История медицины Модуль3. Медицина в странах античногоСредиземноморья Древняя Греция. Модуль4. Медицина раннего (V-X вв.) и классического(XI-XV вв.) средневековья. Западная Европа, Византийская империя, Древнерусское государство, арабоязычные халифаты, средневековый Восток. План • 1. Значение древнегреческой культуры для развития мировой цивилизации. • 2. Древнегреческие врачи (Асклепий, Гиппократ, Алкмеон). • 3. Значение Гиппократа для развития мировой медицины. • 4. Основание первых больниц в Древней Греции (лечебницы, атрейи). • 5. Особенности развития медицины Древнего Рима: военная медицина, врачи легионеров, валетунардии. • 6. Гален и его влияние на дальнейшее развитие медицины.
Общая характеристика эпохи. Общие чертыразвития врачевания в странах античногоСредиземноморья. Древняя Греция. • Страны средиземноморья в эпоху античности оказали огромное влияние на развитиечеловечества. Главными среди них были Греция и Рим. • Формируются две основные системы античной философии: естественно-научная иучение объективного идеализма. • В Древней Греции медицина получила значительно больше возможности развития, чем в древневосточных государствах с их более низким уровнем развитияпроизводительных сил. • Медицина в значительной степени утратила связи с религиозными воззрениями. Около300 храмов в честь бога-врачевателя Асклепия , так называемыхасклепионов, было воздвигнуто в Трикке (Фессалия), Эпидавре (Пелопоннес) и наострове Кос. • Атреи– лечебницы на дому у практиковавших врачей. В основном они служили дляамбулаторного приема или после хирургического вмешательства.• Появились относительные сведения о строении человеческого тела. • Характерной чертой древнегреческой медицины было большое внимание кфизической культуре, и в связи с этим к личной гигиене.• Во2 в. до н.э. появляются врачи-профессионалы из числа рабов, вольноотпущеникови свободных граждан. Медицина в странах античного Средиземноморья Древняя Греция . • Источники – литературные памятники «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «История в 9-ти книгах» • Геродота , «Гиппократов сборник». Периодизация : 1. Эгейский период – 3 –2 тыс. до н.э. 2. Классический – 1 тыс. до н.э. 3. Эллинистический – конец 1 тыс. до н .э. – середина 1 тыс. н.э.
Бог Асклепий почитался как целитель , врачеватель, Панакея – покровительница лекарств, Гигиея – богиня здоровья, Махаон – военный хирург, Подалирий – внутренние болезни. Атрибут Асклепия и его дочери Гигиеи – змея (символ мудрости и обновления природы )
В Древней Греции было несколько медицинских школ , и каждая из них , была индивидуальна по своей философии. • Кротонская медицинская школа достигла своего расцвета в VI в. до н . э. Ее основные достижения : • 1. организм есть единство противоположностей, 2. здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил , 3. противоположное излечивается противоположным . Выдающимся представителем кротонской школы был философ и врач Алкмеон из Кротона . Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал , писал о головном мозге как органе познании и причине некоторых болезней . • Алкмеон (Αλκµαίων) В отличие от принятых в то время представлений , Алкмеон помещал источник познания не в сердце , а в мозг, считая его органом мышления . Открытие Алкмеона было отвергнуто Аристотелем (помещавшим сознание в сердце ) и стоиками, но воспринято Платоном и врачами школы Гиппократа . Философ отделял мышление от ощущения : «Мы отличаемся от других [животных] тем, что не только ощущаем, но и мыслим» ( трактат «О природе» )
В Древней Греции было несколько медицинских школ , и каждая из них, была индивидуальна по своей философии . • Книдская медицинская школ а 1. заложила основы гуморального учения , согласно которому здоровье есть благоприятное смешение четырех жидкостей организма , а неблагоприятное их смешение – есть причине большинства болезней . 2. Продолжая традиции вавилонских и египетских врачей , развивала учение о признаках болезней и диагностике . Выдающимся представителем этой школы был Эврифон и Книда – современник Гиппократа, автор многих сочинений . • Книдская школа в значительной мере схематизировала лечение , в то время как косская индивидуализировала его .
В Древней Греции было несколько медицинскихшкол, и каждая из них, была индивидуальна по своейфилософии.• Косская медицинская школа– главная медицинская школаДревней Греции. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н. э., когда жрецы Дельфийского Оракула попросили Неброса с о. Кос иего сына Хрисоса прекратить моровую язву, свирепствовавшую ввойске, осаждавшем г. Киррос. Оба врача без промедленияоткликнулись на эту просьбу и, как говорит предание, исполнили еенаилучшим образом: эпидемия была прекращена. Расцвет косcкойшколы неразрывно связан с именем ГиппократаII Великого, который вошел в историю как Гиппократ. Косская медицинскаяшкола1. рассматривала организм в тесной связи с окружающейприродой, 2. разрабатывала принцип наблюдения и лечения упостели больного, 3. развивала основы врачебной этики. • Заслуги Гиппократа •- Выделение основных типов человеческого поведения - сангвиников, холериков , флегматиков и «очень бледных» – меланхоликов, каждый тип предрасположен к определенным болезням . •- Разработка учения об этиологии, из которого он выбросил представление о сверхъестественном , божественном происхождении болезней. •- Учение о стадиях болезни, диагностике и семиотике болезней. •- Положено начало строго последовательному, систематическому обследованию больного , пользуясь осмотром, ощупыванием, выстукиванием и выслушиванием и пр . •- Описание многих симптомов и синдромов. •- Гиппократ положил начало историям болезней. •- Создание учения о прогностике, которая преследовала цель не только предсказать исход болезни , но определяла тактику лечения больного. •- Широкую известность получили мастерские зарисовки прогностических признаков больных , таких как лицо умирающего больного: «нос острый, глаза впалые , виски вдавленные, уши холодные и стянутые, мочки ушей отвороченные, кожа на лбу твердая , натянутая и сухая и цвет лица землистый, черный или бледный , или свинцовый и др.».
• Принципы Гиппократа : • 1) приносить пользу и не вредить «non nоsere»; 2) противоположное лечить противоположным («contraria contraries curantur»); 3) помогать природе , сообразовывать свои действия с ее усилиями избавиться от болезни ; 4) соблюдать осторожность , щадить силы больного, не менять внезапно лекарство, применять более активные средства лечения тогда , когда менее активные не оказывают действия . • Гиппократ известен как выдающийся хирург древности . Ему принадлежит разработка способов применения повязок (простых, ромбовидных, «шапка Гиппократа » и пр.). Лечение переломов и вывихов с помощью вытяжения и противовытяжения , шин, желобов, использование специальных аппаратов (скамья Гиппократа и др .), лечение ран, фистул, геморроя, эмпием. Заслуживают, внимание правила положения хирурга , его рук, размещение инструментов, освещение при операции и пр . • С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике , образце этичного поведения врача .
Клятва Гиппократа • Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами ибогинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моимсилам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моимиродителями.• Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами я моимразумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу путидля подобного замысла…• Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коемслучае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставивэто людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войдутуда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, несправедливогои пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.• Чтобы при лечении— а также и без лечения — я ни увидел или ни услышалкасательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, яумолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющемуклятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей навечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будетобратное этому. Афоризмы Гиппократа • Всё хорошо, что в меру. • Лечит болезнь врач, но излечивает природа. • Беспричинная усталость предвещает болезнь. • Противоположное излечивается противоположным. • Хочешь быть настоящим хирургом — следуй за войском. • Больной должен вместе с врачом бороться с болезнью. • Если сон облегчает страдания, болезнь не смертельна. • Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств. • Врач — философ; ведь нет большой разницы между мудростью и медициной. • Ни насыщение, ни голод и ничто другое не хорошо, если переступить меру природы. • Жизнь коротка, искусство вечно, случайные обстоятельства скоропреходящи, опыт обманчив, суждения трудны. • Некоторые больные, несмотря на сознание обречённости, выздоравливают только потому, что уверены в мастерстве врача. •
Терминогия врачей Древней Греции - основа современного анатомического языка • Биология – «Биос +Логос» - жизнь, наука. • Симптом – «Симптума» - совпадение, признак. • Психика – «Психикос» - душевный. • Пульс – «Пульсус» - удар, толчок. • Профилактика – «Профилактикос» - предохранительный. • Пациент – «Патиенс»- страдающий. • Ортопедия – «Ортос + Паиедиа» - правильное воспитание. • Организм – «Организмус» - целое. • Операция – «Оператио» - действие. • Микро – «Микрос» - малый. • Менингит – «Менингос» - мозговая оболочка. • Анатомия – «Анатоме» - рассечение. • Анемия – «Ан + Хаима» - малокровие. • Анестезия – «Анастезия» - нечувствительность. • Атрофия – «Атрофия» - увядание. • Генетика – «Генетикос» -относящийся к рождению, происхождению. • Доза – «Дозис» - порция, прием. • Клиника – «Клинике» - уход за лежачими больными, врачевание. • Кома – «Кома» - глубокий сон, спячка. • Лейкемия – «Леукос +Хайма» - белая, кровь. • Паранойя – «Паранойа» - безумие. • Патология – «Патос + Логос» - страдание, учение.
Гален (129, Пергам,— 199, Рим) — древнеримский врач . • Описал около 300 мышц человека. • В своем труде «О видах пульса» Гален показал соотношение между дыхательными движениями и частотой пульса , влияние на пульс перевязки сосудов . • Доказал , что не сердце, а головной и спинной мозг являются «средоточием движения , чувствительности и душевной деятельности». • Сделал вывод , что «без нерва нет ни одной части тела, ни одного движения, называемого произвольным , ни единого чувства». • Перерезав спинной мозг поперёк , Гален показал исчезновение чувствительности всех частей тела , лежащих ниже места разреза. • Доказал , что по артериям движется кровь, а не «пневма», как считалось ранее. • Описал семь пар черепномозговых нервов , блуждающий нерв. • Создал первую в истории физиологии теорию кровообращения . • Положил начало фармакологии . До сих пор «галеновыми препаратами» называют настойки и мази , приготовленные определёнными способами.
План • 1. Медицина в странах Востока, Арабских халифатах (разработка гигиенических рекомендаций, новые лекарственные вещества), недостатки медицины халифатов (влияние религии). • 2. Прогрессивные черты Византийской медицины • 3. Развитие медицины Древней Руси • 4. Великие врачи: Ар-Рази (Разес), Авиценна – великие ученые- энциклопедисты • 5. Схоластическая медицина и ее влияние на развитие науки и медицины. • 6. Санитарное состояние Европейских городов, появление простейших противоэпидемических мероприятий (карантины) • 7. Развитие хирургии (А. Паре), описание инфекционных заболеваний (Джироламо Фракасторо).
Медицина в странах Востока, Арабских халифатах:1. Развитие науки под сильным влиянием исламской идеологии Мусульмане разделяли знания на две сферы : традиционные « арабские » и всеобщие « иноземные ». Медицина начиналась с религиозных догм , но постепенно переходила к практическому врачеванию На этом этапе вменялось постигать « иноземные » науки Теорет медицина преподавалась по Галену 2.Дворец мудрости - Общества просвещенных ( академии ) - обсуждение научных трудов Обсуждались эпидемии , сан благоустройство , диагностика , лечение 3. Больницы были научными медицинскими центрами Существовали трех типов : 1 - финансировался государством , 2 - врачами и религиозными деятелями , 3 - военные учреждения 4. Открыли нашатырь , получили азотную и соляную кислоту , хлорную известь и спирт Укрепление связи алхимии с медициной5. Анатомией не занимались Ислам строго запрещал даже прикосновение к мертвому человеческому телу 6. В трудах всех без исключения врачей приводится богатый арсенал средств , среди которых имеются лекарства , не встречающиеся в трудах их предшественников Арабские врачи подвергали лекарственные средства проверке на животных , проводили клинические испытания 7. Исторической заслугой врачей Арабских халифатов является сохранение и передача врачам Зап Европы богатейшего наследия медицины древнего Востока , античного и эллинистического мира Систематизация и совершенствование ! Особенности медицины средневековья Медицина в Византийской империи : 1. Функционируют медицинские школы - допускались лица , прошедшие среднее образование Разрешение на преподавание давалось патриархом При обучении исходили из представлений Галена , пользовались трудами Гиппократа , античных и византийских энциклопедистов 2. В середине XI в в Константинополе открылась высшая школа с юридическим и философским факультетами В начале XII в стала преподаваться медицина , а потом создан факультет Допускались свободные дискуссии " о пульсе , лихорадках , артериях и венах " и т д ., но осмотры и демонстрации больных не практиковались 3. Большая роль в организации медпомощи принадлежала церкви При монастырях проводился прием больных 4. Строились стационары Места для призрения Отдельные помещения для заразных Существовал больничный устав 5. Организация изоляторов , лазаретов Монашеский орден св Лазаря Особенности медицины средневековья
Медицина в Древней Руси:1. Из - за длительного гнета татаро - монгольского ига , медицина в этом периоде не продвинулась, т к иго значительно затормозило развитие , как в научном , так и в медицинском плане Русь Поэтому медицина оставалась преимущественно народной 2.Неотъемлемой частью древнерусского быта являлась паровая баня Использовалась не только для омовения тела , здесь принимали роды , купали младенцев , делали массаж и лечили простуду , накладывая на тело горячие горшки В бане знахари вправляли вывихи , растирали тело лекарственными мазями , пускали кровь , исцеляли болезни суставов 3. Важными были весьма плодотворные , значительно расширившиеся и укрепившиеся после принятия христианства (988) связи с Византией - хранительницей достижений Древней Греции и Древнего Рима Особенностью русской медицины являлось стратегическое значение монастырских больниц Во времена вражеских нашествий раненых размещали за крепкими стенами обителей , осуществляя поставку медикаментов , лекарств и финансирование персонала за счет государства 4. При Иване Грозном была организована аптекарская палата для обслуживания царской семьи и ближайших бояр , в 1620 г создан аптекарский приказ с постоянным штатом , содержащийся за счет государственной казны Его функции : организация и снабжение импортными и отечественными зельями , организация медицинской помощи знатному населению , подготовка лекарей , приглашение иностранных врачей , принятие противоэпидемических мер Особенности медицины средневековья Абу Бакр Мухаммед ибн Закария Ар-Рази (Разес) 865 г. – 925 г. - Основатель больницы в Багдаде (предание о способе, каким Ар- Рази выбирал место , наиболее подходящее для постройки больницы ). - связывал теоретическое обучение с больничной практикой. - написал 200 трудов, наибольшее значение имеет его труд «Об оспе и кори ». Ар-Рази знал о невосприимчивости к повторному заболеванию оспой и применял вариоляцию (прививку здоровым содержимого оспенных пустул ). - описал инструмент для извлечения инородных тел из глотки и один из первых начал применять вату при перевязках , нитки из кишок барана для зашивания ран брюшной полости . - медицинские руководства: «Всеобъемлющая книга по медицине» (в 25 томах) и «Медицинская книга» (в 10 томах), «Один врач не может лечить все болезни » (о значении специализации врачей), «Легкие болезни могут быть трудно излечимы» и др. Специально для нуждающихся пациентов им написана книга «Для тех, у кого нет врача » (или «О медицине бедных»).
Абу Али аль-Хуссейн ибн Абдаллах ибн аль- Хасан ибн Али ибн Сина (Авиценна) 980-1037 годы - "Канон врачебной науки" - капитальный труд , включающий в себя около 200 печатных листов. По числу изданий соперничал с Библией. Латинский текст"Канона врачебной науки" был издан впервые в 1473году , а арабский - в 1543году.- В книге1-ой излагается теоретическая медицина. Книга разбита на четыре части. Впервой части дается определение медицины, во второй - речь идет о болезнях , втретьей- о сохранении здоровья и в четвертой - о способах лечения.- В книге2-ой описаны "простые" лекарства , излагается учение Ибн-Сины олекарствах, их природе , их испытании. по алфавиту расположены 811 средстврастительного, животного и минерального происхождения с указанием ихдействия, способов применения , правил сбора и хранения.- Книга3-я , посвящена патологии и терапии - описанию отдельных болезней и ихлечению. Каждый раздел снабжен анатомо-топографическим введением.- Книга4-я посвящена хирургии , лечению вывихов и переломов , общему учению олихорадке(кризисах при болезнях). В ней говорится об опухолях , гнойныхвоспалениях подкожной клетчатки, а также о заразных болезнях. Освещаютсяосновные вопросы учения о ядах.- Книга5-я содержит описание "сложных" лекарств , а также ядов и противоядий.- Фармация и фармакология представляют собой попытку объединить собранныемногочисленные материалы в систему, связать их с клиническими наблюдениями. Рекомендуемые в"Канонах врачебной науки" лекарственные средстваразнообразны, многие из них позднее вошли в научную фармакологию. Особенности медицины средневековья Медицина в Западной Европе • Медицина в Западной Европе почти не получила дальнейшегонаучного развития. Христианская церковь, провозгласившая приматверы над знанием, канонизировала учение Галена, превратив его внепререкаемую догму. • Молитвы считались более эффективными средствами лечения, чемлекарства. Процветание мистики. Лечебные свойства приписывалисьдрагоценным камням и всевозможным раритетам(печень жабы).• Крестовые походы, сопровождавшиеся миграцией огромных людскихмасс, способствовали опустошительным эпидемиям, смертность 70-97%.• Испытанный рецепт: Cito, longe, tarde - бежать из зараженной местностискорее, дальше и возвращаться позже. • В крупных портовых городах Европы(Венеция, Генуя и др.) возниклиособые противоэпидемические учреждения: карантины (дословно«сорокадневие» — срок изоляции и наблюдения над экипажемприбывших судов).• Хирургия- долгое время под запретом. Только в XIV-XV веках -внутрицеховое расслоение хирургов по уровню профессионализма: «длиннополые», «короткополые» (цирюльники), которым поручаласьмалая хирургия, банщики, умевшие выполнять простейшие процедуры, например, избавлять пациента от мозолей или бородавок. Схоластическая медицина и ее влияние на развитие науки и медицины • Медицину позднего средневековья называют «схоластической», т.е. отрешенной от реальной жизни. • В университетах основой преподавания служила лекция. Медики-схоласты занимались толкованием текстов античных и некоторых арабских авторов. Произведения заучивались наизусть. Практических занятий, как правило, не было: религия запрещала «пролитие крови» и вскрытие человеческих трупов. • Врачи на консилиумах часто спорили по поводу цитат вместо того, чтобы принести практическую пользу больному. • Схоластический характер медицины позднего средневековья особенно ярко проявился в отношении университетских врачей к хирургам: в подавляющем большинстве средневековых университетов хирургия не преподавалась. Доктора - схоласты ( Оноре Домье )
Амбруаз Паре (1510-1590) • выдающийся хирург и акушер. • Врачебного образования не имел. Хирургии обучался в парижской больнице, где был подмастерьем-цирюльником. • В 1536 году А. Паре начал службу в армии в качестве цирюльника-хирурга. Вместо мучительного лечения ран прижиганием раскаленным железом или заливанием кипящим смолистым раствором (бальзамом) ввел повязки из чистой ткани; заменил перекручивание сдавливанием сосудов перевязкой; предложил ортопедические приборы - искусственные конечности; улучшил методы • ампутации; • в акушерстве ввел поворот на ножку. • ввел в хирургическую практику операции по • исправлению раздвоенной ("заячьей") губы, • разработал метод восстановления • расщепленного неба ("волчьей пасти")
Джироламо Фракасторо(1478-1553)• Систематизация природы заразных болезней в труде «О контагии, контагиозных болезнях и лечении». • Описал сифилис в поэме "О сифилисе, или о гальской болезни". Помимо детального описания заразных болезней (сифилиса,сыпного тифа, туберкулеза, малярии, кори, чумы, оспы, бешенства, проказы) - систематизация путей передачи инфекции (непосредственным контактом, через окружающие предметы и на расстоянии) и предположение о специфичности возбудителей различных болезней. • Вопросы самоподготовки к следующему занятию: • 1. Медицина позднего средневековья (XV- XVII вв.). Западная Европа в эпоху Возрождения. • 2. Парацельс, Леонардо да Винчи, Андреас Везалий. • 3. Развитее медицины народов Древней Америки. • 4. Врачевание в Московском государстве. •
Ответы на эти вопросы помогут вам подготовиться к дискуссии Как изображался бог– врачевательДревней Греции Асклепий?• 1. в виде юной красавицы с чашей вруке• 2. в виде старца с посохом в руке, обвитым змеями• 3. в виде старца с молнией на ладони Ответы на эти вопросы помогут вам подготовиться к дискуссии • Что такое «маска Гиппократа»? • 1) лицо выздоравливающего больного • 2) лицо умирающего больного • 3) лицо старика • 4) посмертная маска
Ответы на эти вопросы помогут вам подготовиться к дискуссии • Место рождения Гиппократа: • 1. остров Кос • 2. остров Фасос • 3. остров Крит
Ответы на эти вопросы помогут вам подготовиться к дискуссии Врач Кротонской школы Алкмеон создал труд : 1. «О природе» 2. «О болезнях» 3. «О влаге»
Ответы на эти вопросы помогут вам подготовиться к дискуссии Метод борьбы с оспой – вариоляция, предложил? 1. Разес 2. Гален 3. Авиценна
Ответы на эти вопросы помогут вам подготовиться к дискуссии В каком году создан аптекарский приказ? 1. 1620г. 2. 1657г. 3. 1543г.
Ответы на эти вопросы помогут вам подготовиться к дискуссии • Первое государственное учреждение здравоохранения на Руси: • 1. Аптекарский приказ • 2. Медицинские школы • 3. Аптеки
Поделитесь с Вашими друзьями: |