Материалы подготовлены зав. УМК биологии ООИПКРО Мишаковой В.Н.
Мониторинг учебных достижений учащихся 6 классов по учебнику Сонина Н.И.”Живой организм”.
В течение года, в конце каждой четверти на базе опорных площадок г. Оренбурга (СШ.9, лицей 1, лицей 3) проводились контрольные срезы.
Представляются результаты контрольной работы по биологии в СШ. 9 (учитель Аникина Т.Б.).
Контрольная работа по биологии 6 класс. Базовый уровень. Декабрь.
Контрольная работа рассчитана на I урок (по учебнику Н. И.Сонина "Живой организм"). Тематический контроль по разделу "Строение живых организмов".
1 вариант
1. Чем растения отличаются от животных?
2. Какие органы имеют растения?
3. Как приготовить микропрепарат кожицы лука?
4. Дайте определение биологическим терминам:
митоз, ткань, тычинка.
2 вариант
1. Что общего в строении всех животных организмов?
2. Какие системы органов работают в организме животных?
3. Какие правила необходимо соблюдать при работе с микроскопом?
4. Дайте определение биологическим терминам:
мейоз, гормон, орган.
Результаты контрольной работы
Класс
|
Количество учащихся в классе
|
Писало
|
Количество оценок
|
Средняя оценка
|
Процент успеваемости
|
Процент качества
|
|
|
|
"5"
|
"4"
|
"3"
|
"2"
|
"1"
|
|
|
|
6
|
28
|
27
|
4
|
17
|
5
|
-
|
-
|
4
|
100%
|
64,8%
|
Анализ контрольной работы учителем
Практически все учащиеся ответили на первый вопрос 1 варианта.
Ребята назвали признаки, отличающие растения от животных (рост ограничен, активное движение, питание готовыми веществами - животные; растения самостоятельно образуют питательные вещества, рост растений неограничен в течении всей жизни, растения пассивны в движении. Ребята привели примеры животных, растений. Ответы на первый вопрос второго варианта были несколько хуже. Ребята перечислили признаки живых организмов (клеточное строение, сходный набор химических элементов, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, рост, развитие, раздражимость, движение, размножение)
Но в худших работах не названы признаки сравнения химического состава и раздражимости, обмена энергии. Причина плохих ответов заключается в том, что учащиеся ещё не умеют сравнивать и анализировать, с этой целью необходимо увеличить количество заданий на сравнение натуральных объектов, схем, таблиц.
Со вторым заданием I вариант справились все ребята. В хороших работах были названы не только органы растения, но и описаны функции корня, стебля, цветка, плода, листа. Было указано, что корень и побег - вегетативные органы; цветы и плоды - генеративные. В более плохих работах были только перечислены органы растения.
Во втором варианте со вторым заданием справился лучше, чем с первым. В хороших ответах дано определение система органов, названы все системы органов животных и указаны их функции.
В плохих ответах слабых работ только названы органы животных и даже не везде названы системы. Анализ ответов показал, что не все ребята умеют логически излагать учебный материал, выделять главные мысли в тексте, и поэтому необходимо продолжить работу с текстом учебника, развивать умение выделять главную мысль.
Третий вопрос контрольной работы проверяет овладение учащимися практическими биологическими навыками, умениями (работа с микроскопом). Анализируя ответы можно сделать выводы, что учащиеся овладели навыками работы с микроскопом, умеют готовить микропрепараты. Причина хорошего знания материала заключается в большом количестве практических работ с микроскопом, микропрепаратами.
Последний вопрос требовал объяснения биологических терминов: митоз, ткань, тычинка, гормон, орган. Наибольшее затруднение вызвали термины: гормон и тычинка. Это объясняется тем, что в учебнике не чётко дано определение понятию - тычинка. В лучших работах даётся не только определение, но и объяснения, приводятся примеры. В худшем ответе даётся определение лишь одного термина. В целом ребята понимают сущность термина и умеют правильно их интерпретировать. Незнание объясняется ещё и кратко - временной памятью.
Учащиеся умеют применять правила, законы, принципы для решения учебных задач на практике. Обладают высокой степенью свободы и быстроты оперирования, полученными знаниями ах ходе контрольной работы. Умеют применять знания, решения для реально практических потребностей.
Анализ работы показал, что учащиеся умеют доказывать, чем живые организмы отличаются от неживой природы, растения от животных, умеют анализировать признаки растений и животных, выявлять черты сходства и различия во внутреннем строении позвоночных животных, описывают значение органов растений.
Анализируя итоги контрольной работы по теме "Строение живых организмов" в 6 классе можно сделать следующие выводы:
-
Ученики овладели теоретическими и практическими навыками, знают научные факты.
-
Анализ ответов показал значительные различия в уровне знаний учащихся, данный факт свидетельствует об индивидуализации и дифференциации обучения, с этой целью необходимо использовать задания различного уровня трудности от простых заданий на воспроизведение до творческих.
-
Учитывая особенности восприятия учащихся этого возраста необходимо чаще использовать наглядный материал, ролевые игры, игровые моменты, ТСО.
-
Учителю необходимо спланировать системную работу по усвоению учащимися биологических терминов.
-
В преподавании биологии необходима практическая направленность содержания учебного материала.
-
Более широкое применение современной системы контроля учебных достижений школьников направлять на применение знаний для объяснения природных явлений, путём выявления ошибочных представлений учащихся, установление причин их возникновения и последующей разработки корректирующей методики.
-
Чаще включать в урок контрольные задания различные по форме, содержащие информацию в виде таблиц, тестов, схем.
-
Развивать навыки сравнения, анализа, системное мышление учащихся, концентрировать содержание урока вокруг ведущих понятий биологии.
В 6 классе этой шкллы учится девочка с задержкой психического развития (это подтверждено медицинской справкой). Для этой девочки давалась индивидуальная контрольная работа.
Текст контрольной работы:
I. Зарисовать строение клетки и подписать название её органоидов.
2. Из следующего перечня выпиши органы цветкового растения:
сердце, корень, лист, печень, цветки, плоды с семенами, желудок, стебель.
3. Пользуясь учебником "Живой организм" на стр. 30 найти определение ткань, выписать его в тетрадь и назвать ткани животных организмов.
Ученица с первым заданием справилась, нарисовала клетку, указала основные её части - ядро, цитоплазма, оболочка, другие органоиды клетки не назвала.
Со вторым заданием девочка справилась хорошо, она назвала все органы растения (корень, стебель, лист, цветок и плоды с семенами).
Выполнила ученица и третье задание. Можно сделать вывод, что ученица может работать с учеником, но не всегда выделяет главную мысль. Она получила оценку "З".
Результаты контрольной работы учителя биологии гимназии г. Абдулино Селиной Н.А. (из аттестационной работы по теоретическому направлению).
Разноуровневая контрольная работа по биологии. Декабрь.
Базовый уровень.
Промежуточный контроль по теме : “Обмен веществ в клетке”.
Учебник Общая биология : Для гимназий и лицеев (под ред. А.О.Рувинского М, 1983)
Программа : Захаров В.Б. Общая биология 10-11 кл. (для классов, школ и лицеев с углубленным изучением биологических дисциплин – И: Дрофа, 2000)
Контрольная работа рассчитана на один урок.
I Вариант
-
Что такое обмен веществ ? Охарактеризуйте этапы обмена веществ.
-
Как происходит трансляция – сборка первичной структуры молекулы белка?
-
Проведите транскрипцию на участке цепи ДНК Г-Ц-Г-Ц-А-Г-А-Г-Т-Т и напишите результат этого процесса.
-
Дайте определение биологическим понятиям:
гетеротрофные организмы
трансляция
фотосинтез.
II Вариант
-
Что такое генетический код. Назовите свойства генетического кода.
-
Как осуществляется автотрофное питание у растений ?
-
Участок ДНК содержит последовательно расположенные нуклеотиды
А-Т-Г-А-А-Ц-Т-Т-А-Г-Ц.
Укажите аминокислотный состав белковой цепи, соответствующей этому участку ДНК.
-
Приведите доказательства в пользу тесной взаимосвязи биосинтеза и энергетического обмена.
III Вариант
-
Что такое хемосинтез. Приведите примеры хемосинтезирующих организмов.
-
Как осуществляется энергетический обмен в гетеротрофной клетке.
-
Определите аминокислотный состав фрагмента белковой молекулы, если одна из цепей ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов :
Ц-Т-А-А-Ц-А-Ц-Ц-Г-Г-Г-Ц-А-Т-Т-Ц-Ц-А
Что произойдет с генетическим кодом, если в цепи пятый нуклеотид, если:
а) убрать из цепи ДНК
б) заменить на гуанин (Г)
Как эти изменения отразятся на структуре белка ?
-
При воздействии на изолированную мышцу лягушки электрическим током в отсутствие кислорода она быстро теряет способность сокращаться. Однако если обеспечить доступ кислорода, то мышца вновь начнет сокращаться. Объясните результаты опыта. Какое вещество образуется в мышцах в анаэробных условиях и как оно влияет на передачу нервных импульсов? Почему восстанавливается работа мышцы.
Анализ контрольной работы учителем
Контрольная работа проводилась в 10 “е” классе естественнонаучного профиля, с целью проверки базовых знаний учащихся 10е класса по теме : “Обмен веществ в клетке”
Всего в классе – 18 учеников
Контрольную работу выполнили – 16 учащихся
Отсутствовали – 2 человека (по болезни)
Результаты контрольной работы
“5” – 6 Успеваемость - 100%
“4” – 8 Качество знаний – 87%
“3” – 2 СОЮ – 85%
“2” – нет
Анализируя результаты контрольной работы, хочется отметить, что половина учащихся 10е класса при выполнении контрольной работы выбрали наиболее трудный – третий вариант. Все учащиеся класса успешно справились с выполнением контрольной работы.
Школьники показали хорошие знание теоретического материала. Думаю причина в том, что данная тема изучалась в 10е классе более глубоко ( на повышенном уровне сложности). Изучаемая тема хорошо оснащена наглядным материалом : таблицы, слайды, видеофильмы.
Пример хорошего ответа : Генетический код – это система записи последовательности расположения аминокислот в молекуле белка, с помощью последовательности расположения нуклеотидов в молекуле ДНК. Свойства генетического кода : код –триплетен, - вырожден, -однозначен, -универсален, -между генами имеются знаки препинания, -внутри гена нет знаков препинания. (ответ приведен в сокращенном варианте)
Пример плохого ответа : обмен веществ – это метаболизм, он характерен для растений и животных. Бывает двух видов : энергетический и пластический.
Наибольшие затруднения вызвал у учащихся второй вопрос на знание научных фактов. Ответы в целом правильные, но у большинства учащихся сбивчивые и неполные. Думаю, это связано с характерным для их возраста четко и последовательно излагать свои мысли письменно, неумение спланировать свой ответ.
Пример хорошего ответа : Автотрофное питание у растений осуществляется в процессе фотосинтеза. Растения поглощают из почвы воду (корнями), из воздуха СО2 (через устьица, хлоропласты порциями (квантами) улавливают солнечную энергию и преобразуют ее в энергию химических связей, в результате процесса образуется органическое вещество – глюкоза и в атмосферу выделяется свободный кислород (продукт фотосинтеза воды)).
хлорофил+энергия света
СН2О + 6СО2 ======= С6Н12О6 + 6О2
Процесс фотосинтеза протекает в 2 стадии : световая и темновая. (краткое описание стадий фотосинтеза и процессов в них происходящих). Фотосинтез характерен не только для растений, но и для некоторых видов бактерий и животных – эвглена зеленая.
Пример плохого ответа :Трансляция – это сборка первичной структуры, молекулы белка, происходит на рибосомах в цитоплазме клеток. Все учащиеся показали хорошие практические умения в воспроизведении процессов транскрипции и трансляции. Хорошее знание терминов, умение сравнить, объяснить, доказывать, устанавливать причинно-следственные связи.
Это связано с регулярным решением биологических задач, проблемных вопросов и логических заданий на уроках биологии в этом классе. Думаю, что неплохой результат контрольной работы так же объясняется интересом учащихся к предмету биология, их постоянному вниманию и активной работе на уроках.
Считаю, что в дальнейшем необходимо :
- поддерживать интерес учащихся к предмету
- учить учащихся составлять план ответа
- чаще использовать задания на развитие речи, мышления, памяти, внимания
-
продолжать работу с биологическими терминами.
Поделитесь с Вашими друзьями: |