МАОУ Заозерная средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №16 г. Томска
Активное обучение с активной доской
Из опыта работы педагогов школы
Методические разработки уроков и внеклассных мероприятий с использованием интерактивной доски.
Томск – 2011
Авторы-составители: Мартынова М.В., Буркова Т.Д., Архипова О.И., Макаревич А.А., Пугачева Л.Н., Раченкова Н.Г., Колесник Е.В., Ташлыкова Н.Ф., Зябрева В.Ф.
Содержание:
1.
|
Мартынова М.В. Интерактивная доска на уроке
|
3
|
2.
|
Архипова О.И. Уроки географии по теме «Австралия», 7 класс
Урок 1. Географическое положение и история открытия Австралии.
Урок 2. Особенности компонентов природы Австралии.
Урок 3. Своеобразие органического мира Австралии.
Урок 4. Австралийский Союз
|
5
9
14
19
|
3.
|
Макаревич А.А. Урок экологии «Мой экологичный (экономичный) дом», 7 класс.
|
24
|
4.
|
Мартынова М.В. Урок географии по теме «Зарубежная Европа», 10(11) класс.
|
30
|
5.
|
Пугачева Л.Н. Урок естествознания по теме «Жизнь на Земле», 5 класс.
|
38
|
6.
|
Колесник Е. В. Урок алгебры по теме «Определение числовой функции. Область определения, область значений», 9 класс.
|
41
|
7.
|
Буркова Т.Д., Ташлыкова Н.Ф. Интегрированный урок физики и математики «Точность измерений», 7 класс.
|
45
51
|
8.
|
Раченкова Н.Г., Пугачева Л.Н. Урок биологии по теме «Эволюция в вопросах и ответах», 9 класс
|
9.
|
Архипова О.И. Уроки географии по теме «США», 11 класс
Урок 1-2. Общая характеристика США.
Урок 3-4. Макрорайоны США.
|
59
74
|
10.
11.
|
Колесник Е.В. Урок математики по теме «Некоторые приемы быстрого счета по книге Перельмана «Быстрый счет. 30 простых приемов устного счета», 6 класс
|
80
|
Зябрева В.Ф. Разработки уроков биологии по теме «Размножение и индивидуальное развитие организмов». 5 уроков, 9 класс. 86
1 урок. Размножение организмов. Деление. 87
2 урок. Бесполое размножение. 91
3 урок. Половое размножение. Развитие гамет. 95
Урок 4. Эмбриональный период размножения. 98
Урок 5. Онтогенез: постэмбриональный период. 103
|
|
|
|
Интерактивная доска на уроке
Мартынова Марина Владимировна – зам директора по научно-методической работе, учитель географии высшей квалификационной категории.
Одной из доминирующих тенденций цивилизации XXI века будет глобальная информатизация общества. Благодаря стремительному развитию средств информационных и коммуникационных технологий возникает новая, информационная среда обитания и жизнедеятельности, формируется постиндустриальное, информационное общество.
Современные дети «с рождения» начинают получать информацию с различных электронных источников: телевизоров, DWD-магнитофонов, компьютеров, мобильных телефонов. И родители часто удивляются, откуда ребёнок знает на какую кнопку нажать для выполнения нужной операции, что обозначает тот или иной термин в программе, даже неигровой. Глядя на экраны электронных средств, малыши часто замечают то, что взрослые разглядят, просмотрев фрагмент несколько раз. Современные городские дети зачастую не знают, откуда берётся молоко, как курица высиживает яйца, чем питается лошадь, как журчит ручей. Но зато они вам расскажут, на каком материке живут бегемот с жирафом, легко могут отправить SMS-сообщение, объяснить, что значит то или иное сочетание клавиш компьютера. Психологи даже ввели такой термин как «клиповое мышление», для объяснения психических процессов, происходящих у нынешних детей.
Интерактивные доски как раз соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции. Работая с интерактивной доской, учитель имеет возможность создавать нестандартные наглядные образы, необходимые для каждого этапа на конкретном уроке, которых нет ни в каком другом источнике. Использование интерактивной доски на уроке может увеличить эффективность обучения ребят в школе. За счет чего это происходит? Как раскрыть потенциал интерактивной доски и сделать ее незаменимым спутником учителя? В этой статье мы рассмотрим 3 ключевых направления применения интерактивных досок в образовании:
-
Презентации, демонстрация и моделирование.
Как использовать соответствующее программное обеспечение и другие ресурсы вместе с интерактивной доской для улучшения понимания материала урока.
-
Повышение активности учеников на уроке.
Как использование интерактивной доски может увеличить активность учеников на уроке.
-
Увеличение темпа урока при использовании интерактивной доски.
Как использование интерактивной доски может улучшить планирование урока и увеличить его темп.
-
Презентации, демонстрация и моделирование.
Интерактивная доска - ценный инструмент для обучение всего класса. Это - визуальный ресурс, который может помочь учителям сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы, фотографии и др.).
Учителя могут использовать управление интерактивной доской, чтобы преподнести изучаемый материал захватывающими и динамическими способами. Интерактивная доска позволяет моделировать абстрактные идеи и понятия, не прикасаясь к компьютеру, изменить модель, перенести объект в другое место экрана или установить новые связи между объектами. Все это делается в режиме реального времени.
2. Повышение активности учеников на уроке.
Многие учителя утверждают, что ученики становятся более активными и заинтересованными на уроке, на котором используется интерактивная доска. Информация становится для них более доступной и понятной, что улучшает атмосферу понимания в классе, и ученики становятся более нацеленными на работу.
3. Увеличение темпа урока.
Если у вас есть интерактивная доска, на уроке вам больше не придется ждать, когда ученик напишет задание на доске, и несколько минут урока будут потеряны - учитель может выводить на экран заранее приготовленные материалы, и время урока будет использовано только на решение поставленных задач. Все записи на интерактивной доске могут быть сохранены на компьютере и вновь открыты при повторении пройденного материала или переданы ученику, который пропустил урок по болезни.
Учителя, начавшие работать с интерактивной доской, отмечают положительные изменения в качестве уроков, в объеме понимаемого учениками материала. Учителя утверждают, что с использованием интерактивной доски они успевают преподнести больше информации за меньшее время, и при этом ученики активно работают на уроке и лучше понимают даже самый сложный материал. Интерактивная доска становится незаменимой для учителей по любому предмету, будь то русский язык или математика, физика или химия, информатика или окружающий мир.
Тема: «Географическое положение и история открытия Австралии»
география
7 класс
Архипова Ольга Иосифовна-
учитель географии первой квалификационной категории
Цели и задачи урока:
-
Образовательные: сформировать представление о физико-географическом положении Австралии; познакомит учащихся с историей открытия и исследования материка, создать географический образ материка;
-
Развивающие: продолжить формирование умения работать с картами и текстом, развивать умения анализировать, сопоставлять, выделять главное, делать выводы
-
Воспитательные: формировать экологическую и общую культуру, вовлечь учащихся в активную практическую деятельность, воспитывать культуру учебного труда.
Тип урока: изучение нового и первичное закрепление полученных знаний
Форма урока: лекция - беседа с элементами практики
Оборудование: интерактивная доска smart board , слайдовая презентация, атлас для 7 класса, контурные карты, физическая карта Австралии.
Ход урока
1.Организационный момент
Слайд №1-2 Учитель объявляет тему урока, делает постановку целей на урок перед учащимися. Затем зачитывает эпиграф к уроку: «Стоит иностранцу сойти с трапа самолёта, его тотчас же спрашивают: «Как вам нравится Австралия?» А чуть позже ему уже не задают подобных вопросов, а просто говорят: «Австралия – самая лучшая страна в мире».
Джордж Микеш - английский писатель
2. Изучение нового материала
Слайд №3 Учитель спрашивает у учащихся о том что им уже известно о материке Австралия.
Далее дополняет их сообщения интересными сведениями о материке, постепенно открывая затемнение на слайде №2, где приводятся доказательства:
Австралия - это самый маленький по площади материк: его площадь = 7, 7 млн. км2 (8,5млн. км2 вместе с островами); Австралия - это самый засушливый из материков Земли. Она получает осадков в 5 раз меньше, чем Африка, в 8 раз меньше, чем Южная Америка;
Это материк реликтов - животных и растений, сохранившихся от прошлых геологических эпох; Вдоль северо-восточного побережья Австралии тянется более чем на 2 тыс. км самый большой в мире коралловый риф, называемый Большим Барьерным рифом; Австралия самый малонаселённый материк нашей планеты и весь материк занимает одно государство - Австралийский Союз.
2.1 Географическое положение материка
Слайд №4
Учитель начинает характеризовать вместе с учащимися географическое положение Австралии по плану, который уже знаком учащимся из курса Африки. От латинского australis- южный, противоположный. Учащиеся отвечают на вопрос учителя: «В каких полушариях расположен материк?» ( в южном и восточном)
Слайд №5
Пользуясь картами атласа учащиеся определяют какими главными линиями градусной сетки пересекается материк ( северным тропиком, почти посередине).
Слайд №6
Учащиеся с помощью атласа определяют координаты крайних точек Австралии и на слайде №5 сопоставляют название крайней точки со стороной горизонта:
Север- м. Йорк 9ºю.ш.143ºв.д.
Юг- мыс Саут- Ист- Пойнт 39ºю.ш.147ºв.д
Восток- м. Байрон 28ºю.ш.153ºв.д
Запад- м. Стип-Пойнт 26ºю.ш.114ºв.д
Слайд №7
Учащиеся вместе с учителем рассчитывают протяжённость материка с севера на юг в градусах по 143 меридиану, где длина 1º= 111,3 км. ( 9º с.ш - 38º с.ш. = 29º * 111, 3 = 3227, 7 км); и протяжённость с запада на восток по южному тропику, где длина 1º= 102, 5 км (113º в.д.- 151 º в.д. =38º * 102, 5 = 3895 км) Делают вывод, что протяжённость с севера на юг и с запада на восток примерно одинакова.
Слайд №8
С помощью карты на форзаце учебника учащиеся определяют, в каких климатических поясах располагается материк Австралия ( субэкваториальном, тропическом и субтропическом, а южная часть о. Тасмания в умеренном) На слайде №7 учащиеся выходят к интерактивной доске доске и записывают названия климатических поясов.
Слайд №9
В пункте - положение относительно морей и океанов учащиеся по картам атласа определяют какими океанами, морями и заливами омывается Австралия . На слайде №8 приводят в соответствие сторону горизонта и название объекта .
Север- Индийский океан( Арафутское море, залив Карпнтария)
Восток- Тихий океан ( Коралловое море, Тасманово море, море Фиджи)
Юг- Индийский океан ( Большой Австралийский залив)
Запад- Индийский океан
Учащиеся далее делают вывод, что береговая линия Австралии очень слабо изрезана. Учитель дополняет: здесь мало бухт, наиболее удобные из них расположены на юго-востоке материка, где и находятся крупные порты страны.
Слайд №10
Австралия ближе всего расположена к Евразии, а от остальных материков удалена . С Евразией соединяется через своеобразный «мост» - Большие Зондские острова .
2.2 История открытия и исследования
Слайд №11
Далее учитель рассказывает историю открытия и исследования материка, а учащиеся записывают результаты открытия в таблицу:
Путешественник
|
Заслуга( результат открытия)
|
Абель Тасман
|
Исследовал северное западное и юго-западное побережье материка, открыл о.Тасмания
|
Джеймс Кук
|
Исследовал восточное побережье материка, открыл Большой Барьерный риф и провозгласил Австралию колонией Великобритании
|
Австралия была открыта европейцами позже других обитаемых материков. Открытию препятствовала отдалённость её от Европы. Ещё древние учёные предполагали, что к югу от Южного тропика существует земля. Эту землю открыли голландцы когда искали свой путь в страну пряностей. В первой половине ΧVІІ века им уже были известны почти всё северное, западное и юго-западное побережье материка. Голландский мореплаватель Абель Тасман исследовал северные и северо-западные берега материка и открыл в 1642 году остров, позже названный его именем – Тасмания. В ΧVІІ- ΧVІІІ- Австралию называли Новой Голландией
В ΧVІІІ веке исследованием южны морей активно занялись англичане Восточное побережье Австралии и Большой Барьерный риф были открыты во второй половине ΧVІІІ века крупнейшим английским мореплавателем и исследователем Джеймсом Куком. В 1770 году Джеймс Кук с командой высадился на восточный берег и провозгласил эту землю владением Великобритании. В результате исследований Кука было доказано, что Австралия самостоятельный материк, а не часть неизвестного Антарктического материка, как считалось прежде.
С конца ΧVІІІ века английское правительство начало ссылать в Австралию преступников, так возник город Сидней, как колония каторжников.
Внимание европейцев в Австралии привлекли так же хорошие пастбища, поэтому изучение внутренних районов материка началось с поиска пастбищ и воды для скота европейских переселенцев. Правительство Англии поощряло переселенцев: давало им большие площади новых земель для обработки пастбищ.
В связи с открытием богатейших месторождение золота в середине ΧІ Χ века в Австралию устремилось много «искателей счастья» и Англия объявила весь материк своей колонией.
3. Практическая работа на контурных картах
Слайд №12
Учащиеся выполняют практическую работу на контурной карте « Обозначение объектов характеризующих географическое положение материка». Учитель объясняет задания, которые ученики должны начать делать на контурной карте в во время урока, а закончить дома.
1. Выделить красным цветом экватор и южный тропик
2.Обозначить крайние точки материка и указать их координаты в условных знаках
3. Подписать синим карандашом названия океанов, морей, заливов, проливов, омывающих материк
4. Пописать названия островов и полуостровов материка
4. Закрепление
Слайд №13
Задание: не пользуясь картой Австралии, с начала ученики дают ответы, а потом проверяют их правильность с помощью карт атласа
-
Австралию омывает с юга Тихий или Индийский океан?
-
Южный тропик пересекает Австралию в северной, центральной или южной части?
-
Большой Барьерный риф расположен вдоль западного или вдоль восточного побережья Австралии?
-
Какой остров – Тасмания или Новая Гвинея- находится южнее Австралии?
-
Австралию омывает с севера Индийский или Тихий океан?
-
Большой Барьерный риф находится в Тихом или Индийском океане?
-
Крайняя северная точка мыс Йорк или мыс Байрон?
-
Крайняя восточная точка - мыс Байрон или мыс Стип-Пойнт?
5. Итог урока: оценки, домашнее задание
Слайд №14
Домашнее задание :
-
Доделать контурную карту, §35 п.1п.2
Использованная литература:
-
География материков и океанов. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват.учеб. заведений/ В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенёв- М.: Дрофа, 2008.
-
Материки и океаны: Учеб.для 7 кл. общеобразоват. Учреждений/ О.В.Крылова М.:просвещение, 2007.
-
Атлас для 7 класса – Омская картографическая фабрика
-
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии 7 класс. М «ВАКО» 2006.
-
География. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.А.Коринской, И.В.Душиной, В.А.Щенёва\ авт.-сост. И.И.Нагорная.-Волгоград: Учитель , 2007
-
География материков и океанов: 8 кл.: Учеб. для спец. образоват. Учреждении / Т.М.Лифанова Е.Н.Соломина.- М.:Просвещение, 2004
-
Рабочая тетрадь по географии материков и океанов для учащихся 8 класса для спец. образоват. Учреждении/ Т.М.Лифанова М.: Просвещение, 2005
-
Использованные картинки с интернет - ресурсов: www.sunhome.ru, ru.wikipedia.org, visatoday.ru.
Тема: «Особенности компонентов природы Австралии»
7 класс
Архипова Ольга Иосифовна
учитель географии, первая квалификационная категория
Цели и задачи урока:
-
О бразовательные: сформировать представление о рельефе и полезных ископаемых материка, об особенностях климата Австралии, об особенностях внутренних вод Австралии
-
Развивающие: развивать умение работать с картой, видеть причинно-следственные связи на примере рельеф- внутренние воды, рельеф- климат, климат- внутренние воды.
-
Воспитательные: активизировать познавательную деятельность детей
Тип урока: изучение нового, закрепление и систематизация полученных знаний
Форма урока: беседа с элементами лекции учителя с практической направленностью
Оборудование: интерактивная доска smart board, слайдовая презентация, атлас для 7 класса, физическая карта Австралии, трафареты с контурами материка
Ход урока
1.Повторение изученного
Слайд №1-2
Учащиеся выполняют задание, показанное на слайде №1: Укажите, верны ли следующие утверждения:
1. Самый сухой материк нашей планеты
2. Материк открыли голландцы
3.Крайняя восточная точка мыс Байрон
4.Омывается Индийским океаном на востоке
5.Повторяя очертания береговой линии, тянется самый большой в мире коралловый риф.
6.Единственный материк, который почти посередине пересекается экватором
7.С востока омывается самым солёным морем в мире
8. Джеймс Кук провозгласили Австралию колонией Великобритании
Верны : 1,2,3,4.8 Не верны: 5,6,7
2.Изучение нового материала
Слайд №3
Учитель начинает изучение нового материала с чтения стихотворения об Австралии
Австралия - страна наоборот.
Она располагается под нами.
Там, очевидно ходят вверх ногами;,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето
Там протекают реки без воды
(они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц ,
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненье,
Спасает юг от северной жары,
Столица не имеет населенья.
Австралия - страна наоборот.
Её исток - на Лондонском причале:
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ.
Австралия- страна наоборот.
Г.Усов
Что же показалось вам ребята странным? Далее идёт «географический разбор» стихотворения.
Австралия располагается «под нами» - антиподы Австралии находятся в северной тропической области Атлантического океана. Год там действительно «вывернут наизнанку», весна в октябре, лето в январе. Реки без воды носят английское название «крик» , так как вода во многих их них бывает лишь в дождливый сезон. Про «бескрылых птиц» не совсем точно: нелетающие птицы есть, например страус Эму, но крылья есть у всех. Есть так же яйцекладущие млекопитающие, а собаки Динго действительно «лаять не умеют», а только тявкают и воют. Эвкалипты – это деревья , которые действительно в период интенсивного роста сбрасывают кору. Кролики, которых завезли европейцы, невероятно размножились и уничтожили значительную часть естественного корма для скота. Столицу государства - Канберру по числу жителей перегнали по меньшей мере пять городов материка. Учащиеся с помощью учителя приходят к выводу, что описаны правдивые события.
2.1 Рельеф
Слайд №4
Австралия - самый плоский материк. Большая часть его представляет собой равнину, края которой приподняты. Особенно значительно на востоке. Ученики выполняют задание- определяют наивысшую точку материка и точку с минимальной высотой по картам атласа. Убирая затемнение экрана учитель показывает правильные ответы: наивысшая точка г.Косцюшко = 2228 метров, наименьшую высоту имеет уровень озера Эйр= -16 метров. Гора Косцюшко названа польской экспедицией в 1839 году в честь национального героя Польши Тадеуша Костюшко.
Слайд №5
Средняя высота материка 215 метров. Только 2% территории имеет высоту более 1000м. Далее учащиеся называют с помощью карт атласа формы рельеф , которые есть на материке . (Большой Водораздельный хребет, Центральная низменность, Большая пустыня Виктория, Большая песчаная пустыня и т.д.) и определяю что за объекты отмечены крестиком на карте слайда №4 .Затем приходят к выводу , что Австралия - самый низкий материк.
Слайд №6
Австралию называют самым спокойным в геологическом отношении материком. Австралия единственный материк где нет действующих вулканов. Материк располагается на Индо-Австралийской литосферной плите. Большая часть материка располагается на Австралийской платформе, а восточная (меньшая) на древней складчатости. Схему показанную на слайде №5 учащиеся перерисовывают в тетрадь, дополняя её полезными ископаемыми.
Австралийская платформа ------------пустыни и равнины----------золото, железные руды, алюминиевые руды;
Область древней складчатости------------Большой Водораздельный хребет----------каменный уголь, газ, нефть
Так же Австралия знаменита опалами, 95% добычи в мире которых приходится на материк.
Слайд №7
Затем учитель рассказывает об удивительной форме рельеф материка .
Центральная Австралия сложена в основном красными песками. На этой плоской пустынной равнине вырисовываются чёткие контуры отдельно стоящих гор. Гора Айрес-Рок похожа на огромный округлый валун, сброшенный вниз первобытным титаном. Коренные австралийцы – аборигены - называют эту гору Улуру и считают своей святыней.
Имея 8 км в окружности, гора вздымается над окружающей её пустыней на высоту 350 км и кажется неприступной. Верхний слой горных пород здесь красный за счёт окислов железа и марганца. На восходе солнца гора кажется коричневой, днём ярко-оранжевой, а на закате словно горит красным цветом. Ночью гора чёрная, словно вобравшая в себя густоту черноту тропической ночи.
2.2.Климат
Слайд №8
Климат Австралии. Учащиеся на слайде №7 расставляют названия климатических поясов в соответствии с их расположение на материке ( субэкваториальный, тропический, субтропический и умеренный). Определяют в каком климатическом поясе располагается большая часть материка ( в тропическом). С помощью трафарета, который раздаёт учитель, в тетради вырисовывают контур Австралии и раскрашивают в соответствии с климатическими поясами
Слайд №9
С помощью карты на слайде №8 учащиеся делают вывод о неравномерности распределения осадков на материке и вместе с учителем выявляют причины неравномерности:
1. Влияние морских воздушных масс с Тихого океана
2.Влияние тёплого океанического течения на востоке материка
3. Барьерный эффект Большого Водораздельного хребта
4. Влияние экваториальных воздушных масс на севере в зимний период (январь)
Слайд №10
Времена года в Австралии, расположенной целиком в южном полушарии, представляют по сравнению с северным полушарием как бы «зеркальное отражение». Самый жаркий месяц - январь, самый холодный- июль. С помощью климатической карты в атласе учащиеся заполняют таблицу с климатическими показателями городов Австралии, расположенных в разных климатических поясах:
Город
|
Климатический
пояс
|
Средняя
tº января
|
Максим.
tº января
|
Средняя
tº июля
|
Максим.
tº января
|
Кол-во
осадков
|
1.Дарвин
|
субэкваториальный
|
|
|
|
|
|
2.Алис-Спрингс
|
тропический
|
|
|
|
|
|
3.Мельбурн
|
субтропический
|
|
|
|
|
|
4.Перт
|
субтропический
|
|
|
|
|
|
5.Брисбен
|
тропический
|
|
|
|
|
|
2.3.Внутренние воды
Слайд №11
Внутренние воды Австралии представлены реками, озёрами и подземными водами. На материка большой запас артезианских вод, которые содержат довольно много соли, серы, а иногда из скважин бьёт вода с температурой +80º. В Австралии имеется более 6000 артезианских колодцев. 60% территории относится к бессточным бассейнам . Для внутренних пустынных и полупустынных частей материка характерна сеть временно пересыхающих рек - криков. Определение крики учащиеся записывают в тетрадь.
Слайд №12
Самая большая речная система Австралии – Муррей с крупным притоком Дарлингом, но площадь её водного бассейна невелика. Длина реки Муррей – 3717 км, р.Дарлинг- 2720 км. Эти реки берут начало на Большом Водораздельном хребте. Питание у них естественно только дождевое и от подземных вод.
Большинство озёр Австралии не имеют стока и засолены. Общее число озёр 800.Самое крупное из них - озеро Эйр- «мёртвое сердце» материка. Оно было открыто в 1840 году овцеводом Эдуардом Эйром и позже названо его именем. Площадь озера зависит от выпадающих осадков и постоянно изменяется. Глубина озера- 20 метров В сухое время года озеро распадается на мелкие водоёмы, высохшие участки покрываются коркой соли. Когда же во время дождей мутные реки наполняют озеро, образуется огромное водное пространство площадью до 15 тыс. км².
3 . Закрепление изученного
Слайд №13
Закрепление проводится в виде работы по рядам.
Задание для 1 ряда: привести доводы о влиянии рельефа на внутренние воды.
Задание для 2 ряда: доказать, что климат влияет на внутренние воды материка.
Задание для 3 ряда: привести примеры влияния рельефа на климат Австралии.
4. Итог урока: оценки, домашнее задание
Слайд №14 Домашнее задание§ 35, 36. Подготовить короткие сообщения о интересных представителях флоры и фауны Австралии
Использованная литература:
-
Душина И.В., Коринская В.А., Щенёв В.А. География : Наш дом- Земля .7 кл. Метод.пособие - М.: Дрофа 1998г.
-
География материков и океанов. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват.учеб. заведений/ В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенёв- М.: Дрофа, 2008.
-
Материки и океаны: Учеб.для 7 кл. общеобразоват. Учреждений/ О.В.Крылова М.:просвещение, 2007.
-
Атлас для 7 класса – Омская картографическая фабрика
-
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии 7 класс. М «ВАКО» 2006.
-
География. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.А.Коринской, И.В.Душиной, В.А.Щенёва\ авт.-сост. И.И.Нагорная.-Волгоград: Учитель , 2007
-
География материков и океанов: 8 кл.: Учеб. для спец. образоват. Учреждении / Т.М.Лифанова Е.Н.Соломина.- М.:Просвещение, 2004
-
Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии.-М.: «5 за знания», 2007
-
Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов. -М.: Издательство «Первое сентября», 2000
-
Использованные картинки с интернет-ресурсов: www.sunhome.ru, ru.wikipedia.org, visatoday.ru, arktal.livejournal.com, radmar.mylivepage.ru
Тема: Своеобразие органического мира Австралии
7 класс
Архипова Ольга Иосифовна
учитель географии, первая квалификационная категория
Цели и задачи урока:
-
Образовательные познакомить учащихся с особенностями природы Австралии, основным представителями органического мира континента
-
Развивающие: развитие интереса к изучаемому предмету, активизация познавательной деятельности
-
Воспитательные: воспитывать убеждённость в необходимости бережного отношения к представителям растительного и животного мира
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний, систематизация полученных ранее знаний
Форма урока: комбинированная ( элементы лекции, игры, выступления учащихся)
Оборудование: интерактивная доска smart board, слайдовая презентация , атлас для 7 класса, физическая карта Австралии, карта природных зон материка, рисунки и картинки с изображениями животных Австралии.
Ход урока
1.Повторение изученного
Слайд №1- №5
Учитель проводит повторение в тестовой форме, ученик выходит к доске и отвечает на вопрос теста ( ставит галочку у правильного варианта ответа). После этого учитель со всеми учениками класса проверяют правильность ответов.
1.Австралия долгое время была колонией :
А Голландии Б Франции В Португалии Г Великобритании
2.Самая высокая вершина материка находится:
А в северной части Б в юго-западной В в юго-восточной Г в западной
3.В Австралии отсутствуют:
А вулканы Б наводнения В впадины Г солёные озёра
4.В каком климатическом поясе располагается большая часть Австралии :
А тропическом Б умеренном В субтропическом Г экваториальном
5.Сухие русла рек в Австралии называются:
А вади Б крики В бедленды Г солонцы
6. В рельефе Австралии преобладают:
А горы Б плоскогорья В котловины Г равнины
7. Австралия самый:
А высокий материк Б сухой В влажный Г последний из открытых
8.Какими двумя видами определяется питание рек Австралии:
А снеговое Б дождевое В подземное Г ледниковое
2. Изучение нового материала
Слайд №6
Учитель начинает изучение нового материала с рассказа о своеобразии органического мира материка. Органический мир Австралии своеобразен и неповторим: 75% видов растений и 95% животных в Австралии являются эндемиками. Эндемики( реликты) – т.е. животные и растения которые обитают только в Австралии, не встречаются на других континентах. В Австралии встречаются сумчатые – 162 вида, но не встречаются обезьяны и копытные, не встречаются растения с сочными плодами, нет ни одного одомашненного растения или животного. В Австралии обитают и не встречаются больше нигде на Земле яйцекладущие и выкармливающие молоком организмы. Здесь растёт самое высокое дерево и оно является одни из быстрорастущих организмов – эвкалипт.
Любовь австралийцев к животному и растительному миру страны выражена и в государственной символике. Государственный герб Австралийского Союза изображен в виде щита, поддерживаемого с обеих сторон кенгуру и страусом-эму в обрамлении цветущих ветвей эвкалипта. Герб в настоящем виде существует с 1912 года.
Слайд №7
Затем идёт работа учащихся с картами природных зон по определению природных зон на материке ( полупустыни и пустыни, саванны и редколесья, переменно-влажные леса, жестколистные вечнозелёные леса и юг о.Тасмания в зоне смешанных и широколиственных лесов) Затем на слайде №6 на интерактивной доске один из учеников записывает название природной зоны у условного знака показанной карты в соответствии с окраской занимаемой территории. Учащиеся визуально определяют, что наибольшую площадь имеют природные зоны саванн и тропических пустынь.
Слайд №8
Далее заслушиваются небольшие сообщения о растениях и животных, а слушатели записывают в тетрадь особенности животного или растения. Учитель дополняет рассказ ученика собственной информацией. В лесах Австралии преобладают эвкалипты, которых здесь около 600 видов. Густая крона высоких ( до 90 м) деревьев располагается в верхней части ствола, а корни таких деревьев на 30 метров уходят в землю и, как мощные насосы , выкачивают из неё влагу. Пластинки листьев повёрнуты ребром к солнечным лучам и не дают густой тени в эвкалиптовых лесах. В скрэбе – густых невысоких зарослях – высота эвкалиптов не превышает 5-6 метров. Все эвкалипты сбрасывают кору. Пропитанные эфирными маслами листва и кора легко воспламеняются и тогда лес превращается в море огня. Однако сами деревья, как правило, не погибают, так как огонь поражает лишь кору. Эвкалипт растёт очень быстро и в 35 лет достигает высоты двухсотлетнего дуба. За 20 лет эвкалипты могут дать столько древесины, сколько другие породы деревьев дадут лишь за 100 лет. Листья этих растений содержат эфирные масла, обладающие целебными свойствами и используются для производства масел, красок , лекарств , а пропитанная прочная древесина не гниёт, в ней не заводятся насекомые. Из многих видов эвкалипта получают дубильные вещества.
Эндемиком Австралии является бутылочное дерево. Нижняя часть его непомерно широкая – отсюда и его название. В рыхлой древесине ствола сохраняется запас влаги, которое дерево расходует в засушливое время года. Если постучать по его стволу, то звук будет глухой, булькающий. В засуху фермеры не раз спасали скот от голода и жажды, давая животным мелко нарубленную древесину бутылочного дерева.
Казуарины- необычные деревья. Вместо листьев у них тонкие длинные побеги, напоминающие иглы хвойных деревьев. По форме кроны дерево напоминает ель, и его называют «рождественское дерево». Из-за прочной древесины казуарины называют ещё «Железное дерево».
Слайд №9
В Австралии сохранились многие древние животные, вымершие на других материках. Здесь обитают сумчатые животные. Сумчатыми они названы потому, что у них на животе из кожи образована выводковая сумка, в которой животные донашивают родившихся детёнышей, ещё не приспособленных к обычным условиям обитания.
Коала- древесный медведь, который большую часть жизни проводит на эвкалиптах, питаясь их листьями. Коала очень медлителен и пассивен.
Утконос и ехидна- яйцекладущие млекопитающие : они как птицы откладывают яйца, но вылупившихся детёнышей кормят молоком.
Разнообразен мир птиц: страус Эму, чёрный лебедь, попугай какаду, лирохвост. Самым крупным хищником является собака динго. Это животное похоже на овчарку средних размеров. У него большая голова с тупой мордой, короткие ноги и мех бледно-жёлтого цвета. Учёные считают, что динго – это одичавшая собака.
Слайд №10
Джеймс Кук впервые посетив Австралию, был удивлён странным видом неизвестного ему животного . Он спросил у австралийцев , как называется это животное . «Кенгуру, кенгуру!» – отвечали они. И только позже Кук узнал, что восклицание «кенгуру» значило на местном наречии: «Не понимаю!» Кенгуру имеют рост от 30 см до 2 метров. Они отличные бегуны, а длинный ( почти метр) хвост помогает им удерживать равновесие во веря прыжков.
Слайд №11
Учащиеся отвечают на вопрос: Почему Австралия имеет такой необычный по сравнению с другими материками растительный и животный мир? ( В далёком историческом прошлом Земли, около 130 млн. лет назад, на едином материка Гондвана изначально были одни и те же виды растений и животных. После разделения Гондваны Австралия оказалась наиболее отдалённой от других материков. За время существования материк лишь частично, в его центральной части, затоплялся морем. Не было резких изменений климата. В этих условиях органический мир развивался свои путём, отличающимся от пути развития органического мира других материков)
3.Закрепление изученного
Слайд №12
Учащиеся разгадывают ребусы и объясняют как ответы связаны с Австралией ( наводнение – бедствие которое возникает на юго-востоке материка , эвкалипт – самое распространённое дерево Австралии, Австралия- название материка)
Слайд №13
Учащиеся распределяют растения и животных «по адресам»: соединяют на интерактивной доске стрелкой название растения с природной зоной, где оно произрастает:
Саванны: страус Эму, Бутылочное дерево
Переменно-влажные леса: Пальмы, Фикусы , Эвкалипты ,Коала, Лирохвост
Пустыни: Акации
Слайд №14
Числовой диктант - учащиеся записывают ответ примерами и цифрами, а затем учитель опуская шторку на интерактивной доске показывает правильные ответы :
1. От количества букв в названии сумчатого животного - символа материка
вычесть количество полушарий, в которых расположена Австралия.
2. Сумму двух последних цифр в дате открытия о.Тасмания сложить с
количеством океанов, омывающих этот материк.
3.Число животных, которые изображены на гербе Австралии, умножьте на
место этого материка по площади в мире.
Ответ:
кенгуру (7) 2 полушария= 7-2=5
1642 год (6) +2 океана = 6+2=8
2 животных ( страус и кенгуру) * 6 место = 2*6=12
Ответ: 5,8,12
Если на уроке остаётся время, то можно воспользоваться фильмом ВВС «Дикая Австралазия»
4. Итог урока: оценки, домашнее задание
Слайд №15
Домашнее задание §37
Использованная литература:
-
Душина И.В., Коринская В.А., Щенёв В.А. География : Наш дом- Земля .7 кл. Метод.пособие - М.: Дрофа 1998г.
-
География материков и океанов. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват.учеб. заведений/ В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенёв- М.: Дрофа, 2008.
-
Материки и океаны: Учеб.для 7 кл. общеобразоват. Учреждений/ О.В.Крылова М.:просвещение, 2007.
-
Атлас для 7 класса – Омская картографическая фабрика
-
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии 7 класс. М «ВАКО» 2006.
-
География. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.А.Коринской, И.В.Душиной, В.А.Щенёва\ авт.-сост. И.И.Нагорная.-Волгоград: Учитель , 2007
-
География материков и океанов: 8 кл.: Учеб. для спец. образоват. Учреждении / Т.М.Лифанова Е.Н.Соломина.- М.:Просвещение, 2004
-
Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии.-М.: «5 за знания», 2007
-
Рабочая тетрадь по географии материков и океанов для учащихся 8 класса для спец. образоват. Учреждении/ Т.М.Лифанова М.: Просвещение, 2005
-
География материков и океанов: 8 кл.: Учеб. для спец. образоват. Учреждении / Т.М.Лифанова Е.Н.Соломина.- М.:Просвещение, 2004
-
Кондратьева Б.А., Мертвели П.М. Уроки географии: 6 кл. Из опыта работы –М.: Просвещение , 1985
-
Использованные картинки с интернет - ресурсов : 900igr.net, www.apelsin.travel, https://www.liveinternet.ru
Поделитесь с Вашими друзьями: |