Аннотированное содержание программы



Скачать 138.05 Kb.
Дата28.04.2016
Размер138.05 Kb.
ТипРеферат
АННОТИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Дисциплины «Фармакогнозия» по специальности «060301 Фармация»




  1. Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 360 часов – 10 зачетных единиц.

2) Целями освоения учебной дисциплины «Фармакогнозия» являются подготовка компетентных специалистов, способных применять знания, умения и практические навыки по вопросам общей и специальной части фармакогнозии, в основу которых положены вопросы рационального использования ресурсов лекарственных растений с учетом научно-обоснованных рекомендаций по заготовке, стандартизации, контролю качества, хранению и переработке лекарственного растительного сырья, а также путей использования сырья и применения лекарственных растительных средств в фармацевтической практике.

3) Задачи дисциплины

Задачами фармакогнозии как профильной учебной дисциплины являются формирование у студентов



  • знаний, умений и практических навыков по вопросам общей и специальной части фармакогнозии,

  • умения организации и проведения заготовки, приемки лекарственного растительного сырья,

  • умения проводить определение ресурсов дикорастущих лекарственных растений,

  • умения осуществлять контроль качества лекарственных средств и лекарственного растительного сырья на этапах разработки, получения, применения и хранения,

  • умения рационально использовать ресурсы лекарственных растений с учетом научно-обоснованных рекомендаций по заготовке, контролю качества, хранению и переработке лекарственного растительного сырья, а также путей использования и применения лекарственных растительных средств в фармацевтической практике.


4) Содержание разделов учебной программы

  1. Введение в фармакогнозию.

  2. Основы заготовительного процесса лекарственного растительного сырья.

  3. Фармакогностический анализ лекарственного растительного сырья.

  4. Система стандартизации лекарственного растительного сырья.

  5. Сырьевая база лекарственных растений.

  6. Роль и значение ресурсоведения в системе рационального использования ресурсов лекарственных растений. Определение запасов лекарственных растений лекарственного растительного сырья.

  7. Химический состав лекарственных растений. Постоянство и изменчивость химического состава лекарственных растений в процессе онтогенеза и под влиянием экологических факторов. Системы классификации лекарственного растительного сырья.

  8. Жиры и жироподобные вещества. Анализ жирных масел.

  9. Полисахариды. Лекарственные растения и сырье, содержащие полисахариды.

  10. Витамины. Лекарственные растения и сырье, содержащие витамины.

  11. Эфирные масла. Методы выделения эфирных масел. Терпеноиды. Лекарственные растения и сырье, содержащие терпеноиды. Смолы и бальзамы. Лекарственные растения, содержащие смолы и бальзамы.

  12. Алкалоиды. Лекарственные растения и сырье, содержащие алкалоиды.

  13. Гликозиды. Лекарственные растения и сырье, содержащие гликозиды.

  14. Простые фенолы и антраценпроизводные. Лекарственные растения и сырье, содержащие простые фенолы и антраценпроизводные.

  15. Флавоноиды. Лекарственные растения и сырье, содержащие флавоноиды.

  16. Кумарины, хромоны, лигнаны. Лекарственные растения и сырье, содержащие кумарины, хромоны, лигнаны.

  17. Дубильные вещества. Лекарственные растения и сырье, содержащие дубильные вещества.

  18. Лекарственные сборы.

  19. Лекарственное сырье животного происхождения и природные продукты.

5) В результате освоения дисциплины «Фармакогнозия» студент должен:

Знать:

- основные понятия фармакогнозии, задачи фармакогнозии на современном этапе и ее значение для практической деятельности провизора;

- основные этапы развития фармакогнозии, современные направления научных исследований в области лекарственных растений;

- характеристику сырьевой базы лекарственных растений;

- методы ресурсных исследований по установлению природных запасов лекарственного растительного сырья;

- общие принципы рациональной заготовки лекарственного раститель­ного сырья и мероприятий по охране естественных, эксплуатируемых зарос­лей лекарственных растений;

- систему классификации лекарственного растительного сырья (хими­ческая, фармакологическая, ботаническая, морфологическая);

- номенклатуру лекарственного растительного сырья и лекарственных средств растительного и животного происхождения, разрешенных для применения в медицинской практике; основные сведения о распространении и ареалах распространения лекарственных растений, применяемых в ме­дицинской практике;

- методы макроскопического и микроскопического анализов цельного и измельченного лекарственного сырья;

- морфолого-анатомические диагностические признаки лекарственного растительного сырья, разрешенного к применению в медицинской практике, возможные примеси;

- основные группы биологически активных соединений природного происхождения и их важнейшие физико-химические свойства, пути биосинтеза основных групп биологически активных веществ;

- методы выделения и очистки, основных биологически активных веществ из лекарственного растительного сырья;

- основные методы качественного и количественного определения био­логически активных веществ в лекарственном растительном сырье, био­логическую стандартизацию лекарственного растительного сырья;

- требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению лекарственного растительного сырья в соответствии с нормативными документами;

- основные пути и формы использования лекарственного растительного сырья в фармацевтической практике и промышленном производстве;

- основные сведения о применении в медицинской практике лекарст­венных средств растительного и животного происхождения;

- права и обязанности специалистов, работающих в области стандартизации, сертификации лекарственного растительного сырья;

- правила техники безопасности при работе с лекарственными растениями и лекарственным сырьем.

Уметь:

- распознавать лекарственные растения по внешним признакам в природе;

- использовать макроскопический и микроскопический методы анализа для определения подлинности лекарственного растительного сырья;

- определять лекарственное растительное сырье в цельном и измель­ченном виде с помощью соответствующих определителей;

- распознавать примеси посторонних растений при анализе сырья;

- определять запасы и возможные объемы заготовок лекарственного растительного сырья;

- проводить качественные и микрохимические реакции на основные биологически активные вещества, содержащиеся в лекарственных растениях и сырье (полисахариды, жирные и эфирные масла, витамины, сердечные гли-козиды, сапонины, антраценпроизводные, фенилпропаноиды, кумарины, флавоноиды, дубильные вещества, алкалоиды);

- анализировать по методикам количественного определения, предусмотренным соответствующими нормативными документами, лекарственное растительное сырье на содержание жирных и эфирных масел, сердечных гликозидов, сапонинов, алкалоидов, антраценпроизводных, дубильных ве­ществ, фенилпропаноидов, флавоноидов, кумаринов, витаминов и др.;

- проводить определение основных числовых показателей (влажность, зола, экстрактивные вещества) методами, согласно действующим требовани­ям;

- проводить приемку лекарственного растительного сырья, отбирать пробы, необходимые для его анализа, согласно действующим требованиям;

- проводить статистическую обработку и оформление результатов фарм-когностического анализа, делать заключение о доброкачественности лекар­ственного растительного сырья в соответствии согласно действующим тре­бованиям;

Владеть:

- навыками идентификации лекарственных растений по внешним признакам в живом и гербаризированном видах;

- техникой приготовления микропрепаратов различных морфологических групп лекарственного растительного сырья;

- техникой проведения качественных и микрохи­мических реакций на основные биологически активные вещества, содер­жащиеся в лекарственных растениях и сырье (полисахариды, эфирные масла, витамины, сердечные гли-козиды, сапонины, антраценпроизводные, кумари-ны, флавоноиды, дубиль­ные вещества, алкалоиды);

- навыками проведения ресурсоведческих исследований;

- навыками интерпретации результатов анализа лекарственных средств для оценки их качества; стандартными операционными процедурами по оп­ределению порядка и оформлению документов для декларации о соответ­ствии готового продукта требованиям нормативных документов;



- техникой использования физико-химических, титриметрических, гравиметрических и хроматографических методов анализа лекарственного рас­тительного сырья;

6) Перечень компетенций, вклад в формирование которых осуществляет дисциплина:

  • способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1).

  • способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);

  • способностью и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3);

  • способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

  • способностью и готовностью овладеть одним из иностранных языков на уровне бытового общения, к письменной и устной коммуникации на государственном языке (ОК-6);

  • способностью и готовностью использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);

  • способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-8).

+ ОК-9-15

      1. Студент должен обладать профессиональными компетенциями (ПК)

  • способностью и готовностью проводить анализ лекарственных средств с помощью химических, биологических и физико-химических методов в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи (ПК-З5);

  • способностью и готовностью к проведению информационно- просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности (ПК-47);

  • способностью и готовностью работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48);

  • способностью и готовностью к участию в постановке научных задач и их экспериментальной реализации (ПК-49);

  • способностью и готовностью применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки научной и профессиональной информации; получать информацию из различных источников, в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ПК-1);

в области производственной деятельности:

  • способностью и готовностью принимать участие в организации производственной деятельность фармацевтических предприятий и организаций по изготовлению и производству лекарственных средств (ПК-3);

    • способностью и готовностью организовывать и проводить заготовку лекарственного растительного сырья с учетом рационального использования ресурсов лекарственных растений, прогнозировать и обосновывать пути решения проблемы охраны зарослей лекарственных растений и сохранности их генофонда (ПК-6);

в области реализации лекарственных средств и других фармацевтических товаров:

    • способностью и готовностью к изучению спроса и потребности на различные группы фармацевтических товаров (ПК-7);

  • способностью и готовностью проводить отпуск лекарственных средств и других фармацевтических товаров оптовым и розничным потребителям, а также льготным категориям граждан (ПК-8);

в области организационно-управленческой деятельности:

  • способностью и готовностью к документальному проведению предметно-количественного учета основных групп лекарственных средств (ПК-12);

  • способностью и готовностью к обеспечению деятельности фармацевтических предприятий и организаций по охране труда и техники безопасности (ПК-21);

    • способностью и готовностью к принятию мер по своевременному выявлению лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности, фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств и изъятию их из обращения в целях дальнейшего уничтожения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (ПК-22);

  • способностью и готовностью производить изъятие и отправку лекарственных средств, подлежащих уничтожению, на специализированное предприятие, имеющее лицензию на осуществление данного вида деятельности (ПК-23);

  • способностью и готовностью к организации перевозки лекарственных средств с учетом принципов транспортной логистики и соблюдения требований холодовой цепи (ПК-24);

  • способностью и готовностью принимать участие в планировании и анализе деятельности фармацевтических предприятий и организаций по вопросам хранения и перевозки лекарственных средств (ПК-26);

  • способностью и готовностью к обеспечению процесса хранения лекарственных средств и других фармацевтических товаров с учетом требований нормативной документации и принципов складской логистики (ПК-27);

в области контрольно-разрешительной деятельности:

  • способностью и готовностью к разработке, испытанию и регистрации лекарственных средств, оптимизации существующих лекарственных препаратов на основе современных технологий, биофармацевтических исследований и методов контроля в соответствии с международной системой требований и стандартов (ПК-28);

  • способностью и готовностью организовывать, обеспечивать и проводить контроль качества лекарственных средств в условиях фармацевтических предприятий и организации (ПК-30);

    • способностью и готовностью определить перечень оборудования и реактивов для организации контроля качества лекарственных средств, в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи и иными нормативными правовыми документами, организовывать своевременную метрологическую поверку оборудования (ПК-31);

  • способностью и готовностью к участию в организации функционирования аналитической лаборатории (ПК-32);

  • способностью и готовностью определить способы отбора проб для входного контроля лекарственных средств в соответствии с действующими требованиями (ПК-33);

  • способностью и готовностью готовить реактивы для анализа лекарственных средств в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи (ПК-34);

  • способностью и готовностью проводить анализ лекарственных средств с помощью химических, биологических и физико-химических методов в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи (ПК-35);

  • способностью и готовностью интерпретировать и оценивать результаты анализа лекарственных средств (ПК-36);

  • способностью и готовностью оценивать качество лекарственного растительного сырья (используемые органы растения, гистологическая структура, химический состав действующих и других групп биологически активных веществ) (ПК-38);

  • способностью и готовностью к участию в проведении химико-токсикологического исследования с целью диагностики острых отравлений, наркотических и алкогольных опьянений (ПК-39);

  • способностью и готовностью проводить декларирование качества лекарственных средств (ПК-40);

в области научно-исследовательской и информационно-просветительской деятельности:

  • способностью и готовностью оказать консультативную помощь медицинским работникам и потребителям лекарственных средств и других фармацевтических товаров по правилам хранения лекарственных средств и других фармацевтических товаров с учетом их физико-химических свойств (ПК-41);

  • способностью и готовностью оказать консультативную помощь работникам фармацевтических предприятий и организаций по хранению и учету наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ПК-42);

  • способностью и готовностью к информационной работе среди врачей, провизоров по вопросам применения лекарственных средств, принадлежности их к определенной фармакотерапевтической группе, показаниях и противопоказаниях к применению, возможности замены одного препарата другим и рациональном приеме (ПК-43);

  • способностью и готовностью к информационно-консультативной деятельности при отпуске лекарственных средств и других фармацевтических товаров институциональным и конечным потребителям (ПК-44);

  • способностью и готовностью оказывать консультативную помощь населению по вопросам применения и совместимости лекарственных средств и других фармацевтических товаров (ПК-45);

  • способностью и готовностью к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности (ПК-47);

  • способностью и готовностью работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48);

  • способностью и готовностью к участию в постановке научных задач и их экспериментальной реализации (ПК-49);

в области оказания первой медицинской помощи:

  • способностью и готовностью принимать участие в организации первой доврачебной медицинской помощи больным и пострадавшим в экстремальных ситуациях (ПК-50).

7) Виды учебной работы: лекция-визуализация, практическое занятие, лабораторно-практическое занятие, семинар.

8) Изучение дисциплины заканчивается экзаменом.


Зав. кафедрой фармакогнозии



и ботаники, доцент Яницкая А.В.


Каталог: uploads -> files -> 2014-4
2014-4 -> Основная профессиональная образовательная программа
2014-4 -> Вопросы для вступительного экзамена в клиническую ординатуру по специальности «Аллергология и иммунология»
2014-4 -> Аннотированное содержание программы
2014-4 -> Вопросы для вступительного экзамена в клиническую ординатуру по специальности «Колопроктология»
2014-4 -> Вопросы для вступительного экзамена в клиническую ординатуру по специальности «Стоматология детская»
2014-4 -> Дисциплины «Травматология, ортопедия. Военно-полевая хирургия»
2014-4 -> Вопросы для вступительного экзамена в клиническую ординатуру по специальности «Сердечно-сосудистая хирургия»
2014-4 -> Рабочей программы по дисциплине «Физиология сенсорных систем»
2014-4 -> Тема занятия 10: Цитологические исследования в лабораторной диагностике

Скачать 138.05 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница