Рабочая программа дисциплины «гигиена» для специальности 31. 05. 03 Стоматология форма обучения очная Всего зет 3



Скачать 343.5 Kb.
страница1/3
Дата04.10.2017
Размер343.5 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3


Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации


Кафедра гигиены


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной деятельности

профессор






А.Б. Ходжаян

«___»_____________ 2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ГИГИЕНА»

для специальности 31.05.03 Стоматология

форма обучения - очная

Всего ЗЕТ 3

Всего часов 108 из них:


- лекций 18 часов

- клинических практических занятий 54 часов



  • самостоятельная работа 36 часа

  • формы контроля:

- зачет в 4 семестре

г. Ставрополь

2015 г.
Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с нормативными документами:

- ФГОС ВО по направлению подготовки 31.05.03 Стоматология, утвержденный приказом Минобрнауки России;

- основная образовательная программа по направлению подготовки 31.05.03 Стоматология, утвержденная Ученым советом университета от август 2015 г., протокол № 1

- учебный план по направлению подготовки 31.05.03 Стоматология, утвержденным Ученым советом университета от 2015 г., протокол №
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры гигиены.

Август 2015 года протокол № 1
Зав. кафедрой _________________ Минаев Б.Д.


Одобрена Цикловой методической комиссией .

Август 2015 года
Председатель ЦМК _________________ Голубева М.В..


Согласована:

Декан стоматологического факультета ____________ Ивенский Н.И.

Рецензенты Профессор кафедры гигиены, ГБОУ ВПО

«Ростовский государственноый медицинский

университет д.м.н., Т.В.Жукова.

Зав. кафедрой гигиены, эпидемиологии и ОГЭС с

курсом основ лабораторного дела ГБОУ ВПО

«Ставропольский государственный медицинский

университет», к.м.н., доцент И. В. Ковальчук


1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины: сформировать знания, умения, навыки для освоения методологии профилактической медицины у студентов стоматологического факультета, приобретения компетенций по оценке влияния факторов среды обитания на здоровье человека и населения.

Задачами дисциплины являются:


  • объединение в деятельности выпускника стоматологического факультета элементов первичной и вторичной профилактики, формирование системы мышления и действия в лечебно-диагностическом процессе, направленном предупреждение возникновения заболеваний среди населения путем проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий;

  • формирование знаний и умений для решения профессиональных задач на индивидуальном и популяционном уровнях, для участия в разработке научно-обоснованных лечебно-профилактических мероприятий, пропаганде здорового образа жизни, а также по использованию факторов окружающей среды в оздоровительных целях.




  1. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Гигиена» изучается в четвертом семестре, относится к базовой части блока 1 образовательной программы по направлению подготовки 31.05.03 стоматология.

Основные знания, умения и навыки необходимые для изучения дисциплины, формируются дисциплинами:

- физика, математика: медицинская аппаратура, физические характеристики действия на организм солнечного излучения, составных его спектра, шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн лазерного излучения, радиоактивных веществ и ионизирующего излучения, физические основы дозиметрии, основные показатели санитарной статистики;

- химия: сущность химических явлений и процессов в организме. Биологическая роль, строение и закономерности обмена белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и микроэлементов.

- анатомия: строение и функции органов и систем организма, возрастные особенности морфологических структур;

- патологическая физиология, клиническая патофизиология: причины, основные механизмы развития и исходы типовых патологических процессов, закономерности нарушений функций органов и систем при воздействии факторов окружающей среды.

Дисциплина «Гигиена » формирует знания, умения, навыки и компетенции, необходимые для освоения последующих дисциплин, среди которых: детская стоматология, терапевтическая стоматология



  1. Требования к результатам освоения дисциплины

Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих компетенций: ОК-5, ОПК-7, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-12, ПК-13, ПК-19.

ОК-5-готовностью к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциал;

ОПК-7 - готовностью к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач;

ПК-1-способностью и готовностью к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения стоматологических заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания;

ПК-2-способностью и готовностью к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за пациентами со стоматологической патологией;

ПК-4 -способностью и готовностью к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о стоматологической заболеваемости;

ПК-12-готовностью к обучению населения основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, навыкам самоконтроля основных физиологических показателей, способствующим сохранению и укреплению здоровья, профилактике стоматологических заболеваний;

ПК-13-готовностью к просветительской деятельности по устранению факторов риска и формированию навыков здорового образа жизни;

ПК-19-готовностью к участию в оценке качества оказания стоматологической

готовностью к участию во внедрении новых методов и методик, направленных на охрану здоровья граждан.


В результате изучения дисциплины студент должен ЗНАТЬ:

  1. основы профилактической медицины, организацию профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья населения, повышения работоспособности, сущность и меры первичной, вторичной и третичной профилактики;

  2. основы законодательства о здравоохранении и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; основные официальные документы, регламентирующие санитарно-эпидемиологическое обслуживание населения при инфекционных и паразитарных заболеваниях; нормативные документы по профилактике госпитальных инфекций;

  3. современную концепцию здоровья человека как результат взаимодействия с окружающей средой, включающую: факторы окружающей среды как природные, так и социальные, характер и особенности реализации их биологической активности;

  4. заболевания, связанные с неблагоприятным воздействием климатических и социальных факторов;

  5. принципы гигиенического нормирования факторов окружающей среды, в том числе принципы современной гигиенической диагностики, включая оценку риска вредных факторов здоровью и управление риском; классификацию основных вредных производственных факторов и их влияние на здоровье работающих, меры профилактики;

  6. профессиональные вредности условий труда врача стоматолога, гигиенические аспекты организации его труда;

  7. гигиенические аспекты питания, основные принципы рационального питания, нормы физиологической потребности организма в основных пищевых веществах, классификацию пищевых отравлений, обязанности врача в расследовании пищевых отравлений, меры по их профилактике;

  8. методы санитарно-просветительской работы, научные основы здорового образа жизни.

УМЕТЬ:

  1. анализировать и оценивать состояние здоровья населения и вероятность неблагоприятного влияния на него природных, социальных, антропогенных факторов окружающей среды по данным:

  2. анализировать качество атмосферного воздуха населенных мест и качество питьевой воды; условий пребывания человека в жилых, лечебно-профилактических учреждениях по показателям микроклимата, инсоляции, естественного и искусственного освещения, чистоты воздуха и эффективности вентиляции;

  3. оценивать структуру питания, биологическую ценность пищевых продуктов, их доброкачественность, показатели пищевого статуса с учетом нарушений основных принципов здорового (рационального) питания;

  4. разрабатывать рекомендации по организации комфортного микроклимата в стоматологических поликлиниках, по вопросам организации рабочего места врача стоматолога (инструментарию, оборудованию, оснащению стоматологического кабинета), правилам проведения санации воздуха стоматологических помещений с использованием УФ ламп;

5. определять спектр рекомендаций по вопросам здорового образа жизни, гигиенического воспитания и личной гигиены, профилактики и борьбы с вредными привычками;

6. пользоваться учебной, научной, нормативной и справочной литературой, сетью Интернет, вести поиск и уметь использовать полученную информацию для решения профессиональных задач.



ВЛАДЕТЬ:

  1. методами анализа социально-значимых проблем и процессов, природных и медико-социальных факторов среды обитания, производственных факторов в развитии болезней, способов их коррекции; проведения профилактических мероприятий по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний, санитарно-просветительной работы среди младшего и среднего медицинского персонала, пациентов, их окружения и населения;

  2. методами контроля за рациональной организацией труда, мероприятиями по охране труда и технике безопасности младшего и среднего медицинского персонала, профилактике профессиональных заболеваний врача- стоматолога, за соблюдением санитарно-гигиенического режима в лечебно-профилактических учреждениях, общеоздоровительными мероприятиями, мероприятиями по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья;

  3. навыками работы с научной, нормативной и справочной литературой, умением использовать полученную информацию для решения вопросов профилактики заболеваний, обусловленных факторами окружающей и производственной среды;

  4. алгоритмом выполнения профилактической и санитарно-противоэпидемической помощи подросткам и взрослому населению.



Требования к результатам освоения дисциплины


Наименование разделов

Коды компетен-ций

В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

Оценочные средства

Знать

Уметь

Владеть

1.Основы экологии человека

ОК-5

1основы законодательства РФ, основные нормативно-технические документы по охране здоровья населения

2.основы профилактической медицины, направленной на укрепление здоровья детского населения и подростков.



1.анализировать влияние на здоровье населения факторов образа жизни, окружающей среды;

2. анализировать качество атмосферного воздуха населенных мест и каче-ство питьевой воды; эффективности вентиляции;



1. навыками работы с научной, нормативной и справочной литературой, умением использовать полученную информацию для решения вопросов профилактики заболеваний, обусловленных факторами окружающей.

Тестирование письменное или компьютерное,

собеседование по ситуационным задачам,

коллоквиум


ПК-1


1основы законодательства РФ, основные нормативно-технические документы по охране здоровья детского населения

2.показатели здоровья населения, факторы, формирующие здоровье человека.



1.анализировать влияние на здоровье детей факторов образа жизни, окружающей среды;

2. проводить профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторами внешней среды с использованием различных методов закаливания;

3.пропагандиро-вать здоровый образ жизни.


1.алгоритмом выполнения профилактической и санитарно-противоэпидемической помощи детям, подросткам и взрослому населению.

ПК-16


1. основы применения доказательной медицины при оценке состояния здоровья детей и подростков, и в научных исследованиях;

2. основы законодательства РФ, основные нормативно-технические документы по охране здоровья детского населения.





1.анализировать влияние на здоровье детей факторов образа жизни, окружающей среды, биологических и организации медицинской помощи;

2.осуществление специфической и неспецифической профилактики инфекционных заболеваний у детей и подростков.




1. оценками состояния здоровья детского населения различных возрастно-половых групп;

2. методами общего клинического обследования детей и подростков;

3. алгоритмом выполнения профилактической и санитарно-противоэпидемической помощи населению.


2.Питание и здоровье человека

ОК-5



1. основы профилактической медицины, направленной на укрепление здоровья детского населения и подростков;

2.основы применения доказательной медицины при оценке состояния здоровья.



1. проводить профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторами внешней среды с использованием различных методов закаливания;

2.пропагандиро-вать здоровый образ жизни.



1.алгоритмом выполнения профилактической и санитарно-противоэпидемической помощи; 2.навыками работы с научной, нормативной литературой, умением использовать полученную информацию для решения вопросов профилактики заболеваний.

Тестирование письменное или компьютерное собеседование по ситуационным задачам,

коллоквиум



ПК-4

1. основы применения доказательной медицины при оценке состояния здоровья.

2.показатели здоровья населения, факторы, формирующие здоровье человека.



1.анализировать влияние факторов образа жизни, окружающей среды на здоровье человека;

2. пропагандировать здоровый образ жизни.



1. навыками работы с научной, нормативной и справочной литературой, умением использовать полученную информацию для решения вопросов профилактики заболеваний, обусловленных факторами окружающей среды.

3. .Гигиена лечебно-профилактических учреждений

ОК-5

1. основы законодательства Российской Федерации, основные нормативно-технические документы по охране здоровья детского, женского и взрослого населения.

1.осуществление специфической и неспецифической профилактики инфекционных заболева оценивать социальные факторы, влияющие на состояние здоровья пациентов;

ний.


2.

1.алгоритмом выполнения профилактической и санитарно-противоэпидемической помощи детям, подросткам и взрослому населению.


Тестирование письменное или компьютерное,

собесед.




ПК-4

1. основы законодательства Российской Федерации, основные нормативно-технические документы по охране здоровья детского, женского и взрослого населения;

2. основы профилактической медицины, направленной на укрепление здоровья населения.



1.участвовать в организации и оказании лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической.

2. оценивать социальные факторы, влияющие на состояние здоровья пациентов;




1.навыками работы с научной, нормативной и справочной литературой, уме-нием использовать полученную информацию для решения вопросов профи-лактики заболеваний, обусловленных факторами окружающей и производ-ственной среды.

ПК-22


1. основы законодательства Российской Федерации, основные нормативно-технические документы по охране здоровья детского, женского и взрослого населения;

2. основы профилактической медицины, направленной на укрепление здоровья детского населения и подростков.




1. оказывать при неотложных состояниях первую помощь детям, подросткам и взрослым, пострадавшим в очагах поражения в чрезвычайных ситуациях;

2. проводить с детьми, подростками и их родителями профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторами внешней среды с использованием различных методов закаливания.



1. навыками работы с научной, нормативной и справочной литературой, умением использовать полученную информацию для решения вопросов профилактики заболеваний, обусловленных факторами окружающей и производственной среды;

2.алгоритмом выполнения профилактической и санитарно-противоэпидемической помощи населению.



4. Гигиена чрезвычайных ситуаций и катастроф. Радиационная гигиена

ПК-1

,


1.основы применения доказательной медицины при оценке состояния здоровья детей и подростков и в научных исследованиях;

2. санитарно-гигиенические требования к устройству, организации и режиму работы детских инфекционных больниц, отделений, полных боксов, полубоксов и боксированных палат в детских больницах.



1.анализировать состояние здоровья детского и взрослого населения, влияние на него факторов образа жизни, окружающей среды, биологических и организации медицинской помощи;

2. участвовать в организации и оказании лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической, профилактической и реабилитационной помощи детям и подросткам, взрослому населению с учетом социально-профессиональной и возрастно-половой структуры.



1. методами ведения медицинской учетно-отчетной документацию в медицинских организациях педиатрического профиля;

2.алгоритмом выполнения профилактической и санитарно-противоэпидемической помощи детям, подросткам и взрослому населению.




Тестирование письменное или компьютерное,

собеседование по ситуационным задачам,

реферат,

коллоквиум



ПК-2

1.санитарно-гигиенические требования к устройству, организации и режиму работы детских инфекционных больниц, отделений, полных боксов, полубок-сов и боксированных палат в детских больницах.

1. анализировать качество медицинской помощи, состояние здоровья детского и взрослого населения.

2. оценивать социальные факторы, влияющие на состояние здоровья пациентов;




1.методами ведения медицинской учетно-отчетной документацию в медицин-ских организациях педиатрического профиля;

2. алгоритмом выполнения профилактической и санитарно-противоэпидемической помощи населению.



5.Гигиена труда и охрана здоровья работающих

ОК-5


1. Основы законодательства Российской Федерации, основные нормативно-технические документы по охране здоровья детского, женского и взрослого населения.

1. анализировать и оценивать качество медицинской помощи, состояние здоровья детского и взрослого населения, влияние на него факторов образа жизни, окружающей среды, биологических и организации медицинской помощи.

1. навыками работы с научной, нормативной и справочной литературой.

2.методами контроля за рациональной организацией труда, мероприятиями по охране труда.




Тестирование письменное или компьютерное,

собеседование по ситуационным задачам,

коллоквиум



ПК-16

1.основы профилактической медицины, направленной на укрепление здоровья детского населения и подростков.

1.пропагандировать здоровый образ жизни;

2 оценивать социальные факторы, влияющие на состояние здоровья пациентов;

.


1.навыками работы с научной, нормативной литературой, умением использовать полученную информацию для решения вопросов профилактики заболеваний.

ПК-4

1.основы профилактической медицины, направленной на укрепление здоровья детского населения и подростков.

1.участвовать в организации и оказании лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической.

1.алгоритмом выполнения профилактической и санитарно-противоэпидемической помощи детям, подросткам и взрослому населению

ПК-22


1.основы законодательства Российской Федерации, основные нормативно-технические документы по охране здоровья детского, женского и взрослого населения.


1.осуществление специфической и неспецифической профилактики инфекционных заболеваний у детей и подростков.

1.умением использовать полученную информацию для решения вопросов профилактики заболеваний, обусловленных факторами окружающей и производственной среды.

6.Гигиена детей и подростков

ОПК-7

,

,




1.принципы диспансерного наблюдения различных возрастно-половых и социальных групп населения, реабилитация пациентов;

2.основы применения доказательной медицины при оценке состояния здоровья детей и подростков.



1. участвовать в организации и оказании профилактической и реабилитационной помощи детям и подросткам, взрослому населению с учетом социально-профессиональной и возрастно-половой структуры;

2.пропагандировать здоровый образ жизни.




1. оценками состояния здоровья детского населения различных возрастно-половых групп;

2.методами и навыками определения и оценки показателей физического развития детей и подростков;

3. алгоритмом выполнения профилактической и санитарно-противоэпидемической помощи детям, подросткам и взрослому населению.


Тестирование письменное или компьютерное,

собеседование по ситуационным задачам,

коллоквиум






ПК-1

1. основы профилактической медицины, направленной на укрепление здоровья детского населения и подростков.


1.анализировать влияние на здоровье детей факторов образа жизни, окружающей среды;

2.участвовать в профилактической помощи детям и подросткам, взрослому населению с учетом возрастно-половой структуры;

3.пропагандировать здоровый образ жизни.


1.оценками состояния здоровья детского населения различных возрастно-половых групп;

2.методами общего клинического обследования детей и подростков;

4. навыками работы с научной, нормативной и справочной литературой, умением использовать полученную информацию для решения вопросов профи-лактики заболеваний, обусловленных факторами окружающей и производ-ственной среды..








ПК-2

1. основы применения доказательной медицины при оценке состояния здоровья детей и подростков, деятельности медицинских организаций системы охраны материнства и детства и в научных исследованиях;

1.анализировать качество медицинской помощи, состояние здоровья детского и взрослого населения;

2.пропагандировать здоровый образ жизни




1.алгоритмом выполнения профилактической и санитарно-противоэпидемической помощи детям, подросткам и взрослому населению; 2.методами и навыками определения и оценки показателей физического развития детей и подростков.







ПК-22

1.осуществление специфической и неспецифической профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний у детей и подростков.

1.участвовать в организации и оказании лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической;

2.проводить с детьми, подростками и их родителями профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторами внешней среды с использованием различных методов закаливания.









7. Личная гигиена как часть общественной гигиены

ОК-5


1основы законодательства РФ, основные нормативно-технические документы по охране здоровья детского населения.

1.анализировать влияние на здоровье детей факторов образа жизни, окружающей среды;

2. проводить с детьми, подростками и их родителями профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторами внешней среды с использованием различных методов закаливания;

3.пропагандиро-вать здоровый образ жизни.


1. навыками работы с научной, нормативной и справочной литературой, уме-нием использовать полученную информацию для решения вопросов профи-лактики заболеваний, обусловленных факторами окружающей и производ-ственной среды;

2. алгоритмом выполнения профилактической и санитарно-противоэпидемической помощи детям, подросткам и взрослому населению.



Тестирование письменное или компьютерное,

собеседование



ПК-16

1. Основы законодательства Российской Федерации, основные нормативно-технические документы по охране здоровья детского, женского и взрослого населения;

2. основы профилактической медицины, направленной на укрепление здоровья детского населения и подростков;

3.осуществление специфической и неспецифической профилактики инфекционных заболеваний у детей и подростков.


1.пропагандировать здоровый образ жизни;

2.анализировать и оценивать качество медицинской помощи, состояние здоровья детского и взрослого населения, влияние на него факторов образа жизни, окружающей среды, биологических и организации медицинской помощи.




1.алгоритмом выполнения профилактической и санитарно-противоэпидемической помощи детям, подросткам и взрослому населению.

2. алгоритмом выполнения профилактической и санитарно-противоэпидемической помощи детям, подросткам и взрослому населению.





  1. Содержание дисциплины

4.1. Содержание разделов дисциплины

Краткая историческая справка. Предмет и задачи дисциплины. Порядок изучения дисциплины. Литература. Отчетность.



Раздел 1. Основы экологии человека.


Каталог: userfiles -> depts -> health human ecology
health human ecology -> Кафедра гигиены
health human ecology -> Методы и подходы к научной оценке питания различных групп населения. Гигиеническая оценка рациона питания взрослого трудоспособного человека по данным меню-раскладки
health human ecology -> Анотация рабочей программы дисциплины
health human ecology -> Гигиена, как наука. Экология человека. Значение гигиенического нормирования в гигиенической и санитарной практике
health human ecology -> «Гигиена физической культуры и спорта» по направлению подготовки 49. 03

Скачать 343.5 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




©zodomed.ru 2024


    Главная страница