РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
для лабораторных и практических работ
по дисциплине «Электротехника и электроника»
для специальности
Выполнил:_____________________
Группа:________________________
Проверил:
СПб
2012
СОДЕРЖАНИЕ
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1 4
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С УСТРОЙСТВОМ ЭЛЕКТРОИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ 4
ПРИБОРОВ 4
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 6
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АМПЕРМЕТРА, ВОЛЬТМЕТРА, ВАТТМЕТРА И ПРОСТЕЙШЕЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЙ АППАРАТУРОЙ 6
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №8 10
ПРОВЕРКА СВОЙСТВ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ С ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ СОЕДИНЕНИЕМ РЕЗИСТОРОВ 10
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №27 12
ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕПИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА С ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ СОЕДИНЕНИЕМ АКТИВНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ И ИНДУКТИВНОСТИ 12
(РЕАЛЬНАЯ КАТУШКА ИНДУКТИВНОСТИ) 12
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №31 14
ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕПИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА С ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ СОЕДИНЕНИЕМ РЕЗИСТОРА И КОНДЕНСАТОРА 14
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №33 16
ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕПИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА С ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ СОЕДИНЕНИЕМ КАТУШКИ ИНДУКТИВНОСТИ И КОНДЕНСАТОРА. РЕЗОНАНС НАПРЯЖЕНИЯ 16
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №37 21
ИЗМЕРЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА МОЩНОСТИ И ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБОВ ЕГО ПОВЫШЕНИЯ 21
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №39 23
ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕХФАЗНОЙ ЦЕПИ ПРИ СОЕДИНЕНИИ ПРИЕМНИКОВ ЗВЕЗДОЙ 23
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №9 25
РАСЧЕТ СМЕШАННОГО СОЕДИНЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 25
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №20 30
РАСЧЕТ СЛОЖНЫХ ЦЕПЕЙ 30
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №45 33
РАСЧЕТ НЕРАЗВЕТВЛЕННЫХ ЦЕПЕЙ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 33
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №46 36
РАСЧЕТ ЦЕПЕЙ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 36
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №48 42
РАСЧЕТ ТРЕХФАЗНЫХ ЦЕПЕЙ 42
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В учебном процессе наряду с теоретическим обучением значительное место отводится лабораторным работам. Правильное сочетание теоретических знаний с практикой выполнения лабораторных работ обеспечивает высокое качество подготовки специалистов.
Рабочая тетрадь представляет собой руководство по выполнению лабораторных работ, составленное в соответствии с учебными программой предметов «Электротехника и электроника» для специальностей 190304 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог».
Рабочая тетрадь содержит правила техники безопасности при работе с учебными стендами, электроизмерительными приборами, общие указания по сборке электрических схем, методике измерений и обработке результатов экспериментов. В каждом описании лабораторной работы значительное внимание уделено четкой формулировке программы лабораторной работы, порядку ее выполнения. Кроме того, описания лабораторных работ содержат контрольные вопросы, необходимые для подготовки к защите.
Рабочая тетрадь предназначена для студентов специальности 190304 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог».
Рабочей программой дисциплины предусматривается изучение физических процессов, происходящих в цепях постоянного и переменного тока и законов, которым подчинены эти процессы, методов расчета электрических цепей, устройства электроизмерительных приборов.
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
1) студент, находясь в лаборатории, должен быть предельно дисциплинированным и внимательным; беспрекословно выполнять все указания преподавателей и лаборантов; находиться непосредственно у на своем рабочем месте;
2) запрещается подходить к другим стендам, распределительным щитам и пультам и делать на них какие-либо включения или переключения; самостоятельно включать лабораторный стенд, производить в ней какие-либо присоединения, если установка находится под напряжением; во время работы стенда касаться токоведущих частей; оставлять без наблюдения лабораторный стенд или отдельные приборы под напряжением;
3) при перемещениях движков и рукояток пускорегулирующей аппаратуры необходимо следить за тем, чтобы рука была в соприкосновении только с изолированной рукояткой;
4) одежда не должна иметь свободно свисающих концов шарфов, косынок, галстуков и т. п., а прическа или головной убор должны исключать возможность «свисания» прядей волос;
5) о всех замеченных случаях неисправности в работе лабораторных стендов и нарушении правил техники безопасности студент должен немедленно доложить преподавателю;
6) если произошел несчастный случай, лабораторный стенд следует немедленно отключить, оказать пострадавшему первую помощь, одновременно сообщив об этом преподавателю.
Инструктаж по технике безопасности должен быть зафиксирован в специальном журнале, где каждый студент после изучения правил техники безопасности должен расписаться.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С УСТРОЙСТВОМ ЭЛЕКТРОИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ
ЦЕЛЬ: Познакомиться с магнитоэлектрической, электромагнитной и электродинамической системами ЭИП. Научиться по обозначениям, нанесенным на шкалу получать всю необходимую информацию о приборе.
ОБОРУДОВАНИЕ: Лабораторный стенд, ЭИП электромагнитной, магнитоэлектрической и электродинамической системы.
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ:
После выбора ЭИП преподавателем занести технические характеристики прибора в таблицу 1.1
Таблица 1.1 – Технические характеристики ЭИП
Наименование прибора
|
|
|
|
Обозначение прибора
|
|
|
|
Наименование системы
|
|
|
|
Обозначение системы
|
|
|
|
Измеряемая величина
|
|
|
|
Характер измеряемой величины
|
|
|
|
Тип прибора
|
|
|
|
Пределы измерения
|
|
|
|
Формула цены деления прибора
|
|
|
|
Цена деления прибора
|
|
|
|
Класс точности
|
|
|
|
Группа эксплуатации
|
|
|
|
Заводской номер
|
|
|
|
ГОСТ
|
|
|
|
Год выпуска
|
|
|
|
Описание приборов занести в таблицу 1.2
Таблица 1.2 – Описание ЭИП
Название системы
|
Электромагнитная
|
Магнитоэлектрическая
|
Электродинамическая
|
Тип стрелки
|
|
|
|
Тип шкалы
|
|
|
|
Положение прибора
|
|
|
|
Устройство создающее противодействующий момент
|
|
|
|
Система успокоения
|
|
|
|
Наличие корректора
|
|
|
|
Оформить достоинства и недостатки каждой системы в виде таблицы 1.3
Таблица 1.3 – Достоинства и недостатки измерительных систем
Название системы
|
Достоинства
|
Недостатки
|
Область применения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
-
Какие системы ЭИП вы знаете?
-
Какие условные обозначения наносят на шкалы приборов?
-
Что такое класс точности?
-
Как определить цену деления амперметра, вольтметра, ваттметра?
-
Что произойдет с ценой деления прибора, если изменить номинал (увеличить, уменьшить)?
Поделитесь с Вашими друзьями: |