Гигиена, как наука. Экология человека. Значение гигиенического нормирования в гигиенической и санитарной практике



Дата08.10.2017
Размер26 Kb.
ТипЛекции

Лекции


п/н

Название лекции

Кол-во часов

Перечень учебных вопросов




4 семестр

1

Гигиена, как наука. Экология человека. Значение гигиенического нормирования в гигиенической и санитарной практике.

2

  1. Гигиена, определение, цели, задачи, методы исследований. Краткая история развития гигиены как науки.

  2. Место гигиены в структуре медицины. Дифференциация современной гигиены, факторы, определяющие ее развитие.

  3. Факторы окружающей среды и их влияние на здоровье человека. Понятие о принципах гигиенического нормирования факторов окружающей среды. Санитарная служба и ее роль в вопросах профилактики и сохранения здоровья населения.

4.Значение знаний гигиены в деятельности врачей педиатров.

2

Основы гигиены и охраны атмосферного воздуха. Гигиенические и экологические проблемы воздушного бассейна.

2

1.Химический состав атмосферного воздуха и его гигиеническое значение

2.Загрязнение атмосферного воздуха как социальная и эколого-гигиеническая проблема

3.Гигиеническая характеристика основных источников загрязнения атмосферного воздуха

4.Степень опасности промышленных выбросов для окружающей среды и состояния здоровья населения

5.Основные природоохранительные мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнений


3

Основы гигиены воды и водоснабжения населенных мест. Регламентация качества воды.

2

1.Основы гигиены воды и водоснабжения населённых мест в условиях напряженности водного баланса Земли

2. Гигиенические и экологические проблемы, связанные с состоянием водных ресурсов, условиями жизни и здоровья людей

3. Роль воды в распространении инфекционных и паразитарных заболеваний. Заболевания, связанные с употреблением воды, содержащей химические примеси. Принципы профилактики заболеваний водного характера

4. Регламентации качества воды.

5.. Методы улучшения качества воды.


4

Основы гигиены населенных мест, жилых и общественных зданий. Градообразующие факторы.

2

1.Гигиена города, как частный раздел коммунальной гигиены. Определение, цели, задачи.

2.Градообразующие факторы формирования городов. Принципы градостроительства. Функциональное зонирование территории городов, гигиеническое значение.

3. Эколого–гигиенические и социальные проблемы урбанизации.

4.Основные проблемы гигиены города:

- урбанизация и ее социально-гигиеническое значение;

- факторы внешней среды в городах, оказывающие положительное и неблагоприятное воздействие на здоровье населения;

- «болезни города» - «болезни цивилизации».



5

Основы гигиены питания человека. Заболевания людей, связанные с питанием. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах.

2

1. Питание, как жизненная функция

человеческого организма

2. Основные проблемы, связанные с питанием.

Питание и болезни. Классификация.

3. Гигиена питания, как наука. Определение,

термины, понятия.

4. Построение и структура норм

физиологических потребностей.

5. Альтернативные виды питания.


6

Пищевые инфекции и пищевые отравления их классификация и профилактика. Порядок расследования пищевого отравления.

2

1.Понятие о качестве пищевых продуктов, термины и понятия, связанные с пищевыми отравлениями.

2. Классификация, основные проявления пищевых отравлений.

3.Порядок расследования пищевых отравлений.

4. Профилактические мероприятия предотвращающие возможность возникновения пищевых отравлений.



7

Ксенобиотики в продуктах питания. Лечебно-профилактическое питание.

2

1.Ксенобиотики. Пути их поступления в организм и спектр их патогенного действия.

2. Характеристика основных групп ксенобиотиков (тяжелые металлы, пестициды, минеральные удобрения, пищевые добавки).Профилактика вредного действия.

3. Лечебно - профилактическое питание (ЛПП), роль и значение в профилактике профессиональных заболеваний.


8

Основы гигиены лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). Особенности устройства, оборудования и содержания поликлиники.

2

1.Больничная гигиена, история, основные цели и задачи.

2.Системы больничного строительства.

3.Особенности размещения ЛПУ в населенном пункте.

4.Значение оптимальных гигиенических условий в ЛПУ для успешного лечения больных.

5.Гигиенические требования к устройству, оборудованию и санитарному благоустройству ЛПУ.


9

Гигиенические требования к внутренней планировке больничных зданий. Гигиенические требования к устройству и режиму содержания спецбольниц и спецотделений.

2

1. Разновидности ЛПУ

2. Особенности гигиенических требований к устройству и содержания спецотделений.

3. Палатная секция, как основная структурная ячейка ЛПУ, ее устройство, оборудование.

4. Особенности размещения ЛПУ на территории населённых пунктов.

5. Характеристика больничной среды и явления госпитализма.

6. Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию поликлиник






5 семестр

1

Основы гигиены детей и подростков. Явление «векового сдвига» и его гигиеническая оценка.


2

1.Гигиена детей и подростков определение, причины выделения. Цели, задачи, методы.

2.Связь с другими разделами медицины с педагогикой.

3.Понятие «секулярного тренда»(«векового сдвига»). Основные его проявления.

4. Теории, объясняющие явления «векового сдвига» и их критическая оценка.

5.Оценка физического развития ДиП, группы здоровья. Понятия «школьной» гигиены и

«школьной» зрелости.



2

Гигиеническое обеспечение школы. Структура заболеваемости школьников и факторы ее определяющие.

2

1.Проблемы современной школы.

2.Социально-гигиенические аспекты здоровья школьников, факторы ее определяющие.

3.Требования к планировке и содержанию школ.

4. Санитарно-гигиенические требования к микроклимату, отоплению школ .



3

Основные виды дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Гигиенические требования к их проектированию, устройству, оборудованию и содержанию.

2

1.Основные виды ДОУ, их назначение. История создания, современные тенденции в их строительстве.

2.Основные гигиенические требования к ДОУ (нормы проектирования, устройства и содержания):

3.Гигиенические требования к участку, зданию и оборудованию ДОУ;

4.Гигиеническая характеристика воздушной среды в ДОУ. Обоснование необходимого объема воздуха на 1 ребенка в час;

5.Микроклимат помещений. Тепловой режим в ДОУ. Виды отопления, характеристика;

6.Естественное и искусственное освещение помещений в ДОУ и показатели к его гигиенической оценке;

7.Санитарный режим и противоэпидемические мероприятия в ДОУ.


4.

Гигиена питания детей и подростков.

2

1.Роль питания в развитии детского организма. 2.Основные гигиенические, организационные и методические требования к питанию детей различных возрастных групп в детских учреждениях.

3. Роль врача –педиатра при организации питания.



5.

Гигиеническое обеспечение обучения и воспитания детей различных возрастных групп.

2.

1.Особенности организации учебно-воспитательного процесса в детских образовательных учреждениях (школах), их гигиеническая оценка.

2. Понятие об утомлении и переутомлении.

3. Критерии «школьной зрелости».


6.

Основы военной гигиены. Организация санитарно-гигиенического обеспечения войск.

2

1. Военная гигиена, определение, цели, задачи. Причины выделения в самостоятельный раздел гигиены.

2. Специфика труда военнослужащих в мирное и военное время.

3.Факторы внешней среды, оказывающие влияние на здоровье и боеспособность военнослужащих.

4.Гигиеническое обеспечение военной авиации.




7.

Гигиены труда военнослужащих. Профилактика профессиональных заболеваний военнослужащих.

2

1. Вопросы гигиены труда военнослужащих в различных родах войск.

2. Профессиональные болезни военнослужащих, профилактика.

3.Гигиеническое обеспечение бронетанковых войск

4. Гигиеническое обеспечение ракетных войск.



8

Основы гигиены (медицины) труда. Понятие о профвредностях и опасностях, профессиональных болезнях.

2

1.Основы гигиены (медицины) труда.
2. Определение, цели, задачи, методы.
3. Понятие о профвредностях и опасностях, профболезнях.
4. Профилактика заболеваний, вызываемых факторами физической природы.

9

Основы радиационной гигиены. Принципы защиты персонала и населения. Основы радиационной безопасности в медицине.

2

1. Радиационная гигиена, как самостоятельная дисциплина, причины выделения.

2. Физические основы радиационной безопасности населения.



3. Профилактика радиационных поражений.


Каталог: userfiles -> depts -> health human ecology
health human ecology -> Кафедра гигиены
health human ecology -> Методы и подходы к научной оценке питания различных групп населения. Гигиеническая оценка рациона питания взрослого трудоспособного человека по данным меню-раскладки
health human ecology -> Рабочая программа дисциплины «гигиена» для специальности 31. 05. 03 Стоматология форма обучения очная Всего зет 3
health human ecology -> Анотация рабочей программы дисциплины
health human ecology -> «Гигиена физической культуры и спорта» по направлению подготовки 49. 03


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница