п/н
|
Название лекции
|
Кол-во часов
|
Перечень учебных вопросов
|
|
4 семестр
|
1
|
Гигиена, как наука. Экология человека. Значение гигиенического нормирования в гигиенической и санитарной практике.
|
2
| -
Гигиена, определение, цели, задачи, методы исследований. Краткая история развития гигиены как науки.
-
Место гигиены в структуре медицины. Дифференциация современной гигиены, факторы, определяющие ее развитие.
-
Факторы окружающей среды и их влияние на здоровье человека. Понятие о принципах гигиенического нормирования факторов окружающей среды. Санитарная служба и ее роль в вопросах профилактики и сохранения здоровья населения.
4.Значение знаний гигиены в деятельности врачей педиатров.
|
2
|
Основы гигиены и охраны атмосферного воздуха. Гигиенические и экологические проблемы воздушного бассейна.
|
2
|
1.Химический состав атмосферного воздуха и его гигиеническое значение
2.Загрязнение атмосферного воздуха как социальная и эколого-гигиеническая проблема
3.Гигиеническая характеристика основных источников загрязнения атмосферного воздуха
4.Степень опасности промышленных выбросов для окружающей среды и состояния здоровья населения
5.Основные природоохранительные мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнений
|
3
|
Основы гигиены воды и водоснабжения населенных мест. Регламентация качества воды.
|
2
|
1.Основы гигиены воды и водоснабжения населённых мест в условиях напряженности водного баланса Земли
2. Гигиенические и экологические проблемы, связанные с состоянием водных ресурсов, условиями жизни и здоровья людей
3. Роль воды в распространении инфекционных и паразитарных заболеваний. Заболевания, связанные с употреблением воды, содержащей химические примеси. Принципы профилактики заболеваний водного характера
4. Регламентации качества воды.
5.. Методы улучшения качества воды.
|
4
|
Основы гигиены населенных мест, жилых и общественных зданий. Градообразующие факторы.
|
2
|
1.Гигиена города, как частный раздел коммунальной гигиены. Определение, цели, задачи.
2.Градообразующие факторы формирования городов. Принципы градостроительства. Функциональное зонирование территории городов, гигиеническое значение.
3. Эколого–гигиенические и социальные проблемы урбанизации.
4.Основные проблемы гигиены города:
- урбанизация и ее социально-гигиеническое значение;
- факторы внешней среды в городах, оказывающие положительное и неблагоприятное воздействие на здоровье населения;
- «болезни города» - «болезни цивилизации».
|
5
|
Основы гигиены питания человека. Заболевания людей, связанные с питанием. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах.
|
2
|
1. Питание, как жизненная функция
человеческого организма
2. Основные проблемы, связанные с питанием.
Питание и болезни. Классификация.
3. Гигиена питания, как наука. Определение,
термины, понятия.
4. Построение и структура норм
физиологических потребностей.
5. Альтернативные виды питания.
|
6
|
Пищевые инфекции и пищевые отравления их классификация и профилактика. Порядок расследования пищевого отравления.
|
2
|
1.Понятие о качестве пищевых продуктов, термины и понятия, связанные с пищевыми отравлениями.
2. Классификация, основные проявления пищевых отравлений.
3.Порядок расследования пищевых отравлений.
4. Профилактические мероприятия предотвращающие возможность возникновения пищевых отравлений.
|
7
|
Ксенобиотики в продуктах питания. Лечебно-профилактическое питание.
|
2
|
1.Ксенобиотики. Пути их поступления в организм и спектр их патогенного действия.
2. Характеристика основных групп ксенобиотиков (тяжелые металлы, пестициды, минеральные удобрения, пищевые добавки).Профилактика вредного действия.
3. Лечебно - профилактическое питание (ЛПП), роль и значение в профилактике профессиональных заболеваний.
|
8
|
Основы гигиены лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). Особенности устройства, оборудования и содержания поликлиники.
|
2
|
1.Больничная гигиена, история, основные цели и задачи.
2.Системы больничного строительства.
3.Особенности размещения ЛПУ в населенном пункте.
4.Значение оптимальных гигиенических условий в ЛПУ для успешного лечения больных.
5.Гигиенические требования к устройству, оборудованию и санитарному благоустройству ЛПУ.
|
9
|
Гигиенические требования к внутренней планировке больничных зданий. Гигиенические требования к устройству и режиму содержания спецбольниц и спецотделений.
|
2
|
1. Разновидности ЛПУ
2. Особенности гигиенических требований к устройству и содержания спецотделений.
3. Палатная секция, как основная структурная ячейка ЛПУ, ее устройство, оборудование.
4. Особенности размещения ЛПУ на территории населённых пунктов.
5. Характеристика больничной среды и явления госпитализма.
6. Гигиенические требования к устройству, оборудованию и содержанию поликлиник
|
|
5 семестр
|
1
|
Основы гигиены детей и подростков. Явление «векового сдвига» и его гигиеническая оценка.
|
2
|
1.Гигиена детей и подростков определение, причины выделения. Цели, задачи, методы.
2.Связь с другими разделами медицины с педагогикой.
3.Понятие «секулярного тренда»(«векового сдвига»). Основные его проявления.
4. Теории, объясняющие явления «векового сдвига» и их критическая оценка.
5.Оценка физического развития ДиП, группы здоровья. Понятия «школьной» гигиены и
«школьной» зрелости.
|
2
|
Гигиеническое обеспечение школы. Структура заболеваемости школьников и факторы ее определяющие.
|
2
|
1.Проблемы современной школы.
2.Социально-гигиенические аспекты здоровья школьников, факторы ее определяющие.
3.Требования к планировке и содержанию школ.
4. Санитарно-гигиенические требования к микроклимату, отоплению школ .
|
3
|
Основные виды дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Гигиенические требования к их проектированию, устройству, оборудованию и содержанию.
|
2
|
1.Основные виды ДОУ, их назначение. История создания, современные тенденции в их строительстве.
2.Основные гигиенические требования к ДОУ (нормы проектирования, устройства и содержания):
3.Гигиенические требования к участку, зданию и оборудованию ДОУ;
4.Гигиеническая характеристика воздушной среды в ДОУ. Обоснование необходимого объема воздуха на 1 ребенка в час;
5.Микроклимат помещений. Тепловой режим в ДОУ. Виды отопления, характеристика;
6.Естественное и искусственное освещение помещений в ДОУ и показатели к его гигиенической оценке;
7.Санитарный режим и противоэпидемические мероприятия в ДОУ.
|
4.
|
Гигиена питания детей и подростков.
|
2
|
1.Роль питания в развитии детского организма. 2.Основные гигиенические, организационные и методические требования к питанию детей различных возрастных групп в детских учреждениях.
3. Роль врача –педиатра при организации питания.
|
5.
|
Гигиеническое обеспечение обучения и воспитания детей различных возрастных групп.
|
2.
|
1.Особенности организации учебно-воспитательного процесса в детских образовательных учреждениях (школах), их гигиеническая оценка.
2. Понятие об утомлении и переутомлении.
3. Критерии «школьной зрелости».
|
6.
|
Основы военной гигиены. Организация санитарно-гигиенического обеспечения войск.
|
2
|
1. Военная гигиена, определение, цели, задачи. Причины выделения в самостоятельный раздел гигиены.
2. Специфика труда военнослужащих в мирное и военное время.
3.Факторы внешней среды, оказывающие влияние на здоровье и боеспособность военнослужащих.
4.Гигиеническое обеспечение военной авиации.
|
7.
|
Гигиены труда военнослужащих. Профилактика профессиональных заболеваний военнослужащих.
|
2
|
1. Вопросы гигиены труда военнослужащих в различных родах войск.
2. Профессиональные болезни военнослужащих, профилактика.
3.Гигиеническое обеспечение бронетанковых войск
4. Гигиеническое обеспечение ракетных войск.
|
8
|
Основы гигиены (медицины) труда. Понятие о профвредностях и опасностях, профессиональных болезнях.
|
2
|
1.Основы гигиены (медицины) труда.
2. Определение, цели, задачи, методы.
3. Понятие о профвредностях и опасностях, профболезнях.
4. Профилактика заболеваний, вызываемых факторами физической природы.
|
9
|
Основы радиационной гигиены. Принципы защиты персонала и населения. Основы радиационной безопасности в медицине.
|
2
|
1. Радиационная гигиена, как самостоятельная дисциплина, причины выделения.
2. Физические основы радиационной безопасности населения.
3. Профилактика радиационных поражений.
|