Кафедра философии, биомедицинской этики и гуманитарных наук



Скачать 227.24 Kb.
Дата03.05.2016
Размер227.24 Kb.
ТипПрограмма


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ, БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК





«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

профессор, С.Т. Сохов

« 03 » июня 2013 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«БИОЭТИКА»

Курс _2_, семестр _4_, форма обучения очная



Направление подготовки (специальность) – 030302.65 «Клиническая психология»
При разработке рабочей программы дисциплины в основу положены:

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030302.65 - «Клиническая психология» (2005 г.)

  2. Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом факультета клинической психологии ГБОУ ВПО МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России «28» февраля 2013г., Протокол № 6

Программа обсуждена на заседании кафедры философии, биомедицинской этики и гуманитарных наук

«____»___________20 ___ года Протокол №___

Зав. кафедрой, профессор ________________В.И. Моисеев

Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии

« 23 » мая 2013 года Протокол № 9

Председатель ученого совета, профессор ___________________Н.А. Сирота

Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета

« 30 » мая 2013 года Протокол № 34

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич


1. Цель и задачи дисциплины.


Цель: В области медицинского образования биоэтика призвана дать студентам-медикам практическое введение в этические и юридические проблемы, с которыми имеют дело врачи и другие работники здравоохранения в своей профессиональной деятельности. Основная цель обучения биоэтике состоит в том, чтобы подготовить врачей, способных эффективно анализировать и разрешать этические проблемы в клинической практике.

Задачи:

  • повысить восприимчивость студентов к этической проблематике;

  • обучить искусству этического анализа;

  • ознакомить студентов с возрастающим потоком литературы по предмету;

  • развитию умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;

  • помочь студентам лучше понять моральные ценности (как профессиональные и личные, так и ценности своих пациентов);

  • научить регулировать и разрешать этические конфликты.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.


Студент должен знать и уметь использовать:

  • основные этические термины и понятия;

  • основные этические теории;

  • основные методы, используемые в биоэтике;

  • нормы и принципы профессиональной этики;

  • основные национальные и международные этические документы.

  • использовать эти знания на всех последующих этапах обучения и в практической деятельности и в ходе изучения дисциплины и самостоятельной подготовки к практическим занятиям.

Уровень компетентности:

Обладать знаниями основ общей философской этики, основных традиций религиозной этики, биологии, теоретической медицины, истории медицины, религиоведения, экологии, медицинского права.



Коммуникативность:

Уметь строить на основе знаний по биоэтике и усвоенного этоса врача отношения с членами коллектива и пациентами.


Студент должен иметь практические навыки:

  • самостоятельной работы с учебной и методической литературой;

  • применять методы биоэтики для объективной оценки новейших достижений современной стоматологической науки и технологии;

  • принятия решений в сложных морально-этических ситуациях практической деятельности;

  • самостоятельного суждения об этических условиях использования новых биомедицинских технологий;

  • организации этических взаимоотношений с пациентами.

Студент должен иметь представление:

  • самостоятельной работы с учебной и методической литературой;

  • применять методы биоэтики для объективной оценки новейших достижений современной стоматологической науки и технологии;

  • принятия решений в сложных морально-этических ситуациях практической деятельности;

  • самостоятельного суждения об этических условиях использования новых биомедицинских технологий;

  • организации этических взаимоотношений с пациентами.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

Основы общей философской этики, основные традиции религиозной этики, биологии, теоретической медицины, истории медицины, религиоведения, экологии, медицинского права и др.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы.


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

60

IV

Аудиторные занятия:

38

IV

Лекции

10

IV

Семинарские занятия

28

IV

Самостоятельная работа

22

IV

Вид итогового контроля - зачет




IV



4. Содержание дисциплины.

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий.





п/п

Разделы дисциплины

Количество часов

Всего

Лекции

Семинарские занятия

Самостоятельная работа



















1.

Предмет, дисциплинарный статус и методы биоэтики.

1

2

1

4

2.

Биоэтика и религиозные традиции.

1

4

2

7



















3.

Основные типы этических теорий, используемые в биоэтике.

1

4

2

7

4.

Принципы биоэтики. Моральные обязательства врачей и права пациентов. Модели отношения «врач – пациент».

1

2

2

5



















5.

Этика смерти и умирания. Моральные и юридические проблемы дефиниции и клинического определения смерти.

1

2

2

5

6.

Этика смерти и умирания. Моральные и юридические проблемы поддерживающего жизнь лечения.

1

2

2

5

7.

Этические и юридические проблемы начала жизни. Этика аборта, стерилизации и контрацепции.

1

2

2

5

8.

Этические и юридические проблемы начала жизни. Этика новых репродуктивных технологий.

1

2

2

5

9.

Специфические проблемы биоэтики: этические и юридические проблемы медицинской генетики и проведения биомедицинского исследования трансплантации органов и тканей.

1

4

4

9



















10.

Специфические проблемы биоэтики: этические и юридические проблемы СПИДа и оказания психиатрической помощи.

1

4

3

8



4.2. Содержание разделов дисциплины.


Вводная часть.

Раздел 1. Предмет, дисциплинарный статус и методы биоэтики. Возникновение биоэтики как самостоятельной дисциплины и происхождение термина. Факторы, обусловившие трансформацию традиционной профессиональной медицинской этики в современную биоэтику. Основные аспекты биоэтики как междисциплинарной области. Основные подходы к этике. Нормативная этика. Ненормативная этика: дескриптивная этика и метаэтика. Практическая этика. Биоэтика – раздел практической нормативной этики. Содержание моральной аргументации. Уровни моральной аргументации: индивидуальные суждения, правила, принципы и этические теории. Характер и основные виды этических конфликтов. Определение биоэтики. Предмет биоэтики. Методы биоэтике.

Раздел 2. Исторические традиции медицинского этоса. Гиппократова традиция в медицине. Источники традиции. Основное содержание. Традиция в современности. Западные религиозные традиции. Православная этическая традиция. Защита жизни. Продолжение жизни. Этическая традиция римского католичества. Протестантская этическая традиция. Иудейская этическая традиция. Источник авторитета. Принципы иудейской морали применительно к биомедицине. Восточные этические традиции в медицине. Аюрведа. Мусульманская этическая традиция. Источники закона ислама. Принципы мусульманской морали применительно к биомедицине. Буддизм. Основы буддийской мысли. Позиция буддизма по отношению к некоторым проблемам, связанным с биомедициной.

Часть 1.Теория биоэтики.

Раздел 3. Основные типы этической теории, используемые в биоэтике. Утилитаризм. Принцип полезности. Теории ценности: гедонизм, плюрализм, утилитаризм предпочтения. Утилитаризм действия и правила. Кантианская этическая теория. Общая характеристика деонтологической теории. Категорический императив. Другая формулировка категорического императива. Источник морали. Долг. Понятие доброй воли. Совершенный и несовершенный долг. Этика Канта в медицинском контексте. Трудности, с которыми встречается этика Канта. Теория моральных обязательств prima facie У. Д. Росса. Моральные свойства и правила. Фактические моральные обязательства и prima facie моральные обязательства. Список prima facie моральных обязательств Росса. Теория моральных обязательств prima facie в биомедицинском контексте. Теория справедливости Дж. Ролза. Исходное положение и принципы справедливости. Понятие "занавеса неведения". Понятие "первичных благ". Справедливость как честность. Два принципа справедливости и их функции. Проблема патернализма. Понятие и виды "естественных обязанностей". Теория справедливости Ролза в медицинском контексте. Либертарианская теория справедливости Р. Нозика. Либертарианская теория и классический либерализм. Понятие "минимального государства". Этика добродетели. Этика добродетели Аристотеля. Современные теории добродетели Этика естественного закона римского католичества. Цели, разум и моральный закон в интерпретации римского католичества. Принцип двойного эффекта. Принцип целостности, или терапевтический принцип. Приложение морально-теологических точек зрения римского католичества в медицинском контексте.

Раздел 4. Принципы биомедицинской этики. Моральные обязательства врачей и права пациентов. Модели отношения «врач – пациент». Принцип уважения автономии личности. Понятие автономии: 1) автономия как свобода действия; 2) автономия как свобода выбора: 3) автономия как способность эффективно обдумать ситуацию. Принцип автономии в медицинском контексте – информированное согласие. Ключевые понятия: компетентность и понимание. Классификация некомпетентности. Терапевтическая привилегия. Согласие детей и подростков. Ограничения автономии. Принцип патернализма. Патернализм слабый и сильный. Суррогатное решение и его границы. Право отказаться от лечения. Принцип благодеяния. Понятие и обязательство благодеяния, его границы. Метод оценки риска вреда для определения степени обязательства. Обязательство пациента: ординарные и экстраординарные средства предохранения и восстановления здоровья. Обязательство врача: принцип медицинских показаний. Обязательства заместителей пациента: принцип наилучших интересов пациента. Проблема качества жизни. Конфликт интересов. Принцип "не навреди". Понятие и обязательство не вредить. Принцип "двойного эффекта". Четыре условия принципа. Принцип пропорциональности. Принцип справедливости. Нехватка и распределение. Социальные приоритеты: распределение на макроуровне. Распределение на микроуровне: индивидуальное и институциональное рационирование. Теории распределительной справедливости: строгий эгалитаризм; социализм; утилитаристская теория справедливости; справедливость как честность (Дж. Ролз); либертарианизм (Р. Нозик); теория прав о справедливости. Определение здоровья и болезни, споры вокруг него. Справедливость и здравоохранение. Здравоохранение и его собственные границы. Принцип сообщения правды. Понятие и обязанность сообщать правду. Обязанность не лгать. Обязанность сообщать правду тем, кто имеет право на неё. Проблема "лжи во благо". Право на правду. Проблема плацебо. Принцип конфиденциальности. Понятие и обязательство хранить тайну. Естественная тайна, Обещанная тайна. Профессиональная тайна. Истории болезней, исследование и конфиденциальность. Проблема пределов конфиденциальности. Модели взаимоотношения врач-пациент. Патерналистская, техническая, коллегиальная, контрактная и договорная модели отношения «врач-пациент», их сравнительный анализ.

Часть II. Специальная и клиническая биоэтика.

Раздел 5. Этические и юридические проблемы смерти и умирания. Дефиниция и клиническое определение смерти. Понятие «биологической смерти» и кардиореспиратоный критерий смерти. Понятие «полной смерти мозга». Понятие «постоянного (устойчивого) вегетативного состояния» (церебральной смерти). Проблема стандартов клинического определения смерти мозга. Философские проблемы адекватности определения смерти мозга. Этика поддерживающего жизнь лечения. Этическая основа для принятия решений о поддерживающем жизнь лечении (компетентные и некомпетентные пациенты). Ординарное и экстраординарное лечение. Моральность убийства. Преднамеренное лишение жизни в сравнении с предвиденным, но неумышленным лишением жизни. Убийство и позволение умереть. Не начало лечения и прекращение лечения. Поддерживающее жизнь лечение и самоубийство. Классические случаи в этике поддерживающего жизнь лечения (Квинлан и Крузан). «Поддерживаемое врачом самоубийство». Проблема самоубийства: история вопроса. Концепция содействия в самоубийстве. Дискуссии об определении и разграничении «самоубийства», «рационального самоубийства», «содействия в самоубийстве» и «эвтаназии». Аргументы «за» и «против» содействия в самоубийстве. Классические случаи в этике самоубийства (Боувиа и Макафи). «Смерть с участием врача». Эвтаназия (убийство из милосердия): история вопроса. Принудительная "эвтаназия" в нацистской Германии. Декриминализация добровольной эвтаназии в Нидерландах. "Общество хемлок" в Соединенных Штатах. Хосписное движение как альтернатива «смерти с участием врача». Понятие эвтаназии и ее виды. Доктор Кеворкян и помощь в смерти. Этические проблемы. «Скользкий склон».

Раздел 6. Этические и юридические проблемы начала жизни. Этика аборта, стерилизации и контрацепции. История вопроса: перспективы по аборту. Определение и виды аборта. Моральный статус плода. Права беременных женщин. Этические проблемы стерилизации и контрацепции. Добровольная и принудительная стерилизация. Виды контрацепции. Религиозная мораль и проблема контрацепции. Социальный контекст. Казус Roe v. Wade. Человеческое развитие и аборт. Определение и типы аборта: спонтанный аборт и аборт как результат человеческого вмешательства (искусственное прерывание беременности). Аборт прямой, непрямой и терапевтический. Моральный статус плода. Границы рационального аргумента. Требования защиты маргинализованных. Беременность, аборт и права женщины. Право на невмешательство и контекст смерти. Мотивы аборта. Терапевтический и нетерапевтический аборты. Социальная поддержка и проблема аборта. Конфликт интересов матери и плода. Границы репродуктивной свободы женщины. Аборт и закон. Этические теории и аборт. Статистика. Этические проблемы стерилизации и контрацепции. Добровольная и принудительная стерилизация. Виды контрацепции. Религиозная мораль и проблема контрацепции.

Раздел 7. Этические и юридические проблемы начала жизни. Этика новых репродуктивных технологий. Методы искусственной инсеминации. Искусственная инсеминация донором. Искусственная инсеминация донором и незамужняя мать. ИСД без скрининга. Анонимность доноров и связанные с этим проблемы. ИСД и опасность инцеста. Оплодотворение in vitro. Ответственность за ребёнка. Риски для матери и ребёнка. Этические проблемы замороженных эмбрионов и банков спермы. Экстракорпоральное оплодотворение (суррогатное материнство). Суррогатные матери и их права. Ответственность за ребёнка. Этика и единство деторождения и любви. Этика поставщика медицинской услуги. Этические теории и репродуктивный контроль. Вопрос распределительной справедливости. Этические и юридические проблемы репродуктивного и терапевтического клонирования.

Раздел 8. Специфические проблемы биоэтики: этические и юридические проблемы медицинской генетики и проведения биомедицинского исследования. Этические проблемы медицинской генетики. Конфиденциальность и добровольное информированное согласие в медицинской генетике. Этические проблемы применения методов, используемых медициной для диагностики и коррекции генетических нарушений. Терапевтические и нетерапевтические эксперименты. Происхождение этического интереса к экспериментам над людьми. "Нюрнбергский кодекс", "Хельсинкская Декларация (Руководящие рекомендации для врачей, проводящих медико-биологические исследования, включающие опыта на людях)".Этика исследователя. Информированное согласие предполагает сообщение информации. Нераскрытие информации по научным резонам. Компетентное и суррогатное информированное согласие. Согласие и особые классы объектов исследований: дети, пациенты, некомпетентные пациенты, беременные женщины. Терапевтические и нетерапевтические эксперименты. Справедливость и распределение исследовательского риска. Конфликты интересов. Этические проблемы исследовательской методологии. Эксперименты над заключёнными. Этические проблемы экспериментирования над эмбрионами. Институциональные механизмы контроля при проведении биомедицинских экспериментов. Этическая допустимость и размер вознаграждения за участие в экспериментах. Этика пользователей результатами биомедицинских исследований.



Раздел 9. Специфические проблемы биоэтики: этические и юридические проблемы трансплантации органов и тканей. Этика передачи в дар органов. Живые доноры. Живые доноры невозобновляемых парных органов. Принцип пропорциональности в трансплантации. Живые, но терминальные доноры. Трансплантация ткани плода. Проблема продажи органов. Этика передачи органов от трупов. Имеется ли обязанность передачи в дар органы и ткани? Этика реципиента. Обязанности бригады, осуществляющей трансплантацию. Взаимоотношения с оконными заместителями и семьями. Этические проблемы увеличения обеспечения органами. Информированное согласие. Этика распределения поставщиком медицинской услуги. Реальное распределение органов. Медицинский критерий для распределения на микроуровне. Технические факторы. Критерий клинического соответствия. Критерий семейной поддержки. Эджеизм. Способность платить. Экономическая стоимость и распределение трансплантантов. Этические теории и трансплантация органов.

Раздел 10. Специфические проблемы биоэтики: этические и юридические проблемы СПИДа и оказания психиатрической помощи. Стоматологическая этика. Стоматология как профессия и профессиональные обязательства. Центральные ценности стоматологической практики. Проблемы и темы в стоматологической этике. Главный клиент. Идеальное взаимоотношение между стоматологом и клиентом. Иерархия ценностей. Компетентность. Убытки и относительная приоритетность благополучия пациента. Отношения с другими представителями профессии. Отношения между стоматологами и более широким сообществом.


4.3. Тематический план лекций.




п/п

Наименование темы

Кол-во час.

Семестр

1.

Предмет, дисциплинарный статус и методы биоэтики.

1

IV




Часть 1.Теория биоэтики.




IV

2.

Биоэтика и религиозные традиции

1

IV

3.

Основные типы этической теории, используемые в биоэтике.

1

IV

4.

Принципы биомедицинской этики. Моральные обязательства врачей и права пациентов. Модели отношения «врач – пациент».

1

IV




Часть II. Специальная и клиническая биоэтика.




IV

5.

Этика смерти и умирания. Моральные и юридические проблемы дефиниции и клинического определения смерти.

1

IV

6

Этика смерти и умирания. Моральные и юридические проблемы поддерживающего жизнь лечения.

1

IV

7.

Этические и юридические проблемы начала жизни. Этика аборта, стерилизации и контрацепции.

1

IV

8.

Этические и юридические проблемы начала жизни. Этика новых репродуктивных технологий.

1

IV

9.

Специфические проблемы биоэтики: этические и юридические проблемы медицинской генетики и проведения биомедицинского исследования, проблемы трансплантации органов и тканей.

1

IV













10.

Специфические проблемы биоэтики: этические и юридические проблемы СПИДа и оказания психиатрической помощи.

1

IV

4.4. Тематический план практических занятий. Формы промежуточного контроля: IV семестр.


Тема занятия

Вид контроля

Сроки проведения

1.Предмет, дисциплинарный статус и методы биоэтики.

Опрос

2-я неделя

2.Основные типы этических теорий.

Анализ казусов, тестовые задания

3-я неделя

3.Принципы биоэтики. Моральные обязательства врачей и права пациентов. Модели отношения «врач – пациент».

Ситуационные задачи

4-я, 5-я

недели


4. Биоэтика и религиозные традиции.

Дискуссия

6я неделя

5. Этические и юридические проблемы смерти и умирания

Анализ казусов

7я неделя

6.. Этические и юридические проблемы начала жизни. Этика аборта, стерилизации и контрацепции.

Дискуссия,

Тестовые задания



8-я, 9-я

недели


7.: Этические и юридические проблемы медицинской генетики и проведения биомедицинского исследования.

Опрс

10-я

неделя


8.: Этические юридические проблемы трансплантации органов и тканей, СПИДа Этика новых репродуктивных технологий. и оказания психиатрической помощи.

Опрос, анализ казусов

11 неделя

9.Этические и юридические проблемы оказания психиатрической помощи


Опрос.

Тестовые задания



12-13-я

недели


10.Итоговое занятие

Тестовые задания и письменная контрольная работа.

14-я

неделя


Итоговый зачет






Опрос, анализ казусов и ситуационных задач с использованием кафедрального практикума.

Форма итогового контроля - зачет

4.5. Самостоятельная работа студентов.




п/п

Наименование темы

Содержание самостоятельной работы

Вид контроля

Час

1.

Исторические традиции

В медицинском этосе



Гиппократова этич. традиция в медицине;

православная мед. этика.

мед. этика римского католичества.

протестантская мед. этика;

иудейская медэтика.

мусульманская медэтика;

буддийская медэтика.


Контрольная работа и дискуссия

2

2.

Основные типы этической теории.

Утилитаризм;

кантианская этическая теория;

теория моральных обязательств prima facie У. Д. Росса;

этика естественного закона римского католичества;

теория справедливости Дж. Ролза;

этика добродетели.



Анализ казусов и доклады по темам реферата.

3

3

Принципы биомедицинской этики. Моральные обязательства врачей и права пациентов. .

Принцип уважения автономии личности;

принцип благодеяния;

принцип "не навреди";

принцип справедливости;

принцип сообщения правды;

принцип конфиденциальности;




Анализ казусов и доклады по темам реферата.

2

4.

Модели отношения «врач – пациент».

Патерналистская, коллегиальная, контрактная, договорная, техническая модели

письменная контрольная работа.

4

5.

Моральные проблемы дефиниции и определения смерти. Этика поддерживающего жизнь лечения.

Этические и юридические проблемы определения критерия смерти,

этика поддерживающего жизнь лечения.




Доклады, дискуссия

2

6.

Моральные и юридические проблемы смерти с участием врача.


Проблема самоубийства;

смерть с участием врача;

поддерживаемое врачом самоубийство и эвтаназия.


Дискуссия.

2

7.

Моральные и юридические проблемы аборта, стерилизации и контрацепции.

Моральный статус плода;

Этические проблемы стерилизации и контрацепции.



доклады

2

8.

Моральные и юридические проблемы новых репродуктивных технологий.

Методы искусственной инсеминации;

оплодотворение in vitro;

Экстракорпоральное оплодотворение (суррогатное материнство).

Этические и юридические проблемы репродуктивного и терапевтического клонирования.



Контрольная работа

2

9.

Этика биомедицинского исследования. Моральные и юридические проблемы медицинской генетики.

Терапевтические и нетерапевтические эксперименты;

этические проблемы медицинской генетики.



Анализ казусов и доклады по темам реферата. Дискуссия.

1

10.

Этические и юридические проблемы наркомании, алкоголизма, игромании и

оказания психиатрической помощи.



Законодательство РФ и практическое решение

проблем


Опрос

2



5. Лабораторный практикум – Бартко А. Н. П., Плютто П. А., Саблина Н. А. Практикум по биоэтике. Вып. 1. Изд. МГМСУ. 2007

6. Перечень практических навыков и умений, осваиваемых в ходе изучения дисциплины:


  • уметь проводить этический анализ практических ситуаций;

  • уметь аргументировано отстаивать свою этическую позицию;

  • способность принятия самостоятельного решения в сложных морально-этических ситуациях практической деятельности;

  • способность сформулировать самостоятельное суждение об этических условиях использования новых биомедицинских технологий

  • умение основывать свои взаимоотношения с пациентом на этических основах.

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

7.1 Рекомендуемая литература.

а) основная литература:


    1. Моисеев В.И.Биомедицинская этика/ В.И. Моисеев, П.А. Плютто.-Мiръ, 2011


7.2 Средства обеспечения освоения дисциплины.

Учебные пособия, раздаточный материал с ситуационными задачами, казусами и тестовые задания как по теоретической, так и практической частям изучаемой дисциплины.


8. Материально – техническое обеспечение.


Использование учебных аудиторий и лекционных залов, стендов, учебных пособий. Учебный процесс обеспечен учебными пособиями, разработанными кафедрой. Имеется ноутбук и проектор для презентаций.

9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.


Для эффективного усвоения курса биоэтики необходимо:

  1. Периодически разрабатывать и издавать выпуски Практикума по биоэтике и другие методические пособия.

  2. Активно участвовать в научно-практических конференциях.

  3. Расширять работу научного студенческого кружка.

  4. Совершенствовать учебные презентации.

Рабочая учебная программа по философии составлена доцентом кафедры философии, биомедицинской этики и гуманитарных наук, к.ф.н. А.Н. Бартко, к.ф.н., Доцентом Саблиной Н. А.




Каталог: userdata -> manual -> doc -> fac
fac -> Рабочая программа дисциплины «перинатальная психология» Курс 3, семестр 5, форма обучения очная
fac -> Министерство здравоохранения и социального развития
fac -> Примерная программа дисциплины неврология для студентов обучающихся по
fac -> Кафедра патологической физиологии лечебного факультета
fac -> Примерная программа дисциплины внутренние болезни клиническая фармакология
fac -> Примерная программа дисциплины акушерство для студентов, обучающихся по
fac -> Об охране здоровья граждан
fac -> Примерная программа дисциплины общая хирургия, хирургические болезни
fac -> Врачебная тактика при фибрилляции предсердий на догоспитальном этапе

Скачать 227.24 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница