Малкова Юлия Владиславовна, к ф. н., доцент кафедры филологического образования спб аппо познакомьтесь с первой частью лекции



Скачать 110.88 Kb.
Дата01.05.2016
Размер110.88 Kb.
ТипЛекции
Формирование эмоциональной картины мира учащихся

Малкова Юлия Владиславовна, к.ф.н.,

доцент кафедры филологического образования СПб АППО

    Познакомьтесь с первой частью лекции и выполните задание

    Отечественный нейропсихолог А. Р. Лурия справедливо полагал, что речь, являясь средством общения, становится одновременно и механизмом интеллектуальной деятельности, позволяющим выполнять операции отвлечения и обобщения и создающим основу категориального мышления.

    Именно через речь и в процессе речи выстраивается картина мира человека. Под эмоциональной языковой картиной мира понимают сложное структурно-смысловое образование, сформированное вербализованными эмоциональными представлениями, эмоциональными понятиями, эмоциональными концептами. 

            Как верно подметил В. В. Бибихин, «наш мир никогда не бывает лучше нашей речи» . Вспомним, что и Людвиг Витгенштейн в Логико-философском трактате говорил: «Границы моего мира определены границами моего языка» . Эти два высказывания, перекликаясь, звучат достаточно тревожно. То, что вошло в язык – осталось в нем, породило концепт, смысл, то же, чего нет в нашем словаре – навсегда отсутствует в нашей модели мира. 

            Таким образом, от богатства и гибкости словаря подростка зависит не только способность к успешному общению, не только понимание текстов, но и развитие эмоциональной сферы, т.е. построение своей личной эмоциональной картины мира. 

В школьном возрасте особенно ощутимо влияние языка на формирующиеся концепты и понятия. К примеру, сленг сужает восприятие мира во всей его полноте, выигрывая в моментальной («точечной») выразительности, но проигрывая в гибкости, глубине, точности обозначений.

            При работе со школьниками  выражению чувств следует учить как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. Этой цели служат такие упражнения, как метафорические «портреты чувств»; составление «кардиограммы эмоций»; игра в цветовое выражение чувств; овладение фразеологией переживаний; анализ выражения эмоций в фольклоре и в русской классике. 

            Чтобы школьник мог адекватно выражать собственные эмоции и понимать эмоции других, с точки зрения механизмов речи необходимо 

1) количественное накопление в памяти лексического багажа;

2) развитие навыка мгновенного включения  точного слова в речевой контекст.

            Для этого прежде всего необходимо правильно составить «эмоциональный словарь» - отобрать слова актуальной лексики, с которыми можно будет работать на уроках. Это непростая задача.

            В русском, английском и других языках существует множество слов, обозначающих различные психические состояния, связанные с проявлением эмоций. Научные работы, изучающие всю совокупность эмоций, рассматривают различные количества таких слов: от двух-трех десятков до сотни.

            Многогранность эмоций, разнообразие их проявления, способность к слиянию исключают возможность простой линейной их классификации. Кроме того, человек способен испытывать несколько эмоций и состояний одновременно, в результате чего возникают сложные эмоции, описываемые сложными языковыми конструкциями.

            Сегодня психология располагает целым рядом независимых оснований для деления эмоциональных явлений. Даже перечень наиболее известных оснований выглядит внушительно. Эмоции различаются по модальности (качеству, знаку), по интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, форме своего развития, по уровням проявления в строении психического (высшие-низшие), по предметному содержанию и направленности (например, на себя и других, на прошлое, настоящее и будущее), по особенностям их выражения и т.д.  

            Ч. Дарвин считал, что эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям его жизни. По Дарвину, телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, мимика, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма («Выражение эмоций у человека и животных», 1872).

            На основе изучения лицевой экспрессии Пол Экман (США, ХХ век) выделяет шесть базисных эмоций: гнев, страх, отвращение, удивление, печаль и радость.  Базисные эмоции (от греч. basis – основа и лат. emovere – возбуждать, волновать) представлены минимальным набором, на базе которого могут формироваться все другие эмоциональные процессы и состояния. Именно эти эмоции фиксируются при электрической стимуляции различных подкорковых зон мозга.

            Разные авторы называют различное число базисных эмоций - от 2 до 10. Так, например, американский ученый Роберт Плутчик, выделяет восемь базисных эмоций, деля их на четыре пары, каждая из которых связана с определенным действием:

1) разрушение (гнев) - защита (страх);

2) принятие (одобрение) - отвержение (отвращение);

3) воспроизведение (радость) - лишение (уныние);

4) исследование (ожидание) - ориентация (удивление).

            Ко вторичным эмоциям, по Плутчику, можно отнести:  гордость (гнев + радость); любовь (радость + принятие); любопытство (удивление + принятие); скромность (страх + принятие). Вспомним, что и ревность, к примеру,  Б. Спиноза называл слoжным aффектом, сoстоящим oдновременно из любви и нeнависти к любимoму лицу и зaвисти к тому, кoго oн любит.

Упражнение 1

Определите чувства

Рассмотрите иллюстрацию и продолжите знакомство с лекцией    


https://sites.google.com/site/emocii01/_/rsrc/1350389549393/home/emocii1.jpg
            Интересна классификация современного одесского психолога В. О. Леонтьева , которую он  представил в виде куба. В этом кубе верхняя грань – положительные эмоции, нижняя грань –  отрицательные; левая грань – предвосхищающие, правая грань – констатирующие; передняя грань – направленные на себя, задняя грань – направленные на внешние объекты, на других людей.

            Примером эмпирической классификации может служить различение десяти «фундаментальных» эмоций, выделенных на основе комплексного критерия, охватывающего их нервный субстрат, экспрессию и субъективное качество (К. Изард ). По нашему убеждению, в результате изучения русского языка ученик  8-9 класса должен различать и уметь называть эти 10  фундаментальных эмоций: 

1. Интерес-возбуждение 

2. Удовольствие-радость

3. Удивление

4. Горе-страдание

5. Гнев-ярость

6. Отвращение-омерзение

7. Презрение-пренебрежение

8. Страх-ужас

9. Стыд-застенчивость 

10. Вина-раскаяние 


            На первом этапе работы с детьми достаточно ограничиться набором 10-12 слов, описывающих разные степени радости и горя – т.е. 2-й и 4-й из фундаментальных эмоций. Вот возможные варианты таких лексических наборов:

РАДОСТЬ, БЛАЖЕНСТВО, ОЖИВЛЕНИЕ, ВОСТОРГ, ВОСХИЩЕНИЕ, ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ, СЧАСТЬЕ, УДОВОЛЬСТВИЕ, ВЕСЕЛЬЕ, ВООДУШЕВЛЕНИЕ, ЛИКОВАНИЕ, БЕЗРАЗЛИЧИЕ. 

ПЕЧАЛЬ, ГОРЕ, РАВНОДУШИЕ, ГРУСТЬ, РАСТЕРЯННОСТЬ, ОТЧАЯНИЕ, ОГОРЧЕНИЕ, СТРАДАНИЕ, СКУКА, ТОСКА, ПОДАВЛЕННОСТЬ, УНЫНИЕ.
            Запишем каждое слово на отдельной каточке соответствующего цвета (красного или синего). Предложим детям, разделенным на группы  построить «лестницу настроений»: расположить положительные эмоции по степени усиления (от нейтральной к самой сильной) и раскрасить каждое слово в соответствующий цвет. Затем то же самое предлагаем проделать с карточками отрицательных эмоций.

            В сильных группах можно предложить и другие группы слов, например:  ВОЛНЕНИЕ, ПАНИКА, ИСПУГ, БЕСПОКОЙСТВО, ТРЕВОГА, УЖАС, СТРАХ (8-я фундаментальная  эмоция по Изарду). Или группу 5-й эмоции (от РАЗДРАЖЕНИЯ до ЯРОСТИ).


Упражнение 2

Выполните задание сами и предложите его своим ученикам


            Далее полезно отрефлексировать свои чувства за прошедший день (старшеклассникам) или за неделю (школьникам среднего звена). Детям дается следующая инструкция: «Нарисуйте «кардиограмму» своих эмоций, которые вы испытали за вчерашний день. По горизонтальной оси – время (в часах), когда вы пережили то или иное чувство, по вертикальной – интенсивность этого чувства».

  • восторг

  • блаженство

  • ликование

  • счастье

  • восторг

  • радость

  • веселье

  • удовольствие

  • воодушевление

  • интерес

  • оживление 

  • безразличие     

  • скука

  • растерянность

  • огорчение

  • грусть

  • расстроенность

  • подавленность

  • печаль

  • тоска

  • горе

  • отчаяние

  • уныние

    На уроке литературы можно дать следующее задание: представьте, что вы пишете автобиографическую повесть в стиле Л.Н. Толстого. Расскажите о событиях одного своего дня,  анализируя свои чувства. Используйте вышеприведенные названия эмоций (можно образовывать от них наречия, глаголы, прилагательные: радость – радостно – радовался – радостный), а также фразеологизмы.

      Следующая ступень формирования эмоциональной картины мира -  работа с метафорами эмоций.



Упражнение 3

Продолжение лекции

            Обращаем внимание детей на то, что  основным источником психологической лексики является лексика «физическая», используемая во вторичных, метафорических смыслах, поскольку внутренний мир человека моделируется по образцу внешнего, материального мира. События, явления внутренней жизни человека уподобляются внешнему – физическому, природному и социальному миру, его событийным и пространственно-предметным характеристикам.

            Обращаясь к традиционным языковым метафорам эмоций, учащиеся с помощью педагога способны отметить, что в основе  них лежат аналогии: с жидким, текучим веществом (страсти кипят, прилив чувств, хлебнуть горя, испить чашу страдания, волна нежности), с огнем (гореть желанием, любовный пыл, пламя любви, огонь желания), с воздушной стихией (буря страстей, вихрь, шквал, порыв чувств, чувства обуревают), с болезнью, отравой (лихорадка любви, переболеть любовью, зависть отравляет душу), с живым существом (чувства рождаются, живут, говорят, умирают, пробуждаются) и др. 

Метафоры  отрицательных  эмоций  часто основываются на аналогии со всем тем, что причиняет боль путем внешнего, механического воздействия. Негативные чувства грызут, терзают, гложут, кусают, ранят, точат, режут по сердцу, пронзают сердце, колют.

            Исследователи (А. Д. Шмелев, Н. Д. Арутюнова, Ю. Д. Апресян и др.) отмечают национально-культурную природу образов-ассоциаций, которые переносятся из внешнего для человека мира во внутренний, на безграничные возможности их развертывания, трансформаций, сочетаний.

            Анализ специфичности когнитивных метафор, относящихся к эмоциям, также был произведен В. А. Успенским , рассмотревшим в том числе существительные горе и радость в составе метафорических выражений типа испить горя, глубокое горе, тяжелое горе, горе придавило его и т. п.; радость разливается в человеке, бурлит, играет и т. п.  Единый ключевой, мотивирующий их образ здесь – жидкость, вода. Горе, с точки зрения В.А.Успенского, мыслится в русском языке как «тяжелая жидкость, заполняющая некоторый бассейн, на дне которого находится человек», а радость – «это легкая светлая жидкость», «по-видимому, она легче воздуха». Образом «текучих эмоций» порождены такие сочетания, как излить душу (печаль, горе), страсти волнуются в душе; страсти (чувства) кипят (бурлят), иметь каплю жалости (любви, снисхождения, уважения), испить до дна чашу страданий, облить (окатить) презрением, прилив чувств, накатывать, подкатывать (о горе, тоске) и т.п.

Радость «может овладевать всем существом человека и, переполняя его, выливаться, выплескиваться вовне (ср. также дышать, светиться радостью), растворяясь в окружающем мире». Образ «выплескивания радости вовне», выхода человека за пределы своего тела представлен в характерных  выражениях быть вне себя от радости

            Представление об элементах эмоциональной жизни человека как о жидком (а не сыпучем или твердом) веществе исключает такие сочетания, как накормить восторгом, съесть страдание, высыпать печаль и пр. Так, разрешено выпить (испить, осушить) чашу, кубок, фиал (поэт.), бокал (поэт.), но не рюмку, кружку, стакан, чашку, бутылку и пр. страданий. Можно облить презреньем, но не жалостью. Нельзя измерять  чувства  литрами, например, говорить о литре презренья, восторга, но есть шуточное выражение ноль внимания, фунт презренья, говорят также узнать почем фунт лиха, хотя жидкости обычно не измеряются фунтами .

            Образ огня, горения  вводит в язык такие сочетания, как пламя (жар, пил, огонь, пожар) любви, пламенная (пилкая, жаркая, огненная, горячая) любовь, гореть желанием (любовью, ненавистью и пр.), сгорать от любви, пилать страстью, страсти испепеляют душу, любовь (злоба, ненависть и пр.) разгорается в сердце, страсть (любовь, зависть, гнев, ярость, ненависть) опаляет (обжигает) душу, раздувать страсть (огонь страстей), разжигать ненависть (злобу),

            На основе предшествующего анализа можно приступить к самостоятельному творчеству –минисочинениям. Хороший прием работы в 5-6 классах придумала профессор  Н.Л. Мишатина - создание метафорических портретов чувств. Вот какие «портреты» написали ее ученики:  «Обида похожа на черничный сок – пролил, и никогда до конца не отстирается»; «Обидевшись, человек сворачивается, как еж, и встречает мир острыми иголками»; «Обида как лабиринт. Ты совершенно один, ты растерян, заперт в своей душевной боли, но ты ищешь свет, ищешь выход».

            Н. Л. Мишатина в своей Рабочей тетради  предлагает целую систему интересных лингвокультурологических заданий (ЛКЗ) по формированию эмоциональной картины мира.


Допишите сравнения, развернув их метафорический образ (и предложите задание ученикам):

Тоска глухая, как ...

Радость звонкая, как ...

Страх леденящий, как ...

Гнев кипящий, как ...

Любовь горячая, как ...
        Изучение метафорики чувств  показывает, сколь велика в процессе ее создания роль культурно-исторического багажа народа - поэзии, художественной литературы, мифологии. Ведь язык, будучи одним из основных признаков нации, выражает культуру народа, который на нём говорит, т.е. национальную культуру.  В связи с этим полезно обратиться к образам фольклора. Хорошо, если учитель найдет возможность прокомментировать в классе или «разгадать» с детьми некоторые пословицы: 

  • Нет лучше веселья сердечной радости. 

  • От радости голова вскружилась, дух сперся.

  • Огорченный песен не слушает.

  • Горе - что море: не переплыть, не вылакать. 

  • Жить грустно, а умирать тошно. 

  • Что червь в орехе, то печаль в сердце. День меркнет ночью, а человек печалью. С печали не мрут, а сохнут.

  • С тоски вольного свету не видишь.

  • Счастье на крыльях, несчастье на костылях.

Раскрывая смысл пословиц, дети убеждаются, что каждая пословица – свернутый текст. Фразеологизмы, так же как и пословицы, представляют собой важную составляющую «языка» культурных концептов.  Они не только выражают и транслируют, но формируют культурное самосознание народа – носителя языка.
Вот некоторые упражнения для педагогов и учащихся

Упражнение 4

Сгруппируйте фразеологизмы по значению. Сколько групп вы выделили? Назовите эти группы.

Глаза на лоб полезли, волосы стали дыбом, душа болит, челюсть отвисла, мороз по коже дерет, сердце кровью обливается, совесть мучает, мурашки бегают по спине, кошки на сердце скребут, сердце замирает, душа в пятки уходит, в голове не укладывается, дух захватывает, кровь стынет в жилах; сгореть от стыда, дрожать, как осиновый лист, ушам (глазам) не верить, сидеть как на иголках, наложить в штаны, принимать близко к сердцу, сквозь землю провалиться, не находить себе места, лишиться дара речи; ни жив ни мертв, как громом поражен.

Возможные варианты: Тревога. Страх. Стыд. Сострадание. Удивление. Другое чувство (укажите какое).
Каталог: Portals
Portals -> Опорно-двигательного аппарата общая характеристика нарушений опорно-двигательного аппарата. Детский церебральный паралич
Portals -> Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Технология пищевых производств»
Portals -> Конкурс юных исследователей природы «Знатоки природы»
Portals -> Конспект лекций для студентов специальности 260501 «Технология продуктов общественного питания»
Portals -> У ребенка высокая температура
Portals -> Л. И. Фильчикова М. Э. Бернадская О. В. Парамей. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция. М., 2003
Portals -> Содержание дисциплины
Portals -> Лекция №1. Предмет и задачи дисциплины. Возникновение и развитие микробиологии. Л. Пастер-основоположник микробиологии

Скачать 110.88 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница