А (подраздела) Наименование раздела (подраздела)



страница1/6
Дата23.04.2016
Размер0.63 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6


КОНЦЕПЦИЯ

и

ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ

комплексной системы «Парк Здоровья»

для общеобразовательных организаций

г. Калининград - 2014 г.
Содержание

раздела

(подраздела)

Наименование раздела (подраздела)

Страницы

I

Введение

3-4

II

Актуальность и предпосылки создания комплексной системы «Парк Здоровья» для общеобразовательных организаций (далее – «Парк Здоровья»)

5-14

2.1

Актуальность и общие предпосылки


5-9

2.2

Нормативно-правовые и иные предпосылки

9-14

III

  1. Цель и задачи «Парка Здоровья»

15-16

IV

Принципы создания и организации деятельности «Парка Здоровья»

16-17

V

  1. Инфраструктурные варианты создания «Парка Здоровья»

17-23

VI

Структура организации деятельности «Парка Здоровья», функции и задачи отдельных её составляющих

23-25

VII

Принципы и технологии работы с обучающимися.

25-33

VIII

Условия создания и организации деятельности «Парка Здоровья

33-40

8.1

Организационно-управленческие условия

33-35

8.2

Ресурсное обеспечение процесса создания и организации деятельности

35-40

IX

Основные этапы создания и организации деятельности «Парка Здоровья»

40-47

X

Оценка качества деятельности «Парка Здоровья»

47-51

XI

Возможные риски и пути их преодоления

51-53

XII

Ожидаемые результаты

53-56

XIII

Основные тезисы архитектурно-проектного предложения «Парка Здоровья»

56-58

XIV

Глоссарий

58-63

XV

Рекомендуемая литература

63-64

XVI

ПРИЛОЖЕНИЯ

65-80


I. Введение

Настоящий документ разработан по заказу общественного движения «Новые – Здоровые» (г. Калининград) при участии специалистов Минобрнауки России на основании совместной инициативы общественности и профильных структур органов исполнительной власти Калининградской области в сфере образования, молодежной политики, физической культуры и спорта.



Главная идея, положенная в основу документа формирование компетентной, физически и духовно здоровой личности, способной к самоопределению и самореализации в обществе через взаимодействие с субъектами окружающего социума.

Документ определяет: актуальность и предпосылки, цели и задачи комплексной системы «Парк Здоровья» для общеобразовательных организаций (далее – «Парк Здоровья»), принципы её создания и деятельности, инфраструктурные варианты, организационно-правовую и управленческую структуру, возможности ресурсного обеспечения, условия и этапы создания, варианты архитектурно - планировочного решения, а также возможные риски и предполагаемый социальный эффект (результаты).

«Парк Здоровья» представляет собой совокупность действий, средств и ресурсов учебно-воспитательной, просветительной, творческой, досуговой и физкультурно-спортивной направленностей, обеспечивающих гармоничную целостность процессов обучения, воспитания и социализации личности ребёнка в интересах семьи, общества и государства.

Цели и задачи «Парка Здоровья» предполагают информационную, научно-исследовательскую, учебно-методическую, организационную и материально-техническую поддержку участникам процесса реализации данного проекта со стороны общественности и соответствующих региональных органов исполнительной власти.

В основе понятия «реализация» лежит системно-ориентированный подход к планомерной работе по использованию всех возможных ресурсов во благо совершенствования образования, воспитания, социализации и здоровьесбережения подрастающего поколения страны.

Нормативно-правовой базой при разработке документа явились:



  • Конституция Российской Федерации;

  • Конвенция о правах ребенка;

  • Трудовой Кодекс Российской Федерации;

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральные государственные образовательные стандарты;

  • Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • Свод правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, СНиП 31-05-2003» (пункт 5.31 и Приложение Ж);

  • Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года;

  • Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» (далее – Национальная стратегия);

  • План действий по модернизации общего образования на 2012-2016 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р;

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. №1015);

  • «Рекомендации по развитию сети плоскостных физкультурно-спортивных сооружений при общеобразовательных учреждениях, в том числе межшкольных физкультурно-спортивных сооружений» (письмо Минобрнауки России в субъекты Российской Федерации от 16 февраля 2012 г. № 19-33);

  • «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся» (письмо Минобрнауки России в субъекты Российской Федерации от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03),


II. Актуальность и предпосылки создания комплексной системы

«Парк Здоровья» для общеобразовательных организаций

2.1 Актуальность и общие предпосылки

Современный мир вступил в период глобальных перемен в использовании человеческих ресурсов.

