У ребенка высокая температура



Скачать 17.11 Kb.
Дата01.05.2016
Размер17.11 Kb.
У ребенка высокая температура

Многие родители воспринимают повышение температуры как самостоятельное заболевание, требующее немедленного устранения. И далеко не все знают о том, что температура является лишь следствием, симптомом какого-либо заболевания. И перед тем как начать борьбу с температурой, необходимо разобраться в истинной причине этого симптома. Только после этого можно определить эффективные методы лечения заболевания, которым вызвана повышенная температура.

Безусловно, повышение температуры, особенно у детей грудного возраста с несовершенным механизмом терморегуляции, является очень опасным симптомом. Но причины и степень превышения нормы температуры тела у детей, динамика и механизмы развития температурных реакций чрезвычайно разнообразны. Чтобы в этом разобраться, прежде всего, необходимо попытаться ответить на ряд вопросов, позволяющих определить целесообразность применения тех или иных способов лечения: какую температуру тела ребенка считать нормальной и как оценить степень ее повышения; каковы причина и механизм повышения температуры тела у ребенка; является ли повышение температуры тела проявлением лихорадки и когда температуру следует снижать медикаментозно. Одним из важнейших условий правильного ответа на эти вопросы является знание особенностей терморегуляции у детей.

Все в норме?

Практически с первых дней жизни ребенка температура тела в подмышечных областях устанавливается в пределах 36—37° С. Некоторое снижение температуры в первые часы после рождения называется транзиторной гипотермией новорожденных. Она обусловлена действием более низкой, чем в утробе матери, температуры внешней среды и незрелостью механизмов терморегуляции. Ведь плод, находясь в утробе матери при относительно постоянной температуре ее тела, не нуждается в собственной терморегуляции. В течение ближайших нескольких часов после рождения температура тела у здоровых новорожденных понижается на 1,5—2° С. На степень снижения температуры тела влияют вес ребенка, размеры его тела, количество первородной творожистой смазки и условия ухода за новорожденным.

У здоровых детей температура тела вскоре начинает повышаться и через 12—24 часа достигает нормы — 36—37° С. У детей, родившихся недоношенными, родившихся в асфиксии или сильно травмированных при рождении, наблюдается значительное снижение температуры тела, которое может сохраняться в течение нескольких суток. Снижение температуры до 35° С и ниже, позднее возвращение ее к нормальному уровню и значительные последующие колебания температуры тела обычно указывают на недостаточность механизмов терморегуляции.

Обычно в первые дни жизни у здорового новорожденного отмечаются неустойчивость температуры, ее быстрые изменения при пеленании и после кормления. И лишь постепенно (к 1,5— 3 месяцам) устанавливается температурная кривая, свойственная здоровым детям грудного возраста. Также в течение длительного времени температура тела у детей остается на 0,3—0,4° С выше, чем у взрослых, и лишь постепенно снижается до обычного уровня. Ректальная температура у детей обычно на 0,3—0,5° С выше кожной, измеряемой в подмышечной впадине или в паховой области. Оральная же — ниже ректальной на 0,3—0,5° С.



Или все-таки вирус?. .

Температура — как всякая дама — капризна и склонна «к изменам и переменам» в течение суток. От физических упражнений, длительных прогулок, еды и сна наблюдается повышение ректальной температуры. После подвижных игр у ребенка может подняться температура аж до 37,8° С. Но чем старше ребенок, тем меньше она зависит от физической активности малыша.

Суточные колебания температуры более значительны у девочек, чем у мальчиков. Величина этих колебаний зависит не только от возраста, но и от температуры окружающей среды, двигательной активности, эмоционального состояния ребенка, качества и количества принимаемой пищи, функционального состояния эндокринной системы, а также других факторов, влияющих на основной обмен, двигательную активность и сосудистый тонус.

Обычно у детей до пяти лет температуру измеряют ректально. Для измерения лучше воспользоваться электронным градусником: он безопаснее и быстрее считывает показания.



Опасность перегрева

Новорожденные из-за малой массы тела легко перегреваются при повышении температуры воздуха, что и может быть зафиксировано термометром. Помните, что в случае продолжительной гипертермии в данном случае может развиться тепловой удар. Это состояние характеризуется повышением температуры тела, покраснением кожи в результате расширения периферических сосудов, отсутствием потоотделения, признаками нарушения функций центральной нервной системы (нарушение ориентации, бред, судороги). В более легких случаях гипертермии может развиться тепловой обморок, когда в результате резкого расширения периферических сосудов происходит падение артериального давления.



Перегреванию способствует излишнее ограничение теплоотдачи одеждой. Поэтому летом в особо жаркие дни следует беречь ребенка от длительного воздействия прямых солнечных лучей и подбирать легкую одежду из натуральных тканей. Категорически запрещается детям гулять летом без головного убора. Также следует позаботиться о том, чтобы во время прогулки с ребенком у вас всегда при себе была бутылочка с водой для малыша: обыкновенной кипяченой или минеральной. Именно из-за несовершенной терморегуляции дети часто отказываются от очередного приема пищи в жаркое время. Не стоит настаивать. Дети могут как следует поесть утром, пока жара не достигла своего апогея, и вечером — после ее спада. А в середине дня будет достаточно легких перекусов фруктами и молочными продуктами.

А вдруг это серьезно?

Повышение температуры — это тревожный симптом, который не должен оставаться без внимания родителей. Не судите по температуре о характере и тяжести заболевания, а срочно обращайтесь к врачу или вызывайте скорую помощь. Температура может стремительно повышаться до 40° С даже при простуде и ангине. С другой стороны, при более опасных заболеваниях она может не превышать 38,3° С. До прихода педиатра необходимо обеспечить максимальную теплоотдачу организму малыша: не кутать в одеяла и теплую одежду (если у ребенка жар, предпочтительнее раздеть его и накрыть голенького простынкой) и давать больше теплого питья, стимулируя потоотделение. Если температура приблизилась к сорокаградусной отметке, можно попытаться снизить ее путем обтираний. Цель влажных обтираний — вызвать прилив крови к поверхности кожи путем легкого массажа и охладить ее при помощи испарения влаги на коже. Но не стоит применять спиртосодержащие средства для маленьких детей, чтобы ненароком не спровоцировать ожог. Разденьте ребенка и покройте его простыней или легким одеялом. Намочите свою руку в воде, отодвиньте простыню, обнажая только одну ручку ребенка, и слегка поглаживайте ее несколько минут, периодически смачивая свою руку водой при необходимости. Затем последовательно переходите к другой руке ребенка, груди и спинке. А через полчаса снова измерьте температуру. Если она не снизилась, повторите всю процедуру заново. Нелишним будет прием противовирусного препарата в ситуации, когда вы уверены в вирусной природе повышения температуры у ребенка. Помните, что каждый ребенок индивидуален и по-разному переносит повышение температуры. Поэтому не может быть универсальных рекомендаций в отношении того, до каких пор ждать и после какой отметки на шкале градусника начинать сбивать у ребенка температуру медикаментозно. Если ребенок плохо переносит температуру, не стоит дожидаться ее повышения до 38,5° С. Жаропонижающее средство можно дать ребенку, как только температура достигла 38° С, особенно если речь идет о грудном ребенке: ведь организм малыша плохо справляется с гипертермией из-за несовершенства терморегуляции. И обязательно следует обратиться к врачу.
Каталог: Portals -> 234
Portals -> Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Технология пищевых производств»
Portals -> Конкурс юных исследователей природы «Знатоки природы»
Portals -> Конспект лекций для студентов специальности 260501 «Технология продуктов общественного питания»
Portals -> Малкова Юлия Владиславовна, к ф. н., доцент кафедры филологического образования спб аппо познакомьтесь с первой частью лекции
Portals -> Л. И. Фильчикова М. Э. Бернадская О. В. Парамей. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция. М., 2003
Portals -> Содержание дисциплины
Portals -> Лекция №1. Предмет и задачи дисциплины. Возникновение и развитие микробиологии. Л. Пастер-основоположник микробиологии

Скачать 17.11 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница