«КАК ТРЕНИРОВАТЬ УМ РЕБЕНКА?» Если взрослого спросить, где «находится» ум человека, то наверняка он укажет на ту часть головы, где находится мозг. Каждый родитель желает, чтобы его ребенок был умен. Думать, мыслить – это функция человеческого мозга. Когда мы хотим стать сильными – мы тренируем мышцы, когда хотим стать умными – тренируем мозг. И здесь действует правило – чем раньше начали тренировать мозг, тем лучше результат.
Понятия
Играя, общаясь с ребенком, взрослые вводят в его жизнь и понятия. Мозг собирает информацию (очертание, вкус, цвет, запах и т.п.). На основании этой информации формируются представления о предметах.
Обращайте внимание детей на видимые связи понятий и предметов в окружающей обстановке, таких как тень на полу, линии в рисунке ковра.
Читайте книги и истории, где имеются повторяющиеся понятия и действия («Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Колобок», «Теремок»).
Давайте детям задание нарисовать предметы с противоположными значениями. Например, тонкую линию и толстую линию, цветной и черно-белый рисунок.
Обсуждайте с детьми понятие цикличности времен года, очередность месяцев в году, дней в неделе. Поговорите об организме человека, как мы вдыхаем и выдыхаем воздух, как бьется наше сердце.
Привлекательность новизны
Мозг острее реагирует на новые предметы и события, а не на те, с которыми уже знаком.
Меняйте детские игрушки и привлекайте к этому детей, но помните, что слишком частые изменения могут вселять в детей неуверенность.
Прячьте на время (на пару месяцев) игрушки, а потом возвращайте.
Вырезайте с детьми силуэты из бумаги.
Попробуйте говорить простые слова наоборот.
Перекрестные движения
Левое полушарие мозга человека контролирует правую сторону тела, а правое полушарие - левую сторону тела. Для успешного развития мы нуждаемся в равноценной работе обоих полушарий: необходимо формирование межполушарного взаимодействия.
Начинайте день с зарядки, в которую включены упражнения на перекрестные движения рук и ног. Например, наклонитесь и дотроньтесь левой рукой до правого носка ноги и наоборот.
Разучите несколько упражнений на координацию движений с поочередной сменой рук и ног (например, хлопните правой ладонью о левое колено, затем хлопните в ладоши и поменяйте руку и ногу). Играйте в «ладушки».
Поиграйте в игры, в которых детям надо было бы ползать по полу.
Пальчиковая гимнастика
Пальцы наделены большим количеством нервных окончаний, которые посылают «сигналы» в центральную нервную систему (головной мозг) и улучшают деятельность важнейших систем организма.
Занимайтесь с детьми играми с мозаикой, мелкими деталями, игрушками, счетными палочками, грецкими орехами, шестигранными карандашами.
- длительность упражнений 2-3 мин (в зависимости от возраста);
- одно упражнение повторять 4-6 раз;
- пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно (упражнение выполняется сначала правой, потом левой рукой, а затем двумя одновременно);
- после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы рук (потрясти кистями рук). Возможность выбора
Выбор снижает волнение, позволяет добиваться поставленных целей.
Используйте такие предложения, которые оставляют детям возможность выбора. Например, «ты предпочитаешь просто молоко или шоколадное молоко?».
Ограничьте выбор тремя вариантами. Дети теряются при слишком большом выборе.
Привлекайте детей к решению семейных проблем, давая им право голоса (например, при выборе красок, меню или места для картины).
Расположите предметы на столе так, чтобы детям надо было тянуться за ними.
Влияние ручных действий на развитие мозга было известно с давних времен еще во 2-ом веке до нашей эры. Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают нервные импульсы (сигналы) в центральную нервную систему (головной мозг) и улучшают деятельность важнейших систем организма. Установлена взаимосвязь между степенью развития тонкой моторики кистей рук и уровнем развития речи у детей.