Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Патологическая анатомия, клиническая анатомия»



Скачать 421.69 Kb.
страница1/3
Дата23.04.2016
Размер421.69 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет

имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого»

Кафедра патологической анатомии им. проф. П.Г. Подзолкова с курсом ПО


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
по дисциплине «Патологическая анатомия, клиническая анатомия»

для специальности 060103.65 Педиатрическое дело (очная форма обучения)



К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 9
ТЕМА: «Патология иммунной системы: реакции гиперчувствительности. Аутоиммунизация и аутоиммунные болезни. Первичные и вторичные иммунодефицитные синдромы. Амилоидоз. Спид (вич-инфекция)»

Утверждены на кафедральном заседании

протокол № 1 от «30» августа 2014г.
Заведующий кафедрой:

д.м.н., проф. А.К.Кириченко


Составитель:

д.м.н., проф. А.К.Кириченко

Красноярск 2014

1. Занятие № 9

2. Тема: «Патология иммунной системы: реакции гиперчувствительности. Аутоиммунизация и аутоиммунные болезни. Первичные и вторичные иммунодефицитные синдромы. Амилоидоз. Спид (вич-инфекция)»

3. Форма организации учебного процесса: практическое занятие.

4. Значение темы:

Иммунная система - это совокупность органов, тканей и клеток, которые защищают организм от инфекционных агентов и чужеродных по антигенным свойствам объектов. К таким объектам могут относиться инородные тела (трансплантат), ядовитые вещества, клетки опухоли и др.

Процесс обнаружения, распознавания, уничтожения и удаления патогенных факторов называется иммунным ответом.

Цели обучения:

-общая:


обучающийся должен обладать:

-способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

-способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК–5);

-способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1);

-способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);

-способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

-способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного (ПК-5);

-способностью и готовностью проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп (ПК-6);

-способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом (ПК-15);

-способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-16);

-способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний (ПК-17);

-способностью и готовностью анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам пациентов с учетом их физиологических особенностей организма человека для успешной лечебно-профилактической деятельности, провести диагностику физиологической беременности, участвовать в проведении судебно-медицинской экспертизы (ПК-18);

-способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31);

-способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32);

-учебная:

обучающийся должен знать:

-правила техники безопасности и работы в физических, химических, биологических лабораториях с реактивами, приборами, животными;

-физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом и органном уровнях;

-основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых элементов; методы их исследования;

-строение, топографию и развитие клеток, тканей, органов и систем организма во взаимодействии с их функцией в норме и патологии, особенности организменного и популяционного уровней организации жизни;

-функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии с внешней средой в норме и патологии;

-структуру и функции иммунной системы человека, ее возрастные особенности, клеточно-молекулярные механизмы развития и функционирования иммунной системы, основные этапы, типы, генетический контроль иммунного ответа, методы иммунодиагностики;

-понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, нозологии, принципы классификации болезней, основные понятия общей нозологии;

-структурные и функциональные основы болезней и патологических процессов, причины, основные механизмы развития и исходов типовых патологических процессов, нарушений функций органов и систем.

уметь:

-пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;



-работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами);

-давать гистофизиологическую оценку состояния различных клеточных, тканевых и органных структур;

-объяснять характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию вариантов аномалий и пороков;

-интерпретировать результаты наиболее распространенных методов функциональной диагностики, применяемых для выявления патологии крови, сердца и сосудов, легких, почек печени и других органов и систем;

-объяснять характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию вариантов аномалий и пороков;

-описывать морфологические изменения изучаемых макроскопических, микроскопических препаратов и электроннограмм;

владеть:

-медико-анатомическим понятийным аппаратом;

-навыками анализа гистологических препаратов и микрофотографий;

-навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей человека;

-навыком сопоставления морфологических и клинических проявлений болезней.


  1. Место проведения практического занятия: учебная комната, музей макропрепаратов.

6. Оснащение занятия:

-микропрепараты:

  • Амилоидоз почки

  • Криптококковый менингит

микроскопы;

-микрофотографии;

  • Амилоидоз почки.

  • Криптококковый менингит.


7. Структура содержания темы.

Хронокарта практического занятия

п/п


Этапы практического занятия

Продолжительность (мин.)

Содержание этапа и оснащённость

1

Организация занятия

2

Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся.

2

Формулировка темы и целей

2

Озвучивание

преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия.



3

Контроль исходного уровня знаний и умений

5

Тестирование. Тесты исходного уровня.

4

Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия

20

Инструктаж обучающихся преподавателем (ориентировочная основа деятельности).

5

Самостоятельная работа обучающихся (текущий контроль)

103

Работа:

изучение и описание патологических процессов на макро- и микроскопическом уровнях по препаратам и микрофотографиям



6

Итоговый контроль знаний (устно)

15

Ситуационные задачи.

7

Задание на дом (на следующее занятие)

1,5

Учебно-методические разработки следующего занятия и методические разработки для внеаудиторной работы по теме.

Всего:

148,5




Иммунная система - это совокупность органов, тканей и клеток, которые защищают организм от инфекционных агентов и чужеродных по антигенным свойствам объектов. К таким объектам могут относиться инородные тела (трансплантат), ядовитые вещества, клетки опухоли и др.

Процесс обнаружения, распознавания, уничтожения и удаления патогенных факторов называется иммунным ответом.

Существуют две формы иммунного ответа: неспецифический (врожденный или видовой) и специфический (приобретенный).

НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЙ ИММУННЫЙ ОТВЕТ

Врожденный иммунный ответ представлен:



  • механической защитой;

  • гуморальной защитой;

  • клеточной защитой.

Механическая защита позволяет предотвратить массовое проникновение микроорганизмов из окружающей среды. Главными барьерами являются кожа и слизистые оболочки. Кожа непроницаема для большинства возбудителей инфекций. Слизь, выделяемая железами слизистых оболочек, препятствует прикреплению бактерий к эпителиальным клеткам. Постоянное движение ресничек респираторного эпителия, а также кашель и чихание способствуют изгнанию микробов и инородных тел из дыхательных путей. Подобную функцию выполняет перистальтика кишечника и других полых органов, в том числе при рвоте. Механическую защиту выполняет также вымывающее действие мочи, слезной жидкости, слюны.

Гуморальная защита обеспечивается бактерицидными и бактериостатическими свойствами секретов организма. К таким жидкостям относятся кровь, в составе которой система комплемента, белки плазмы, содержащая лизоцим слюна, желудочный сок, желчь, секреты кишечника, а также потовых и сальных желез, с такими компонентами как молочная и жирные кислоты.

Клеточная защита при неспецифическом иммунном ответе осуществляется полиморфно-ядерными лейкоцитами, моноцитами, макрофагами, гистиоцитами, тучными клетками, естественными киллерами и др. Они действуют не только против инфекционных агентов, но и уничтожают инфицированные клетки организма хозяина.

СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ИММУННЫЙ ОТВЕТ

Специфический или приобретённый иммунный ответ обладает рядом отличий:



  • специфичность;

  • иммунологическая память;

  • способность различать «свое» и «чужое».

Специфичность означает развитие защитной реакции только против определенного возбудителя.

Иммунологическая память проявляется в пожизненном иммунитете к какой-либо инфекции. Она позволяет дать быстрый и эффективный ответ при повторном поступлении её возбудителя.

Распознавание «своих» тканей и «чужих» агентов необходимо для реализации специфического иммунного ответа. При нарушении данной способности возникает аутоиммунный ответ.

Патология иммунной системы включает:



  • реакции гиперчувствительности;

  • аутоиммунные болезни;

  • синдромы иммунного дефицита;

  • амилоидоз.

РЕАКЦИИ ГИПЕРЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ

Иммунный ответ, предназначенный для защиты, в ряде случаев приводит к процессам патологического характера, к которым относятся реакции гиперчувствительности.

