Ключевые принципы для эффективных систем страхования депозитов



Скачать 164.67 Kb.
страница1/4
Дата01.05.2018
Размер164.67 Kb.
  1   2   3   4

КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНЫХ СИСТЕМ СТРАХОВАНИЯ ДЕПОЗИТОВ И РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ



А.В. Турбанов

Генеральный директор Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», доктор юридических наук

Н.Н. Евстратенко

заместитель начальника Управления планирования и стратегического развития Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», кандидат экономических наук

Сегодня всем уже очевидно, что мировая финансовая система переживает глубокий и затяжной кризис. Многочисленные проблемы, которые высветились в ходе продолжающихся потрясений на финансовых рынках, заставляют как правительства отдельных стран, так и международное сообщество в целом заниматься поиском эффективных путей преодоления негативных тенденций, распространяющихся на все большее число стран и регионов мира, а также формирования новой глобальной финансовой инфраструктуры, способной в будущем противодействовать угрозам стабильности мировых и национальных рынков.

В апреле 2008 года Форум финансовой стабильности (ФФС)1 представил разработанный им по поручению министров финансов и руководителей центральных банков ведущих индустриальных держав пакет практических мер, направленных на повышение устойчивости финансовых рынков. Признавая важность систем защиты вкладчиков в поддержании стабильности национальных финансовых систем, ФСФ включил в свой итоговый доклад раздел, посвященный системам страхования вкладов, подготовленный при содействии Международной ассоциации страховщиков депозитов (International Association of Deposit Insurers – IADI).

Выводы и рекомендации, содержащиеся в докладе ФСФ, получили поддержку глав государств, входящих в «Большую восьмерку», что зафиксировано в коммюнике, выпущенном по итогам их саммита, состоявшегося 7-8 июля 2008 г. в Японии2.

Центральное место в указанном докладе занимают вопросы, связанные с повышением эффективности пруденциального регулирования и надзора (за капиталом, ликвидностью и качеством управления рисками), ужесточением требований к раскрытию информации и оценке активов, изменением отношения к кредитным рейтингам (с точки зрения их качества и возможного использования инвесторами и надзорными органами), применением мер надзорного реагирования к проблемным банкам, разработкой механизмов, которые требуются для разрешения кризисных ситуаций и урегулирования несостоятельности банков, поддержания доверия к банковским системам.

При этом отмечается возрастание роли систем страхования депозитов в поддержании стабильности национальных банковских систем. В частности, подчеркивается «важность эффективных механизмов компенсаций владельцам депозитов для поддержания спокойствия населения, так как они снижают вероятность панического «набега» на банки и способствуют поддержанию доверия к финансовой системе в целом».

Вместе с тем обращено внимание, что на сегодняшний день системы страхования депозитов не имеют четких международно признанных ориентиров, по которым можно было бы оценивать их эффективность.

Рекомендация, которая дана в этом отношении, следующая: «Властным органам необходимо согласовать международный набор принципов для эффективных систем страхования депозитов. При разработке указанных принципов нужно учитывать общие характеристики построения систем обеспечения финансовой стабильности, включая системы регулирования и надзора, а также процедуры урегулирования несостоятельности институтов. Международная ассоциация страховщиков депозитов подготовила проект набора ключевых принципов, который может послужить возможной основой для международно согласованных принципов. После того, как международные принципы страхования депозитов будут согласованы, ФСФ сможет призвать страны к тому, чтобы они проанализировали свои национальные системы страхования депозитов на предмет их соответствия этим принципам – самостоятельно либо с помощью какой-либо международной организации – аналогично тому, как МВФ и Всемирный Банк оценивают соблюдение ключевых принципов в других областях». В качестве сроков выполнения этой рекомендации определены 2008-2009 гг.

В сентябре 2008 года на состоявшейся в Дублине (Ирландия) ежегодной конференции Европейского форума страховщиков депозитов было объявлено, что Базельский комитет по банковскому надзору сформировал специальную рабочую группу по вопросам страхования депозитов, задачей которой является выработка набора единых принципов для всех систем страхования депозитов на основе Ключевых принципов, подготовленных IADI и нашедших отражение в докладе ФФС.

Поскольку сроки для выполнения этой задачи достаточно сжатые, представляется важным ознакомиться с принципами, подготовленными IADI, и оценить, насколько они актуальны для российской системы страхования вкладов.

Краткий обзор Ключевых принципов
Текст одобренных IADI Ключевых принципов, в подготовке которого активно участвовало и российской Агентство по страхованию вкладов, опубликован на сайте Международной ассоциации страховщиков депозитов3. Он включает в себя 21 принцип, отражающий современное представление об эффективной системе страхования депозитов4. Принципы сгруппированы в 11 блоков, посвященных различным аспектам функционирования таких систем, и базируются на изучении и анализе практического опыта большого числа стран, а также на рекомендациях международных финансовых организаций, таких как Международный валютный фонд, Всемирный Банк, Банк международных расчетов и др.

В преамбуле к Ключевым принципам отмечается, что законодательно формализованные системы страхования депозитов с ограниченным лимитом возмещения сегодня признаются наиболее предпочтительным механизмом обеспечения защиты вкладчиков, поскольку это позволяет четко зафиксировать обязательства государства перед вкладчиками банков, способствует поддержанию спокойствия в обществе и помогает снизить затраты на урегулирование несостоятельности банков. При этом подчеркивается, что для эффективного функционирования системы страхования депозитов она должна подкрепляться сильным пруденциальным регулированием и надзором, надлежащим режимом раскрытия банками информации, действенной правоприменительной практикой и обеспечением должного уровня информированности населения.

Следует отметить положение Ключевых принципов о том, что «система страхования депозитов может справиться только с ограниченным числом одновременно происходящих разорений банков, но урегулирование системного банковского кризиса требует, чтобы все участники системы обеспечения финансовой стабильности эффективно работали вместе». Актуальность этого утверждения еще раз продемонстрировали события сентября-октября 2008 года, когда правительства целого ряда государств в ответ на нарастание кризисных явлений в финансовом секторе предприняли ряд чрезвычайных мер, выйдя за рамки их обычного правового режима, либо оказав финансовую поддержку банкам либо объявив о полном гарантировании государством всех банковских депозитов, как это сделали Ирландия, Австрия, Греция, Австралия, Гонконг, Германия и ряд других стран5.

Разработанные IADI Ключевые принципы имеют целью оказание содействия государствам, стремящимся повысить эффективность своих систем страхования депозитов на основе внедрения передовой мировой практики в данной области. Важно также, что они могут быть адаптированы к специфике конкретной страны6.

Ключевые принципы IADI объединены в следующие блоки:


  • Установление целей, которые ставит государство перед системой страхования депозитов, и внешняя среда;

  • Функции и полномочия организации, управляющей функционированием системы страхования депозитов;

  • Управление системой страхования депозитов;

  • Взаимоотношения между участниками системы обеспечения финансовой стабильности (центральным банком, органом банковского надзора, министерством финансов, страховщиком депозитов);

  • Членство банков в системе и страховое возмещение, выплачиваемое вкладчикам;

  • Финансирование системы страхования депозитов;

  • Информированность общественности о выгодах и ограничениях системы страхования депозитов;

  • Отдельные правовые вопросы, влияющие на эффективность выполнения страховщиком депозитов возложенных на него функций;

  • Организация процедур урегулирования несостоятельности банков;

  • Выплата возмещения вкладчикам и компенсация затрат страховщика депозитов;

  • Моральный вред.

Очевидно, что эти принципы затрагивают обширный круг вопросов, требующих проявления законодателями и правительствами стран воли и согласованности в формулировании целей государственной политики и ее реализации.

Ниже рассматривается, как российская система страхования вкладов применяет в своей практической деятельности данные принципы, определяющие сегодня «международный стандарт» эффективности систем страхования депозитов, а также какие направления ее совершенствования вытекают из положений Ключевых принципов Международной ассоциации страховщиков депозитов.


Российская система страхования вкладов с точки зрения положений Ключевых принципов IADI

Каталог: agency

Скачать 164.67 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




©zodomed.ru 2024


    Главная страница