|
2013
|
|
Управление ветеринарии Республики Бурятия
|
ДОКЛАД
|
об итогах работы Государственной ветеринарной службы по обеспечению эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия территории Республики Бурятия за 2013 год
|
Управление ветеринарии Республики Бурятия
ДОКЛАД
об итогах работы Государственной ветеринарной службы по обеспечению эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия территории Республики Бурятия за 2013 год
Улан-Удэ – 2014
Оглавление
|
Предисловие
|
3
|
Глава 1.
|
Структура, численность и кадровое обеспечение Государственной ветеринарной службы Республики Бурятия
|
6
|
Глава 2.
|
Эпизоотическая ситуация по заразным, в том числе по особо опасным болезням животных
|
9
|
Глава 3.
|
Противоэпизоотические мероприятия
|
34
|
Глава 4.
|
Сведения о незаразных болезнях сельскохозяйственных животных, регистрируемых в Республике Бурятия
|
55
|
Глава 5.
|
Организация проведения ветеринарно-санитарной экспертизы продукции и сырья животного происхождения
|
33
|
Глава 6.
|
Информация по усилению контроля за внутрихозяйственным убоем скота и строительством убойных пунктов на территории Республики Бурятия
|
66
|
Глава 7.
|
Государственный ветеринарный надзор
|
72
|
Глава 8.
|
Итоги работы лабораторно-диагностических подразделений Государственной ветеринарной службы РБ
|
79
|
Глава 9.
|
Итоги работы БУ ветеринарии «Улан-Удэнская городская станция по борьбе с болезнями животных»
|
90
|
Глава 10.
|
Ихтиопатологическая работа Государственной ветеринарной службы Республики Бурятия
|
101
|
Глава 11.
|
Финансирование Государственной ветеринарной службы РБ
|
113
|
Глава 12.
|
Обеспечение биопрепаратами
|
116
|
Глава 13.
|
Материально-техническая база
|
116
|
Глава 14.
|
Информация о движении животных (ввоз, вывоз)
|
118
|
|
Задачи Государственной ветеринарной службы РБ на 2014 год
|
119
|
ПРЕДИСЛОВИЕ
В прошедшем году значительно повысилась угроза для эпизоотической ситуации на территории республики, обусловленная возрастанием рисков заноса и распространения возбудителей ряда особо опасных заболеваний животных из соседних неблагополучных регионов Российской Федерации и Монголии. Предупреждение и ликвидация этих рисков и угроз обеспечивались организацией системной работы и скоординированными действиями ветеринарной службы, органов власти различных уровней и хозяйствующих субъектов.
В связи с этим, деятельность Государственной ветеринарной службы Республики Бурятия в 2013 году была направлена на повышение эффективности проведения мероприятий по реализации полномочий в области ветеринарии, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Среди них важнейшими являлись предупреждение и ликвидация заболеваний животных заразной и незаразной этиологии, обеспечение эпизоотического благополучия животноводства и биологической безопасности пищевой продукции и сырья животного происхождения, защита населения от болезней, общих для человека и животных, а также совершенствование мероприятий в сфере государственного ветеринарного надзора. Для решения этих задач был активизирован кадровый, производственный, научный и организационный потенциал ветеринарной службы.
В ходе деятельности Государственной ветеринарной службы Республики Бурятия ставилась основная цель - предотвращение ущерба экономике республики за счет повышения эффективности организации и проведения ветеринарных мероприятий, снижения уровня заболеваемости животных.
В рамках реализации Индикативного плана Правительства Республики Бурятия по реализации Закона Республики Бурятия «О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011-2015 годы» в 2013 году показатель «Заболеваемость животных болезнями, общими для человека и животных» был выполнен, процент заболеваемости составил 0,165 на 100 тыс. животных при плане 0,5%.
Показатель «Количество проведенных диагностических и ветеринарно-профилактических мероприятий» выполнен по 25 показателям, что составило 4061 тыс. головообработок. По сравнению с прошлым 2012 годом, увеличение проведенных головообработок составило 2%.
Благодаря системной работе по предупреждению заболеваний сельскохозяйственных животных бешенством, бруцеллезом, эпизоотическая ситуация по данным инфекциям на территории республики стабилизировалась. Принимаемые меры по оздоровлению животных от бруцеллеза позволили в текущем году снизить уровень заболеваемости животных и сократить количество неблагополучных пунктов по этой инфекции с 15 до 6 пунктов, которые планируется оздоровить в первом полугодии 2014 года. Продолжается работа по проведению мониторинговых исследований на заразные, в том числе особо опасные болезни животных. В 2013 году проведено 1 604 399 тысяч исследований, при этом выявлено 631 случаев положительных реакций.
В 2013 году проводилась целенаправленная работа по формированию цивилизованного рынка пищевой продукции, обеспечивающего интересы как потребителя, так и производителей мясосырья. Необходимость в скорейшем установлении конструктивного взаимодействия всех участников рынка резко возросла в связи со вступлением России в ВТО и формированием Таможенного союза. От состояния рынка во многом зависит экономика Республики Бурятия в целом, развитие ее агропромышленного производства и перерабатывающих отраслей.
Роль государственной ветеринарной службы в системе обеспечения безопасности продовольствия имеет ключевое значение – только она может обеспечить безопасность продовольствия по принципу «от поля до стола потребителя».
В связи с этим, с 1 июля 2013 года работает механизм обеспечения гарантий безопасности продукции, предоставляемых предприятиями-производителями на основе внедрения внутренней системы контроля, согласно Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции (ТР ТС 021/2011)», утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880, что влечет изменение требований к убойным животным, предусмотренное техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013), вступающим в силу с 1 мая 2014 г. Поэтому, Управлением ветеринарии Республики Бурятия проведена разъяснительная работа с предприятиями по выработке мяса и мясных продуктов, а также с владельцами сельскохозяйственных животных. Проведено 4 заседания на уровне Правительства Республики Бурятия, на которых приняты решения по скорейшему усовершенствованию и строительству убойных площадок и пунктов. За период 2009-2013 годов отстроено 8 убойных пунктов. Всего по республике функционируют 24 пункта. В них проведен забой скота в количестве: КРС -7720 гол. (22,5%), свиней – 33166 гол. (89,5%), овец – 173 гол. (4,7%), лошадей – 525 гол. (13%), что составило 52,5% от общего убоя на территории республики.
Помимо всего, убойные пункты должны соответствовать установленным универсальным требованиям системы ХАССП. Так, со вступлением в действие технических регламентов будет введен запрет на подворный убой сельскохозяйственных животных для реализации, что приведет к проблеме реализации мяса сельхозтоваропроизводителей. Другая проблема - к убою подлежат только идентифицированные животные. Такая норма предполагает отслеживание, перемещения животных и получение мяса. Все эти изменения и нормы существенно будут менять работу ветеринарных врачей в сельской местности.
Не менее важной задачей ветеринарной службы, чем обеспечение эпизоотического благополучия республики, является осуществление надзорной функции.
Работа государственных ветеринарных инспекторов районов и городов Республики Бурятия в течение 2013 года проводилась в соответствии с утвержденными планами по контролю за качеством проведения противоэпизоотических мероприятий, обеспечения безопасности продукции животного происхождения в ветеринарном отношении и контроля за соблюдением юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями ветеринарного законодательства.
В целях выявления и предупреждения нарушений в 2013 году по общему плану прокуратуры Республики Бурятия и не входящим объектам по ФЗ- 294 госветинспекторами проведено всего 2372 проверки, выдано 703 предписания.
В 2013 году выявлено 506 административных правонарушений по Республике Бурятия. Наибольшее количество выявленных правонарушений - это не представление животных для проведения плановых противоэпизоотических мероприятий, нарушение правил перевозки животных и продуктов животного происхождения. По выявленным правонарушениям составлено 466 протоколов, вынесено 466 постановлений. Привлечено к административной ответственности 31 юридических, 216 должностных и 219 физических лиц на сумму 880 тыс. рублей. Взыскано 800 тыс. руб.
Передано 13 дел в суды, 50 дел направлено на принудительное взыскание.
2014 год ознаменован годом реформирования системы осуществления контрольно-надзорных и разрешительных функций во многих областях, в том числе и в области ветеринарии, в связи с этим, намечено решение задач по следующим приоритетным направлениям:
1. Повышение эффективности реализуемых превентивных мероприятий по предупреждению рисков и угроз эпизоотическому и ветеринарно-санитарному благополучию по особо опасным, карантинным и социально значимым заболеваниям сельскохозяйственных животных, минимизация негативных социально-экономических последствий;
2. Дальнейшая реализация комплекса мероприятий по мониторингу в рамках реализации мероприятий Россельхознадзора для обеспечения выполнения требований Соглашения ВТО по СФС при вступлении России в ВТО;
3. Совершенствование деятельности и модернизация Государственной ветеринарной службы, в том числе анализ исполнения ее полномочий, структуры, штатной численности;
4. Повышение эффективности взаимодействия со средствами массовой информации и уровня внедрения и использования современных информационных технологий в деятельности Управления ветеринарии Республики Бурятия и его подведомственных учреждений;
5. Укрепление материально-технической базы, в первую очередь, лабораторной базы учреждений ветеринарии Республики Бурятия.
Глава 1. СТРУКТУРА, ЧИСЛЕННОСТЬ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЕТЕРИНАРНОЙ СЛУЖБЫ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Государственная ветеринарная служба Республики Бурятия представлена тремя бюджетными учреждениями (рис.2): БУ ветеринарии «Бурятская республиканская научно-производственная ветеринарная лаборатория», БУ ветеринарии «Улан-Удэнская городская станция по борьбе с болезнями животных», БУ ветеринарии «Бурятская республиканская станция по борьбе с болезнями животных» с 20 районными и 1 городским филиалом, 6 районными, 5 межрайонными ветеринарными лабораториями и 1 диагностическим кабинетом, 16 лабораториями ветеринарно-санитарной экспертизы (ВСЭ) и 26 отделами ветеринарно-санитарной экспертизы (ВСЭ) со штатной численностью 766 единиц (таблица 1).
Таблица 1
Штатная численность работников Государственной ветеринарной службы Республики Бурятия
|
Положено иметь
|
Имеется
|
2009-2013
|
Численность работников
|
1450
|
766
|
в т.ч. ветеринарных специалистов
|
725
|
541
|
из них занимающихся:
|
|
|
лабораторно-диагностическими исследованиями
|
94
|
95
|
ветеринарно-санитарной экспертизой
|
110
|
50
|
лечебно-профилактической деятельностью
|
521
|
396
|
На сегодня структура Управления ветеринарии Республики Бурятия (рис.1) изменена ввиду с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений. В связи с передачей функций по осуществлению государственного ветеринарного надзора в Управление ветеринарии РБ внесены изменения в штатную численность органа государственной власти РБ.
Начальник
Заместитель начальника –
Начальник отдела обеспечения государственного ветеринарного надзора и регистрации специалистов в области ветеринарии
Отдел экономики и бухгалтерского учета
Отдел кадрового, правового и материально-технического обеспечения
Отдел обеспечения государственного ветеринарного надзора и регистрации специалистов в области ветеринарии
Отдел организации противоэпизоотических мероприятий и мониторинга
Рисунок 1. Структура Управления ветеринарии Республики Бурятия
Рисунок 2. Структура Государственной ветеринарной службы РБ
На сегодняшний день остро стоит кадровый вопрос. Молодые специалисты после учебных заведений не торопятся пополнять ряды ветслужбы, особенно в сельской местности. В связи с этим, утвержден Приказ Управления ветеринарии РБ от 13.04.2011г. № 06-01-18 «Об утверждении Положения о мерах социальной поддержки молодых специалистов в сфере ветеринарии», который предусматривает поступление студентов в сельскохозяйственные вузы на квотных условиях (ежегодные целевые квоты на 25 чел., в т.ч. 10 – ветеринарно-санитарные эксперты, 15 – ветеринарные врачи), единовременное выделение подъемных финансовых средств в размере 50 000 рублей в целях оказания содействия в первичном обустройстве в сельской местности.
В 2013 году по квоте, предоставленной ФГОУ ВПО БГСХА им. В.Р.Филиппова, поступили 4 человека, из них: по специализации «Ветеринария» – 3, «Ветеринарно-санитарная экспертиза» – 1. По состоянию на 01.01.2014 года, в ФГОУ ВПО БГСХА им. В.Р.Филиппова на факультете ветеринарной медицины обучаются 341 студент, из них по специализации «Ветеринария» – 242, «Ветеринарно-санитарная экспертиза» – 73 человека.
Средний возраст кадрового состава Государственной ветеринарной службы РБ включает в себя специалистов в возрасте:
50-60 лет – 38%;
40-50 лет –23%;
30-40 лет –25%;
до 30лет – 14%,
из них с высшим образованием - 72%, со средним образованием - 23%, имеют звание или ученую степень - 5%.
В Государственной ветеринарной службе РБ трудятся 48% мужчин и 52% женщин. В настоящее время нагрузка на одного ветеринарного специалиста в Республике Бурятия составляет 1310 условных голов.
В соответствии с Программой по подготовке кадров Государственной ветеринарной службы РБ на 2013 год прошли повышение квалификации 100 ветеринарных специалистов.
Баргузинский
Бичурский
Баунтовский
Джидинский
Еравнинский
Заиграевский
Закаменский
Иволгинский
Кабанский
Кижингинский
Курумканский
Кяхтинский
Мухоршибирский
Окинский
Прибайкальский
Северобайкальский
Селенгинский
Тарбагатайский
Тункинский
Хоринский
г.Северобайкальскк
Ветучастки -8
Ветучастки-14
Ветучастки-3
Ветучастки-20
Ветучастки-10
Лечебница-1
Ветучастки-3
Ветучастки-17
Ветучастки-7
Ветучастки-14
Лечебницы-2
Ветучастки-8
Ветучастки-7
Ветучастки-17
Ветучастки-12
Ветучастки-4
Ветучастки-4
Ветучастки-5
Ветучастки-11
Ветучастки-5
Ветучастки-8
Лечебницы -2
Ветучастки-7
Лечебница-1
Начальник
Заместитель начальника
Отдел материально-технического обеспечения и кадровой работы
(17 ед)
Отдел ПЭМ, ВСЭ и мониторинга водных и биологических ресурсов
(17 ед)
Отдел по бухгалтерскому учету, финансам и налогам
(9 ед)
Специалист по ГО и ЧС
(1 ед)
Филиалы БУ ветеринарии «БРСББЖ»
Глава 2. ЭПИЗООТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ ПО ЗАРАЗНЫМ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПО ОСОБО ОПАСНЫМ БОЛЕЗНЯМ ЖИВОТНЫХ
2.1. Эпизоотическая ситуация в Российской Федерации
На территории Российской Федерации в 2013 году зарегистрированы неблагополучные пункты по следующим болезням:
Африканская чума свиней - 154 неблагополучных пункта, в них зарегистрировано 78 вспышек среди домашних свиней и 103 вспышки среди диких кабанов.
АЧС выявлена в Белгородской, Саратовской областях, Краснодарском крае (по 1 пункту), Владимирской, Псковской области, Республике Северная Осетия-Алания (по 2 неблагополучных пункта), Волгоградской области (25 неблагополучных пунктов), Воронежской области (34 неблагополучных пункта), Московской области (28 неблагополучных пунктов), Ростовской области (11 неблагополучных пунктов), Смоленской области (32 неблагополучных пункта), Тамбовской области (4 неблагополучных пункта), Тверской области (16 неблагополучных пунктов), Тульской области (13 неблагополучных пунктов), Ярославской области (15 неблагополучных пунктов).
На 27.12.2013г. числится активных вспышек среди диких кабанов 37. За все время (2007-2013г.г.) зарегистрировано 594 вспышки, из них 321 вспышка среди домашних свиней, 231 среди диких кабанов, инфицированных объектов - 30.
Классическая чума свиней – 3 пункта в Амурской области (Бурейский, Ромненский, Благовещенский районы).
Ящур – 17 неблагополучных пунктов, из них в Забайкальском крае 4 пункта (п.Молодежный, с.Средняя Борзя, с.Дурой, п.Приаргунск), 5 пунктов в Республике Карачаево-Черкесия (урочище Гарнуха, х.Салиха, п.Курджиново, ст.Предгорная, с. Преградная), 1 пункт в Республике Кабардино-Балкария (с.Нижний Куркужин), 3 пункта в Краснодарском крае (с.Соленое, с.Андрюки, с.Псебай), 4 пункта в Амурской области.
Сибирская язва – 3 неблагополучных пункта (Курская, Белгородская области, Ставропольский край).
Оспа овец и коз – 1 неблагополучный пункт в Забайкальском крае (с.Бура).
Бруцеллез животных – 189 неблагополучных пунктов по бруцеллезу крупного рогатого скота, (Республика Калмыкия – 75 пунктов, Республика Дагестан - 30 пунктов, Оренбургская область - 23 пункта, Астраханская область – 16 пунктов, Краснодарский край – 11 пунктов, Республика Северная Осетия – 10 пунктов, Саратовская область – 9 пунктов, Республика Карачаево-Черкесия, Ставропольский край по 5 пунктов, Алтайский край, Забайкальский край, Омская область по 4 пункта, Амурская, Ростовская области, Республика Бурятия по 3 пункта, Новосибирская область, Республика Тыва, Республика Чечня, Тверская область по 2 пункта, Волгоградская, Воронежская, Иркутская, Калужская, Пензенская, Свердловская, Тамбовская области, Пермский край, Республика Кабардино-Балкария по 1 пункту).
Количество заболевшего крупного рогатого скота увеличилось с 8683 голов в 2012 году до 9978 в 2013 году. Заболеваемость животных бруцеллезом увеличилась на 12,9%.
Наибольшее число заболевшего бруцеллезом крупного рогатого скота приходится на Северо-Кавказский федеральный округ – 5977 голов или 60% от числа заболеших в России и Южный ФО – 3042 головы (30,5%). В субъектах Северо-Западного ФО заболевшего бруцеллезом крупного рогатого скота не выявлено. В остальных округах количество заболевших бруцеллезом животных незначительное.
14 - неблагополучных пунктов по бруцеллезу мелкого рогатого скота зарегистрировано (в Республике Дагестан – 8 пунктов, Оренбургской, Саратовской области, Республике Калмыкия по 3 пункта, Краснодарском край, Ленинградской, Свердловской области по 2 пункта, Алтайском крае, Амурской, Астраханской, Волгоградской, Вологодской, Иркутской, Томской, Тульской области, Республике Тыва, Забайкальском крае по 1 пункту).
Туберкулез крупного рогатого скота – 20 неблагополучных пунктов (Алтайский, Красноярский края, Белгородская, Курская, Самарская, Тульская, Ульяновская области, Республика Мордовия по 1 пункту, Омская, Тюменская области по 2 пункта, Республика Татарстан 8 пунктов).
Лептоспироз – 87 неблагополучных пунктов (Забайкальский, Ставропольский края по 6 пунктов, Калужская, Курская Омская, Самарская области, Республика Карелия, Хакасия, Краснодарский край по 1 пункту, Красноярский край – 29 пунктов, Орловская область, Республика Бурятия, Калмыкия, Тыва по 4 пункта, Пермский край - 9 пунктов, Саратовская область – 14 пунктов).
Лейкоз – 369 неблагополучных пунктов, в них заболело 24266 животных (Алтайский край, Амурская, Белгородская, Брянская, Волгоградская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калужская, Кемеровская, Курганская, Липецкая, Магаданская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Тамбовская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская, Владимирская, Кировская, Костромская, Курская, Московская, Новосибирская, Орловская, Псковская, Саратовская, Свердловская, Владимирская области, Еврейский, Ханты-Мансийский автономные округа, Забайкальский, Красноярский, Ставропольский, Пермский края, Республика Бурятия, Дагестан, Карелия, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Хакасия, Чувашия, Ингушетия, Тыва до 10 пунктов, Калужская область, Краснодарский край, Приморский край, Смоленская, Тверская, Калужская области до 30 пунктов, Пензенская область, Республика Калмыкия, Чувашия, Хабаровский край свыше 40 пунктов).