Гиперчувствительность – развивающийся при повторном контакте с антигеном иммунный ответ, протекающий в чрезмерной, неадекватной форме с повреждением тканей.

В основе реакций гиперчувствительности лежит сенсибилизация. Сенсибилизация – это иммунологически опосредованное повышение чувствительности организма к антигенам (аллергенам).

Известны две формы реакций гиперчувствительности (повышенной реактивности):


  • гиперчувствительность немедленного типа (проявление гуморального иммунитета);

  • гиперчувствительность замедленного типа, (проявление клеточного иммунитета).

Гиперчувствительность немедленного типа реализуется при участии антител, действующих на тучные клетки и базофилы, вырабатывающие медиаторы воспаления.

Гиперчувствительность замедленного типа осуществляется с помощью Т-клеток, обеспечивающих накопление в зоне воспаления макрофагов.

В зависимости от иммунологических механизмов, лежащих в их основе, различают реакции гиперчувствительности I, II, III и IV типов.

I, II и III типы – реакции гиперчувствительности немедленного типа, IV – замедленного типа.



РЕАКЦИИ I ТИПА (АНАФИЛАКСИЯ)

Анафилаксия (от греч. аna – вновь и phylaxis – беззащитность) – остро развивающийся тип иммунологической реакции, обусловленный взаимодействием аллергена с IgE, фиксированным на мембранах тучных клеток и базофилов.

Реакции гиперчувствительности типа I включают две стадии – инициального ответа и позднюю.


  • Фаза инициального ответа развивается через 5-30 мин после контакта с аллергеном, сопровождается расширением сосудов, повышением их проницаемости, спазмом гладкой мускулатуры, гиперсекрецией желёз.

  • Поздняя фаза наблюдается через 2-8 ч без дополнительных контактов с антигеном, продолжается несколько дней и характеризуется интенсивной инфильтрацией тканей эозинофилами, нейтрофилами, базофилами и моноцитами, T-хелперами, а также повреждением эпителиальных клеток слизистых оболочек.

Развитие гиперчувствительности типа I обеспечивают IgE-антитела, образующиеся в ответ на аллерген при участии Т2-хелперов. Антитела сорбируются на тучных клетках и базофилах. При повторном контакте сенсибилизированных IgE-антителами тучных клеток и базофилов со специфическим антигеном происходит немедленный выброс медиаторов, обусловливающих клинические проявления.

Реакции гиперчувствительности I типа могут быть системными или местными.



  • Системная реакция развивается в ответ на внутривенное введение антигена, к которому организм хозяина предварительно сенсибилизирован, и может носить характер анафилактического шока. Системная анафилаксия возникает после введения гетерологичных белков – антисывороток, гормонов, ферментов, полисахаридов, некоторых лекарств (пенициллина). Это наиболее тяжелая форма аллергических реакций, относящаяся к неотложным медицинским состояниям. Тяжесть состояния зависит от уровня предварительной сенсибилизации. Шоковая доза антигена может быть очень мала. Через несколько минут после контакта с антигеном появляются зуд, крапивница и кожная эритема, ангионевротический отек, затем через короткое время развиваются респираторные нарушения – одышка, ринорея, бронхоспазм, рвота, спазмы в животе, понос и отёк гортани. Эти симптомы могут закончиться шоком с сосудистым коллапсом, тахикардией, нейропсихическими нарушениями и смертью больного. На вскрытии, у одних больных, обнаруживаются отёк и кровоизлияния в лёгких, у других – острая эмфизема лёгких с дилатацией правого желудочка сердца.

  • Местная анафилаксия возникает при попадании в организм в дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт, на кожу аллергенов – пыльцы растений, перхоти животных, домашней пыли и т.д. Местные реакции зависят от места проникновения антигена и имеют характер ограниченного отёка кожи (кожная аллергия, крапивница), выделений из носа и конъюнктив (аллергический ринит, конъюнктивит), сенной лихорадки, бронхиальной астмы или аллергического гастроэнтерита (пищевая аллергия).

РЕАКЦИИ II ТИПА (ЦИТОТОКСИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ)

Реакции II типа развиваются при взаимодействии антител (IgM или IgG) с антигеном, находящемся на поверхности клеток.

Это приводит к поражению клетки или ткани. Антиген может быть не только экзогенным, но и собственным, что сопровождается повреждением своих клеток.

Цитотоксические реакции осуществляются несколькими путями.



  • Активация комплемента, вызывающего лизис мембраны клетки и её гибели.

  • Фагоцитоз – несущая антиген клетка поглощается макрофагами, которые распознают комплексы антиген-антитело на клетке.

  • Клеточная цитотоксичность – комплекс антиген-антитело распознается клетками-киллерами (К-клетками), которые уничтожают клетку. К К-клеткам относят гранулоциты, макрофаги, тромбоциты, NK-клетки (натуральные киллеры).

  • Изменение функции клеток – антитело может реагировать с поверхностными молекулами клетки или рецепторами, действуя на её функцию, но не вызывая её некроз.

В клинике реакции II типа наблюдаются при переливании несовместимой крови, при гемолитической болезни новорождённых, при реакциях на лекарства, миастении, болезни Грейвса.

РЕАКЦИИ III ТИПА (ИММУНОКОМПЛЕКСНЫЕ РЕАКЦИИ)

Повреждение при этом типе гиперчувствительности вызывают комплексы антиген-антитело. Иммунные комплексы могут образовываться в месте локализации антигена (иммунные комплексы in situ). При этом происходит поражение одного органа, как например при постстрептококковом гломерулонефрите. Образование иммунных комплексов в циркуляторном русле способствует полиорганной патологии (системная красная волчанка, узелковый полиартериит).

Причиной иммунокомплексных заболеваний также являются лекарственные препараты (пенициллин, сульфаниламиды), пищевые продукты (молоко, яичные белки), ингаляционные аллергены (домашняя пыль, грибы), бактериальные и вирусные антигены.

В морфологической картине иммунокомплексного повреждения доминирует острый некротизирующий васкулит, который приводит к развитию местных кровоизлияний, но чаще наблюдается тромбоз, способствующий развитию местных ишемических повреждений.



РЕАКЦИИ IV ТИПА (ГИПЕРЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ЗАМЕДЛЕННОГО ТИПА – КЛЕТОЧНЫЕ РЕАКЦИИ)

Развиваются с участием Т-лимфоцитов и макрофагов. Клеточный ответ начинает развиваться спустя 48-72 часа после проникновения антигена и реализуется, как правило, в течение 2-3 дней.

Это основной тип иммунного ответа на различные внутриклеточные микробиологические агенты, особенно микобактерии туберкулёза, а также на многие вирусы, грибы, простейшие и паразиты. К заболеваниям с реакцией гиперчувствительности замедленного типа относятся: контактный дерматит, туберкулез, целиакия, отторжение трансплантата и др.

Различают реакции гиперчувствительности замедленного типа, вызываемые Т1-хелперами, и прямую клеточную цитотоксичность, опосредованную CD8+T-клетками.

В первом случае гиперчувствительность замедленного типа включает несколько этапов.


  • Первичный контакт с антигеном, накопление специфических Т1-хелперов;

  • Повторный контакт антигена, захват его макрофагами.

  • Т1-хелперы взаимодействуют с антигеном на поверхности макрофагов и секретируют цитокины.

  • Цитокины вызывают воспалительную реакцию с накоплением моноцитов и макрофагов, продукты которых разрушают клетки хозяина.

Для этого варианта гиперчувствительности замедленного типа характерна инфильтрация из мононуклеарных клеток в дерме и подкожной клетчатке, в виде манжеток вокруг мелких вен и венул. В дальнейшем макрофаги трансформируются в эпителиоидные клетки, которые вместе с лимфоцитами формируют гранулёмы – гранулематозное воспаление.

При цитотоксичности, опосредованной CD8+T-клетками, реакция направлена против антигенов гистосовместимости, фиксированных на поверхности клеток, и играет важную роль в отторжении трансплантата. Такая реакция участвует и в защите от вирусных инфекций и в противоопухолевом иммунитете.



ОТТОРЖЕНИЕ ТРАНСПЛАНТАТА

Реакция отторжения трансплантата связана с распознаванием хозяином пересаженной ткани как чужеродной. Ответственны за такое отторжение антигены HLA. Отторжение трансплантата – сложный процесс, во время которого имеют значение, как клеточный иммунитет, так и циркулирующие антитела.

Трансплантация – это процесс переноса клеток, тканей, органов с одного места на другое. Иммунная система обладает весьма мощными механизмами, которые противодействуют чужеродным агентам, в том числе и чужеродной ткани. Эти механизмы участвуют в реакциях отторжения трансплантата.

Ниже приведены основные разновидности трансплантации.



  • Аутотрансплантация – пересадка ткани в пределах одного организма (почти всегда проходит успешно).

  • Сингенные трансплантаты – ткани, генетически близкородственные донорским (например, полученные от однояйцовых близнецов или инбредных животных).

  • Аллогенные трансплантаты – ткани, пересаженные от одной особи другой генетически чужеродной особи того же вида.

  • Ксеногенные трансплантаты – ткани, пересаженные от особи другого вида (обычно подвергаются отторжению).

Виды отторжения трансплантата:

  • сверхострое (развивающееся в 1 день трансплантации);

  • острое (развивающееся в течение первых четырех недель после трансплантации);

  • хроническое (развивающееся в период от месяца до нескольких лет после трансплантации).

Отторжение трансплантата происходит при участии Т-киллеров (CD8+) и Т-хелперов (CD4+). При участии Т-хелперов формируются специфические Т-киллеры и плазматические клетки. В последующем имеет место накопление в трансплантате эффекторных клеток, поступающих из лимфоидных органов. Отторжение трансплантата осуществляется путем токсического действия на его клетки Т-киллеров и NK-клеток, макрофагов, антител, вызывающих цитолиз.

Патоморфология органов при реакции отторжения трансплантата на примере почечного трансплантата.



  • Сверхострое отторжение: Почка приобретает дряблую консистенцию, пестрый вид с цианотичным оттенком. Микроскопически, выявляются обширные скопления нейтрофилов по периферии сосудов и в клубочках, в просвете сосудов могут присутствовать фибриновые тромбы, фибриноидные некрозы стенок артериол. В корковом веществе почки формируются обширные инфаркты.

  • Острое отторжение: характеризуется формированием васкулитов, отеком интерстиция и инфильтрацией мононуклеарами, со стороны канальцев формируются фокальные некрозы. При выраженном поражении артериол могут сформироваться инфаркты и последующая корковая атрофия.

  • Хроническое отторжение: характеризуется интерстициальным фиброзом, уменьшением удельной доли паренхимы за счет атрофии канальцев. В артериях коркового слоя формируется облитерирующий фиброз. Возможно расщепление базальных мембран капилляров клубочков. В интерстиции могут присутствовать мононуклеарные инфильтраты.

Каталог: sys -> files -> content attach
content attach -> Тесты по специальности общая врачебная практика
content attach -> Предмет и задачи патологии, связь с другими дисциплинами. Значение патологии для современной медицины
content attach -> Методические рекомендации для преподавателя по дисциплине «Патологическая анатомия. Патологическая анатомия головы и шеи»
content attach -> Сборник методических рекомендаций для преподавателя к семинарским занятиям по дисциплине «История медицины»
content attach -> Сборник методических рекомендаций для преподавателя к практическим
content attach -> Учебное пособие по медицинскому и фармацевтическому товароведению для студентов фармацевтического и факультета высшего сестринского образования

Скачать 421.69 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




©zodomed.ru 2024


    Главная страница