Беседа социального педагога по проблеме заражения вич, спидом с учащимися 9 классов



Дата26.09.2017
Размер25.9 Kb.

Беседа социального педагога по проблеме заражения ВИЧ, СПИДом с учащимися 9 классов

Эпидемия СПИДа представляет собой социо-медико-биологическое явление, отличающееся чрезвычайной динамичностью, нарастающим негативным эффектом, изменчивостью, слабой предсказуемостью и высокой резистентностью к мерам противодействия. Ежедневно мировая статистика увеличивается на 14 тысяч новых случаев заражения, что беспрецедентно по сравнению с другими видами распространенных инфекций.

Из 30,000 детей, родившихся у ВИЧ-инфицированных матерей, более 2,000 остались без родительского попечения. Из-за нежелания домов ребенка принимать таких детей, многие из них вынужденно находятся в больницах от 3 до 6 месяцев и более, что приводит к необратимому отставанию в развитии. Те же дома ребенка, которые берут этих детей на воспитание, сталкиваются с проблемой их перевода старших детей в детские дома.

В настоящее время в России через образовательные учреждения проходит более 99% детей и подростков. Образовательные учреждения имеют значительное влияние на формирование и развитие личности учащегося; имеют доступ к семье несовершеннолетнего и механизмы воздействия на семейную ситуацию; располагают квалифицированными специалистами (педагогами, психологами, социальными работниками, квалифицированным медперсоналом и др.), поэтому образовательная среда является наиболее оптимальной сферой для проведения эффективной профилактической работы в области ВИЧ/СПИДа.

Кроме того, существует ещё один важный фактор, повышающий значение образовательной среды для проведения профилактической работы. Как показывают данные социологических опросов, в обществе к ВИЧ-инфицированным существует настороженное, а часто и дискриминационное отношение. Между тем в ближайшие годы ожидается увеличение в общеобразовательных школах числа ВИЧ-инфицированных детей, которые затем будут поступать в вузы и средние специальные учебные заведения. Поэтому образовательная среда является удобной не только для проведения профилактического обучения в области ВИЧ/СПИДа, но и для формирования толерантного отношения детей и подростков к ВИЧ-инфицированным. Такой подход к системе профилактики позволяет воспитывать у учащихся, а также у взрослых из их ближайшего окружения терпимое отношение к людям, по тем или иным причинам, отличающимся от них.

  1. ВИЧ/СПИД КАК МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Эпидемия ВИЧ в РФ


По данным Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу (UNAIDS), сегодня в мире насчитывается свыше 40 миллионов людей, инфицированных ВИЧ, более трех миллионов из них составляют дети.

Впервые вирус, который впоследствии был назван вирусом иммунодефицита человека, был обнаружен в 1983 году двумя учеными – Люком Монтаньи во Франции и Робертом Галло в США. В 1984 году во всем мире количество зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции измерялось сотнями, однако уже спустя 10 лет около 2 миллионов жителей Земли умерли от СПИДа.

Первые случаи ВИЧ-инфекции в Российской Федерации были зарегистрированы в 1987 г. К концу 1996 г. в России началась эпидемия ВИЧ среди потребителей инъекционных наркотиков. За период с 1 января 1987 г. по 31 декабря 2006 г. зарегистрирован 353.121 случай ВИЧ-инфекции у граждан Российской Федерации. Темпы роста - самые высокие в регионе Восточной Европы и Центральной Азии в течение нескольких последних лет. Половина всех новых случаев инфицирования приходится на молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет; ежедневно заражаются более 6 тысяч человек. Особенно высокому риску подвержены девочки и молодые женщины. Значительный рост числа ВИЧ – инфицированных людей в России, начиная с 1996г, обусловлен не только широким распространением внутривенного введения наркотиков среди лиц обоего пола, но и вовлечением в этот процесс многочисленных половых партнеров наркоманов. Сегодня в группу риска входят все, кто имеет сексуальные контакты и не применяет профилактических мер.

Как и в других странах мира, в России доля женщин среди ВИЧ-инфицированного населения неуклонно увеличивается: в 2004 г. она составила 43%, в 2006 она достигла половины всех случаев. Подавляющее большинство ВИЧ-инфицированных женщин находятся в репродуктивном возрасте. С каждым годом возрастает доля ВИЧ-положительных женщин, которые принимают решение родить ребенка. По данным Российского научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИД, на 31.12.2006 г общее количество детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями составило 15256 человек. При условии проведения специальной терапии беременной женщине, вероятность рождения здорового ребенка увеличилась до 95-98%. Детей с ВИЧ инфекцией стало в процентном отношении рождаться меньше, но абсолютное количество ВИЧ-инфицированных детей продолжает расти. Это связано с ростом количества ВИЧ-инфицированных женщин детородного возраста.

С каждым годом в России неуклонно увеличивается число детей, достигших возраста поступления в дошкольные образовательные учреждения и в школу.

Однако исследования показывают, что сотрудники образовательных учреждений негативно относятся к перспективе обучения ВИЧ-инфицированных детей вместе с остальными детьми. Стигматизация и дискриминация ВИЧ-инфицированных детей базируется на страхе, который испытывают воспитатели, учителя, психологи, сотрудники домов ребенка и детских домов и даже медицинские работники, перед инфекцией. Чтобы сотрудники детских учреждений действительно активно включились в работу по снижению ущерба от эпидемии ВИЧ, необходимо повышение уровня информированности по проблеме ВИЧ-инфекции, искоренению страхов, основанных на сложившихся неверных представлениях.



Вирус иммунодефицита человека: современные представления


ВИЧ (Вирус Иммунодефицита Человека) относится к семейству ретровирусов, которые вызывают хронические инфекции, протекающие без серьезных симптомов в течение длительного времени с момента инфицирования организма. Попав в кровь человека, вирус репродуцирует себя, поражая клетки организма. Мишенями вируса являются клетки, на поверхности которых расположен специфический рецептор - CD4. Основную массу таких клеток составляют Т-лимфоциты, выполняющие регуляторную функцию в иммунном ответе, а также клетки нервной системы. Помимо этого, ВИЧ способен проникать в клетки, не содержащие CD4-рецептор, что обусловливает вовлечение в патологический процесс различных органов и систем. ВИЧ обладает высокой активностью, продуцируя до 1010 вирусных частиц ежедневно.

Гибель клеток иммунитета приводит к формированию иммунодефицита. Люди с ВИЧ-инфекцией теряют способность сопротивляться серьезным инфекциям и раковым клеткам, которые в противном случае не могли бы нанести большого вреда. ВИЧ разрушает иммунную систему организма в среднем в течение 10 - 20 лет. Диагноз «СПИД» ставится при установлении оппортунистических инфекций или злокачественных заболеваний. При СПИДе развиваются серьезные болезни, которые могут стать смертельными как для взрослых, так и для детей.


Устойчивость ВИЧ во внешней среде

ВИЧ не отличается высокой устойчивостью в окружающей среде. Вирус погибает под действием всех известных химических агентов с дезинфицирующей активностью (даже при низких концентрациях).


Пути передачи вируса


Ответы респондентов

"Любые укусы, царапины могут привести к заражению"

"Ребенок упал, разбил коленку, другой вместе с ним упал, продолжают вместе играть, и заразится" ( воспитатели детских садов)

"Так же вместе с ними работаем, так же всё берем, и кто знает - ребенок чихнул, слюна, не исключено заражение" (учителя)

Считается, что вирус может содержаться почти во всех биологические жидкостях организма. Однако для инфицирования человека важное значение имеют два фактора – вирусная нагрузка в биологической жидкости, и возможность попадания вируса из данной жидкости в кровоток другого человека. Если в этих жидкостях нет примеси крови, его количества недостаточно для инфицирования.

Биологические жидкости, не опасные
при контакте в отсутствие примеси крови


  • Слезная

  • Слюнная

  • Потовая

  • Моча

  • Каловые массы

  • Рвотные массы

Результаты исследования

Медицинские работники, не являющиеся специалистами в области ВИЧ-инфекции, связывали передачу вируса от человека к человеку непосредственно с кровью. Такие биологические жидкости как сперма, тканевая жидкость, слизистые выделения, грудное молоко, а также препараты крови, назывались значительно реже.

Хорошо известно, что все биологические жидкости, связанные по своему происхождению с лимфой, содержат ВИЧ в высоких концентрациях. Именно вследствие этого одним из путей передачи вируса является половой, а грудное вскармливание существенно увеличивает риск инфицирования ребенка матерью.



Биологические жидкости, опасные при контакте (содержащие вирус в концентрации, достаточной для заражения)

  • Кровь

  • Лимфа

  • Сперма

  • Отделяемое женских половых органов

  • Грудное молоко (опасно для ребенка)


ВИЧ передается следующими путями

Половым (при гомо- или гетеросексуальных контактах). Половой путь заражения сегодня довольно актуален в распространении ВИЧ-инфекции. Он реализуется во время любого незащищенного (без использования презерватива) полового контакта при любых видах сексуальных практик (анальный, вагинальный, оральный секс).

«Кровь в кровь» - парентеральным (при использовании нестерильных инструментов или при пользовании общими иглами и шприцами, использовании инъекционных растворов, содержащих кровь ВИЧ-инфицированного человека, переливании донорской крови или ее компонентов, пересадке органов от человека, зараженного ВИЧ и т.д.). В настоящее время более 90% всех случаев парентерального заражения ВИЧ зарегистрировано среди потребителей инъекционных наркотиков.

От матери ребенку - «вертикальный» - во время беременности, родов и кормления младенца грудью. Далеко не все дети, рожденные ВИЧ-инфицированными женщинами, будут инфицированы ВИЧ. При отсутствии специальных мер профилактики, только в 15-45% случаев происходит инфицирование ребенка. При применении полного комплекса профилактических мер у беременных ВИЧ-инфицированных женщин, удается снизить риск инфицирования будущего ребенка до 2% и более.

Практическое отсутствие риска заражения ВИЧ от инфицированного ребенка подтверждается более чем 25-летней историей эпидемии.

ВИЧ не передается:

  • воздушно-капельным путем - при разговоре, чихании, кашле, пребывании в одном помещении;

  • при объятиях, прикосновениях, рукопожатии, поцелуях,;

  • при использовании общей посуды, полотенец, постельного белья, при использовании сантехники, посещении бассейна, сауны и т.д, через питьевые фонтанчики или дверные ручки;

  • при играх, совместном обучении, занятиях спортом;

  • при укусах насекомых, через животных;

  • при употреблении пищи, приготовленной ВИЧ-инфицированным;

  • при уходе за ВИЧ-положительным ребенком.


Предупредить распространение ВИЧ-инфекции среди женщин и их партнеров помогают следующие мероприятия:

  • предоставление информации о возможности и путях заражения инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП), включая ВИЧ;

  • пропаганда верности одному партнеру или снижения числа сексуальных партнеров, а также безопасных для здоровья сексуальных отношений (использование презервативов);

  • создание условий для раннего выявления и надлежащего лечения ИППП, наличие которых повышает вероятность ВИЧ-инфицирования;

  • обеспечение безопасности таких медицинских процедур, как переливание крови, а также создание необходимых гарантий для того, чтобы во всех лечебно-профилактических учреждениях соблюдались общепринятые меры профилактики внутрибольничных инфекций

Будьте здоровы!

Ваш социальный педагог высшей категории Елена Васильевна Карлюк
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование влияния эми сотового телефона на живые организмы. Работу ученица 11 класса
DswMedia -> Работу выполнил
DswMedia -> Предметная неделя «Новое поколение за здоровый образ жизни!»
DswMedia -> Конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся
DswMedia -> Всё о вреде курения
DswMedia -> Семинар «факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания»
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование уровня профессионального выгорания педагогов мбоу сош№1 Работу ученица 9 класса
DswMedia -> Учебное пособие для студентов по специальности «Сестринское дело»


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница