Материалы областной межведомственной конференции «Формирование здорового образа жизни. Передовой опыт социально-педагогической работы с детьми и семьей»



Скачать 101.5 Kb.
Дата01.10.2017
Размер101.5 Kb.


Рекомендовано к изданию

редакционно-издательским советом

ГОУ ВПО «Московский государственный

областной социально-гуманитарный

институт»

Материалы областной межведомственной конференции «Формирование здорового образа жизни. Передовой опыт социально-педагогической работы с детьми и семьей». Секция №4 «Формирование здорового образа жизни в системе дошкольного и школьного образования Московской области» (27 октября 2011 г.) / Под редакцией М.В. Панкратовой. - Коломна: ГОУ ВПО «МГОСГИ», 2011. – 19 с.

В сборник включены статьи педагогов, посвященные здоровьесберегающим технологиям в системе дошкольного и школьного образования, подходам к формированию здорового образа жизни учащихся.

Материалы конференции адресованы руководителям образовательных учреждений, учителям, преподавателям педагогических вузов.

© Авторы статей, 2011


СОДЕРЖАНИЕ

Гаврилова И.А.

Мотивация участников образовательного процесса на сохранение и укрепление своего здоровья 3

Формирование здоровьесберегающей среды школы как условие сохранения и укрепления здоровья школьников 5

Семья и школа: создадим долину здоровья 10

Организация работы по формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек с детьми с ограниченными возможностями здоровья 14


Мотивация участников образовательного процесса на сохранение и укрепление своего здоровья


Гаврилова Ирина Анатольевна, заместитель

директора по учебно-воспитательной работе

МОУ Наро-Фоминской средней общеобразовательной школы № 4 с углублённым изучением отдельных предметов г.Наро-Фоминска

Московской области

Возрастающие психоэмоциональные и физические нагрузки учащихся в современной школе делают задачу сохранения и укрепления здоровья школьников одной из приоритетных. Давно сложившийся метод организации школьного образования не учитывает необходимости решения этой проблемы? поэтому в последнее время педагогами ведётся поиск здоровьесберегающих подходов к организации образовательного процесса.

Наша школа начала активно работать по внедрению здоровьесберегающих технологий два года назад. Эффективными способами отслеживания и анализа здоровьесбережения явились мониторинги, анкеты и тесты, которые выявили недостаточное осознание участниками образовательного процесса ценности здоровья и здорового образа жизни. Самой важной и сложной проблемой было формирование позитивного и субъективного отношения к здоровью. Учителя исходили из того, что только личная ответственность за своё здоровье в сочетании с необходимой компетенцией в приёмах и технологиях сохранения и укрепления здоровья, а также знание своих индивидуальных особенностей позволяют достигать целей, которые ставит здоровьесберегающая технология. Чтобы помочь учащимся осознать здоровье как самоценность, выбрать здоровый образ жизни, мы использовали различные средства:


  • разработаны лектории для учеников и родителей;

  • разработаны классные часы, посвящённые пропаганде здорового образа жизни;

  • использован личный пример учителей, родителей, спортсменов школы и города;

  • выпущены газеты, проведена выставка рисунков, созданы видеофильмы, презентации на темы здоровья;

  • проведены элективные курсы и факультативы здоровьесберегающей направленности;

  • разработаны и приняты определённые правила относительно курения, употребления алкоголя, наркотиков;

  • были проведены Дни здоровья, где были задействованы учащиеся всех классов, конкурс на самый спортивный класс;

  • педагог-психолог проводил тренинги со школьниками относительно вопросов познания самого себя, осознания своей ценности и индивидуальности, понимания мотивов своего поведения, выявления своих личных качеств и возможностей;

  • социальный педагог способствовал успешной социальной адаптации учеников.

Работа коллектива школы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, продолжается. Мы ищем новые формы, нестандартные подходы и уверены в успехе.

Формирование здоровьесберегающей среды школы как условие сохранения и укрепления здоровья школьников


Кудрявцева Юлия Александровна,

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15 города Коломны
В МОУ СОШ №15 г.о. Коломна программа «Формирование здоровьесберегающей среды школы как важнейшее условие сохранения и укрепления здоровья школьников» работает с 2010 года. Приступая к работе по созданию этой программы, педагогический коллектив школы проанализировал сложившуюся на тот момент ситуацию и пришел к следующим выводам.

Во-первых, в образовательном учреждении существовало достаточно упрощенное представление о формах и методах профилактической работы, которая в большинстве случаев сводилась к лекциям или беседам, носящим назидательный, поучительный характер, или же к проведению массовых спортивных мероприятий. Лекции, как правило, читали либо школьный медицинский работник, либо врачи поликлиник. Однако эти специалисты не всегда владеют методологией обучения и воспитания здоровому поведению, теорией и методами формирования у учащихся позитивной мотивации на сохранение здоровья. Отсюда отсутствие озабоченности состоянием собственного здоровья у подавляющей части здоровой молодежи.

В-вторых, профилактика заболеваний проводилась в основном только среди детей. Между тем средовой фактор зачастую имеет решающее значение в формировании потребности в здоровом образе жизни. Если родители и родственники ребенка имеют определенные факторы риска или страдают хроническими неинфекционными заболеваниями и не заботятся о своем здоровье, то у ребенка формируются стереотипы поведения, способствующие развитию этих же заболеваний. Также бесполезна «односторонняя» профилактическая работа, ведь говорить о вреде курения детям, родители которых сами страдают от этой вредной привычки, да еще и не имеют ничего против курения их сына или дочери, просто бессмысленно.

В-третьих, не всегда учитывались психологические особенности возрастной группы, с которой планировалась работа. Между тем по данным социологических исследований РАН, у молодежи здоровье стоит на пятом месте в иерархии ценностей; у людей в возрасте 31 – 40 лет – на третьем, у 60-летних – на первом месте. В молодом возрасте кажется, что жизнь бесконечна, а здоровье неистощимо. Как избавить детей от этой опасной иллюзии? Задумавшись над этими сложностями и противоречиями, мы решили, что необходим комплекс мер по решению проблем сохранения здоровья учеников. Перед школой стоит задача создания механизма формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения.

Концепция программы по формированию здоровьесберегающей среды школы строится на трех принципах: здоровье – развитие – образование. В процессе реализации программы предусмотрено тесное сотрудничество детей, родителей и педагогов. Целью программы является формирование у обучающихся стремления к укреплению здоровья и развитию физических способностей, а также использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.

Формирование здорового образа жизни в соответствии с программой нашей школы включает в себя несколько важнейших составляющих:

1. Пропаганда значимости здорового образа жизни. Важна не эпизодическая, а планомерная, комплексная работа в этом направлении через предметное обучение, классные часы, внеклассную работу, проектно-исследовательскую деятельность. Как показывает опыт, мало сообщить о пользе или вреде того или иного фактора для здоровья. Необходимо не простое информирование школьников, а определенный психологический подход к ним, предполагающий развитие личностных ресурсов, направленных на осознание здоровья как одной из ценностей жизни. Только в этом случае можно добиться не только знаний, но и формирования повседневно применяемых навыков здорового образа жизни. Вероятность достижения этой цели существенно повышается за счет введения межпредметного обучения, т.к. если преподавание здорового образа жизни ведется только в рамках одной дисциплины, то велика возможность игнорирования школьниками получаемой информации, например вследствие несложившихся отношений с преподавателем. При обучении здоровому образу жизни через целый ряд предметов (биологию, химию, ОБЖ и т.д.) есть возможность преподнести информацию как бы исподволь, избежав тем самым изложения в назидательной форме. Необязательно, чтобы весь урок был посвящен той или иной тематике, связанной со здоровьем. Иногда учителю достаточно сделать оговорку или замечание по ходу обычного урока. Кроме того, можно проводить тематические ролевые игры, предлагать школьникам делать доклады, проектные и научно-исследовательские работы, чтобы школьники самостоятельно приходили к тому или иному выводу. Необходимо привлекать учащихся к активным формам работы, когда школьники выступают не просто слушателями или зрителями, а участниками творческого процесса, заинтересованными в его результате. В нашей школе регулярно проводятся конкурсы агитбригад по пропаганде здорового образа жизни, дни здоровья, конкурсы газет и плакатов. Эти активные формы работы, в которых к тому же присутствует дух соревнования, помогают ребятам осознать ценность здорового образа жизни.

2. «Обучение здоровью».

Это комплексная просветительская, обучающая и воспитательная деятельность, направленная на повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни. Регулярно проводятся научно-практические конференции старшеклассников, викторины «Если хочешь быть здоров» для учащихся младших классов, круглые столы и диспуты по проблемам обучения здоровью с приглашением специалистов.

Не забываем мы и о работе с родителями: регулярно проводятся родительские собрания по проблеме сохранения здоровья не только детей, но и всех членов семьи в целом. Также запланирован родительский всеобуч, во время проведения которого родители могут получить у специалистов ответы на все интересующие их вопросы. К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести различные тренинги, семинары и практикумы по проблемам формирования навыков ЗОЖ у детей и подростков.

3. Профилактика вредных привычек, алкоголизма, табакокурения, наркотической зависимости.

Необходимо учитывать психологию молодого поколения, его новую потребительскую субкультуру, в которой главным понятием является престиж, а мы, педагоги, иногда на практике, к сожалению, сталкиваемся с мнением молодежи о «престижности» употребления ПАВ. Трудно организовать работу в данном направлении, но мы в школе стараемся активно участвовать в массовых акциях против наркотической зависимости, употребления алкоголя и табачных изделий. Приглашаем специалистов, организуем встречи с интересными людьми, пользующимися авторитетом у подростковой аудитории, которые высказывают свое мнение по этой проблеме. Сотрудники школьной социально-психологической службы проводят системную работу в данном направлении, разрабатывая серию тренингов «Умей сказать “Нет!”». Работу по профилактике наркотической зависимости начинаем с 7-8 класса, о проблеме табакокурения и алкоголизма – несколько раньше, четко отслеживая результаты и тщательно подбирая формы и виды работы, соответствующие психологическим и возрастным особенностям аудитории.

4. Побуждение к физически активному образу жизни, занятиям физической культурой и спортом.

В масштабах нашей школы мы боремся с гиподинамией детей разнообразными способами, включающими уроки физкультуры, утреннюю гимнастику и физкультурные паузы, пешие прогулки, походы, общешкольные спортивные праздники, массовые соревнования, дни здоровья и другие формы, доступные для нас. Особую роль в этой работе играет школьный летний оздоровительный лагерь, который является одним из важнейших средств формирования здорового образа жизни. Учителя, сами активно принимающие участие в соревнованиях, ведущие здоровый образ жизни, во всем поддерживают учеников и подают им пример.

Трудно подводить итоги работы по такой жизненно важной проблеме, как формирование здорового образа жизни у подрастающего поколения. Но тем не менее мы гордимся, что с 2008 года школа - признанный лидер среди общеобразовательных учреждений по итогам спортивно-массовой работы и победитель спартакиады по различным видам спорта. В целом по школе различными видами спорта в секциях школы и города занимается 34,4% учащихся, а физкультурой на доступном по состоянию здоровья уровне, как показал опрос, – 100% учащихся. Дни здоровья, общешкольные спортивные праздники, дни профилактики вредных привычек и родительские собрания по проблемам, связанным со здоровьем подрастающего поколения, стали регулярными мероприятиями, традиционными для нашей школы. Сложно сопротивляться тем негативным факторам, которые влияют на современную молодежь на улице, тем потокам не всегда достоверной информации, которая обрушивается на них со страниц СМИ, с экранов телевизора и сайтов Интернета. Но мы не сдаемся в этой борьбе, и если хотя бы нескольким учащимся мы помогли задуматься о здоровье или остановиться у края пропасти – наша цель достигнута.

Семья и школа: создадим долину здоровья


Першина Оксана Вячеславовна,

учитель начальных классов

МОУ средняя общеобразовательная школа № 10

г. Коломны Московской области
Здоровье человека – тема достаточно актуальная для всех времён и народов, а в ХХI веке она становится ещё и первостепенной задачей. Состояние здоровья российских школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками 20 или 30 лет назад, что тревожит специалистов в области здравоохранения. По данным Минздрава РФ, каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины из них отмечаются функциональные отклонения.

В 2009 году я начала работу в 1 «Б» классе. Вместе с психологом школы и медицинским работником мы ознакомились с личными делами и медицинскими показателями состояния здоровья учащихся, провели тестирование по изучению мотивации и психологической готовности детей к школе. Результаты этого исследования заставили нас задуматься о сохранении здоровья учащихся: в классе только 46% относительно здоровых детей, а 54% имеют отклонения. Практически половина детей имеет хронические заболевания, большая часть учащихся психологически не готова к учебной деятельности в школе, так как у них преобладает игровая и внешняя мотивация к учебе, поэтому и уровень адаптации к школе остается низким.

Для того чтобы воспитать в ребенке личность, необходимо создать все условия для его духовного здоровья и физического совершенствования. Духовное здоровье – это принципы морали, которые должны зарождаться в семье: семейные нормы и ценности, культура, отношение к родине; а также нравственные, духовные, эмоциональные и другие основы личности. Физическое здоровье – это укрепление физических показателей, которые имеет ребенок при рождении. Трудно начинать работу с детьми, неготовыми к школе, с отклонениями в здоровье, а ведь перед педагогом стоит важная задача – сберечь здоровье подрастающего поколения, развить его способности в сочетании всех аспектов жизнедеятельности: социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного.

Исходя из этих понятий, я решила создать свою воспитательную систему класса со следующими приоритетными направлениями: Здоровье, Общение, Гражданин. Значительную роль в решении проблемы укрепления и сохранения здоровья играет семья, личный пример родителей, их поступки, тон речи, высказывания, поведение. Мы решили создать у себя в классе «Долину Здоровья», так как в школе № 10 г.о. Коломна существуют условия для реализации задуманного: большая столовая, спортивный и тренажерный залы, в школе работают спортивные секции и кружки, ведется большая оздоровительная работа (проводятся ежемесячно дни здоровья, дни профилактики здоровья, классные часы и т.п.).

Родители помогли создать уютный микроклимат кабинета, в котором детям комфортно заниматься, общаться. Мы решили, что все дети будут завтракать в школе, т.е. будут обеспечены горячим питанием (27% питается бесплатно).

Основной целью моей работы с родителями является консультирование по вопросам воспитания ЗОЖ у детей. Для этого необходимо родителей из сторонних наблюдателей переориентировать в активных участников здоровьетворчества, потому что младший школьник во всем подражает своим родителям, а если они сами следят за своим здоровьем, физическим развитием, то и ребёнок будет жить по тем же правилам и законам, что существуют в семье. Поэтому в своей работе с родителями я использую следующие формы и методы: родительские собрания, темы которых связаны с укреплением и сохранением здоровья у школьников; наглядная пропаганда ЗОЖ; беседы и консультации по предупреждению заболеваний, по сохранению и укреплению эмоционального здоровья; анкетирование.

Все эти формы и методы работы дают возможность осуществлять неформальные связи с родителями, служат средством обратной связи, предоставляют объективную информацию о работе школы, интересах и потребностях семьи.

Основной целью моей работы  по здоровьюсбережению учащихся стало формирование ЗОЖ. Для достижения поставленной цели мною решались следующие задачи:



  • сформировать знания о здоровье, факторах, его укрепляющих и разрушающих;

  • укрепить физическое здоровье детей;

  • осуществить профилактику заболеваний (проветривание класса, занятия физкультурой на улице);

  • научить детей делать правильный выбор в пользу укрепления своего здоровья и принимать ответственные решения;

  • совершенствовать умения в соблюдении правил личной и школьной гигиены;

  • научить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к своему поведению (это способствует воспитанию толерантности и развитию коммуникативных способностей);

  • развивать творческие способности (конкурсы, детские проекты, выставки).

Родители также могут привить своим детям идею физического и духовного совершенствования, воспитания патриотизма и любви к родине, организовать для них праздники, экскурсии и поездки по родному краю.

Как же строилась оздоровительная работа с учащимися? Приведу примеры наиболее действенных направлений.



  1. Специальные занятия для наиболее успешной адаптации учащихся 

“Учусь общаться”.

  1. Одним из направлений  укрепления здоровья школьников является снижение психоэмоционального напряжения, стресса, тревожности.

  2. Упражнения для снятия мышечного напряжения.

  3. Проведение с детьми физминуток, физкультурных, динамических пауз.

  4. Профилактика близорукости

  5. Встречи с тренерами ДЮСШ «Комета», ДЮСШ по легкой атлетике, баскетболу с целью популяризации спортивного направления.

Проанализировав результаты всех исследований и наблюдений за учащимися своего класса за 3 года, я пришла к выводу: работа, проводимая по охране и укреплению здоровья учащихся, дала положительный результат. Особое внимание уделялось гигиеническому образованию: профилактике заболеваний, питанию, закаливанию, развитию мотивации к здоровому образу жизни. Все это позволяют осуществлять индивидуальный подход к ученикам путём применения различных методов обучения и воспитания.

В заключение вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.-Ж.Руссо хочется сказать: “Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым”.



Организация работы по формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек с детьми с ограниченными возможностями здоровья


Шишова Лилия Михайловна,

учитель физической культуры,

педагог – организатор по спортивно – массовой работе, 12 разряд

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида «Надежда» г.Коломны
На протяжении 75 лет в школе обучаются дети с диагнозами F – 70 (легкая умственная отсталость), в плане эксперимента F – 71 (умеренная умственная отсталость).

Цели и задачи, решаемые образовательным учреждением:



  • воспитание человека, способного строить собственную жизнь, умеющего решать проблемы и адаптироваться в современных условиях;

  • сохранение жизни и здоровья обучающихся;

  • создание оптимальных условий, способствующих развитию личности учащихся и повышению на основе этого уровня их воспитанности;

  • воспитание в детях толерантного отношения к людям и происходящим событиям в мире;

  • создание в школе благоприятной психологической атмосферы, способствующей раскрытию потенциала каждого ученика;

  • развитие школьного ученического самоуправления, активизация деятельности детей;

  • сохранение и приумножение школьных традиций;

  • расширение взаимодействия с различными учреждениями и организациями с целью привлечения специалистов в различные сферы воспитательной деятельности.

Отличительными особенностями детей является неустойчивость характера и психики, так называемые акцентуации характера, свойственные для определенного возраста. К сожалению, вследствие своих интеллектуальных возможностей дети с умственной отсталостью очень часто бывают ведомыми, легко поддаются негативному влиянию со стороны окружающих. В своей работе учителя и воспитатели образовательного учреждения постоянно обращают внимание на эти важные факторы и проводят работу по разным направлениям.

Направления работы по формированию ЗОЖ и профилактике вредных привычек:



  1. Работа с семьей по повышению знаний и формированию положительной мотивации к ЗОЖ.

  2. Работа с педагогами по повышению компетентности в области приобщения детей к ЗОЖ.

  3. Информационно – пропагандистская деятельность по повышению уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения и способах укрепления здоровья.

  4. Физкультурно – оздоровительная деятельность и работа с детьми по формированию интереса к ЗОЖ.

1. Работа с семьей по повышению знаний и формированию положительной мотивации к ЗОЖ.

К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся:



  • информационная;

  • воспитательно – развивающая;

  • формирующая;

  • охранно – оздоровительная;

  • контролирующая;

  • бытовая.

Задачи взаимодействия школы и родителей:

  • формирование активной педагогической позиции родителей;

  • вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;

  • активное участие родителей в воспитании детей.

Данная работа осуществляется следующим образом:

  • лектории (личная гигиена и распорядок дня, двигательный режим школьников);

  • общешкольные родительские собрания;

  • пропаганда культуры питания в семье;

  • консультации родителей по вопросам физического воспитания детей в семье, закаливания и укрепления их здоровья;

  • родители приглашаются на школьные спортивные мероприятия и охотно принимают в них активное участие.

Результатами этой работы являются:

  • изменение отношения родителей к вопросу воспитания детей, их здоровью;

  • во многих семьях профилактические беседы по ЗОЖ стали носить обязательный характер.

2. Работа с педагогами по повышению компетентности в области приобщения детей к ЗОЖ.

Для того чтобы грамотно и правильно спланировать свою коррекционно – воспитательную работу, педагоги школы в первую очередь обращаются к медицинской документации, изучают личные дела вновь прибывших учеников, проводят различные диагностики с психологической и социальной службами школы (выявление способностей учащихся, мышления, агрессии, акцентуаций характера, нравственно – психологических особенностей трудного подростка, памяти, психологического климата в коллективе), мониторинги (здоровья, воспитанности, мотиваций), анкетирование (выявление занятости детей, изучение познавательных интересов, отношение к школе, отношение к сквернословию, отношение к ЗОЖ), изучают семьи подопечных.

Для педагогов поводятся консультации по проведению спортивных часов в группах продленного дня, физминуток на уроках, организации прогулок.

На методических советах ежегодно составляется план работы оздоровительной направленности, на заседаниях методобъединений учителя охотно делятся опытом работы.



3. Информационно – пропагандистская деятельность по повышению уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, возможностях его снижения и способах укрепления здоровья.

К этой деятельности относится выпуск стенгазат о здоровье, вредных привычках, оформление стенда отчетами о спортивных событиях в школе и лучших спортсменах школы. Сами учащиеся также принимают активное участие в творческих конкурсах рисунков и плакатов о здоровье и спорте.

На Дни здоровья приглашаются специальные гости: в прошлом учебном году это был Кадулов Игорь Петрович, чьим именем назван трамплин для прыжков на лыжах на Сахалине, откуда он сам родом. В этом учебном году нас удостоил своим вниманием Коляскин Сергей Викторович, призер Олимпийских игр 1972 года в Мюнхене, Мастер спорта Международного класса, участник многочисленных международных соревнований по академической гребле.

4. Оздоровительная деятельность и работа с детьми по формированию интереса к ЗОЖ.

В школе существует своя спортивная команда. Дети принимают участие в соревнованиях, проводимых Федерацией спорта инвалидов Московской области и благотворительной организацией «Абсолют Помощь», где показывают совсем не плохие результаты.

Хотелось бы отметить, что в состав команды входят «трудные дети» и «дети группы риска».

В школе работают три спортивных кружка. Занятия проводятся по расписанию и соответствуют требованиям санитарной нормы. Используются как групповые, так и индивидуальные формы работы. Занятия строятся с учетом возрастных особенностей учащихся и направлены на развитие творческих и общефизических навыков: точности, выразительности, мелкой моторики, памяти, смекалки, мышления, гибкости, выносливости, ловкости, координации движений, укрепление здоровья.

Систематически проводится инструктаж по технике безопасности и правилам поведения во время спортивных занятий, что позволяет детям сохранять здоровье во время занятий спортом. Благодаря работе руководителей творческих объединений активно проводится внеклассная работа в школе. Дети проявляют заинтересованность, желание участвовать в общешкольных и городских мероприятиях, проводимых в системе образования согласно общешкольному и городскому плану работы.

Большинство учащихся нашей школы охвачены занятиями в кружках и не только в стенах нашего образовательного учреждения. Дети активно участвуют в Днях здоровья, где для них проводятся различные соревнования. По результатам соревнований они получают грамоты, что является стимулом для детей. Классные руководители совместно с педагогами – организаторами постоянно проводят тематические классные часы по данному направлению.

На педагогическом совете в августе прошлого года было принято решение об организации работы, в результате которой было решено добиться от детей отказа от курения в образовательном учреждении. На 70 % эта задача уже решена следующим образом: во время дежурства по школе один из дежурных учителей постоянно находится возле двери запасного выхода, сотрудник охраны тем временем инспектирует центральный выход, перемещение детей из школы в мастерские и обратно осуществляется под руководством учителей трудового обучения. Старшеклассники с пониманием относятся к такому положению дел. Пятница в школе объявлена Днем отказа от курения.

По результатам анкетирования, проведенного среди учащихся среднего звена и их родителей, можно заключить следующее: отношение к своему здоровью у детей изменилось в лучшую сторону; дети стали более серьезно относиться к проблеме ЗОЖ; родители удовлетворены работой школы в данном направлении.





Каталог: document -> doc PEDAGOGI
document -> Фонограммы как доказательства по гражданским делам
document -> Негативное воздействие на организм человека курения табака
document -> Примерная программа профессионального модуля
document -> Умеренные когнитивные нарушения у больных с сосудистым поражением головного мозга 14. 01. 11 нервные болезни
document -> Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов специальной медицинской группы по освоению теоретического раздела дисциплины «Физическая культура»
document -> Программа «Счастливое материнство с желанным ребёнком»
document -> История урологии среднего урала
document -> Новая информация из раздела безопасности использования лекарственного средства
doc PEDAGOGI -> Правильное питание

Скачать 101.5 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница