Предупреждение! Эта пьесу следует читать только в контексте того способа существования, который будет избран на сцене для её воплощения. Существования ребёнка, который для взрослого может показаться чересчур простым, нелепым, вычуренным и неестественным. Но представьте, как вы наблюдаете за настоящими детьми, и читать пьесу будет гораздо легче и интереснее, и тогда наверняка она откроет перед вами многие свои тайны.
АКТ 1.
Сцена 1.
Детская площадка. Много игрушек. Песочница: там играются Толик, Сонечка, Настенька и Серёжка. Толик. (Серёжке). А дай мне лопатку. (Тот не отвечает). Дай, дай мне лопатку…
Серёжка. Не дам.
Толик. Ну дай.
Серёжка. Не могу.
Толик. Ну что тебе жалко? Я только на минуточку.
Серёжка. А где твоя лопатка? Почему у тебя нет своей лопатки?
Сонечка. Потому что он ещё маленький, и ему мама не купила.
Толик. Я большой!
Сонечка. Маленький! Маленький!
Толик. Мне мама купила, я просто забыл!
Сонечка. Ничего ты не забыл.
Толик. Забыл!
Сонечка. Не забыл!
Толик. Забыл!
Сонечка. Не забыл! Ни капельки не забыл!
Толик. Забыл! Забыл! Есть у меня лопатка, розовая! (Плачет). Есть, есть!
Настенька. (Серёжке). Ну дай ты ему лопатку, Серёжка, он же маленький.
Серёжка. Маленький, а уже врёт.
Толик. (Начиная плакать). Я не вру! Не вру!
Серёжка. Вот и не получишь лопатки.
Толик. Ну и не надо мне ваша дурацкая лопатка! (Обижается, встаёт и отходит от песочницы).
Настенька. Толик…
Толик. Не нужна мне ваша лопатка…
Сонечка. Какой деловой! Фу ты, ну ты! Сам только что просил, а теперь “не нужна ему наша лопатка”!
Толик. (Кричит из другого угла площадки). Плохая лопатка! Кривая!
Серёжка. Ну и не получишь её… (Спокойно продолжает копаться в песке. Пауза. Играются…).
Настенька. Зачем вы его обидели? Он же ещё совсем маленький.
Сонечка. А мы что, большие что ли? Скажи, Серёжка!
Настенька. Ну да, Сонечка, ему четыре годика, а вам шесть!
Сонечка. Мне только будет шесть. И когда мне исполниться шесть, я пойду в школу. А ты ещё не пойдёшь!
Настенька. Ну и что? Я потом пойду!
Сонечка. И потом не пойдёшь!
Настенька. Почему?
Сонечка. Не пойдёшь! Не пойдёшь! Настенька в школу не пойдёт! Скажи, Серёжка?
Толик. (Издали). Сам лопатку не давал, а сам обманщик!
Серёжка. А ты молчи! Дурной, ничего не знает…
Толик. Сам молчи! (Показывает ему язык).
Сонечка. А это сказочный замок?
Серёжка. Конечно сказочный. Сейчас разве замки строят?
Сонечка. Я не знаю…
Серёжка. Вот видишь, не строят!
Настенька. А в Диснейленде построили замок!
Серёжка. Это не замок!
Настенька. А что это?
Серёжка. Это… это аттракцион! (Кривляет её). А ты не знала, а ты не знала!
Сонечка. А в твоём замке будет сказка?
Серёжка. Конечно, будет. Да…
Сонечка. Про колдунов?
Серёжка. И про колдунов. И про принцессу. И про дракона. И про эликсир вечной молодости. И про ведьм, и про гоблинов, и про татар, и про Алладина, и про Покемонов, и про Незнайку, и про мумий… (Вдруг в песочницу вбегает Толик и с дикими криками топчет замок).
Толик. Не будет никаких сказок! Вот вам всем, вот! Вот! Вот! И замка не будет! Беее!
Серёжка. Что ты сделал?! Что ты сделал?! (Заревел он). Дурак, это был мой замок!
Толик. А почему ты мне лопатки не дал?
Серёжка. Дурной ты! (Он хватает горсть песка и бросает её в Толика).
Толик. Сам дурной! Сам… (Он тоже начинает кидаться песком. Попадает в Сонечку — та начинает реветь).
Сонечка. А-а-а… Хватит!
Настенька. (Серёжке). Перестань!
Серёжка. (Продолжая кидаться). Он сам первый! Он поломал мой замок!
Настенька. Он же маленький…
Серёжка. Ну и пусть! Вот тебе! (Наконец попадает песком Толику в лицо, тот хватается за глаза и начинает реветь).
Настенька. Глупые вы! Дурные! Я не буду с вами больше играть!
Сонечка. (Плачет). Он измазал мне платье… А-а-а… Он песком мне в рот попал…
Серёжка. (Плачет). Не надо было свой рот открывать… А-а-а… Мой замок…От него же совсем ничего не осталось… (Все трое плачут во весь голос, грязные, измазанные в песке, каждый повторяя свои обвинения…)
Затемнение. Сцена 2. Детская комната: стоят четыре кровати, везде игрушки. Входят Александр Петрович и Алла Николаевна. Александр Петрович. Так, замечательно, никого нет.
Алла Николаевна. Они играют на площадке. Позвать?
Александр Петрович. Подождите… (Осматривается). Подождите… Вы в курсе зачем мы сюда пришли?
Алла Николаевна. Нет. А зачем?
Александр Петрович. Аллочка, милая, вы должны мне помочь. Вам, как стажёру, это должно быть особенно интересно.
Алла Николаевна. Я с удовольствием, Александр Петрович. Только в чём?
Александр Петрович. В чём… Очень странные события здесь происходят. Вчера вечером здесь, в детской, было обнаружено вот это… (Достаёт какую-то бумагу).
Алла Николаевна. Что это?
Александр Петрович. Записка. Буквально одна фраза на куске тетрадной бумаги. Возьмите… Прочтите её.
Алла Николаевна. Я?
Александр Петрович. Ну же, смелее… Берите и читайте что там написано.
Алла Николаевна. (Читает в слух). “Я тебя люблю”.
Александр Петрович. Всё?
Алла Николаевна. Всё…
Александр Петрович. Вот именно, что всё. Это же поразительно… Что вы скажите?
Алла Николаевна. Честно говоря, не знаю, что сказать…
Александр Петрович. Но это же поразительно! Это просто фантастика.
Алла Николаевна. Да, наверное… Только я…
Александр Петрович. Что? Смелее.
Алла Николаевна. Не знаю…
Александр Петрович. Но вы посмотрите, посмотрите — это написано взрослым человеком! Вы понимаете, что это значит?
Алла Николаевна. Как взрослым…
Александр Петрович. Именно! Именно, взрослым… Человеком, который точно знает смысл этой фразы. Написано твёрдо, но так, чтобы при этом остаться не узнанным… И написавший эту записку среди них.
Алла Николаевна. Но это… невозможно.
Александр Петрович. Именно! Понимаете ребус? Любовь, любовь — совершенно невозможна на их уровне развития. Детская психология не допускает этого… Да ещё так изощрённо… Да вы сами их наблюдаете. Вы понимаете, что это означает?
Алла Николаевна. Взросление?
Александр Петрович. Которое мы пропустили! Но как мы могли пропустить? Я же с ними каждый день… Нет никаких предпосылок.
Алла Николаевна. Да, странно… Только вот кто из них?
Александр Петрович. Ума не приложу… Но это кто-то из них. Кто-то из них водит нас за нос. Аллочка, мы должны найти его, вычислить…
Алла Николаевна. Что же вы собираетесь делать?
Александр Петрович. А что мы можем сделать? Мы спросим у них, кто написал записку. Они во дворе?
Алла Николаевна. Да… Играют.
Александр Петрович. Вы не могли бы…
Алла Николаевна. Что?
Александр Петрович. Пригласить их сюда.
Алла Николаевна. Ах да, конечно, конечно. Сейчас… (Собирается идти). Только…
Александр Петрович. Что?
Алла Николаевна. Ничего… Может быть, потом… (Идёт к выходу).
Александр Петрович. Алла Николаевна.
Алла Николаевна. Что?
Александр Петрович. Верните мне записку…
Алла Николаевна. Простите, совсем забыла. Вот. (Отдаёт записку, выходит).
Александр Петрович. (Читает). “Я тебя люблю”… Вот так, дождались. Неужели я упустил момент и переход свершился? Но зачем скрывать? Да и как можно скрыть? Как можно скрыть, что ты уже не ребёнок… Не ребёнок, но и не взрослый… Но кто из них? Кто? Сцена 3. Входят Алла Николаевна, Серёжка, Толик, Сонечка и Настенька. Алла Николаевна. А вот и мы…
Александр Петрович. Ну здравствуйте, ребята.
Серёжка, Толик, Настенька и Сонечка. Здравствуйте, Александр Петрович!
Александр Петрович. Вот молодцы… Что вы делали на площадке? Игрались?
Серёжка. И игрались, да…
Толик. Только подрались.
Александр Петрович. Но это же очень плохо.
Толик. (Вздыхает). Мы знаем… Только что ему стоило дать мне лопатку…
Александр Петрович. Лопатку? Какую лопатку?
Алла Николаевна. Для песочницы…
Александр Петрович. А… Ну-ну… Проблема, конечно, серьёзная. Но, Толик, думаю, эту проблему мы решим… А я вам честно скажу, ребята, я к вам пришёл, чтобы тоже поиграться. Да… Скучно мне, дай, думаю, зайду к ребятам. И видите, даже не один зашёл, а с Аллой Николаевной.
Сонечка. Ура! (Все подхватывают). Ура!
Настенька. А во что вы, Александр Петрович, хотите играть?
Александр Петрович. Во что? Я хочу предложить вам вот какую игру… (Вдруг Сонечка подходит и протягивает ему одуванчик).
Сонечка. Цветочек…
Александр Петрович. Спасибо, Сонечка, это очень мило с твоей стороны. Игра вот какая, психологическая: я вас буду спрашивать, а вы мне быстро-быстро отвечать… Только отвечать честно и не раздумывая, иначе игра не получится… Итак готовы?
Толик. К чему?
Настенька. Тебе же сказали: Александр Петрович спрашивает, а нам отвечать надо…
Серёжка. А как нам сидеть?
Александр Петрович. Как хотите… Начинаем?
Серёжка. Начинаем!
Александр Петрович. Что такое любовь? По очереди… Сонечка?
Сонечка. Это когда жених и невеста!
Александр Петрович. Покажи…
Сонечка. (Показывает. Все показывают женихов и невест). Вот так…
Александр Петрович. Настенька?
Настенька. Я котёнков люблю…
Александр Петрович. Каких?
Настенька. (Показывает. Все становятся котятами). Вот таких…
Александр Петрович. Только котят?
Настенька. И щенков тоже… (Все показывают щенков).
Сонечка. А мышек она боится!
Настенька. Не боюсь!
Сонечка. Боишься, боишься…
Настенька. Да ты сама больше всех боишься!
Александр Петрович. Тише, тише… Толик, покажи, что такое любовь?
Толик. Это когда все любят… Показать нельзя.
Алла Николаевна. Что значит все любят?
Толик. (Пожимает плечами). Все.
Александр Петрович. Серёжка?
Серёжка. А зачем вы это спрашиваете?
Александр Петрович. Это игра…
Серёжка. Это не игра. Таких игр не бывает.
Александр Петрович. Не хочешь отвечать?
Серёжка. Не знаю…
Александр Петрович. Что не знаешь, Серёжка?
Серёжка. Не знаю, что отвечать.
Сонечка. Ну он просто не знает, не придумал. Да, Серёжка?
Толик. А что ещё нам показать? Хотите кузнечиков?
Сонечка. Или человечиков…
Александр Петрович. Нет, нет, спасибо. Не надо ничего больше показывать. А теперь я вам расскажу, почему я вас спросил. Вы же понимаете, не просто так.
Настенька. Со смыслом?
Александр Петрович. Да, Настенька, со смыслом. Потому что у меня есть вот что… (Показывает записку).
Серёжка. Что это?
Толик. Бумажка?
Александр Петрович. Записка. Что тут написано? Ну-ка, кто из вас умеет читать? (Все, кроме Толика поднимают руки). Вот Серёжка, прочитай…
Серёжка. Ай, я плохо читаю...
Настенька. Давайте я почитаю. Я умею. (Берёт записку, читает). “Я тебя люблю”. (Пауза. Дети пырскают от смеха).
Сонечка. Любовная! Фу!
Александр Петрович. Тише, тише…
Настенька. Я что, виновата, что тут так написано? Дурные… Скажите, Александр Петрович.
Александр Петрович. Конечно, ты не виновата. Спасибо. А знаете где я нашёл эту записку?
Толик. Где?
Александр Петрович. Здесь, в вашей комнате… Вот так.
Настенька. А кто её сюда принёс?
Александр Петрович. Вот это, Настенька, самый интересный вопрос в нашей игре… Кто-нибудь знает на него ответ? А? (Пауза). Нас с Аллой Николаевной очень интересует, кто написал эту записку?
Настенька. Ругать будете?
Александр Петрович. Нет, зачем? Это ты, Настенька? (Пауза. Настенька отрицательно качает головой). Тогда кто? Никто не знает? (Дети отрицательно качают головой).
Толик. Нет, я не знаю…
Александр Петрович. Точно? Обманывать нельзя… (Все молчат. Александр Петрович отводит Аллу Николаевну в сторону). Алла Николаевна, ну что вы думаете?
Алла Николаевна. Честно говоря, я не уверена…
Александр Петрович. Никаких предположений?
Алла Николаевна. Нет, не знаю… А у вас?
Александр Петрович. Вот и я не уверен. Что-то не сходится… Как будто ничего не изменилось, ничего… Но так же не бывает, и в руках у меня доказательство. Ясно одно, что всё может пойти совершенно непредсказуемо… (Оборачивается к детям, громко). Ребята, мы с Алла Николаевна сейчас уходим, у нас дела, но мне с вами было очень интересно играть. Но игра продолжается, если вдруг что-нибудь вспомните сразу говорите. Договорились? Хорошо?
Толик. Хорошо… А вы только приходите к нам, ну приходите…
Александр Петрович. Обещаю, Толик. идёмте, Алла Николаевна. (Они выходят. Пауза.). Сцена 4.
Настенька. (Вдруг). А я знаю откуда здесь записка.
Серёжка. Откуда?
Настенька. Не скажу… Зачем говорить, правда?
Сонечка. Ну скажи…
Толик. А ты в игру не играла, ты бы сказала — а мы выиграли.
Настенька. Ничего вы не понимаете… Ни-че-го!
Сонечка. Ну и не надо нам ничего понимать! Правда, Серёжка? Зачем нам дурных слушать?
Толик. А кто написал эту записку? А? Я никому не скажу…