Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ставропольский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра гигиены
УТВЕРЖДАЮ
|
Проректор по учебной деятельности
профессор
|
|
А.Б. Ходжаян
|
«___»_____________ 2015г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ГИГИЕНА»
для специальности 31.05.03 Стоматология
форма обучения - очная
Всего ЗЕТ 3
Всего часов 108 из них:
- лекций 18 часов
- клинических практических занятий 54 часов
-
самостоятельная работа 36 часа
-
формы контроля:
- зачет в 4 семестре
г. Ставрополь
2015 г.
Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с нормативными документами:
- ФГОС ВО по направлению подготовки 31.05.03 Стоматология, утвержденный приказом Минобрнауки России;
- основная образовательная программа по направлению подготовки 31.05.03 Стоматология, утвержденная Ученым советом университета от август 2015 г., протокол № 1
- учебный план по направлению подготовки 31.05.03 Стоматология, утвержденным Ученым советом университета от 2015 г., протокол №
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры гигиены.
Август 2015 года протокол № 1
Зав. кафедрой _________________ Минаев Б.Д.
Одобрена Цикловой методической комиссией .
Август 2015 года
Председатель ЦМК _________________ Голубева М.В..
Согласована:
Декан стоматологического факультета ____________ Ивенский Н.И.
Рецензенты Профессор кафедры гигиены, ГБОУ ВПО
«Ростовский государственноый медицинский
университет д.м.н., Т.В.Жукова.
Зав. кафедрой гигиены, эпидемиологии и ОГЭС с
курсом основ лабораторного дела ГБОУ ВПО
«Ставропольский государственный медицинский
университет», к.м.н., доцент И. В. Ковальчук
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины: сформировать знания, умения, навыки для освоения методологии профилактической медицины у студентов стоматологического факультета, приобретения компетенций по оценке влияния факторов среды обитания на здоровье человека и населения.
Задачами дисциплины являются:
-
объединение в деятельности выпускника стоматологического факультета элементов первичной и вторичной профилактики, формирование системы мышления и действия в лечебно-диагностическом процессе, направленном предупреждение возникновения заболеваний среди населения путем проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий;
-
формирование знаний и умений для решения профессиональных задач на индивидуальном и популяционном уровнях, для участия в разработке научно-обоснованных лечебно-профилактических мероприятий, пропаганде здорового образа жизни, а также по использованию факторов окружающей среды в оздоровительных целях.
-
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Гигиена» изучается в четвертом семестре, относится к базовой части блока 1 образовательной программы по направлению подготовки 31.05.03 стоматология.
Основные знания, умения и навыки необходимые для изучения дисциплины, формируются дисциплинами:
- физика, математика: медицинская аппаратура, физические характеристики действия на организм солнечного излучения, составных его спектра, шума, вибрации, ультразвука, электромагнитных волн лазерного излучения, радиоактивных веществ и ионизирующего излучения, физические основы дозиметрии, основные показатели санитарной статистики;
- химия: сущность химических явлений и процессов в организме. Биологическая роль, строение и закономерности обмена белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и микроэлементов.
- анатомия: строение и функции органов и систем организма, возрастные особенности морфологических структур;
- патологическая физиология, клиническая патофизиология: причины, основные механизмы развития и исходы типовых патологических процессов, закономерности нарушений функций органов и систем при воздействии факторов окружающей среды.
Дисциплина «Гигиена » формирует знания, умения, навыки и компетенции, необходимые для освоения последующих дисциплин, среди которых: детская стоматология, терапевтическая стоматология
-
Требования к результатам освоения дисциплины
Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих компетенций: ОК-5, ОПК-7, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-12, ПК-13, ПК-19.
ОК-5-готовностью к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциал;
ОПК-7 - готовностью к использованию основных физико-химических, математических и иных естественнонаучных понятий и методов при решении профессиональных задач;
ПК-1-способностью и готовностью к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения стоматологических заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания;
ПК-2-способностью и готовностью к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за пациентами со стоматологической патологией;
ПК-4 -способностью и готовностью к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о стоматологической заболеваемости;
ПК-12-готовностью к обучению населения основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, навыкам самоконтроля основных физиологических показателей, способствующим сохранению и укреплению здоровья, профилактике стоматологических заболеваний;
ПК-13-готовностью к просветительской деятельности по устранению факторов риска и формированию навыков здорового образа жизни;
ПК-19-готовностью к участию в оценке качества оказания стоматологической
готовностью к участию во внедрении новых методов и методик, направленных на охрану здоровья граждан.
В результате изучения дисциплины студент должен ЗНАТЬ:
-
основы профилактической медицины, организацию профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья населения, повышения работоспособности, сущность и меры первичной, вторичной и третичной профилактики;
-
основы законодательства о здравоохранении и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; основные официальные документы, регламентирующие санитарно-эпидемиологическое обслуживание населения при инфекционных и паразитарных заболеваниях; нормативные документы по профилактике госпитальных инфекций;
-
современную концепцию здоровья человека как результат взаимодействия с окружающей средой, включающую: факторы окружающей среды как природные, так и социальные, характер и особенности реализации их биологической активности;
-
заболевания, связанные с неблагоприятным воздействием климатических и социальных факторов;
-
принципы гигиенического нормирования факторов окружающей среды, в том числе принципы современной гигиенической диагностики, включая оценку риска вредных факторов здоровью и управление риском; классификацию основных вредных производственных факторов и их влияние на здоровье работающих, меры профилактики;
-
профессиональные вредности условий труда врача стоматолога, гигиенические аспекты организации его труда;
-
гигиенические аспекты питания, основные принципы рационального питания, нормы физиологической потребности организма в основных пищевых веществах, классификацию пищевых отравлений, обязанности врача в расследовании пищевых отравлений, меры по их профилактике;
-
методы санитарно-просветительской работы, научные основы здорового образа жизни.
УМЕТЬ:
-
анализировать и оценивать состояние здоровья населения и вероятность неблагоприятного влияния на него природных, социальных, антропогенных факторов окружающей среды по данным:
-
анализировать качество атмосферного воздуха населенных мест и качество питьевой воды; условий пребывания человека в жилых, лечебно-профилактических учреждениях по показателям микроклимата, инсоляции, естественного и искусственного освещения, чистоты воздуха и эффективности вентиляции;
-
оценивать структуру питания, биологическую ценность пищевых продуктов, их доброкачественность, показатели пищевого статуса с учетом нарушений основных принципов здорового (рационального) питания;
-
разрабатывать рекомендации по организации комфортного микроклимата в стоматологических поликлиниках, по вопросам организации рабочего места врача стоматолога (инструментарию, оборудованию, оснащению стоматологического кабинета), правилам проведения санации воздуха стоматологических помещений с использованием УФ ламп;
5. определять спектр рекомендаций по вопросам здорового образа жизни, гигиенического воспитания и личной гигиены, профилактики и борьбы с вредными привычками;
6. пользоваться учебной, научной, нормативной и справочной литературой, сетью Интернет, вести поиск и уметь использовать полученную информацию для решения профессиональных задач.
ВЛАДЕТЬ:
-
методами анализа социально-значимых проблем и процессов, природных и медико-социальных факторов среды обитания, производственных факторов в развитии болезней, способов их коррекции; проведения профилактических мероприятий по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний, санитарно-просветительной работы среди младшего и среднего медицинского персонала, пациентов, их окружения и населения;
-
методами контроля за рациональной организацией труда, мероприятиями по охране труда и технике безопасности младшего и среднего медицинского персонала, профилактике профессиональных заболеваний врача- стоматолога, за соблюдением санитарно-гигиенического режима в лечебно-профилактических учреждениях, общеоздоровительными мероприятиями, мероприятиями по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья;
-
навыками работы с научной, нормативной и справочной литературой, умением использовать полученную информацию для решения вопросов профилактики заболеваний, обусловленных факторами окружающей и производственной среды;
-
алгоритмом выполнения профилактической и санитарно-противоэпидемической помощи подросткам и взрослому населению.
Требования к результатам освоения дисциплины
Наименование разделов
|
Коды компетен-ций
|
В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:
|
Оценочные средства
|
Знать
|
Уметь
|
Владеть
|
1.Основы экологии человека
|
ОК-5
|
1основы законодательства РФ, основные нормативно-технические документы по охране здоровья населения
2.основы профилактической медицины, направленной на укрепление здоровья детского населения и подростков.
|
1.анализировать влияние на здоровье населения факторов образа жизни, окружающей среды;
2. анализировать качество атмосферного воздуха населенных мест и каче-ство питьевой воды; эффективности вентиляции;
|
1. навыками работы с научной, нормативной и справочной литературой, умением использовать полученную информацию для решения вопросов профилактики заболеваний, обусловленных факторами окружающей.
|
Тестирование письменное или компьютерное,
собеседование по ситуационным задачам,
коллоквиум
|
ПК-1
|
1основы законодательства РФ, основные нормативно-технические документы по охране здоровья детского населения
2.показатели здоровья населения, факторы, формирующие здоровье человека.
|
1.анализировать влияние на здоровье детей факторов образа жизни, окружающей среды;
2. проводить профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторами внешней среды с использованием различных методов закаливания;
3.пропагандиро-вать здоровый образ жизни.
|
1.алгоритмом выполнения профилактической и санитарно-противоэпидемической помощи детям, подросткам и взрослому населению.
|
ПК-16
|
1. основы применения доказательной медицины при оценке состояния здоровья детей и подростков, и в научных исследованиях;
2. основы законодательства РФ, основные нормативно-технические документы по охране здоровья детского населения.
|
1.анализировать влияние на здоровье детей факторов образа жизни, окружающей среды, биологических и организации медицинской помощи;
2.осуществление специфической и неспецифической профилактики инфекционных заболеваний у детей и подростков.
|
1. оценками состояния здоровья детского населения различных возрастно-половых групп;
2. методами общего клинического обследования детей и подростков;
3. алгоритмом выполнения профилактической и санитарно-противоэпидемической помощи населению.
|
2.Питание и здоровье человека
|
ОК-5
|
1. основы профилактической медицины, направленной на укрепление здоровья детского населения и подростков;
2.основы применения доказательной медицины при оценке состояния здоровья.
|
1. проводить профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторами внешней среды с использованием различных методов закаливания;
2.пропагандиро-вать здоровый образ жизни.
|
1.алгоритмом выполнения профилактической и санитарно-противоэпидемической помощи; 2.навыками работы с научной, нормативной литературой, умением использовать полученную информацию для решения вопросов профилактики заболеваний.
|
Тестирование письменное или компьютерное собеседование по ситуационным задачам,
коллоквиум
|
ПК-4
|
1. основы применения доказательной медицины при оценке состояния здоровья.
2.показатели здоровья населения, факторы, формирующие здоровье человека.
|
1.анализировать влияние факторов образа жизни, окружающей среды на здоровье человека;
2. пропагандировать здоровый образ жизни.
|
1. навыками работы с научной, нормативной и справочной литературой, умением использовать полученную информацию для решения вопросов профилактики заболеваний, обусловленных факторами окружающей среды.
|
3. .Гигиена лечебно-профилактических учреждений
|
ОК-5
|
1. основы законодательства Российской Федерации, основные нормативно-технические документы по охране здоровья детского, женского и взрослого населения.
|
1.осуществление специфической и неспецифической профилактики инфекционных заболева оценивать социальные факторы, влияющие на состояние здоровья пациентов;
ний.
2.
|
1.алгоритмом выполнения профилактической и санитарно-противоэпидемической помощи детям, подросткам и взрослому населению.
|
Тестирование письменное или компьютерное,
собесед.
|
ПК-4
|
1. основы законодательства Российской Федерации, основные нормативно-технические документы по охране здоровья детского, женского и взрослого населения;
2. основы профилактической медицины, направленной на укрепление здоровья населения.
|
1.участвовать в организации и оказании лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической.
2. оценивать социальные факторы, влияющие на состояние здоровья пациентов;
|
1.навыками работы с научной, нормативной и справочной литературой, уме-нием использовать полученную информацию для решения вопросов профи-лактики заболеваний, обусловленных факторами окружающей и производ-ственной среды.
|
ПК-22
|
1. основы законодательства Российской Федерации, основные нормативно-технические документы по охране здоровья детского, женского и взрослого населения;
2. основы профилактической медицины, направленной на укрепление здоровья детского населения и подростков.
|
1. оказывать при неотложных состояниях первую помощь детям, подросткам и взрослым, пострадавшим в очагах поражения в чрезвычайных ситуациях;
2. проводить с детьми, подростками и их родителями профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторами внешней среды с использованием различных методов закаливания.
|
1. навыками работы с научной, нормативной и справочной литературой, умением использовать полученную информацию для решения вопросов профилактики заболеваний, обусловленных факторами окружающей и производственной среды;
2.алгоритмом выполнения профилактической и санитарно-противоэпидемической помощи населению.
|
4. Гигиена чрезвычайных ситуаций и катастроф. Радиационная гигиена
|
ПК-1
,
|
1.основы применения доказательной медицины при оценке состояния здоровья детей и подростков и в научных исследованиях;
2. санитарно-гигиенические требования к устройству, организации и режиму работы детских инфекционных больниц, отделений, полных боксов, полубоксов и боксированных палат в детских больницах.
|
1.анализировать состояние здоровья детского и взрослого населения, влияние на него факторов образа жизни, окружающей среды, биологических и организации медицинской помощи;
2. участвовать в организации и оказании лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической, профилактической и реабилитационной помощи детям и подросткам, взрослому населению с учетом социально-профессиональной и возрастно-половой структуры.
|
1. методами ведения медицинской учетно-отчетной документацию в медицинских организациях педиатрического профиля;
2.алгоритмом выполнения профилактической и санитарно-противоэпидемической помощи детям, подросткам и взрослому населению.
|
Тестирование письменное или компьютерное,
собеседование по ситуационным задачам,
реферат,
коллоквиум
|
ПК-2
|
1.санитарно-гигиенические требования к устройству, организации и режиму работы детских инфекционных больниц, отделений, полных боксов, полубок-сов и боксированных палат в детских больницах.
|
1. анализировать качество медицинской помощи, состояние здоровья детского и взрослого населения.
2. оценивать социальные факторы, влияющие на состояние здоровья пациентов;
|
1.методами ведения медицинской учетно-отчетной документацию в медицин-ских организациях педиатрического профиля;
2. алгоритмом выполнения профилактической и санитарно-противоэпидемической помощи населению.
|
5.Гигиена труда и охрана здоровья работающих
|
ОК-5
|
1. Основы законодательства Российской Федерации, основные нормативно-технические документы по охране здоровья детского, женского и взрослого населения.
|
1. анализировать и оценивать качество медицинской помощи, состояние здоровья детского и взрослого населения, влияние на него факторов образа жизни, окружающей среды, биологических и организации медицинской помощи.
|
1. навыками работы с научной, нормативной и справочной литературой.
2.методами контроля за рациональной организацией труда, мероприятиями по охране труда.
|
Тестирование письменное или компьютерное,
собеседование по ситуационным задачам,
коллоквиум
|
ПК-16
|
1.основы профилактической медицины, направленной на укрепление здоровья детского населения и подростков.
|
1.пропагандировать здоровый образ жизни;
2 оценивать социальные факторы, влияющие на состояние здоровья пациентов;
.
|
1.навыками работы с научной, нормативной литературой, умением использовать полученную информацию для решения вопросов профилактики заболеваний.
|
ПК-4
|
1.основы профилактической медицины, направленной на укрепление здоровья детского населения и подростков.
|
1.участвовать в организации и оказании лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической.
|
1.алгоритмом выполнения профилактической и санитарно-противоэпидемической помощи детям, подросткам и взрослому населению
|
ПК-22
|
1.основы законодательства Российской Федерации, основные нормативно-технические документы по охране здоровья детского, женского и взрослого населения.
|
1.осуществление специфической и неспецифической профилактики инфекционных заболеваний у детей и подростков.
|
1.умением использовать полученную информацию для решения вопросов профилактики заболеваний, обусловленных факторами окружающей и производственной среды.
|
6.Гигиена детей и подростков
|
ОПК-7
,
,
|
1.принципы диспансерного наблюдения различных возрастно-половых и социальных групп населения, реабилитация пациентов;
2.основы применения доказательной медицины при оценке состояния здоровья детей и подростков.
|
1. участвовать в организации и оказании профилактической и реабилитационной помощи детям и подросткам, взрослому населению с учетом социально-профессиональной и возрастно-половой структуры;
2.пропагандировать здоровый образ жизни.
|
1. оценками состояния здоровья детского населения различных возрастно-половых групп;
2.методами и навыками определения и оценки показателей физического развития детей и подростков;
3. алгоритмом выполнения профилактической и санитарно-противоэпидемической помощи детям, подросткам и взрослому населению.
|
Тестирование письменное или компьютерное,
собеседование по ситуационным задачам,
коллоквиум
|
|
ПК-1
|
1. основы профилактической медицины, направленной на укрепление здоровья детского населения и подростков.
|
1.анализировать влияние на здоровье детей факторов образа жизни, окружающей среды;
2.участвовать в профилактической помощи детям и подросткам, взрослому населению с учетом возрастно-половой структуры;
3.пропагандировать здоровый образ жизни.
|
1.оценками состояния здоровья детского населения различных возрастно-половых групп;
2.методами общего клинического обследования детей и подростков;
4. навыками работы с научной, нормативной и справочной литературой, умением использовать полученную информацию для решения вопросов профи-лактики заболеваний, обусловленных факторами окружающей и производ-ственной среды..
|
|
|
ПК-2
|
1. основы применения доказательной медицины при оценке состояния здоровья детей и подростков, деятельности медицинских организаций системы охраны материнства и детства и в научных исследованиях;
|
1.анализировать качество медицинской помощи, состояние здоровья детского и взрослого населения;
2.пропагандировать здоровый образ жизни
|
1.алгоритмом выполнения профилактической и санитарно-противоэпидемической помощи детям, подросткам и взрослому населению; 2.методами и навыками определения и оценки показателей физического развития детей и подростков.
|
|
|
ПК-22
|
1.осуществление специфической и неспецифической профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний у детей и подростков.
|
1.участвовать в организации и оказании лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической;
2.проводить с детьми, подростками и их родителями профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторами внешней среды с использованием различных методов закаливания.
|
|
|
7. Личная гигиена как часть общественной гигиены
|
ОК-5
|
1основы законодательства РФ, основные нормативно-технические документы по охране здоровья детского населения.
|
1.анализировать влияние на здоровье детей факторов образа жизни, окружающей среды;
2. проводить с детьми, подростками и их родителями профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторами внешней среды с использованием различных методов закаливания;
3.пропагандиро-вать здоровый образ жизни.
|
1. навыками работы с научной, нормативной и справочной литературой, уме-нием использовать полученную информацию для решения вопросов профи-лактики заболеваний, обусловленных факторами окружающей и производ-ственной среды;
2. алгоритмом выполнения профилактической и санитарно-противоэпидемической помощи детям, подросткам и взрослому населению.
|
Тестирование письменное или компьютерное,
собеседование
|
ПК-16
|
1. Основы законодательства Российской Федерации, основные нормативно-технические документы по охране здоровья детского, женского и взрослого населения;
2. основы профилактической медицины, направленной на укрепление здоровья детского населения и подростков;
3.осуществление специфической и неспецифической профилактики инфекционных заболеваний у детей и подростков.
|
1.пропагандировать здоровый образ жизни;
2.анализировать и оценивать качество медицинской помощи, состояние здоровья детского и взрослого населения, влияние на него факторов образа жизни, окружающей среды, биологических и организации медицинской помощи.
|
1.алгоритмом выполнения профилактической и санитарно-противоэпидемической помощи детям, подросткам и взрослому населению.
2. алгоритмом выполнения профилактической и санитарно-противоэпидемической помощи детям, подросткам и взрослому населению.
|
-
Содержание дисциплины
4.1. Содержание разделов дисциплины
Краткая историческая справка. Предмет и задачи дисциплины. Порядок изучения дисциплины. Литература. Отчетность.
Раздел 1. Основы экологии человека.
Поделитесь с Вашими друзьями: |