Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21 г. Челябинска»
454081, г. Челябинск, проспект Победы, 113А, телефон 7720928, E-mail:school_21_chel@mail.ru
РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДЕНО:
на заседании Методического совета приказом МАОУ «СОШ № 21 г.Челябинска»
протокол №1 от 29 августа 2016 г. от 31 августа 2016 г.
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ КОМПОНЕНТУ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
(срок реализации 2 года)
2016 г.
Содержание
Общие положения
-
РАЗДЕЛ 1.
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Планируемые результаты освоения Адаптированной образовательной программы основного общего образования (ФКГОС, 2004).
| -
Раздел 2.
2.1. Учебный план
2.2. Cодержание образовательных областей. Основное содержание учебных программ.
2.3. Программа коррекционной работы.
2.4. Система оценки, контроля и учета результатов освоения учащимися Адаптированной образовательной программы основного общего образования (ФКГОС, 2004).
2.5. Методические материалы.
| -
РАЗДЕЛ 3.
3.1. Система условий реализации Адаптированной образовательной программы основного общего образования: кадровое, материально-техническое, информационное обеспечение программы.
|
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ОВЗ– это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Адаптированная образовательная программа основного общего образования по Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (далее – АОП ООО по ФК ГОС) разработана Муниципальным автономным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 21 г. Челябинска» в соответствии с пунктом 9 статьи 2, статьей 12 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на уровне основного общего образования с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
АОП ООО по ФКГОС разработана с привлечением Совета образовательного учреждения, обеспечивающего государственно-общественный характер управления образовательной организацией.
АОП ООО по ФКГОС содержит три раздела.
В Разделе 1 определены и конкретизированы назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АОП ООО по ФКГОС, а также учтены региональные, национальные и этнокультурные особенности народов, проживающих на территории Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Раздел включает:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения учащимися АОП ООО по ФКГОС;
В Разделе 2 определено содержание основного общего образования, включен учебный план, основное содержание рабочих программы по учебным предметам, программу коррекционной работы, перечень учебников, используемых в образовательном процессе, а также систему оценки, контроля и учета результатов освоения учащимися АОП основного общего образования, оценочные и методические материалы.
Раздел 3 включает систему условий реализации АОП ООО по ФКГОС.
Адаптированная образовательная программа разработана на основе принципов модульности и вариативности, ежегодно обновляется: составляется учебный план, календарный учебный график; разрабатываются рабочие программы предметов, программы индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на дому и дополнительного образования.
С учетом потребностей и возможностей, учащихся и их родителей (законных представителей) адаптированная образовательная программа в МАОУ «СОШ № 21 г. Челябинска» осваиваются в очной форме.
Учащиеся и их родители (законные представители) как участники образовательного процесса ознакомлены с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в образовательной организации.
Образовательная среда школы отвечает интересам учащихся, их способностям, будущим жизненным планам, а также уверенности родителей (законных представителей) в способности педагогического коллектива воспитать образованных, конкурентоспособных и самореализующихся личностей.
Педагогический коллектив ориентируется на максимальную реализацию индивидуальных способностей и возможностей учащихся.
-
РАЗДЕЛ 1.
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная образовательная программа основного общего образования по ФК ГОС разработана МАОУ «СОШ № 21 г. Челябинска», лицензия (17 ноября 2015 года – лицензия на ведение программ дополнительного образования для детей и взрослых № 11809, 22 декабря 2015 года школа получила свидетельство о государственной аккредитации № 2202), в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
-
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ. от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ)
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. №38)
-
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (с изм. от 25.12.2014 г.) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования);
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (ред. от 28.05.2014 г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067);
-
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993), (в ред. Изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.06.2011 № 85, Изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2013 г. № 72, Изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. № 81);
-
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 10.07.2015 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. №729 (ред. от 16.01.2012 г.) «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях»;
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.12.2013 г. №1394 (ред. от 03.12.2015 г.) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»;
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации № 164 от 3 июня 2008 г.; № 320 от 31 августа 2009 г.; № 427 от 19 октября 2009 г.; № 2643 от 10 ноября 2011 г.; № 39 от 24 января 2012 г., . № 69 от 31 января 2012 г.);
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 9.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» Федеральный базисный учебный план (с изменениями от 30.08.2010 г. № 889, 03.06.2011 г. № 1994);
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. №03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, общего, основного общего, среднего общего образования»;
-
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования»;
-
Письмо Министерство образования и науки Челябинской области от 17.06.2016 № 03-02/5361 «О преподавании учебных предметов образовательных программ начального, основного и среднего общего образования в 2016-2017 учебном году»;
-
Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. №103/3404. «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области».
-
Устав МАОУ «СОШ № 21 г. Челябинска».
В 2017-2018 учебном году АОП ООО по ФКГОС ориентирована на учащихся 8-9 классов.
Основная цель — построение образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.
Целью реализации адаптированной образовательной программы основного общего образования (ФКГОС, 2004) является:
- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретённых знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; формирование целостного представления о мире, основанного на приобретённых знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Ориентация не только на знаниевый, но и на деятельностный компонент позволяет повысить мотивацию обучения, развивать способности, возможности, потребности и интересы ученика основной школы.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих задач образовательной деятельности:
1. Обеспечить доступность получения качественного основного общего образования детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, выстроить образовательную среду, которая позволит каждому ученику добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе.
2. Выявлять и развивать способности учащихся детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, их интеллектуальные, исследовательские умения, профессиональные склонности через систему секций, объединений дополнительного образования, организацию общественно полезной деятельности.
3. Формировать общую культуру, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья.
4. Организовывать интеллектуальные и творческие соревнования, конкурсы проектной и учебно-исследовательской деятельности.
5. Создавать условия для участия школьников, их родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада.
6. Диагностический мониторинг образовательных потребностей детей, диапазона необходимого социально-психологичского сопровождения.
7. Организация качественной коррекционно–развивающей работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии для формирования необходимых жизненных компетенций.
8. Создавать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся, обеспечения их безопасности.
Принципы разработки и реализации программы
1. Принцип гуманизации - предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности с ОВЗ, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь.
2. Принцип индивидуального подхода - предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для каждого ребенка с ОВЗ с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания.
3. Принцип системности - обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития учащихся, т. е. системный подход к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка;
4. Принцип интегрированного подхода - предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения в рабочую учебную программу коррекционной составляющей, ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития учащегося.
5. Принцип непрерывности - гарантирует непрерывность педагогической помощи учащимся.
6. Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации АОП - предполагает постоянное сотрудничество педагогов, педагога-психолога, учителя-логопеда, администрации ОО, медицинского работника и других специалистов для наиболее успешной реализации цели обучения учащегося по АОП.
7. Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности – предполагает максимальную активность и самостоятельность учащегося в ходе обучения.
Адресность образовательной программы.
МАОУ «СОШ № 21 г. Челябинска» действует с 1937 года, в новом здании – с 1978 года и является школой микрорайона. По социальному составу, культурному уровню и образовательным потребностям население очень разнородно. Данная программа нацелена на обучающихся 8-9 классов, имеющих диагноз - ограниченные возможности здоровья.
Сегодня социальный заказ на образование определяется не только потребностью родителей в поступлении их ребенка в ВУЗ, но и потребностью общества в тех или иных кадрах, престижностью профессий, социальной ситуацией в стране, комфортными условиями пребывания ребенка в школе. Изучение социального заказа осуществляется в формах регулярных встреч с родителями (законными представителями) обучающихся, проведения социально-педагогических обследований, анализа откликов на информацию о деятельности школы, взаимодействия с органами управления образованием. Содержание образовательных запросов и потребностей определяет ведущие ценности и цели образовательной деятельности.
-
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Планируемые результаты освоения АОП ООО по ФКГОС школы представляют собой систему требований к уровню подготовки учащихся с ОВЗ, оканчивающих как основную школу, так и конкретный год обучения.
Основное общее образование завершается государственной итоговой аттестацией выпускников 9-х классов в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1394 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования».
Учащиеся, завершившие обучение на уровне основного общего образования и выполнившие в полном объёме требования к уровню подготовки выпускников, вправе продолжить обучение в средней школе или в учреждениях среднего профессионального образования.
В результате освоения содержания основного общего образования у учащегося формируется предметная компетентность по каждому учебному предмету, а также он получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников, а именно:
в познавательной деятельности:
- использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого;
- умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей;
- определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;
- исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ;
- творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;
в информационно-коммуникативной деятельности:
- адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания;
-осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров
1 Предметная компетентность учащегося представлена в разделе рабочей программы по учебному предмету
«Требования к уровню подготовки обучающегося»
- в проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
- владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право иметь иное мнение).
Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свёрнутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.
Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- умение перефразировать мысль (объяснить «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
в рефлексивной деятельности:
- самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил, здорового образа жизни;
- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими её участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчинённый и др.);
- оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Результат реализации Адаптированной образовательной программы отражает «модель» выпускника основной школы:
Учащийся, завершивший обучение на уровне основного общего образования, должен:
-освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени среднего общего образования;
-овладеть системой аналитических умений (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного), сформированности теоретизирований формы эмпирического мышления; овладеть основами компьютерной грамотности;
-приобрести знания и умения для использования в практической деятельности, в обществе, владеть средствами коммуникации, функциональной грамотностью;
-знать свои гражданские права и уметь их реализовать, уважать свое и чужое мнение;
-умением самостоятельно принимать ответственные решения, осуществить осознанный выбор.
В основной школе главным результатом образования является формирование у школьников мотивации познавательной деятельности, понимание ценностей образования, установки на продолжение образования.
-
РАЗДЕЛ 2.
2.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН 8-9 КЛАСС
Адаптированная образовательная программа для учащихся 8-9 классов реализуется, согласно учебного плана, который определяет:
-распределение учебного времени между учебными предметами;
-максимальный объем аудиторной нагрузки учащихся.
Учебный план обеспечивает непрерывность начального и основного общего образования и дает возможность учащимся продолжать свое образование в образовательных учреждениях, реализующих программы более высокого уровня. Учебный план МАОУ «СОШ № 21 г. Челябинска» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направлен на реализацию следующих целей:
- обеспечение общего образования для каждого учащегося;
- создание условий для развития обучающихся образовательной организации в соответствии с их индивидуальными способностями и потребностями, сохранения и укрепления их физического, психического и социального здоровья.
Многолетняя деятельность школы показала, что набор образовательных программ основного среднего образования удовлетворяет образовательные запросы жителей микрорайона и города.
Учебный план МАОУ «СОШ № 21 г. Челябинска» на 2017-2019 учебные годы призван обеспечить качественное обучение и социальное воспитание учащихся в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей и потребностями личности, семьи, общества, государства.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21 г. Челябинска» определяет содержание и организацию образовательной деятельности, направленное на формирование общей культуры обучающихся, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепления здоровья обучающихся.
Учебный план МАОУ «СОШ № 21 г. Челябинска» разработан с сохранением преемственности с учебным планом 2016-2017 учебного года, с учетом областного базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Челябинской области и адаптирован к реальным условиям школы.
Учебный план МАОУ «СОШ № 21 г. Челябинска» состоит из двух частей: инвариантной и вариативной частей. На каждом уровне обучения учебный план в полном объеме реализует инвариантную часть областного базисного учебного плана, определяет состав образовательных областей, отражая федеральный, региональный и школьный компоненты. Вариативная часть учебного плана обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся в соответствии с интересами и запросами обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализует задачи с учетом целей деятельности общеобразовательного учреждения. Основными формами реализации вариативной части являются индивидуально-групповые занятия.
При формировании учебного плана на 2017-18 учебный год для использования в образовательной деятельности МАОУ «СОШ № 21 г. Челябинска» выбраны учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования.
Учебный план предусматривает работу МАОУ «СОШ № 21 г. Челябинска» в 8-9 классы по 6-дневной учебной неделе.
Поделитесь с Вашими друзьями: |