ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования «город Архангельск»
«Средняя школа № 23 имени А.С. Пушкина»
г. Архангельск Здоровьесберегающая компетентность учащегося - этоличностная характеристика, представляющая собой совокупность ценностно-смысловых ориентаций, здоровьесберегающих знаний, умений инавыков, готовности и способности, обусловливающих формирование опыта эффективной здоровьесберегающей деятельности в ситуациях реальной действительности.[1] В качестве основных направлений по формированию здоровьесберегающей компетентности можно выделить установку на ценность собственного здоровья, приобретении знаний о сохранении здоровья, и технологиях его накопления, овладение способами здоровьесберегающего поведения, самостоятельный поиск учащимися средств для сохранения и накопления здоровья.
Одной из высших форм самостоятельного поиска является исследовательская деятельность учащегося. В предметной области «химия» исследовательская деятельность может иметь теоретический и экспериментальный характер.
В первом случае теоретическая исследовательская деятельность связана с написанием рефератов, докладов, сообщений. Учащиеся дополняют химическое содержание урока вопросами здоровьесбережения. Темами такой формы исследования могут быть «Влияние химических веществ на здоровье человека», «Металлы жизни», «Влияние алкоголя на организм человека», «Влияние кальция на детский организм», «Химическое загрязнение и здоровье человека» и т.п.
Во втором случае экспериментальная исследовательская деятельность связана с исследованием конкретных объектов. Такими объектами могут являться продукты питания, лекарственные вещества, косметические средства, спиртосодержащие продукты, табачный дым, пластмассы и т.д. У исследуемых объектов ученик должен установить взаимосвязь состав – свойства – применение – влияние на здоровье человека. Структура работы должна быть выдержана и содержать разделы: актуальность, цель и задачи, объект исследования, теоретическую и практическую части, анализ результатов. В конце каждого исследования учащиеся делают вывод о способах поведения и средствах сохранения здоровья.