"Российские аптеки", 2006, N 8
РАБОТНИК "ПЕРВОГО СТОЛА": ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРИОРИТЕТЫ
САМООБРАЗОВАНИЯ
От его профессиональных знаний и коммуникативных навыков в значительной степени зависит
и эффективная работа аптеки, и завоевание потребительской лояльности, и даже наше собственное
здоровье. Ведь именно к нему, нередко минуя врачебный кабинет, мы обращаемся за
рекомендациями. На "первостольника" ориентировано большинство корпоративных тренингов,
которые ставят, например, такие задачи: в течение 3-5 мин. определить, какой препарат необходимо
рекомендовать именно этому клиенту. А ведь в настоящее время в России зарегистрировано свыше
15000 наименований лекарств. Какие же информационные источники помогают им в повседневной
работе? Какие факторы влияют на их информированность о ЛС?
В презентации аналитического исследования COMCON-Pharma на "Аптечном форуме-2006",
который проходил весной в Москве, был прелюбопытный слайд "Что может провизор/фармацевт
"первого стола"? Приводим дословно:
- стремиться понимать проблемы покупателя;
- давать рекомендации;
- в случае отказа предлагать замены;
- профессионально консультировать;
- быть внимательнее к запросам покупателя;
- понимать глубже баланс интересов в товаропроводящей цепочке;
- улыбаться чаще;
- формировать правильную обратную связь для закупщиков;
- лучше продавать;
- дифференцировать покупателей.
Думаем, что продолжать говорить о значимости работника "первого стола" после этого списка
уже не стоит. А вот некоторые данные исследования рассмотрим подробнее.
Основные постоянные информационные источники, которые были упомянуты провизорами,
представлены на рисунке 1. Главным информационным источником о лекарственных препаратах для
аптечных работников остаются справочники лекарств. Об этом заявили 61,5% респондентов.
Однако, наряду с этим, достаточно высок авторитет медицинских представителей (51,6%), которые,
безусловно, формируют определенное отношение к своим продуктам и тем самым оказывают
влияние на рекомендации "первостольников". Заметим также немаловажную роль
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
специализированных изданий, значимость которых отметили 25,6% провизоров, участвующих в
опросе.
Рисунок 1. Основные постоянные информационные
источники для провизоров
+--------------------------------------¬ 61,5
1 +---------------------------------------
+--------------------------------¬ 51,6
И 2 +---------------------------------
н +------------------¬ 25,6
ф 3 +-------------------
о +----------------¬ 23,3
р 4 +-----------------
м +---------------¬ 22,7
а 5 +----------------
ц +----------¬ 15,8
и 6 +-----------
о +--------¬ 10,7
н 7 +---------
н +--------¬ 10,4
ы 8 +---------
е +------¬ 7,5
9 +-------
и +-----¬ 5,3
с 10 +------
т +-----¬ 5,2
о 11 +------
ч +----¬ 4,9
н 12 +-----
и +---¬ 3,7
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
к 13 +----
и +--¬ 1,8
14 +---
+--------T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----¬
0 10 20 30 40 50 60 70 80
% опрошенных
1 - Справочники ЛС, 61,5%
2 - Визиты REPs компаний, 51,6%
3 - Специализированные медицинские издания, 25,6%
4 - Визиты представителей дистрибьютеров, 23,3%
5 - Официальная информация руководства, 22,7%
6 - Презентация и семинары компаний, 15,8%
7 - Почтовая корреспонденция, 10,7%
8 - ТВ, 10,4%
9 - Интернет, 7,5%
10 - Данные клинических испытаний, 5,3%
11 - Радио, 5,2%
12 - Медицинские выставки, 4,9%
13 - E-mail, 3,7%
14 - Медицинские конгрессы и симпозиумы, 1,8%
Понятно, что помимо основных постоянных источников, работнику "первого стола" приходится
сталкиваться с информацией, которая активно "поставляется" представителями различных компаний.
На рисунке 2 представлена сравнительная характеристика значимости информационных материалов
с точки зрения MedREPs и оценка интереса (частота обращений) к ним со стороны провизоров.
Заметим, что даже при столь мощной "рекламной агрессии" со стороны MedREPs (70,6%) провизоры
все же наиболее часто обращаются к справочникам лекарственных препаратов (37,4%).
Рисунок 2. Частота использования информационных
материалов MedREPs и частота обращения
к ним провизоров
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
<1> +----------------------------------------------¬ 70,6
<2> 1 +----------------------T------------------------
И +----------------------- 31,3
н <1> +-----------------------------------¬ 56,7
ф <2> 2 +-----------------T------------------
о +------------------ 24,7
р <1> +-------------------------¬ 39,3
м <2> 3 +------------------T-------
а +------------------- 26,1
ц <1> +---------------------¬ 34,1
и <2> 4 +--------T-------------
о +--------- 11,8
н +--------------------¬ 30,1
н <1> 5 +---T-----------------
ы <2> +---- 9,5
е +--------------¬ 20,5
<1> 6 +---------T-----
и <2> +---------- 12,5
с +------------¬ 15,4
т <1> 7 +------------+----------¬ 37,4
о <2> +------------------------
ч +--------¬ 10,3
н <1> 8 +--------+--¬
и <2> +------------ 15,1
к +----¬ 9,7
и <1> 9 +----+-----¬
<2> +----------- 14,4
+--------T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----¬
0 10 20 30 40 50 60 70 80
% опрошенных
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
<1> Используют часто REPs
<2> Используют часто провизоры
1 - Реклама отдельных препаратов
2 - Брошюры для пациентов
3 - Информация о наличии ЛП у поставщиков
4 - Рекламные буклеты о компании
5 - Данные официальных клинических испытаний
6 - Каталоги ЛП компании
7 - Справочники лекарственных препаратов
8 - Периодические медицинские издания
9 - Медицинская литература
Высокий процент показателя частоты обращения провизоров к брошюрам для пациентов
(56,7%) отчасти компенсация тренингов по продвижению препаратов на потребителя. При этом
провизоры очень грамотно выстраивают свою работу, т.к. далее в рейтинге - интерес к информации
о наличии ЛП у поставщиков (39,4%) и информация о компании (34,1%). Отрадно, что при этом на,
казалось бы, чисто коммерческом фоне, он не забывает интересоваться данными официальных
клинических испытаний (30,1%).
Между MedREPs и провизорами также заметны расхождения во взглядах на "ценность"
презентаций (рис. 3). Современные требования к аптечному предприятию меняют подход к оценке
презентации. Взаимодействие ЛС (44,2%), технологии продаж (43,8%), психология общения с
покупателем (43,0%) - именно эти направления сегодня вызывают максимальный интерес
провизоров. Отметим и разницу предложения и спроса на такие презентации, как "выход из
конфликтных ситуаций" и "обучение телефонному общению".
Рисунок 3. Тематика презентаций и оценка интереса
со стороны провизоров
<1> +----------------------------------------------------¬ 85,6
<2> 1 +-----------------------------------------------T-----
+------------------------------------------------ 78,2
¦
<1> +-------------------------------¬ 48,3
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
<2> 2 +-------------------------------+---¬
+------------------------------------ 56,4
Т ¦
е <1> +------------------¬ 28,0
м <2> 3 +------------------+--¬
а +---------------------- 30,7
т ¦
и <1> +----------------¬ 22,9
к <2> 4 +----------------+-----¬
а +----------------------- 33,5
¦
п +---------------¬ 22,5
р <1> 5 +---------------+---¬
е <2> +-------------------- 29,5
з ¦
е +--------------¬ 22,0
н <1> 6 +--------------+--------------¬
т <2> +------------------------------ 44,2
а ¦
ц +---------¬ 13,3
и <1> 7 +---------+-----------------¬
й <2> +---------------------------- 43,8
¦
+------¬ 9,2
<1> 8 +------+-------------------¬
<2> +--------------------------- 43,0
¦
+---¬ 4,8
<1> 9 +---+-----------------¬
<2> +---------------------- 32,7
¦
<1> 10 +¬ 1,7
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
<2> ++--------¬
+---------- 11,6
+--------T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----¬
0 10 20 30 40 50 60 70 80
% опрошенных
<1> Частота обсуждения тем MedREPs
<2> MAX оценка интереса к теме провизоров
1 - Информация о новом препарате
2 - Показания, противопоказания по группе препаратов
3 - Особенности размещения товара на полках
4 - Программа стимулирования провизоров/фармацевтов
5 - Программа стимулирования покупателей
6 - Взаимодействие лекарственных средств
7 - Технология продаж
8 - Психология общения с покупателем
9 - Выход из конфликтных ситуаций
10 - Обучение телефонному общению
Учитывая ежедневную практику общения "первостольника" с потребителем, полезно обратить
внимание на мнение провизоров и фармацевтов о значимости факторов, которые определяют
уровень продаж лекарств в аптеке (рис. 4).
Рисунок 4. Факторы, влияющие на продажи ЛП в аптеке
<1> +-------------------------------------------¬ 83,7
<2> 1 +--T-----------------------------------------
+--- 11,1
¦
<1> +-----------------------------------¬ 68,9
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
<2> 2 +-----------T------------------------
+------------ 23,6
¦
<1> +------------------------¬ 44,2
<2> 3 +-------------T-----------
+-------------- 27,7
¦
<1> +----------------------¬ 41,1
<2> 4 +----------------T------
+----------------- 35,3
¦
+---------------------¬ 40,6
<1> 5 +--------------T-------
<2> +--------------- 32,6
¦
+----------------¬ 35,0
<1> 6 +---------------T-
Ф <2> +---------------- 33,1
а ¦
к +-----------------¬ 33,9
т <1> 7 +----------------T-
о <2> +----------------- 31,7
р ¦
ы +----------------¬ 31,4
<1> 8 +----------------+--¬
<2> +-------------------- 39,6
¦
+---------------¬ 30,5
<1> 9 +---------------+¬
<2> +----------------- 31,9
¦
<1> 10 +------------¬ 25,9
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
<2> +------------+---¬
+----------------- 38,2
¦
<1> 11 +-----------¬ 25,1
<2> +-----------+--¬
+--------------- 28,4
¦
<1> 12 +-----------¬ 25,1
<2> +-----------+-----¬
+------------------ 34,2
¦
<1> 13 +---------¬ 23,9
<2> +---------+------¬
+----------------- 33,2
¦
<1> 14 +------¬ 17,0
<2> +------+--------¬
+---------------- 30,3
¦
<1> 15 +----¬ 13,3
<2> +----+-------¬
+------------- 28,8
+---------T----------T----------T----------T----------T
0 20 40 60 80 100
% опрошенных
<1> - Очень значимо
<2> - Значимо
1 - Свойства ЛП
2 - Работа REPs компании с врачами
3 - Реклама в СМИ
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
4 - Расположение ЛП на витрине
5 - Проведение фармкружков по препарату
6 - Проведение конкурсов для сотрудников аптек
7 - Тренинги по технологии продаж
8 - Известность компании-производителя
9 - Наличие в аптеке справочно-информационного отдела
10 - Проведение презентаций и конференций
11 - Наличие консультантов по ЛП в торговом зале
12 - Проведение конкурсов для покупателей
13 - Установки руководства аптеки
14 - Наличие раздаточных рекламных материалов
15 - Наличие рекламы в торговом зале
Прежде всего, это касается его терапевтических свойств (83,7%), насколько активно врачи
работают с данным препаратом (68,9%), проводимых рекламных акций в СМИ (44,2%). Также
существует ряд факторов, на которые непосредственно может влиять уже сама аптека, развивая свой
бизнес. К ним, как считают респонденты, относятся: расположение ЛП на витрине (41,1%),
проведение фармкружков по ЛП (40,6%), организация компаниями конкурсов для сотрудников аптек
(35%) и тренингов по технологии продаж (33,9%).
Вывод напрашивается сам собой: анализируя оценки интереса и потребностей в обучении
работников "первого стола", убеждаешься в правильном направлении реформ образования. Но это
перспектива, а время действительно не терпит...
С.АБРАМОВА
Подписано в печать
03.07.2006
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.2>1>2>1>2>1>2>1>2>1>2>1>2>1>2>1>2>1>2>1>2>1>2>1>2>1>2>1>2>1>2>1>2>1>2>1>2>1>2>1>2>1>2>1>2>1>2>1>2>1>2>1>2>1>2>1>2>1>2>1>2>1>2>1>2>1>2>1>2>1>2>1>2>1>
Поделитесь с Вашими друзьями: |