О чем рассказывает рисунок.
Искусство едино, видов его множество
Из афоризмов древности
Всякий раз мы смотрим на вещи
не только с другой стороны, но и
другими глазами – потому и
считаем, что они переменились
Б.Паскаль
Психологический анализ рисунка в качестве метода психологического исследования началось с начала века. Трудно установить, кто из исследователей был первым, но так или иначе уже в 1913 г. Э.Торндайком была проведена работа по классификации рисунков и их качественной оценки. С тех пор проведена огромная работа, итогом которой стали рисуночные тесты, успешно применяемые в самых разных ситуациях – от оптимизации общения, когда необходимо занять группу людей, до диагностики при приеме на работу.
В отечественной психологии графические тесты вызвали закономерный интерес. Появились приемы анализа изображения, позволяющие разглядеть в рисунке ряд существенных для психологической диагностики признаков. Было показано, что появление и совершенствование отдельных элементов рисунка отражает развитие специфических функций, которые связаны с графической деятельностью, такие как восприятие, представление, сенсомоторная координация, а также общий уровень психического развития и наличие патологии. К настоящему времени уже нет сомнения в том, что рисунок - один из важнейших источников знаний о психике человека, с помощью которого можно установить множество качественной и количественной информации, валидизировать их и успешно использовать в практике психодиагностического обследования.
Рисунок - изображение, выполненное от руки с помощью графических средств (контурной линии, штриха, пятна или их различных сочетаний), является мощным средством познания действительности. Существуют многочисленные разновидности рисунка, различающиеся по методам рисования, темам, жанрам, назначению, технике и особенностям исполнения.
В рисунке зафиксирован процесс отражения человеком окружающего его мира и его внутреннего состояния, содержания фантазий, воображения. Рисунок отражает уровень образного развития и уровень графической культуры, а также является средством проникновения в сущность явлений, духовное освоение природы, воплощение философских, социальных, политических, этических и эстетических идей. В то же время рисунок есть и эстетическое явление, имеющее длительную историю, насчитывающую тысячи лет.
Исходя из анализа более 100 тысяч рисунков, выполненными людьми разного возраста, представителями самых различных профессий, находившихся в различных состояниях и обстоятельствах за период с 1985 по 2004 г.г. нам удалось составить общую схему анализа рисунка.
__________________________ __________________________
- результат взаимодействия сигнальных систем и
|
|
- форма, пропорции,
размер, цвет;
|
функционирования системы "глаз-мозг-рука";
|
|
- состав линий;
|
|
|
|
- Я-проекция;
|
|
- расположение на листе;
|
|
|
|
- рассказ в образах;
|
|
- способ прорисовки,
наличие штриховки,
|
- способ духовного освоения|
мира и самовыражения;
|
|
особенности нажима;
|
|
|
|
- эстетическое отражение
мира и души;
|
|
- композиционное построение;|
|
|
|
|
- индикатор индивидуальных
особенностей.
|
|
|
СПОСОБ АНАЛИЗА: целостный (типологический),
поэлементный
ЧТО ДИАГНОСЦИРУЕТ:
- состояние моторики;
- индивидуально-типологические и
возрастные особенности;
- графическая культура;
- эмоциональное состояние;
- когнитивные стили;
- развитие фантазии и воображения;
- особенности мотивации;
- самооценка и направленность личности;
- художественные способности;
- интеллектуальное развитие;
- особенности темперамента;
- состояние межличностных отношений;
- наличие патологии, состояние здоровья
Рис. ОБЩАЯ СХЕМА АНАЛИЗА РИСУНКА
В настоящее время рисунок прочно вошел в практику психологической диагностики и коррекции и стал одним из наиболее распространенных объектов психологического анализа. В отличие от других методов психологического изучения, например, таких как опросники, рисунок имеет целый ряд преимуществ:
а) может быть использован на ранних этапах онтогенетического развития, начиная с 2-3 лет;
б) применение рисунка в качестве теста занимает значительно меньше времени, чем многие другие тесты, тогда как его информативность может быть значительно выше;
в) рисуночные тесты могут быть применены в широком спектре практических задач: диагностических, учебных, коррекционных, а также в различных областях психологии - от возрастной психологии, психологии творчества, медицинской психологии до социальной, юридической психологии и психологии труда;
г) рисунок предоставляет для психологического анализа большой объем как качественных, так и количественных показателей, что позволяет осуществить проверку на степень их валидности и надежности - наиболее важные требования к психодиагностическим методикам.
Однако использование рисунка выдвигает определенные требования к специалистам. Для работы с рисунками необходим большой опыт. Рисунок раскрывает много возможностей, но и от исследователей требует значительного труда и терпения, чтобы эти возможности использовать.
Пока, к сожалению, нет единства взглядов на интерпретацию результатов психографического исследования. Чаще всего каждый из исследователей, "набивая руку" на какой-то одной или группе методик, выделяет свои собственные параметры для построения интерпретации. При этом крайне редки попытки анализировать рисунок в контексте художественной культуры, накопившей богатый опыт оценки художественного творчества.
По нашему мнению, это сужает возможности психодиагностического применения графических методов, сдерживает их развитие, обогащение, верификацию.
Поделитесь с Вашими друзьями: |