Врачевание и медицина в древней Греции (III тысячелетие до н э. – I в н. э.)



Дата26.09.2017
Размер104 Kb.

3. МЕДИЦИНА АНТИЧНОГО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ


(III тысячелетие до н.э. – V в. н.э.)

Врачевание и медицина в древней Греции

(III тысячелетие до н.э. – I в. н.э.)


Страны античного мира, распола­гавшиеся в бассейне Средиземного мо­ря, оказали огромное влияние на весь ход последующего развития челове­чества. Главными среди них были Гре­ция и Рим.

Древнее название Греции – Эллада (греч. – Hellas). Самоназвание народа Элла­ды – эллины. Согласно «Илиаде» Гомера так называли себя жители южной части Фессалии (северо-греческие территории). Впоследствии это название распространилось на всех греков.

История Древней Греции пред­ставляет собой историю разложения родовых и формирования рабовладель­ческих отношений. Она делится на пять периодов:

1) крито-микенский, или эгейский (III – II тысячелетия до н.э.);

2) предполисный (XI – IX вв. до н.э.);

3) полисный (VIII – VI вв. до н.э.);

4) классический (V – IV вв. до н.э.);

5) эллинистический (вторая половина IV в. до н.э. – середина I в. н.э.).



Крито-микенский период. Центром древнейшей греческой ци­вилизации был о. Крит. Наивысший расцвет его царств (Кносс, Малия, Феста, Закро) приходится на конец III – начало II тысячелетия до н.э. и связан с развитием раннего рабовла­дельческого общества. Во II тысячеле­тии до н.э могущественный Крит имел прекрасно развитые ремесла, ис­кусство, поддерживал внешние связи с Троянским царством и материковой Грецией, Кипром, Сирией, Вавилонией и особенно с Египтом, что имело боль­шое значение для обеих стран.

На территории Кносского дворца на о. Крит в результате археологических раскопок были об­наружены санитарно-технические со­оружения: система труб из обожженной глины для стока загрязненных вод, водоотводные каналы, сточные ямы, великолепные банные помещения, вен­тиляция. По времени своего создания (конец III тысячелетия до н.э.) они близки к древнейшим из известных сегодня санитарно-техническим сооружениям мира в гг. Мохенджо-Даро, Чанху-Даро и Хараппа в долине Инда.

В середине II тысячелетия до н.э. начался расцвет многочисленных царств материковой Греции, среди ко­торых особое место занимали Микены. В середине XIII в. до н.э. они подчи­нили себе процветавший ранее Крит. С этого момента культура ахейской (материковой) Греции стала ведущей для всего бассейна Эгейского моря.

Предполисный период долгое время назывался «гомеровским», так как вплоть до XIX в. (когда на террито­рии древней Греции начались архео­логические исследования) основные сведения о нем давали эпические поэ­мы «Илиада» и «Одиссея», приписы­ваемые Гомеру. Созданные около IX в. до н.э., они в течение столетий пере­давались в устной традиции, в VI в. до н.э. впервые были записаны и, та­ким образом, стали первыми гречески­ми (и европейскими) письменными ли­тературными памятниками. В поэмах Гомера описано 141 повреждение туловища и конечностей (поверхностные и проникающие ране­ния, ушибленные раны и нагноения, возникающие в результате укусов ядо­витых змей, и т.д.). Лечение ран со­стояло в извлечении стрел и других ранящих предметов, выдавливании крови и применении болеутоляющих и кровоостанавливающих растительных присыпок с последующим наложением повязки.

Несмотря на то что вскрытия умер­ших в древней Греции не производи­лись (вплоть до эпохи эллинизма), медицинская номенклатура «Илиады» и «Одиссеи» составила основу терми­нологии греческих врачевателей и вхо­дит в состав современного анатомиче­ского языка.

В поэмах Гомера упоминается так­же об эпидемии чумы, сумасшествии друзей Улисса, меланхолии Беллерофона, о рождении жизнеспособного младенца в конце седьмого месяца бе­ременности; говорится об употребле­нии серных окуриваний с целью пре­дупреждения заболеваний и использо­вании серы как лекарственного сред­ства, а также о заимствовании неко­торых знаний о лечебных средствах у древних египтян.

Эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» свидетельствуют об эмпи­рическом характере истоков древне­греческого врачевания, о широком взаимодействии древнегреческой меди­цины с достижениями других древних цивилизаций.



Полисный период. В VIII – VI вв. до н.э. на террито­рии Греции повсеместно формирова­лись города-государства – полисы. Полисный период истории древней Греции отмечен двумя важными для истории медицины явлениями:

1) становление храмового врачева­ния, которое связано с укреплением рабовладельческого строя в древней Греции, усилением позиций религии и, как следствие, становлением храмов;

2) формирование материалистической древнегреческой философии, которая сложилась в VII в. до н.э., главным образом в Ионии, и окончательно оформилась к IV в. до н.э.

Богов в древней Греции представляли в образе людей и наделяли всеми человеческими качествами и страстями, как хорошими, так и плохими. В честь богов возводили святилища и храмы.

Богом – покровителем медицины в древней Греции считался Асклепий (в древнем Риме его называли Эскулапом). Культ Асклепия как бога-целителя сложился в Элладе к VII в. до н.э. По всей вероятности, прообразом это­го мифологического героя был реаль­но существовавший легендарный врачеватель времен Троянской войны (XII в. до н.э.) – царь Фессалии и глава семейной врачебной школы. О Кос, где, по преданию, жил Асклепий, впоследствии стал одним из центров медицинских знаний древней Греции. Здесь процветал род асклепиадов (потомков Асклепия), к которому причислял себя и Гиппократ, родившийся на Косе. Наиболее известными детьми Асклепия считаются: Гигиея – богиня здоровья, всеисцеляющая Панакея – покровительница лекарственного вра­чевания, Махаон, ставший знамени­тым военным хирургом, и Подалирий, прославившийся врачеванием внут­ренних болезней.

В античном искусстве неотъемле­мым атрибутом Асклепия и его доче­ри Гигиеи была змея, которая почиталась в древнем мире, как символ мудрости, обновления и могущества сил природы. Асклепий изображал­ся с посохом, обвитым змеей, а Гигиея – со змеей, которую она держала в руке и кормила из чаши. Впоследствии изображение посоха, обвитого змеей, чаши со змеей стали во многих странах основными эмбле­мами медицины, символизируя, по мнению одних авторов, мудрость и мо­гущество исцеляющих сил природы, а по мнению других – страх перед ее неведомыми силами (змеиный яд был ядом и лекарством).

Храмовое врачевание в древней Греции развивалось на фоне эмпири­ческого врачевания (которое сущест­вовало издавна). В VI – IV вв. до н.э. в Трикке (Фесса­лия), Эпидавре (Пелопоннес) и на острове Кос были воздвигнуты пер­вые святилища в его честь Асклепия – асклепейоны (греч. asclepeion). Самым величественным считалось святилище Асклепия в Эпидавре. Его центральным сооруже­нием был храм Асклепия. В подзе­мелье располагались три бассейна, сообщавшиеся с минеральным источни­ком. Минеральный источник, вода кото­рого обладает природным лечебным действием, и кипарисовая роща (воз­дух которой также является целебным) были обязательными ориентирами при выборе в древней Греции мест для сооружения храма. Вода источника использовалась в качестве одного из основных лечебных средств, и потому он считался священ­ным. На территории святилища в Эпи­давре были также баня, библиотека, гимнасий и стадион.

Ре­лигиозный ритуал исключал из свя­щенных мест в асклепейоне все нечистое, в частности связанное с рождением и смертью. Поэтому рожениц и неизлечимых больных не допускали в асклепейон. Таким образом, святилища Аскле­пия в древней Греции не были боль­ницами в нашем понимании. По мет­кому замечанию профессора В.П. Кар­пова они носили «лечебно-санатор­ный» характер.

В древней Греции врачевание долгое время развивалось в русле единого философского знания – натурфилософии (лат. philosophia naturalis, от греч. philosophia – любовь к мудрос­ти, к знанию). Все великие врачеватели были философами и, наоборот, многие великие философы были весь­ма сведущи в медицине. Каждый из них пытался найти первоначало мира, т.е. опреде­лить ту неизменную первооснову все­го сущего (первоматерию), из которой все возникает и в которую все вновь возвращается. Так, основоположник на­турфилософии Фалес из Милета (Phales, 624 – 546 гг. до н.э.) считал, что все произошло из влаги или воды, на которой покоится Земля. Последователь Фалеса Анаксимандр из Милета (Anaximandros, ок. 611 – 546 гг. до н.э.) полагал, что в основе всего сущего лежит некая осо­бая первоматерия — апейрон (греч. apeiron – беспредельный, бесконеч­ный), т. е. вечная и беспредельная ма­терия, находящаяся в постоянном дви­жении. Он первым пытался найти все­объемлющее рациональное объяснение жизни и мира и искал естественные толкования происхождения звезд, об­лаков и землетрясений.

Натурфилософия открыла пути к изучению основных при­чин заболеваний и самого процесса бо­лезни. Характерная для античных фи­лософских систем тенденция к систе­матизации знаний способствовала раз­витию систематизации в медицине, ве­ла к созданию теорий болезни и за­рождению самостоятельных направле­ний (анатомия и хирургия периода эл­линизма).



Классический период. В классический период истории древней Греции сформировались две основные классические системы античной философии: естественнонаучное (материалистическое) атомистическое учение и объективный идеализм. Обе они оказали влияние на фор­мирование медицины, которая в древ­нем мире была неотделима от фило­софии.

Автором атомистического учения является Демокрит из Абдер (греч. Demokritos, 460 – 371 гг. до н.э.), который, взяв за основу атомистическую доктрину своего учителя Левкиппа из Милета (греч. Leukippos, около 500 – 440 гг. до н.э.), создал целостную сис­тему античной атомистики, в которой объяснял все происходящее в ми­ре движением мельчайших частиц – атомов в абсолютной пустоте.

Намеренное противопо­ставление материи сознанию впервые в антич­ной философии сделал Платон из Афин (Plato, 427 – 347 гг. до н.э.), один из выдающихся греческих мыс­лителей, основоположник объективно­го идеализма в его первоначальном смысле (на­чало этого учения заложили пифаго­рейцы, которые считали основой всего числа и числовые отношения). Основ­ными составляющими учения Платона являются: учение о государстве, тео­рия идей, этика и гносеология (учение о познании). Главное философское яд­ро учения Платона – теория идей, со­гласно которой существующий реаль­ный мир есть отражение, тень идеаль­ного мира идей. В 388 – 387 гг. до н.э. Платон основал в Афинах Академию, члены которой занимались лавным образом математикой и построенной на ней диалектикой.

Врачебные школы. Врачевание в древней Греции дол­гое время оставалось семейной традицией. К началу классического периода рамки семейных школ расшири­лись: в них стали принимать учеников – не членов данного рода. Так сложились врачебные школы древней Греции, наиболее известные из которых следующие:

Кротонская врачебная школа (в г. Кротон на юге современной Италии) достигла своего расцвета уже в VI в. до н.э. Ее основные достиже­ния формулируются в следующих тезисах:

1) организм есть единство противоположностей,

2) здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил,

3) противоположное излечивается противоположным.

Выдающимся представителем школы был фи­лософ и врачеватель Алкмеон из Кротона (греч. Alkmaion, VI – V вв. до н.э.).

Книдская врачебная школа (г. Книд на западном побережье Малой Азии) развивала представления о четырех соках организма (кровь, слезь, светлая желчь и черная желчь), а также признаках болезней (симптомах) и диагностике. Выдающимся врачевателем был Эврифон (Eurifon, V в. до н.э.).

Косская врачебная школа (о. Кос в восточной части Эгейского моря) – главная медицинская школа древней Греции классического периода, первые сведения о ней относятся к 584 г. до н.э. Основные направления в изучении врачевания:

1) единство организма и окружающей среды;

2) учение о четырех типах темперамента;

3) наблюдение лечение у постели больного (принцип клинической медицины);

4) врачебная этика.

Выдающийся врач – Гиппократ (греч. Hippokrates, около 460 – 370 гг. до н.э.).



Гиппократ. Его легендарное имя стало символом врачебного искусства в древней Гре­ции. Гиппократ родился на острове Кос. По отцу он принадлежал к знатному роду асклепиадов и вел свою родословную от сына Асклепия – Подалирия. Будучи странствующим врачевателем, Гиппократ много путешествовал. Слава о его врачебном искусстве распространилась во многих государствах. Гиппократ был главой выдающейся врачебной школы, олицетворявшей лучшие достижения древнегреческой медицины классического периода.

Вопрос о том, какие труды оставил после себя Гиппократ, до сих пор окончательно не решен. Согласно традициям того времени врачи не подписывали своих сочинений, и все они со временем оказались анонимными. Около 300 г. до н.э. все медицин­ские рукописи были объединены в «Гиппократов сборник» (лат. «Corpus Hippocrsticum»). Большинство исследователей счита­ет, что Гиппократу принадлежат са­мые выдающиеся труды сборника:

«Афоризмы» – содержат диетические и врачебные наставления по лечению внутренних болезней, хирургии и родовспоможению;

«Прогностика» – сочинение по терапии, в нем рассматриваются основы наблюдения и лечения у постели больного;

«Эпидемии» – сочинение о широко распространенных заболеваниях;

«О воздухах, водах и местностях» – в труде рассматриваются вопросы влияния окружающей среды на организм человека и анализируются причины возникновения болезней;

Труды Гиппократа по хирургии:

«О переломах» – труд о лечении ран и переломов;

«О ранах головы» – включает описание сложной десмургической повязки, известной как «шапка Гиппократа»;

«О вправлении суставов» – приводится описание «скамьи Гиппократа» - рычагового устройства для вправления вывихов;

Труды по врачебной этике дают цельное представление об обучении и моральном воспитании врачевателей и тех требованиях, которые предъявлялись к ним в обществе:

«Закон»

«О враче»

«О благоприличном поведении»

«Наставления»

Оканчивая обучение, будущий врачеватель давал «Клятву», которой нерушимо следовал в течение всей жизни. Когда впервые была составлена «Клятва», не известно. В устной форме она переходила от одного поколения к другому и в основных своих чертах была создана до Гиппократа. В III в. до н.э. «Клятва» вошла в «Гиппократов сборник», после чего в широких кругах ее стали называть именем Гиппократа. Сегодня в каждой стране существует своя «Клятва» (или «Присяга») врача. Сохраняя общий дух древнегре­ческой «Клятвы», каждая из них соответствует современному уровню развития медицинской науки и практики, отражает национальные особенности и общие тенденции мирового развития.



Эллинистический период. Он охватывает три столетия в истории Восточного Средиземноморья, Ближ­него и Среднего Востока: начавшись с воцарения на престол Александра Македонского (336 г. до н.э.), кото­рый в 337 г. до н.э. объединил осла­бевшие полисы в крупное греко-маке­донское государство, он заканчивает­ся в середине I в. н.э., когда завоева­ние последнего эллинистического госу­дарства — Египта – завершило создание Великой Римской Империи. После смерти Александра его огромная дер­жава, которая простиралась от Сици­лии до Гималаев, от Черного моря до Аравийского полуострова и включала в себя значительные территории Евро­пы, Азии и Африки, раскололась на не­сколько эллинистических государств, которые существовали еще почти четыре столетия. Самым процве­тающим среди них было греко-египет­ское царство Птолемеев (эллинистиче­ские Египет и Ливия) со столицей Александрией – крупным центром ми­ровой торговли и культуры Средизем­номорья, основанной Александром в 331 г. до н.э. в дельте Нила.

В результате походов Александра осуществилось плодотворное взаимо­действие культур древней Эллады и стран Востока (Египта, Сирии, Парфии, Палестины, Армении, Аравии, Индии). Медицина эпохи эллинизма вобрала в себя, с одной стороны, гре­ческую философию и врачебное искус­ство, а с другой – тысячелетний эмпи­рический опыт врачевания и теоретиче­ские познания народов Востока.

Большое значение для развития естественнонаучного знания того времени имело учение крупнейшего древнегреческого философа и мыслителя Аристотеля из Стагира (лат. Aristoteles, 384 – 322 гг. до н.э.). В возрасте 17 лет Аристо­тель вступил в Академию Платона, где в течение 20 лет был слушателем, пре­подавателем и равноправным членом содружества философов-платоников. После смерти Платона Аристотель ос­тавил Академию и много путешество­вал, затем в течение трех лет был учи­телем Александра Македонского. В 335 г. до н.э. Аристотель основал свою, самую знаменитую в то время школу. В своих натурфилософских воззрениях Аристотель стремился связать сильные стороны учения Демокрита с достижениями Платона. Труды Аристотеля по логике, поли­тике, риторике, психологии, этике, фи­зике, математике, астрономии, зооло­гии, естественной истории, сравнитель­ной анатомии животных и медицине представляют собой энциклопедию ан­тичной науки конца классического периода. Они оказали огромное влияние на философские направления периода эллинизма, средневековья и нового времени. |

Учитывая экономические и полити­ческие запросы государства, Птолемеи покровительствовали развитию раз­личных областей знания. При них бы­ли основаны александрийский Мусейон (греч. museion – место пребывания муз; отсюда термин «музей») – один из главных научных и культурных центров античного мира и знаменитое александрийское хранилище ру­кописей, самое большое в древности, в на­чале I в. до н.э. в нем было более 700 тысяч папирусных свитков. В 391 г. н.э. оно было сожжено во время религиозных столк­новений.



Медицина эпохи эллинизма харак­теризуется прежде всего бурным раз­витием анатомии и хирургии; многие выдающиеся достижения в этих обла­стях теснейшим образом связаны с деятельностью александрийской вра­чебной школы.

Анатомия (от греч. anatomia – рассечение) стала в эпоху эллинизма самостоятельной отраслью медицины. Основателем описательной анатомии в древней Греции считается Герофил из Халкидона (греч. Herophilos, около 335 – 280 гг. до н.э.). Он был первым греком, начавшим вскрывать человеческие трупы. Преемником Герофила был Эразистрат (греч. Erasistratos, около 300 – 240 гг. до н.э.). Наряду с Герофилом Эразистрат внес большой вклад в изучение нервной и сердечно-сосудистой систем.

Хирургия эллинистического периода сделала значительный шаг вперед по сравнению с хирургией классического периода, позволяя проводить сложные полостные операции на почках, печени, селезенке, кишечнике.

Эллинистический период явился временем самого плодотворного раз­вития медицины в древней Греции. Эллинистическая куль­тура пережила эллинистические госу­дарства. Она сохраняла свое влияние в течение нескольких столетий и сос­тавила существенную часть той осно­вы, на которой в течение тысячелетий успешно развивались европейская, а вместе с ней мировая культура и ме­дицина.


Медицина в древнем Риме

(VIII в. до н.э. – 476 г. н.э.)


Понятие «древний Рим» менялось с течением веков: от Рима – города-го­сударства к Римской республике, а затем Великой Римской империи.

В истории древнего Рима выделя­ются три основные этапа:

1) царский период (VIII – VI в. до н.э.), когда древняя Италия не представляла со­бой единого государства, а была сово­купностью самостоятельных городов-государств, среди которых был и Рим;

2) период республики (510 – 31 гг. до н.э.), когда город Рим подчинил себе территории древней Италии и начал завоевательные войны за пределами Апеннинского полуострова;

3) период империи (31 г. до н.э. – 476 г. н.э.) – время расцвета, а затем и кризиса ра­бовладельческой формации в регионе Средиземноморья, находившемся под властью Рима.

Царский период (VIIIVI в. до н.э.). Вре­менем основания г. Рима считается 753 г. до н.э. Как город-государство Рим сложился в VI в. до н.э. Преда­ние сохранило имена семи царей, из которых три последние происходили из этрусской династии Тарквиниев.

Культура этрусков оказала значи­тельное влияние на культуру римлян: жители города восприняли от этрус­ков их письменность и так называемые римские цифры, одеяние и навыки градостроитель­ства, обычаи и религиозные верования. При царе Тарквинии Древнем (VI в. до н.э.) в городе началось осушение болотистых районов посредством ка­налов, была устроена сточная сис­тема и сооружена Cloaca maxima (которая действует и поныне).

В царский период истории (и вплоть до конца III в. до н.э.) врачевателей-профессионалов в Риме не было – лечили дома народными сред­ствами: травами, кореньями, плодами, их отварами и настоями, часто в сочетании с магическими заговорами. В царский период греческая меди­цина еще не нашла своего места в Риме.

Период республики (509 – 31 г. до н.э.). Условным рубежом между царским и республиканским периодами истории древнего Рима считается 510 г. до н.э. – год восстания римлян, сверже­ния этрусского царя Тарквиния Гордо­го и утверждения республики (лат. res publica – народное дело).

В области медицины этот период знаменуют:

– развитие санитарного за­конодательства;

– строительство санитарно-технических сооружений;

– появ­ление врачей-профессионалов, станов­ление и развитие медицинского дела и элементов его государственной регла­ментации;

– формирование материали­стического направления в медицине.



Санитарное дело. Наиболее ранним письменным сви­детельством внимания граждан горо­да Рима к мероприятиям санитарного характера были «Законы XII таб­лиц», краткость и про­стота которых и по сей день восхища­ют юристов. Составленные в период ранней республики под давлением пле­беев, они явились характерным образ­цом свода законов раннеклассового об­щества (защита патриархальных тра­диций, сочетание принципа талиона и денежных штрафов и т.п.). Наблюдение за выполнением этих и других законов возлагалось на го­родских магистратов – эдилов (от лат. aedes – храм), которые не были вра­чами. Эдилы следили за строительст­вом, состоянием улиц, храмов, рынков и терм, занимались раздачей хлеба, организацией общественных игр и ох­раной государственной казны.

В период ранней республики в г. Риме началось сооружение акве­дуков (от лат. aqua – вода, ductus – проведение), так как подземные источ­ники уже не могли обеспечивать всех жителей города чистой питьевой водой, а вода реки Тибр в связи со стоком в нее нечистот по системе клоак в IV в. до н.э. была настолько загрязнена, что использование ее в качестве питьевой запрещалось законом. Первый акве­дук в столице республики г. Риме про­тяженностью 16,5 км был построен в 312 г. до н.э. при цензоре Аппии Клав­дии. Его так и назвали – Аппиевым (Aqua Appia). К началу нашей эры в г. Риме действовало одиннадцать акведуков общей протяженностью 436 км, из них 55 км – на арочных мостах (два римских акведука до сих пор снабжают город водой). Во времена римского господства акведуки стали строиться как в вос­точных, так и в западных провинциях империи. В итоге, около 100 городов снабжались чистой водой с помощью акведуков.

Характерными для г. Рима санитарно-техническими сооружениями являются знаменитые римские бани, или термы. Первые термы (греч. thermae – горячие бани, от thermos – теплый) г. Рима были построены в III в. до н.э. Марком Агриппой, который передал их в бесплатное пользование населе­нию города. Для обеспечения их со­держания он выделил специальные по­местья, а для снабжения терм водой провел к ним новый акведук.

Желая завоевать популярность сре­ди сограждан, многие богатые римля­не (включая императоров) строили термы своего имени и завещали их в бесплатное пользование населению города на вечные времена. К концу периода республики в г. Риме насчитывалось 170 обществен­ных терм, а ко времени заката империи (IV в.) их было уже около тыся­чи. Пропускная способность столичных терм позволяла десяткам и даже сот­ням тысяч людей мыться одновремен­но. В пышных императорских термах имелись библиотеки, залы для пиров, бесед и собраний, где часами дискутировали философы и ученые. Таким образом, римские термы бы­ли гигиеническими, лечебными, обще­ственными и культурными центрами древнего Рима.



Начала организации медицинского дела. В древ­ней Италии вплоть до II в. до н.э. об­ходились без врачевателей-профессионалов. Греческая медицина считалась выражением изнеженности и роскоши. Такая точка зрения в немалой степе­ни способствовала застою в развитии медицины в древней Италии. Первыми врачами там были рабы из числа во­еннопленных, главным образом греков (из Греции, Малой Азии, Египта). Целый ряд «интеллигентных» профес­сий был как бы монополизован грека­ми. Вклад, внесен­ный греками-рабами в создание рим­ской культуры, был весьма ощутимым.

Высокий культурный и профессио­нальный уровень раба-врача постепен­но поднимал его в глазах хозяина. Свободная практика такого специали­ста представлялась рабовладельцу весьма доходной, поэтому рабов-спе­циалистов за определенную плату ста­ли отпускать на свободные заработки. Врач-отпущенник был обязан бес­платно лечить своего бывшего вла­дельца, его семью, рабов и друзей и отдавать ему часть доходов.

В конце III – начале II в. до н.э. в столице Римской республики стали проявляться свободные врачи гречес­кого происхождения. Первым свобод­ным греческим врачом в г. Риме счи­тается пелопоннесец Архагат (греч. Archagathos). Начало деятельности принесло Архагату большую популярность. Однако вскоре прижигания и хирургические операции, которые он производил, привели к тому, что его прозвали «живодером» и перестали к нему обращаться.

Прошло несколько столетий, преж­де чем греческая медицина получила признание в столице Римской респуб­лики. Важной вехой в этом отношении явился эдикт (указ) Юлия Цезаря, который в 46 г. до н.э. предоставил почетное право римского гражданства как приезжим врачам – выходцам из Греции, Ма­лой Азии, Египта и других провинций государства, так и местным жителям, обучавшимся медицине. Позднее, в период империи рескриптом императо­ра Константина (337 г.) устанавлива­лось, что «…врачи, живущие в городах, освобождаются от всех повинностей, так как для изучения ремесла требу­ется досуг, тем более что они желают и сами усовершенствоваться, и обу­чать своих сыновей…». Таким образом, в Римской республике стали проявляться элемен­ты государственной регламентации медицинского дела, которые закреплялись и утверждались в период импе­рии.



Философские основы медицины древнего Рима. Мировоззрение римлян в значи­тельной степени испытало влияние культуры и философии народов, вхо­дивших на определенных этапах ис­тории в состав Римской империи. Прежде всего это справедливо в отно­шении древнегреческой философии. Атомистическое учение, созданное вы­дающимися греческими философами Левкиппом (около 500 – 440 гг. до н.э.), Демокритом (около 460 – 371 гг. до н.э.) и Эпикуром (около 342 – 270 гг. до н.э.), вошло в философию древних римлян и нашло свое отра­жение в произведениях виднейшего представителя римского эпикуреиз­ма — философа и поэта Тита Лукреция Кара (Lucretius Carus, Titus, около 96 – 55 гг. до н.э.). Его поэма «О природе вещей» («De rerum natura») в шести книгах явилась энциклопедией того вре­мени и отразила передовые воззрения римлян в области филосо­фии, естествознания, медицины, психологии, истории.

Учение Эпикура и передовые взгля­ды Лукреция оказали большое влия­ние на Асклепиада из Прусы в Вифинии (греч. Asklepiades, 128 – 56 гг. до н.э.) – видного гре­ческого врача в Риме. Развитие есте­ственнонаучного направления в меди­цине древнего Рима тесно связано с основанной им методической школой. Его система (tuto, celeriter et incunde curare – лечить безопасно, быстро и приятно) выгодно отличалась от мето­дов врачевания Архагата.



Период империи (31 г. до н.э. – 476 г. н.э.). История Римской империи охваты­вает пять столетий – с 31 г. до н.э. до 476 г. н.э. – это время расцвета ра­бовладельческой формации в регионе Средиземноморья и ее па­дения. Период империи принято делить на два этапа: ранняя империя (31 г. до н.э. – 284 г. н.э.) и поздняя империя (III – V вв.).

Римская наука этого периода в це­лом сохраняла эмпирическо-описательный, компилятивный характер и свой­ственный ей практицизм. Исходя из нужд практики, развивались сельское хозяйство, теория и практика юрис­пруденции, математика и связанные с ней науки, продолжалось строительст­во общественных зданий, в том числе терм и акведуков.

Развитие медицинского дела в пе­риод империи явилось одним из про­явлений римского практицизма и наи­более ярко выразилось в становлении военной медицины.

Становление военной медицины. Начиная с первого диктатора Суллы (Корнелий Сулла Люций, 83 – 78 гг. до н.э.), власть римских им­ператоров носила ярко выраженный военный характер и опиралась на ар­мию. Задолго до окончательного паде­ния республики римская армия превратилась в профессио­нальную армию, окончательное ста­новление которой завершилось при им­ператоре Августе (27 г. до н.э. – 14 г. н.э.). Его военные реформы придали армии тот вид, который она сохраня­ла в течение почти двух столетий.

Окончательное становление армии и широкие завоевательные походы по­требовали большого количества вра­чей-профессионалов. Они имелись во всех подразделениях (легионах, когор­тах, алах) и во всех родах войск (в более ранние периоды истории Рима нет упоминаний об армейских врачах). Каждая когорта имела четырех вра­чей-хирургов; во флоте на каждом во­енном корабле было по одному врачу. Каждому воину полагалось иметь при себе необходимый перевязочный ма­териал для оказания первой помощи себе и раненым товарищам. Об этом свидетельствует известный рельеф на колонне Траяна (Марк Ульпий Траян, 98 – 117 гг. до н.э.).

После битвы раненых отвозили в ближайшие города или военные лаге­ря, где (примерно со II в.) стали уст­раивать военные учреждения для ра­неных и больных — валетудинарии (лат. valetudinarium) по одному на каждые 3 – 4 легиона. Обслуживав­ший их персонал состоял из врачей, экономов, инструментариев и младше­го персонала. Инструментарии заведо­вали инструментами, лекарствами, перевязочным материалом. Младший персонал, главным образом из числа рабов, использовался для ухода за больными.

Государственных (гражданских) больниц в древнем Риме еще не было: врачи посещали больных, и больные приходили к ним на дом. В то же время в рабовладельческих поместьях устраивались специальные валетудинарии для рабов, ко­торые обслуживались рабами-медика­ми.



Развитие медицинского дела. Наряду с военной медициной в период империи развивалось медицин­ское дело в городах и отдельных провинциях, где государственные власти стали учреждать оплачиваемые долж­ности врачей – архиатров (греч. archiatros – «верховный» врач, от греч. arche – начало, iatros – врач), которые объединялись в коллегии (расцвет коллегий приходится на период импе­рии). Первым архиатром в Риме счи­тается Ксенофон (I в. н.э.) – личный врач императора Клавдия, которого Клавдий представлял как уроженца о. Кос и потомка Эску­лапа.

В обязанности главы городских архиатров входило преподавание меди­цины в специальных школах, которые были учреждены в городах Риме, Афинах, Александрии, Антиохии, Берите и других. Анатомия преподавалась на животных, а иногда – на раненых и больных. Практическую медицину изу­чали у постели больного.

Со временем положение врачей в Риме укрепилось. Они получили боль­шие права, освобождение от тягост­ных повинностей и даже льготы. Во время войны врачи и их сыновья ос­вобождались от общей воинской по­винности. Подобные привилегии при­влекали в г. Рим иноземных врачей, что привело к их избытку, конкурен­ции и в результате – к узкой специа­лизации, К концу II в. в столице империи были глазные и зубные врачи, специалисты, которые лечили только болезни мочевого пузыря, хирурги, которые производили только одну опера­цию (например, грыжесечение или, камнесечение).

Развитие медицинских знаний. Вобрав в се­бя достижения всех народов Среди­земноморья, римская наука сформировалась в ре­зультате трансформации и взаимного проникновения древнегреческой и вос­точных культур.

Наиболее ярко эти тенденции вы­разились в многотомной (более 20 то­мов) энциклопедии «Artes» («Искус­ства»), составленной Авлом Корнели­ем Цельсом (Celsus, Aulus Cornelius, 30/25 гг. до н.э. – 45/50, гг. н.э.). До нас дошли лишь восемь томов (VI – XIII), посвящен­ных медицине («De medicina»).



Плиний Старший (Plinius Secundus, 23/24 – 79 гг. н.э.) – другой вид­ный представитель энциклопедическо­го направления в римской прозе, писатель, ученый и государственный дея­тель, отличался исключительной пытливостью в наблюдении природы. Из многочисленных трудов Плиния сохра­нилась лишь «Естественная история» («Historia naturalis») в 37 книгах; в ней обобщены знания того времени по астрономии, географии, истории, зоо­логии, ботанике, сельскому хозяйству, медицине, минералогии (Плиний про­анализировал свыше двух тысяч сочи­нений более чем ста авторов). Обзору медицинских знаний посвящены книги XXIII – XXVIII его труда. Лекарства животного происхождения описаны в книгах XXVIII – XXXII.

Современником Плиния был выда­ющийся римский' военный врач Диоскорид Педаний из Киликии (греч. Dioskurides, I в. н.э.), грек по происхождению. Его сочинение «О врачебной материи», т. е. о лекар­ственных растениях («De material medica»), составленное на греческом языке, содержит системати­ческое описание 600 лекарственных с растений, применявшихся в медицинской практике того времени.

Самое обширное во всей древней литературе сочинение по родовспоможению, гинекологии и болезням детского возраста составил Соран из Эфеса (Soranus, 98 – 138), греческий врач, практиковавший в Риме в нача­ле II в. Из двадцати написанных им сочинений до нас дошли труды «Гине­кология», «О повязках», «О перело­мах».

Гален: его учение и галенизм. Выдающийся врач древнего мира Гален из Пергама (Galenos, 129 – 199), грек по происхождению, родился в г. Пергаме (ныне г. Бергама в Тур­ции). В возрасте 14 лет Гален начал занятия в философской школе, где познакомился с учениями стоиков, платоников, перипатетиков и эпику­рейцев. С 17 лет он посвятил себя ме­дицине, которую изучал в Пергаме, Смирне, Коринфе, Афинах, но особен­но в Александрии, где его учителями были последователи Герофила и Эразистрата. С большой тщательностью изучал Гален труды своих предшественников и современников (он знал многие язы­ки, но свои труды писал на греческом).

Гален много путешествовал: посе­тил Кипр, Палестину, Лемнос, Каппа-Докию, Аквилею. Вернувшись в Пергам, он в течение ряда лет (157 – 161) работал в должности архиатра в шко­ле гладиаторов. После восстания гла­диаторов Гален переехал в Рим, где прославился своими лекциями и ус­пешной врачебной практикой. С 169 г. Гален – придворный архиатр римских императоров.

Гален признается автором более чем 125 трудов по медицине, из кото­рых до наших дней сохранилось около 80. Важнейшими среди них являются:

«О назначении частей чело­веческого тела» («De usu partium corporis humani»);

«Об анатомии...» («De anatomicis administrationibus»);

«Терапевтические методы» («De methodo medendi»);

«О больных частях тела» («De locis affectis»);

«О составе лекарств...» («De compositione medicamentorum… »

Не­сколько работ Галена посвящено ком­ментариям трудов «Гиппократова сборника», благодаря чему многие из них дошли до нашего времени.

Естественнонаучные позиции Га­лена проявились в его обширной вра­чебной практике и исследованиях в области анатомии и физиологии (греч. physiologia – учение о жизненных про­цессах, от греч. physis – природа и logos – учение). Гален подробно изучил анатомию всех систем организма. Он описал кости, мышцы, связки, внутренние ор­ганы, но особенно велики его заслуги в исследовании нервной системы. Однако при описании сердечно-сосудистой системы Гален полагал, что кровь могла беспре­пятственно переходить из правого сердца в левое, минуя периферические сосуды и известные нам круги кровообращения (Гален не знал кругового движения крови). Эта ошибочная точ­ка зрения в течение многих столетий считалась в Европе абсолютно верной и не подлежала критике вплоть до XVI в.

Гален внес большой вклад в раз­витие фармакологии. Ряд лекарствен­ных средств, получаемых путем меха­нической и физико-химической обра­ботки природного сырья (как предло­жил это Гален), до настоящего време­ни носит название «галеновы препара­ты».

Гален жил в период разложения рабовладельческого строя, когда в фи­лософии оживились идеалистические тенденции. Большое влияние на фор­мирование мировоззрения Галена ока­зали как философия Платона, кото­рая наряду с космологическим дуа­лизмом (идеи и материи) признавала антропологический дуализм (тела и души), так и учение Аристотеля о це­лесообразности всего созданного в природе (телеология). Это при­давало идеалистическое содержание кропотливо собранному эксперимен­тальному материалу Галена. Он пра­вильно описывал то, что видел, но по­лученные результаты трактовал идеа­листически. В этом состоит дуализм учения Галена.

В средние века католическая цер­ковь и схоластика исполь­зовали идеалистические стороны уче­ния Галена и связали их с богослови­ем. Так возник галенизм – искажен­ное, одностороннее понимание учения Галена. Опровержение галенизма, вос­становление истинного содержания учения Галена, а затем и исправление ряда ошибочных положений этого уче­ния потребовали многих столетий.

Учение Галена и его значение для развития науки трудно переоценить. Произведения Галена в течение 14 столетий были основным источником медицинских знаний на Ближнем и Среднем Востоке и в Европе. Он принадлежит к плеяде выдающихся ученых мира.



Со II в. н.э. территория Римской империи начала сокращаться под натиском соседних государств и племен. В 395 г. некогда могущественная им­перия разделилась на две части: За­падную Римскую империю, которая пала в 476 г., и Восточную Римскую империю, которая существовала до 1453 г. Падение рабовладельческой системы Западного Средиземноморья означало начало нового периода исто­рии человечества – средних веков и характерного для них нового общест­венного устройства – феодализма. Культура феодального общества (в том числе и медицина) рождалась в сложных экономических, социальных и политических условиях. Однако при всех трудностях развития, ее важней­шим истоком были достижения вели­ких цивилизаций древнего мира, кото­рые составили основу всего последую­щего развития человечества.
Каталог: src -> downloads
downloads -> «Доброкачественная гиперплазия предстательной железы (аденома)»
downloads -> Курс лекций по психиатрии и наркологии (учебное пособие)
downloads -> Учебно-методическое пособие Иркутск игму 2011 (075. 32) Ббк 51. 1я73 ш 67
downloads -> Тесты текущего контроля по теме:«Дифтерия у детей. Инфекционный мононуклеоз»
downloads -> Д. С. Бессчастный Иркутск: 2013. 85 с
downloads -> Экзаменационные вопросы по дерматовенерологии для лечебного факультета
downloads -> Методическое пособие Иркутск 2011 Утверждено фмс иркутского медицинского университета 22. 06. 2011 г
downloads -> Перечень печатных дидактических материалов Основная литература
downloads -> 1. введение. Врачевание в первобытном обществе история. Культура. Медицина
downloads -> Минздрав россии


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница