Адаптированная образовательная программа



Скачать 165.35 Kb.
страница1/6
Дата07.09.2017
Размер165.35 Kb.
  1   2   3   4   5   6

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 21 г. Челябинска»


454081, г. Челябинск, проспект Победы, 113А, телефон 7720928, E-mail:school_21_chel@mail.ru
РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДЕНО:

на заседании Методического совета приказом МАОУ «СОШ № 21 г.Челябинска»

протокол №1 от 29 августа 2016 г. от 31 августа 2016 г.

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ КОМПОНЕНТУ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

(срок реализации 2 года)

2016 г.


Содержание


Общие положения


  1. РАЗДЕЛ 1.




1.1. Пояснительная записка.

1.2. Планируемые результаты освоения Адаптированной образовательной программы основного общего образования (ФКГОС, 2004).




  1. Раздел 2.

2.1. Учебный план

2.2. Cодержание образовательных областей. Основное содержание учебных программ.

2.3. Программа коррекционной работы.

2.4. Система оценки, контроля и учета результатов освоения учащимися Адаптированной образовательной программы основного общего образования (ФКГОС, 2004).

2.5. Методические материалы.




  1. РАЗДЕЛ 3.

3.1. Система условий реализации Адаптированной образовательной программы основного общего образования: кадровое, материально-техническое, информационное обеспечение программы.





ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ОВЗ– это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Адаптированная образовательная программа основного общего образования по Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (далее – АОП ООО по ФК ГОС) разработана Муниципальным автономным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 21 г. Челябинска» в соответствии с пунктом 9 статьи 2, статьей 12 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне основного общего образования с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

АОП ООО по ФКГОС разработана с привлечением Совета образовательного учреждения, обеспечивающего государственно-общественный характер управления образовательной организацией.

АОП ООО по ФКГОС содержит три раздела.

В Разделе 1 определены и конкретизированы назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АОП ООО по ФКГОС, а также учтены региональные, национальные и этнокультурные особенности народов, проживающих на территории Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Раздел включает:

- пояснительную записку;

- планируемые результаты освоения учащимися АОП ООО по ФКГОС;



В Разделе 2 определено содержание основного общего образования, включен учебный план, основное содержание рабочих программы по учебным предметам, программу коррекционной работы, перечень учебников, используемых в образовательном процессе, а также систему оценки, контроля и учета результатов освоения учащимися АОП основного общего образования, оценочные и методические материалы.

Раздел 3 включает систему условий реализации АОП ООО по ФКГОС.

Адаптированная образовательная программа разработана на основе принципов модульности и вариативности, ежегодно обновляется: составляется учебный план, календарный учебный график; разрабатываются рабочие программы предметов, программы индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому и дополнительного образования.

С учетом потребностей и возможностей, учащихся и их родителей (законных представителей) адаптированная образовательная программа в МАОУ «СОШ № 21 г. Челябинска» осваиваются в очной форме.

Учащиеся и их родители (законные представители) как участники образовательного процесса ознакомлены с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в образовательной организации.

Образовательная среда школы отвечает интересам учащихся, их способностям, будущим жизненным планам, а также уверенности родителей (законных представителей) в способности педагогического коллектива воспитать образованных, конкурентоспособных и самореализующихся личностей.

Педагогический коллектив ориентируется на максимальную реализацию индивидуальных способностей и возможностей учащихся.




  1. РАЗДЕЛ 1.




    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Адаптированная образовательная программа основного общего образования по ФК ГОС разработана МАОУ «СОШ № 21 г. Челябинска», лицензия (17 ноября 2015 года – лицензия на ведение программ дополнительного образования для детей и взрослых № 11809, 22 декабря 2015 года школа получила свидетельство о государственной аккредитации № 2202), в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ. от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ)

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. №38)

  3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (с изм. от 25.12.2014 г.) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования);

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067);

  5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993), (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85, Изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 г. № 72, Изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. № 81);

  6. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской

Федерации от 10.07.2015 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. №729 (ред. от 16.01.2012 г.) «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях»;

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.12.2013 г. №1394 (ред. от 03.12.2015 г.) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»;

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации № 164 от 3 июня 2008 г.; № 320 от 31 августа 2009 г.; № 427 от 19 октября 2009 г.; № 2643 от 10 ноября 2011 г.; № 39 от 24 января 2012 г., . № 69 от 31 января 2012 г.);

  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» Федеральный базисный учебный план (с изменениями от 30.08.2010 г. № 889, 03.06.2011 г. № 1994);

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. №03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;

  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования»;

  8. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования»;

  9. Письмо Министерство образования и науки Челябинской области от 17.06.2016 № 03-02/5361 «О преподавании учебных предметов образовательных программ начального, основного и среднего общего образования в 2016-2017 учебном году»;

  10. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. №103/3404. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области».

  11. Устав МАОУ «СОШ № 21 г. Челябинска».

В 2017-2018 учебном году АОП ООО по ФКГОС ориентирована на учащихся 8-9 классов.



Основная цель — построение образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.

Целью реализации адаптированной образовательной программы основного общего образования (ФКГОС, 2004) является:

- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретённых знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; формирование целостного представления о мире, основанного на приобретённых знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Ориентация не только на знаниевый, но и на деятельностный компонент позволяет повысить мотивацию обучения, развивать способности, возможности, потребности и интересы ученика основной школы.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих задач образовательной деятельности:

1. Обеспечить доступность получения качественного основного общего образования детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, выстроить образовательную среду, которая позволит каждому ученику добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе.

2. Выявлять и развивать способности учащихся детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, их интеллектуальные, исследовательские умения, профессиональные склонности через систему секций, объединений дополнительного образования, организацию общественно полезной деятельности.

3. Формировать общую культуру, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.

4. Организовывать интеллектуальные и творческие соревнования, конкурсы проектной и учебно-исследовательской деятельности.

5. Создавать условия для участия школьников, их родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада.

6. Диагностический мониторинг образовательных потребностей детей, диапазона необходимого социально-психологичского сопровождения.

7. Организация качественной коррекционно–развивающей работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии для формирования необходимых жизненных компетенций.

8. Создавать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся, обеспечения их безопасности.
Принципы разработки и реализации программы

1. Принцип гуманизации - предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности с ОВЗ, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь.

2. Принцип индивидуального подхода - предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для каждого ребенка с ОВЗ с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания.

3. Принцип системности - обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития учащихся, т. е. системный подход к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка;

4. Принцип интегрированного подхода - предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения в рабочую учебную программу коррекционной составляющей, ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития учащегося.

5. Принцип непрерывности - гарантирует непрерывность педагогической помощи учащимся.

6. Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации АОП - предполагает постоянное сотрудничество педагогов, педагога-психолога, учителя-логопеда, администрации ОО, медицинского работника и других специалистов для наиболее успешной реализации цели обучения учащегося по АОП.

7. Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности – предполагает максимальную активность и самостоятельность учащегося в ходе обучения.


Адресность образовательной программы.

МАОУ «СОШ № 21 г. Челябинска» действует с 1937 года, в новом здании – с 1978 года и является школой микрорайона. По социальному составу, культурному уровню и образовательным потребностям население очень разнородно. Данная программа нацелена на обучающихся 8-9 классов, имеющих диагноз - ограниченные возможности здоровья.

Сегодня социальный заказ на образование определяется не только потребностью родителей в поступлении их ребенка в ВУЗ, но и потребностью общества в тех или иных кадрах, престижностью профессий, социальной ситуацией в стране, комфортными условиями пребывания ребенка в школе. Изучение социального заказа осуществляется в формах регулярных встреч с родителями (законными представителями) обучающихся, проведения социально-педагогических обследований, анализа откликов на информацию о деятельности школы, взаимодействия с органами управления образованием. Содержание образовательных запросов и потребностей определяет ведущие ценности и цели образовательной деятельности.


    1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Планируемые результаты освоения АОП ООО по ФКГОС школы представляют собой систему требований к уровню подготовки учащихся с ОВЗ, оканчивающих как основную школу, так и конкретный год обучения.

Основное общее образование завершается государственной итоговой аттестацией выпускников 9-х классов в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1394 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования».

Учащиеся, завершившие обучение на уровне основного общего образования и выполнившие в полном объёме требования к уровню подготовки выпускников, вправе продолжить обучение в средней школе или в учреждениях среднего профессионального образования.

В результате освоения содержания основного общего образования у учащегося формируется предметная компетентность по каждому учебному предмету, а также он получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников, а именно:



в познавательной деятельности:

- использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого;

- умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей;

- определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;

- исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ;

- творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;

в информационно-коммуникативной деятельности:

- адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания;

-осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров

1 Предметная компетентность учащегося представлена в разделе рабочей программы по учебному предмету

«Требования к уровню подготовки обучающегося»

- в проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право иметь иное мнение).

Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свёрнутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.

Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

в рефлексивной деятельности:

- самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил, здорового образа жизни;

- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими её участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчинённый и др.);

- оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.

Результат реализации Адаптированной образовательной программы отражает «модель» выпускника основной школы:

Учащийся, завершивший обучение на уровне основного общего образования, должен:

-освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени среднего общего образования;

-овладеть системой аналитических умений (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного), сформированности теоретизирований формы эмпирического мышления; овладеть основами компьютерной грамотности;

-приобрести знания и умения для использования в практической деятельности, в обществе, владеть средствами коммуникации, функциональной грамотностью;

-знать свои гражданские права и уметь их реализовать, уважать свое и чужое мнение;

-умением самостоятельно принимать ответственные решения, осуществить осознанный выбор.

В основной школе главным результатом образования является формирование у школьников мотивации познавательной деятельности, понимание ценностей образования, установки на продолжение образования.




  1. РАЗДЕЛ 2.


2.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН 8-9 КЛАСС
Адаптированная образовательная программа для учащихся 8-9 классов реализуется, согласно учебного плана, который определяет:

-распределение учебного времени между учебными предметами;

-максимальный объем аудиторной нагрузки учащихся.

Учебный план обеспечивает непрерывность начального и основного общего образования и дает возможность учащимся продолжать свое образование в образовательных учреждениях, реализующих программы более высокого уровня. Учебный план МАОУ «СОШ № 21 г. Челябинска» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направлен на реализацию следующих целей:

- обеспечение общего образования для каждого учащегося;

- создание условий для развития обучающихся образовательной организации в соответствии с их индивидуальными способностями и потребностями, сохранения и укрепления их физического, психического и социального здоровья.

Многолетняя деятельность школы показала, что набор образовательных программ основного среднего образования удовлетворяет образовательные запросы жителей микрорайона и города.

Учебный план МАОУ «СОШ № 21 г. Челябинска» на 2017-2019 учебные годы призван обеспечить качественное обучение и социальное воспитание учащихся в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей и потребностями личности, семьи, общества, государства.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21 г. Челябинска» определяет содержание и организацию образовательной деятельности, направленное на формирование общей культуры обучающихся, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепления здоровья обучающихся.

Учебный план МАОУ «СОШ № 21 г. Челябинска» разработан с сохранением преемственности с учебным планом 2016-2017 учебного года, с учетом областного базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Челябинской области и адаптирован к реальным условиям школы.

Учебный план МАОУ «СОШ № 21 г. Челябинска» состоит из двух частей: инвариантной и вариативной частей. На каждом уровне обучения учебный план в полном объеме реализует инвариантную часть областного базисного учебного плана, определяет состав образовательных областей, отражая федеральный, региональный и школьный компоненты. Вариативная часть учебного плана обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся в соответствии с интересами и запросами обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализует задачи с учетом целей деятельности общеобразовательного учреждения. Основными формами реализации вариативной части являются индивидуально-групповые занятия.

При формировании учебного плана на 2017-18 учебный год для использования в образовательной деятельности МАОУ «СОШ № 21 г. Челябинска» выбраны учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования.



Учебный план предусматривает работу МАОУ «СОШ № 21 г. Челябинска» в 8-9 классы по 6-дневной учебной неделе.

Скачать 165.35 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6




©zodomed.ru 2024


    Главная страница