Стремительный рост интенсивности и информатизации жизни, наукоёмкости труда выставляет сегодня соответствующие требования как к социальному, духовному и общекультурному воспитанию, так и к уровню образовательной и общенаучной подготовки подрастающего поколения молодых специалистов, более полному выявлению, максимальному развитию и использованию их общечеловеческих качеств и талантов.

Современная жизнь предъявляет повышенные требования не только к интеллектуальным возможностям молодых людей, но и к уровню их культуры здорового образа жизни (физическое здоровье в том числе), определяя для него, наравне с образованием и профессиональной квалификацией, одно из ведущих мест в понятии «социальная значимость».

В этой связи значительно расширился пакет требований к модели современного выпускника общеобразовательной организации, которые сфокусированы на развитие всех важнейших компетенций личности:


  • владение необходимым багажом знаний, умений и навыков и готовность к постоянному повышению уровня собственной профессиональной образованности;

  • владение способами умственных действий: развитое мышление, речь, память, воображение, реакция и объективная оценка происходящего вокруг, оперативное принятие наиболее рациональных решений, пр.;

  • владение самоуправляющими механизмами личности: высшие человеческие потребности в познании, в общении, в служении высоким целям, формировании прогрессивных убеждений, социальных установок и интересов, положительной «Я – концепции» (в том числе - умения в самоопределении, самореализации, саморегулировании и формировании цели и задач совершенствования собственной личности);

  • воспитание чувств этики и эстетики, нравственности и морали: освоение общечеловеческих и семейных ценностей, владение знаниями в области мировой художественной культуры, владение понятиями духовных истоков человечества и уважения к ним, пр.;

  • приобретение творческих качеств личности: развитие собственных талантов и креативности, критического мышления, инициативности, абстрактного мышления, предприимчивости, пр.;

  • приобретение навыков в действенно-практической области деятельности: постановка целей и задач, выбор средств и способов деятельности, контроль над процессом, анализ результатов, приобретение опыта продуктивной и творческой деятельности;

  • развитие устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни и собственной безопасности;

  • развитие психофизиологической сферы.

Именно поэтому вопросы повышения уровня образования и воспитательной компоненты в образовательных организациях страны, создания условий для формирования физически здорового, духовно богатого, гармоничного человека, ответственного гражданина России являются сегодня одним из главных национальных приоритетов Российской Федерации.

Забота о детях и молодёжи сегодня - это забота о будущем России, которая в настоящее время для этого консолидирует усилия всего общества, отдавая ведущую роль системе образования, как основной базе для взращивания молодого потенциала страны, ведущего здоровый образ жизни и активную научно-исследовательскую деятельность.

Прошедшее первое десятилетие XXI века можно назвать периодом поиска выхода российского образования из кризисного состояния, началом формирования основ для его дальнейшего инновационного развития. Его главным итогом стал начавшийся в стране процесс модернизации системы российского образования, который направлен на организацию школьного пространства, как важнейшего фактора гуманизации общественно-экономических отношений, места для формирования новых жизненных установок личности.

В достижении этой цели одну из ведущих ролей играет повышение воспитательного потенциала образовательных организаций, призванного создавать условия для развития личности каждого ребёнка, его познавательных, творческих, созидательных способностей, умеющего самостоятельно принимать решения, владеющего основами культуры здорового образа жизни, отличающегося гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой, готового к образовательному и социально-профессиональному самоопределению.

Анализ материалов в части совершенствования воспитательного процесса в российских школах, предоставляемых в Минобрнауки России субъектами Российской Федерации, помог определить ряд актуальных задач в этой области, требующих первоочередного внимания и скорейшего решения.

В их числе:



  • выявление и развитие у обучающихся индивидуальных познавательных интересов и творческих потенциалов;

  • обеспечение соответствия содержания и качества учебно-воспитательного процесса актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;

  • формирование у обучающихся основ культуры здорового образа жизни, понимая под этим не только физическую культуру, спорт и здоровье, но и духовно-нравственные аспекты содержания личности;

  • достижение нового уровня взаимодействия семьи и образовательных организаций по вопросам воспитания детей и подростков, а также помощи в их профессиональном самоопределении и социализации;

  • привлечение к процессу воспитания обучающихся широкого диапазона активных субъектов воспитания, включая социальные институты, профессионально-педагогические и спортивные организации и сообщества, широкую общественность, пр.;

  • усиление мотивации детей и подростков к ведению здорового, безопасного образа жизни, занятиям физической культурой и спортом.

Актуальности указанных задач, а также внесению коррективов и внедрению инноваций в организацию учебно-воспитательного пространства для детей и подростков способствуют расширение границ заказа социума современной школе и наметившаяся в последние годы тенденция явного смещения педагогических акцентов с массовых, статистических показателей на талант, достижения, интересы и проблемы каждого обучающегося.

Особый государственный акцент в направлении развития человеческого потенциала страны сделан сегодня на повышение общего уровня здоровья российских граждан и формирование у людей (в первую очередь, у подрастающего поколения) основ культуры здорового образа жизни.

Пилотажные исследования показали, что одну из ведущих ролей в этом процессе играют физическая культура и спорт, важность которых определена Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года.

Обозначен в данной области и основной курс государственной политики на ближайшие годы - создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения, движущей силой которой должны стать интересы и потребности каждого человека и общества в воспитании здорового, духовно богатого, физически развитого молодого поколения.

Одной из главных задач этого процесса является модернизация всей системы физического воспитания в образовательных организациях, цель которой - создание условий, обеспечивающих возможность для детей и молодёжи вести здоровый образ жизни и систематически заниматься физической культурой и спортом.

Эта цель, наряду со многими другими вопросами, нашла своё отражение в числе основных задач, поставленных национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», являющейся стратегическим ориентиром модернизации общего образования в стране.

Все преобразования, сопутствующие процессу общей модернизации российского образования (включая и физическое воспитание) предполагают инновационные движения образовательных организаций, «зелёную улицу» которым предоставили Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с ними образовательные организации могут самостоятельно и в полной мере реализовывать запросы обучающихся, как в рамках учебных предметов и индивидуальных учебных планов, так и в рамках разноплановой внеурочной деятельности.

Известно, что образовательные структуры, интегрирующие в себя весь комплекс, ресурсы и возможности учебно-воспитательной, культурно-просветительной, творческой, физкультурно-спортивной, досуговой и пр. деятельности с обучающимися, наиболее качественно и полно справляются с задачами формирования гармоничной личности ребёнка и пользуются особым спросом у населения страны.

Всё чаще на базе общеобразовательных организаций появляются, так называемые, «школы полного дня», которые обеспечивают интеграцию основного и дополнительного образования обучающихся, решают проблемы «неуспешности» в обучении, создают условия для удовлетворения собственной познавательной потребности ребёнка, развития его личности и более полной социализации. Кроме этого, «полезная» занятость детей и подростков до 19.00 способствует не только их общему развитию, но и решению основных задач профилактики безнадзорности, беспризорности и устранению связанных с ними проблем.

К сожалению, практика подобных организаций ещё не стала нормой в системе российского общего образования, а поэтому встречает на пути своего продвижения много трудностей и, в первую очередь, организационно-рекомендательного и методического порядка.

Без преодоления этих проблем, а также поиска путей для укрепления конструктивного альянса «ребёнок-семья-школа-социум», его педагогического сопровождения по всем вопросам воспитания и жизнедеятельности детей и подростков сложно программировать количество подобных структур в стране, их инфраструктурные варианты и организационные формы, цели и эффективность деятельности, важность их роли в качестве социокультурных центров.

Именно конструктивный, методический подход к вопросам организации деятельности образовательных структур, нацеленных на создание интегрированных условий для формирования и реализации обучающимися личностно-ресурсных программ в области образования, воспитания, творчества, культуры, социализации, физической культуры и спорта, безопасности, досуга, пр., на усиление взаимной согласованности семьи, школы и социума по всем вопросам воспитания обучающихся, на расширение просветительной деятельности с общественностью по формированию основ культуры здорового образа жизни, выгодно выделяют настоящий документ из ряда концепций образовательных организаций формата «школа полного дня».

Кроме этого, функциональное место «Парка Здоровья» в жизни общества задаётся:


  • критикой уравнивающего подхода при оказании государственных услуг населению;

  • требованием общественности повысить заботу и доверие государства к личности и семье, как субъектам самоопределения и жизнедеятельности;

  • запросом потребителей государственных и частных услуг на индивидуализацию в образовательной и социальной сферах и повышение диапазона их услуг и ресурсов.


Каталог: %D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8
%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8 -> Учебная программа по спецкурсу «Особенности фр при заболеваниях и повреждениях у детей и подростков» для специальности 1- 03 02 01 «Физическая культура»
%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8 -> Учебно-методический комплекс дисциплины «Концепции современного естествознания» специальность: «Менеджмент организации»
%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8 -> Методические рекомендации для специалистов медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по профилю «акушерство-гинекология»
%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8 -> Примерная программа профессионального модуля
%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8 -> Экзаменационные вопросы по урологии для педиатрического факультета
%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8 -> Эконометрический анализ преступности в г. Перми
%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8 -> Клиническая картина, дифференциальная диагностика заболеваний и повреждений нервов лица и челюстей. Невралгия тройничного нерва
%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8 -> Стандарты медицинской помощи в неврологии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6




©zodomed.ru 2024


    Главная страница