Курс: психология семейных отношений



Скачать 136.75 Kb.
страница1/5
Дата23.04.2016
Размер136.75 Kb.
ТипЛитература
  1   2   3   4   5
Разработано Федотовым А.Ю., канд. психолог. наук.

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений



КУРС: ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ
ОТНОШЕНИЙ

Юнита 1. Семья как малая социальная группа.


Юнита 2. Психология отношений в семье.


ЮНИТА 2
В учебном пособии представлены основные виды отношений в семье, линии родительско-детских общений, родственных отношений, отражена проблема адаптации супругов, раскрыты суть супружества и супружеских отношений, а также проблема психодиагностического обследования как вид психологической помощи семье.
Для студентов Современного Гуманитарного Университета
Юнита соответствует профессиональной образовательной программе №1

(С) СОВРЕМЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 2000



Оглавление

стр.


ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5

ЛИТЕРАТУРА 6

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР 7

1. Внутрисемейные отношения 7

1.1. Позитивность и негативность в межличностных отношениях

семьи 7


1.2. Специфика внутрисемейных межличностных взаимодействий 9

1.3. Внешние объективные и субъективные факторы устойчивости

семьи. Внутренние субъективные источники стабильности

семьи 13


2. Супружеские отношения 18

2.1. Супружество и супружеский долг. Факторы брачного выбора 18

2.2. Супружеская совместимость. Проблема полоролевой

дифференциации 22

2.3. Взаимная адаптация супругов 25

2.4. Удовлетворенность браком 26

2.5. Семейные конфликты 29

3. Родительские отношения 32

3.1. Понятие родительства 32

3.2. Семейная социализация ребенка, ее стадии 33

3.3. Фазы психосексуального (психосоциального) развития

ребенка. Линии развития 35

3.4. Стили детско-родительского общения 40

3.5. Репродуктивное поведение 42

4. Родственные взаимоотношения 45

4.1. Родство и его типы. Роли в родственных отношениях 45

4.2. Семейные комплексы 48

5. Отношения власти, ответственности и эмоциональной

привязанности в семье 49

5.1. Отношения доминирования-подчинения. Главенство в семье и

виды власти 49

5.2. Отношения ответственности мужчины и женщины 50

5.3. Любовные и агрессивные (деструктивные) межличностные

чувства. Эмоциональная близость 51

6. Психодиагностика семейных отношений 53

6.1. Классификация диагностических методик и сущность

психодиагностики семьи. Цели и задачи психодиагностики

семейных проблем 53

6.2. Диагностические проблемы получения информации о семье 60

6.3. Виды психодиагностики семейных проблем 62

6.3.1. Семейная генограмма 63

6.3.2. Семейный клинико-биографический метод 66

6.3.3. Тест семейных установок Джексона 67

6.3.4. Тест-фильм Жиля 67

6.3.5. Тест семейных отношений 68

6.3.6. Тест аттитюдов детей 69

6.3.7. Системный тест семьи 69

6.3.8. Методики “рисунка семьи” 70



ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 72

ГЛОССАРИЙ*
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Внутрисемейные отношения. Внешние объективные и субъективные факторы устойчивости семьи. Внутренние субъективные источники стабильности семьи. Позитивность и негативность в межличностных отношениях семьи. Специфика внутрисемейных межличностных взаимодействий.

Супружеские отношения. Супружество и супружеский долг. Факторы брачного выбора. Взаимная адаптация супругов. Супружеская совместимость. Проблема полоролевой дифференциации. Удовлетворенность браком.

Родительские отношения. Понятие родительства. Семейная социализация ребенка, ее стадии. Фазы психосексуального (психосоциального) развития ребенка. Линии развития. Стили детско-родительского общения.

Родственные взаимоотношения. Родство и его типы. Роли в родственных отношениях. Семейные комплексы.

Отношения власти, ответственности и эмоциональной привязанности в семье. Отношения доминирования-подчинения. Главенство в семье. Виды власти в семье. Отношения ответственности мужчины и женщины. Любовные и агрессивные (деструктивные) межличностные чувства.

Психодиагностика семейных отношений. Сущность психодиагностики семьи. Цель и задачи психодиагностики семейных проблем. Психодиагностика супружеских, родственно-родительских, семейно-родственных отношений. Виды психодиагностики семейных проблем: семейное (супружеское) интервью, беседа; тесты, опросники; проективные методики; графические и задачно-игровые методы.


ЛИТЕРАТУРА
Базовая
*1. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – Санкт-Петербург: Питер, 1999.

*2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления (“Братья Карич”), 1996.

*3. Дружинин В.Н. Психология семьи. –М.: “КСП”, 1996.

Дополнительная

4. Сатир В. Психотерапия семьи. – Санкт-Петербург, 1999.

*5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. –Л.: Медицина, 1989.

*6. Психология и педагогика. –М.: Военный университет, 1998.

*7. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1987.

*8. Харитонов А.Н. Согласование семейных отношений офицера./Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера. Учебник. –М.: ВУ, 1998.

*9. Антонов А.И. Микросоциология семьи. –М.: Издательский дом “Nota Bene”, 1998.

*10. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. –М. –СПб.: Фолиум, 1996.

*11. Бурлачук А.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. –Киев: Наукова думка, 1986.

*12. Годфруа Ж. Что такое психология. –М.: Мир, 1996.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*



1. ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ


1.1. Позитивность и негативность в межличностных отношениях семьи
Жизнь современной семьи – это мир общения, главным образом, между мужем и женой, между родителями и детьми в процессе внутрисемейных отношений. Общение в семье – достаточно многогранное явление. Оно представляет собой и отношение членов семьи друг к другу, и их взаимодействие, и обмен информацией между ними, и их непосредственный эмоциональный контакт и духовное взаимопроникновение.

В. Гюго называл семью “кристаллом общества”; Адлер считал: “Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества”.

Огромное значение для нормального функционирования семьи имеет стиль общения, сложившийся между супругами, который зависит от свойств их характера, темперамента, культурного уровня, привычек, интересов и той модели взаимоотношений, которая привносится ими из семьи родителей. Семья, где властвует мир и взаимопонимание, где отношения между родителями и детьми строятся на основе равенства и взаимного уважения, – такая семья, как заметил один философ, есть не что иное, как “шедевр природы”.

Соответственно, под позитивностью в семейных отношениях понимается положительное взаимоподкрепление, конгруэнтно взаимопринимающее эмпатическое межличностное взаимодействие.

К проявлению негативности в семейных отношениях ведут ранний негативный жизненный опыт; отрицательные коммуникации, негативно ориентированные регулятивами социального поведения.

В современной социальной психологии принято делить все виды взаимоотношений между людьми на следующие:



сотрудничество – идеальный случай взаимоотношений, предполагающий взаимопонимание и взаимоподдержку;

паритет – ровные, “союзнические” отношения, основанные на взаимной выгоде членов союзов;

соревнование – желание добиться большего и лучшего в благожелательном соперничестве;

конкуренция – стремление главенствовать над другими, подавлять их в каких-либо сферах;

антагонизм – резкие противоречия между членами группы, при которых их объединение носит явно вынужденный характер, сохраняется из-за сильного давления из вне.

Естественно, наилучшим видом отношений является сотрудничество. К сожалению, возможность сохранения подобных взаимоотношений дарована далеко не всем семьям. В случае избыточного привыкания, усталости, а то и эрозии семейных чувств общесемейные взаимоотношения могут перейти в паритет, т.е. равенство и равноправие сторон при разбирательстве каких-либо конфликтов.

Приемлемо и соревнование между членами семейного союза, если оно направлено на достижение действительно нужных и полезных для семьи и для общества целей. Однако наличие семейной “состязательности” зачастую таит в себе и момент нервозности, не всегда полезный для развития детей. Такая “состязательность” может даже переходить в конкуренцию. А при конкуренции ни о чем хорошем говорить не приходится. Конкуренция пагубна во всем, даже в том, что кажется нам малым и незначительным, ибо она, однажды возникнув, уничтожает здоровую семью. В такой семье в итоге остается лишь антагонизм, непримиримые противоречия, отдаляющие членов семьи друг от друга.

И конкурентные, и антагонистические отношения пагубны для семьи в целом. Но еще страшнее они сказываются на детях, которые в подобной семье сталкиваются с целым рядом моментов, препятствующих нормальному формированию личности. По мнению специалистов, отрицательный опыт конфликтной семьи для будущей брачной и семейной жизни детей может быть сведен к следующему.

Во-первых, ребенок растет в условиях противоречивых, несогласованных требований матери и отца, что препятствует формированию адекватных брачно-семейных представлений.

Во-вторых, духовная атмосфера семьи лишена покоя, мира, благополучия и стабильности, т.е. необходимых условий для полноценного духовного и психического развития детей.

В-третьих, резко возрастает риск нервно-психических заболеваний детей.

В-четвертых, снижается способность ребенка к адаптации.

В-пятых, растет безнадзорность и бесконтрольность поведения.

В-шестых, ребенок не усваивает целый ряд нравственных общечеловеческих норм.

В-седьмых, у него очень часто формируются противоречивые чувства к своим родителям, а иногда и враждебное отношение к одному из них.

Характеристикой семейных отношений является их стиль. С.В. Ковалев выделяет три основных стиля взаимоотношений – попустительский (либеральный), авторитарный и демократический.


При попустительском стиле взаимоотношений в семье наблюдаются отстраненность и отчужденность членов семьи друг от друга, их полное безразличие к делам и чувствам другого. Два других – авторитарный и демократический – образуют своеобразную шкалу. На одном полюсе шкалы царит жесткая авторитарность: безапелляционное и бесцеремонное отношение членов семьи, их жестокость, агрессия, диктат, черствость и холодность по отношению друг к другу. На другом полюсе – коллегиальная демократия, предполагающая сотрудничество, взаимопомощь, развитую культуру чувств и эмоций, а также подлинное равноправие всех участников семейного союза.
1.2. Специфика внутрисемейных межличностных взаимодействий
Очевидно, что удовлетворенность супругов общением в значительной степени зависит от степени совместимости их ценностей и норм общения. Не вызывает сомнения, что нервозность, неуравновешенность, замкнутость, отрицательные черты характера являются плохими спутниками полноценного семейного общения.

Неумение, как и нежелание, построить нормальное общение между супругами неминуемо ведет к ухудшению отношений в семье. При хороших взаимоотношениях мужу и жене легко объективно оценить возникшую проблему, сообща найти разумный выход. Прочные отношения в семье способны выдержать несовпадение мнений, настроений и состояний. При хороших взаимоотношениях возрастает удовлетворенность супружеским общением.

Неумение общаться способно убить любовь, разрушить семью. Основными компонентами культуры общения являются сопереживание, терпимость, уступчивость, доброжелательность. Особая способность к общению – умение признать ценность другого даже вопреки несовпадению позиций. Только таким образом можно сохранить желание и интерес супругов к мыслям и чувствам брачного партнера, достичь подлинной гармонии в семейной жизни.

Очевидно, что в полноценном общении в семье нуждаются также и дети. Многочисленные исследования показывают, что общение является одним из основных факторов формирования личности ребенка. Потребность в общении появляется у младенца, которому нет и двух месяцев. Начиная с пяти месяцев, общение ребенка становится избирательным и остается таковым на всю жизнь. Общение родителей с детьми имеет огромное значение для их интеллектуального, эмоционального и волевого развития. Дети, лишенные возможности общаться с родителями или одним из них, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью ко всякому обращению к ним взрослых, испытывают трудности в отношениях со сверстниками. У таких детей усложняется усвоение ролевого поведения в рамках своего пола.

Американские исследователи В. Мэтьюз и К. Миханович в результате изучения очень широкого спектра реальностей семейной жизни обнаружили десять наиболее важных отличий между счастливыми и несчастливыми семейными союзами. Оказалось, что в несчастных семьях супруги:

1) не думают одинаково по многим вопросам и проблемам;

2) плохо понимают чувства другого;

3) говорят слова, которые раздражают другого;

4) часто чувствуют себя нелюбимыми;

5) не обращают внимания на другого супруга;

6) чувствуют неудовлетворенную потребность в доверии;

7) ощущают потребность в человеке, которому можно довериться;

8) редко делают комплименты друг другу;

9) вынуждены часто уступать мнению другого;

10) желают большей любви.

По мнению С.В. Ковалева, для счастья семьи необходим достаточно ограниченный комплекс чисто психологических условий:

· нормальное бесконфликтное общение;

· доверительность и эмпатия (действенное сочувствие другому, эмоциональный отклик на его неблагополучие, побуждающий к действию в его пользу);

· понимание друг друга;

· нормальная интимная жизнь;

· наличие дома – не жилплощади, а места, где может отдохнуть от сложностей жизни и семья в целом, и каждый в отдельности.

Полученные данные позволяют сформулировать определенные условия семейной жизни: стремление к ликвидации возможных противоречий; умение смотреть на события и обстоятельства с позиций другого; высокая культура общения; постоянный учет взглядов и мнений другого; неустанная демонстрация любви; подлинное доверие друг к другу; высокая степень взаимопонимания, взаимоуступчивости и взаимовосхищения.

Отечественными учеными был выведен “портрет” счастливой пары.

Муж в этой семье лишь на несколько лет старше жены, но более образован.

В брак супруги вступили по любви, стремясь к нежности и ласке, желая иметь детей и свой дом.

Жилищные условия в первые годы брака были чуть лучше, чем у большинства.

С самого начала отказались от опеки родителей.

Своим достатком вполне удовлетворены. Совместно планируют расходы.


Домашние расходы ведут поровну, взаимно обеспокоены тем, что другой супруг слишком загружен домашней работой.

Весьма умеренны в курении и употреблении спиртных напитков.

Имеют двух детей (если одного, то хотят иметь не меньше двух).

Не расходятся во взглядах на воспитание и высоко оценивают друг друга как семейных педагогов.

Досуг предпочитают проводить только вместе и вполне удовлетворены им. Если супругам случается отдыхать порознь, обязательно информируют друг друга о том, что делали и выражают озабоченность загруженностью партнера.

Удовлетворены своей внешностью, констатируют сходство характеров. С самого начала брака ответственны перед другим и повышенно требовательны к себе.

Иногда конфликтуют в основном из-за воспитания детей, загруженности и неаккуратности друг друга, но с каждым годом все реже и реже.

Жена дорожит общественным положением и образованием мужа, считая их высокими. Муж в свою очередь доволен внешним обликом жены. Оба супруга находят друг друга такими же привлекательными, как и раньше, взаимно считают друг друга весьма похожими на юношеские идеалы.

До сих пор взаимно признаются в любви.

Взаимно поддерживают друг друга во всех начинаниях.

Обладают высокой культурой общения. Уравновешены, взаимно уступчивы, честны, тактичны, нежны, ласковы, доверчивы. Почти не критикуют друг друга.

Не ревнивы, не мелочны, умеют сочувствовать и сопереживать, поддерживать друг друга в трудных ситуациях.

Доброжелательны и отзывчивы на горе и заботы партнера. В то же время хорошо умеют разделить с ним радость.

Взаимно удовлетворены интимными отношениями.

Супруги уверены в порядочности друг друга, не испытывают никаких подозрений.

Семья выполняет функцию психологического убежища – места снятия напряжения и создания эмоционально-психологического комфорта.

По мнению С. Ковалева, все относительно неблагополучные семьи можно разделить на три типа – конфликтные, кризисные и проблемные.

К конфликтным супружеским союзам относятся такие, в которых между супругами имеются сферы, где их интересы, потребности, намерения и желания постоянно приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные отрицательные эмоции.

К кризисным супружеским союзам относят такие, где противостояние интересов и потребностей супругов носит особенно резкий характер и захватывает важные характеристики семьи.

К проблемным супружеским союзам относят такие, перед которыми возникли особенно трудные жизненные ситуации, способные нанести ощутимый удар стабильности брака: отсутствие жилья и средств, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, осуждение на длительный срок и пр. Однако объективные обстоятельства жизнедеятельности семьи влияют на ее благополучие только через их субъективную оценку супругами, которая в свою очередь определяется социально-психологическим климатом и удовлетворенностью взаимоотношениями друг друга.

В проведенном в 1981 г. опросе социолог С.И. Голод выделил шкалу семейных затруднений. Если рассматривать эти трудности по убывающей степени, то шкала имеет следующий вид: организация домашнего хозяйства; напряженные отношения с родственниками; дети и их воспитание; трудности коммуникаций; финансовые затруднения; злоупотребление алкоголем; сексуальная дисгармония.

Семейные трудности – это негативные, неприятные, деструктивные отношения между супругами, другими членами семьи, связанные с неудовлетворенностью базовых личных и семейных потребностей и вызывающие дополнительные душевные усилия; затраты на пути достижения семейной системой зрелости, счастья и благополучия. В основе семейных трудностей лежат супружеские затруднения. Супружеские затруднения, по мнению А.Н.Харитонова, обусловлены неудовлетворенностью индивидуальных мужских, женских и семейных потребностей партнеров. Они же порождают трудности других членов семьи, охватывая практически все сферы семейной жизнедеятельности.

Рассматривая семью как микрогруппу, эстонские социологи Э. Тийт и В. Уколова предположили, что ее устойчивость определяется наличием конкретных целей существования и функционирования. Эти цели они разделили как цели,

связанные с воспитанием детей;

основывающиеся на дальнейшем развитии супругов как личностей;

определяемые необходимостью создания своего домашнего очага с приданием ему своеобразия и уюта.

Опрос социолога С.И. Голода в 1978 г. показал, что для мужчин в число наиболее важных факторов стабильности брачных отношений последовательно вошли любовь к детям и обязанности по их воспитанию, дружеская расположенность и взаимная любовь супругов, общность супружеских взглядов и интересов, а также супружеский долг. Женщины также отдали предпочтение детям, дружбе и духовной общности. Однако четвертое место в списке факторов у них наряду с долгом разделили сексуальная гармония, понимание и поощрение индивидуальных стремлений каждого из супругов. Однако исследования, проведенные С.И. Голодом в 1981 г., усложнили картину. И у мужчин, и у женщин дети сохранили первенство как фактор стабильности. Далее у мужчин шли сексуальная гармония, дружеская расположенность и взаимная общность; у женщин – духовная общность, дружеская расположенность, сексуальная гармония.

У. Харли отмечает пять основных потребностей мужчин и женщин в браке. У мужчин – это 1) половое удовлетворение; 2) спутник по отдыху; 3) привлекательная жена; 4) ведение домашнего хозяйства; 5) восхищение; у женщин – это 1) привлекательность; 2) возможность поговорить; 3) честность и открытость; 4) финансовая поддержка; 5) посвященность семье.

1.3. Внешние объективные и субъективные факторы устойчивости семьи. Внутренние субъективные источники стабильности семьи
Отечественными учеными была предложена теоретическая модель стабильности семьи. Согласно ей все факторы устойчивости (и соответственно нестабильности) семьи разделяют по следующим полюсам:

1) внешние – внутренние;

2) объективные – субъективные.

Внешние объективные факторы устойчивости семьи – стабильность социальной системы, в которую интегрирована семья и материальные условия ее жизнедеятельности.

Внешние субъективные факторы стабильности семьи – факторы социального контроля: культурные, правовые, религиозные нормы; национальные, культурные, религиозные традиции; ожидания и требования социально-психологически значимого окружения.

Если мы проследим исторические изменения семьи как социального института, то убедимся в необходимости и неотъемлемости наличия внешних факторов устойчивости семьи.

Дофамилистическая эпоха. Семья и фамилистическая культура возникают исторически, хотя отдельные парные семьи и зачатки фамилизма как системы ценностей, при которых жизнь и благополучие отдельных индивидов зависят от сплоченности и жизнедеятельности первичного микрокруга людей, связанных родственно-брачными отношениями, по мнению А.И. Антонова и В.М. Медкова, наблюдаются на первоначальных этапах становления человечества.

В борьбе за существование человеческие племена создают социальную организацию, ориентированную на выживание рода, на функционирование родовых структур при смене поколений. В условиях группового брака и разделения рода на экзогамные и эндогамные группы функция родительства распространялась на весь род-племя, на старших представителей рода. Потребовалась длительная эволюция для выделения и детализации социальных ролей матери и отца, других родственных уз и пр. Усилия тратились на противостояние высочайшей смертности индивидов и гибели родов. Вся общественная организация прошлого была подчинена не только интересам обеспечения безопасности, но и интересам воспроизводства населения. В ходе развития человеческого общества невозможность непосредственного воздействия на высокую смертность вызывала, прежде всего, табу на всякое предупреждение и прерывание беременности, функционировали социальные нормы высокой рождаемости



Семья в доиндустриальную эру. Социальная организация, построенная на фундаменте системы норм многодетности, подтвердила свою эффективность тысячелетиями исторической практики. Семья-род или семья-община, основанные на групповом браке, локализуются в хозяйственные объединения родственников, центром которых становится парный брак, парная семья.

Для возникновения семьи необходимо наличие экономики и собственности, отношений власти и подчинения, укорененных в сложноиерархизированной социальной структуре. На ранних стадиях рабовладельческого строя, за несколько столетий до новой эры, возникает та социокультурная норма жизнедеятельности, которая именуется семьей. Происхождение семьи обусловлено гармоническим сочетанием многообразных функций, укрепляющих посредническую роль семьи на основе автономного семейного домохозяйства. Это и совместная социальная и производственная деятельность всех членов семьи, когда потребность семейного объединения в исполнителях социально-семейных ролей и в работниках одновременно оказывается потребностью членов семьи друг в друге, и потребность родителей в детях, и детей в родителях.

Обширная семья при рабовладельческом строе включала в себя не только парную семью с домочадцами, но и рабов, имущество, домашних животных. Она мало походила на патриархальную семью феодальной системы.

Кратко суммируем основные черты жизни патриархальной семьи.

Во-первых, “семья” и “экономика” были неразделимыми понятиями, производственные отношения существовали в форме семейных. Дети рассматривались одновременно и как находящиеся на содержании, и как работники. Взрослые в такой семье были также зависимы от своих детей, нуждаясь в их экономической поддержке в старости. Подобная взаимосвязь, когда благополучие каждого определяется благополучием всей семьи, и есть основа фамилизма – как характеристика семейного образа жизни. В такой семье роли мужчин и женщин были строго дифференцированными и взаимно дополняли друг друга.

Во-вторых, доминантой общественной жизни была власть родства. Семьи были не только большими и сложными, но и связанными многочисленными родственными узами и отношением свойства с большим числом других семей, с которыми они осуществляли “брачный” обмен.


В-третьих, преобладающей была крестьянская семья, чья жизнь была неразрывно связана с землей. Семья была способом “обращения капитала”, движения земельных ресурсов от поколения к поколению.

В-четвертых, многодетность и приоритет старших поколений.

Все эти фундаментальные признаки – семейная экономика, власть родственных связей, нераздельная связь с землей, многодетность и приоритет старших поколений – обеспечивали семье устойчивость среди других социальных институтов.

Семья и индустриализация. Отличительные черты традиционных и современных моделей семьи в связи с переходом от доиндустриального общества к индустриальному следующие:

1) для “традиционализма” характерен родственно-семейный принцип организации жизни, тогда как в “современной семье” (индустриальной) родство отделяется от социально-экономической деятельности, уступая первенство экономическим целям индивида;

2) аграрное общество имеет своей основной экономической единицей семейное домохозяйство, где, как правило, все взрослые работают дома и не за плату, а на себя. Современная модель семьи связана с разделением дома и работы, появляется наемный труд на предприятиях с индивидуальной оплатой труда независимо от статуса в семейно-родственных отношениях. Семейное производство не исчезает, а перестает быть ведущим. В силу социокультурного разделения обязанностей женщины, участвующие в наемном внесемейном труде, продолжают вести домашнее хозяйство;

3) незначительная психологическая разделенность между семейным домохозяйством и сельской общиной при “традиционализме” контрастирует с резким размежеванием дома и внесемейного мира, семейной первичности и обезличенности отношений с внешним окружением в условиях “современной” семьи;

4) социальная и географическая мобильность, при “традиционализме” связанная с тем, что сыновья наследуют социальный статус и профессиональную специализацию отца, отличается от внесемейной мобильности сыновей и дочерей на стадии индустриализации;

5) система ценностей “фамилизма”, в иерархии которой на первых местах такие блага, как долг, семейная ответственность, ценность детей как вкладов в благополучную старость родителей, по мере “модернизации” становится менее устойчивой и престижной, уступая место ценностям индивидуализма, независимости, личных достижений, т.е. система “семьецентризма” уступает место системе “эгоцентризма”;

6) происходит переход от централизованной расширенной семейно-родственной системы, состоящей из трех поколений и доминированием старших, к децентрализованным нуклеарным семьям, в которых брачные узы, супружество становятся выше родовых-родительских;

7) переход от развода по инициативе мужа к разводу, вызванному межличностной несовместимостью супругов;

8) переход от “закрытой” к “открытой” системе выбора супруга на основе межличностной избирательности молодыми людьми друг друга независимо от предписаний родства и традиций обмена приданым и выкупа невесты;

9) переход от культуры многодетности с жестким табу на применение контрацепции к индивидуальному вмешательству и прерыванию беременности;

10) переход от эры стабильной нормы многодетности семьи к эре непрерывного исчезновения многодетности семьи с исторической сцены.

В стереотипе современной семьи сильна тема “демократизации”, провозглашения равенства полов, т.е. прав и возможностей женщин на выбор мужа, на расторжение брака, предпочитается модель любви как основа семейного лада, делается акцент на уникальность личности, уменьшающей неравенство членов семьи по семейному статусу. В действительности современная семья не существует по этим принципам, которые выражают идеал, хотя и не разделяемый всеми, но способный частично воплощаться в моделях поведения.

Реальные изменения семейных структур в ХХ в. позволяют говорить о переходе к эпохе спонтанного уменьшения детности семьи, разводам, падению брачности.

В ХХ в. все исторические тенденции, свойственные модернизации общества, сохранили свою направленность, углубились и расширились. На пороге XXI в. в большинстве промышленно развитых стран в полной мере обнаружили себя последствия исторического отмирания норм многодетности, исчезновения семейного производства как преимущественного, ослабления посреднической роли семьи и ее положения среди социальных институтов и во взаимоотношениях с институтом государства.

Данные статистики и социологических исследований зафиксировали следующие тенденции в изменении структуры семьи:

- массовую нуклеаризацию семьи, уменьшение доли семей, состоящих из трех поколений, увеличение доли престарелых одиночек, получающих уход вне семей из взрослых детей;

- снижение брачности и увеличение доли нерегистрируемых сожительств и удельного веса незаконнорожденных детей в этих сожительствах, увеличение доли матерей-одиночек, рост доли неполных семей, увеличение доли семей смешанного типа;

- массовую малодетность и однодетность семьи.

Большинством ученых в мире эти изменения в осуществлении супружества-родительства-родства рассматриваются как следствие не закончившегося перехода от “традиционной” семьи к “современной”.

Современная ситуация в России (экономический кризис, нагнетание социальной и политической напряженности, межэтнические конфликты, растущая материальная и социальная поляризация общества и т.д.) обострила положение семьи. Резко ухудшилось психологическое самочувствие женщин, в особенности – матерей-одиночек.

В настоящее время мировым сообществом сформулированы приоритетные для всех государств задачи семейной политики, направленные на повышение устойчивости семьи:

1. Формирование эгалитарных (равноправных) отношений между супругами в семье.

2. Улучшение положения неполных семей, с одним кормильцем, с больными и престарелыми членами семьи.

3. Защита семей от нищеты и лишений, от негативных воздействий изменений, связанных с экономикой, миграцией, урбанизацией, экологией, вследствие чего семья часто утрачивает возможность выполнять свои функции.

4. Создание условий, позволяющих семьям принимать грамотные решения по определению интервалов между рождениями детей и их количества.

5. Предотвращение алкоголизации и наркомании, насилия в семье.

Все перечисленные задачи актуальны и для России и сформулированы в нашей концепции государственной семейной политики.

Для современной семьи преобладающее значение имеют внутренние субъективные источники стабильности. Субъективные источники стабильности семьи – позитивные межличностные чувства, супружеская совместимость и удовлетворенность браком. Такое понятие как “межличностные чувства” включает в себя любовь, ответственность, долг, уважение.

В современной семейной психологии утвердилась точка зрения, что главным фактором устойчивости и благополучия современной семьи и брака следует считать умение супругов добиваться высоких показателей взаимоотношений. Это требует от всех членов семьи проявления высокой психологической культуры, понимания законов общения, способности к доверительным отношениям, умения регулировать психологический климат, тонкого проникновения в психологическую сферу.


Скачать 136.75 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5




©zodomed.ru 2024


    Главная страница