Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии



страница1/47
Дата03.05.2016
Размер1.28 Mb.
ТипДиссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

На правах рукописи


ЗАМФИР Елена Ивановна

Гендерные стереотипы
русской традиционной культуры

Диссертация

на соискание ученой степени

кандидата культурологии



Научные руководители:

доктор философских наук,

профессор Соколов Э.В.

доктор культурологии,

профессор Лелеко В.Д.



Санкт-Петербург

2005

План

Введение 3


Глава 1. Миф и гендер 11

    1. Миф – сказка – гендер 11

1.2. Универсальное гендерное устройство мира 36

1.3. Гендерные стереотипы андрогинности 42

1.4. Системный подход к гендерным стереотипам 53

Глава 2. Системы гендерных стереотипов 61

2.1. Система эгалитарных гендерных стереотипов 61

Выводы 89

2.2. Система матриархальных гендерных стереотипов 97

Выводы 138

2.3 Система патриархальных гендерных стереотипов 145

Выводы 203

Заключение 211

Библиография 216

Введение


Актуальность темы исследования

Своеобразие национальной культуры, многие проблемы в сфере политики, экономики, демографии определяются в значительной мере тем, как общество структурировано в гендерном аспекте, что отражено в гендерных стереотипах данной культуры. Гендерные стереотипы аккумулируют также этические принципы и систему ценностей национальной культуры.

Гендерные стереотипы являются важнейшими структурами ментальности, определяющими уклад жизни, распределение социальных ролей, общую культурную и политическую ситуацию в тот или иной исторический период. Значительная часть политических, экономических, демографических и других проблем современной России, возможность их решения прямо или косвенно связана с ментальными гендерными стереотипами, устойчивыми когнитивно-эмоциональными образами мужчин и женщин, бытующими в обществе. Поэтому их всестороннее научное исследование приобретает особую актуальность.

Гендерные стереотипы, как и другие стереотипы сознания и поведения, несут на себе печать архаических представлений, коренящихся в традиционной культуре. Понять суть и особенности стереотипов современной культуры России можно, обратившись к русской традиционной, народной культуре, в частности, к такому малоизученному под этим углом зрения источнику, как народная сказка, которая в качестве производной мифа несет в себе мифологию культуры. В основном гендерные исследования, российские и зарубежные, посвящены отражению в гендерных стереотипах патриархального мифа. Вместе с тем адекватное понимание гендерных отношений возможно при обращении ко всем вариантам мифа о творении (рождении): патриархальному, матриархальному и к тому варианту мифа, в котором мир творится мужским и женским началом совместно. Это делает актуальным исследование гендерных стереотипов русской традиционной культуры на основе тройственного мифа о рождении и его воплощении в русской народной сказке.


Степень разработанности проблемы


Термин «гендер» (gender), в переводе означающий «род», был введен в научный обиход Р. Столлером (R. Stoller «Sex and Gender») в начале 1960-х годов для разграничения анатомического и исторически неизменного пола человека (male / female sex) и его определения в культуре как человека мужского рода (masculine gender), человека женского рода (feminine gender), человека, принадлежащего и к мужчинам, и к женщинам (общий род – common gender), и человека, не принадлежащего ни к мужчинам, ни к женщинам (средний род – neutral gender). Множественности «маскулинностей» и «феминностей» посвящены работы Р. Коннелла (R. Connell), Дж. Батлер (J. Butler), Л. Иригарэ (L. Irigary), Р. Брайдотти (R. Braidotti).

Проблема гендерных стереотипов тесно связана с более общей проблемой принадлежности человека к определенному полу. Существующая научная традиция ее исследования представлена тремя направлениями: психологическим, социальным и культурологическим. Первое связано с именем З. Фрейда (S. Freud), который считал миф об Эдипе основополагающим мифом культуры. Хотя Фрейд постулировал идею психической бисексуальности человека, его понимание первичного мифа было признано патриархальным. К. Хорни (K. Horney), криткуя фаллоцентризм учения Фрейда, обращается к матриархальному мифу и исследованию «символики женского».

В аналитической психологии К.Г. Юнга (C.G. Jung) стереотипы обыденного сознания трактуются как осознаваемый, верхний слой мифа, коренящегося в коллективном бессознательном. Последнее складывается из универсальных и регулярно повторяющихся образов. Стереотип репрезентирует символику мифа. Указывая на взаимодополнительность (комплементарность) мужского и женского начал, Юнг говорил о необходимости уравновешивания мужественной Персоны, содержащий установки личности, ориентированные на внешний мир, с женственной Анимой (принципом Эроса), содержащей внутренние установки личности. Отметим, что юнгианское понятие Персоны во многом совпадает с концепцией половой роли человека, которой посвящены труды Т. Парсонса (T. Parsons). Большая роль в распространении идей Юнга принадлежит М. Элиаде (M. Eliade). Уделяя особую роль мифу о двуначальном (то есть, пророжденном мужским и женским началом) мире, он указывает и на два других мифа о рождении (творении): миф о порождении мира Великой матерью и на миф о творении мира Великим отцом. Глубинные исследования мифа, затрагивающие в том числе область гендерных отношений, содержатся в трудах исследователей-постюнгианцев: М.-Л. фон Франц (M.-L. von Franz), Э. Стивенса (A. Stevens), Э. Сэмюэлса (A. Samuels), Х. Дикмана (H. Dieckman), Дж. Биби (J. Beebe), Дж. Хиллмана (J. Hillman) и К. П. Эстес (C. P. Estes).

Социальное направление исследований гендерной проблематики осуществляется в контексте проблемы власти и свободы. В этой связи важны исследования З. Фрейда о роли гомосексуального (мужского) либидо в процессе развития общества и культуры («Массовая психология и анализ человеческого «Я»). Развивая этот тезис, последователи Фрейда особо подчеркивали, что проблема власти решается в рамках патриархального мифа (мужской власти): В. Райх (W.Reich) описал воспроизведение в структуре семьи властных отношений общества; Франкфуртская школа (Т. Адорно [T. Adorno], М. Хоркхаймер [M. Horkheimer], Э. Фромм [E. Fromm]) дала яркое описание «авторитарного характера». Исследованию связи власти и сексуальности в гендерном аспекте посвящены труды М. Фуко (M. Foucault). Теоретические положения экзистенциального психоанализа, разработанные Ж. П. Сартром (J.P. Sartre), дали толчок изысканиям С. де Бовуар (S. de Beauvoir), продемонстрировавшей влияние социальных структур на становление женщины, формирование женского пола в его исторической динамике. Психоанализ школы Ж. Лакана (J. Lacan), фокусируясь на символическом процессе, трактует пол как систему символических отношений (Дж. Митчелл (J. Mitchell), Ж. Делез (G. Deleuze) и Ф. Гваттари (F. Guattari), Г. Хокенхем (G. Hocquenhem). Однако символика лакановского направления целиком относится к фаллическому мифу (и, следовательно, “отцовскому закону”), который объявляется единственно релевантным существующей культуре. Феминистский психоанализ особое внимание уделяет проблеме жесткого соединения биологического пола человека, его социальной роли и индивидуальных особенностей (К. Гиллиган (C. Gilligan) и выводит проблему пола и власти на передний план.

Культурологическое направление гендерной проблематики показывает, что особенности гендерных отношений и составляют национальное своеобразие, ибо содержат в себе этические принципы и систему ценностей национальной культуры. Исследования гендера в этом аспекте на материале разных культур велись Дж. Фрезером (J. G. Frazer), Э. Тайлором (E. B. Tylor), Ф. Боасом (F. Boas), Б. Малиновским (B. Malinowski), В. Тэрнером (V. Turner). Антропологические и кросс-культурные исследования М. Мид (M. Mead) легли в основу гендерных исследований 70-х годов. Работы К. Леви-Строса (C. Levi-Strauss) в области структуры мифа и выявление такой фундаментальной особенности мышления как использование бинарных оппозиций положило начало структуралистской школы исследований мифа, в том числе, с точки зрения оппозиции «мужское» – «женское».

Глубинные исследования мифа (в том числе, в гендерном аспекте), неизбежно и необходимо кросскультурные, в России связаны с именами А. Н. Веселовского, А. А. Потебни, М. Забылина. Богатый материал по гендерным стереотипам традиционной русской культуры содержится в работах П. В. Шейна, В. И. Даля, И. Е. Забелина, отечественных фольклористов, в частности, Д. К. Зеленина. Стереотипы русской традиционной культуры запечатлены в народной сказке, дошедшей до настоящего времени в значительной степени благодаря собранию А.Н. Афанасьева.

В русле поиска и изучения национальной идеи, в том числе в ее гендерном преломлении, работали представители русского религиозно-философского ренессанса, такие как И. А. Ильин, В. В. Розанов, Л. Шестов. Н. А. Бердяев, Г. П. Федотов. О сакральных материнских образах, образах девственности и бытовых образах жены и мужа, существующих в русском фольклоре, писал в конце XIX в. А. А. Коринфский, а также современные исследователи: А. В. Бабаева, С. Б. Борисов, И. Киселева, Н. А. Миненко, Т. А. Листова, С. М. Толстая. Символизм повседневности в гендерном аспекте изучался А. К. Байбуриным, В. Д. Лелеко.

Большое значение для понимания многослойности гендерных стереотипов русской традиционной культуры имеют работы В. Я. Проппа об историческом происхождении волшебной сказки. Исследование М. М. Бахтина о народной культуре средневековья и Ренессанса позволяет понять амбивалентный характер гендерных стереотипов народной культуры. Е.М. Мелетинский, утверждая миф как одно из центральных понятий теории культуры XX в., внес значительный вклад в исследование мифологического образа Героя. О.М. Фрейденберг обращается к упорядоченности представлений о божестве в гендерном аспекте. Ю.М. Лотман исследует основные ценности русской дворянской культуры в их исторической динамике, показывая роль «женского мира» в русской культуре. Фундаментальный труд Ю. С. Степанова, посвященный константам русской культуры, дает представление и о многослойности, и о множественности русских гендерных стереотипов. Несомненную ценность представляют исследования В. Н. Топорова, посвященные мифопоэтическому сознанию, в том числе его гендерному аспекту.

Анализ русского менталитета на глубинном уровне содержится в литературоведческих и культуроведческих исследованиях М. Н. Золотоносова и Б. Сарнова. А.А. Мельникова исследует национальный характер как систему, функционирующую по законам языка. С.Т. Махлина исследует влияние христианства на символику национального искусства. Современный взгляд на русский менталитет и его связь с традиционными национальными ментальными структурами представлен в работах А. О. Бороноева и П. И. Смирнова, А. Н. Мосейко, А. Ю. Большаковой.

Свой вклад в исследование гендерных проблем в социальном аспекте внесли отечественные исследователи. С. И. Голод, исследуя проблемы семьи и брака, новаторски раскрыл содержание новых ролей и новой экономико-социальной позиции женщины в советском обществе. И. С. Кон, сохраняя связь с общемировой научной традицией, исследовал проблемы подростковой сексуальности, описал историческое развитие сексуальной культуры в России, вплоть до современной российской «сексуальной революции», всесторонне исследовал проблему гомосексуальности. Н. Л. Пушкарева изучает историческую динамику социального положения женщины и женской сексуальности в России. И. Жеребкина обращается к творческому и политическому общественному вкладу женщины в культуру и показывает, каким образом этот вклад обесценивается и отрицается в рамках «патриархата». О. М. Здравомыслова, исследуя гендерное измерение социальной трансформации современной России, большое внимание уделяет проблеме насилия в семье, кроссгендерного и родительского. Феминистское понимание социального конструирования гендера представлено в работах Е. Здравомысловой и А. Темкиной. Характерной особенностью и существенным недостатком, неизбежным, правда, в период адаптации западной гендерологии к современным российским реалиям, является некритическое заимствование, «пересаживание» научного аппарата, теорий, гипотез, сформированных на практиках и мифологиях иных культур (Е. Ярская-Смирнова, А. Усманова). Для изучения российских гендерных проблем, в том числе гендерных стереотипов, необходимо привлечь к рассмотрению национальный миф с учетом своеобразия традиций и ментальных структур русской культуры.



Каталог: file
file -> Вопросы сертификационного экзамена для врачей по специальности «лфк и спортивная медицина»
file -> Рабочая программа составлена в соответствии с Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ
file -> Рабочая программа дисциплины Лечебная физическая культура и массаж Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
file -> Лечебная физкультура
file -> К рабочей программе дисциплины «Лечебная физкультура и спортивная медицина»
file -> Рабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла Медицинская реабилитация для специальности 310501 «Лечебное дело» по специализации 310501 «Лечебное дело»
file -> Лекции (час) Семинары (час) Самост работа Всего баллов Модуль 1
file -> Влияние мобильного телефона на здоровье человека


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47




©zodomed.ru 2024


    Главная страница