1. Что такое эссе. Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и переводится как «опыт, проба, попытка, набросок, очерк»



Дата28.09.2017
Размер162 Kb.

1.Что такое эссе.
Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и переводится как «опыт, проба, попытка, набросок, очерк».

Что же такое эссе? Вот какие определения предлагают толковые словари и энциклопедии.

В «Толковом словаре иноязычных слов» Л.П.Крысина читаем: «Эссе - очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме».

«Большой энциклопедический сло­варь» дает развернутое определе­ние: «Эссе - жанр философской, литера­турно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, со­четающий подчеркнуто индивидуаль­ную позицию автора с непринужден­ным, часто парадоксальным изложени­ем, ориентированным на разговорную речь».

«Краткая литературная энциклопе­дия» уточняет: «Эссе - прозаическое со­чинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и сообра­жения, так или иначе, с нею связанные».

Таким образом, эссе - это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.

Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, субъективной личной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения материала; часто это разговор вслух, выражение эмоций и образность.
2. Разновидно­сти эссе.
Исследова­тели выделяют следующие разновидно­сти эссе.

С точки зрения содержания, эссе бы­вают философскими, литературно-кри­тическими, историческими, художест­венными, художественно-публицисти­ческими, духовно-религиозными и др.

По литературной форме эссе пред­стают в виде рецензии, лирической ми­ниатюры, заметки, странички из днев­ника, письма, слова и др.

Различают также эссе описатель­ные, повествовательные, рефлексив­ные, критические, аналитические и др. В данном случае в основу положены композиционные особенности произве­дения, выполненного в жанре эссе.

Наконец, предложена классифика­ция эссе на две большие группы: лично­стное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности, и эс­се объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или ка­кой-то идее. Экзаменационное эссе по обществознанию, бесспорно, принадле­жит ко второй группе.

3.Структурная схема эссе
Введение — определение основного вопроса эссе

Основная часть — ответ на поставленный вопрос. Один параграф содержит: тезис, доказательство, иллюстрации, подвывод, являющийся частично от­ветом на поставленный вопрос

Заключение - суммирование уже сделанных подвыводов и окончательный ответ на вопрос эссе.

Отметим наиболее приемлемую техни­ку доказательства приведенных в эссе высказываний. Доказательство — это со­вокупность логических приемов обосно­вания истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Оно связано с убежде­нием, но не тождественно ему; аргумен­тация или доказательство должны осно­вываться на данных науки и обществен­но-исторической практики, убеждения же могут быть основаны на предрассудках неосведомленности людей в вопросах экономики и политики, - видимости дока­зательности. Другими словами, доказа­тельство или аргументация — это рассуж­дение, использующее факты, истинные суждения, научные данные и убеждающее нас в истинности того, о чем идет речь.


1) Структура аргументации (доказательства)

Структура любого доказательства включает в себя по меньшей мере три со­ставляющие: тезис, аргументы, вывод или оценочные суждения.

-Тезис — это суждение, которое надо доказать.

-Аргументы - это категории, которы­ми пользуются при доказательстве истинности тезиса.

-Вывод — это мнение, основанное на анализе фактов.

-Оценочные суждения — это мнения, основанные на наших убеждениях, веро­ваниях или взглядах.



Аргументы обычно делятся на следу­ющие группы:

а) Удостоверенные факты, к кото­рым относится так называемый фактичес­кий материал, то есть статистические дан­ные о доходах на душу населения, вели­чине выпускаемой продукции и т.д., территории государства, выполнении плана, количестве вооружения, свидетельские показания. Факты — это питательная сре­да для выяснения тенденций, а на их ос­новании — законов в различных областях знаний, поэтому мы часто иллюстрируем действие законов на основе фактических данных.

б) Определения в процессе аргумен­тации используются как описание поня­тий, связанных с тезисом.

в) Законы науки и ранее доказанные теоремы тоже могут использоваться как аргументы доказательства.

Если вернуться к требованиям, предъявляемым к эссе, и соотнести их с элементами структуры доказательства, то можно проследить тесную связь между критериями оценки и способностью уча­щегося аргументировать свой ответ, так как в первую очередь оценивается спо­собность мыслить не хаотически, а в стро­гой логике и использовать виды аргумен­тов для доказательства своего тезиса. Но для того чтобы расположить тезисы и аргументы в логической последователь­ности, необходимо знать способы их вза­имосвязи.

2) Виды связей в доказательстве.

Связь предполагает взаимодействие тезиса и аргумента. Рассмотрим суть прямого доказательства — доказательства, при котором истинность тезиса непосред­ственно обосновывается аргументом. Например: мы не должны кататься на лы­жах, так как сегодня очень холодно. Ме­тод прямого доказательства можно при­менять, используя технику индукции, де­дукции, аналогии и причинно-следствен­ных связей.



Индукция— мыслительный процесс, в результате которого мы приходим к вы­водам, базирующимся на фактах. Мы дви­жемся в своих рассуждениях от особен­ного к общему, от предположения к ут­верждению. Общее правило индукции гласит: чем больше фактов, тем убеди­тельнее аргументация. В качестве примера можно привести достаточно широко известные разработки уроков с введени­ем понятий «спрос» и «предложение», когда ученики составляют опросный лист и предлагают как можно большему чис­лу людей внести в него свои мнения по по­воду цены и количества покупаемого по данной цене товара. На основе собран­ных фактов строится шкала спроса и предложения, которая отражает зависи­мость величины спроса и предложения от устанавливаемой цены.

Дедукция — процесс рассуждения, где вывод обычно строится с опорой на две предпосылки. Например, все люди, ставящие перед собой ясные цели и со­храняющие присутствие духа во время критических ситуаций, являются велики­ми лидерами. По свидетельству многочис­ленных современников, такими качества­ми обладал А.Линкольн — один из самых ярких лидеров в истории Америки.

Аналогия — способ рассуждений, по­строенный на сравнении. Аналогия пред­полагает, что если объекты А и Б схожи по нескольким направлениям, то они дол­жны иметь одинаковые свойства. Необходимо помнить о некоторых особенностях данного вида аргумента­ции: направления сравнения должны ка­саться наиболее значительных черт двух сравниваемых объектов, иначе можно прийти к совершенно абсурдному выводу.

И, наконец, причинно-следственная аргументация, которая широко исполь­зуется в образовательных программах по всем школьным предметам. Очень часто в классе можно услышать следующие вопросы: «Почему большевики пришли к власти?», «Почему меняется спрос на оп­ределенный товар?», «Почему тело дви­жется в этом направлении?». Все эти воп­росы требуют объяснения причин проис­ходящего явления. Иногда это может быть целый ряд причин. Например: «По­чему возник пожар? — Потому что чело­век бросил горящую сигарету. — Почему он ее бросил? — Потому что спешил на работу. — Почему он спешил на работу? и т.д.». Вспомните песенку о прекрасной маркизе и ее сгоревшей усадьбе. Это и есть пример аргументации с помощью объяснения причин того или иного явле­ния (очень часто явлений, находящихся во взаимозависимости).


4. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ НАПИСАНИЯ ЭССЕ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

1. Умения и навыки, необходимые для написания эссе.
Система требований, предъявляемых к уровню знаний, умений, навыков выпу­скников по обществознанию предпола­гает, что накопление знания (понятий, определений и т.д.) не должно являться определяющей целью при изучении обществознания. Знание рассматривается как необходимая база для развития кри­тического мышления личности, способ­ности формулировать и аргументиро­вать свою позицию с опорой, как на науч­ное знание, так и на собственный опыт. Обратим внимание на то, что требования к знаниям на репродуктивном уровне со­ставляют примерно 28% от сформулиро­ванной авторами номенклатуры требо­ваний. К репродуктивным в той или иной мере можно отнести требования:

- знать основные обществоведчес­кие термины, т.е. распознавать их в раз­личном контексте и правильно использовать в условиях письменной речи;

- называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты и их существенные свойства.

Следующие требования предполага­ют овладение учеником на основе усво­енных обществоведческих знаний сложными приемами интеллектуальной деятельности, причем в порядке нарас­тающей сложности:

- сравнивать изученные социальные объекты, т.е. выявлять отличия и сходства определенного объекта с родственными;

- характеризовать изученные социальные объекты и процессы, т.е. раскрывать свойственные им значимые признаки;

- объяснять (интерпретировать) изученные социальные явления и процессы, т.е. раскрывать их устойчивые существенные связи, как внутренние, так и внешние;

- приводить собственные примеры, т.е. пояснять (иллюстрировать, аргументировано раскрывать) изученные теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах;

- давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.

Умения именно такого рода позволяют перевести обществоведческое знание из преимущественно теоретической плоскости в сферу практического осмысления, соотнесения с собственной позицией, имеющимся опытом.

Одним из наиболее значимых показателей сформированности интеллектуальных умений высокого уровня является умение выразить собственную позицию с опорой на обществоведческие знания и соответствующей аргументацией, что предполагает, в числе прочих форм контроля, применение такого средства проверки, как эссе. Понятно, что эссе выступает одновременно в качестве и измерителя знаний, умений, навыков ученика, и инструмента, позволяющего ученику через рефлексию, привлечение собственного опыта на осознанном уровне освоить и расши­рить обществоведческие знания.

В отличие от других методов контроля и проверки знаний, целью эссе является диагностика продуктивной, творческой составляющей познавательной деятельности обучающихся, которая предполагает анализ информации, его интерпретацию, построение рассуждений, сравнение фактов, подходов и альтернатив, формулировку выводов, личную оценку автора и т.п.

Применение эссе на уроках способствует более четкому и грамотному формулированию мыслей, помогает располагать мысли в строгой логической последовательности, предполагает свободное владение языком экономических терминов и понятий, раскрывает глубину и широту учебного материала, учит использовать примеры, цитаты, необходимые аргументы по соответствующей теме.

Успешность формирования умений и навыков, необходимых для написания эссе, проявляется в том, что учащиеся:

1) на осознанном уровне владеют те­оретическими знаниями и понятийным
аппаратом в области обществознания;

2) владеют на высоком уровне приемами анализа, сравнения, синтеза, навыками аргументации собственной позиции и ведения дискуссии;

3) понимают, чем эссе по обществознанию существенно отличается от со­чинения по литературе;

4) понимают, в чем состоят особенности обществоведческого эссе;

5) владеют практическими навыка­ми, в том числе стилем, присущим эссе по обществознанию.

2.Критерии оценивания эссе.
При оценивании ответа необходимо вы­делить следующие элементы:

- представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии


проблемы;

- раскрытие проблемы на теоретическом и на бытовом


уровнях, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;

- аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или соб­ственный опыт.

Максимальный балл за полный ответ:

4-х баллов заслуживает эссе, в котором: представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы; проблема раскрыта на теоретическом


уровне, в связях и обоснованиях, с корректным использованием обществоведческих
терминов и понятий в контексте ответа; дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

3-х баллов заслуживает эссе, в котором: представлена собственная точка зре­ния (позиция, отношение) при раскрытии проблемы; проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и основания не присутствуют или явно не прослеживаются); дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

2-х баллов заслуживает эссе, в котором: представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы; проблема раскрыта при формальном
использовании обществоведческих терминов; дана аргументация своего мнения с
опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт без теоретическо­го обоснования.

1 балла заслуживает эссе, в котором: представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы; проблема раскрыта на бытовом уровне; сделана попытка аргументации своего мнения.

О баллов заслуживает эссе, в котором: 1) представлена собственная точка зрения по поднятой проблеме на бытовом уров­не без аргументации; 2)проблема не раскрыта или 3) дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контекс­те задания.


5. Как написать эссе. Примеры эссе.
Первый шаг достижения успеха в вы­полнении такого вида ра­боты — формулирование темы эссе. В определен­ной степени это искусст­во. Почему? Тема не дол­жна инициировать изло­жение лишь определе­ний понятий, ее цель — побуждать к размышлению

Эссе — это единственное задание, которое является альтернативным: выпускник самостоятельно выбирает из шести предложенных тем ту, кото­рая представляется ему наиболее ин­тересной.

Важная «мелочь»: первая запись и в черновике, и в окончательном варианте — это точная формулировка темы эссе. Тема — своего рода условие задачи, в которое, чтобы понять, нужно вдуматься. Тема, как правило, формулируется так, что предполагает не один «правильный» ответ, а множество решений. Вчитываясь в нее, учащийся оказывается в том творческом пространстве, которое им очерчено. Если отдельные слова, мысли (и даже в неко­торых случаях формулировка в целом) будут повторены в тексте эссе, то не следует считать это недостатком. Глав­ная задача ученика - понять и рас­крыть тему, а не «уйти» от нее (ситуа­ция весьма распространенная в школь­ной практике).

Как правило, темы эссе по обществознанию имеют проблемный, иногда дискуссионный ха­рактер и предлагаются в виде высказы­вания ученого, писателя, поэта, мысли­теля. Чрезвычайно важно выделить ос­новную идею автора высказывания и определить, в рамках какого раздела или темы обществоведческого курса ее следует рассматривать

Формулировке темы предшествует указание на ту базовую науку, в рам­ках которой она должна быть раскры­та: экономика, социология, политоло­гия, правоведение, культурология, фи­лософия.

Это чрезвычайно важный момент, ему придается серьезное значение. Поставленная проблема должна быть решена с привлечением терминов, по­нятий, теоретических положений, примеров из общественной жизни и личного опыта, относящихся к той об­ласти знаний, которая соответствует данной науке. Говоря иначе, она долж­на быть раскрыта в контексте фило­софского или политологического, юри­дического или социологического, эко­номического или культурологического знания.

Например, тема «У нас нет времени, чтобы стать самими собой» (А. Камю) предполагает, что ученик посвятит свое эссе проблемам самопознания, самосоз­нания, самосовершенствования челове­ка, рассмотрит особенности формирова­ния «я-концепции», поставит экзистен­циальные проблемы человеческого бы­тия. Говоря иначе, обратится к вопросам развития личности. Тема «Не хлебом единым жив человек» ставит проблему соотношения материальных и духовных потребностей человека, противоречий между ними. Это значит, что выписан­ные на черновик и вошедшие в оконча­тельный текст понятия, термины, при­меры, цитаты, аргументы должны быть так или иначе связаны с данной пробле­матикой.

Вот какие темы были предложены в одном из экзаменационных вариантов:

1.Экономика. «Экономика — это искусство удовлетворить безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». (Л.Питер.)

З.Социология, «Займите место и положение, подобающее вам, и все при­знают это». (Р.Эмерсон.)

3.Политология. «Демократию мы выбираем не потому, что она изобилует добродетелями, а чтобы избежать тира­нии». (К.Поппер.)

4.Правоведение. «Праву потреб­ны достоинства, дарования, добродете­ли. Силе надобны тюрьмы, железы, за­поры». (Д.Фонвизин.)

5.Культурология. «Чтение стоит у порога духовной жизни, оно может ввести нас в нее, но оно ее не составляет». (М.Пруст.)

6.Философия, «Без общества че­ловек был бы жалок, испытывая недо­статок в побуждениях к совершенство­ванию». (У.Годвин.)

Выбор темы эссе - ответственная задача. Выбирая проблему, выпускник должен быть уверен в том, что он: имеет неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится; ясно понимает смысл высказывания (обратите внимание: не согласен с
ним, а понимает, что именно утверждает автор); может выразить свое отношение к
нему (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его); владеет обществоведческими терминами, которые понадобятся для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые предстоит употребить, должны относиться непосредственно к теме эссе); сумеет привести примеры из исто­рии, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.

Проанализируем с этих позиций приведенные темы.

По экономике предложено высказы­вание Л.Питера: «Экономика — это ис­кусство удовлетворить безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». В чем его смысл? Если вы­пускник помнит из курса обществознания, что основной проблемой экономики ученые признают проблему распреде­ления ограниченных ресурсов (или главных факторов производства, како­выми являются земля, труд, капитал, предпринимательские способности, ин­формация), то он без труда поймет, что хотел сказать Л.Питер, и определить свое отношение к его утверждению. Без каких терминов и понятий обойтись ед­ва ли удастся? Собственно говоря, они уже названы: факторы производства, ограниченные ресурсы, потребности. Наверное, автор эссе употребит и такие понятия, как экономика, производство, распределение, потребление, обмен, - все они находятся в смысловом поле проблемы, а значит, их употребление экзаменаторы признают соответствую­щими ее контексту.

Если выпускник с интересом изучал на уроках обществознания основы со­циологических знаний, то имеет смысл задуматься над словами Р.Эмерсона: «Займите место и положение, подобаю­щее вам, и все признают это». Речь идет о социальном статусе личности, о спо­собах его достижения, о признании личности обществом. Р.Эмерсон полага­ет, что социальный статус, соответ­ствующий человеку (его интересам, уровню образования, деловым качест­вам, материальным и духовным по­требностям и пр.), обязательно будет признан обществом. Дело выпускника принять эту позицию или не согласить­ся с ней. В любом случае, необходимо правильно применить ключевые для данной темы социологические термины (социальный статус, социальная роль, достижимый социальный статус, соци­альный престиж, социальный автори­тет и др.), найти примеры, подтвержда­ющие мысль, и аргументировать ими высказанную позицию.

«Демократию мы выбираем не пото­му, что она изобилует добродетелями, а чтобы избежать тирании», - утвер­ждал К.Поппер. Трудности с понима­нием смысла этого высказывания едва ли возникнут. Очевиден и контекст, в который помещено это высказывание: речь идет о демократии как форме по­литического режима, ее сущностных чертах, достоинствах и недостатках. Выпускнику предстоит показать, ка­ким именно образом демократия позво­ляет избежать тирании, и согласиться (или не согласиться, в обоих случаях — аргументировано), на базе фактов и теоретических обобщений) с мнением крупного австрийского философа XX в.. Круг понятий и терминов, обращение к которым поможет при написании эссе, приблизительно таков: политический режим, демократия, тирания, система сдержек и противовесов, разделение властей, авторитаризм, тоталитаризм и др.

Свою компетентность в области пра­ва выпускник сумеет продемонстриро­вать, обратившись к словам Д.Фонви­зина: «Праву потребны достоинства, дарования, добродетели. Силе надобны тюрьмы, железы, запоры». Смысл этого высказывания на поверхности, что на­зывается, не лежит. Разве право не со­пряжено с применением силы, с мерами государственного принуждения в отно­шении тех, кто нарушает правовые нормы, действующие в обществе? Раз­ве для поддержания правопорядка, обеспечения законности не нужны «тюрьмы, железы, запоры»? Очевидно, что русский писатель, живший и со­здававший свои произведения в эпоху Просвещения, имел в виду нечто иное. В сущности, эссе может стать попыт­кой осмыслить сказанное Фонвизиным. Право и справедливость, право и прав­да, социальная роль права, правонару­шение и правовая ответственность, право и принуждение, право и сила, право и бесправие, — вот те понятия и термины, которые могут потребоваться выпускникам, выбравшим эту доволь­но сложную тему.

По словам М.Пруста, «чтение стоит у порога духовной жизни, оно может вве­сти нас в нее, но оно ее не составляет». Как тема эссе, она вводит выпускника в контекст культурологического, фило­софского знания, совокупность знаний о человеке, его духовном мире. По мне­нию французского писателя, духовная жизнь человека — явление куда более широкое, чем та ее составляющая, кото­рая связана с чтением. В то же время духовная жизнь тесно связана с чтени­ем, которое стоит на ее пороге. Навер­ное, наиболее ценными при раскрытии темы и обосновании позиции автора эс­се будут примеры и аргументы, почерп­нутые из его личного социального опы­та, опыта осмысления окружающего мира и самого себя. Термины и понятия, к которым может обратиться выпуск­ник, довольно широки: человек как су­щество биопсихосоциальное, индивид, личность, духовный мир, духовная жизнь, духовные потребности, духов­ные ценности, идеалы и др.

Вероятно, близкий круг понятий и терминов понадобится и для написания эссе на тему «Без общества человек был бы жалок, испытывая недостаток в по­буждениях к совершенствованию» (У.Годвин). Понятно, что речь идет о сложной системе взаимоотношений че­ловека и общества, о том, что вне обще­ства становление и развитие личности невозможно. Ключевыми, бесспорно, станут понятия «социализация», «инди­вид», «личность», обобщения и приме­ры, показывающие, что только в обще­стве и под влиянием общества челове­ческий индивид становится личностью, способной к самосовершенствованию и испытывающей в нем потребности.

Итак, выбор темы эссе - ответ­ственный этап работы, в ходе которого выпускник:

знакомится с предложенными те­мами; определяет, к какой базовой науке


относится каждая тема; определяет смысл предложенных высказываний (отвечает на вопрос «Что, по моему мнению, хотел сказать автор»?); осмысливает проблему в контекс­те базовых наук (отвечает на вопросы:
«С какими основными проблемами обществоведческого знания связана дан­ная тема? Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?»); формулирует свое отношение к высказыванию (отвечает на вопросы: «Согласен ли я с ним? Или не согласен?
Или согласен не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу?»); определяет обществоведческие термины, понятия и обобщения, кото­рые потребуются ему для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне (отвечает на вопросы: «Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен использовать? Какие теоретические обобщения я должен учесть?»);

отбирает факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, которые убедительно обос­новывают его позицию (отвечает на вопросы: «Какими фактами, примерами я могу подтвердить свое мнение? Убеди­тельны ли они?»).

Итак, тема выбрана, осознана, опре­деленным образом понята.

Далее работу необходимо начинать с черновика. Учащиеся порой не знают, что такое черновик, и пишут его как «беловой» (окончательный) вариант работы: тот же плотно исписанный лист, без полей и значков — одно отличие, что написан небрежно. Такой черновик не оставляет пространства для совершенствования текста, шлифовки мысли, не дает возможности работать творчески. Неправильные (назовем их так) черновики подходят для работ компилятивного характера, которые, в свою очередь, при многократном повторении формируют паническую боязнь самостоятельного высказывания.

Как быть? Листы черновика полезно оставлять наполовину пустыми (широкие поля!), писать только на одной его стороне. Поля нужны, чтобы вносить исправления и дополнения в процессе перечитывания и правки первоначального текста. На обороте листа остается место для записи цитат, примеров, конкретизирующих мысль, и пр..

Полезно на черновике в свободной форме выписать все, что может понадобиться в эссе: понятия, противоречия, ас­социации, цитаты, примеры, тезисы, мнения, аргументы, имена, события. Сло­вом, «дать себе волю», записать все, что кажется нужным, интересным, имею­щим отношение к теме. Есть рациональ­ное зерно в утверждении: «Писательство не в голове, а в кончиках пальцев».

Следующая задача — привести весь этот «хаос» в порядок, соотнести с те­мой, выбрать эффектную цитату, точ­ную мысль, интересный факт, убеди­тельный аргумент.
Самые ответственные части работы — вступление и заключение. Вступление фокусирует проблематику эссе, ставит ключевые вопросы, указывает на про­тиворечия, выявляет обществоведчес­кие аспекты темы. Начать эссе необходимо с введения, которое раскрывает тему и содержит определения основных встречающихся понятий. На этом этапе очень важно правильно сформулировать воп­рос, на который требуется ответить. Мож­но наметить путь развития рассуждений, обозначив круг прямо относящихся к теме понятий или теорий. При работе над введением могут помочь следующие воп­росы: «Надо ли давать определения тер­минам, прозвучавшим в теме эссе?», «По­чему тема, которую я раскрываю, явля­ется важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рас­суждения по теме?», «Могу ли я разде­лить тему на несколько более мелких под­тем?». Например, при работе над темой «Экономика России времен Петра I: тра­диционная или командная» в качестве подтемы можно сформулировать следу­ющий вопрос: «Какие признаки были ха­рактерны для экономики того периода?». Начинать эссе целесообразно с ясно­го и четкого определения личной пози­ции: «Я согласен с данным мнением», «Я не могу присоединиться к этому утвер­ждению», «В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным» (способов выразить свое согласие или несогласие, естественно, очень много).

Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Эк­заменаторы должны убедиться в том, что выпускнику ясен его смысл. Не сто­ит дословно повторять утверждение, ставшее темой эссе. Важно так сформу­лировать его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который опре­деляет ее содержание и сущность.

Рассмотрим три примера.

1. В качестве темы эссе выбраны слова О.Мандельштама: «Элементы ис­кусства неутомимо работают в пользу научных теорий». Выпускник передает ее смысл следующим образом: «Автор придерживается той точки зрения, что способы и пути познания мира многообразны: не только наука, но и искусство (а также мифы, опыт повседневной жизни, здравый смысл, религия) обога­щают наши знания о природе, обществе, человеке. Другой вопрос — всегда ли искусство подтверждает ("неутомимо работает на пользу", как говорит поэт) науки?»

2. Тема эссе — «Опасна власть, когда с ней совесть в ссоре» (У.Шекспир). Выпускник, выразив свое полное согласие с данным утверждением, продолжает: «И в самом деле, власть опасна, если со­весть с ней враждует».

3. Выпускник, избрав тему «Про­гресс — отец проблем (Г. Честертон) и не согласившись с мнением английского писателя, пишет далее: «Да и как мож­но принять эту точку зрения нам, лю­дям XXI в., слишком хорошо знающим, что такое экологическая катастрофа и угроза термоядерной войны?»

Обратим внимание на разнообразие форм, в которых выпускники представ­ляют мысль автора: изложение с вклю­чением дополнительных положений, призванных показать, что тема понята правильно; близкий к тексту пересказ; риторический вопрос. Выбор формы за­висит от темы и в еще большей степени от самого автора эссе. Главное, чтобы была достигнута цель: выражено точное понимание смысла высказывания.

С этой точки зрения предпочтитель­ным выглядит первый пример. Точно передав своими словами сущность ска­занного, автор ставит вопрос, который, с одной стороны, показывает, что он внимателен к нюансам, деталям, а с другой — позволяет перейти к основ­ной части эссе. Во втором случае оста­ется не вполне ясным, понимает ли вы­пускник тему. Этот вопрос для экзаме­наторов остается открытым. Что каса­ется третьего примера, то приходится констатировать: тема не понята. Вы­пускник соглашается с высказыванием, а затем искажает его смысл, приписы­вая Честертону мысль, которую тот и не думал высказывать.


Структура эссе определяется предъ­являемыми к нему требованиями. Мыс­ли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т). Мысль должна быть подкреплена доказатель­ствами — поэтому за тезисом следуют аргументы (А). Аргументы — это фак­ты, явления общественной жизни, собы­тия, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приво­дить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубе­дительным, три аргумента могут «пере­грузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Основная часть строится на основе аналитической работы, и ее задача зак­лючается в сборе в систему основных, наиболее важных экономических поня­тий, которые раскрывают поставленный вопрос. В данном случае приведенные понятия и теории могут служить аргумен­тами, доказывающими правильность ут­верждений учащегося. Необходимо про­иллюстрировать аргументы с помощью как традиционных, так и современных примеров. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграм­мы и таблицы.

В процессе построения эссе необхо­димо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, под­крепленное графическим и иллюстратив­ным материалом. Приведем пример из эссе на уже известную нам тему: «За годы правления Петра I в экономике произош­ли огромные изменения — количество мануфактур по сравнению с 1725 годом выросло в 11 раз; было основано около 12 сталелитейных заводов. Однако дея­тельность вновь созданных промышлен­ных предприятий подвергалась жестоко­му контролю со стороны государствен­ных чиновников, труд оставался принуди­тельным, так как к заводам приписыва­лись целые деревни. Государевы указы повсеместно являлись единственным средством управления экономикой. Эко­номика оставалась командной».

В конце работы над эссе обязательно следует сделать заключение или дать от­вет на поставленный вопрос. В заключе­нии суммируются основные идеи, подво­дится итог рассуждений и, возможно, предлагается направление дальнейших рассуждений. При этом необходимо из­бегать повторения и перефразирования мыслей, уже приведенных в основной ча­сти эссе. Заключение должно быть пред­ставлено в виде вывода или оценочного суждения, которое оставляет поле для дальнейшей дискуссии. Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру. Количество тези­сов и аргументов зависит от темы, из­бранного плана, логики развития мысли:

вступление -

тезис, аргументы -

тезис, аргументы -

тезис, аргументы –

заключение

Заметим: вступление и заключение фокусируют внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключе­нии — резюмируется мнение автора). Заключением долж­на стать наиболее яркая мысль, поды­тоживающая, резюмирующая рассуж­дения.

В заключительном предложении (аб­заце) подводятся итоги работы. Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проб­лема приобретает новое измерение

Учащимся необходимо напоминать о значении выделения абзацев, роли крас­ных строк, логической связи абзацев: так достигается целостность работы.

Внимание нужно обратить и на стиль изложения. Нельзя забывать, что эссе присущи эмоциональность, экспрессив­ность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспе­чивают короткие, простые, разнообраз­ные по интонации предложения, умелое использование «самого современного» знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

.
6. Памятки для учащихся при написании эссе.


Структура эссе


Элемент структуры

% к общему объему работы

Начало (актуализация заяв­ленной темы эссе)

20%

Тезис

Три аргументированных доказательства (опровержения) тезиса, выражающих ваше личное мнение (вашу позицию) и имеющих в своей основе научный подход. Переформулировка тезиса



60%

Вывод, содержащий заключительное суждение (умозаключение)

20%



Как написать домашнее эссе

Прежде чем приступить к написа­нию эссе:

1) изучите заданный на дом теоретический материал;

2) уясните особенности заявленной темы эссе;

3) продумайте, в чем может заклю­чаться актуальность заявленной темы;

4) выделите ключевой тезис и опре­делите свою позицию по отношению к нему;

5) определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины по­могут вам раскрыть суть тезиса и собст­венной позиции;

6) составьте тезисный план, сформу­лируйте возникшие у вас мысли и идеи.


При написании эссе:

1) напишите эссе в черновом вариан­те, придерживаясь оптимальной струк­туры;

2) проанализируйте содержание на­писанного;

3)проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе, ло­гичность и последовательность изложенного;

4) внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.
Требования, предъявляемые к эссе
1.Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.

2.Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.

3.Эссе должно иметь грамотное ком­позиционное построение, быть логич­ным, четким по структуре.

4.Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.

Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.

6. Эссе должно содержать убеди­тельную аргументацию заявленной по проблеме позиции.


Алгоритм написания эссе:

Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе.

Выберите ту, которая будет отвечать нескольким тре­бованиям:

а) интересна вам;

б) вы в целом поняли смысл этого высказывания;

в) по данной теме есть что сказать (знаете термины, мо­жете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.).

Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (ска­жите то же самое, но своими словами).

Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания. Если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер.

Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.

Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: ис­пользовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву — зна­ние современного законодательства и т.д.).


Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.).

Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности. Это будет ваш условный план.

Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору ци­таты и т.д.).
Изложите свою точку зрения в той последователь­ности, которую вы наметили.

Сформулируйте общий вывод работы и, если необ­ходимо, отредактируйте ее.

ПРИМЕРЫ.

1. Философия. «Философия – это более или менее смутное чувство того, что представляет собой жизнь в своей глубине и значении… Она наш индивидуальный способ воспринимать и чувствовать биение пульса космической жизни… Она не печет хлеб, но развивает мысль, воображение и способна наполнить мужеством наши сердца.» Уильям Джемс.
Философия как индивидуальное мировоззрение, стремление человека познать мир сложилось около 600 года до н. э. По сути, с появлением человека (существа способного воспринимать и оценивать действительность) возникают различные мнения на одни и те же предметы с той же прогрессией, что и вопросы «почему идет дождь», «почему солнце светит».

На заре своего развития человек мог это объяснить только с помощью религии. Тут у одних народов появляется Асгард (мир Богов или Асов), Мидгард (мир людей), Утгард (мир мертвых), у других Олимп со множеством богов, у третьих имелись духи-покровители или животные-покровители племени. Тогда мир казался необычен и нов, именно тогда человек придумал эльфов, великанов, карликов, фей, оборотней, единорогов, русалок… С тех пор человек не придумал ни одного абсолютно нового существа: Г. Х. Андерсен, Братья Гримм и А. С. Пушкин пользовались уже существующими образами. А появляющиеся сейчас этакие гибриды есть просто сумма уже существующих или новое отражение старых вещей. Тогда для того, чтобы понять мир человеку требовались эти существа, и он их создал. Человек разработал весь пласт этой «мифологической породы», поэтому в последующие времена найти что-либо новое очень сложно.

Постепенно человек развивается, греки строят полисы, вавилоняне отстраивают города, египтяне проектируют возведение пирамид. Переселяясь в обустроенные города, человек меньше думает о том, как достать еду, как защитить себя от зверей. Мысли обретают новое направление: окружающий мир с точки зрения реальных возможностей и законов. К тому же человек понял, что он может не зависеть от богов: крыша защитит от дождя, оружие – от зверя. Человек начинает думать, что он тоже каким-то образом влияет на действительность. Тут греки начинают изучать этот объект – действительность. Оказывается, что существуют законы, например, камень всегда падает вниз, а вода выталкивает погруженное в нее тело. Это начало физики, но и философии тоже. Философия возникла как результат развития физики. Что есть физика? Наука о природе, о мире, объясняющая природные законы. Философия, в сущности, стремится к тому же, поэтому своим рождением философия обязана физике и заинтересованности греков в ответе на вопрос: «почему камень всегда падает вниз?».

Жизнь человека есть движение, развитие, стремление к совершенствованию. Но для чего есть это движение и что оно представляет собой как целостная система? Вероятно, существование жизни породила какая-то цель.

Рассмотрим такой пример. В природе, а точнее в биологических сообществах цель – оставить наиболее приспособленные организмы. Работая над приближением к этой цели, природа уничтожает нежизнеспособные варианты. Средство (Естественный отбор) и способ осуществления (гибель в результате различных факторов, бесплодие) возникли в результате наличия цели – создать идеально приспособленные организмы. Т. е. первоначально есть цель, а за тем методы, способы.

Следовательно, жизнь человека появилась как способ осуществления какой-то цели. Какой?

Человек не знает, но для того, чтобы наполнить свою жизнь смыслом и определить для себя ту самую точку, я бы назвала ее звездой, которой нужно достичь. Вполне возможно, что звезда, к которой он стремится, всего лишь звезда пятой величины, но она лежит на пути к звезде нулевой величины.

Философия наполняет нашу жизнь смыслом, дает нам цель. Для человека это и есть главное, потому что без заданного маршрута движения человек не может двигаться. А остановившись, человек уже не живет, а существует. Кант говорил, что мы никогда не узнаем, какова вещь на самом деле, мы лишь можем понять какова она для меня, т. е. как она себя представляет мне. Значит, настоящую цель мы не увидим. А увидим лишь цель так, как она нами воспринимается или часть ее. О том же говорил Лев Николаевич Толстой, утверждая, что истинные цели человеку никогда неизвестны, но совершая какие-то свои мелкие поступки, он неотступно движется к ней, может быть вполне им неосознаваемой.

Но для жизни цель необходима. Знание о ней дает человеку силы, веру, надежду, храбрость, стойкость. И всё это для того, чтобы приблизить всё человечество к разгадке общей цели.

Религии или философские учения создают путь, по которому идет человек. Индивид выбирает более близкое для него учение, более понятное и правильное для него. Сделав выбор, он следует заповедям Типитаки, Сунны, Корана или Библии (немногим тут отдаляясь от мифов), может быть, учениям Сократа или Гегеля. Человек, таким образом, имеет уже проторенную дорогу, просто верит изложенным мыслям и воспринимает мир соответственно им. Некоторым образом он складывает с себя обязательства по принятию решений, руководствуясь существующими истинами.

Вера в правильность этих истин – наиглавнейшая суть выбора философии. Без веры смог бы русский народ выиграть войну 1812 года, Великую Отечественную Войну 1941-1945 годов? Никогда! Кутузов считал, что настрой, вера народа и есть главная сила армии, а без нее и в сражение можно не идти – будет проиграно. Именно этим – отсутствие веры в победу – объяснял он разгром русских под Аустерлицем.

Набираясь опыта, человек создает свою систему взглядов, свою микрофилософию. Каждый человек имеет свои взгляды на исторические события, оценку фильмов, книг, правильность мнений одних и ошибочность других. Значит, создание философии есть часть сущности человека, как и его частью является поиск причин. Человек всегда ищет причину события. Представьте кошку в комнате, вдруг в дверь вкатывается мячик, кошка, конечно, побежит за ним. А если представить действия человека в той же ситуации, то они буду другими: человек сначала посмотрит на двери, пытаясь понять причину появления мячика. Поиск причины составляет неотъемлемую часть человека, а вследствие этого и создание своей или следование существующей философии.

Философия дает объяснения человеку на те вопросы, на которые наука пока не дала ответов, возможно, никогда не даст. Зачем я родился? Для чего я живу? Чем я должен заниматься? Что представляет собой жизнь? На эти вопросы человек отвечает всю свою жизнь, и помогают ему в этом теории философов, мифы предков, свои собственные суждения. Человек так устроен, что без понимания этих основных вопросов он не может существовать.

В книге Эрленда Лу «Наивно. Супер» рассказывается о тридцатилетнем мужчине, переживающем кризис. Кризис заключен в том, что «старые» мировоззрения и его «старая» философия, которую он для себя выработал 10-20 лет назад, разрушилась, она не применима для его новой жизни. Герой потерян, он возвращается в детство, вспоминая случаи, любимые игрушки, иногда впадает в апатию. Но постепенно он строит новые принципы своей новой жизни, создает новую теорию, по которой будет жить. Человек без действующей и применимой для его жизни философии не является в полном смысле дееспособным человеком. Как и герой книги, без указателей на дороге жизни он никуда не может двигаться.

Философия и есть эти указатели, своеобразный компас, указывающий нам пункт назначения (цель) и путь к ней.

Першина Анна 2011гг.



2. Правоведение

«Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы они были одинаково подчинены законам» (Ж. Даламбер)

Демонстрационный вариант эссе

  1. Я только что прочитала высказывания различных авторов, предложенные в качестве темы эссе, и выбрала тему по правоведению (почему?), которая мне наиболее близка и понятна.

  2. Автор затрагивает (поднимает) проблемы: равенства граждан перед законом, действие принципа верховенства закона (который является характерным признаком правового государства), факторов обеспечения равноправия граждан, законности и правопорядка в стране.

  3. Данная проблема весьма актуальна сегодня для всего мирового сообщества и, конечно же, для нашей страны. (Почему?) Принцип равенства, в соответствии с которым все члены общества должны быть поставлены в одинаковые условия, всегда был и остается одним из важнейших идеалов справедливого общественного устройства.

  4. Ж. Даламбер считает, что истинное равенство людей в обществе можно обеспечить лишь только в том случае, если они будут подчиняться единым законам одинаковым для всех без исключения (пересказ точки зрения автора своими словами).

  5. Я поддерживаю точку зрения автора, так как принцип равноправия означает официально признаваемое равенство граждан (подданных) перед государством, законом, судом. Этот принцип предполагает равенство прав, свобод и обязанностей граждан одного государства независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. А еще невозможность существования особых законов и судов для привилегированных сословий и социальных групп (представление своей точки зрения, аргументация).

  6. В силу этих положений, большинство ученых-правоведов считают принцип РАВЕНСТВА ВСЕХ ПЕРЕД ЗАКОНОМ – одним из важнейших принципов демократического правового государства и основой нормальной жизнедеятельности цивилизованного общества (аргументация со ссылками на др. авторитеты)

  7. Конституции РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина перед законом и судом. К сожалению, история нашей страны да и других стран изобилует примерами использования закона должностными лицами в своих целях. Хотелось бы, чтобы в нашей стране в скором будущем все это воплотилось в практической реальной жизни (использование понятий обществоведческого курса + примеры и ссылки на собственный социальный опыт и практику жизни).

  8. В заключение хотелось бы отметить, что только в условиях неукоснительного действия в стране принципа верховенства закона мы можем говорить о цивилизованном обществе. Только тогда, когда все органы государственной власти, должностные лица и граждане подчиняются праву, когда каждый должен подчинять свое поведение законам, не допуская их нарушения и не злоупотребляя своими правами и властными полномочиями, когда нет никакой разницы в правах между теми, кто правит, и теми, кем правят, возможно говорить о реализации истинного равенства граждан (вывод).


3.

«Молодое поколение и здоровье нации: профилактика инфекционных заболеваний, здоровый образ жизни»
Будущее страны напрямую зависит от уровня здоровья нации, от уровня здоровья россиян. Здоровье нации и, что особенно важно, здоровье молодого поколения в последние годы становится актуальной проблемой государственного уровня.

Сегодня две трети российских школьников имеют различные хронические заболевания, и лишь 10 % выпускников школ могут считаться по-настоящему здоровыми. 40 % юношей, проходящих врачебные комиссии в военкоматах, признаются негодными к воинской службе по состоянию здоровья. Среди самых частых диагнозов — недостаток веса и мышечной массы. Сейчас это кажется странным, потому что в нашей стране нет проблемы с питанием. Следовательно, подрастающему поколению необходимы занятия физкультурой и спортом. Президент Российской Федерации поставил четкие задачи, подчеркнув, что нам нужны новые уроки физкультуры — современные, эффективные и интересные. Это касается не только школ, но и вузов. Школа, где ребята проводят большую часть времени, должна предусмотреть комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья, развивать физическую культуру молодежи и прививать ценности здорового образа жизни. Спорт формирует сильный характер и учит добиваться всего своим трудом. Занятия спортом, физическая активность, здоровое питание и отсутствие вредных привычек – это должно стать модным! Это движение современных людей, стремящихся к духовному и физическому совершенству, с каждым годом растет. Президент Российской Федерации Д.А.Медведев подаёт самый яркий пример всем гражданам нашей страны, каким должен быть образ жизни человека. Он занимается умственным трудом, отнимающим много сил, но выкраивает время на спорт каждый день.

Государство, заботясь о здоровье молодых граждан, создаёт базу для целенаправленного, постепенного, масштабного оздоровления нации. С 1 января 2006 года стартовал проект «Здоровье». Проект уже получил название «национального приоритетного проекта» и был разработан для реализации предложений В.В.Путина по совершенствованию медицинской помощи в Российской Федерации. Основная задача проекта - улучшение ситуации в здравоохранении и создание условий для его последующей модернизации. В рамках реализации национального проекта «Здоровье» можно выделить три основных направления: повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, усиление профилактической направленности здравоохранения, расширение доступности высокотехнологичной медицинской помощи.

В появлении новых страшных болезней виноват человек. Создавая всё более сильные яды против них, он порождает всё более устойчивые вирусы. В результате деятельности человека состояние окружающей среды ухудшается. Для профилактики инфекционных заболеваний, конечно, нужна вакцинация. Но решающим фактором я считаю другое. Необходимо беречь здоровье смолоду и создавать запас физического здоровья и иммунитета с детства, чтобы всю жизнь поддерживать своё здоровье на достаточном уровне. Человек должен бороться с недугами силой своего иммунитета, а не многочисленными лекарствами.

Далеко не все заболевания современного человека может вылечить медицина, пусть даже самая высокотехнологичная, потому что здоровье бывает физическим и моральным. Последнее является основополагающим, ведь из морального нездоровья вытекает нездоровье физическое. Правильный образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Оно является делом не только личным, но и общественным. И семье, и школе не следует забывать, что здоровье молодого поколения – это дальнейшее развитие, социальная и экономическая мощь нашего государства. Семья – важнейший из социальных институтов - делает человека таким, какой он есть. Я убеждена в том, что пример родителей и должное воспитание играют самую главную роль в формировании личности. Следовательно, необходимо требовать от родителей ответственности за здоровье своих детей.

«Благодаря» вредным привычкам, неправильному образу жизни и многим другим факторам, хорошо всем известным, люди с каждым годом обзаводятся всё более богатым «букетом» болезней. Алкоголь, курение, наркотики – это сомнительные удовольствия, ложная потребность, удел слабых и ограниченных людей, у которых нет будущего. Чтобы людей, которые стали жертвами смертельной зависимости, было меньше, необходимо усилить антирекламу, ограничить демонстрацию телевизионных сюжетов и программ, в которых употребление алкоголя и табачных изделий преподносится как норма жизни. Может быть, пришло время задуматься о цензуре той информации, которая ежедневно обрушивается на детей? Среди действенных мер можно выделить повышение цен, ужесточение мер за нарушение законодательства в области реализации и контроль за неукоснительным исполнением властями своих служебных обязанностей. Необходимо решить остро стоящий вопрос о курении и употреблении наркотиков на территории школ и вузов и продажу табачных изделий и пива в каждом киоске. Я считаю, что наша страна и наше национальное сознание пока не готово к тому, чтобы могла осуществляться свободная продажа алкоголя и табачных изделий. В нашей стране нет культуры их употребления, в отличие от стран Запада. Самой распространённой ошибкой молодого поколения являются мысли о том, что отрицательные последствия вредных привычек скажутся на ком угодно, но только их это не коснётся. Это одно из самых опасных заблуждений молодых людей. Здоровье - прежде всего. Немногие понимают эту простую истину, особенно молодёжь в наш развитый век новых соблазнов, появляющихся с каждым днём всё больше и больше.

«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», - говорил А.П.Чехов. Если человек не развивается гармонично, то эта однобокость станет помехой для полноценной жизни. Человек, бездумно накачивающий мышечную массу, не оставит ничего хорошего после себя потомкам. Человек, имеющий всевозможные премии за умственный труд, но не развивающийся физически, оставит после себя богатое наследие книг и трудов, но только не здоровое потомство. Нам с детства твердят в школе: лучший отдых, равномерное развитие – это чередование разных видов деятельности. Важно следить за своим здоровьем, моральным и физическим. Ведь именно от молодых зависит будущее нашей страны, именно им строить своё будущее и вести вслед за собой новые поколения. Мы молоды и перспективны. Для нас открыто много путей и дорог. Нам предоставляется фантастическая возможность своими руками написать новую историю Великой Российской державы.

Всё в жизни нужно делать с оглядкой на своё здоровье и здоровье окружающих и природы. Здоровье – это не та вещь, которая нужна для жизни. Это та вещь, без которой жизнь не нужна.



Чекасина Ольга 2011г.





Каталог: DswMedia
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование влияния эми сотового телефона на живые организмы. Работу ученица 11 класса
DswMedia -> Работу выполнил
DswMedia -> Предметная неделя «Новое поколение за здоровый образ жизни!»
DswMedia -> Конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся
DswMedia -> Всё о вреде курения
DswMedia -> Семинар «факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания»
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование уровня профессионального выгорания педагогов мбоу сош№1 Работу ученица 9 класса
DswMedia -> Учебное пособие для студентов по специальности «Сестринское дело»


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница