Дельфинотерапия. Содержание



Скачать 43.88 Kb.
Дата02.05.2016
Размер43.88 Kb.
ТипРеферат
Дельфинотерапия.

Содержание 

1.Введение
2. Основное содержание.


2.1. Способности и мозг дельфинов.

2.2. Что такое дельфинотерапия?

2.3. Из истории дельфинотерапии.

2.4. Лечебные факторы дельфинотерапии.

2.5. Что может обеспечить общение с дельфином?

2.6. Этапы дельфинотерапии.

2.7. Дельфинотерапия. Какие болезни лечат дельфины?

3. Заключение.

Список литературы

1.Введение.

Общение человека с дельфинами уходит вглубь времен. Издавна шла волна преданий и письменных свидетельств о дружелюбии дельфинов по отношению к людям, а также о случаях помощи дельфинов людям, попавшим в море в беду. В 60-е годы выход в свет книги американского биолога Джона Лилли "Люди и дельфины" привлек внимание мировой общественности.

Он доказывал, что дельфины наши братья по разуму, даже пытался их обучать английскому языку. Мысль о том, что общение с дельфинами может быть лечебным, также впервые высказана Лилли. Она получила развитие и попытку научного обоснования в трудах Д. Натансона. Именно тогда была высказана мысль, что коммуникационная связь дельфин - человек может помочь людям более эффективно строить общение между собой, в том числе и в терапевтических целях.

Восполнение дефицита информации о дельфинотерапии является задачей настоящего обзора.
2. Основное содержание.

2.1. Способности и мозг дельфинов.

Эффективность дельфинотерапии во многом обусловлена уникальными особенностями дельфинов. Они занимают третье место в рейтинге самых умных животных планеты. У дельфинов чрезвычайно развиты когнитивные способности и любознательность, что дает возможность их легко обучать. Эти животные обладают высокой степенью социолизации, которая проявляется в их общительности и дружелюбии как внутри собственной стаи, так и к представителям других видов, в частности, к человеку.

В своем общении дельфины используют различные виды вокализации, издавая многочисленные звуки, которые в описательном плане могут быть охарактеризованы как рев, вой, стон, мычание, визг, треск, трель, пощелкивание, удар, грохот, хлопок и т.д. Звуки, издаваемые дельфинами, охватывают необычайно широкий спектр частотных характеристик - от нескольких герц до почти трехсот килогерц, т.е. инфразвуковые, звуковые и ультразвуковые составляющие. Эти сигналы можно разделить на импульсные и непрерывные.

Импульсные сигналы (щелчки) состоят из отдельных широкополосных посылок (с максимумом интенсивности от 20 до 50 кГц) с очень крутым передним фронтом, длительностью порядка 0,1 мс. Частота посылок таких импульсов может меняться от единиц до сотен в секунду, и на слух они сливаются в щебет, скрип, лай. Длительность каждого сигнала может меняться от щелчка к щелчку и соответственно уменьшается при возрастании количества импульсов, издаваемых в одну секунду, она уменьшается также в бассейне по сравнению с морем. Сигнал типа щелчка по своей спектральной характеристике может приравниваться к белому шуму, поскольку в нем присутствуют частоты широкого спектрального диапазона. Полоса частот в щелчке варьирует у животного в зависимости от обстоятельств. Для распознавания дельфины обычно используют более высокие частоты, а для ориентации - более низкие и продолжительные (несколько миллисекунд). Эти сигналы могут возбуждать сильное эхо. У афалины щелчки двойные, каждый длительностью 3,4 - 0,7 мс и с интервалами около 1 мс. Импульсные сигналы обычно сопутствуют эхолокации.

Другой большой класс звуков, издаваемых дельфинами, представляют из себя так называемые непрерывные сигналы. Часть их воспринимается на слух как свисты, почти монотональные, амплитудно- и частотномодулированные, длительностью 0,1 - 3,6 с, частотой 4 - 30 кГц. Другие звуки этого класса имеют более сложный спектральный состав и воспринимаются как рев, вой, трубные звуки и т.д. Для них характерна комплексность свиста и импульсов. Свисты обычно относят к коммуникативным сигналам, хотя и не исключено их использование для эхолокации.

Тот факт, что эхолоцирующий дельфин, приближаясь к добыче, покачивает головой, как бы нацеливаясь на рыбу своим звуковым лучом, указывает на то, что свои звуковые волны дельфин посылает направлено. Череп и мягкие ткани головы дельфинов концентрируют звуковые колебания и играют роль акустического прожектора и звуковой линзы. С увеличением частоты от 10 до 180 кГц направленность звуков, обусловливаемая вогнутой передней поверхностью мозговой части черепа и мягкими тканями головы, четко возрастает, и звуковое поле сужается.

Основную роль концентратора звука выполняет череп, а дополнительную - мягкие ткани головы. Способность дельфинов направленно излучать ультразвуковые волны используется в дельфинотерапии для лечебного воздействия на человека.
Поведение и психика дельфинов являются объектом внимания психологов и физиологов довольно давно. Полученные к настоящему времени данные характеризуют когнитивные способности данных животных как одни из самых высоких по степени развития. Исследования показали, что когнитивные способности дельфинов приближаются по уровню развития к способностям приматов, в том числе человека. Отчасти такое подобие может объясняться сходным строением мозга дельфинов и приматов. Дельфины, как и приматы, обладают наиболее дифференцированным и крупным мозгом среди млекопитающих, а также впечатляющей площадью ассоциативных зон коры больших полушарий, в частности, префронтальной области. Большинство анатомических показателей, которые оценивают как связанные с когнитивными способностями, приближают мозг дельфинов к мозгу человека. Однако существуют и серьезные различия.

Мозг дельфина имеет паралимбическую зону, которой нет в человеческом мозге, и лимбическая, или эмоциональная, информация может играть большую роль в мозге дельфина, чем в человеческом мозге, что связано, по-видимому, с их различной специализацией. Человеческий мозг специализируется на детализации обработки информации, в то время как мозг дельфина - на скорости ее обработки.
Экспериментальные исследования когнитивных способностей показали, что дельфины имеют исключительную память, как краткосрочную так и долгосрочную, для обработки визуальной, слуховой и мноогомодальной информации. Исследование поведения этих животных в процессе обучения языкам-посредникам показало, что дельфины могут их усваивать, базируясь на высших когнитивных процессах - обобщении, абстрагировании, и формировании довербальных понятий, - высокие способности к которым были у них выявлены в традиционных лабораторных экспериментах.

Герман и его коллеги показали, что дельфины способны к семантике и синтаксису, а также к возможности без специального обучения правильно реагировать на новые, логически упорядоченные последовательности «слов» языка-посреднника.

Дельфины также понимают символическое представление объекта, который отсутствует. В настоящее время исследуют наличие зачатков второй сигнальной системы у дельфинов. Тем не менее, никаких доказательств того, что дельфины могут сами составлять хотя быпростейшие фразы, пока не получено. Доказана редкая в животном мире способность дельфинов к оперированию эмпирической размерностью фигур, основанная на понимании геометрических свойств предметов.

Наконец, одна из наиболее интригующих способностей дельфинов - самосознание, т.е. способность думать о себе прежде всего в физических параметрах. Это означает, что дельфины в состоянии мысленнопредставить и сформировать аналогии между их собственным телом и телом другого индивидуума - даже когда он не похож на дельфина. Имеются данные, что дельфины афалины способны узнавать свое отражение в зеркале. Эти животные демонстрируют высокий уровень поведенческой гибкости и подражательной способности, которая является редкой , если не уникальной, среди животных.

Очевидно, что в основе такого поведения, в умении использовать «социальную» информацию лежит весьма высокий уровень когнитивной деятельности. Для осуществления подобных действий животные должны уметь постоянно сопоставлять новую и старую информацию, сопоставлять ее и даже хранить в некой отвлеченной форме.
Наличие у дельфинов столь сложного интеллекта и познавательных способностей объясняется высокой степенью развития коры головного мозга, продолжительным периодом взросления молодых дельфинов, высоким уровнем родительской заботы, но в первую очередь - сложной социальной жизнью. По мнению Германа, необходимость интеграции в социальную структуру требует высокой социализации и обучаемости. Не трудно представить, что высокое развитие мозга дельфинов и вытекающие отсюда высокие когнитивные навыки большинства представителей этой группы происходят от требований их социальной жизни, включающей взаимодействие и соревнование между особями.

Эти когнитивные навыки и обеспечивают ту поведенческую гибкость, которая отличает семейство дельфинов и позволяет им быть эффективными терапевтами как для детей с широким спектром нарушений развития, так и для взрослых.
2.2. Что такое дельфинотерапия?


Дельфинотерапия является альтернативным, нетрадиционным методом
психотерапии, где в центре психотерапевтического процесса лежит
общение человека и дельфина. Это специально организованный процесс,
протекающий под наблюдением ряда специалистов: врача, ветеринара,
тренера, психолога (психотерапевта, дефектолога, педагога). В
психотерапии участвуют специально обученные животные, обладающие
«хорошим характером». Дельфины играют с пациентами, плавают, катаются
на спине, поглаживают, просят ответной ласки.
Дельфинотерапия делится на два направления:
1. Свободное взаимодействие с животным с минимальным участием
специалистов (врача, тренера, психолога, психотерапевта, педагога и
т.д.) В данном направлении клиент (пациент) сам выстраивает свои
отношения с дельфином, выбирает способы взаимодействия в рамках
допустимых возможностей. Роль специалистов ограничивается обеспечением
безопасности клиентов и дельфинов.
2. Специально организованное общение. Общение с животным
осуществляется через специалиста (врача, психотерапевта, психолога и
т.д.), где общение со специалистом для клиента несет психотерапевтическое
значение, а общение с дельфином выступает как фон, среда. Здесь
характер и тип дельфинотерапии подчиняется намеченной цели. В этом
направлении дельфинотерапия может решать разные задачи:
психотерапевтические, психокоррекционные, психопрофилактические,
физиотерапевтические, педагогические — это зависит от запроса
клиента и специалиста, который будет замыкать терапевтическую цепь.
Дельфинотерапию можно отнести к натуропсихотерапии, т. к. влияние
природного объекта (дельфина), обладающее лечебным эффектом, выступает
в качестве самостоятельного метода. Она может быть индивидуальной,
групповой, семейной.

2.3. Из истории дельфинотерапии.

В бестселлере 50-х годов «Человек и дельфин» известный американский нейрофизиолог, философ и исследователь Джон Лили писал: «В течение ближайших 10-20 лет человечество наладит связь с представителями других биологических видов … с какими-то другими существами, скорее всего морскими, но наверняка обладающими высоким уровнем развития или даже интеллектом».

Активное развитие дельфинологии начинается со второй половины прошлого века и связано со строительства первых в мире дельфинариев и океанариумов в США. Постоянное общение и наблюдение за животными дали огромное количество научного материала, как для изучения самих животных, так и их взаимодействия с людьми.

Основателем и родоначальником дельфинотерапии считается американский психолог Дэвид Натансон, работавший в 70-х годах прошлого столетия во Флоридском международном университете. Наблюдая за детьми с синдромом Дауна, общавшимися в воде с афалинами, Натансон и американский антрополог Бетти Симпсон впервые обратили внимание, что специально не подготовленные для общения с человеком в море животные вели себя так, будто дети нуждались в их помощи. Одновременно дети после сеансов плавания становились более контактными и раскрепощенными, лучше двигались и могли сосредоточиться. Результаты были впечатляющими, и Натансон продолжал исследования, привлекая к плаванию с дельфинами детей с новыми заболеваниями. Так появилась дельфинотерапия - DolphinsAssistedTherapy или DAT, как ее принято называть во всем мире.

Натансон писал: «Мы должны помочь детям с ограниченными возможностями достичь их полного потенциала. Это означает, что мы должны понять, что они имеют право участвовать во всем, доступном обычным людям. Это – оптимистическая часть. Реалистическая часть состоит в том, что сострадание должно смешиваться с приобретением навыков, таких как ходьба и речь. Затем каждый ребенок должен развить в себе уверенность, что он способен продолжать улучшать свои навыки и умения… Эти навыки и эта уверенность достигаются через тяжкий труд в направлениях, выработанных опытными профессионалами в области реабилитации и иногда даже такими необычными помощниками, как дельфины».

Дельфинотерапия быстро шагнула за пределы Соединенных Штатов. К американским ученым присоединились специалисты в Израиле, Англии, Мексике и Японии. Появляются новые реабилитационные центры, расширяется перечень диагнозов и проблем, которые успешно помогают лечить дельфины, увеличивается число взрослых и детей, для которых плавание с дельфинами навсегда останется в числе наиболее ярких, незабываемых, не сравнимых ни с чем впечатлений.

Сегодня интерес к дельфинотерапии так велик, что в 1989 году Натансон прекратил частную практику и основал международную компанию, занимающуюся профессиональным консалтингом в этой области. География консультаций охватывает более 60 стран мира.

Интересно, что в СССР первые сеансы дельфинотерапии, только со взрослыми, были проведены практически одновременно с американцами на базе океанариума военно-морского флота в Севастополе. Тренер Г.А. Шурепова впервые использовала дельфинов для оздоровительного плавания, в результате которого люди чувствовали подъем сил и прилив жизненной энергии.

Развитие дельфинотерапии в России во многом связано с крупнейшим отечественным научно-производственным объединением по работе с морскими млекопитающими «Утришский дельфинарий». Сеансы плавания с нуждающимися в терапии детьми и взрослыми проводились в Московском и Петербургском дельфинариях, животные проходили подготовку на Утришской морской академической станции. Именно ученые Утришского дельфинария стали авторами первых российских научных работ в области дельфинотерапии, как инновационного, не медикаментозного способа коррекции психоэмоциональных, когнитивных и психосоматических нарушений у детей и взрослых.

Специалисты как в России, так и за рубежом на протяжении последних летзанимаются проблемами психологической реабилитации методом
дельфинотерапии. 
Благотворное влияние общения детей с симпатичными морскими животными
было установлено еще в 1978 году учеными Великобритании. В настоящее
время Мексика занимает второе место в мире после США по масштабам
применения в медицинской практике дельфинотерапии. Лечение
детейинвалидов с помощью дельфинов началось в Нюрнберге (Германия).
Как сообщил руководитель проекта профессор Эрвин Брайтенбах, первые
две недели эксперимента в дельфинарии местного зоопарка дали "весьма
обнадеживающие результаты". Восемь детей с тяжелыми психическими
отклонениями после игр в воде с дельфинами демонстрируют заметный
прогресс: они стали более самостоятельными и более адекватно
воспринимают окружающую действительность. До 2005 года в дельфинарии
Нюрнберга недельную терапию пройдут не менее 50 детей инвалидов.
В отечественной психологической практике дельфинотерапия —
новое направление, насчитывает не более 4-5 лет. Возникла
необходимость теоретической и практической разработки этого метода,
т.к., хотя за рубежом это направление развивается с 70-х годов 20-го
века, найденная информация дает представление только о примерном
направлении работы в этой области.

2.4. Лечебные факторы дельфинотерапии.

По сути своей дельфинотерапия – это комплексное воздействие на организм. Оно складывается из ультразвуковых волн, излучаемых дельфином, двигательной активности, пребывания в морской воде, обладающей определенными целебными свойствами. И, конечно, мощного психологического эффекта. Дельфин побуждает человека, находящегося с ним в бассейне, к общению - совместному плаванию, играм, невербальному обмену информацией. И в результате мы получаем настолько эффективное и позитивное воздействие, которого не могут дать самые современные лекарства.

Основная составляющая дельфинотерапии – это ультразвук. Он применяется в медицине уже больше 40 лет. Для лечения ультразвуком в медицине есть специальный термин – сонофорез или фонофорез. Чем же так ценен этот метод лечения? В отличие от многих других методов, ультразвук действует не на отдельные органы или ткани, а на клетки, из которых состоит наш организм. При этом природный ультразвук вдвойне ценнее, чем «механический», испускаемый лабораторными установками. И этим объясняется уникальность дельфинотерапии. Дельфины – это природные «излучатели» ультразвука, которые охотно лечат человека.

Ультразвук производит массаж на клеточном уровне, благодаря этому полезны активные вещества лучше и быстрее проникают в клетки. Соответственно, улучшается межклеточный обмен веществ и циркуляция жидкости в организме. Ультразвук разгоняет жидкость в застоявшихся зонах, способствуя более эффективному и быстрому ее передвижению в тканях тела. А еще ультразвуковые сигналы дельфина способны действовать как анальгетик, снимая боль.

Дельфины могут менять силу и интенсивность испускаемых звуковых сигналов. Для них этот процесс более чем естественный. Без ультразвуковых волн они просто не смогли бы обнаруживать предметы под водой. Зрение у дельфинов не столь совершенное, как у орла, и под водой они пользуются тонким слухом и эхолокацией. Вода отлично переносит звуки, поэтому зрение здесь вторично.

На расстоянии менее полуметра от человека дельфин испускает импульсы частотой 500 Герц, которые повторяются каждые 2,5 секунды. Когда человек находится в воде в положении на спине, дельфин располагается рядом, ориентируя эхолокационный пучок в направлении черепа. В других случаях на близком расстоянии дельфин направляет эхолокационный пучок на позвоночник пациента.


Не менее сильно и психологическое воздействие дельфина на пациента. Дельфины исключительно коммуникабельны, они любознательны и добры. Пациент в бассейне не чувствует опасности, более того – общение с дельфином дает чувство защищенности. Большую роль играет интерес к умному и сильному животному, восхищение им, причем не только силой и ловкостью, но и моральными качествами. Совместное выполнение упражнений показывает, что дельфин может быть чутким партнером, оказывать помощь и поддержку. Все это вместе разрушает барьеры психики, неверные психологические установки.
Использование дельфина обусловлено природными особенностями дельфина:сочетание уникальных физических данных и высокого интеллекта,
потребность в общении, способность к межвидовому общению,
использование невербальных средств общения, игровое поведение, а также
особым отношением человека к дельфину: он является одним из ярких
символов самого первого начала вещей, т. е. архетипичен.

Это порождаетсильную положительную установку. На стыке установки и реальноговосприятия появляется так называемый «Эффект дельфина», выступающиймощным лечебным фактором. Восприятие дельфина уже несет в себепсихотерапевтический эффект. Общение с дельфином заключает в себе
следующие лечебные факторы: положительные эмоции, седативный,
отвлекающий, активизирующий и катарсический эффекты.

Дельфин ярко демонстрирует интерес к партнеру по общению, активно взаимодействует,требует обратного ответа, привлекает к себе внимание, демонстрируетдружелюбность, искренность намерений.


2.5. Что может обеспечить общение с дельфином?


Общение с дельфином позволяет достичь следующего:
1. прийти к принципиальному переконструированию отношения к себе, к
окружающим людям, к природе, к миру вообще;
2. вытащить человека из плена самоизоляции, стимулировать развитие
интереса к внешнему миру, что становится условием к установлению,
восстановлению, корректировке, оптимизации социальных отношений;
3. выступает в качестве сенсорного стимулятора, активизируя работу
мозговых структур и всего организма в целом;
4. стимулировать и вербальную экспрессию, способствуя речевому и
сенсомоторному развитию аутичных детей и детей со сниженным
интеллектом;
5. стимулировать процесс развития личности;
6. восполнять дефицит положительных эмоций и обеспечивать поддержку
детям и взрослым, переживающим одиночество или состояние дезадаптации,
удовлетворять аффелятивную потребность;
7. через тактильную стимуляцию создать условия для эмоционального
отреагирования;
8.создать условия для укрепления контакта ребенка с психотерапевтом.


2.6. Этапыдельфинотерапии.
Методика дельфинотерапии предполагает наличие нескольких этапов взаимодействия пациента и дельфина.

Первый этап – первичная (установочная) психотерапия, применяемая для формирования у пациентов устойчивой позитивной доминанты на общение с дельфином.

Следующий этап – первичный психофизиологический контроль, по результатам которого строится стратегия поведения ребенка и дельфина в дальнейшем.

Этап общения пациента и дельфина с мостка предполагает формирование доверительных отношений между пациентом и животным с помощью тренера в присутствии психолога.

Этап прямого контакта с дельфином в воде проводится при непосредственном участии тренера в течение 15-20 минут.

Стабилизация психо-эмоционального состояния пациента после плавания с дельфином - следующий этап дельфинотерапии.

Горячий чай с травами, согревающий массаж помогают человеку снять возбуждение и спокойно обсудить со специалистами результаты занятий, оценив успехи и неудачи каждой процедуры и наметить пути решения задач в последующие дни.

Этап закрепления полученного от контакта с дельфином эффекта осуществляется с помощью методики адаптивного биоуправления.

Этап вторичного психофизиологического контроля проводится после курса процедур.

В курсе дельфинотерапии общение с дельфином должно быть регулярным, а не эпизодическим. Нужна определенная система взаимодействия. Курс имеет определенную длительность и программу. Просто «поплавать с дельфином» вы можете и без всякой программы, а можете каждый раз делать одно и то же. При лечении программа меняется от сеанса к сеансу, появляются новые упражнения. Стоять на месте нельзя, иначе курс не даст результатов.


Дельфинотерапия для каждого пациента индивидуальна. Программу курса разрабатывают терапевты и психологи. Они учитывают все особенности состояния пациента. Дельфин, участвующий в лечении, перед началом курса обучается по специальной программе. А сами сеансы проводятся в присутствии терапевта, который наблюдает за происходящим и корректирует программу, если нужно.
Дельфинотерапию можно совмещать с другими видами лечения. Это может быть психотерапия, виброакустическое воздействие или светолечение. Совместно с дельфинотерапией можно использовать и такие не слишком распространенные формы лечения, как талассотерапия – воздушные ванны, морские купания, лечение солнцем как единый комплекс процедур. Особенно удобно проводить такую терапию в лечебном центре, расположенном на берегу моря. Используется и кинезотерапия – лечение движением, массаж, гимнастика.


2.7. Дельфинотерапия.Какие болезни лечат дельфины?
Многие по незнанию относят дельфинотерапию исключительно как к методу лечения детей. Однако дельфинотерапия с успехом и довольно давно применятся ко взрослым и пожилым людям. Взять хотя бы синдром хронической усталости, которым страдает каждый второй взрослый человек. Переутомления, стрессы, алкоголь, недостаток солнечного света, свежего воздуха и витаминов приводят к ослаблению иммунитета. И, как результат, заболевание, которое никогда не появится у здорового человека, у «полубольного» даст осложнения. При этом всего-то требуется в качестве профилактики не переутомлять себя, рассчитывать нагрузку, полноценно отдыхать. И здесь дельфины не только подают отличный пример, но и выступают в роли «лекарей».

Метод дельфинотерапии рекомендован взрослым с психосоматическими заболеваниями, с нарушенным обменом веществ, людям, находящимся в тяжелейшей депрессии, и даже больным неврозом или психозом.

Дельфинотерапия прекрасно работает в случаях различных расстройств нервной, центральной или периферической, системы.

Научно подтверждено, что контакт с дельфином способствует лечению довольно широкого спектра заболеваний – от аутизма и синдрома Дауна до расстройства памяти, речи или слуха.

Дельфинотерапия хорошо помогает и маленьким, и большим пациентам с ДЦП, нейросенсорной тугоухостью, функциональными нарушениями центральной нервной системы.

После сеансов дельфинотерапиигиперактивные дети становятся спокойнее, начинают лучше концентрировать внимание. Пациенты же, страдающие аутизмом, наоборот, учатся общаться с окружающими. В мировой практике зафиксированы результаты реабилитации детей с гипоксией головного мозга и мозговой дисфункцией.

И, конечно, дельфинотерапия способствует восстановлению после тяжелой психической травмы – смерть близких, изнасилование, пережитое землетрясение.

И все же решение о применении метода дельфинотерапии должен выносить только врач-специалист! Связано это со следующим.

Несмотря на миф «дельфины лечат любые болезни», существуют недуги, при которых не рекомендована и даже противопоказана дельфинотерапия. Данный список невелик, но он требует внимания.

Дельфинотерапию не следует применять при:

эпилепсии;

острых инфекционных заболеваниях;

онкологических заболеваниях;

наличии противопоказаний для реабилитационного лечения.


В чем различия дельфинотерапии и обычного плавания с дельфинами?

На первый взгляд довольно схожие занятия, связанные с дельфинами, все же имеют различия. Дельфинотерапия – лечебный метод, который назначается врачом при некоторых болезнях. Спору нет, метод не столь распространен, как антибиотики или лечебный массаж, и участковый врач после беглого осмотра вряд ли пропишет вам дельфинотерапию – даже если вы постоянно простужаетесь и требуется укрепить иммунитет. Однако показания к данному методу есть, и порой требуется прислушаться к специалистам, рекомендующим использовать именно дельфинотерапию, а не что-то другое.

Плавание же с дельфинами – это всего лишь вид хобби, великолепный способ отдохнуть и приятно провести время. Это хорошая возможность познакомиться с умными жителями моря. Но при этом даже регулярные сеансы плавания в компании дельфинов тоже положительно влияют на здоровье. Повышается иммунитет, стрессы уходят.

Курс дельфинотерапии должен быть регулярным, чтобы была системность. Курс имеет программу лечения. Просто плавать с дельфином можно и без программы. При лечении же программа меняется на каждом сеансе, добавляются новые упражнения.

Дельфинотерапияиндивидуальна для каждого пациента. Программа курса разрабатывается терапевтами и психологами и рассчитывается на определенное состояние пациента. Даже дельфин-«лекарь» перед началом курса будет обучаться по специальной программе. Желательно, чтобы сеансы проводились в присутствии терапевта, который по ходу может корректировать программу, если нужно.
3. Заключение.

Дельфинотерапия - система физических и психических воздействий, направленных на лечение больного, с использованием общения с дельфинами.

Цель дельфинотерапии состоит в устранении болезненных отклонений, изменении отношения больного к себе, своему состоянию и окружающей среде. Прямо или опосредованно происходит комплексное лечебное воздействие на эмоции, суждения и самосознание человека. Даже в своем определении дельфинотерапия достаточно полно корреспондируется как с психотерапией, так и с физиотерапией.

Дельфинотерапия используется во всем мире для помощи людям с различными диагнозами. Наиболее распространенные из них - это церебральный паралич, синдром Дауна, аутизм, здесь она дает наиболее ценные результаты, но в программах участвуют люди и с другими нарушениями.

Использование дельфинов обусловлено их природными особенностями:

схожая с людьми кардиограмма, состав крови, четырехкамерное сердце, сопоставимый вес мозга и температура тела;

высокий интеллект;

потребность в общении, способность к межвидовому общению, использование невербальных средств общения;

игровое поведение.

Метод дельфинотерапии может реализоваться по двум направлениям:




  1. свободная интеракция пациента с дельфином при минимальном участии специалистов.

  2. структурированная интеракция пациента с дельфином.

Общение с дельфином заключает в себе следующие лечебные факторы: положительные эмоции, длительный положительный психотерапевтический эффект, седативный, отвлекающий, активизирующий и катарсический эффекты.

Терапевтическое воздействие при дельфинотерапии в значительной степени объясняется сонофоретической моделью, когда специально подготовленный дельфин выступает при лечебных интеракциях как природный ультразвуковой сонар и целенаправленно лоцирует (издает акустическую эмиссию) на пациента, при воздействии дельфина вступают эффекты резонанса и идет активация как организма, так и систем.

Электроэнцефалографические данные, полученные в ходе дельфинотерапии, можно свести кследующим: ритмы мозга значительно замедляются, снижается доминирующая ЭЭГ-частота, возникает альфа-ритм и тета-ритм, а также происходит синхронизация электрической активности обоих полушарий. Это свидетельствует о снижении общего уровня возбуждения центральной нервной системы и общей релаксации организма. Кроме того, психоиммунологические исследования показали, что замедленным ритмам ЭЭГ и синхронизации активности обоих полушарий соответствует продуцирование эндорфинов - гормонов, ответственных за хорошее настроение и самочувствие.

Среди психотерапевтических эффектов дельфинотерапии следует выделить основные:


  1. повышение витальности и реабилитационной мотивации;

  2. сенсорная стимуляция (объективно фиксируемая электроэнцефалографическим контролем биоэлектрической активности головного мозга);




  1. рост самооценки;

  2. преодоление инкапсуляции и дефицитарности позитивных эмоций;

  3. рост коммуникативной продукции и самого репертуара.

Метод дельфинотерапии, будучи по форме высокотехнологичным, содержит значительный гуманистический заряд по своей сути. Вывод: дельфинотерапиянеобходима для большинства больных на сегодня людей.



Список литературы 
1. Артемова О.В. Дельфинотерапия как метод психотерапии 
2. Лысенко В.И., Загоруйченко И.В., Батозский Ю.К. Использование
дельфинотерапии в реабилитации детей// Матер. VI Конгресса педиатров
России «Неотложные состояния у детей». -Москва, 2000. -с.177-178.

3.https://www.akvanari.ru/lechat_bolezni.html

4.https://www.doctorlukina.com

5.https://www.journalist-pro.com/

Скачать 43.88 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница