Экзаменационные вопросы по нормальной физиологии, специальность Педиатрия



Дата02.05.2016
Размер69 Kb.
ТипЭкзаменационные вопросы
ГОУ ВПО Ставропольская государственная медицинская академия

Минздравсоцразвития России

Кафедра нормальной физиологии


Экзаменационные вопросы по нормальной физиологии,

специальность - Педиатрия



  1. Физиология - наука о динамике жизненных вопросов и жизнедеятельности организма в целом.

  2. Связь физиологии с медико-биологическими науками. Физиология как теоретическая основа медицины.

  3. Роль трудов И.П. Павлова, И.М. Сеченова, Н.Е. Введенского, А.А. Ухтомского в создании основ физиологии.

  4. Состав, количество и физико-химические свойства крови. Основные функции. Количество крови. Белки плазмы крови.

  5. Эритроциты: количество, функции, эритроцитарные реакции, СОЭ.

  6. Групповые признаки крови как основа переливания крови. Резус-фактор.

  7. Лейкоциты. Их характеристика и роль в гуморальном и клеточном иммунитете. Учение Мечникова о макро- и микрофагах. Лейкоцитарная формула.

  8. Учение о свертывающей и противосвертывающей системах крови, их функциональное единство в поддержании жидкого состояния крови и образовании тромбов.

  9. Гемоглобин. Его количество и функции. Гемолиз и его виды. Осмотическая стойкость эритроцитов.

  10. Нервная и гуморальная регуляция гемопоэза.

11. Физиологические свойства сердца (возбудимость, проводимость, автоматия и ее субстрат, особенности сократительной функции миокарда, механизм экстрасистолии).

  1. ЭКГ, электрофизиологический ее анализ.

  2. Нагнетательные функции сердца, фазовая структура сердечного цикла. Систолический и минутный объем крови, значение венозного возврата. Сердечный толчок и тоны сердца.

  3. Регуляция деятельности сердца (миогенная, гуморальная, нервная и их взаимодействие).

  4. Тонус центров, регулирующих деятельность сердца. Рефлексогенные центры зоны сосудистого русла, формирующие активность центра сердечной регуляции. Адаптивное значение условнорефлекторной регуляции работы сердца.

  5. Функциональная классификация кровеносных сосудов. Сосудистый тонус и его гуморальная регуляция. Базальный тонус и его механизм.

  6. Нервный контроль сосудистого тонуса. Характеристика сосудодвигательного центра. Кортикальная регуляция сосудистого тонуса.

  7. Кровяное давление: артериальное систолическое, диастолическое пульсовое. Венозное давление. Методы измерения артериального давления.

  8. Артериальный пульс и его параметры. Методика регистрации и нормативные показатели.

  9. Лимфа: особенности сосудистого русла, процессы лимфообразования, роль венозного оттока.

  10. Микроциркуляция. Микроциркуляторное русло и его роль в механизме обмена жидкости и различных веществ между кровью и тканями.

  1. Значение дыхания для организма. Внешнее дыхание. Биомеханика вдоха-выдоха. Внутриплевральное давление.

  2. Пневмоторакс. Физиологическая роль сурфактанта.

  3. Вентиляция легких. Легочные объемы. Состав вдыхаемого, выдыхаемого, альвеолярного воздуха. Приспособительное значение постоянства состава альвеолярного воздуха.

  4. Закономерности транспорта О2 и СО2. Кривая диссоциации оксигемоглобина.

  5. Регуляция дыхания. Дыхательный центр. Роль хемо-, механорецепторов в регуляции дыхания.

  6. Структура ЦНС, обеспечивающая дыхательную периодику. Произвольная регуляция дыхания.

  7. Дыхание при мышечной работе и повышенном атмосферном давлении. Искусственное дыхание. Дыхание при пониженном атмосферном давлении. Гипоксия и ее виды.

  8. Пищеварение как этап питания организма. Мотивация пищеварения. Нейрофизиологические основы голода и насыщения. Представления И.П. Павлова в пищевом центре.

  9. Сущность пищеварения. Типы пищеварения. Ферменты желудочно-кишечного тракта.

  10. Значение работ И.П. Павлова в развитии учения о пищеварении. Методы изучения функций пищеварительного тракта. Принципы регуляции процессов пищеварения.

  11. Пищеварение в желудке. Фазы желудочной секреции. Переход пищи из желудка в кишечник. Регуляция деятельности желудка.

  12. Пищеварение в полости кишечника. Секреторная деятельность поджелудочной железы. Регуляция панкреатической секреции. Желчь и ее участие в пищеварении.

  13. Кишечная секреция. Полостной и мембранный гидролиз питательных веществ в тонком кишечнике. Моторная деятельность тонкого кишечника. Мембранное пищеварение (A.M. Уголев), его значение.

  14. Пищеварение в толстом кишечнике. Периодическая деятельность органов пищеварения. Всасывание.

  15. Понятие раздражимости, возбудимости. Возбудимые ткани, их особенности. Основные параметры возбудимости. Изменения возбудимости при возбуждении.

  16. Мембранный потенциал: ионный механизм, способы регистрации.

  17. Раздражители, их параметры. Законы раздражения. Физический и физиологический электрон.

  18. Потенциал действия, его характеристика, значение. Механизмы ионной проницаемости во время генерации потенциала действия.

  1. Формы возбуждения: локальное (местное) и распространяющееся (импульсное) проведение возбуждения в мякотных и безмякотных нервных волокнах. Законы проведения возбуждения.

  1. Двигательная единица. Функциональная дифференциация двигательных единиц. Современное представление о механизмах мышечного сокращения. Формы мышечного сокращения. Тетанус и его механизм.

  2. Работа и сила мышц, теория их утомления. Гипертрофия и атрофия мышц. Трофическая функция нервной системы, аксональный транспорт, его значение.

  3. Физиологические особенности гладких мышц. Характеристика сократительной активности, раздражители гладких мышц. Особенности нервно-мышечной передачи.

  4. Механизм передачи возбуждения с нерва на мышцу. Физиология мионеврального синапса. Нарушение нервно-мышечной передачи.

  5. Учение Н.Е. Введенского о физиологической лабильности. Законы оптимума и пессимума.

  6. Современное представление о структурно-функциональной организации рефлекса. Понятие о рефлекторной дуге, рефлекторном кольце. Нейрональная теория.

  7. Принцип синаптической организации нейрона. Медиаторы и медиаторные системы в ЦНС. Взаимодействие медиатора с различными рецепторными системами, неоднозначность эффекта.

  8. Формы торможения нейронов (пресинаптическое, постсинаптическое, реципроктное, антидромное, пессимальное), торможение вслед за возбуждением, их механизмы, значение.

  9. Особенности проведения возбуждения в ЦНС (дивергенция, конвергенция, синаптическое взаимодействие суммации, окклюзия, синаптическая задержка). Полисенсорная реакция нейрона. Процессы гетерогенной конвергенции, как основа интегративной деятельности нейрона. Доминанта, ее характеристика.

  10. Спинной мозг. Его нейрональная организация, функции. Рефлекторная деятельность спинного мозга и ее регуляция.

  11. Роль продолговатого мозга в формировании регуляции тонических рефлексов и рефлексов позы.

  12. Участие среднего мозга в осуществлении позно-тонической деятельности мышц. Установочные рефлексы. Статистические и статокинетические рефлексы (Магнус).

  13. Мозжечок. Его функции. Последствия частичного и полного удаления мозжечка.

  14. Ретикулярная формация, ее функция. Нисходящие и восходящие влияния.

  15. Таламус-коллектор афферентных путей. Функциональная характеристика ядер таламуса.

  16. Гипоталамус. Роль гипоталамуса в регуляции и интеграции вегетативных функций организма.

  17. Структурные и функциональные организации лимбической системы мозга. Участие ЛС в формировании эмоций, мотиваций (пищевых, половых, оборонительных).

  1. Роль базальных ядер в формировании мышечного тонуса и сложных двигательных актов.

  2. Основные физиологические свойства вегетативной нервной системы. Особенности дуги вегетативного рефлекса, вегетативные ганглия, их рецепторные и замыкательные функции.

  3. Влияние симпатического и парасимпатического отдела нервной системы на функции органов, их относительный антагонизм.

  4. Вегетативные рефлексы. Иерархия центров регуляции вегетативных функций.

  5. Общая характеристика и свойства условных рефлексов, методика изучения условных рефлексов. Зависимость величины условных рефлексов от силы раздражителя.

  6. Механизм образования временных связей (И.П. Павлов, Э.А. Асратян, П.К.Анохин).

  7. Торможение условных рефлексов. Безусловное торможение: его виды и механизмы. Условное торможение: его виды и механизмы. Динамический стереотип и его приспособительное значение.

  8. Особенности ВНД человека. Роль трудов И.П. Павлова в развитии учения о второй сигнальной системе.

  9. Физиология сна и его механизмы (И.П. Павлов, П.К. Анохин). Фазовая организация сна, «медленный» и «быстрый» сон. Их электрофизиологическая характеристика.

  10. Память. Механизмы кратковременной и долговременной памяти.

  11. Механизмы целенаправленной деятельности человека. Понятие о функциональной системе (П.К. Анохин). Условные механизмы деятельности Ф.С.

  12. Учение И.П. Павлова о типах ВНД. Нарушение ВНД. Экспериментальные неврозы.

  13. Физиология эмоций (положительные и отрицательные эмоции), эмоции и здоровье.

  14. Биологические мотивации и инстинкты.

  15. Классификация органов рецепции. Возбудимость и кодирование информации в рецепторах. Закон Вебера-Фехнера.

  16. Боль, болевая рецепция, теория формирования болевых ощущений, периферический и центральный механизм. Антиноцицептивная система, ее периферические и центральные механизмы.

  17. Физиология кожного анализатора (тактильная и температурная рецепция).

  18. Слуховая система и ее организация. Функции наружного и среднего явления в улитке, проводящих путей и нервных центрах.

  19. Теория восприятия токов в силы звуков. Звуковые ощущения.

  20. Висцерорецепция и мышечно-суставная рецепция. Значение альфа-, гамма-, мотонейронов в регуляции мышечного тонуса.

  21. Организация зрительной системы. Оптическая система глаза, редуцированный и схематический глаз, аккомодация, зрачковый рефлекс. Рефракция, ее аномалия. Физиология сетчатки. Фотохимические реакции в ней.

  22. Теория цветного зрения. (М.В. Ломоносов, Гельмгольц, Гранит

  23. Физиология вестибулярного анализатора.

  24. Физиология обонятельного анализатора.

  25. Превращение энергии и общий обмен веществ. Прямая и непрямая калориметрия. Основной обмен и его параметры. Метод исследования. Правило поверхности.

  26. Обмен энергии при физическом и умственном труде. Специфически-динамическое действие пищи. Регуляция обмена энергии.

  27. Питание. Калорические коэффициенты питательных веществ. Усвояемость пищи. Изодинамия питательных веществ, нормы питания человека.

  28. Температура тела и изотермия. Химическая терморегуляция. Физическая терморегуляция.

  29. Регуляция изотермии. Гипотермия и гипертермия.

  30. Физиология щитовидной железы. Физиология паращитовидных желез.

  31. Основные понятия о внутренней секреции. Взаимоотношение желез и гормонов. Методы исследования желез внутренней секреции.

  32. Гормональная функция половых желез.

  33. Физиология мозгового вещества надпочечников. Физиология коркового вещества надпочечников.

  34. Почки и их функции. Методы изучения функции почек.

  35. Процессы мочеобразования. Механизмы фильтрации, реабсорбции. Секреция в нефроне.

  36. Гомеостатическая функция почек. Нервная регуляция. Диурез, состав мочи.

  37. Мочевыведение, мочеиспускание.

  38. Гормоны гипофиза, его функциональные связи с гипоталамусом и участие в регуляции работы желез внутренней секреции.

  39. Кора больших полушарий головного мозга и ее роль в регуляции организма. Теория динамической локализации функций.

  40. Половое созревание человека, женский половой цикл.

  41. Физиология вкусового анализатора.

  42. Лимфа, ее свойства, механизм движения.



Экзаменационные вопросы по физиологическим особенностям детского организма в различные возрастные периоды,

Специальность - Педиатрия



  1. Возрастные периоды развития плода и ребенка, их характеристика.

  2. Адаптация новорожденных к новым условиям обитания.

  3. Особенности становления скелетной мускулатуры у детей, ее свойства.

  4. Развитие основных функций нервных сплетений в разные возрастные периоды.

  5. Особенности рефлекторной деятельности в период новорожденности.

  6. Безусловно- и условнонорефлекторная деятельность ребенка в грудном возрасте и раннем детстве. Роль тренировки в развитии ЦНС.

  7. Особенности вегетативной нервной деятельности у детей в различные возрастные периоды.

  8. Становление эндокринной функции у детей. Роль гормонов в регуляции функций растущего организма.

  9. Гипофиз и его функция в организме у детей.

  10. Надпочечники и их функция в организме у детей.

  11. Щитовидная и паращитовидная железы, их гормоны и функции в онтогенезе.

  12. Половые железы, их гормоны, роль в онтогенезе.

  13. Гормональная функция эпифиза у детей в различные возрастные периоды.

  14. Количество и свойства крови у детей.

  15. Особенности эритроцитов, гемоглобина в различные возрастные периоды у детей.

  16. Качественно-количественные особенности лейкоцитов у детей в разные возрастные периоды.

  17. Возрастные особенности свертывающей системы крови у детей.

  18. Группы крови у детей. Резус-фактор и его роль в антенатальном и постнатальном периодах.

  19. Кровообращение в период внутриутробного развития плода.

  20. Изменение в системе кровообращения после рождения ребенка.

  21. Физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей (сердечный цикл, границы сердца, сердечный толчок, тоны сердца).

  22. Особенности нервной регуляции деятельности сердца у детей.

  23. Возрастные изменения артериального давления у детей.

  24. Возрастные особенности ЭКГ и ФКГ у детей.

  25. Особенности биомеханики вдоха и выдоха у новорожденных и детей. Первый вдох новорожденного.

  26. Легочные объемы, их величины, частота дыхания в разные возрастные периоды у детей.

  27. Особенности системы внешнего дыхания у детей.

  28. Особенности транспорта кислорода, углекислого газа у детей раннего возраста.

  29. Структурно-функциональные особенности дыхательного центра у детей.

  30. Грудное вскармливание ребенка, его значение. Смешанное вскармливание.

  31. Особенности пищеварения в полости рта у детей первого года жизни. Сосание. Глотание.

  32. Особенности пищеварения в желудке у детей. Аутолитическое пищеварение.

  33. Возрастные различия пищеварения в тонкой кишке у детей.

  34. Функция толстого кишечника у детей. Дефекация. Роль микрофлоры в формировании иммунобиологической защиты организма ребенка.

  35. Динамика обмена веществ в разные возрастные периоды у детей.

  36. Обмен энергии у детей, основной обмен, рабочая прибавка.

  37. Терморегуляция у детей в период новорожденности.

  38. Особенности терморегуляции у недоношенных детей.

  39. Развитие функции почек у детей. Особенности клубочковой фильтрации.

  40. Особенности процессов реабсорбции и секреции в разные возрастные периоды. Диурез, особенности его регуляции у детей.

  41. Водно-солевой гомеостаз у детей и его регуляция.

  42. Особенности функционирования зрительного анализатора у детей.

  43. Особенности функционирования слухового анализатора у детей.

  44. Вкусовой и обонятельный анализаторы у детей.

  45. Особенности вестибулярной и кожной рецепции у детей.

  46. Особенности становления ВНД у детей в различные возрастные периоды.

  47. Физиологические особенности сна у детей в различные возрастные периоды.

  48. Возрастные особенности электроэнцефалограммы. Применение ЭЭГ для диагностических целей у детей.

  49. Формирование второй сигнальной системы, развитие речи у детей.






Каталог: userfiles -> depts -> normal physiology
normal physiology -> Физиологические свойства-сердечной мышцы
normal physiology -> Методическая разработка к практическому занятию для студентов
normal physiology -> 1. Цели и задачи освоения дисциплины: Цель освоения дисциплины «Нормальная физиология, физиология челюстно-лицевой области»
normal physiology -> Физиология центральной нервной системы
normal physiology -> Дата лекции Тема лекции Раздел. Физиология возбудимых тканей
normal physiology -> Методическая разработка к практическому занятию для студентов
normal physiology -> Общие свойства возбудимых тканей, электрические явления в них
normal physiology -> Методическая разработка к практическому занятию для студентов


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница