхностных микозов;

  • - клинику поверхностных микозов;

  • - современные методы лечения поверхностных микозов;

Обучающиеся должны уметь:

- собрать анамнестические данные у больных;

– оценить состояние кожи больного как в очагах поражения, так и вне их;

– назначить адекватное лечение больному;

– обосновать режим, питание, соответствующее тяжести состояния больного, медикаментозную, в том числе ургентную терапию;

– оформить соответствующую медицинскую документацию.



Обучающийся должен владеть:

- методом забора материала для лабораторной диагностики и диагностическими тестами, позволяющими верифицировать данные заболевания.

- методами лечения больных с данными дерматозами.

психолого-педагогическая цель: обучающиеся должны использовать в повседневной работе принципы врачебной этики и деонтологии в отношении больного, уметь объяснить больному сущность заболевания, необходимость лечения, охарактеризовать прогноз и возможные исходы, соблюдать врачебную тайну, а также с уважением относиться к медицинскому персоналу и коллегам.



4. Место проведения практического занятия: кафедра дерматовенерологии с курсом косметологии и ПО КрасГМУ, стационар и поликлиника КГБУЗ «КККВД» №1.

5. Оснащение занятия: муляжи, атласы, компьютерные презентации по теме; истории болезни пациентов.

6. Структура содержания темы (хронокарта).

Хронокарта практического занятия

№п/п

Этапы

практического занятия



Продолжитель-

ность (мин)



Содержание этапа и оснащенность

1.

Организация занятия

2

Проверка посещаемости

22.

Формулировка темы и целей

3

Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия

33.

Контроль исходного уровня знаний и умений

5

Тестирование, индивидуальный устный или письменный опрос, фронтальный опрос.

44.

Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия

5

Инструктаж обучающихся преподавателем (ориентировочная основа деятельности)

55.

Самостоятельная работа обучающихся:

а) курация под руководством преподавателя;

б) разбор курируемых пациентов;

в) выявление типичных ошибок



60

Работа:

а) в палатах с пациентами;

б) с историями болезни;

в) демонстрация куратором практических навыков по осмотру, физикальному обследованию с интерпретацией результатов дополнительных методов исследования.



66.

Итоговый контроль знаний (письменно или устно)

10

Тесты по теме, ситуационные задачи

77.

Задание к следующему занятию

5

Учебно-методические разработки следующего занятия и методические разработки для внеаудиторной работы по теме

Всего:

90




  1. Аннотация:

На долю микозов приходится от 37-42% от всех болезней кожи и ногтей. Микозы стоп по частоте приближаются к простудным заболеваниям. У 18-40% больных обезображивающие изменения ногтей вызывают возбудители микозов стоп.

На сегодня известно около 400 болезнетворных грибов – возбудителей зарегистрированных случаев микозов.

Существующие классификации возбудителей, как правило, отражают их таксономическое положение или особенности морфологии. Наиболее целесообразная классификация: распределение в зависимости от уровня патогенности/биологической угрозы, которую представляет каждый болезне­творный гриб. В России возбудителей инфекционных заболеваний клас­сифицируют по группам патогенности (I-IV по убыванию), в зависимости от опасности, которую они представляют не только для человека, но и об­щества. Большинство возбудителей микозов относится к IV группе пато­генности (оппортунистические инфекции), возбудители эндемических микозов и криптококкоза – к III группе. За рубежом используют так на­зываемые уровни биологической защиты (BSL – biological safety levels), характеризующие возбудителей по степени риска, который представляет контакт с ними, в частности, для сотрудников микробиологической лабо­ратории.

Все известные возбудители микозов относятся к 1-3 группам BSL. К 1 группе BSL отнесены условно-патогенные грибы, вызывающие глу­бокие микозы случайно, как правило, только на фоне иммунодефицита или критического состояния пациента. Сюда же входят случайные возбу­дители недерматофитных онихомикозов.

Ко 2 группе BSL относятся условно-патогенные грибы, лучше приспо­собленные к обитанию в среде макроорганизма. Случаи обусловленных ими глубоких микозов встречаются регулярно. Во 2 группу также входят основные возбудители подкожных микозов. Сюда же причислены дерматофиты и другие облигатно патогенные возбудители поверхностных ми­козов.

К 3 группе BSL отнесены инфекционные формы диморфных возбудите­лей эндемических микозов, криптококкоза и редкие нейротропные возбу­дители феогифомикоза.

Для диагностики микозов используют микроскопию патологического или биопсийного материала, посев на среды Сабуро, мясопептонную с сердечно-мозговой вы­тяжкой и их модификации. При подозрении на глубокие и диссеминированные микозы используются иммунологическая и молекулярная диагностики. Хроматография как метод диагностики в настоящее время ограничива­ется несколькими микозами, как правило – кандидозом. Применение ПЦР в настоящее время также ограничено. Имеющиеся методики страдают от недостатка чувствительности (глубокие микозы, дерматофитии) или специфичности (контаминация условно-патогенными грибами). Вместе с тем генодиагностика представляется наиболее перспектив­ным методом диагностики микозов, в ближайшее время способным заме­нить классические микробиологические методы.

В России общепринятой классификацией дерматомикозов долгие годы являлась классификация, предложенная Н. Д. Шеклаковым в 1976 г. В настоящее время она полностью пересмотрена и составлена в соответствии с МКБ-10. В основу классификации положен принцип локализации процесса; она удобна с практической точки зрения, однако не учитывает этиологических особенностей в некоторых локализациях. Варианты этиологии определяют эпидемиологические характеристики в соответствующих мероприятиях, а также особенности лабораторной диагностики, Разумным и практически приемлемым компромиссом является использование классификации МКБ с уточнением, при необходимости этиологии возбудителя или его эквивалента. Например: tinea corporis B 35-4, вызванном Tr. Rubrum (син. Руброфития гл. к.) Или: дерматофития в/ч головы (В 35-0 фавус/ микроспория/ трихофития).



Классификация микозов по МКБ Х

  1. Дерматофитии поражают кожу и ее придатки

  2. Малассезиозы кожи.

  3. Кандидоз кожи и слизистых оболочек.

  4. Редкие поверхностные микозы.

  5. Подкожные микозы.

  6. Оппортунистические глубокие микозы.

  7. Эндемические глубокие микозы.

Каталог: sys -> files -> content attach
content attach -> Тесты по специальности общая врачебная практика
content attach -> Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Патологическая анатомия, клиническая анатомия»
content attach -> Предмет и задачи патологии, связь с другими дисциплинами. Значение патологии для современной медицины
content attach -> Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Патологическая анатомия. Патологическая анатомия головы и шеи»
content attach -> Сборник методических рекомендаций для преподавателя к семинарским занятиям по дисциплине «История медицины»
content attach -> Сборник методических рекомендаций для преподавателя к практическим


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5




©zodomed.ru 2024


    Главная страница