МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА
КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
|
«Утверждаю»
Проректор по учебной работе
профессор, С.Т. Сохов
« 03 » июня 2013 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ»
Курс _4_, семестр _8_, форма обучения очная
Направление подготовки (специальность) – 030302.65 «Клиническая психология»
При разработке рабочей программы дисциплины в основу положены:
-
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030302.65 - «Клиническая психология» (2005 г.)
-
Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом факультета клинической психологии ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России «28» февраля 2013г., Протокол № 6
Программа обсуждена на заседании кафедры клинической психологии
«____»___________20 ___ года Протокол №___
Зав. кафедрой, профессор ____________________Н.А. Сирота
Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии
« 23 » мая 2013 года Протокол № 9
Председатель ученого совета, профессор _____________________Н.А. Сирота
Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета
« 30 » мая 2013 года Протокол № 34
Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич
Цель и задачи дисциплины: усвоение студентами ключевых положений клинической психологии в их приложении к современной проблематике здоровья; осмысленная ориентация в междисциплинарном круге вопросов здоровья; формирование современного представления феномена здоровья; ознакомление с релевантными психодиагностическими приемами; освоение терапевтической стратегии на поддержание здоровья в работе клинического психолога, а также создание условий для роста профессионального самосознания студентов.
Дисциплина поддерживает инновационный формат преподавания: в качестве приоритетной задачи рассматривается овладение студентами новой дисциплиной специализации, освоение нового системного поля профессиональной деятельности с акцентом на формирование здорового жизненного стиля.
Дисциплина обеспечивает формирование компетентности студентов в области профилактической медицины и психологии, психологического консультирования, формирования здорового стиля жизни.
Дисциплина формирует коммуникативность студентов в виде развития новых содержательных тем взаимодействия, расширения клиентской базы и круга смежных специалистов.
Курс в методическом плане представляет собой сочетание лекционных занятий, групповых дискуссий, элементов психологического тренинга с демонстрацией практических упражнений. Каждое занятие условно подразделяется на монологическую (лекция) и диалогическую (демонстрация, дискуссия, упражнения) части. Активные формы работы составляют особую обучающую психотехническую систему и взаимосвязаны между собой.
Дисциплина направлена на повышение нравственного и психолого-педагогического аспектов профессиональной деятельности психолога.
Задачи дисциплины:
Обеспечить усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:
-
Ознакомление студентов с многообразными формами проявления здоровья, изучаемых различными смежными дисциплинами
-
Усвоение основных понятий в области психологии здоровья
-
Ориентация в различии предметной области акмеологии, валеологии, психологии здорового образа жизни, санологии
-
Усвоение диагностических приемов, применяемых в клинической психологии
-
Создание эмоционально значимого отношения к изучаемому предмету, достижение перевода основных идей в «личностное знание», инициирование процессов профессионального самосознания и самоисследования.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
А) Студент должен знать и уметь использовать:
-
Теоретико-методологические основы клинической психологии в области нормы и патологии.
-
Определения здоровья в медицине, психологии, психосоматике и других смежных дисциплинах
-
Походы к пониманию здоровья и болезни в базовых психологических теориях (психоанализе, бихевиоризме, гуманистической психологии, отечественной психологии)
-
Профилактический подход к здоровью – индивидуальный и популяционный
-
Применение понятия «здоровье» в практической работе клинического психолога
-
Этические проблемы клинического психолога
Б) Студент должен иметь навыки:
-
Проведения профилактической работы по формированию зрелого отношения к здоровью, формированию целеобразующего и смыслопорождающего оздоровительного процесса
-
Построения консультативной практики в рамках профилактики и развития здоровья
-
Описания характеристик и особенностей психической деятельности у лиц в состоянии «неболезни»
-
Постановки и уточнения дифференциального диагноза в клинической практике
В) Студент должен иметь представление о:
-
Здоровье на разных этапах зрелости личности
-
Здоровье как выражении профессиональной самоактуализации
-
Процессуальной, инструментальной характеристике здоровья как мотива
-
Индивидуальном характере оптимального сочетания особенностей психической активности
-
Области и месте применения психологии здоровья
-
Правах и обязанностях клинического психолога, консультанта.
Г) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:
Знания, полученные по медико-биологическим, психологическим и другим дисциплинам, в том числе по: общей психологии, возрастной психологии, патопсихологии, нейропсихологии, психологии личности, психодиагностике, курсам «Основы психологического консультирования», «Базовые теории и методы психотерапии».
3. Объем дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы Всего часов
Общая трудоемкость дисциплины 120
Аудиторные занятия: 68
Лекции 20
Практические занятия (СЗ) 48
Самостоятельная работа (СР) 52
Экзамены -
Зачет +
Консультации
Формы текущего контроля:
Заключение (2)
Контр.раб.
Ответы на занятии
|
30 - 40
40 - 50
0 - 10
Всего: 70 - 100
|
4. Содержание дисциплины.
4.1.Разделы дисциплины и виды занятий.
№ п/п
|
Виды учебной работы
|
Количество часов
| Всего | Наименование разделов | Лекции |
ПЗ
| СР |
1
|
Подходы к пониманию здоровья и болезни в клинической психологии.
|
4
|
9
|
|
13
|
2
|
Понимание нормы в психологии и медицине; понятия оптимума, акмэ, вершины жизненного самоопределения
|
4
|
9
|
|
13
|
3
|
Психологический аспект понимания здорового образа жизни, валеологии, санологии.
|
4
|
9
|
|
13
|
4
|
Психодиагностика лиц без психической патологии.
|
4
|
12
|
|
16
|
5
|
Профилактика здоровья
|
4
|
9
|
|
13
|
Итого:
|
20
|
48
|
|
68
|
4.2.Содержание разделов дисциплины.
Тема 1. Здоровье и болезнь.
Историческое развитие понимания болезни и здоровья. Современные позитивные определения здоровья. Психосоматические традиции психологии здоровья. Социальная роль больного и роль здорового. Варианты «нормы» в медицинской модели: статистические, функциональные, идеальные, социальные, субъективные. Плохое и хорошее самочувствие как экстремальные полюсы одного континуума.
Тема 2. Здоровье как оптимальное развитие человека
Общепсихологический подход к проблеме оптимального развития человека. Акме как вершина индивидуального, личного и субъектного развития. Акмеология и метод изучения «эталонов» человеческой жизни. Акмеологические способности. Профессиональное самоутверждение как смысл жизни человека. Ценностно-смысловое отношение к профессии психолога. Пути повышения значимости профессии как к способу самореализации. Вершина взрослости и процесс профессионального целедостижения.
Тема 3. Оптимальное развитие человека на разных возрастных этапах
Воспитание «здорового мозга» - основная задача кондуктивного врачебного наблюдения ребенка. Здоровье как «идеальный образ» развития мозга и его функций. Понятие жизненных стратегий личности, планирование будущего в период молодости. Возрастные этапы середины жизни и смысловое содержание основных возрастных кризисов. Возрастные аспекты акме. Особенности нормального физиологического старения. Принцип ауторегуляции деятельности как механизм преодоления возрастной дефицитарности.
Тема 4. Социально-психологические аспекты здоровья.
Здоровье как форма и уровень общественной жизни. Определение ВОЗ. Валеология как наука о здоровье, здоровом образе жизни. Структурное понимание здоровья: физиологический уровень, психический уровень, социальный уровень благополучия. Понимание гомеостаза и процесса адаптации. Педагогический компонент формирования здоровья – валеология в школе. Принцип управления собственным здоровьем. Здоровье населения: методы диагностики, укрепления. Перспективы работы социальных психологов здоровья (тренинги, консультации по вопросам профилактики поведенческих рисков, проектирование и менеджмент социальных проектов в области социальной защиты детства и других уязвимых групп населения, организация социальных компаний.
Тема 5. Профилактика, сохранение и укрепление здоровья.
Предотвращение расстройств и укрепление здоровья. Специфическая и неспецифическая профилактика и укрепление здоровья. Профилактика, ориентированная на популяцию, и профилактика, ориентированная на отдельные группы населения. Методы профилактики и укрепления здоровья. Информирование, консультирование, тренинг как методы профилактики и укрепления здоровья. Проблемы анализа и оценки нормального психического развития. Основы психодиагностического описания лиц без психической патологии. Возможности описания психического благополучия с помощью патопсихологических дефиниций. Создание «психологического портрета». Перспективы практического интегративного укрепления здоровья. Стрессоры, травматические события в жизни здоровой личности. Терапия психической травмы как программа восстановления адаптивных ресурсов человека. Понятие соматического переживания, воронки травмы и воронки исцеления.
4.3. Тематический план лекций.
-
Понимание здоровья и болезни в клинической психологии.
-
Типология нормы в психологии и медицине. Понятие оптимума, акме, вершины жизненного самоопределения.
-
Психологический аспект понимания здорового образа жизни, валеологии, санологии.
-
Психодиагностика лиц без психической патологии в контексте психологического консультирования.
-
Профилактика здоровья.
4.4. Тематический план практических занятий
-
Психодиагностическое исследование лиц без признаков психической патологии. Выбор методик под конкретный случай.
-
Психодиагностическое исследование лиц без признаков психической патологии – отработка использования патопсихологических конструктов для составления психологического исследования.
-
Психодиагностическое исследование лиц без признаков психической патологии – отработка навыков составления программы укрепления здоровья на базе данных психологического исследования.
-
Отработка навыков обследования здоровых лиц и составления «психологического портрета».
4.5. Самостоятельная работа студентов.
Ч
№п\п
1.
|
Наименование раздела
и темы
|
Содержание
самост. раб.
|
Вид контроля. Часы.
|
Подходы к пониманию здоровья и болезни в клинической психологии.
Понимание здоровья и болезни в психоанализе, неопсихоанализе, трудах Юнга.
|
Работа с литературой. Подготовка доклада. Его изложение в реферате.
|
Собеседование
9 ч
|
2.
3.
|
Подходы к пониманию здоровья и болезни в клинической психологии.
Понимание здоровья и болезни в бихевиоризме, гештальттеории.
Подходы к пониманию здоровья и болезни в клинической психологии.
Понимание здоровья и болезни в экзистенциальной психологии.
|
Работа с литературой. Подготовка доклада. Его изложение в реферате.
Работа с литературой, подготовка доклада, его изложение в реферате.
|
Собеседование
9 ч.
Собеседование,
9 ч
|
4.
|
Подходы к пониманию здоровья и болезни в клинической психологии.
Понимание здоровья и болезни в отечественной психологии (труды Мясищева, культурно-историческая концепция Выготского)
|
Работа с литературой.
Подготовка доклада по материалам семинарских занятий.
|
Собеседование.
9 ч.
|
5.
|
Психодиагностика лиц без психической патологии
|
Разбор клинических случаев. Написание психодиагностического заключения.
|
Собеседование
Проверка навыков в форме супервизии представляемых случаев.
8 ч.
|
6.
|
Профилактика здоровья
|
Работа с литературой.
Подготовка профилактических программ по материалам семинарских занятий.
|
Собеседование.
Проверка навыков в форме тренинга с обратной связью. Тестовый контроль.
8 ч.
|
ИТОГО 52 ч
|
4.6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
Рекомендуемая литература.
а) Основная литература:
-
Клиническая психология /Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 1т. М.: Издательский центр Академия, 2010. -464с.
-
Клиническая психология /Под ред. Холмогоровой А.Б. Учебник. 2т. М.: Издательский центр Академия, 2012. -432с.
б) Дополнительная литература:
-
Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса: практикум. –Спб.: Питер, 2009, - 329с.: ил.
-
Психология экстремальных ситуаций. Пособие. /Под ред. Шойгу Ю.С. М.: Смысл, Издательский центр Академия, 2009. – 319 с
-
Клиническая психология. Общая часть: учебное пособие. /Г.С. Човдырова, Т.С. Клименко. – М.:ЮНИТИ, 2010 – 247с.
5. Средства обеспечения усвоения дисциплины.
-
Учебные комнаты.
-
Комната для проведения тренингов.
6. Материально-техническое обеспечение.
-
Учебные классы
-
Видеоклассы, оснащенные телевизором и видеомагнитофоном
-
Музыкальный центр
-
Комната для проведения тренингов
-
Компьютерные классы, оснащенные компьютерами для работы с обучающими программами, демонстрации работы специалистов.
7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
В процессе обучения студентов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции, практические занятия и тренинги, входящие в структуру практических занятий, а также самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Данная учебная программа является клинико-психологическим базисом, на котором будут формироваться навыки и умения практической работы будущих специалистов.
Практическое занятие состоит из следующих этапов:
-
проверка исходных знаний;
-
выступление студентов с докладами по текущей теме семинара;
-
обсуждение докладов и беседа по теме семинара;
-
просмотр видеофильмов
-
тренинговая часть практического занятия, на котором отрабатываются навыки самопознания, психологического консультирования, психокоррекционной и психотерапевтической работы.
На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы студентов с литературой и лекционным материалом. Особое значение имеет тренинговая часть занятия, где студент получает «обратную связь» - определенные критические замечания или позитивную поддержку по поводу практических навыков и умений в области собственного поведения, саморефлексии, развития личностно-профессиональных качеств, навыков и умений консультативной, психокоррекционной и психотерапевтической работы.
Для успешного освоения дисциплины каждый студент должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой, вопросами к семинарским занятиям, и контрольными работам), а также возможностью отработки пропущенных занятий.
Обязательным условием освоения дисциплины является самостоятельная работа студента, выполнение которой контролируется на практических занятиях. Кроме того, каждый студент должен подготовить доклад по текущей теме и выступить с ним на семинарском занятии (по меньшей мере, один раз в семестр). Подобная форма обучения развивает навыки поиска научной литературы, ее анализа, составление резюме прочитанного текста, подготовки тезисов устного выступления с последующими ответами на вопросы аудитории, приемов аргументации защищаемых гипотез, то есть ведения научно-исследовательской работы.
Контроль теоретических знаний и практических навыков проводится с помощью тестового контроля, собеседования, представления докладов, рефератов, протоколов, демонстрации навыков и умений на тренинговых занятиях. Все задания оцениваются в баллах; в процессе изучения дисциплины проводится один зачет в конце 7-го семестра, который оценивается в рамках балльно-рейтинговой системы.
Рабочая учебная программа по дисциплине специализации «Психология здоровья» составлена канд.психол.наук, доцентом кафедры клинической психологии факультета клинической психологии МГМСУ Сулимовской Е.И.
Поделитесь с Вашими друзьями: |