Доклад на IX международной научной конференции "Модернизация экономики и глобализация " Москва, 1-3 апреля, 2008



Скачать 215.35 Kb.
Pdf просмотр
страница1/2
Дата01.05.2018
Размер215.35 Kb.
ТипДоклад
  1   2


Внедрение современных требований к управлению качеством на российских
автомобильных предприятиях: от иерархий к процессному мышлению?
Елена Шульженко
Научный центр социальных исследований Берлин
(Wissenschaftszentrum Berlin für Sozialforschung)
Reichpietschufer 50 10785 Berlin
Germany
Tel: +49 - 30 - 25491 - 274
Fax: +49 - 30 - 25491 - 255
Email: shulzhenko@wzb.eu
Доклад на IX Международной научной конференции "Модернизация экономики и глобализация "
Москва, 1-3 апреля, 2008


В настоящее время доля автомобилей иностранных производителей на российском рынке растет, в то время как доля российских – сокращается (Ernst & Young, 2007).
Существенным фактором модернизации автомобильного производства в России является совершенствование его компонентной базы. Одним из важных аспектов при этом является улучшение методов обеспечения качества продукции на заводах российских поставщиков.
Иностранные автопроизводители в России также заинтересованы в повышении степени локализации своих российских производств и сотрудничестве с российскими поставщиками.
В данном докладе я пытаюсь ответить на следующие вопросы:

Какие требования относительно социальных отношений на производстве содержат современные подходы к обеспечению качества? Рассматриваются вопросы организации труда, форм контроля качества продукции и вовлечения производственного персонала.

Какое влияние оказывают автопроизводители в России на социальные аспекты управления качеством на заводах российских поставщиков? Рассматриваются требования относительно обеспечения качества и взаимодействие с поставщиками; сравниваются западные и российские автопроизводители.
Результаты основываются на монографических исследованиях (case-study) западного и российского автопроизводителей в России (2007-2008) и немецкого поставщика в
Германии (2006-2007)
1
. В качестве сбора информации использовались полуструктурированные интервью с менеджерами. Были также проведены дополнительные интервью с российскими и немецкими консультантами в области управления качеством и представителями автомобилестроительных объединений.
Развитие контроля качества на производстве началось с требования стандартизации и взаимозаменяемости деталей во время становления массового производства. Тейлор распространил эти требования на производственные операции, которые также подлежали измерению, стандартизации, планированию и непосредственному контролю (Taylor,
1911). Следующим этапом развития стал переход к обеспечению качества системы управления в целом – развитие Всеобщего управления качеством (TQM). Этот переход произошел в западной промышленности под влиянием возросшей конкуренции со
1
Автор благодарит фонд А. фон Гумбольдта за поддержку первого этапа исследования в рамках стипендиальной программы Федерального канцлера Германии

стороны японских производителей. Обеспечение качества начинается еще до серийной стадии производства на этапе планирования продукта и изготовления модельных образцов. Качество продукта понимается неразрывно от качества производственного процесса, в котором он создается, более того, надежность процессов подлежит постоянному изучению и улучшению. Требования системности в обеспечении качества нашли отражение в стандартах менеджмента качества ИСО 9000. Однако автопроизводители сохраняли собственные требования к обеспечению качества на предприятиях поставщиков, соответствие которым регулярно проверялось аудитами и сертификацией. Эта ситуация сохранялась до разработки ИСО/ТС 16949 – требований к обеспечению качества поставщиками автомобильной промышленности. Одним из важных направлений развития российских поставщиков является приведение подходов к обеспечению качества продукции в соответствие с мировыми требованиями, в том числе приведение производственных процессов в соответствие со стандартами ИСО 9000 и/или
ИСО/ТС 16949.
Предметом острых дебатов социальных наук стал кризис тейлоризма, выявленный в западном автомобилестроении в 1980е годы в результате подъема автомобильной промышленности в Японии и развития бережливого производства (lean production)
(Womack et al., 1990). Причинами кризиса стали четкое отделение планирования от осуществления операций, чрезмерное разделение труда и высокие издержки на контроль и обеспечение качества (Jürgens et al., 1993). Начавшая реорганизация управления качеством была направлена на перенос ответственности за качество в производство, основным рабочим. На основе групповой формы организации труда внедрялись элементы самоконтроля и саморегулирования сотрудников. Началась профессионализация вспомогательных операций по обеспечению качества. Последующий этап развития подходов к управлению качеством связан с разработкой производственных систем на уровне компании на основе производственной системы Тойота. Вопросы качества интегрируются с развитием персонала, организацией и оплатой труда.
Данные проведенных исследований на российских промышленных предприятиях свидетельствуют о сохранившемся расхождении формальных процессов и действительных неформальных практик (Шершнева и Фельхофф, 1999; Алашеев, 1995).
Обнаружена тенденция к отстранению рабочих и линейного менеджмента от участия в принятии решений по производственным вопросам (Плотникова, 2006). Штат вспомогательных рабочих и их статус увеличивается при общем снижении уровня

квалификации производственного персонала (Монусова, 1998; Рывкина и Коленникова,
2007). Преобладает непосредственный иерархический контроль качества продукции со стороны инспекторов по качеству и линейного менеджмента (Бурнышев, 2001). Роль персонала в обеспечении качества завышается, а влияние общей организации производства не получает должного внимания руководства (Донова, 2005).
Выявленные характеристики управления на российских предприятиях противоречат современным представлениям об обеспечении качества в автомобильной промышленности. Тем не менее, в России есть поставщики автомобильной промышленности, поставляющие на конвейеры западных автопроизводителей (см. рис. 1).
Рисунок 1. Три категории поставщиков автопроизводителей в России
В Европе автопроизводители требуют, чтобы практики обеспечения качества на производстве поставщиков соответствовали требованиям стандарта ИСО/ТС. По сравнению со стандартами ИСО, ТС заявляют необходимость постоянного улучшения показателей надежности производственных процессов:
«Между ИСО и ТС – бездна. При ТС нужно думать о будущем и предпринимать шаги, чтобы дефекты даже не могли произойти, думать превентивно» (личное интервью, немецкий консультант в области управления качеством, 15 декабря 2006)
Превентивное мышление требует открытого взаимодействия производственного персонала и специалистов по качеству, привлечения знаний рабочих для обнаружения слабых мест в технологическом процессе. В условиях высокой конкуренции, поставщики испытывают постоянное давление со стороны автопроизводителей, направленное на снижение издержек, в том числе на качество. Таким образом, контроль качества через основных производственных рабочих становится условием конкурентоспособности поставщиков.
Российские автопроизводители
Западные автопроизводители
2. Общие поставщики
3. Поставщики только западных автопроизводителей
1. Поставщики только российских автопроизводителей


На предприятиях западных автопроизводителей отменен входной контроль закупаемых компонентов. Для выстраивания таких отношений доверия с поставщиками автопроизводители проводят регулярные аудиты их заводов, а также осуществляют обучение своих поставщиков:
«Наши самые важные партнеры в области развития систем качества – это наши клиенты.
Например, Toyota, BMW, Renault, PSA. Они проводят обучение на рабочем месте («learning on the job»). Например, все поставщики вместе приходят на завод Toyota, и они показывают, как должен проводиться Анализ возможности возникновения дефектов и их последствий
(«FMEA») […]. Помимо прочего, они показывают, как должна работать логистика, industrial engineering, при планировании качества на предсерийной стадии развития продукта» (личное интервью, Менеджер по качеству, немецкий поставщик, 29 января 2007).
Метод FMEA подразумевает анализ производственных процессов на предприятии с привлечением специалистов из различных функциональных областей. Его внедрение является одним из требований автопроизводителей.
Автопроизводители, таким образом, выступают носителями передового опыта в области организации процессов производства и обеспечения качества. При этом они
«выращивают» своих поставщиков, начиная с их отбора и дальше через регулярные аудиты и обучение.
Требования западных автопроизводителей к практикам обеспечения качества глобальны, и российские поставщики должны удовлетворять тем же стандартам качества, что и поставщики, например, в Германии. В то же время, исследованный западный производитель приносит в Россию методы «выращивания» поставщиков, применяемые им в других странах.
«У нас есть «Глобальная система инженерии и качества». Мы применяем наши ресурсы для того, чтобы помочь поставщикам достичь требуемого уровня. Система описывает все наши глобальные требования – включено все, начиная с сертификации ТС 16949 […] Мы проводим обучение поставщиков, когда несколько поставщиков собираются вместе. Эта программа на английском, но мы объясняем по-русски, что означает каждое понятие.
Требуется полтора-два года, чтобы поставщик достиг этого уровня. Периодически мы проводим аудиты на заводах поставщиков» (личное интервью, менеджер по закупкам западного автопроизводителя в России, 19 апреля 2007)
Менеджеры этого автопроизводителя признают, что российские поставщики на момент начала работы с ним имеют более низкий уровень, чем его поставщики в западной Европе.
Однако российским поставщикам не делается скидок, и еще до получения контракта на серийное производство комплектующих они должны достигнуть требуемого уровня надежности и отслеживаемости производственных процессов. При этом по условиям автопроизводителя изменения должны происходить не в одном цеху, а на предприятии в целом.


Выстраивание современных практик управления качеством оказывает влияние на процессы организации труда и обучения персонала.
«Обучение персонала - это часть assessment, чем раньше в процессе подготовки к серии, тем чаще это оценивается, потом – реже. Нам важно несколько вещей: матрица ответственности
– ее формат задают сами поставщики. По интересующему нас вопросу она должна быть подготовлена для разных уровней. Матрица, в которой перечисляются обязанности и необходимые профессиональные навыки. Наш опросник разбит на разделы, в том числе отдел кадров. Нам предоставляют папку с планами и пакет документов за период времени. К каждой должности составлен перечень требований. Эти вещи должны быть прописаны в их внутренних процедурах, стандартах» (личное интервью, менеджер по обучению поставщиков западного автопроизводителя в России, 12 февраля 2008)
Таким образом, в результате работы с автопроизводителем на предприятии поставщика повышается формализация процессов обучения персонала и распределения труда.
Однако западный автопроизводитель отказывается от работы с российскими поставщиками, руководство которых при взаимодействии демонстрирует иерархичность мышления и отсутствие готовности к изменениям:
«Мы ищем поставщиков, с которыми можно разговаривать, которые слушают, без апломба, без лишних амбиций. Некоторые поставщики, особенно работающие с Автовазом, считали, что их не надо учить, они и так лидеры. Если менеджмент считает, что для разговора ему нужен только менеджмент, то с такими поставщиками сложно разговаривать. У нас высоко квалифицированные рядовые специалисты, которые вполне могут донести системные вещи.
Нам важно, чтобы можно было разговаривать с поставщиком независимо от иерархии»
(менеджер по обучению поставщиков западного автопроизводителя в России)
Таким образом, существует сегмент поставщиков российских автопроизводителей, закрытый от требований современного рынка. Предположительно, на таких предприятиях доминируют «традиционные» практики обеспечения качества, вероятность изменения которых низка.
Требования в области качества российских автопроизводителей к своим поставщикам также изменяются. Начиная с 2000х, российские автопроизводители постепенно вводят в контрактные обязательства с поставщиками требование наличия сертификата о соответствии ИСО 9000. Однако практика покупки сертификатов ИСО 9000 в России не позволяет утверждать, что между уровнем организации производственных процессов и наличием сертификата есть связь. Большим доверием на рынке пользуются сертификаты западных аудиторов. На настоящий момент около 10 российских поставщиков сертифицированы западными аудиторами на соответствие ИСО/ТС 16949 (личное интервью, Объединение автопроизводителей России, 30 августа 2007).


Анализ взаимодействия с поставщиками российского автопроизводителя, участвовавшего в исследовании, выявил, что практически все компоненты закупаются через торгово- закупочную компанию (ТЗК), в центре интересов которой – низкая цена.
«Сколько у нас поставщиков? – внутренних и внешних – сотни. Но для нас – всего 3, один из них – ТЗК, а у нее – сотни. Как посредник, она не особо напрягает поставщиков» (личное интервью, руководитель управления качеством поставок российского автопроизводителя, 5 декабря 2007)
Влияние автопроизводителя на вопросы обеспечения качества у поставщиков ослабляется посредничеством ТЗК. Систематическое обучение поставщиков вопросам обеспечения качества не проводится, только в случае обнаружения дефектов. При этом взаимодействие автопроизводителя с поставщиками проходит только при посредничестве ТЗК.
Руководитель управления качеством поставок со стороны автопроизводителя приводит пример обнаружения дефектов:
«Между нами и этим поставщиком – ТЗК. Все совещания проводились на территории и под руководством ТЗК. На совещании ТЗК наседают на поставщика. Он тогда нам говорит – пришлите нам своего специалиста, который посмотрит на нашу систему менеджмента качества. Наш контролер должен был делать стопроцентную проверку всех частей на заводе поставщика. Вывод: вы можете делать, когда за вами кто-то следит» (руководитель управления качеством поставок российского автопроизводителя)
Вмешательство автопроизводителя в этом случае не несло изменений для производственных процессов поставщика, а лишь подразумевало усиление непосредственного контроля.
При попытках вмешательства автопроизводителя в вопросы обеспечения качества у поставщиков зачастую возникает сопротивление.
«Здесь такие поставщики обнаглевшие […] Им говоришь, что так не пойдет, а они возмущаются: почему это раньше было нормально, а сейчас вдруг нет?» (личное интервью, менеджер по качеству российского автопроизводителя, 5 сентября 2007)
Менеджер по качеству данного автозавода ранее работал на совместном автозаводе и перешел на российское предприятие с целью привнесения свого опыта организации работы с качеством. Однако его усилия по ужесточению требований наталкиваются на сопротивление от поставщиков.
Интервью на автозаводе, участвовавшем в исследовании, выявили противоречивость позиции менеджмента относительно роли производственного персонала в управлении качеством. С одной стороны, менеджер по качеству признает важность системного подхода к организации управления качеством, но с другой не ценит роль знаний производственного персонала.


«99% причин дефектов – это менеджмент. Если он некомпетентен, то это вызывает проблемы. 3-5% - сознательные ошибки, когда человек недоволен зарплатой и вредит. Но в конечном счете, все сводится к управляющему или генеральному директору, если есть где- нибудь перекос, то он выплывет. Цель системы качества – сделать из человека то, что называется «биороботы» - есть операции, которые невозможно сделать оборудованием. Ему нужно создать условия, эргономику, зарплату, и после этого – можно требовать» (менеджер по качеству российского автопроизводителя)
Таким образом, несмотря на наличие сознательного нанесения вреда сотрудниками, их роль в обеспечении качества отрицается в пользу компетентности менеджмента.
Идеальный сотрудник видится механистичным исполнителем, а не источником знаний о возможных слабых местах производственного процесса.
Выводы
Данные интервью с западным автопроизводителем подтверждают влияние методов управления на организацию труда и обучение персонала. Основное направление изменений на предприятиях поставщиков связано с достижением соответствия документированных процессов реальным, т.е. повышением формализация производственных практик и обеспечения качества.
Формальные требования западных и российских автопроизводителей относительно сертификации поставщиков совпадают. Однако, в действительности требования российских автопроизводителей относительно социальных аспектов управления качеством противоречивы. Характер взаимодействия российских автопроизводителей с поставщиками позволяет судить об их слабом влиянии на организацию управления качеством на предприятиях поставщиков. Увеличивается расслоение предприятий- поставщиков по применяемым подходам к управлению качеством и имеются закрытые от современных требований «доживающие» поставщики.
Полученный ответ на вопрос об изменении форм контроля качества и вовлечения рабочих в решение проблем с качеством на заводах поставщиков не полон. Требуется глубинное изучение социальных изменений на предприятиях поставщиков, происходящих в процессе их квалификации на соответствие международным требованиям в области качества.




Скачать 215.35 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




©zodomed.ru 2024


    Главная страница