МЕТОД АЛЬТЕРНАТИВНОЙ НАГРУЗКИ Елизавета Сосина и Павел Гойхман
Тренеры, подготовившие рекордсмена мира, рекордсмена Европы и олимпийского чемпиона
ТРЕНЕР ТРЕНЕРУ
1. Количество или качество.
При больших объемах нагрузок организм, как и его звенья в «горячих» точках, не выдерживает напряжения, и выходит из строя. Травмы и болезни от непосильных перегрузок – это естественное проявление защитных реакций организма. Получив травму, спортсмен в дальнейшем становится ее заложником. Метод многолетнего возрастания общих объемов, оказался опасным.
Многие спортсмены не понимают, почему при их огромной фанатичной работе результаты подготовки растут незначительно. В тренировке они не могут ощутить меру возможной дозы, которую организм в состоянии воспринять именно сейчас.
Постоянно растущие объемы нагрузок создают в функциональных процессах глубокую адаптацию, характер которой очень трудно впоследствии изменить.
По мере роста уровня напряженности, каждое очередное занятие заставляет организм приспосабливаться к более высоким нагрузкам.
Глубокая адаптация закрепляет на одном уровне физиологические возможности. Это лишает спортсмена беспрерывности функционального развития. Необходимо совсем другое направление влияний.
Вывод в том, что конкретная тренировка не должна своими нагрузками останавливать рост возможностей. Наоборот – развивать, совершенствовать качество двигательных проявлений.
2. Развитие физических качеств или функциональное совершенствование.
В соревнованиях необходимы функционально предельные двигательные проявления. Цель тренировки – быстрее достичь широкой функциональной готовности в своем виде.
Направление тренировочных влияний требует все более высокого функционального совершенствования.
Когда физическая подготовка направляется на функциональную перестройку организма, это позволяет двигательной системе проявить себя в большей мере в момент соревнований. Необходимо менять структуру заданий и тренировки в целом.
В работе тренера возникает другая технология применения нагрузок. Предлагаемый нами метод отличается в тренировке тем, что не создается устойчивая адаптация к нагрузкам.
Задача решается разумно подобранным беспрерывным чередованием не только упражнений, но сочетания усилий и напряжений. Такое возможно при смене характера напряжений в каждом подходе.
Эта технология влияний создает условия для одновременного развития нужных физических качеств.
Важен не просто нагрузочный тренинг, а воспитание напряжениями всех систем.
В каждом упражнении методика объединяет в одно целое развитие, технику и обучение.
3.Адаптация или реадаптация.
Есть разные пути для создания сильного тренирующего влияния! Об этом знают, говорят, но альтернативную систему не разрабатывают.
Наш метод нагрузок исходит из идеи реадаптации.
Все, что относится к форме, характеру и смене мышечных режимов можно варьировать.
Вариативные, контрастно сочетаемые мышечные напряжения создают воздействия особой направленности. В момент перехода на другой характер усилий от систем организма требуется резкое переключение функциональных процессов.
Важен беспрерывный рост специальных координационных процессов. Степень концентрации на временнóм участке разных видов усилий и режимов меняет их функциональное воздействие.
В основе такого тренирующего эффекта используется контрастность одновременно сочетаемых видов напряжений. В этом случае удается готовить спортсмена в многообразии возможностей его функциональных и, следовательно, двигательных проявлений.
Именно целесообразный выбор напряжений определяет эффективность метода.
Всякую нагрузку, не соответствующую форме и характеру усилий для основного вида легкой атлетики, желательно исключить из арсенала мышечных напряжений.
4. Напряженность в единицу времени – вместо планирования общего объема.
Для нас понимание физической тренировки – путь резкого усиления качественного воздействия.
Мы не отрицаем всё существующее в известных методах, а дополняем альтернативным, с нашей точки зрения, подходом. Оценка тренирующей роли напряжений в каждую единицу времени и есть основное отличие предлагаемой методики и ее приемов. В таком случае заранее не планируется, как это принято, общее количество и объемы.
Метод выполнения нагрузок своей технологией в большей мере нацелен на качественную перестройку внутримышечной координации. Путем беспрерывной смены разных порций нагрузок, сочетанием напряжений в них по принципу генерализации увеличивается роль не «силового», а «функционального поля».
Во время столкновения разных порций усилий на их границе скачком возрастает нагрузка на весь организм. А это значит, что создается беспрерывность эволюции для совершенствования всех систем.
В основе такого эффекта используется контрастность одновременного сочетания между собой разных форм. Речь идет о концентрации внутри одного подхода разных, малых порций нагрузок. Многообразие напряжений создаст необходимый фон состояния готовности.
Метод соединения «порциальных» нагрузок оказывается в большой мере нацелен на совершенствование функциональных возможностей в своем виде спорта.
5. Соединить разнообразие и качество.
Настало время, когда следует в идеях перешагнуть из прошлого в будущее. Нельзя в современной тренировке продолжать жить в мире количества, там, где требуется качество. Речь не идет о том, что бы снизить напряжения от нагрузок. Сменив технологию, их надо сделать безопасными, одновременно повысив их эффективность.
Предлагаемый метод заключается в увеличении количества вариантов заданий. Например, скорости движений, сочетаясь одновременно, чередуются от очень быстрых до очень медленных, меняются направления и амплитуда упражнений.
При высокой частоте противоположных видов напряжений возникает функционально-энергетический резонанс, объединяющий все виды таких усилий. Резко уплотняются процессы, в корне меняется результат ответных реакций. Происходит совершенствование в уровнях возможностей все более мелких функциональных единиц. В этом – основной смысл сочетания разных порций. Предлагаемый метод альтернативного выполнения нагрузок характерен изменением качества воздействия в единицу рабочего времени.
6. Комплексно-вариативный метод нагрузок.
Комплексность – это сочетание в блоке нескольких упражнений одинаковой направленности.
Вариативность – это чередование разных усилий внутри упражнения.
Комплексно- вариативный метод эффективен, когда в каждом подходе спортсмен работает без пауз.
Известно, что явления функциональной и двигательной памяти существуют определенное время. Если наступает непредусмотренный перерыв, то теряется эффект беспрерывной связи. Потеря темпа влияний во времени ведет к потере плотности всей нагрузки. А такая ситуация в корне меняет результаты ее воздействия.
Попробуйте взять в руки секундомер и определить, сколько времени тренировки спортсмен выполнял именно физическую нагрузку, а сколько времени ушло на «паузы» без нагрузки.
В любом виде заданий возможно путем сочетания нескольких порций акцентировать направленность нагрузки: обучающую, тренирующую, развивающую. Но определенный подбор усилий позволит сразу согласовывать все эти три параметра. Создание такого направленного «нагрузочного поля» происходит за счет смены характера в сочетаемых порциях движений.
По выбору тренера желательно вначале включать сочетание только двух контрастных порций. Тогда в большей мере проявляется направленность воздействия от таких напряжений. Продолжительность, как и сочетание усилий, определяется тренером в зависимости от целей конкретного задания.
Одинаковые движения порции, повторяются от 4 до 7 раз, или каждая порция выполняется до появления выраженного ощущения утомления. Оно является сигналом для перехода на другую порцию.
Содержание задания зависит от творчества тренера, а его мышление направлено на такое сочетание, которое даст наибольший тренирующий эффект в единицу времени.
Поделитесь с Вашими друзьями: |