Анализаторы. Строение и функция зрительного анализатора. 8 класс



Скачать 21.09 Kb.
Дата14.10.2018
Размер21.09 Kb.
ТипУчебник

Анализаторы. Строение и функция зрительного анализатора.

8 класс

Цели: 1. Определить, что такое анализатор; особенности строения анализатора на примере зрительного; строение и функция глаза, его частей; особенности восприятия глазами окружающего мира; гигиена зрения.

2. Формировать умения: выделять главное, сравнивать; самостоятельно работать с учебником.



Оборудование: компьютер с видеоматериалом по данной теме, разборная модель глаза.

Ход урока

  1. Организационный момент. Сегодня на уроке нам понадобится: учебник, тетрадь, ручка.

  2. Проверка знаний.

Тест по теме «Анализаторы»

Прочитайте перечень свойств и признаков предметов:



  1. Масса.

  2. Размеры

  3. Температура

  4. Форма

  5. Запах

  6. Особенности поверхности

  7. Расположение тела в пространстве

  8. Прочность и хрупкость

  9. Характер звука

  10. Вкусовые качества.

  11. Боль

Зашифруйте ответы на вопрос, что из перечисленного различает:



  1. Слуховой анализатор

  2. Мышечный анализатор

  3. Осязательный анализатор

  4. Вкусовой анализатор

  5. Обонятельный анализатор.

Ответы: 1- 9; 2 – 1, 2, 4, 7, 8; 3 – 3, 8, 6, 11; 4 – 10; 5 - 5


  1. Изучение нового материала.

Видеоматериал – органы чувств.

Вступительное слово учителя. Мир богат красками, звуками, запахами. Мы воспринимаем все эти явления и не только удовлетворяем свои потребности, но и наслаждаемся жизнью, творим и преобразуем её.

Первыми воспринимают на себя воздействия цвета, вкуса, запаха, звука концы чувствительных нервов – рецепторы. В них энергия внешнего мира, как писал И.П.Павлов, перерабатывается в нервный процесс. Рецепторы заложены в специализированных приборах – органах чувств. Рецепторов в организме множество. Например, на 1 см2 кожи имеется от 200 до 400 чувствительных окончаний, а всего их на поверхности тела до 8 миллионов. Во всех внутренних органах насчитывают около миллиарда рецепторов. Они обращены как внутрь организма, так и во внешний мир.

Работают анализаторы по схеме рефлекторной дуги. Рецептор, проводник, и центры коры больших полушарий. Таким образом, анализатор состоит из трех частей: рецептора, проводника и центров в коре. К проводниковой части относятся нервные волокна.




Рассмотрим зрительный анализатор более подробно.

Видеоматериал – орган зрения – глаза. Учащиеся записывают строение зрительного анализатора. Зрительный анализатор состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата, который состоит из: брови, веки, ресницы, слезная железа, слезные канальцы, глазодвигательные мышцы, нервы и кровеносные сосуды.

Как же устроено само глазное яблоко? Где оно располагается?

Учитель показывает модель глазного яблока, дети записывают в тетрадь.

Глазное яблоко = внутреннее ядро +три оболочки (наружная – фиброзная, средняя – сосудистая, внутренняя – сетчатка)


  1. Фиброзная оболочка = белочная + роговица.

  2. Сосудистая = большое количество сосудов (питают глаз)+ радужка с пигментом(определяет цвет глаз) + зрачок (регулирует поступление света в глаз)

  3. Сетчатка = палочки (воспринимают сумеречный свет)+ колбочки(реагируют на цвет)

Внутреннее ядро.

  1. Хрусталик – двояковыпуклая линза (обеспечивает четкое изображение).

  2. Стекловидное тело – заполняет внутреннюю часть глаза.

Как же работает зрительный анализатор? Просмотр видеофильма «Восприятие зрительных раздражений)

Учащиеся просматривают фильм, делают себе запись, отвечая на поставленный вопрос. Если затрудняются, то обращаются к учебнику ст.74.


Нарушение зрения

Человек в норме должен видеть одинаково хорошо предметы, как на близком расстоянии, так и на дальнем. Это связано со свойством хрусталика изменять свою кривизну. Хрусталик преломляет свет так, чтобы изображение попало точно на сетчатку. К старости эластичность хрусталика понижается, и рассматривание близких предметов затрудняется, развивается дальнозоркость. Близорукость это наоборот, близко хорошо видно, но далеко плохо. Недостатки зрения корректируется очками. Дальнозоркость и близорукость может быть и врожденная, т.е. это зависит от формы глазного яблока рис ст.74-75., что вы здесь видите?

Дальтонизм – это не восприятие чаще всего красного и зеленого цвета, оба цвета люди воспринимают как серые. Заболевание названо по имени английского ученого Д.Дальтона. Подробнее об этом вы почитаете дома.

Гигиена

Для того чтобы сохранить зрения необходимо знать следующие правила гигиены.



  • Хорошее освещение

  • Расстояния до книги

  • Чтение лежа

  • Перерывы в работе с книгой и компьютером

  • Опасные виды работ выполнять в защитных очках

  • При травмах нельзя самостоятельно удалять инородные тела, чистая повязка и в больницу.

  • При попадании кислот, щелочи, ядовитых веществ промыть под проточной водой 15-20 минут.

Закрепление.

Вопросы проверь свои знания ст.78.



Интерактивное задание строение глазного яблока.
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование влияния эми сотового телефона на живые организмы. Работу ученица 11 класса
DswMedia -> Работу выполнил
DswMedia -> Предметная неделя «Новое поколение за здоровый образ жизни!»
DswMedia -> Конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся
DswMedia -> Всё о вреде курения
DswMedia -> Семинар «факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания»
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование уровня профессионального выгорания педагогов мбоу сош№1 Работу ученица 9 класса
DswMedia -> Учебное пособие для студентов по специальности «Сестринское дело»

Скачать 21.09 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница