3. Медицина в странах античного Средиземноморья Древняя Греция. Модуль Медицина раннего (V-X вв.) и классического



Pdf просмотр
Дата26.09.2017
Размер3.16 Mb.

История медицины
Модуль
3. Медицина в странах античного
Средиземноморья Древняя Греция
.
Модуль
4. Медицина раннего (V-X вв.) и классического
(XI-XV вв.) средневековья. Западная Европа,
Византийская империя
, Древнерусское государство,
арабоязычные халифаты
, средневековый Восток.

План

1.
Значение древнегреческой культуры для развития мировой цивилизации.

2. Древнегреческие врачи (Асклепий, Гиппократ, Алкмеон).

3. Значение Гиппократа для развития мировой медицины.

4. Основание первых больниц в Древней Греции (лечебницы, атрейи).

5. Особенности развития медицины Древнего Рима: военная медицина, врачи легионеров, валетунардии.

6. Гален и его влияние на дальнейшее развитие медицины.

Общая характеристика эпохи
. Общие черты
развития врачевания в странах античного
Средиземноморья
. Древняя Греция.

Страны средиземноморья в эпоху античности оказали огромное влияние на развитие
человечества
. Главными среди них были Греция и Рим.

Формируются две основные системы античной философии
: естественно-научная и
учение объективного идеализма
.

В Древней Греции медицина получила значительно больше возможности развития
,
чем в древневосточных государствах с их более низким уровнем развития
производительных сил
.

Медицина в значительной степени утратила связи с религиозными воззрениями
.
Около
300 храмов в честь бога-врачевателя Асклепия , так называемых
асклепионов
, было воздвигнуто в Трикке (Фессалия), Эпидавре (Пелопоннес) и на
острове Кос
.

Атреи
– лечебницы на дому у практиковавших врачей. В основном они служили для
амбулаторного приема или после хирургического вмешательства
.

Появились относительные сведения о строении человеческого тела
.

Характерной чертой древнегреческой медицины было большое внимание к
физической культуре
, и в связи с этим к личной гигиене.

Во
2 в. до н.э. появляются врачи-профессионалы из числа рабов, вольноотпущеников
и свободных граждан
.

Медицина в странах античного
Средиземноморья Древняя Греция
.

Источники
– литературные памятники «Илиада»
и
«Одиссея» Гомера, «История в 9-ти книгах»

Геродота
, «Гиппократов сборник».
Периодизация
:
1. Эгейский период – 3 –2 тыс. до н.э.
2. Классический – 1 тыс. до н.э.
3. Эллинистический – конец 1 тыс. до
н
.э. – середина 1 тыс. н.э.

Бог Асклепий почитался как целитель
, врачеватель, Панакея
– покровительница лекарств, Гигиея – богиня здоровья, Махаон
– военный хирург, Подалирий – внутренние болезни. Атрибут
Асклепия и его дочери Гигиеи
– змея (символ мудрости и
обновления природы
)

В Древней Греции было несколько медицинских школ
, и
каждая из них
, была индивидуальна по своей философии.

Кротонская медицинская школа
достигла своего расцвета в
VI в. до
н
. э. Ее основные достижения :

1. организм есть единство противоположностей, 2. здоровый
организм есть результат равновесия противоположных сил
, 3.
противоположное излечивается противоположным
. Выдающимся
представителем кротонской школы был философ и врач Алкмеон
из Кротона
. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой
канал
, писал о головном мозге как органе познании и причине
некоторых болезней
.

Алкмеон
(Αλκµαίων)
В отличие от принятых в то время представлений
, Алкмеон помещал
источник познания не в сердце
, а в мозг, считая его
органом мышления
. Открытие Алкмеона было
отвергнуто Аристотелем
(помещавшим сознание в
сердце
) и стоиками, но воспринято Платоном
и врачами школы Гиппократа
. Философ отделял
мышление от ощущения
: «Мы отличаемся от других
[животных] тем, что не только ощущаем, но и мыслим»
( трактат «О природе» )

В Древней Греции было несколько медицинских
школ
, и каждая из них, была индивидуальна по своей
философии
.

Книдская медицинская школ
а
1. заложила основы гуморального
учения
, согласно которому здоровье есть благоприятное смешение
четырех жидкостей организма
, а неблагоприятное их смешение –
есть причине большинства болезней
. 2. Продолжая традиции
вавилонских и египетских врачей
, развивала учение о признаках
болезней и диагностике
. Выдающимся представителем этой школы
был Эврифон и Книда
– современник Гиппократа, автор многих
сочинений
.

Книдская школа в значительной
мере схематизировала лечение
,
в то время как косская
индивидуализировала его
.

В Древней Греции было несколько медицинских
школ
, и каждая из них, была индивидуальна по своей
философии
.

Косская медицинская школа
– главная медицинская школа
Древней Греции
. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н. э.,
когда жрецы Дельфийского Оракула попросили Неброса с о
. Кос и
его сына Хрисоса прекратить моровую язву
, свирепствовавшую в
войске
, осаждавшем г. Киррос. Оба врача без промедления
откликнулись на эту просьбу и
, как говорит предание, исполнили ее
наилучшим образом
: эпидемия была прекращена. Расцвет косcкой
школы неразрывно связан с именем Гиппократа
II Великого,
который вошел в историю как Гиппократ
. Косская медицинская
школа
1. рассматривала организм в тесной связи с окружающей
природой
, 2. разрабатывала принцип наблюдения и лечения у
постели больного
, 3. развивала основы врачебной этики.


Заслуги Гиппократа
- Выделение основных типов человеческого поведения - сангвиников,
холериков
, флегматиков и «очень бледных» – меланхоликов, каждый тип
предрасположен к определенным болезням
.
- Разработка учения об этиологии, из которого он выбросил представление о
сверхъестественном
, божественном происхождении болезней.
- Учение о стадиях болезни, диагностике и семиотике болезней.
- Положено начало строго последовательному, систематическому обследованию
больного
, пользуясь осмотром, ощупыванием, выстукиванием и выслушиванием
и пр
.
- Описание многих симптомов и синдромов.
- Гиппократ положил начало историям болезней.
- Создание учения о прогностике, которая преследовала цель не только
предсказать исход болезни
, но определяла тактику лечения больного.
- Широкую известность получили мастерские зарисовки прогностических
признаков больных
, таких как лицо умирающего больного: «нос острый, глаза
впалые
, виски вдавленные, уши холодные и стянутые, мочки ушей отвороченные,
кожа на лбу твердая
, натянутая и сухая и цвет лица землистый, черный или
бледный
, или свинцовый и др.».


Принципы Гиппократа
:

1) приносить пользу и не вредить «non nоsere»; 2) противоположное лечить
противоположным
(«contraria contraries curantur»); 3) помогать
природе
,
сообразовывать свои действия с ее усилиями избавиться от болезни
; 4) соблюдать
осторожность
, щадить силы больного, не менять внезапно лекарство, применять
более активные средства лечения тогда
, когда менее активные не оказывают
действия
.

Гиппократ известен как выдающийся хирург древности
. Ему принадлежит
разработка
способов
применения
повязок
(простых, ромбовидных, «шапка
Гиппократа
» и пр.). Лечение переломов и вывихов с помощью вытяжения и
противовытяжения
, шин, желобов, использование специальных аппаратов (скамья
Гиппократа и др
.), лечение ран, фистул, геморроя, эмпием. Заслуживают, внимание
правила положения хирурга
, его рук, размещение инструментов, освещение при
операции и пр
.

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике
,
образце этичного поведения врача
.

Клятва Гиппократа

Клянусь Аполлоном врачом
, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и
богинями
, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим
силам и моему разумению
, следующую присягу и письменное обязательство:
считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими
родителями
.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами я моим
разумением
, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.
Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути
для подобного замысла


Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство
. Я ни в коем
случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью
, предоставив
это людям
, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду
туда для пользы больного
, будучи далек от всего намеренного, несправедливого
и пагубного
, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами,
свободными и рабами
.

Чтобы при лечении
— а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал
касательно жизни людской из того
, что не следует когда-либо разглашать, я
умолчу о том
, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему
клятву
, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на
вечные времена
; преступающему же и дающему ложную клятву да будет
обратное этому
.

Афоризмы Гиппократа

Всё хорошо, что в меру.

Лечит болезнь врач, но излечивает природа.

Беспричинная усталость предвещает болезнь.

Противоположное излечивается противоположным.

Хочешь быть настоящим хирургом — следуй за войском.

Больной должен вместе с врачом бороться с болезнью.

Если сон облегчает страдания, болезнь не смертельна.

Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств.

Врач — философ; ведь нет большой разницы между мудростью и медициной.

Ни насыщение, ни голод и ничто другое не хорошо, если переступить меру природы.

Жизнь коротка, искусство вечно, случайные обстоятельства скоропреходящи, опыт обманчив, суждения трудны.

Некоторые больные, несмотря на сознание обречённости, выздоравливают только потому, что уверены в мастерстве врача.


Терминогия врачей Древней Греции - основа современного анатомического языка

Биология
– «Биос +Логос» - жизнь, наука.

Симптом
– «Симптума» - совпадение, признак.

Психика
– «Психикос» - душевный.

Пульс
– «Пульсус» - удар, толчок.

Профилактика
– «Профилактикос» - предохранительный.

Пациент
– «Патиенс»- страдающий.

Ортопедия
– «Ортос + Паиедиа» - правильное воспитание.

Организм
– «Организмус» - целое.

Операция
– «Оператио» - действие.

Микро
– «Микрос» - малый.

Менингит
– «Менингос» - мозговая оболочка.

Анатомия
– «Анатоме» - рассечение.

Анемия
– «Ан + Хаима» - малокровие.

Анестезия
– «Анастезия» - нечувствительность.

Атрофия
– «Атрофия» - увядание.

Генетика
– «Генетикос» -относящийся к рождению, происхождению.

Доза
– «Дозис» - порция, прием.

Клиника
– «Клинике» - уход за лежачими больными, врачевание.

Кома
– «Кома» - глубокий сон, спячка.

Лейкемия
– «Леукос +Хайма» - белая, кровь.

Паранойя
– «Паранойа» - безумие.

Патология
– «Патос + Логос» - страдание, учение.

Гален
(129, Пергам,— 199, Рим) —
древнеримский врач
.

Описал около
300 мышц человека.

В своем труде
«О видах пульса» Гален показал соотношение между
дыхательными движениями и частотой пульса
, влияние на пульс перевязки
сосудов
.

Доказал
, что не сердце, а головной и спинной мозг являются «средоточием
движения
, чувствительности и душевной деятельности».

Сделал вывод
, что «без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения,
называемого произвольным
, ни единого чувства».

Перерезав спинной мозг поперёк
, Гален показал исчезновение чувствительности
всех частей тела
, лежащих ниже места разреза.

Доказал
, что по артериям движется кровь, а не «пневма», как считалось ранее.

Описал семь пар черепномозговых нервов
, блуждающий нерв.

Создал первую в истории физиологии теорию кровообращения
.

Положил начало фармакологии
. До сих пор «галеновыми препаратами» называют
настойки и мази
, приготовленные определёнными способами.

План

1. Медицина в странах Востока, Арабских халифатах (разработка гигиенических рекомендаций, новые лекарственные вещества), недостатки медицины халифатов (влияние религии).

2.
Прогрессивные черты Византийской медицины

3. Развитие медицины Древней Руси

4.
Великие врачи: Ар-Рази (Разес), Авиценна – великие ученые- энциклопедисты

5.
Схоластическая медицина и ее влияние на развитие науки и медицины.

6.
Санитарное состояние Европейских городов, появление простейших противоэпидемических мероприятий (карантины)

7.
Развитие хирургии (А. Паре), описание инфекционных заболеваний
(Джироламо Фракасторо).

Медицина в странах Востока
,
Арабских халифатах
:
1.
Развитие науки под сильным влиянием исламской идеологии
Мусульмане разделяли знания на две сферы
: традиционные
«
арабские
»
и всеобщие
«
иноземные
».
Медицина начиналась с религиозных догм
, но постепенно переходила к
практическому врачеванию
На этом этапе вменялось постигать
«
иноземные
»
науки
Теорет медицина преподавалась по Галену
2.
Дворец мудрости
-
Общества просвещенных
(
академии
) - обсуждение научных трудов
Обсуждались эпидемии
, сан благоустройство
, диагностика
, лечение
3.
Больницы были научными медицинскими центрами
Существовали трех типов
: 1 - финансировался государством
, 2 - врачами и религиозными деятелями
, 3 - военные учреждения
4.
Открыли нашатырь
, получили азотную и соляную кислоту
, хлорную известь и спирт
Укрепление связи алхимии с медициной
5.
Анатомией не занимались
Ислам строго запрещал даже прикосновение к мертвому человеческому телу
6.
В трудах всех без исключения врачей приводится богатый арсенал средств
, среди которых имеются лекарства
, не встречающиеся в трудах их предшественников
Арабские врачи подвергали лекарственные средства проверке на животных
, проводили клинические испытания
7.
Исторической заслугой врачей
Арабских халифатов является сохранение и передача врачам Зап
Европы богатейшего наследия медицины древнего Востока
, античного и эллинистического мира
Систематизация и совершенствование
!
Особенности медицины средневековья

Медицина в Византийской империи
:
1.
Функционируют медицинские школы
- допускались лица
, прошедшие среднее образование
Разрешение на преподавание давалось патриархом
При обучении исходили из представлений
Галена
, пользовались трудами Гиппократа
, античных и византийских энциклопедистов
2.
В середине
XI в
в Константинополе открылась высшая школа с юридическим и философским факультетами
В начале
XII в
стала преподаваться медицина
, а потом создан факультет
Допускались свободные дискуссии "
о пульсе
, лихорадках
, артериях и венах " и т д
., но осмотры и демонстрации больных не практиковались
3.
Большая роль в организации медпомощи принадлежала церкви
При монастырях проводился прием больных
4.
Строились стационары
Места для призрения
Отдельные помещения для заразных
Существовал больничный устав
5.
Организация изоляторов
, лазаретов
Монашеский орден св
Лазаря
Особенности медицины средневековья

Медицина в Древней Руси
:
1.
Из
- за длительного гнета татаро
- монгольского ига
, медицина в этом периоде не продвинулась
, т
к иго значительно затормозило развитие
, как в научном
, так и в медицинском плане Русь
Поэтому медицина оставалась преимущественно народной
2.
Неотъемлемой частью древнерусского быта являлась паровая баня
Использовалась не только для омовения тела
, здесь принимали роды
, купали младенцев
, делали массаж и лечили простуду
, накладывая на тело горячие горшки
В бане знахари вправляли вывихи
, растирали тело лекарственными мазями
, пускали кровь
, исцеляли болезни суставов
3.
Важными были весьма плодотворные
, значительно расширившиеся и укрепившиеся после принятия христианства
(988) связи с Византией
- хранительницей достижений Древней Греции и Древнего Рима
Особенностью русской медицины являлось стратегическое значение монастырских больниц
Во времена вражеских нашествий раненых размещали за крепкими стенами обителей
, осуществляя поставку медикаментов
, лекарств и финансирование персонала за счет государства
4.
При Иване Грозном была организована аптекарская палата для обслуживания царской семьи и ближайших бояр
, в
1620 г
создан аптекарский приказ с
постоянным штатом
, содержащийся за счет государственной казны
Его функции
: организация и снабжение импортными и отечественными зельями
, организация медицинской помощи знатному населению
, подготовка лекарей
, приглашение иностранных врачей
, принятие противоэпидемических мер
Особенности медицины средневековья

Абу Бакр Мухаммед ибн Закария Ар-Рази
(Разес) 865 г. – 925 г.
-
Основатель больницы в Багдаде
(предание о способе, каким Ар-
Рази выбирал место
, наиболее подходящее для постройки
больницы
).
- связывал теоретическое обучение с больничной практикой.
- написал 200 трудов, наибольшее значение имеет его труд «Об оспе и
кори
». Ар-Рази знал о невосприимчивости к повторному
заболеванию оспой и применял вариоляцию
(прививку здоровым
содержимого оспенных пустул
).
- описал инструмент для извлечения инородных тел из глотки и один
из первых начал применять вату при перевязках
, нитки из кишок
барана для зашивания ран брюшной полости
.
- медицинские руководства: «Всеобъемлющая книга по медицине» (в
25 томах) и «Медицинская книга» (в 10 томах), «Один врач не
может лечить все болезни
» (о значении специализации врачей),
«Легкие болезни могут быть трудно излечимы» и др. Специально
для нуждающихся пациентов им написана книга
«Для тех, у кого
нет врача
» (или «О медицине бедных»).

Абу Али аль-Хуссейн ибн Абдаллах ибн аль-
Хасан ибн Али ибн Сина (Авиценна)
980-1037 годы
-
"Канон врачебной науки" - капитальный труд , включающий в себя около 200
печатных листов
. По числу изданий соперничал с Библией. Латинский текст
"Канона врачебной науки" был издан впервые в 1473году , а арабский - в 1543году.
-
В книге
1-ой излагается теоретическая медицина. Книга разбита на четыре части. В
первой части дается определение медицины
, во второй - речь идет о болезнях , в
третьей
- о сохранении здоровья и в четвертой - о способах лечения.
-
В книге
2-ой описаны "простые" лекарства , излагается учение Ибн-Сины о
лекарствах
, их природе , их испытании. по алфавиту расположены 811 средств
растительного
, животного и минерального происхождения с указанием их
действия
, способов применения , правил сбора и хранения.
-
Книга
3-я , посвящена патологии и терапии - описанию отдельных болезней и их
лечению
. Каждый раздел снабжен анатомо-топографическим введением.
-
Книга
4-я посвящена хирургии , лечению вывихов и переломов , общему учению о
лихорадке
(кризисах при болезнях). В ней говорится об опухолях , гнойных
воспалениях подкожной клетчатки
, а также о заразных болезнях. Освещаются
основные вопросы учения о ядах
.
-
Книга
5-я содержит описание "сложных" лекарств , а также ядов и противоядий.
-
Фармация и фармакология представляют собой попытку объединить собранные
многочисленные материалы в систему
, связать их с клиническими наблюдениями.
Рекомендуемые в
"Канонах врачебной науки" лекарственные средства
разнообразны
, многие из них позднее вошли в научную фармакологию.

Особенности медицины средневековья
Медицина в Западной Европе

Медицина в Западной Европе почти не получила дальнейшего
научного развития
. Христианская церковь, провозгласившая примат
веры над знанием
, канонизировала учение Галена, превратив его в
непререкаемую догму
.

Молитвы считались более эффективными средствами лечения
, чем
лекарства
. Процветание мистики. Лечебные свойства приписывались
драгоценным камням и всевозможным раритетам
(печень жабы).

Крестовые походы
, сопровождавшиеся миграцией огромных людских
масс
, способствовали опустошительным эпидемиям, смертность 70-97%.

Испытанный рецепт
: Cito, longe, tarde - бежать из зараженной местности
скорее
, дальше и возвращаться позже.

В крупных портовых городах Европы
(Венеция, Генуя и др.) возникли
особые противоэпидемические учреждения
: карантины (дословно
«сорокадневие» — срок изоляции и наблюдения над экипажем
прибывших судов
).

Хирургия
- долгое время под запретом. Только в XIV-XV веках -
внутрицеховое расслоение хирургов по уровню профессионализма
:
«длиннополые», «короткополые» (цирюльники), которым поручалась
малая хирургия
, банщики, умевшие выполнять простейшие процедуры,
например
, избавлять пациента от мозолей или бородавок.

Схоластическая медицина и ее влияние на развитие науки и
медицины

Медицину позднего средневековья называют «схоластической», т.е. отрешенной от реальной жизни.

В университетах основой преподавания служила лекция. Медики-схоласты занимались толкованием текстов античных и некоторых арабских авторов.
Произведения заучивались наизусть. Практических занятий, как правило, не было: религия запрещала «пролитие крови» и вскрытие человеческих трупов.

Врачи на консилиумах часто спорили по поводу цитат вместо того, чтобы принести практическую пользу больному.

Схоластический характер медицины позднего средневековья особенно ярко проявился в отношении университетских врачей к хирургам: в подавляющем большинстве средневековых университетов хирургия не преподавалась.
Доктора
- схоласты
(
Оноре Домье
)

Амбруаз Паре (1510-1590)

выдающийся хирург и акушер.

Врачебного образования не имел. Хирургии обучался в парижской больнице, где был подмастерьем-цирюльником.

В 1536 году А. Паре начал службу в армии в качестве цирюльника-хирурга. Вместо мучительного лечения ран прижиганием раскаленным железом или заливанием кипящим смолистым раствором (бальзамом) ввел повязки из чистой ткани; заменил перекручивание сдавливанием сосудов перевязкой; предложил ортопедические приборы - искусственные конечности; улучшил методы

ампутации;

в акушерстве ввел поворот на ножку.

ввел в хирургическую практику операции по

исправлению раздвоенной ("заячьей") губы,

разработал метод восстановления

расщепленного неба ("волчьей пасти")

Джироламо Фракасторо
(1478-1553)

Систематизация природы заразных болезней в труде «О
контагии, контагиозных болезнях и лечении».

Описал сифилис в поэме "О сифилисе, или о гальской болезни".
Помимо детального описания заразных болезней
(сифилиса,сыпного тифа, туберкулеза, малярии, кори, чумы, оспы, бешенства, проказы) - систематизация путей передачи инфекции (непосредственным контактом, через окружающие предметы и на расстоянии) и предположение о специфичности возбудителей различных болезней.


Вопросы самоподготовки к следующему занятию:

1. Медицина позднего средневековья (XV-
XVII вв.). Западная Европа в эпоху
Возрождения.

2. Парацельс, Леонардо да Винчи, Андреас
Везалий.

3. Развитее медицины народов Древней
Америки.

4. Врачевание в Московском государстве.


Ответы на эти вопросы помогут вам подготовиться к дискуссии
Как изображался бог
– врачеватель
Древней Греции Асклепий
?
1. в виде юной красавицы с чашей в
руке
2. в виде старца с посохом в руке,
обвитым змеями
3. в виде старца с молнией на ладони

Ответы на эти вопросы помогут вам подготовиться к дискуссии
Что такое «маска Гиппократа»?

1) лицо выздоравливающего
больного

2) лицо умирающего больного

3) лицо старика

4) посмертная маска

Ответы на эти вопросы помогут вам подготовиться к дискуссии
Место рождения Гиппократа:
1. остров Кос
2. остров Фасос
3. остров Крит

Ответы на эти вопросы помогут вам подготовиться к дискуссии
Врач Кротонской школы Алкмеон
создал труд
:
1. «О природе»
2. «О болезнях»
3. «О влаге»

Ответы на эти вопросы помогут вам подготовиться к дискуссии
Метод борьбы с оспой – вариоляция, предложил?
1. Разес
2. Гален
3. Авиценна

Ответы на эти вопросы помогут вам подготовиться к дискуссии
В каком году создан аптекарский приказ?
1. 1620г.
2. 1657г.
3. 1543г.

Ответы на эти вопросы помогут вам подготовиться к дискуссии
• Первое государственное учреждение здравоохранения на Руси:
• 1. Аптекарский приказ
• 2. Медицинские школы
• 3. Аптеки

Каталог: files
files -> Вопросы сертификационного экзамена для врачей по специальности «лфк и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа составлена в соответствии с Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ
files -> Рабочая программа дисциплины Лечебная физическая культура и массаж Направление подготовки 050100 Педагогическое образование
files -> Лечебная физкультура
files -> К рабочей программе дисциплины «Лечебная физкультура и спортивная медицина»
files -> Рабочая программа учебной дисциплины «медицинская реабилитация» цикла Медицинская реабилитация для специальности 310501 «Лечебное дело» по специализации 310501 «Лечебное дело»
files -> Лекции (час) Семинары (час) Самост работа Всего баллов Модуль 1
files -> Влияние мобильного телефона на здоровье человека


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница