Индивидуальная программа по формированию здорового образа жизни у учащихся начальной школы
При создании индивидуальной программы для учащихся начальной школы было учтено, что некоторые факторы образовательной среды оказывают существенное влияние на состояние здоровья учащихся. Это - организация образовательного процесса (длительность занятий и перемен); психологический фон занятий (стиль общения педагогов с учащимися );методы и формы обучения; санитарно-гигиенические условия (проветривание помещений, освещение, высота мебели, температурный режим и т.д.) двигательный режим детей с учетом возрастных особенностей; рациональное питание; медицинский контроль и оздоровительные процедуры. Чаще именно педагог замечает отклонения в здоровье учащихся и именно от педагогов чаще зависит, насколько меньше этих отклонений будет у детей.
Среди "школьных" факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся, можно выделить следующие:
-
недостаток двигательной активности;
-
несоблюдение гигиенических требований в организации ОП;
-
перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;
-
авторитарный стиль преподавания;
-
отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
-
использование в основном обучающих технологий, в ущерб воспитательным и оздоровительным;
-
неправильное питание;
-
недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья;
-
неграмотность учащихся в вопросах здоровья;
-
неблагополучное состояние здоровья учителей;
-
недостаточное развитие у учителей личностных качеств (доброжелательности, чувства юмора) необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий.
Здоровье ребенка можно считать нормой, если он: умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья); проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение; честен, самокритичен; коммуникабелен (социальное здоровье); уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).
Создавая индивидуальную программу здоровья, мы понимали, что самим педагогам важно определить те принципы и методические правила, которые необходимо соблюдать самим учителям и только потом приобщать к ним детей. Необходимо посмотреть на себя со стороны - можем ли мы стать примером для своих воспитанников: как мы двигаемся, как говорим, как слушаем?. Любим ли мы самих себя, благодарны ли природе за то, что живем? Только полюбив самого себя, можно полюбить окружающий мир и людей, которые живут рядом с нами.
Образовательный процесс по здоровому образу жизни начинается с мотивации, отбора содержания той или иной темы, выбора методов и форм организации познавательной деятельности учащихся. Педагог, организуя занятия по ЗОЖ должен максимально использовать свой жизненный опыт и чувства, не боясь сказать "я не знаю, я учусь у вас:"
Настоящая программа помогает:
-
проводить учебно-воспитательную работу до начала приобретения негативных привычек, появления хронических заболеваний;
-
уменьшить количество случаев заболеваний в коллективе;
-
научить воспитанников ответственному отношению к своему здоровью;
-
четко сформулировать цели изменения поведения, риска негативных привычек;
-
обучить и закрепить полученный опыт на практике, обучит умению коммуникации;
-
стимулировать открытость при разговоре о вредных привычках;
-
усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением.
Данная программа способствует принятию правильных решений детьми в отношении своего здоровья.
Во всех материалах по здоровому образу жизни красной нитью проходит идея "очищения физического и духовного". Духовное очищение - первоочередная забота учителя, так как под духовным очищением подразумевается очищение, оздоровляющее не только душу, но и тело.
В нашем распоряжении девять врачей, данных природой, всегда готовых помочь в создании стопроцентного здоровья. Это: солнечный свет, свежий воздух, чистая вода, естественное питание, голодание, физические упражнения, отдых, хорошая осанка, разум"
Это высказывание П.С. Брега стало эпиграфом нашей деятельности по формированию здорового образа жизни.
Поделитесь с Вашими друзьями: |