КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
Темы лекций
-
Теоретико-методологические подходы к историческому исследованию
-
Древнейшие формы помощи и взаимопомощи у славянских племен
-
Особенности конфессиональной системы помощи в России
-
Государственные подходы к организации общественного призрения
-
Общественно-государственная система помощи в дореволюционной России
-
Становление социальной помощи на Востоке ив Античном мире
-
Система помощи в Европейском средневековье
-
Государственные подходы к организации социальной помощи в Европе XVII-XIX вв.
-
Новые подходы к организации социальной помощи в России в нач. XX в.
-
История становления системы социальной помощи в СССР
-
Становление социальной работы в России в конце XX - нач.XXI в.
-
Европейские модели социальной работы в XX в.
-
История и развитие социальной работы в США.
-
Социальная работа в мире в условиях глобализации XXI в.
ТЕМА 1. Теоретико-методологические подходы к историческому исследованию
Цель истории социальной работы как отрасли знания
Курс «Истории социальной работы» направлен на формирование профессиональной культуры будущего специалиста, обогащение его историческими знаниями, гуманистическими ценностями, выработанными в процессе мировой исторической практики поддержки и защиты нуждающихся.
Целью курса является формирование системных представлений у студентов об эволюционном пути развития основных исторических форм, моделей, институтов помощи и поддержки в мировой цивилизации.
Зачем нужна социальная работа?
Социальный работник может выявить наличие трудной жизненной ситуации, помочь семье или индивиду обратиться к источникам социальных ресурсов, из которых к ним должна поступить поддержка, содействовать в разработке и реализации плана разрешения затруднений.
Таким образом общественные цели СР – это:
-
влияние на формирование социальной политики и ее эффективность;
-
снижение социальной напряженности;
-
гармонизация социальных отношений;
Смысл социальной работы состоит в компенсации тех или иных социальных ущербов, выравнивании возможностей различных индивидов, семей, групп в пользовании своими социальными правами.
Несмотря на давние традиции меценатства и благотворительности в России социальная работа как вид профессиональной деятельности только начинает формироваться. Тем не менее обращение к ранним страница развития форм социальной помощи в России и за рубежом дает научное обоснование для анализа социальной работы в современном обществе.
Периодизация развития социальной работы в России
I. Архаический период. Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до X в (дохристианский период).
П. Период княжеской и церковно-монастырской поддержки с X по XIII вв.
III. Период церковно-государственной помощи с XIV в. по вторую половину XVII в.
IV. Период государственного призрения со второй половины XVII в. по вторую половину XIX в.
V Период общественного и частного призрения с конца XIX в. до н. XX в.
VI Период государственного обеспечения с 1917 г. по 1991 г.
VII. Период социальной работы с начала 90-х гг. по настоящее время.
Историография истории социальной работы в России
Выделяются следующие этапы Историография истории социальной работы в России:
-
Дореволюционный период
Один из первых подходов к истории российском опыта социальной помощи в России дан в работе А. Стога «О общественном призрении» СПб., 1818. На протяжении первой половины ХIХ столетия она явилась, по сути, единственным историческим исследованием, посвященным данному вопросу.
Подчеркивая важность государственного» подхода в деле общественной помощи, общественного призрения, А. Стог впервые в российской историографии попытался показать эволюцию государственного подхода к проблемам помощи и поддержки нуждающихся, начиная с ранних страниц российской истории — X-XI вв. И только через пятьдесят с лишним лет данная проблема найдет свое отражение в работах других ученых.
Историю общественного призрения в России А. Стог делит на пять основных этапов:
-
первый – с 996 г. по XIV столетие;
-
второй – XIV-XVII вв.;
-
третий – с 1701 по 1775 гг.;
-
четвертый – с 1775 по 1801 гг.;
-
пятый – с 1801 по 1818 гг.
Интерес к ранним страницам российской практики помощи и защиты в 70-80-х гг. XIX в. связан с ростом общественного движения поддержки нуждающихся, а также с рядом государственных мер в области социальной политики. Параллельно с данным подходом развивается и другой — с точки зрения христианской благотворительности.
В изучении отдельных правлений социальной помощи можно выделить работы конца XIX - ХХ в., посвященные церковно-приходскому, городскому призрению, общественной помощи, частной благотворительности. Изучается как само направление в контексте истории России, так и история приходского призрения отдельных местностей и городов. В церковно-приходском призрении ученые видят первооснову современных форм общественной благотворительности, отмечают преемственность идеологии помощи, ее влияние на становление гуманистических общественных отношений.
Е. Максимов определил, что «общественное призрение» - это явление и понятие, исторически обусловленные. – только с эпохи Павла I.
В. Герье считал, что, несмотря на культурно-историческое многообразие традиций, форм и способов помощи, развивающихся в различные эпохи, все их можно свести к основным формам:
- милостыня,
- благотворительные учреждения,
- попечительство.
Три формы помощи характеризуют три стадии, общественной поддержки нуждающихся.
Другой подход в логике мультикультурного осмысления истории развития общественной помощи предпринят А. Якоби, возможно выявление фаз развития благотворительности, которые следуют за пандемическими (одновременное страдание многих людей) факторами.
Следуя логике такого подхода, изучение благотворительности в ее историческом развитии осуществляется путем рассмотрения массовых бедствий: голода, войны, эпидемии.
Большой вклад внесли работы В.Н.Татищева, С.М. Соловьева, Н.М. Карамзина
-
Советский период
Изучение исторического опыта социальной защиты происходит уже в первые годы советской власти с марксистских позиций, историческое прошлое изучается в контексте идей классовой борьбы.
Одновременно формируются новые традиции в освещении исторического прошлого, когда «история повседневности» является основным модусом осмысления существующей практики социальной помощи. В дальнейшем исторический опыт общественной помощи и поддержки не выделяется в историческом познании, однако отдельные вопросы в контексте самостоятельных проблем истории России находят свое отражение в работах Тихомирова, Б. Рыбакова, Б. Грекова, Л. Черепнина, В. Пашуто, Я. Щапова, С. Шмидта, А. Рогова, Н. Синицыной и других историков.
-
Современный период
Системные исследования российского опыта помощи и поддержки начинаются лишь в конце 80-х гг. Первые шаги в осмыслении исторического прошлого социальной помощи были сделаны в работах, посвященных феномену российского меценатства и благотворительности, П. Власова, Н. Думовой, Л. Бади, Е.И. Холостовой и др. В конце XX в. в России в связи с введением новой общественной профессии — социальная работа — появляется потребность в изучении ее истории, что неизбежно приводит к выявлению ее периодизации в российской историографии.
Таблица. Историография истории социальной работы.
ВОПРОСЫ:
-
Цель истории социальной работы как отрасли знания.
-
Актуальность истории социальной работы как отрасли научного знания в современных условиях.
-
Проблемы периодизации отечественной и зарубежной истории социальной работы.
-
Историография истории социальной работ
-
|
Древнейшие формы помощи и взаимопомощи у славянских племен
|
Виды помощи и взаимопомощи у древнеславянских племен
Формы помощи в славянских общинах складывались под влиянием языческого мифологического сознания древнейших славян, сохранения общинной системы землевладения, пережитков в семейно-бытовой сфере и т. д.
Е. И. Холостова выделяет следующие основные формы защиты и поддержки в древнейших славянских обществах:
-
культовые формы поддержки с различными сакральными атрибутами;
-
общественно-родовые формы помощи и защиты в рамках рода, семьи, населения;
-
хозяйственные формы помощи и взаимопомощи.
В качестве примера культовых форм поддержки приведем пример поклонения древних славян кругу (колесу). Он прежде всего выполнял функцию оберега от злых духов, был символом определенной целостности, стабильности и основательности.
Существенной особенностью являлось и то, что древние славяне связывали помощь с различными мифами, например с оберегами. Они наделяли сакральными свойствами различные предметы и растения (предметы костюма, домашней утвари, березу, дуб, осину), проводили родовые обряды почитания предков, обожествляя их.
Особое место в сакрализации процесса помощи отводилось культу героя. Показательны в этом отношении княжеские пиры, на которые собирались дружинники. В княжеских пирах «среди медопития складывались высокие христианские добродетели: милость, нищелюбие и страннолюбие».
Основные формы социальной помощи в архаический
период
Основные объекты оказания помощи –
- нищие, калеки, сумасшедшие (во времена христианства – блаженные богоугодные люди, дети-сироты, вдовы, пожилые, престарелые люди
Формы помощи -
1.жертвования, подаяния в день праздников и похорон в пользу неимущих
2.раздел имущества покойного в пользу вдовы
3.«приймачество» - вид усыновления в архаический период
4.Инфантицид: отправление на тот свет престарелых и детей
5.Общее ведение работ – посев уборка урожая, помощь в постройке дома – «помочи»,
6.«толоки» - совместные перевозки,
7.«наряды миром» - если взрослые болели – соседи помогали вести дом хозяйство
8.Выделение земельных участков вдовам и старикам
9.«Супряга» - совместное использование рабочего скота
Легенды и сказания славян о княжеских пирах свидетельствуют о том, что непременными участниками трапезы были калики и нищие странники, получавшие богатую милостыню.
Так, в этнографических материалах мы находим примеры поддержки стариков. Если семья не помогала пожилому человеку, то заботу о стариках брала на себя община. Для них отводился по специальному решению общества отрезок земли, где они работали. Если же пожилые люди окончательно «впадали в дряхлость», они призревались общиной.
Старика определяли на постой (питание, проживание) на несколько дней, затем он «менял» своих кормильцев. Такой вид помощи стал своеобразной общественной повинностью.
Проводилось усыновление детей внутри родовой общины, так называемое «приймачество». «Приймать» в семью сироту, как правило, могли люди позднего возраста, когда им становилось трудно справляться с хозяйством или когда у них не было наследников. Принятый в семью должен был почитать своих новых родителей, вести хозяйство и т. д.
Другой формой поддержки сироты была общинная, мирская помощь. Она по своему характеру совпадала с помощью «немощным старикам», когда ребенок переходил из дома в дом на кормление.
Сироте могли назначать "общественных" родителей, которые брали их на свой прокорм. Но если сирота имел хозяйство, община противодействовала усыновлению. Такие сироты назывались «выхованцами», «годованцами».
Зарождаются и формы помощи вдовам. Нуждающимся вдовам оказывали помощь продуктами. Это происходило, как правило, после уборки урожая. Сельская община предоставляла им также землю, на них распространялись такие же нормы мирского призрения, как и на стариков.
В основе хозяйственной взаимопомощи и взаимоподдержки лежала всевозможная взаимовыручка.
Таблица. Формы помощи в архаический период..
ВОПРОСЫ:
-
Виды помощи и взаимопомощи у древнеславянских племен
-
Основные формы социальной помощи в архаический период
-
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НА РУСИ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
|
ЗАРОЖДЕНИЕ КНЯЖЕСКОЙ И ЦЕРКОВНО-МОНАСТЫРСКОЙ ПОМОЩИ НА РУСИ (X – XIII вв.)
|
Факторы и этапы развития форм помощи
По мнению Холостовой – начиная с 10 века на Руси разрушаются родоплеменные отношения;
Возникновение Киевского государства – появление государственной помощи
Принятие христианства в 988 г. – как считал русский историк В.О. Ключевский – заповедь «Возлюби ближнего своего как самого себя» - способствовала генезису форм взаимопомощи. Язычество не играет уже роль главной религии. С принятием христианства – появляется церковь – значимый фактор и организатор помощи нуждающимся;
Укрепление княжеской власти. второй половины XII в. — образования удельных княжеств и распространения христианства на окраинах восточнославянских земель.
По мнению М.В. Фирсова, на смену родоплеменным отношениям пришли территориальные, политические и военные, возникли племенные союзы.
Создаются условия для появления государства, объединяющего все племена и союзы племен.
В качестве правящей социальной группы, «органов власти» во главе союзов ставились князь и княжая дружина.
Данный период характеризуется возвышением княжеской власти, влияниям его дружины на общественную жизнь.
Этапы помощи:
Основные тенденции помощи в этот период времени были связаны с княжеской защитой и попечительством, которые в своем развитии претерпевают два этапа своего становления.
-
Первый связан с распространением христианства в Киевской Руси, который условно обозначается с периода крещения Владимира I до второй половины XII в. — образования удельных княжеств и распространения христианства на окраинах восточнославянских земель.
-
Второй период — со второй половины XII по XIII в, включительно, когда благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения.
Генезис княжеской помощи основные направления
Генезис княжеской помощи относят к времени правления князя Владимира.
В рамках первого этапа княжеской социальной помощи 10 -12 вв. – определяющее значение имела именно княжеская помощь. Причем самой церкви оказывалась помощь.
В рамках второго этапа 12-13 вв. пальму первенства подхватывает церковь и духовенство.
В 13 в. князья вырабатывают свои виды помощи и поддержки, связанные с дальнейшим процессом принятия христианства,
- строительством городов,
- помощь в строительстве церквей
- защитой мигрантов,
- помощь нищим
- освобождение холопов для спасения своей души
- захороненение погибших от набегов кочевников
- в постройке жилища, и в выкупе пленных, и в обучении ремеслам.
- Строительство больницы и богаделен
Законодательное оформление института помощи
Законодательное утверждение социальной помощи отражено в основном своде законов Ки евской Руси: Русской Правде Ярослава Мудрого. Появляются документы, регулирующие отношения в области поддержки и помощи различных категорий населения России. К числу древнейших источников права относятся церковные уставы князей Владимира и Ярослава.
Оформление помощи: под защиту княжего суда берутся изгои: «изгои будет, либо славенин, то 40 гривен положити за нъ». Словом, вырабатываются патронно-клиентские связи в средневековом обществе, т.е. там, где раньше в основном господствовали семейно-родовые отношения.
Основными объектами помощи становятся:
- больные, - нищие, - вдовы, - сироты.
Возникают и новые субъекты помощи:
- князь,
- церковь,
- приходы,
- монастыри.
Обозначились основные направления помощи и поддержки:
- княжеская,
- церковно-монастырская,
- приходская благотворительность,
- милостыня.
Монастырско-церковные формы помощи
Духовенство было свободно от различных платежей и сборов, а позже и от татарских даней и, следовательно, пользовалось относительным богатством и достатком, то в руках его находились весьма значительные средства на нужды неимущих.
Исходя в своей благотворительности из нравственно-религиозных побуждений, князья склонны были ставить ее под покровительство церкви и поручать осуществление самого дела представителям религии, т. е. духовенству. Поэтому последнее шло во главе благотворительности.
Выделяется монастырская и приходская помощь.
-
Монастырская - Особой щедростью в этом деле отличались иноки Киево-Печерского монастыря и между ними преподобные Антоний, Даминиан, Феодосии Печерский и др. Формы помощи были различные – Феодосий близ своего монастыря построил особый дом, в котором помещались нищие, калеки и прокаженные.
2) Приходская помощь. В Х-ХШ вв. церковная практика помощи развивалась не только через монастыри, но и через приходы.
В отличие от монастырской приходская помощь была более открытой. В ней сосредоточивалась вся общинная, гражданская и церковная жизнь. Деятельность приходов не ограничивается только оказанием помощи калекам, увечным, нищим: они осуществляют самую разнообразную поддержку — от материальных вспомоществований до воспитания и перевоспитания (священники за символическую плату обучают детей).
Виды помощи женщинам. Роль церкви в регулировании прав женщин:
Деятельность приходов не ограничивалась лишь оказанием помощи калекам, увечным, нищим, в ней преобладали те тенденции «первых духовных учителей» Русской православной церкви, практика которых была обусловлена христианским воспитанием. Например помощь женщинам: князья - Сестра Владимира Мономаха, Анна Всеволодовна, основала в Киеве училище для девиц, которых не только содержала за свой счет, но и учила их читать, писать и ремеслам.
1. Формы помощи в княжеско-монастырский период 2. Письменные источники Киевской Руси о формах, субъектах и объектах социальной помощи.
Вопросы:
-
Факторы и этапы развития форм помощи
-
Генезис княжеской помощи. Основные направления княжеского попечительства.
-
Законодательное оформление института помощи и благотворительности
-
Монастырско-церковные формы помощи
ОФОРМЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОМОЩИ НА РУСИ
(XIV – первая половина XVII в.).
Основные понятия и факторы развития помощи
Геополитический фактор: княжескую власть во многом подорвало монголо-татарское нашествие, и поэтому она стремилась в лице церкви найти себе союзника, с падением молголо-татарского ига новый институт – царская власть.
Политический фактор – формирование централизованного гос-ва. Государство постепенно набирает организационную и законодательную силу, ограничивает власть церкви, берет под свой законодательный контроль нуждающихся.
Социальный фактор: тенденция к оформлению крепостного права, многие крестьяне искали в монастыре укрытия от социальных потрясений – постриг в монахи – распространенное явление.
Культурный – возрождение русской государственности и культуры после опустошения монголо-татар, после падения в 1454 г. Византии Москва становится правопреемницей православия. Изменяется ее статус.
Развитие монастырской системы помощи
Для этого времени характерны три формы поддержки и защиты нуждающихся:
-
монастырская система помощи,
-
государственная система защиты (она вырастает из традиций княжеского нищепитательства и нищелюбия, как определенных форм княжьего права) и
-
Первые светские общественные проявления благотворительности.
Монастырская система помощи представляет два основных этапа развития монастырей. Фирсов
-
объединение земель вокруг монастырей в центральной части Руси (XIV-XVI вв.).
-
колонизация Севера (XVI-XVII вв.).
Освобождение от налогов. Селившимся на монастырские земли давалась свобода от податей на 10 или 20 лет, а также свобода от суда княжеской волостей, с подчинением игуменскому суду во всех делах, «опричь душегубства».
Чтобы понять, что такие условия поддержки и защиты были выгодны для крестьян, необходимо сравнить их с той данью и налогами, которые они платили, не находясь под патронажем монастыря. Дань и налоги накладывались на уезд, т. е. в эту кабальную систему втягивался каждый крестьянин. Там брали дань и налог: «Ямские деньги», «Запосошные люди», «Загородовое, засечное и жемчужное дело», «Приметные деньги», «Соколий оброк», «Казначеевы пошлины», «Дьячьи пошлины», «Подьячьи пошлины» и др.
-
Монастыри-вотчины предоставляли посадскому человеку или крестьянину прибежище «на старости лет под монашеской рясой или в качестве бельца, живущего в тиши монастырской ограды», играя роль своеобразных страховых учреждений не только по случаю смерти, но и по старости. Внесение вклада было обязательным условием («отдар»)
-
Монастыри заложили основу «пансионной» системы поддержки не только для мужчин, но и для женщин. Институт вдов за это время получает юридическое признание и «учреждение» (что позволяло вдовам жить в достатке на протяжении целого ряда лет). Более того, многие русские княгини (или их мужья) специально строили монастыри для проведения оставшегося срока жизни в его стенах. Постриги стали неотъемлемой частью женского жизненного сценария.
Оформление государственной помощи. Законодательное оформление помощи
Массовые бедствия вели к формированию формы общественной самопомощи. Пример, связанный с массовыми эпидемиями. Иван IV в борьбе с эпидемиями начинает применять «полицейско-санитарные методы»: чтобы не произошло их распространение, организовываются специальные заставы.
Тенденции к образованию государственных реципрокных институтов. Их задача — поддерживать определенный вид связи. Деятельность Приказа Большого Дворца. Его задача — «выдача руги и милостных денег монастырям и церквам из государевой казны ...»
Ограничение роли церкви в деле помощи. В Судебниках 1550 г. впервые ставится вопрос о правомерности призрения лиц, не являющихся «клиентами церкви». Согласно церковному законодательству, под защиту церковной власти попадали: «...женщины, дети, престарелые, родители, рабы». Церковь нарушает свои же постановления, когда берет под свой патронаж торговых и городских людей. Именно против этого и направлено данное постановление.
Помощь при пожарах - пожары, которые становились просто гибельными для многих жителей России. Поэтому в качестве охранной грамоты потерпевшим от пожара в 1560 г. появляется указ об отсрочке долгов с погорельцев: «В долгах приставов давати не велел и правити на них долгов не велел пять лет».
В законодательстве отражена охрана нищих и убогих государственная власть официально легализовала институт нищенства (впоследствии он превратился в определенный образ жизнедеятельности). И если в Западной Европе появился ряд законов, запрещающих это явление, то в России профессиональное нищенство, наоборот, легализовано. Под защиту закона попадают калики, городские нищие, а причинившие им насилие должны платить штраф.
Государство стало стараться сгладить социальные болезни. И если Церковь выделяла такие, как пьянство, содомский грех, языческие обряды, то превентивные меры государственной власти направлены против «разбоя», «татьбы», «воровства», «зерни».
Регулирование цен на хлеб в период массового голода. забота о простолюдинах. К таким мерам прибегает Б. Годунов в 1601 г., когда резко возрастают цены на хлеб, вводятся государственные твердые цены: «...продовати ржи четь по полтине, овса четь в полпо-тины, ячменя четь в четыри гривны». Предусматриваются карательные действия в отношении лиц, утаивающих хлеб или завышающих цену на него.
Теории милосердия
Социально-христианские подходы к «теории милосердия» Милосердие как процесс духовного спасения особо рассматривается в отечественной литературе данного периода. Милосердие как источник спасения рассмотрено М. Греком в канонах Иоанну Крестителю.
Происходит дальнейшее осмысление сущности милосердия, при этом оно принимает все более социальный характер, конкретизируется социальной проблематикой. Основополагающими вопросами здесь являются соотношение богатства и власти и душевной чистоты, следование канонам христианского милосердия. Различное понимание данных вопросов, по сути дела, приводило к обоснованию двух типов религиозной мысли, получивших название «стяжателей» и «нестяжателей».
Ермолай-Еразм обоснование милосердия начинает с позиции христианского детерминизма, противоестественности почитания «богатства», злата, серебра, поскольку это противоречит сущности человека, сотворенного по образу и подобию Божию. Критикуя богатых, социальное неравенство, он обращается к достаточно распространенной идее возмездия или «праведного суда», в результате которого Бог «отымет власть его». В этом видятся «милости» Бога.
Инок Фома в «Слове похвальном» воздает милосердию князя Бориса хвалу, вкладывая ее в уста различных митрополитов. Радение о нищих становится не обязательно христианским догматом, но и составной частью «социальной политики», направленной на стабильное существование государства, находит отражение в «Большой челобитной» Ивана Пересветова.
Максим Грек. В западном опыте он находит примеры, оправдывающие институт нищенства как институт социального воспитания, необходимый для гармонизации отношений всех слоев общества. Приводя примеры о добровольном нищенстве как монашеском подвиге, он раскрывает «технологию», «способ подаяния». М. Грек мечтал о своеобразной культуре нищенства как культуре равенства и справедливости, воспитывающей у всех членов общества благородные чувства.
«Слово о милости» Епифания Славинецкого — одно из первых светских представлений о сущности милосердия, хотя работа построена на основе христианских канонов. В основу милосердия им положен принцип богоуподобления и любви к ближнему. Автор широко понимает общественное призрение, выделяя в нем три уровня поддержки: помощь духовную, помощь институциональную, «нищепиталище долгое», и помощь традиционную, «нищепиталище общее».
Вопросы:
-
Основные понятия и факторы развития помощи1
-
Развитие монастырской системы помощи
-
Оформление государственной помощи. Законодательное оформление помощи
-
Теории милосердия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРИЗРЕНИЕ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
-
Факторы развития форм помощи
Культурный – ориентация на Западную Европу – восприятие западных теорий соц. Помощи
Период становления абсолютной монархии – усиление государственных форм помощи – Период интенсивного реформирования – коснулось и форм помощи происходит регламентация
Секуляризация церкви – духовенство играет не такую важную роль
Постоянные войны – влияние – много инвалидов
-
Государственно-административные подходы к общественному и частному призрению
По мнению Фирсова В период правления Петра I государственное управление формами помощи проходит три главных этапа: приказную систему — 1682-1709 гг., губернскую — 1710-1718 гг., коллежскую — 1719-1725 гг.
На первом этапе (приказная система) проблемы призрения тесно связаны с секуляризацией монастырских земель и реформированием деятельности Монастырского приказа.
Забота об солдатах и офицерах - Святейшему Синоду предписывалось содержать в монастырях направленных Военной Коллегией обер-офицеров, унтер-офицеров, рядовых драгун, солдат (Указы 1720, 1721, 1722 гг.). решение использовать монастыри для призрения офицеров и рядовых, не имеющих своего дома, где бы отставные военные призревались, приняв постриг. С этой целью принимаются Указы от 15 марта 1722 г. Для того чтобы закрепить вакансии монахов за отставными и увечными военными. Екатерина стала облагать монастыри спец. пошлинами.
18 августа 1814 г. были созданы Патриотическое общество, в задачи которого входило попечение о больных и раненых защитниках отечества, и специальный Комитет, который занимался попечением о раненых генералах, офицерах (и их семейств). Если они были в состоянии нести гражданскую службу, то им предоставлялись места полицмейстеров, городничих, смотрителей богоугодных заведений, комиссаров при пограничных карантинах, земских исправников. При определении к должности офицеры не лишались пенсии. Увечным штаб-офицерам и обер-офицерам разрешалось бесплатно из аптек отпускать лекарство.
Роль духовенства в деле призрения становится все более подотчетной и регламентируемой, теряется значимость - значение губерний возрастает. Появляются первые указы о деятельности губерний в деле призрения, где им велено устраивать «гошпитали» для увечных, престарелых, «зазорных младенцев» (внебрачных детей).
Среди указов, направленных против профессионального нищенства, являются указы 1712, 1718 гг. Указами конца XVII в. запрещали побирать в «нищенском образе и притворном лукавстве», за что, в случае поимки, таких людей «били кнутом» батожьем и ссылали в Сибирь. Еще в правление Петра Великого организуются дома для душевнобольных, входящие в период правления Екатерины II в качестве обязательных в институт призрения в губерниях (тем самым происходит разрушение древнейшего православного института юродивых). В начале XIX в. положено начало призрению слепых и глухонемых.
Против инфатицида. В российском законодательстве вновь обращаются к нему и в XIX в. (в уложениях от 1813 г., 1845 г.) Теперь виновники в содеянном уже не подлежат смертной казни, но приговариваются к различным срокам каторжных работ.
Определялись санкции к нищенствующим: пойманных впервые бить батогами, во второй или третий раз — отсылать мужчин на каторжные работы, женщин — в прядильные дома, детей — на суконный двор и мануфактуры.
В «Духовном регламенте» от 25 января 1725 г. впервые перед духовными лицами ставится вопрос о милостыни как общественном зле, предписывается искоренять этот обычай
Определены новые направления церкви в деле общественного призрения, строительство при церквах странноприимниц и лазаретов, где предписано было собирать «престарелых и здравия весьма лишенных, кормиться собою немогущих...».
Устав Главного магистрата 1721 г. определена роль полиции в деле общественного призрения В Регламенте укзаны основные институты призрения:
Работные или «смирительные дома», предназначенные для людей «непотребного жития»; - особенно развитие при Екатерине II – туда стали направлять не только нищих но и хулиганов, алкоголиков и проституток – там они находились или временно или постоянно
«прядильные дома» —для женщин «непотребного женского бытия»;
«гошпитали» для призрения сирых, больных, увечных, убогих, «престарелых людей обоего пола»;
-
«сиротские дома» — для убогих и оставшихся без родителей детей, где бы их воспитывали и содержали; «воспитательные дома» - был открыт в Москве в 1762 г.
1775 г. – создание приказов общественного призрения. Они заведовали народными школами, аптеками, богадельнями, лечебницами для неизлечимых больных, домов для умалишенных, работными и смирительными домами, сиротскими домами, детскими приютами и др.
В начале XIX в – дома трудолюбия - в основном женские. с более мягким режимом.
-
Основные направления развития общественного призрения и частной благотворительности.
Общественное призрение – развитие в XIX в. Совет Императорского Человеколюбивого Общества (1816) можно найти в деятельности «Благодетельного общества», основанного в 1802 г. императором Александром I. Программа общества, утвержденная в 1804 г., определяла следующие направления деятельности:
1) домовое призрение бедных больных;
2) диспенсарии в разных частях города;
3) вспоможение подвергнувшимся нечаянно какому-либо несчастному случаю на улицах;
4) особенные больницы для страждущих прилипчивыми болезнями;
5) призрение искаженных природою или случаем, воспитание глухонемых и т. п.»
Образуются социальные учреждения -
- Оказывающие постоянное призрение: учебно-воспитательные, богадельни, заведения бесплатных и дешевых квартир,
- Учреждения временной помощи — медицинские, благотворительные общества, ночлежные приюты, столовые.
Одно из первых — «Воспитательное общество благородных девиц» учреждено в 1764 г. В 1796 г. императрица Мария Федоровна берет на себя непосредственное руководство его отделениями, что стало новым этапом в его развитии. За время ее правления Общество разрасталось, у него появляются филиалы, целая сеть институтов воспитания. В качестве полноправных членов в него входили различные попечительства и более мелкие благотворительные общества. Среди них: Императорское женское патриотическое общество, Московское благотворительное общество (1837 г.), Московское дамское попечительство о бедных и др. В 1854 г. различные учреждения объединились в Ведомство учреждений Императрицы Марии Александровны.
Императорское Человеколюбивое Общество, Ведомство учреждений Императрицы Марии (связанные с членами императорской семьи) входили в разряд заведений «на особом положении». Их специфика в том, что они имели особые привилегии со стороны государства, от частного финансирования до предоставления различных льгот и индивидуальных поощрений.
1847 г. «Общество посещения бедных» основатель - В. Ф. Одоевский. Основу деятельности Общества составляли следующие направления помощи:
-
поддержка престарелых увечных и больных, не могущих содержать себя собственными трудами,
-
сирот и детей бедных родителей;
-
вспоможение деньгами, одеждою, дровами и т. п.;
-
помощь больным, лечение, отпуск лекарств.
Было закрыто, т.к. среди учредителей было много военных
ВОПРОСЫ:
1. Факторы развития форм помощи
2. Государственно-административные подходы к общественному и частному призрению
3. Основные направления развития общественного призрения и частной благотворительности
4. Социально-философское осмысление проблем общественной помощи
ОБЩЕСТВЕННОЕ И ЧАСТНОЕ ПРИЗРЕНИЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. ПО 1917 г.
1. Деятельность земских учреждений. Практика крестьянского призрения
Набирает силу частная и общественная благотворительность. Ее представители занимаются различными видами помощи — от борьбы с детской смертностью, призрения нищих и больных алкоголизмом до поддержки деятелей науки, искусства и культуры.
Выявляются новые категории нетрудоспособных лиц общественного призрения:
-
сироты,
-
незаконнорожденные младенцы,
-
нуждающиеся в общем и в амбулаторном лечении,
-
прокаженные, хронические больные,
-
умалишенные,
-
увечные,
-
престарелые,
-
безработные,
-
нищие,
-
семьи нижних чинов, призванных на действительную службу.
Подход, который сложился как в реальной практике, так и в законодательстве, вызвал необходимость разъяснений Правительствующим Сенатом по вопросам о бедных: «...призрение бедных должно считаться не обязанностью, а правом земских и городских учреждений».
Земские учреждения брали на себя призрение незаконнорожденных детей, подкидышей. Формы призрения могли быть различными. Так, в Киевском земстве было создано шесть видов патронажа:
-
кормление на дому матерью;
-
отдача на вскармливание;
-
воспитание;
-
обучение мастерству;
-
содержание в семье школьников;
-
отдача в услужение на началах семейного призрения.
Безнадзорность детей, имеющих родителей – большая проблема в России которые в силу производственных или иных забот вынуждены оставлять их одних, вызывала к жизни такие формы призрения, как
-
«бесплатные колыбельни»,
-
дневные убежища,
-
ясли.
Для взрослых детей открывались
-
ремесленные классы,
-
для детей «заброшенных и преступных» — земледельческие колонии и ремесленно-исправительные приюты.
Земские учреждения осуществляли дифференцированный подход к проблемам нуждающихся. Здесь существовали не только особые формы призрения в богадельнях, предоставляющих различные виды помощи, но и при выдаче пособий создавались специальные фонды для
-
ремесленников,
-
«дряхлых и больных»,
-
«бедных женщин»,
-
«учителям и учительницам»
-
(из общей массы нуждающихся выделялись профессиональные нищие).
Земские учреждения вели не менее важную работу по профилактике обнищания. С этой целью были созданы
-
ссудно-благотворительные капиталы. Их средства направлялись на поддержку переселенцев, на ремонт и постройку квартир, домов.
Благотворительные капиталы создавались для уплаты налогов недоимщиков, дабы предупредить их разорение.
Фирсов - Помимо призрения, воспитания и организации превентивных мер против обнищания, земства занимались общественными работами. Условно в деятельности земской помощи в виде общественных работ можно выделить два этапа:
-
первое десятилетие после отмены крепостного права;
-
с начала XX в.
Земские общественные работы на первом этапе связаны со строительством железной дороги в 1868 г., а также с работами по ирригации полей и лесонасаждениям после 1900 г., когда по новому законодательству на них лежит ответственность за улучшение экономического состояния местных жителей.
Престарелые, дряхлые, увечные, не могущие приобретать себе пропитание трудом, призревались родственниками. В том случае, если их не было, они призревались за счет крестьянской общины.
В практике крестьянского призрения преобладали следующие виды общественной помощи.
-
поочередное кормление по домам.
-
Сельские сходы обеспечивали неимущим выдачу хлебных пособий из сельских магазинов.
-
денежные пособия,
-
Что касается детей, то здесь дело поставлено лучше: организовывались ясли-приюты, чтобы дети не отвлекали родителей в трудовой период.
3.Городская система помощи в пореформенный период
Городская система помощи в пореформенный период приобретает новые черты. Урбанизация - намечается рост различных форм социальной патологии: профессиональное нищенство, проституция, детская безнадзорность.
- направления помощи нуждающимся:
- юридическая и медицинская помощь;
- устройство санаторий;
- устройство бюро для приискания работы;
- трудовая помощь (организация работ, артелей, мастерских, снабжение необходимыми инструментами);
- содействие профессиональному обучению;
- устройство чтений, библиотек;
- устройство попечительских лавок и обществ;
- хлопоты по освобождению нуждающихся от разных денежных повинностей и расходов (плата за учение, лечение в больницах и др.);
- содействие и помощь всяким организациям, работающим в этой же области;
- собирание и разбор статистических данных и специальные исследования для наилучшей организации борьбы с бедностью;
- наблюдение, изучение и забота об улучшении санитарных условий.
-
Основные подходы к теории общественного призрения
Приходская благотворительность осуществлялась в следующих основных формах:
-
материальная и медицинская помощь;
-
помощь просветительской деятельности.
-
Материальная помощь включала в себя помощь натурой: «раздача платья», продуктов, взносы за обучение и содержание в богадельнях, плата за проживание, а также предоставление дешевых обедов.
-
Медицинская выражалась в оказании помощи врача и бесплатном предоставлении лекарств больным.
Довольно большое место в деле народного просвещения занимали церковно-приходские школы (К.П. Победоносцев). большая часть казенных поступлений шла со стороны Синода. К 1908 г. в России имелось 26 097 школ, в которых обучалось 1 401 866 учащихся, а школ грамоты — 13 650 с 436000 учащимися.
Начать с этого - В XIX в начале XX в.. оформляются три подхода к решению социальных проблем –
-
Революционно-преобразовательный –марксизм, социализм, анархизм, и др. – через радикальные преобразования - революция
-
Реформистский – сочетание либерализма, демократических идей о гражданском, социальном гос-ве и социализма (пример – скандинавские страны) -
-
Антропологический – 1917 г. «Социальные диагнозы» Мэри Ричмонд – проблема в самом человеке.
В российской науке вопрос о теории общественного призрения как специфической области познания, имеющей свою предметную определенность, был В. И. Герье.
П. Дерябин, основываясь на учениях отцов церкви, продолжает отстаивать необходимость христианской благотворительности. негативно оценивались в общественной и научной литературе.
Н. Елагин обосновывает необходимость сохранения данных догматов в литургии обыденной жизни в классической христианской логике.
Н. Вознесенский видит в них продолжение христианской практики благотворительности. Работу деятелей общественного и частного призрения в светских учреждениях и организациях он рассматривает как своего рода обращение к христианским традициям, благотворительному прозелитизму, когда «великое множество инакомыслящих» подчиняются основным воззрениям христианского мира.
Правовые аспекты теории общественного призрения
Другое направление общественной мысли в области общественного и частного призрения — законотворческая деятельность, оформившаяся в «науке полицейского права» в качестве самостоятельного раздела. Общественная благотворительность рассматривалась в комплексе проблем.
Н. Бунге рассматривал благотворительность как комплекс государственных мер.
И. Тарасов рассматривал благотворительность как превентивные меры, как организация страхования, пенсионное дело, сберегательные кассы, развитие промыслов и ремесел, улучшение податной системы и образование к благотворительной деятельности он не относит.
Появление идей о социальном страховании. В начале XX в. общественное призрение в контексте данного направления осмысляется как система мер правительства, направленных на социальное страхование индивида от различных социальных рисков.
В работах М. Оленова, Н. Вигдорчика, Б. Кистяковского.
принцип обязательности призрения стариков и больных как основополагающий принцип гражданского общества, должен, считает М. Оленов, распространяться и на безработных. В данном случае следует осуществлять социальное страхование, пособия которого формируются из отчислений всех работающих граждан, а также государства.
Страхование как вид государственного обеспечения наряду с различными видами самопомощи должно «быть правом гражданина».
Создаются курсы, которые готовят специалистов для работы с молодежью, правонарушителями и беспризорными. Курсы предусматривают свои программы подготовки, систему практик и стандартов, которые предъявляются специалисту.
1. Отечественное законодательство о формах социальной помощи XVI-XVII вв. 4 с.
2. Основные подходы к социальной помощи в письменных источниках.
ВОПРОСЫ:
-
Деятельность земских учреждений. Практика крестьянского призрения
-
Городская система помощи в пореформенный период
-
Основные подходы к теории общественного призрения
1.1. Социальные проблемы и их решения у древних народов
Месопотамии, Египта, Индии и Китая
Анализ имеющихся свидетельств о жизни древних народов и современных природных сообществ позволяет сделать вывод, что для создания социальной системы, где на практике действуют принципы взаимопомощи, необязательно иметь высокоразвитую экономику и изобилие материальныхблаг. (Что нужно для этого?)Для этого необходимо, чтобы в данном обществе существовало ценностное понятие заботы о ближнем и этот принцип был бы составной частью данной социальной системы.
Тип цивилизации - восточный. Он был представлен древнейшими государствами Месопотамии, Египта, Индии, Китая и др. Известно, что в восточных обществах основу социальной организации (какая?)составляла соседская община. Община регламентировала жизнь своих членов, устанавливала определенные правила,требовала участия в совместных работах, например, строительство ирригационных сооружений, дорог, храмов, участие в празднествах и обрядах. Взаменобщина обеспечивала коллективную помощь своим членам в решении ихтрудных жизненных ситуаций, а именно: болезни, уход за детьми и старика-ми, сиротство, обеспечение питанием, бедность и др.
В древних восточных обществах существовала социальная и имущественная дифференциация и неравенство. Дошедшие до нас письменные источники свидетельствуют, что в этих обществах социально значимой была благотворительная деятельность богатых и обеспеченных по отношению к неимущим. (Кого вспоминаем?)Правители и знать в своих жизнеописаниях и биографиях стреми лись изобразить себя благодетельными и идеальными правителями. Так, аристократ Нехебу в Древнем Египте писал о себе: «Я всегда давал одежду, хлеб и пиво бедняку и голодному человеку. Я был любим всеми людьми». Или правитель одного из месопотамских городов Ура Ур-Намму приписывал себе заслугу защиты интересов бедняков: «Сироту человеку богатому ни за что ни отдавал, вдову власть имущему ни за что не отдавал». Эти свидетельства относятся ко II тысячелетию до н.э.
Хотя в государствах восточного типа цивилизации социальные отношения регулировались обычаями и традицией, власть принимала участие в решении социальных проблем.
Древние правовые документы регулировали главным образом сферу семейно-брачных отношений. Например, свод законов вавилонского царя Хаммурапи (ХVIII в. до н.э.) фиксирует приниженное положение женщины, типичное для многих восточных обществ. Муж являлся господином своей жены, которую он приобретал за определенный выкуп у своего тестя. Это ставило жену в положение рабыни в доме мужа. Закон предусматривал за неверность мужа возвращение жены в дом своего отца со своим приданным. В случае неверности жены ее следовало бросить в воду. Дети считались собственностью отца, который был волен поступать с ними, как ему заблагорассудится.
Или например, законы древнего Шумера (ХХ в. до н.э.) разрешали отцу
продавать в рабство своих детей. Это было вполне реальное право, имевшее широкое распространение. Условия такой продажи фиксировались в документах и были замаскированы под обычай усыновления. Сделка скреплялась особым документом, и усыновитель платил определенную сумму отцу усыновляемого в качестве платы за усыновление. Усыновление осуществлялось в двух формах: с объявлением усыновленного наследником и без такового. Усыновление первого вида происходило, как правило, в бездетной семье для продолжения рода. Во втором случае речь шла о приобретении рабочих рук и зависимом положении «усыновленного».
Своеобразные социальные отношения и социальная практика сложились в Древнем Китае. Древнекитайское общество было жестко иерархичным и делилось на пять социальных групп.
Высшую ступеньку на иерархической лестнице занимал единоличный правитель - ван. Он являлся верховным собственником земли в Поднебесной, а все люди были его слугами.
Как верховный собственник земли ван «жаловал»
высшим аристократам - чжухоу - право наследственного владения частью земель в государстве. В свою очередь чжухоу признавали право на владение принадлежащей им территории глав родоплеменных групп, которые на этой территории проживали.
Этот третий социальный слой назывался дафу. Сами дафу не обрабатывали землю, а передавали ее во владение
четвертой группе - ши. В конечном счете земля обрабатывалась
пятой группой, которую называли простолюдинами.
Принадлежность к одной из пяти групп определяла объем тех материальных благ, которыми мог пользоваться человек.
В одном из китайских источников Х-VIII вв. до н.э. подчеркнуто: «Одежда зависит от ранга, а потребление богатств - от размера вознаграждения, соответствующего рангу. Различны количества питья и еды, покрой одежды, количество скота и рабов, существуют запреты на употребление определенных форм лодок, колесниц и домашней утвари. При жизни человека соблюдаются различия в головном уборе, одежде, количестве полей и размерах жилища; после смерти - в размерах внутреннего и внешнего гроба, савана и могильной ямы».
Принадлежность человека к высшим социальным группам устанавливалась в зависимости от родства: кто был отец человека, каким по счету сыном в семье он родился. Старший сын наследовал ранг своего отца, а все остальные сыновья опускались на одну ступеньку ниже.
При таком подходе с жесткой иерархией в обществе проблемы малоимущих и бедных не были предметом заботы общества и, фактически, их положение не могло быть изменено.
Как и в Месопотамии, государство в Древнем Китае регулировало, прежде всего, семейно-брачные отношения.
Семья, согласно закону и конфуцианской традиции, рассматривалась как первичная социальная ячейка. Главная цель брака заключалась в обеспечении физического и духовного воспроизводства семьи, которое достигалось рождением, прежде всего, мужского потомства, «чтобы человек был в состоянии правильно служить усопшим предкам и иметь возможность продолжать свой род».
Положение мужчины как господина в семье распространялось не толь ко на жену, но и на детей. В Древнем Китае существовал обычай закладывать детей за долги. Если таких детей не выкупали в течение трех лет, они становились рабами. Дети могли быть также проданы своими родителями. Исключение делалось только для старшего сына, который пользовался рядом преимуществ. Вплоть до ХIХ в. в Китае сохранялась безнаказанность за убийство отцом, матерью, дедом и бабкой по отцу сына, внука, невестки, если смерть наступила в результате побоев.
Необходимость поддержания стабильности в обществе диктовала участие государственной власти в решении социальных проблем, прежде всего в экстремальных условиях. Сохранившиеся письменные источники свидетельствуют, что, например, в Древнем Египте уже в III тыс. до н.э. (2700-2300 гг.до н.э.) проявлялась забота о членах общества со стороны государства.
Власть в Древнем Египте применяла методы централизованного планирования производства и распределения продуктов питания по различным регионам. Использовалась также определенная миграционная политика. (Для чего власть это делала?)
Эта практика объяснялась не моральными, этическими нормами египетских властей, а их рационализмом. Прерогативой государства было заботиться о сохранении трудовых ресурсов и поддерживать жизненный уровень людей, которые были заняты на общественных работах, а именно: строили каналы, пирамиды, гробницы и храмы. Целью властей было также предотвращение голодных бунтов, которые могли бы угрожать стабильности государства.
В древнеиндийском обществе власть также брала на себя обязанность помогать населению в случае голода и стихийных бедствий, а царь считался покровителем больных, вдов и малолетних.
Подобное положение сложилось и в Древнем Китае, где правительство
уже в 1 в. до н.э. разработало меры социальной защиты для чрезвычайных ситуаций:
- бесплатное (или за минимальную плату) распределение зерна;
- использование всех пустующих полей для засева бесплатным зерном;
- переселение голодающих в благополучные районы страны.
Такая политика продолжалась только в период чрезвычайных ситуаций и не имела постоянного характера.
История древнего государства Вавилон свидетельствует о том, что оказанием социальных услуг населению занимались не только органы власти, (кто еще?) но и храмы. Храмовые хозяйства отличались огромными размерами и уступали только царским хозяйствам.
(В чем отличие их деятельности от деятельности государства?)В отличие от государства, их деятельность носила постоянный характер. Под опеку храмов попадали различные категории людей:
- военнопленные;
- рабы, купленные или полученные в подарок;
- незаконнорожденные;
- дети из бедных семей, отданные в храм во время голода.
-
Благодаря такой социальной помощи разным категориям людей храмы превращались в мощную социальную и политическую силу, имели поддержку широких слоев общества.
Следует также отметить социальную практику иудейских обществ в древности. Жизнь в условиях пустыни, борьба за выживание обусловили стремление снять противоречие между интересами личности и коллективными интересами общества. Выход был найден в формировании религиозного альтруизма (Что это за принцип?)(альтруизм - принцип жизненной ориентации личности, в соответствии с которой благо другого человека более важно и значимо, чем собственные благо и личные интересы).
На практике это вылилось в почитание и следование одной из десяти заповедей: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Это вторая заповедь, полученная Моисеем от Бога. Первая заповедь: «Возлюби Господа Бога своего и ему одному поклоняйся». Эти библейские заповеди позднее перешли в христианство.
Иудейская система социальной помощи, основанная на любви к ближнему, действовала через законом установленные налоги и вела к перераспределению доходов среди нуждающихся.
В иудейской культуре социальная помощь проявлялась в двух элементах:
- в поведении самого человека, обязанностью которого был труд;
- в заботе общества по обеспечению нуждающихся пищей. В древнем
Иерусалиме вдовы и другие малоимущие люди бесплатно получали пищу,прежде всего, в храмах.
Имеющиеся довольно ограниченные сведения из истории древних народов относительно развития общественной помощи позволяют все же сделать определенные выводы:
1. Оказание помощи различным категориям нуждающихся - больные,
имеющие физические и умственные недостатки, вдовы, дети, старики и др.
они могли рассчитывать на помощь своих родственников и семей, друзей, соседей или членов общины. Такая помощь оказывалась, прежде всего, под воздействием духовных, религиозных систем у тех или иных народов, а также традиционного общинного уклада.
2. Помощь, оказываемая властями, носила, как правило, прагматический характер. Она была отражением потребности государства в обеспечении его трудовыми ресурсами, а также в обеспечении социальной и экономической стабильности.
Способы, к которым прибегала власть, были различны:
- централизованное планирование распределения продуктов питания и средств существования людей;
- налоговая система, которая позволяла накапливать средства, необходимые для оказания помощи нуждающимся,
эксплуатация ресурсов завоеванных территорий.
1.2. Социальные проблемы и их решение в Древней Греции
Совершенно другой тип социальных отношений сложился в античной
цивилизации, представленной Древней Грецией и Древним Римом. Природные условия в Греции отличались от природных условий стран Древнего Востока. Для занятий земледелием в Греции не было необходимости строить сложные гидротехнические сооружения, создавать громоздкие царские и храмовые хозяйства или общинное производство с его регламентацией всего и вся. В Древней Греции основной производственной ячейкой стало небольшое частное хозяйство, построенное на эксплуатации рабского труда и достаточно высокодоходное.
Развитие греческого общества протекало в VIII–VI вв. до н.э. в рамках мелких республик - полисов.
Социальная структура полисов предполагала существование нескольких основныхклассов:
- господствующий класс - аристократия;
- свободные мелкие производители, владевшие землей.
Именно владение земельным участком было основой для юридического оформления гражданского статуса, определяло полноправие гражданина, его участие во всех делах своего полиса;
- ремесленники и торговцы, уроженцы данного полиса, относились к числу полноправных граждан. Таким образом, главной фигурой в древнегреческом полисе, обладавшей всей полнотой прав, были коренные жители, владевшие наследственным земельным участком;
- особое сословие представляли метеки. Это были жители других полисов, не имевшие гражданских прав. Они были как бы гражданами второго сорта. Их главные занятия - ремесло и торговля. Эти занятия были непрестижными в глазах полноправных граждан. Достойным гражданином считался среднезажиточный земледелец, который заботливо вел свое хозяйство,выполнял все гражданские обязанности, являлся умелым и доблестным защитником своего полиса;
- рабы, которые находились на самой нижней ступени социальной лестницы.
Чтобы обеспечить реальное участие в делах афинского гражданства, была необходима система различных мер. Их цель - поддержать определенный материальный достаток, образовательный уровень, психологический климат, определенное единство внутри гражданского коллектива в целом. К числу таких мер относились следующие:
- Власти в Афинах постоянно следили за тем, чтобы численность землевладельцев не сокращалась. Для этого потерявших землю граждан наделяли участками. В то же время вводился земельный максимум, который препятствовал концентрации земли в руках отдельных лиц за счет других.
- Выведение безземельных и малоземельных граждан в колонии за
пределами Эллады. Так, в V в. до н.э. более 10 тыс. афинян были поселены в таких колониях (клерухиях) на берегах Черного моря и на территории Малой Азии. Там они вновь становились мелкими землевладельцами.
- Богатые граждане частично делились своими доходами, финансируя такие общественные нужды, как постройка кораблей, храмов, организация общественных празднеств. Как такая повинность называлась? Такая личная повинность зажиточных граждан называлась литургия.
- С целью оказания материальной поддержки беднейшим категориям гражданства в Афинах, например, был установлен жесткий контроль за хлебным рынком
- Государство обеспечивало выдачу социальных пособий. Так, афинский реформатор Солон (конец VI в. до н.э.) издал закон, по которому государство обеспечивало содержание всех граждан, получивших увечья на войне.
Позднее такое государственное содержание было распространено на всех неимущих, неспособных в силу болезней или увечья трудиться и обеспечить себе пропитание. Государство брало на себя заботу о воспитании сыновей воинов, погибших в сражениях. Афинское государство поддерживало их досовершеннолетия. Власти также выделяли определенные средства свободным девушкам из бедных семей в качестве приданного.
- С целью снять социальную напряженность и обеспечить образование
и воспитание граждан начиная с 40–30-х гг. V в. до н.э. малоимущим гражданам власти стали раздавать театральные деньги или специальные жетоны, по которым можно было пройти на театральное представление.
Развитие товарно-денежных отношений, широкое внедрение рабства во многие сферы жизни и производства приводили к появлению нового социального слоя городского беднейшего гражданства. У них не было имущества, связей с производством, вместе с тем, они располагали полным набором гражданских прав и могли активно участвовать в деятельности народных собраний, в обсуждении государственных дел. Эта масса людей не была занята трудом, слонялась по улицам городов, перебивалась случайными подачками или попрошайничеством.
Стремясь поддержать беднейших граждан, власти пытались обеспечить их работой, но тяжелый физический труд ремесленника или матроса, строителя или рудокопа стал рассматриваться в IV в. до н.э. как удел рабов, как дело, недостойное свободного человека. «Занятие так называемыми ремеслами, - говорил Ксенофонт, - зазорно и, естественно, пользуется очень дурной славой в городах. Ведь ремесло вредит телу и ремесленников, и надсмотрщиков, заставляя их вести сидячий образ жизни, без солнца, а при некоторых ремеслах - проводить целый день у огня. А когда тело ослабляется, то и душевные качества сильно портятся. К тому же ремесло оставляет очень мало свободного времени для заботы о друзьях и родном городе».
Поделитесь с Вашими друзьями: |